Главные вкладки

    Проблема толерантности в современном обществе

    Литягина Ирина Викторовна

    Материал для родительского собрания. Что такое толерантность? Каковы ее принципы?

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rod._sobranie_tolerantnost.doc45.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание

    ПРОБЛЕМА ТОЛЕРАНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

                       

                                                       «Если я не такой, как ты, то я этим не оскорбляю         тебя, а одариваю».

                                                                                                Антуан Сент – Экзюпери.

    Вот уже несколько лет мы живем в 21 веке. Прогресс, экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека. Казалось бы, жизнь должна  быть размереннее, увереннее, радостнее. Но, однако, в современном обществе  происходит активный рост агрессивности, экстремизма,  конфликтов. Почему? Толерантно ли общество или нет?  Какие проблемы толерантности в современном обществе существуют?

    Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевала терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая права и свобод других. Толерантность также является основой демократии и прав человека, нетерпимость в обществе приводит к нарушению прав человека, насилию и вооруженным конфликтам.

    Нетерпимость общества это слагаемое нетерпимости его граждан. Фанатизм, стереотипы, оскорбления или шутки на расовую тему - конкретные примеры выражения нетерпимости, которые ежедневно имеют место в жизни части людей. Нетерпимость ведет только к встречной нетерпимости. Она заставляет своих жертв искать формы отмщения. Для того,   чтобы бороться с нетерпимостью индивидуум должен осознавать связь между своим поведением и порочным кругом недоверия и насилия в обществе. Каждый из нас должен задаться вопросом: толерантен ли я? Вешаю ли я ярлыки на людей? Не отвергаю ли я тех, кто не похож на меня? Не виню ли я их в своих бедах?

    Для того чтобы понять сущность, уровень и особенности проявления толерантности современного российского общества необходимо, прежде всего, четко определить значение самого термина «толерантность».

    Толерантность трактуется как «…качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванное всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения). Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его прав на отличие».

     «Толерантность-терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям».

    Таким образом, основной смысл толерантности – терпимость к «чуждому», «иному». Это качество присуще как отдельной личности, так и конкретному коллективу, той или иной социальной группе, обществу в целом.

    Рассматривая проблему толерантности, следует сразу же сделать два важных замечания. Во-первых, под «чуждыми», «иными» не подразумеваются идеи, поведение, поступки, обряды, которые неминуемо ведут к деградации, к разрушению социального, духовного. Безусловной проблемой в данном случае является то, что на практике не всегда сразу же и однозначно выявляется их катастрофическая, негативная ценность. Отсюда и трудности в оценках этих идей, и соответственно личностные общественные сложности в формирования определённого к ним отношения. С другой стороны, не следует забывать, что именно толерантное отношение, лишённое желания сразу же запретить, заклеймить и позволяет выявить подлинную сущность «иного». Из этого вытекает и другое замечание. Толерантность не предполагает обязательного отказа от критики, от дискуссии, и тем более от собственных убеждений.

    В настоящее время проблема формирования толерантности стоит особенно остро. Это объясняется целым рядом причин: резкое расслоение мировой цивилизации по экономическим, социальным и другим признакам и связанный с этим рост нетерпимости; развитие религиозного экстремизма; обострение межнациональных отношений, вызванное локальными войнами; проблемами беженцев. 

    Как отмечал отечественный философ Ю.А.Шрейдер: «Самая страшная, из грозящих нам катастроф, это не только атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человечества на Земле, сколько антропологическая - уничтожение человеческого общества в человеке».  

    Для проращивания идей толерантности необходимы условия, но вовремя посеянные семена обязательно взойдут. Важно осознанно и целенаправленно «сеять», и тогда нам не придётся «тащить траву из земли», а когда придёт весна и пригреет солнышко, она вырастет сама. Более того, важно посмотреть на них с позиций системного подхода, вскрывающего взаимозависимости и взаимовлияния систем разного уровня.

    Исходные принципы толерантности:

    1)отказ от насилия как неприемлемого средства приобщения человека к какой-либо идее;

    2)добровольность выбора, акцент на искренности его убеждений, «свобода совести». Подобно тому, как в христианстве «проповедь и пример» являются способами обращения в свою веру, идея толерантности может стать своеобразным ориентиром, своего рода флагом движения, объединяющим единомышленников. При этом не следует осуждать или винить тех, кто ещё не «просвещён»;

    3)умение принудить себя,  не принуждая других. Страх и принуждение извне не способствует в целом сдержанности и терпимости, хотя в качестве воспитательного фактора в определённый момент дисциплинирует людей, при этом формируя определённые нравы;

    4)подчинение законам, традициям и обычаям, не нарушая их и удовлетворяя общественные потребности. Подчинение законам, а не воле властелина или большинства представляется важным фактором развития и движения в нужном направлении;

    5)принятие Другого, который может отличаться по разным признакам – национальным, расовым, культурным, религиозным и т.д. Толерантность каждого способствует равновесию целостности общества, раскрытию всей полноты его частей и достижению «золотой середины» на основе золотого правила нравственности.

    Итак, в настоящее время имеет большое значение осознание важности феномена толерантности для нашего общества. Проблема воспитания толерантности должна объединить людей разных, прежде всего, специалистов разных направлений и уровней – психологов, педагогов, воспитателей, руководителей, лидеров и рядовых специалистов, а также представителей разных возрастных групп.

    Одним из принципов толерантности является «умение принудить себя, не принуждая других», что подразумевает не принуждение, насилие, а лишь добровольное, осознанное самоограничение. Невольно приходит в голову притча о мудреце, к которому мать привела своего сына-сладкоежку и просила убедить его не есть сладкого. Мудрец велел прийти им через месяц. «Не ешь сладкого», - сказал мудрец, обращаясь к мальчику. «Что же ты не сказал этого сразу, зачем заставил ждать целый месяц?» - возмутилась женщина. И тут мудрец признался, что не мог этого сделать потому, что в то время сам ел сладкое. Именно это и есть пример толерантности, самоограничение, требующее начинать с себя лично. Думаю, что способность собственным поведением и примером привлечь других на позиции толерантности является исходно необходимой и весьма важной для развития толерантности.

            

    РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

    03.06.2011г.

    Повестка дня

    1. Профилактика безопасности дорожного движения.

                                                                  Инспектор ГИБДД  Уланова С.Г.

    1. Проблема толерантности в обществе.

                                                                   Соц. педагог Литягина И.В.

    1. Подведение итогов 2010 – 2011 уч.г.

                                                      Зам директора по УПР Шкуратова Н.А.

    1. Распространение памятки для родителей о Законе МО № 176 от 24.12.2010г. «О защите несовершеннолетних от угрозы алкогольной зависимости и профилактике алкоголизма среди несовершеннолетних в МО»

                                                                   Соц. педагог Литягина И.В.

    1. Разное.

    ПРОТОКОЛ

    1. По первому вопросу  заслушали выступление инспектора ГИБДД Улановой С.Г., которая напомнила присутствующим правила пользования скутерами и мотоциклами: возраст, с которого можно ездить на данных транспортных средствах; правила дорожного движения необходимо знать всем участникам дорожного движения. Рассказала о ситуации с дорожно-транспортным травматизмом в Серпуховском районе. Ответила на вопросы родителей.
    2. По второму вопросу заслушали социального педагога Литягину И.В. (доклад прилагается).
    3. По третьему вопросу заслушали зам. директора по УПР Шкуратову Н.А., которая проинформировала родителей об окончании  2010-2011уч.г.  Учащиеся 3 курса сдали экзамены в марте, сейчас проходят производственную практику и готовятся к защите дипломной работы. Учащиеся 2 курса сдают экзамены по общеобразовательным предметам. Далее они будут проходить производственную практику. Учащиеся 1 курса продолжают теоретическое  обучение, с 10 июня у них начнется производственная практика. У основной массы учащихся 1-2 курсов производственная практика пройдет в мастерских училища, но если есть возможность устроить учащегося на практику на производство, то это можно сделать, оформив договор и принеся его в училище.  28 июня выпускной вечер. Летние каникулы у учащихся 1 и 2 курсов с 01 июля по 31 августа.
    4. По четвертому вопросу заслушали социального педагога Литягину И.В., которая напомнила родителям содержание Закона МО № 176 от 24.12.2010г. «О защите несовершеннолетних от угрозы алкогольной зависимости и профилактике алкоголизма среди несовершеннолетних в МО». Раздала присутствующим памятки для родителей, в которых содержатся выписки из вышеупомянутого закона.
    5. Заслушали социального педагога Литягину И.В., которая рассказала родителям, что учащиеся будут привлекаться к ремонтным работам (штукатурка, покраска) и работам по благоустройству училища (мытье окон, полов, оформление клумб). Родители не возражали против этого. Все присутствующие дали согласие на привлечение учащихся к этим видам работ.