Нам есть чем гордится.

Барыбина Татьяна Викторовна

В этой статье я хочу рассказать о своей замечательной школе, в которой работают самые профессиональные педагоги и учатся  самые любознательные дети. Сейчас в школе появился новый предмет ОРК и СЭ. Что это за предмет? Кто его ведет? И зачем он появился в школе? Если Вы хотите узнать об этом, давайте знакомиться. Эта стаья про нас: нам есть куда спешить! Нам есть чем гордиться!                  

                                                                          

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nam_est_chem_gorditsya_mezhdunarodnyy_konkurs_pedagogov.docx42.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №1» г. Губкинский

Место предмета основы религиозных культур и светской этики в системе воспитательной работы школы.

Барыбина Т.В.,  учитель истории, обществознания и ОРК и СЭ

Солодилова Г.Н., психолог, учитель начальных классов и ОРК и СЭ

S1sc@yesnet.purpe.ru

89220520873

                                                            г. Губкинский

2013

«Надо твердо помнить, что все пережитое нашим народом окажется напрасным,
а сами мы станем предателями и изменниками великого русского дела, если не сделаем должных выводов из горького опыта, доставшегося нам безмерной, невосполнимой ценой.  Стоит лишь начать, и Господь Всемогущий подаст нам силы на духовную брань, чистую жизнь и благие дела!"                    

                                         Митрополит Санкт-Петебрургский и Ладожский Иоанн 

Воспитание детей всегда считалось наиболее сложной и почитаемой профессией. Культурные и религиозные ценности, накопленные веками и собственные образцы поведения – это то, что лежит в основе всех воспитательных систем. Хороший родитель, так же как и хороший учитель – это тот, кто подает детям достойный пример в обычной жизни. Необходимость использования культурных, национальных и религиозных традиций в нравственном воспитании детей объясняется, прежде всего, тем, что в них наиболее ярко и своеобразно отражается  накопленный и умноженный тысячелетиями народный опыт, человеческая мудрость. Традиции и обычаи – это высокохудожественные творения народа, в которых сконцентрированы духовные силы и умственная энергия народа. Так же одним из сильнейших средств формирования национального самосознания школьников является историческая память. Осознание себя наследником и продолжателем дела бесчисленных ушедших поколений, сопричастность с ними является необходимым условием воспитания будущего гражданина.

В настоящее время, решающим элементом духовно - нравственной культуры в обществе все более становятся общечеловеческие ценности. Именно формирование ценностей лежит в основе формирования личности. Будучи существом социальным, ребенок младшего школьного возраста начинает осознавать свое место среди людей и особенным образом оценивать условия, которые определяют характер и способы его взаимодействия с окружающим миром. Анализ исследований ведущих психологов и наш собственный педагогический опыт убеждают в том, что ребёнок чаще всего приобщается к ценностям общества через микромир ближайшего окружения, этот мир для него масштабен и значителен [3,7] . В процессе удовлетворения  потребностей в общении, развитии и самовыражении, ценностными характеристиками для ребёнка являются семья, друзья, школа.  

Безусловно, ценности личности формируются первоначально в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте, а особенно в период становления. В законе «Об образовании» предусматривается возрастание роли  и ответственности родителей за воспитание своих детей [6].  Школа же, как единственный социальный институт, через который проходят все граждане России, должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.  В настоящее время, как никогда ранее, остро стоит вопрос о создании единого образовательного пространства, которое может быть сохранено и упрочнено на основе единой системы национальных ценностей, таких как Отечество, семья, культурная традиция [1].

В образовательных стандартах второго поколения одной из приоритетных задач духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является воспитание нравственности, развитие готовности к духовному саморазвитию и понимание значения веры и религии в жизни человека и общества.  Фундаментальной основой преподавания учебного курса ОРКСЭ является приобретение учащимися базовых ценностных ориентиров, опытных представлений о морали и нравственности, которые способствуют формированию целостного мировоззрения учащихся [2]. Таким образом, решение о введении предмета ОРК и СЭ было продиктовано потребностью усилить нравственное воспитание детей. Он   направлен   на развитие у младших школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу светских и религиозных традиций многонациональной  культуры  России, на понимание их значения в жизни современного общества и осознание своей сопричастности к ним. В то же время, новый предмет может иметь большое педагогическое значение и для семейного воспитания. Следует отметить, что учащиеся, начиная изучать курс, уже имеют представления о культурных и религиозных ценностях России и в зависимости от воспитания в семье уже определили свое отношение к религии. На уроках мы только расширяем их кругозор в этой области  и используем их опыт, не посягая на их мировоззрение. Мы не формируем мировоззрение, а обмениваемся духовным опытом. Специфика предмета позволяет учащимся относиться к нему не как к обычному уроку, а как к развивающему занятию или внеклассному мероприятию. Как показывает опыт работы ученики и их родители с уважением относятся как к своим собственным национальным и религиозным традициям, так и к другим.

Особенностью курса является то, что это интеграционный курс. В его содержание включены сведения из истории, литературы, этики, психологии, истории искусства.  В основе преподавания лежит культурологический подход. Следующей важной особенностью является то, что курс является безоценочным. Отсутствие оценочной системы в курсе ОРК и СЭ поставило многих педагогов в тупик. Как оценить уровень знаний учащихся, полученные навыки коммуникации, критического мышления и др.? Как оценить воспитательные результаты курса или измерить уровень гражданской ответственности и самостоятельности? Несмотря на отсутствие традиционной балльной системы оценки в процессе преподавания курса учителю доступны другие методы оценки уровня успеваемости, глубины полученных знаний и навыков, а также успешности воспитательной деятельности в классе и наличие зачатков ценностного мышления. Одним из предлагаемых методов оценки является педагогическое наблюдение, которое дает возможность проследить динамику развития, устойчивость основных особенностей личности в учебном процессе, выявлять её сильные и слабые стороны. В то же время,  педагогическое наблюдение позволяет оценивать учащихся не только по показателям учебной деятельности, но и по личностным проявлениям, что особенно важно при решении воспитательных задач в рамках курса ОРК и СЭ. Таким образом, педагог может индивидуализировать учебный процесс, составляя для каждого ученика собственную программу обучения и развития.  Предполагается так же разработка и внедрение таких форм и методов мотивации и оценивания учащихся на этих уроках, как самооценка, заполнение портфолио и другие. Отдельно предусматриваются уроки для подготовки и презентации творческих проектов. Подготовка и презентация проекта позволяет оценить в целом работу учащихся в процессе изучения курса.


            По своей направленности курс является развивающим и личностно-ориентированным, так как учитывает интересы и личный опыт учащихся. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» вводится в 4 классе начальной школы и служит  связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников.  Он дополняет обществоведческие знания по предмету «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы, и предваряет начинающееся в 5 классе изучение предметов «История» и «Обществознание». В процессе внедрения курса были так же выявлены возможности использования этого предмета как адаптационного в связи с переходом учащихся из начальной школы в основную школу. В этот период начинается переходный возраст и формирование своей собственной системы ценностей. В этом контексте знакомство с религиозной традицией именно в этом возрасте позволит учащимся получить представление о высших ценностях и нравственном опыте человечества [5]. Большое значение в процессе введения этого курса имеет школьная психологическая служба. Преподаватели должны работать в тесном контакте с психологами, создавая возможности для личностного роста учащихся. Для, так называемых, «трудных детей» в нем имеется масса возможностей представить себя, рассказать о своей семье, национальных и религиозных традициях. Непременным условием преподавания этого курса является так же связь с культурными и религиозными учреждениями города, привлечение к общению представителей общественности, родителей учащихся. Учитывая региональные особенности, считаем, что введение такого предмета для нас особенно актуально. В условиях постоянных  миграций и притока населения из других регионов, формирование культурных традиций в городе является тем особым фундаментом, на котором может развиваться городское сообщество.


Еще одной особенностью курса является его воспитательная функция, так как предметом воспитания является сам человек, его способность духовно развиваться. В современном мире нельзя запрещать. В современном мире нужно давать что-то такое, что привлекает больше внимания и становится более интересным[5].Находясь в информационном поле культуры, религии, истории современный подросток сможет выбрать для себя нравственные ориентиры и свой путь в жизни.

     Введение данного курса предполагает использование всего спектра существующих форм и методов обучения на основе личностно- ориентированных и проблемно-поисковых методов, так как основным стимулом для введения курса, на основе изучении родительского спроса, стали желание расширить представления учащихся о многообразии мира и  способах его познания. В процессе преподавания большое значение придается личному опыту учащихся.

     Необходимым приемом на уроке является работа с понятиями. Многие исконно русские слова содержат богатейший материал для обсуждения с учащимися. Например: род – Родина, отец – Отечество, Отчизна, отчий дом. Для каждой темы учащиеся составляют словарь терминов. Также используется методический прием «Построение ассоциаций». Например, на вводном уроке мы рассматриваем понятия Вселенная, Земля, Родина, Род, семья, человек, какие ассоциации они вызывают, как эти понятия взаимосвязаны между собой. Для учащихся было открытием, то, что каждый человек и, семья могут внести свой вклад в развитие жизни на нашей планете. Домашнее задание им предлагается выполнить вместе с родителями: сделать свою визитную карточку с представлением себя и своей семьи, составить родословное древо своего рода. Многие задали вопрос родителям: «Почему вы дали мне такое имя?» Этот вопрос во многих семьях перерос в задушевную беседу о появлении в семье нового человека, подготовке встречи с ним и выборе его имени. Так первый вводный урок послужил толчком к работе над своим именем, своей родословной.

Важное место в преподавании курса занимает чтение и комментирование текстов [3]. Это тексты из священных книг, исторические и литературные тексты. Так, на уроке «История религий в России» при изучении вопроса о выборе веры и принятии христианства князем Владимиром, был использован текст из «Повести временных лет». При обсуждении текста делается акцент на то, что в это время существовали государства с различными вероисповеданиями, так же обсуждается вопрос о причинах, по которым князь Владимир выбрал христианство. Обсуждение проблемы дополняется видеорядом с изображением храма Святой Софии в Константинополе. Учащиеся обсуждают вопрос, что именно поразило послов в этом храме?

В преподавании курса «Основы мировых религиозных культур используется весь спектр современных методов обучения, в том числе проблемно-поисковый метод. Практически любой урок начинается с постановки проблемы. Для активизации знаний учащихся используются проблемные вопросы, литературные произведения, притчи, сказки, загадки. Для ответа на возникший вопрос можно предложить учащимся текст с вопросами, конкретные жизненные ситуации или готовые варианты решения проблемы. Но выбор всегда остается за учащимися.  Обсуждение может происходить в форме работы учащихся в парах и в группах. Работа заканчивается презентацией, записью вывода, мини-сочинением и  т. д.

При изучении тем, требующих серьезного эмоционального осмысления, используется метод погружения учащихся в проблему. Очень серьезная эмоциональная работа может быть предложена учащимся при рассмотрении понятия «грех». После знакомства с текстом из Нового завета об отречении Петра, любимого ученика Иисуса Христа, учащиеся были поставлены в ситуацию выбора, как быть, если грех уже совершен? Практически они сами сформулировали правила, как должен вести себя человек, попавший в подобную ситуацию, и сформулировали такие понятия  как «совесть» и «раскаяние».

На уроках имеются большие возможности для использования компьютерных технологий. Учащиеся  владеют навыками работы с компьютером и с большим удовольствием готовят  презентации. Однако, у большинства из них практически отсутствуют навыки публичного выступления. Поэтому именно эти навыки необходимо развивать. Как правило, учащимся предлагаются следующие темы: религии мира, жизнь пророков и святых подвижников, священные сооружения, обычаи и традиции в религиях мира. Показательно, что учащиеся, представив презентации о своих религиях, обычаях и традициях впоследствии выбирают более разнообразную тематику. Использование компьютерных технологий и проектных методик, является обязательным условием, в преподавании данного курса. Наибольшее влияние оказывают именно зрительные, звуковые, тактильные ощущения. Рисунки, представления, сочинения учащихся на определенную тему – все это оставляет эмоциональный след в душе ребенка и, особенно в этом возрасте, запоминается на всю жизнь.

Среди главных умений и навыков, которые приобретает учащийся, можно выделить в процессе работы: навыки анализа и синтеза; умение выстраивать аналогии; организация, классификация информации и овладение техниками запоминания; логическое мышление; организация проектной  деятельности. Эти умения помогут учащимся эффективно работать в старшей школе.

       Таким образом, на уроках «Основы мировых религиозных культур» значительно расширяются представления учащихся о мире, восприятии этого мира людьми разных национальностей, принадлежащих к различным культурам. При изучении различных культурных традиций, акцент делается на общечеловеческие ценности,  формулируется и озвучивается принцип веротерпимости и толерантного поведения представителей различных национальностей, вер и культур. Это имеет практическое значение, так как контингент учащихся в нашем регионе многонациональный и многоконфессиональный.

Появление нового предмета,  связанного с историческим опытом, и опирающегося на культурные и религиозные традиции различных народов, позволяет максимально использовать возможности не только этих уроков, но и всей образовательной и воспитательной работы в школе. Это происходит в связи с тем, что содержание проблем, поднимаемых на уроках ОРК и СЭ, затрагивает каждого ребенка и требует обязательного продолжения.  Как связаны между собой понятия «культура» и «религия»? Что общего в этих явлениях и чем они отличаются? Что такое культурное наследие, почему именно это произведения культуры сохранились поколениями людей, какой глубинный смысл в них заложен? Что такое добро и зло? Как его различить в обычной жизни? Конечно, сорок минут урока не хватает для того, чтобы ответить на эти и другие вопросы. Поэтому часто проблемы, поднятые на уроке, перерастают в домашнее задание, которое необходимо выполнить вместе с родителями, или во внеклассное мероприятие для нескольких классов.         Уже на самом первом вводном уроке мы рассматриваем понятия Вселенная, Земля, Родина, Род, семья, человек [3]. Для учащихся было открытием, то, что каждый человек и, семья могут внести свой вклад в развитие жизни на нашей планете. Домашнее задание им предлагается выполнить вместе с родителями: сделать свою визитную карточку с представлением себя и своей семьи, составить родословное древо своего рода. Многие задали вопрос родителям: «Почему вы дали мне такое имя?» Этот вопрос во многих семьях перерос в задушевную беседу о появлении в семье нового человека, подготовке встречи с ним и выборе его имени. Так первый вводный урок послужил толчком к работе над своим именем, своей родословной.

На уроке «Священные книги религий мира» мы имеем возможность познакомиться с текстами из Трипитаки, Библии и Корана и провести их сравнительный анализ и сделать выводы о том, какие правила поведения и черты характера были записаны в них. «Соблюдай большое терпение во всем, прививай широту  ума, выдержку поведению и характеру. Это весьма подходит для любого дела без различия. Ни смекалка, ни сила, ни богатство не поможет тому, у кого нет усердия. Такой человек подобен лодочнику, у которого в лодке есть все, кроме весел» – читаем в буддийском священном писании «Три корзины мудрости».  «Любое бедствие постигает вас только за то, что вы совершили сами. Воистину Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя» [4]. После прочтения и анализа текстов учитель задает вопрос: «Какие общие истины содержатся во всех священных книгах»? Итогом урока является следующий вывод: религиозные нормы и общечеловеческие истины очень близки и универсальны.

После первого полугодия, завершая изучение темы «Добро и зло», мы провели для учащихся, изучающих модули «Основы мировых религиозных культур» и «Основы православной культуры» совместное внеклассное мероприятие «Спешите творить добро!». Приятно было отметить, что все обучающиеся приняли активное участие, однако было заметно, что некоторые вначале чувствовали себя скованно. Когда же им было предложено спасти засохшее деревце, они оживились и работали с большим удовольствием. Финал коллективного творческого дела был замечательным и для ребят и для преподавателей: деревце, благодаря усилиям ребят, вновь зацвело! Используя этот опыт, были проведены аналогичные внеклассные мероприятия во 2-ых и 3-их классах. Особенности внеурочной воспитательной работы заключается в том, что в ней представлены собой различные видов деятельности и имеются широкие возможностями для участия в мероприятиях каждого ребенка. Так же внеклассные мероприятия расширяют опыт конструктивного, творческого взаимодействия между родителями, учениками и учителями. 

Среди многообразия форм внеурочной деятельности можно выделить такие формы работы, как экскурсии и  заочные путешествия. Такие мероприятия проводятся с целью расширения кругозора детей, развития их интереса к конкретной теме.  Большой интерес вызвало у ребят  заочное путешествие по священным местам мировых религий. На уроке они совершили путешествие во времени и пространстве, переносясь в разные эпохи и разные места, гда смогли узнать о священных сооружениях в различных религиозных культурах, выяснить, чем они отличаются друг от друга и что у них общего. Посетив христианский храм и синагогу, мечеть и буддистский храм, ребята узнали много нового об особенностях архитектуры, внутренного устройства и правилах поведения в священных местах. Кроме этого, задачи урока предполагали: формирование у учащихся интереса к получению новых знаний; умение работать с различными источниками информации и воспитание глубокого уважения к культурному наследию прошлого. В содержании урока заложен огромный воспитательный потенциал, который  удалось реализовать. Особенно интересным оказалось путешествие по православным храмам, в которых учащиеся уже были.  Домашнее задание для учащихся: составить экскурсию по тем священным сооружениям, которые им понравились больше всего, и провести её для родителей [5].  

Предмет ОРК и СЭ решает еще одну очень важную задачу при переходе учащихся из младшей в старшую школу – задачу адаптации в старшей школе. Учащиеся тех классов, в которых преподавался новый предмет, имеют сформированные метапредметные компетенции, что  является базой для изучения предметов гуманитарного цикла в старшей школе.  Особенно это заметно при освоении таких курсов как «история» и «обществознание».  Так в 6 классе при изучении темы «Ценности и нормы» они не только показывают знание понятий, но и высказывают собственные суждения о необходимости норм и о роли ценностей в современном мире. Они анализируют проблемные ситуации и предлагают различные варианты выхода из них. За три года преподавания нового предмета накоплен значительный опыт, который позволяет сделать следующие выводы:

1. Большое значение имеет содержание, которое заложено в этом предмете, и которое необходимо использовать как на уроках, так и во внеклассной работе с учащимися и родителями.

2. Обучающиеся, прошедшие этот курс, легко адаптируются в старшей школе и  продолжают работать в том же направлении, осваивая другие предметы.

3. Учащиеся, прошедшие этот курс,  владеют метапредметными компетенциями и первичными навыками самопрезентации.

4. Курс имеет большую воспитательную ценность. Используя его содержательный потенциал можно не только расширять представление о мире, но и  активно участвовать в процессе формирования личности.

Курс ОРК и СЭ ставит задачей развитие навыков критического мышления, диалога и взаимодействия с религиозными культурами с целью повышения религиозной грамотности и понимания сущности религиозной проблематики и ценностей религиозного мировоззрения независимо от того, является ли сам учащийся верующим или атеистом. С другой стороны, этот курс - это не просто новый предмет. Его важнейшая задача - развитие ценностных установок, осмысление ценности человеческой жизни, свободы и нравственности. Цель курса - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Реализовать данную цель можно, если такую же цель перед собой ставит и учитель. Тогда учитель и ученик становятся союзниками. Тогда учитель будет понимать ребенка. Тогда они будут общаться духовно. В.А.Сухомлинский писал: «Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам».  В  нашем понимании это одно из основных условий для успешной реализации курса. Только вовлекаясь в такое общение с педагогом, ученик видит во взрослом наставника, тогда стираются границы, тогда вместо сжатых и  очных ответов на уроках ученики способны вовлекаться в интересную беседу и развиваться нравственно, ощущая свою ценность.

Это условие заложено как основное  в нашем образовательном учреждении. Курс ОРК и СЭ преподается теми учителями, которым он интересен и которые хотят его реализовывать. Они понимают, что в первую очередь необходимо развивать себя, выстраивать другие отношения с детьми, Мы ушли от того, чтобы данный курс вели педагоги, которым не хватает часов для ставки - это достижение нашего образовательного учреждения.

Другим важным моментом для нашего ОУ является позиция администрации для реализации данного курса: он есть в учебном плане школы, а это значит относится к числу таких же важных предметов, как русский язык и математика, история  и т.п. Поэтому и отношение педагогического коллектива к этому курсу такое: его нельзя отменять, заменять преподаванием других предметов, подменять его содержание классными часами. К данному предмету предъявляются все те требования методической работы, которые имеются в нашем образовательном учреждении для реализации других предметов учебного плана - это еще одно достижение нашей школы в отношении данного курса. В примерной программе курса прописано множество задач, вот некоторые из них:  

- Формировать целостное восприятие мира, представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства.

-  Способствовать целенаправленному включению обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции.

-  Создавать условия для познавательной активности школьников, позитивной самостоятельной деятельности обучающихся и другие.

 Для себя мы конкретизировали эти задачи исходя из того, какие показатели мы можем измерять, а также из того, в чем проявляется «бездуховность» школьников. Мы провели  обзор тех качеств, которые мы бы хотели изменить.

1.Упрямство.

Причины:

а) перевозбуждение нервной системы школьника сильными впечатлениями, переутомление, тяжелые переживания;

б) стремление к самостоятельности и независимости, неумелые попытки проявить свою волю;

в) привычная форма поведения избалованного ребенка, выросшего в обстановке захваливания, нетребовательности со стороны взрослых;

2. Недисплицинированность, озорство.

Причины:

а) бурная активность, кипучая энергия, инициативность, не находящая разумного выхода;

б) праздная жизнь, безделье, безнадзорность;

в) неправильное понимание того, что такое мужество, отвага, смелость.

3. Лживость, сознательное уклонение от истины в неблаговидных целях. Не все случаи искажения детьми истины должны считаться ложью. В частности, нельзя считать ложью невинное фантазирование самых младших школьников, которые, увлекаясь, свободно изменяют факты, перемежают истину с вымыслом.

Причины:

а) боязнь, страх наказания;

б) пустая хвастливость и болтливость, желание привлечь к себе внимание, вызвать удовлетворение взрослых или сверстников;

в) неправильное понимание школьниками дружбы и товарищества, желание выручить товарища, совершившего дурной поступок.

4. Лень.

Причины:

а) неразумная воспитательная практика родителей, выражающаяся в оберегании детей от более или менее значительного трудового усилия;

б) лень в отношении учебной работы может развиваться у ученика в том случае, если учитель не замечает и не поощряет его усилий и стараний, постоянно только критикует недостатки его работы.

Основными путями предупреждения и преодоления проявлений бездуховности, которые можем организовать мы в своем учреждении, должны стать следующие направления работы:

1.  Вовлекать детей  школьного возраста в  воспитательные мероприятия различного уровня.

2.    Создавать  условия для самовыражения каждого школьника.

3. Организовать просвещение родительской общественности о формировании семейных взаимоотношений

В системе работы нашего образовательного учреждения реализуются образовательные системы "Школа 2100", "Школа 2000..." (по математике). Это значит, что и на этоих уроках применяются технологии, которые заложены в данных образовательных системах.  Приоритетной является технология деятельностного метода, когда обучающиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их самостоятельно, включаясь в поиск решения проблемы,  используя свой жизненный опыт. Ключевыми словами в характеристике деятельностного подхода являются слова: искать, думать, сотрудничать, адаптироваться.

  Важным эффектом реализации данного курса является желание детей участвовать в таких формах работы, какие были предложены им в рамках данного курса. Учащиеся идут на контакт, просят провести с ними еще одно занятие, еще беседу. Отзывы детей позволяют выйти с данными занятиями за пределы одного класса или параллели. Именно так в школе вот уже четвертый год реализуются такие мероприятия, как «Зажги звезду добра»,

«Жизнь дана на добрые дела», целью которых является развитие потребностей в нравственном самосовершенствовании. В такие мероприятия очень легко вовлекаются родители, педагоги.

Таким образом, исходя из запросов  учащихся и родителей, формируется воспитательная компонента нашего образовательного учреждения. Именно поэтому они легко вовлекаются в течение всего года в операции «Забота» и «Милосердие», "Ягодка", "Уют" и другие. Они направленны на оказание посильной помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, ветеранам Великой Отечественной войны, пожилым людям, школе. После  такой активной и целенаправленной работы многие ребята активно принимают участие (совместно с родителями) в церковно-приходских праздниках в городе (8 человек), театральных и кукольных  постановках. Это позволяет воспитывать детей,  учит сопереживать происходящему, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает его уверенность в себе. Наши ребята принимают активное участие и  в конкурсах "Рождественский вернисаж", «Пасхальный вернисаж» (15чел за 2012-2013 учебный год), дети  начинают посещать воскресную школу. Этому способствует не только преподавание данного курса, но и в целом активное сотрудничество с представителями общественных и религиозных организаций города на основе Договоров о сотрудничестве. Примечательно еще и то, что в мероприятиях, организованных Приходом храма святителя Николая Мирликийского г. Губкинского  принимают участие дети из неправославных семей и других конфесий и даже занимают призовые места (4 человека за 2012-2013 учебный год). Это можно считать еще одним  достижением.

Работу, организованную на курсе ОРКСЭ в начальной школе продолжают педагоги основной школы, в рамках программ уроков  нравственности   в соответствии с программой одноименного цикла и в рамках реализации планов работы классных руководителей.

Таким образом, мы можем сказать, что введение нового предмета   в учебный процесс позволило активизировать работу по духовно-нравственному воспитанию в школе. Может быть, это еще и потому, что в ней работают неравнодушные люди.

           Литература.

  1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России.- М.: Просвещение,2011.
  2. Левитский А.В. Методологические особенности преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»: Учебно-методическое пособие. – Екатеринбург, 2011.
  3. Медведева И.Я. Шишова Т.Л. Родители и дети. Конфликт или союз. – Рязань: Зёрна-Слово, 2012.
  4. Основы мировых религиозных культур.4-5.- М.: Просвещение, 2010.
  5. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. - М.: Просвещение, 2010.
  6. Федеральный закон «об образовании в Российской Федерации»

№273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.

  1. Шишова Т.Л. Ребенок не слушается. Что делать?- М.: ООО «Помощь и поддержка», 2011.

     

Приложение №1.

Наш город очень чистый, но есть такие люди, которые мусор брасают в разные места. Есть еще дворники, которые убирают мусор. Давайте постараемся выбрасывать мусор туда, куда надо. Тогда наш город будет чистым, и наша совесть будет чиста. Ведь чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят.

                                        Из сочинения ученика   4-А класса Инжутова Никиты    

14 ноября в МБОУ «ООШ №1» прошел открытый урок в 4 классе по теме «Священные сооружения» (предмет Основы религиозных культур и светской этики, модуль «Основы мировых религиозных культур»).  Его давала руководитель городского методического объединения учителей ОРК и СЭ, учитель истории и обществознания МБОУ «ООШ №1» Барыбина Татьяна Викторовна. Она ведет уроки по основам мировых религиозных культур с 2010 года и уже имеет большой практический опыт в преподавании этого предмета. Урок «Священные сооружения» проходил в форме экскурсии. В течение сорока минут учащиеся и гости путешествовали во времени и пространстве, переносясь в разные эпохи и разные места, где смогли узнать о священных сооружениях в различных религиозных культурах, выяснить, чем они отличаются друг от друга и что у них общего. Они посетили христианский храм и синагогу, мечеть и буддистский храм, узнали много нового об особенностях архитектуры, внутренного устройства и правилах поведения в священных местах. Татьяна Викторовны выразила надежду, что многие из этих достопримечательностей ребята в будущем смогут увидеть своими глазами. В содержании урока заложен огромный воспитательный потенциал, который  учителю удалось реализовать.

       29 ноября на свой открытый урок пригласила учитель начальных классов, педагог-психолог Солодилова Галина Николаевна. Она преподает в 4 классе предмет «Основы православной культуры». Тема урока была: «Совесть, грех, раскаяние».  Начиная с первой минуты, все присутствующие были вовлечены в серьезный разговор о таких сложных категориях как «добро» и «зло». Решение кроссворда, заставило задуматься, что такое совесть, пословицы и поговорки о добре и зле вовлекли в работу всех, инсценировка сказки привнесла в урок элементы спектакля, а песня-притча в исполнении Светланы Копыловой просто заставила прослезиться. Сорок минут урока пролетели как один миг. И мы все стали немного сострадательнее и терпимее по отношению друг к другу. Несомненно, что этот урок оставил глубокий смысл в душах ребят. Когда урок закончился, слово напутствие для ребят сказала Людмила Дмитриевна Долгополова, специалист управления образования. Она отметила серьезное отношение ребят к изучаемому предмету и пожелала им дальнейших успехов в его освоении.

       Предмет основы религиозных культур и светской этики преподается в нашей школе четвертый год. Эти уроки формируют у учащихся интерес к достижениям культуры разных стран и народов, и воспитывают глубокое уважение к культурному наследию прошлого.

                                                                           Из материалов школьного сайта