РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по обществознанию для 10 класса на 2013 - 2014 учебный год

Самойлов Вадим Андреевич

Программа базируется на учебнике «Обществознание». 10 класс. Базовый уровень  / Под ред. Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой, А.И. Матвеева.- М.: Просвещение, 2009

Программа рассчитана на 68 часов из расчета 2 часа в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_obshch_10_-1.docx76.87 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Центр образования № 133

Невского района Санкт-Петербурга

СОГЛАСОВАНА

Протокол заседания

методического совета

№___от   «___» _________ 2013 г.,

             

 

 Принята

    Педсовет  ГБОУ ЦО № 133

    Невского района Санкт-Петербурга

     Протокол № ______  от  __________ 2013 г.

 УтвержденА

 Директор ГБОУ ЦО № 133

  _______________________ /С.А. Хлебникова/

  Приказ № ___ от    «___»___________   2013 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по обществознанию  

 для 10-1 класса

     на 2013 - 2014 учебный год

 Учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории    

Самойлов Вадим Андреевич

Санкт- Петербург

2013

Пояснительная записка

Статус документа

        Данная программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования по обществознанию в соответствии с обязательным минимумом содержания образовательных программ и отвечает определённым в стандарте требованиям к уровню подготовки учащихся старших классов.

Рабочая программа составлена на основе примерного планирования курсу Обществознание для 10 класса Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, кабинет истории и обществознания. Программа  соответствует  Основной образовательной программе  и Учебному плану ГБОУ ЦО №133

Данная программа наиболее подходит для учащихся ГБОУ ЦО № 133 поскольку большинство учащихся приходит с большими пробелами в образовании, а данная программа Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, кабинет истории и обществознания, как нельзя лучше подходит именно для такого контингента, так как дает возможность логически выстроить подачу материала и восстановить упущенные или забытые разделы.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов Обществознания с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики представления учебного материала, возрастных особенностей учащихся.

В программу Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования изменений не внесено (изменения могут касаться лишь почасовой нагрузки предусмотренной в Учебном плане ГБОУ ЦО № 133), однако Учебный план ГБОУ ЦО № 133 предусматривает сокращенную программу прохождения курса из расчета 36 часов в год, 1 часа в неделю. Поэтому время подачи материала сокращено до указанного количества часов.

Программа базируется на учебнике «Обществознание». 10 класс. Базовый уровень  / Под ред. Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой, А.И. Матвеева.- М.: Просвещение, 2009

Программа рассчитана на 68 часов из расчета 2 часа в неделю

При изучении курса программа предусматривает открытые уроки, семинары, тестирование (преимущественно в формате ЕГЭ), медиа-материалы.

Формой контроля выступает тестирование и устные опросы.

К концу учебного года планируется достичь уровня заявленного в пункте «требования к уровню подготовки» (См. ниже) 

Определение места и роли учебного курса        

  Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по обществознанию (обществоведению) представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Знания об этих социальных объектах дают социология, экономическая теория, политология, социальная психология, правоведение, философия. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей. Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.

Используемые технологии

1.        Модульно-блочное обучение - Для преподавания истории в современной школе характерна ориентация не столько на приобретение большого количества знаний, сколько на личностно ориентированное обучение, развитие необходимых в ХХI в. умений и навыков интеллектуального общения. Стоит задача развития творческого мышления учащихся, формированием умений самостоятельного поиска, анализа и оценки полученной информации. Для этого необходим доступ учеников к новым источникам информации, самостоятельного приобретения новых знаний и обогащения личного опыта. В существующую классно-урочную систему водятся новые элементы занятий, направленные на проявление заинтересованности школьников в выполнении тех или иных заданий. Учащиеся не столько запоминают, сколько размышляют, оказываются в ситуации выбора, самостоятельного принятия решений. Они работают в парах сменного состава, малых учебных группах (не более 3–4 человек), что ведет к коллективному взаимообучению. Способы системного конструирования и осуществления целенаправленного поэтапного процесса обучения, при котором достигается запланированный результат, получили в зарубежной школе название технологического подхода.

2.        Применение видео и аудио-носителей - достоинства их использования на уроках - прежде всего, оперативность и маневренность, возможность повторного применения, использование стоп-кадра. Просмотр создает эффект присутствия, подлинности фактов и событий истории, вызывает интерес к истории как к предмету обучения.

3.        Компьютерные технологии - компьютерные технологии позволяют использовать различные виды заданий интерактивного характера: по событиям, хронологии, географическим наименованиям, топонимике, терминам и понятиям, персоналиям

4.        Интернет - представляет огромнейшие возможности для пользователей, всемирная сеть включает электронную почту, дает доступ к графическому и мультимедийному содержанию Web. В понятие мультимедиа (multi – много, media – средство информации) входит многокомпактная информационная среда, совокупность которой составляет текстовая информация (тексты, числовые данные), аудиоряд (речь, музыка, звуковые эффекты), видеоряд (анимация, видео, графические изображения). Здесь же имеются поисковые системы, каналы для переговоров и дискуссий в режиме реального времени, игры, новости.

Основные образовательные цели и задачи

развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования;

овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные дан¬ные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных от-ношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Принципы, которые заложены в данную программу

соответствие требованиям современного школьного гуманитарного образования, в том числе концепции модернизации образования;

структурирование заданий учащимся применительно к новому познавательному этапу их учебной деятельности;

формирование у учащихся умения работать с различными источниками, способности выработки собственных позиций по рассматриваемым проблемам, получение опыта оценочной деятельности общественных явлений

Литература:

1.        Программы общеобразовательных учреждений: Обществознание: 10-11кл.- М.: Просвещение, 2010

2.        Обществознание: учеб. для  учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень / [ Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.] ; под ред. Л.Н. Боголюбова.-2-е изд.- М.: Просвещение, 2006

3.        Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10-11 кл.: пособие для учителя / [ Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.Ю. Басик и др. ]; под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007

4.        Единый государственный экзамен 2010. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ. – М.: Интеллект – центр, 2010

5.        Обществознание: 10 кл.: базовый уровень: метод. рекомендации: пособие для учителя / [ Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.] ; под ред. Л.Н. Боголюбова.- М.: Просвещение, 2006

6.        Повторительно – обобщающие уроки по обществознанию. 8-11 классы./ Сост. Т.А. Корнева.- М.: Издательство «Глобус», 2009.

Интернет - ресурсы

1.        Стандарт среднего (полного) общего образования по обществознанию (включая экономику и право). Базовый уровень. / /www.mon.gov.ru – Официальный сайт Министерства науки и образования РФ. Федеральное агентство по образованию (Рособразование), 2005

2.        Электронная библиотека социологического факультета МГУ http://lib.socio.msu.ru/l/library

3.        Электронная библиотека Гумер http://www.gumer.info/

4.        Электронные тексты по философии http://filosof.historic.ru/

5.        Архив учебных программ и презентаций http://www.rusedu.ru/

6.        Учительский портал http://www.uchportal.ru/

7.        Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ 10 КЛАССА

68 уроков, 2 часа в неделю, уровень базовый.

РАЗДЕЛ I. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК (16 Ч)

Т е м а  1. Общество (4 ч)

      Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе.

      Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты.

Т е м а  2. Человек (12 ч)

      Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.

      Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность.

      Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.

      Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности.

      Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.

РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

Т е м а  3. Духовная культура (10 ч)

Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации.

Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование.

Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура.

Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.

Т е м а  4. Экономическая сфера (4 ч)

      Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономика и социальная структура. Взаимовлияние экономики и политики.

      Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления.

Т е м а  5. Социальная сфера (14 ч)

      Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность.

Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда.

Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль.

Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений.

Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Культура топоса.

Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура.

Т е м а  6. Политическая сфера (12 ч)

      Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды.

 Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России.

Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества.

Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология.

Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие. Политическая культур

РАЗДЕЛ III. ПРАВО

Т е м а  7. Право как особая система норм (10 ч)

      Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.

Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.

Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.

Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы. Предпосылки правомерного поведения.

Правосознание. Правовая культура.

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (4 ч)

      Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его противоречия.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОСНОВНОГО СОДЕРЖАНИЯ

№ урока

Название тем и уроков

§

Тема 1.  Общество                                                4 часа

1-2

Что такое общество        

§1

3-4

Общество как сложная динамическая система

§2

Тема 2.  Человек                                                 12 часов

5-6

Природа человека

§3

7-8

Человек как духовное существо

§4

9-10

Деятельность – способ существования людей

§5

11-12

Познание и знание

§6

13-14

Человек в системе социальных связей

§7

15-16

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Человек»

Тема 3. Духовная культура                              9 часов

17-18

Культура и духовная жизнь общества

§8

19-20

Наука. Образование

§9

21-22

Мораль. Религия

§10

23-24

Искусство и духовная жизнь

§11

25

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Духовная жизнь»

Тема 4. Экономическая сфера                        4 часа

26-27

Роль экономики в жизни общества. Коррупция – преграда экон. развития

§12

28-29

Экономическая культура. Антикоррупционное законодательство

§13

Тема 5. Социальная сфера                             14 часов

30-31

Социальная структура общества

§ 14

32-33

Социальные взаимодействия

§ 15

34-35

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

§ 16

36-37

Нации и межнациональные отношения

§ 17

38-39

Семья и быт

§ 18

40-41

Социальное развитие и молодежь

§ 19

42-43

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Социальная сфера»

Тема 6. Политическая сфера                        12 часов

44-45

Политика и власть

§ 20

46-47

Политическая система

§ 21

48-49

Гражданское общество и правовое государство. Антикоррупционн. Деят.

§ 22

50-51

Демократические выборы и политические партии

§ 23

52-53

Участие гражданина в политической жизни. Активн. позиция – залог успеха

§ 24

54-55

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Политическая сфера»

Тема 7. Право как особая система норм    11 часов

56-57

Право в системе социальных норм

§ 25

58-59

Источники права

§ 26

60-61

Правоотношения и правонарушения

§ 27

62-63

Современное российское законодательство

§ 28

64-65

Предпосылки правомерного поведения

§ 29

66

Повторительно-обобщающий  по теме: «Право как особая система норм»

67-68

Заключительные уроки. Общество в развитии. Новые угрозы

§ 30

Антикоррупционный блок

Роль экономики в жизни общества. Коррупция – преграда экон. Развития – урок 27, тема 4

Экономическая культура. Антикоррупционное законодательство – урок 29, тема 4

Гражданское общество и правовое государство. Антикоррупционн. Деят. – урок 49, тема 6

Участие гражданина в политической жизни. Активн. позиция – залог успеха – урок 53, тема 6

Заключительный урок. Общество в развитии. Новые угрозы бедность, коррупция, терроризм – уроки 67-68

Требования к уровню подготовки учеников

В результате изучения обществознания на базовом уровне ученик должен:

 знать/понимать:

биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

особенности социально-гуманитарного познания;

уметь:

характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);

извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;

систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:

успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

совершенствования собственной познавательной деятельности;

критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

Структура изучаемого курса

Раздел курса

Количество часов

всего

теоретические

практические

Тема 1. Общество  

4

4

0

2

Тема 2. Человек  

12

10

2

3

Тема 3. Духовная культура

9

8

1

4

Тема 4. Экономическая сфера

4

4

0

5

Тема 5. Социальная сфера

14

12

2

6

Тема 6. Политическая сфера

12

10

2

7

Тема 7. Право как особая система норм 

11

10

1

8

Заключительный урок

2

1

1

8

Итого

68

59

9

Условные обозначения (сокращения), используемые в тематическом планировании базисного изучения материала по обществознанию в 10-11 классах:

В столбце «Типы урока»:

  • ОНМ – ознакомление с новым материалом
  • ЗИ – закрепление изученного
  • ПЗУ – применение знаний и умений
  • ОСЗ – обобщение и систематизация знаний
  • ПКЗУ – проверка и коррекция знаний

В столбце «Вид контроля, измерители» (индивидуальное, фронтальное, групповое оценивание):

  • Т – тест
  • СР – самостоятельная работа
  • КР – контрольная работа
  • ДР – диагностическая работа
  • УО – устный опрос
  • ФО – фронтальный опрос
  • З - зачет


Календарно-тематическое планирование учебного  материала

№ урока

Дата

Тема урока

Дом. задание

Метод обучения

Форма работы

Средства обучения, демонстрации

Требования к базовому уровню подготовки

Тип урока

Вид контроля

Т е м а  1. Общество (4 ч)

1

Что такое общество Общество как совместная жизнедеятельность людей.

Информационно-развивающий

Беседа, коллективно-мыслительная деятельность

Лекция

Знать понятия: общество, общественные отношения, культура, материальная культура, духовная культура, культурные универсалии, деятельность. Уметь: Объяснять явления, приводить примеры,  сравнивать, анализировать

ОНМ

УО

2

Что такое общество Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе.

§ 1

Информационно-развивающий

Беседа, коллективно-мыслительная деятельность

Лекция

ОНМ

УО

3

Общество как сложная динамическая система Структура общества. Общество как сложная динамичная система.

Информационно-развивающий

Беседа, коллективно-мыслительная деятельность

Лекция

Знать понятия: социальный институт, система. Уметь: Объяснять явления, приводить примеры,  сравнивать, анализировать

ОНМ

УО

4

Общество как сложная динамическая система Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты.

§ 2

Информационно-развивающий

Беседа, коллективно-мыслительная деятельность

Лекция, тест

ОНМ

УО

Т е м а  2. Человек (12 ч)

5

Природа человека Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции.

Информационно-развивающий

Беседа, коллективно-мыслительная деятельность

Лекция

Знать понятия: антропогенез. Имеет представление об отличительных признаках человека. Уметь: Объяснять явления, приводить примеры,  сравнивать, анализировать

ОНМ

УО

6

Природа человека Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.

§ 3

Информационно-развивающий

Беседа, коллективно-мыслительная деятельность

Лекция

ОНМ

УО

7

Человек как духовное существо Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека.

Информационно-развивающий

Беседа, коллективно-мыслительная деятельность

Лекция

Знать понятия: идеал, ценности, мировоззрение, «золотое правило» нравственности, мораль. Уметь: Объяснять явления, приводить примеры,  сравнивать, анализировать

ОНМ

УО

8

Человек как духовное существо Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность.

§ 4

Информационно-развивающий

Беседа, коллективно-мыслительная деятельность

Лекция

ОНМ

УО

10

Деятельность – способ существования людей Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация.

Информационно-развивающий

Беседа, коллективно-мыслительная деятельность

Лекция

Знать понятия: деятельность, потребность, цель, мотив, сознание. Уметь: Объяснять явления, приводить примеры,  сравнивать, анализировать

ОНМ

УО

11

Деятельность – способ существования людей Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.

§ 5

Информационно-развивающий

Беседа, коллективно-мыслительная деятельность

Лекция

ОНМ

УО

12

Познание и знание Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии.

Информационно-развивающий

Беседа, коллективно-мыслительная деятельность

Лекция

Знать понятия: знание, агностицизм, чувственное и рациональное познание, понятие, мышление, язык, истина, абсолютная истина, относительная истина. Уметь: Объяснять явления, приводить примеры,  сравнивать, анализировать

ОНМ

УО

13

Познание и знание Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.

§ 6

Информационно-развивающий

Беседа, коллективно-мыслительная деятельность

Лекция

ОНМ

УО

14

Человек в системе социальных связей Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование.

Информационно-развивающий

Беседа, коллективно-мыслительная деятельность

Лекция

Знать понятия: личность, индивид, индивидуальность, социализация личности, самосознание, самореализация. Уметь: Объяснять явления, приводить примеры,  сравнивать, анализировать

ОНМ

УО

15

Человек в системе социальных связей Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности.

§ 7

Информационно-развивающий

Беседа, коллективно-мыслительная деятельность

Лекция

ОНМ

УО

16

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Человек»

Творчески-репродуктивный

Индивидуальная работа

Практикум

Умение применять знания на практике

ПКЗУ

СР

17

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Человек»

     

§ 1-7

Творчески-репродуктивный

Индивидуальная работа

Практикум

ПКЗУ

Т

Т е м а  3. Духовная культура (9 ч)

18

Культура и духовная жизнь общества Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь.

Информационно-развивающий

Беседа, коллективно-мыслительная деятельность

Лекция

Знать понятия: духовная жизнь, культура, диалог культур, народная культура, массовая культура, элитарная культура. Уметь: Объяснять явления, приводить примеры,  сравнивать, анализировать

ОНМ

УО

19

Культура и духовная жизнь общества Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации.

§ 8

Информационно-развивающий

Беседа, коллективно-мыслительная деятельность

Лекция

ОНМ

УО

20

Наука. Образование Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире.

Информационно-развивающий

Беседа, коллективно-мыслительная деятельность

Лекция

Знать понятия: наука, научно-технический прогресс, образование. Уметь: Объяснять явления, приводить примеры,  сравнивать, анализировать

ОНМ

УО

21

Наука. Образование Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование.

§ 9

Информационно-развивающий

Беседа, коллективно-мыслительная деятельность

Лекция

ОНМ

УО

22

Мораль. Религия Мораль и религия. Мораль, ее категории.

Информационно-развивающий

Беседа, коллективно-мыслительная деятельность

Лекция

Знать понятия: мораль, этика, религия, светское сознание. Уметь: Объяснять явления, приводить примеры,  сравнивать, анализировать

ОНМ

УО

23

Мораль. Религия Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура.

§ 10

Информационно-развивающий

Беседа, коллективно-мыслительная деятельность

Лекция

ОНМ

УО

24

Искусство и духовная жизнь Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления.

Информационно-развивающий

Беседа, коллективно-мыслительная деятельность

Лекция

Знать понятия: искусство. Иметь представление о характерных чертах искусства, видах искусства.

ОНМ

УО

25

Искусство и духовная жизнь Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.

§ 11

Информационно-развивающий

Беседа, коллективно-мыслительная деятельность

Лекция

ОНМ

УО

26

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Духовная жизнь»

Творчески-репродуктивный

Индивидуальная работа

Практикум

Умение применять знания на практике

ПКЗУ

СР

27

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Духовная жизнь»

§ 8-11

Творчески-репродуктивный

Индивидуальная работа

Практикум

ПКЗУ

Т

Т е м а  4. Экономическая сфера (4 ч)

28

Роль экономики в жизни общества. Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества.

Информационно-развивающий

Беседа, коллективно-мыслительная деятельность

Лекция

Знать понятия: экономика, уровень жизни, валовой внутренний продукт, уровень бедности. Уметь: Объяснять явления, приводить примеры,  сравнивать, анализировать

ОНМ

УО

29

Роль экономики в жизни общества. Экономика и социальная структура. Взаимовлияние экономики и политики. + Коррупция – преграда экон. Развития (а-к блок)

§ 12

Информационно-развивающий

Беседа, коллективно-мыслительная деятельность

Лекция

ОНМ

УО

30

Экономическая культура. Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта.

Информационно-развивающий

Беседа, коллективно-мыслительная деятельность

Лекция

Знать понятия: экономическая культура личности, экономический интерес, деловая этика, экономическая свобода. Уметь: Объяснять явления, приводить примеры,  сравнивать, анализировать

ОНМ

УО

31

Экономическая культура. Культура производства и потребления.+ Антикоррупционное законодательство (а-к блок)

§ 13

Информационно-развивающий

Беседа, коллективно-мыслительная деятельность

Лекция

ОНМ

УО

Т е м а  5. Социальная сфера (7 ч)

32

Социальная структура общества Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация.

Информационно-развивающий

Беседа, коллективно-мыслительная деятельность

Лекция

Знать понятия:  маргиналы, социальное неравенство, социальная дифференциация, социальная стратификация, социальная мобильность, социальный статус, социальные интересы. Уметь: Объяснять явления, приводить примеры,  сравнивать, анализировать

ОНМ

УО

33

Социальная структура общества Социальные интересы. Социальная мобильность.

§ 14

Информационно-развивающий

Беседа, коллективно-мыслительная деятельность

Лекция

ОНМ

УО

34

Социальные взаимодействия Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия.

Информационно-развивающий

Беседа, коллективно-мыслительная деятельность

Лекция

Знать понятия: социальная связь, социальные отношения, социальное взаимодействие, социальный конфликт, культура труда. Уметь: Объяснять явления, приводить примеры,  сравнивать, анализировать

ОНМ

УО

35

Социальные взаимодействия Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда.

§ 15

Информационно-развивающий

Беседа, коллективно-мыслительная деятельность

Лекция

ОНМ

УО

36

Социальные нормы и отклоняющееся поведение Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм.

Информационно-развивающий

Беседа, коллективно-мыслительная деятельность

Лекция

Знать понятия: социальные нормы, социальный контроль, девиантное поведение, преступность, преступление. Уметь: Объяснять явления, приводить примеры,  сравнивать, анализировать

ОНМ

УО

37

Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль.

§ 16

Информационно-развивающий

Беседа, коллективно-мыслительная деятельность

Лекция

ОНМ

УО

38

Нации и межнациональные отношения Национальные отношения. Этнические общности.

Информационно-развивающий

Беседа, коллективно-мыслительная деятельность

Лекция

Знать понятия: этнос, нация, национальность, национальное самосознание, национализм, геноцид, шовинизм, патриотизм, расизм, апартеид, толерантность. Уметь: Объяснять явления, приводить примеры,  сравнивать, анализировать

ОНМ

УО

39

Нации и межнациональные отношения Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений.

§ 17

Информационно-развивающий

Беседа, коллективно-мыслительная деятельность

Лекция

ОНМ

УО

40

Семья и быт Семья и быт. Семья как социальный институт.

Информационно-развивающий

Беседа, коллективно-мыслительная деятельность

Лекция

Знать понятия:   семья. Иметь представление о функциях и видах  семьи.

ОНМ

УО

41

Семья и быт Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Культура топоса.

§ 18

Информационно-развивающий

Беседа, коллективно-мыслительная деятельность

Лекция

ОНМ

УО

42

Социальное развитие и молодежь Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа.

Информационно-развивающий

Беседа, коллективно-мыслительная деятельность

Лекция

Знать понятия: молодежь, молодежная субкультура. Уметь: Объяснять явления, приводить примеры,  сравнивать, анализировать

ОНМ

УО

43

Социальное развитие и молодежь Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура.

§ 19

Информационно-развивающий

Беседа, коллективно-мыслительная деятельность

Лекция

ОНМ

УО

44

Повторительно-обобщающий урок по темам: «Экономика» и «Социальная сфера»

Творчески-репродуктивный

Индивидуальная работа

Практикум

Умение применять знания на практике

ПКЗУ

СР

45

Повторительно-обобщающий урок по темам: «Экономика» и «Социальная сфера»

§ 14-19

Творчески-репродуктивный

Индивидуальная работа

Практикум

ПКЗУ

Т

Т е м а  6. Политическая сфера (6 ч)

46

Политика и власть Политика и власть. Политика и общество.

Информационно-развивающий

Беседа, коллективно-мыслительная деятельность

Лекция

Знать понятия:  политика, политическая партия, политический институт, государство, политические отношения, политическая власть. Уметь: Объяснять явления, приводить примеры,  сравнивать, анализировать

ОНМ

УО

47

Политика и власть Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды.

§ 20

Информационно-развивающий

Беседа, коллективно-мыслительная деятельность

Лекция

ОНМ

УО

48

Политическая система Политическая система. Структура и функции политической системы.

Информационно-развивающий

Беседа, коллективно-мыслительная деятельность

Лекция

Знать понятия: политическая система, политический режим, тоталитарный режим, авторитарный режим, демократический режим.Иметь представление о структуре и функциях политической системы

ОНМ

УО

49

Политическая система Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России.

§ 21

Информационно-развивающий

Беседа, коллективно-мыслительная деятельность

Лекция

ОНМ

УО

50

Гражданское общество и правовое государство. Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки.

Информационно-развивающий

Беседа, коллективно-мыслительная деятельность

Лекция

Знать понятия: республика, президентская республика, парламентская республика, смешанная республика, монархия, парламентская монархия, абсолютная монархия, гражданское общество. Называть признаки правового государства

ОНМ

УО

51

Гражданское общество и правовое государство. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества. + Антикоррупционн. Деят. (а-к блок)

§ 22

Информационно-развивающий

Беседа, коллективно-мыслительная деятельность

Лекция

ОНМ

УО

52

Демократические выборы и политические партии Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы.

Информационно-развивающий

Беседа, коллективно-мыслительная деятельность

Лекция

Знать понятия: избирательная система, многопартийность, двухпартийная система. Иметь представление о типах избирательных систем, типах партий

ОНМ

УО

53

Демократические выборы и политические партии Многопартийность. Политическая идеология.

§ 23

Информационно-развивающий

Беседа, коллективно-мыслительная деятельность

Лекция

ОНМ

УО

54

Участие гражданина в политической жизни. Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие. Политическая культур + Активн. позиция – залог успеха (а-к блок)

§ 24

Информационно-развивающий

Беседа, коллективно-мыслительная деятельность

Лекция

Знать понятия: политический процесс, политическое участие, популизм, политическая культура.

ОНМ

УО

55

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Политическая сфера»

Творчески-репродуктивный

Индивидуальная работа

Практикум

Умение применять знания на практике

ПКЗУ

СР

56

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Политическая сфера»

§ 20-24

Творчески-репродуктивный

Индивидуальная работа

Практикум

ПКЗУ

СР

Т е м а  7. Право как особая система норм (5 ч)

57

 Право в системе социальных норм Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения.

Информационно-развивающий

Беседа, коллективно-мыслительная деятельность

Лекция

Знать понятия: право, система права, отрасль права, норма права, институт права. Называть основные признаки права, сравнивает мораль и право

ОНМ

УО

58

 Право в системе социальных норм Публичное и частное право.

§ 25

Информационно-развивающий

Беседа, коллективно-мыслительная деятельность

Лекция

ОНМ

УО

59

Источники права Источники права. Правовые акты.

Информационно-развивающий

Беседа, коллективно-мыслительная деятельность

Лекция

Знать понятия: источники права, нормативно-правовой акт, конституция. Называет основные источники права, виды нормативных актов

ОНМ

УО

60

Источники права Конституция в иерархии нормативных актов.

§ 26

Информационно-развивающий

Беседа, коллективно-мыслительная деятельность

Лекция

ОНМ

УО

61

Правоотношения и правонарушения Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности.

Информационно-развивающий

Беседа, коллективно-мыслительная деятельность

Лекция

Знать понятия: правоотношение, правонарушение, юридическая ответственность.

ОНМ

УО

62

Правоотношения и правонарушения Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.

§ 27

Информационно-развивающий

Беседа, коллективно-мыслительная деятельность

Лекция

ОНМ

УО

63

Современное российское законодательство Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права.

Информационно-развивающий

Беседа, коллективно-мыслительная деятельность

Лекция

Давать характеристику отраслям права: конституционное, административное, гражданское, трудовое, семейное, уголовное, экологическое.

ОНМ

УО

64

Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы.

§ 28

Информационно-развивающий

Беседа, коллективно-мыслительная деятельность

Лекция

ОНМ

УО

65

Предпосылки правомерного поведения Предпосылки правомерного поведения.

Информационно-развивающий

Беседа, коллективно-мыслительная деятельность

Лекция

Знать понятия: правосознание, правовая культура, правомерное поведение.

ОНМ

УО

66

Предпосылки правомерного поведения Правосознание. Правовая культура.

§ 29

Информационно-развивающий

Беседа, коллективно-мыслительная деятельность

Лекция

ОНМ

УО

67-68

Заключительный урок. Общество в развитии. Новые угрозы 2 часа

§ 30

Информационно-развивающий

Беседа, коллективно-мыслительная деятельность

Лекция

Иметь представление о многообразии путей и форм общественного развития, о процессе глобализации, о противоречивости прогресса.

ОНМ

Т