"Социальные статусы и роли"

Тищенко Тамара Михайловна

Данная работа  посвящена изучению социологических понятий социального статуса и социальных ролей, введенных в научный оборот в XIX - XX веке специалистами, занимающимися изучением жизнедеятельности общества и личности в нем.

Развитие личности всегда происходит в определенном социальном пространстве. Личность в процессе становления вступает в различные взаимоотношения с другими индивидами, группами, социальными общностями. В каждом конкретном отношении  человек  имеет определенный статус и играет определенную социальную роль, которые характеризуют его отношения с другими индивидами.

Социальный статус – показатель положения, занимаемого индивидом в обществе. Социальная роль – ожидаемый тип поведения личности, обусловленный совокупностью требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенные социальные позиции.. Индивид, занимающий определенный статус, но не исполняющий   ожидаемой от него роли, как правило, приходит в противоречие с социальными структурами общества, для которых исполнение данной роли социально значимо.

В общих чертах тема оказалась на удивление интересной и очень полезной  в качестве расширения уровня знаний по социологической дисциплине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat_sotsialnye_statusy_i_roli.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Социальные статусы и роли

Реферат по социологии

Выполнила

Тищенко Т.М.,

учитель истории

19.04.2014 г.

План

Введение

  1. Статусы  - основные  элементы социальной структуры  общества:

                  1.1.    Социальный и личный статус

          1.2.    Приписываемый и прирожденный статус

          1.3.    Достигаемый статус

          1.4.    Главный статус

2.   Элементы статуса:

          2.1.   Социальная роль – поведенческая сторона статуса

          2.2.   Статусные права и обязанности

          2.3    Имидж – статусный образ

          2.4.   Статусная идентификация

Заключение

Список использованной литературы                

Введение

Данная работа  посвящена изучению социологических понятий социального статуса и социальных ролей, введенных в научный оборот в XIX - XX веке специалистами, занимающимися изучением жизнедеятельности общества и личности в нем.

Развитие личности всегда происходит в определенном социальном пространстве. Личность в процессе становления вступает в различные взаимоотношения с другими индивидами, группами, социальными общностями. В каждом конкретном отношении  человек  имеет определенный статус и играет определенную социальную роль, которые характеризуют его отношения с другими индивидами.

Социальный статус – показатель положения, занимаемого индивидом в обществе. Социальная роль – ожидаемый тип поведения личности, обусловленный совокупностью требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенные социальные позиции.. Индивид, занимающий определенный статус, но не исполняющий   ожидаемой от него роли, как правило, приходит в противоречие с социальными структурами общества, для которых исполнение данной роли социально значимо.

При работе над темой нами были изучены работы С.С. Фролова [ 9 ],  А.И  Кравченко [1],  [2 ] , В.Г. Немировского  [3 ], А.К. Сковикова, А.П. Бойко  [5 ], С.С. Новиковой [4], работы по социологии под редакцией А.М. Визельман        

[ 7 ],   А.Ю. Мягкова[ 6  ], Г.В. Осипова  [8 ].  

А.И. Кравченко очень подробно знакомит читателей с понятием социального статуса, но о социальной роли говорит мало, кратко.  А вот в работе В.Г. Немировского, наоборот, большое внимание уделяется изучению социальной роли личности в обществе в опоре на исследования социологов с мировым именем, а о социальном статусе сказано лишь несколько фраз.

 В книге С.С. Новикова для объяснения понятия социальная роль автор использует пример, взятый из классической литературы – пьесы В. Шекспира, что эмоционально украсило изучение данной темы. В учебном пособии А.Ю. Мягковой об исследуемой нами проблеме говорится буквально на двух страницах, что нас несколько огорчило, поскольку стиль автора прост, доступен для понимания даже непосвященного читателя. Незаменимым подспорьем в работе стало справочное пособие для студентов в виде шпаргалки.

Некоторые затруднения вызвал понятийный аппарат, данный авторами не одинаково  в разных изданиях. Одни из них вели разговор о статусной роли, другие – о социальной роли. Задавшись вопросом, являются ли эти два понятия обозначением одного явления, мы внимательно изучили мнения разных сторон и пришли к выводу, что понятия статусная роль и социальная роль являются  выражением одного и того же - это ожидаемое  поведения человека, связанное с его статусом и типичное для людей этого статуса в данном обществе.

В общих чертах тема оказалась на удивление интересной и очень полезной  в качестве расширения уровня знаний по социологической дисциплине.

  1. Статусы – основные  элементы  социальной

     структуры   общества.        Виды статусов.

1.1. С о ц и а л ь н ы й   и   л и ч н ы й   с т а т у с

Термин «социальный статус» (от лат. status — состояние дел, положение) впервые в социологическом смысле употребил английский историк Г.Д.С.Мейн (Ancient law. N.Y., 1885). Первоначально в Древнем Риме данный термин означал правовое положение юридического лица. С середины 30-х гг. XIX в. разработкой теории социального статуса занимались Р.Линтон, Ф.Мерилл, Т.Шибутани, Р.Тернер и др. В настоящее время этот термин используется социологами в двух основных смыслах: а) обозначения социальной позиции индивида или группы в социальной системе; б) обозначения ранга, престижа этой позиции.   Необходимо различать два вида статусов: социальный и личный.

 С о ц и а л ь н ы й  статус употребляется в двух значениях — широком и узком. В широком смысле социальный статус - это положение индивида в обществе, которое он занимает в соответствии с возрастом, полом, происхождением, семейным положением. В узком смысле социальный статус — положение человека, которое он автоматически занимает как представитель большой социальной группы (профессиональной, национальной) [4, с. 272].

Социальные статусы — "водитель", "мать", "мужчина" и т.п. — всего лишь пустые ячейки в социальной структуре общества. Каждая из них заполняется определенным числом людей, но они постоянно меняются: кто-то умирает, кто-то увольняется и переходит на другое место. А ячейки остаются. Они необходимы и полезны обществу: врач нужен, чтобы лечить, учитель, чтобы учить, и так до бесконечности. Каждая ячейка на своем месте и выполняет какую-то важную общественную функцию.

Любой человек участвует во множестве групп и организаций. К примеру, господин Н. является мужчиной, преподавателем, человеком средних лет, кандидатом наук, ученым секретарем научного совета, заведующим кафедрой, членом профсоюза, членом республиканской партии, православным, избирателем, мужем, отцом, дядей и т.д. Совокупность всех статусов данного индивида  в социологии получила название статусного набора (этот термин введен известным американским социологом Робертом Мертоном) [6, с. 65].

Л и ч н ы й   с т а т у с — положение, которое человек занимает в малой, или первичной, группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам. Замечено, что социальный статус играет первенствующую роль среди незнакомых, а личный — среди знакомых людей.

Предположим, что господин Н. нанимает человека, по отношению к которому действуют социально-групповые предрассудки. На первых порах работодатель и сослуживцы относятся к нему с подозрением или осторожностью. Потом окружающие изменяют свое отношение. Теперь главным для них становится личный статус. Социологи сказали бы, что низкий социальный статус постепенно перерос в высокий личный статус.

1.2. П р и п и с ы в а е м ы й   и  п р и р о ж д е н н ы й   с т а т у с.

Кроме рассмотренных статусов существуют и другие.

Приписываемый  статус - это статус, в котором человек рожден или который назначается ему по прошествии времени. Приписываемый статус не совпадает с прирожденным. Король - приписываемый статус. Приобрести его может только тот, кто родился в королевской семье. Приписываемый статус очень напоминает прирожденный, но к нему не сводится.

Возраст является приписываемым статусом. В течение жизни человек переходит из одного возраста в другой. Каждой возрастной категории общество приписывает определенные права и обязанности, каких нет у других категорий. От конкретной возрастной категории люди ждут вполне определенного поведения: от молодых, например, ожидают уважения к старшим, от взрослых - заботу о детях и стариках.

Статусы падчерицы и пасынка, хотя их называют дочерью и сыном, статусы крестного отца и крестной матери нельзя считать прирожденными. Даже приписываемыми их следует называть лишь в той мере, в какой человек, получающий подобный статус, не волен выбирать его. Следовательно, "сын" может быть как прирожденным, так и приписываемым статусом.

Прирожденными   статусами считаются только три социальных статуса: пол (мужчина и т.п.), национальность (русский и т.п.), раса (негр и т.п.). Раса, пол и национальность заданы биологически, человек наследует их помимо своей воли и сознания. К прирожденным статусам также относятся личные статусы: "сын", "дочь", "сестра", "брат", "племянник", "дядя", "тетя", "бабушка", "дедушка", "кузен"[1, c. 100 ].

Казалось бы, никто не в силах изменить пол, расу и национальность. Однако пол и цвет кожи можно изменить в результате хирургических операций. Появились понятия биологического пола и социально приобретенного. Мужчина, с детских лет игравший в куклы, одевавшийся, чувствовавший, мысливший и действовавший как девочка, усилиями медиков во взрослом возрасте становится женщиной. Он обретает свой истинный пол, к которому он был предрасположен психологически, но который не получил биологически. Какой пол - мужской или женский — следует считать прирожденным?

В последнее время ученые начали сомневаться в том, существует ли вообще прирожденный статус, если пол, расу и национальность в отдельных случаях люди изменяют. Когда родители — лица разной национальности, трудно определить, какой национальности должны быть дети. Нередко они сами выбирают, что записывать в паспорте.

Таким образом, приписываемый статус очень напоминает прирожденный статус, но к нему не сводится. Биологически унаследованный статус называют прирожденным.  В отличие от него  социально приобретаемый статус называют приписываемым. Приписываемый статус неподконтролен индивиду.

Для того чтобы не возникало лишней путаницы, социологи договорились называть тот и другой типы статуса одним - приписываемый статус [7. с. 27].   

1.3.  Д о с т и г а е м ы й   с т а т у с.

Существенно отличается от приписываемого статуса достигаемый. Достигаемым называется статус, который человек получает благодаря собственным усилиям, желанию, свободному выбору либо приобретается благодаря удаче и везению. Если приписываемый статус неподконтролен индивиду, то достигаемый находится под контролем. Достигаемым считается всякий статус, который не назначается человеку автоматически самим фактом рождения.

Профессию водителя или инженера человек приобретает (достигает) благодаря собственным стараниям, подготовке и свободному выбору. Статус чемпиона мира, доктора наук или рок-звезды он приобретает также благодаря собственным усилиям, огромному труду. С меньшим трудом даются такие статусы, как "школьник", "покупатель" и т.п. Достигаемым или приобретенным являются статусы депутата,  рабочего, учителя, студента.

Достигаемый статус требует принятия самостоятельного решения и самостоятельных действий. Статус мужа является достигаемым: чтобы его получить, мужчина принимает решение, наносит визит родителям невесты, делает официальное предложение и совершает массу других действий.

К достигаемому статусу относятся позиции, которые люди занимают благодаря своим стараниям или заслугам. "Аспирант" — статус, которого выпускники вуза добиваются, конкурируя с другими и проявляя выдающиеся успехи в учебе. Почетным горожанином или почетным доктором зарубежного университета можно стать благодаря прошлым достижениям.

Чем динамичнее общество, тем больше в его социальной структуре ячеек, рассчитанных на достигаемые статусы. Чем больше в обществе достигаемых статусов, тем оно демократичнее. Проведя сравнительно-исторический анализ, ученые установили: раньше в европейском обществе было больше приписываемых, а сейчас больше достигаемых статусов.

1.4. Г л а в н ы й    с т а т у с.

Каждая личность, как правило, имеет много статусов. Но только один из них является основным, главным, определяющим положение человека в обществе в целом. Главным статусом называется наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его [6, с. 66].

 Для женщин в традиционном обществе главным чаще всего оказывался статус домохозяйки, а для мужчины — и прежде, и теперь — статус, связанный с основным местом работы или занятием: директор коммерческого банка, научный сотрудник, полицейский. Для научной интеллигенции главным часто оказывается не место работы или род занятий, а ученая степень, а для менеджеров — должность или иерархический ранг. Некоторые статусы являются настолько яркими,  что превращаются в главные, независимо от того, каков набор статусов у данного индивида (например, статус чемпиона мира).

  1. Элементы статуса личности в обществе.

Элементами статуса являются: социальная роль (социально одобряемое    

поведение),  права и обязанности, статусный образ (соответствие образу  

своего социального и личного статуса), идентификация (психологическое  

отождествление себя со своим статусом) [1, с.105].

2.1.  С о ц и а л ь н а я   р о л ь – п о в е д е н ч е с к а я  с т о р о н а   с т а т у с а .

Термин «социальная роль» начали разрабатывать в начале XX века Э. Дюркгейм, М. Вебер, а позднее — Т. Парсонс, Т. Шибутани, Р. Линтон и др. В нашей стране разработке концепции ролевой теории личности много внимания уделяли в своих работах такие ученые, как И.С. Кон, В.А. Ядов. «Социальная роль, — пишет И.С.Кон, — это нечто безличное, не связанное ни... с чьей индивидуальностью, это то, что ожидается в данном обществе от всякого человека, занимающего определенное место в социальной системе» [4, с. 271].

В мировой литературе распространен образ человека как актера, играющего заданные ему социальные роли, изменение которых находится в прямой зависимости от изменения его социального положения и возраста. Ярким подтверждением этого выступают слова В. Шекспира, сказанные им в пьесе «Как вам это понравится»:

Весь мир — театр.

В нем женщины, мужчины — все актеры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

Семь действий в пьесе той Сперва младенец,

Ревущий горько на руках у мамки…

Потом плаксивый школьник, с книжной сумкой,

С  лицом румяным, нехотя, улиткой

Ползущий в школу. А затем любовник,

Вздыхающий,  как печь, с балладой грустной

В честь брови милой. А затем солдат,

Чья речь всегда проклятьями полна,

Обросший бородой, как леопард,

Ревнивый к чести, забияка в ссоре,

Готовый славу бренную искать

Хоть в пушечном жерле. Затем судья

С брюшком округлым, где каплун запрятан.

Со строгим взором, стриженой бородкой

Шаблонных правил и сентенций кладезь,

Так он играет роль. Шестой же возраст-

Уж это будет нищий Панталоне,

В очках, в туфлях, у пояса – кошель,

В штанах, что в юности берег,  широких

Для ног иссохших; мужественный голос

Сменяется опять дискантом детским:

Пищит , как флейта… А последний акт,

Конец всей этой странной, сложной пьесы-

Второе детство, полузабытье:

Без глаз, без чувств, без вкуса, без всего [4. c.270-271].

Заимствованное из театральной жизни понятие «роль» было введено в язык социологии и получило широкое распространение вначале среди американских социологов и социальных психологов под влиянием работ Г. Мида и Д. Морено. Надо сказать, что ролевая концепция личности довольно широко распространена как в западной (Т. Парсонс, Т. Мертон, Т. Шибутани и др.), так и в отечественной науке (И.С. Кон, В.А. Ядов и др.).

В настоящее время она активно используется в системе категорий современной социологии. Социальная роль — это совокупность норм, определяющих поведение людей, действующих в определенной социальной ситуации в зависимости от их статуса или позиции, и само это поведение, реализующее данные нормы. Любое общество или социальную группу можно представить как набор определенных социальных позиций (начальник, подчиненный, отец, ребенок и т.п.). Эти позиции диктуют человеку особое поведение, вытекающее из данной позиции.

Социальную роль образно можно представить как точку, в которой смыкаются индивид и общество, а индивидуальное поведение превращается в социальное. Социальная роль имеет как бы два полюса: с одной стороны, это ролевые ожидания — то, чего окружающие ожидают от человека при выполнении данной роли, с другой —ролевое поведение — то, что человек выполняет в рамках данной роли  [3, с. 112].

Содержание социальной роли складывается из ценностных ориентации личности, социальных норм, регулирующих ее деятельность в самых разных областях социальной жизни: от семейной до политической. Роль может выполняться человеком как неосознанно, автоматически, так и вполне сознательно. В основе сознательного принятия роли могут лежать и различные потребности личности (потребность в деятельности, в престиже, в материальном благополучии и т.д.), и внешняя необходимость.

      В нормативной структуре социальной роли выделяются четыре элемента:

  •  описание типа поведения, соответствующего данной роли;
  • предписание — требования в связи с подобным поведением;
  • оценка выполнения предписанной роли;
  • санкции — социальные последствия действия в рамках требований соц.  роли.

          Каждая нормативная система имеет определенный «набор ролей».

Американский социолог Т. Парсонс полагал, что для описания социальной роли следует использовать пять характеристик:

1. Эмоциональность. Некоторые роли (например, врача, учителя или полицейского) требуют эмоциональной сдержанности в ситуации, когда люди обычно бурно проявляют свои чувства.

2.  Способ получения. Ряд ролей обусловлен предписанными статусами (например, ребенка, юноши или взрослого гражданина): они определяются возрастом человека, исполняющего роль. Другие роли завоевываются: когда речь идет о роли профессора, имеется в виду такая роль, которая достигается не автоматически, а в результате усилий человека.

3. Масштаб. Некоторые роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия людей. Так, роли врача и пациента ограничены вопросами, которые непосредственно относятся к здоровью пациента.

4.  Формализация. Некоторые роли предусматривают взаимодействие с людьми на основе установленных правил. Например, библиотекарь обязан выдать книги на определенный срок и потребовать штраф за каждый просроченный день с тех, кто задерживает книги.

5. Мотивация. Выполнение разных ролей обусловлено различными мотивами. Так, ожидается, что предприимчивый человек поглощен своими интересами — его поступки определяются стремлением получить максимальную прибыль. Но предполагается, что священник трудится главным образом ради общественного блага, а не личной выгоды. Парсонс считает, что любая социальная роль включает определенное сочетание перечисленных характеристик [3,с.108].

Роли задаются личности несколькими способами.

Во-первых, имеются устойчивые ожидания общества или группы в отношении поведения лица, обладающего определенным статусом. От руководителя ожидают компетентности, решительности, заботы о подчиненных, от отца — заботы о содержании и воспитании детей, от друга — понимания и готовности прийти на помощь.

Во-вторых, роли существуют в виде совокупности ценностных ориентации личности, называемых «интернализованной» (внутренне принятой) ролью.

В-третьих, существуют люди, поведение и внутренний облик которых рассматриваются как идеальное воплощение роли и служат образцом для подражания.

Ни один из способов закрепления ролей не является первичным. Социальная роль формируется на их пересечении, но при этом в различных культурах и сферах общественной жизни каждый из названных способов имеет неодинаковое значение.

На принятие человеком той или иной социальной роли влияют не только социальные условия, но и природные факторы: пол, возраст, типологические особенности нервной системы, способности, состояние здоровья. Так, многие люди не могут работать по некоторым специальностям, заниматься определенными видами спорта, по состоянию здоровья выполнять роль отца или матери и т.п.

Каждый человек одновременно выполняет различные роли. Поэтому важно, чтобы требования, предъявляемые поведению человека различными социальными ролями не противоречили друг другу.

Для описания системы социальных ролей личности как целостности в отечественной социологии традиционной используются два понятия: «образ жизни» и «стиль жизни». Образ жизни можно определить как совокупность устойчивых форм жизнедеятельности индивида или социальной группы в единстве с их условиями.

Стиль жизни — понятие более узкое и описывает те виды жизнедеятельности человека (в совокупности с их условиями), которые выбраны им самостоятельно, без внешнего принуждения. Иными словами, если образ жизни человека характеризует ту сторону системы его социальных ролей, которая принята под воздействием социальных норм и требований, то стиль жизни — социальные роли или их элементы, выполняемые им в соответствии с внутренней предрасположенностью.

Социальная роль, возникая в связи с конкретной занимаемой  индивидом  социальной  позицией, имеющей место в общественной структуре, одновременно с этим - конкретный (нормативно одобряемый) способ поведения, который обязателен для всех индивидов, выполняющих подобные социальные роли.

Социальная роль —поведенческая сторона статуса. К примеру, статус университетского профессора подразумевает такие роли, как "преподаватель", "исследователь", "наставник молодежи", "администратор", "клерк", "автор научных статей", "специалист в своей области знаний" и другие.   Совокупность   ролей,   ассоциируемых   с   одним   статусом,   называют

 р о л е в ы м   н а б о р о м.  

Каждая роль в ролевом наборе требует особой манеры поведения и общения с людьми. Даже две похожие роли профессора - "преподаватель" и "наставник" - предполагают разное отношение к студентам. Первая заключается в соблюдении формальных норм и правил: чтение лекций, проверка курсовых, прием экзаменов. Вторая подразумевает неформальное общение со студентами в качестве мудрого советчика или старшего друга. С коллегами у профессора складываются одни взаимоотношения, с администрацией университета - другие, с редакторами журналов, студентами, промышленниками - третьи.

Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. За правильное исполнение своей роли индивид вознаграждается, за неправильное — наказывается. От человека, обладающего данным статусом, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не вяжутся с их представлением о данном статусе. Однако и сам обладатель статуса знает, чего от него ждут окружающие. Он понимает, что окружающие станут относиться к нему в соответствии с тем, как они видят исполнение данного статуса.

 Модель поведения, ориентированная на конкретный социальный или личный статус, называется статусной ролью или социальной ролью, или просто ролью. Окружающие строят с носителем статуса такие отношения, которые соответствуют правильному исполнению статусной роли. С нарушающим они стараются не встречаться, не общаться, не поддерживать отношений. Президент страны, произносящий речи по бумажке, во всем слушающийся своих советников либо тех, кто стоит за его спиной, не вызовет у людей доверия и вряд ли будет восприниматься ими как истинный президент, способный управлять страной во благо людям.

Статус короля предписывает ему вести совсем иной образ жизни, нежели ведут простолюдины. Ролевая модель, соответствующая данному статусу, должна оправдать надежды и ожидания его подданных. Подданные же должны действовать в четком соответствии с набором норм и требований.

 Ни одна роль не является жестко фиксированной моделью поведения. Хотя общество и навязывает индивиду социальную роль, характер индивида оказывает решающее влияние на то, в какой мере его поведение будет соответствовать ожиданиям других.

Итак, социальная роль как совокупность выполняемых человеком социальных функций, обусловленных его местом в системе общественных отношений и социальным статусом, является своего рода связующим звеном между обществом и личностью. Именно в системе выполняемых личностью социальных ролей персонифицируются общественные отношения.

При анализе ролевого поведения личности важно учитывать, что человек – не пассивная марионетка в руках судьбы. Люди свободны в выборе не только своих социальных ролей, они могут существенно отступать, отклоняться от следования предписаниям социальной роли. Человеку предоставляются широкие возможности для выбора того или иного варианта поведения в рамках объективной необходимости и, следовательно, создает основу для возникновения ответственности за свои поступки [ 3, с. 113].

2.2.  С т а т у с н ы е   п р а в а   и    о б я з а н н о с т и .

Статусная роль включает совокупность точно определенных прав. Профессор университета обладает рядом прав, которые отличают его от студента, не обладающего данным статусом. Он оценивает знания учащихся, но, в соответствии со своей академической позицией, не может подвергаться штрафу за плохую успеваемость студентов. Академический статус профессора дает ему такие возможности, которыми не обладают другие люди, имеющие столь же высокий статус, скажем, политик, врач, юрист или священник[7, с. 24].

Поскольку статусные права жестко никогда не определяются, а статусная роль свободно выбирается самим человеком, возникает некоторый диапазон, в рамках которого варьируются поведение и осуществление своих прав. Статус профессора дает практически одинаковые права биологу, физику, социологу. Чаще всего они называются "академическими свободами": независимость суждений, свободный выбор темы и плана лекций и т.п. Но в силу традиции и индивидуальных особенностей профессор социологии использует свои права и ведет себя совсем иначе на лекциях и семинарах, нежели профессора физики.

Точно так же статус соседа предполагает свободную манеру поведения. Никаких жестких формальных требований ему не предписывается. Если они и существуют, то носят скорее неформальный или необязательный характер. Ролевая модель поведения соседа включает обмен поздравлениями и приветствиями, обмен предметами обихода, разрешение конфликтных ситуаций. Но кто-то уклоняется от всяческого общения с соседями, а другой может быть не в меру общительным и навязчивым в дружбе.

Права неразрывно связаны с обязанностями. Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается. Статус чернорабочего мало к чему обязывает. То же самое можно сказать о статусе соседа, нищего или ребенка. Но статус принца крови или известного телеобозревателя обязывает вести образ жизни, оправдывающий ожидания и соответствующий социальным стандартам одного с ними круга людей.

Высшие классы осуществляют незримый контроль за соблюдением статусных обязанностей в большей мере, чем низшие. Невыполнение своих статусных обязанностей может быть незначительным и не переступать границ терпимости (или толерантности). Если нарушение значительно, сообщество применяет по отношению к виновнику формальные санкции, не ограничиваясь неформальными, например, легким осуждением.

Так, суд офицерской чести может лишить провинившегося его звания и потребовать изгнания из своей среды. В дореволюционной России существовал особый институт — суд дворянской чести, выполнявший карательную и одновременно воспитательную функции. Одним из средств защиты дворянской чести являлась дуэль, нередко завершавшаяся смертью того или иного соперника.

Таким образом, чем выше ранг статуса и чем престижнее он сам, тем жестче требования к статусным обязанностям и тем сильнее наказываются их нарушения.                        

                                                                           

2.3. И м и д ж  - с т а т у с н ы й   о б р а з.

Статусные права, обязанности и роль создают статусный образ. Часто его называют имиджем. Имидж — совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом, как должны соотноситься между собой права и обязанности в данном статуcе [3, с. 113].

Представление о том, каким должен быть юрист, врач или профессор, регулирует и направляет поведение тех, кто занимается судопроизводством, медицинской практикой и преподаванием. Выражение "не позволять себе лишнего" точно описывает имидж и ставит границы, в которых каждый из нас стремится оставаться, чтобы в глазах окружающих выглядеть подобающим образом. Иначе говоря, чтобы соответствовать образу своего социального или личного статуса. Учитель вряд ли придет на урок, обрядившись в фуфайку, хотя на садовом участке он работает только в ней. Врач, даже выйдя на пенсию, не позволяет себе выглядеть неряшливо. Ведь он привык все время быть на людях. Те, кто поступает иначе, не соответствуют своему статусному образу.

2.4. С т а т у с н а я   и д е н т и ф и к а ц и я.

Статусная идентификация — это  отождествление себя с чем-то или с кем-то, — указывает на то, в какой мере человек сближает себя со своим статусом и статусным образом. Так, обязательным атрибутом сегодняшнего профессора должен быть костюм с галстуком.

Однако многие преподаватели ходят на лекции в свитере и джинсах, поступая так совершенно намеренно. Тем самым они показывают, что не хотят слишком сильно дистанцироваться от студентов, предлагая тем вести себя более раскованно, доверительно.

Сокращение межстатусной дистанции называется иногда фамильярностью. Но она возникает лишь в тех случаях, когда такая дистанция сводится до минимальной. Стремление встать "на равную ногу" с человеком, обладающим иным по рангу статусом, и приводит к фамильярности. Юноши, разговаривающие непочтительно со старшими или обращающиеся к ним на "ты", фамильярничают.

Если то же самое делает подчиненный в отношениях с начальником, то он также фамильярничает, но начальник, обращающийся на "ты" к подчиненным не фамильярничает, а грубит.

Чем выше ранг статуса, тем сильнее идентификация с ним и тем реже его носитель допускает по отношению к себе фамильярность или грубость, тем жестче держится межстатусная дистанция. Чем выше статус, тем чаще его обладатели прибегают к символической атрибутике — орденам, регалиям, форме, сертификатам  [3, с. 110].

Чем ниже личный статус, тем чаще подчеркиваются преимущества социального статуса. Высокомерное обращение чиновника с посетителями свидетельствует о том, что он идентифицирует себя с социальным статусом, а не с личным. Идентификация со статусом тем сильнее, чем меньшими талантами обладает человек.

Статусная идентификация может совпадать и не совпадать с профессиональной и должностной идентификацией. Палач, не знающий снисхождения, и чиновник, буквально следующий служебным инструкциям, - образцы высокой профессиональной и должностной идентификации.

Чиновник, берущий взятки, - пример низкой идентификации с должностью. Если он занимает высокий государственный пост. Но обходится без служебной машины, то это пример низкой идентификации с социальным статусом.

Заключение

Каждая личность занимает в обществе определенное место и выполняет конкретные функции (роли), обладая соответствующими правами и обязанностями, т.е. имеет определенный статус. Различают социальный и личный статусы. Социальный статус — положение человека в обществе (профессия, класс, национальность). Личный статус характеризует положение, которое индивид занимает в малой или первичной группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам.

Примеры личного статуса: муж, сын, дядя, душа компании, друг. Социальный статус также можно разделить: 1)на приписываемый (т.е. полученный независимо от субъекта, часто от рождения - пол, возраст, национальность, раса), например: русский, мужчина; 2) на достигаемый (т.е. приобретаемый собственными усилиями индивида), например: депутат, рабочий, учитель, студент; или который назначается ему по прошествии времени, например: взрослый человек, теща, зять, безработный.

 Каждая личность имеет множество статусов, но только один из них главный  — наиболее характерный для данного индивида статус.

Социальная роль — это ожидаемое поведение человека, связанное с его статусом и типичное для людей этого статуса в данном обществе. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевой системой.

 Т. Парсонс выделяет 5 основных черт любой социальной роли:

- эмоциональность (одни роли требуют раскованности, другие - сдержанности); -способ получения (одни предписывают, другие - завоевывают);

-масштабность (часть ролей строго сформулирована, другая  - размыта);

-формализация (действие в строго установленных правилах, либо произвольно);  -мотивация (на личную прибыль, на общее благо и т.д.).

Социальные статусы неравнозначны. Когда идет речь об их ранжировании, применяется понятие «социальный престиж». Престиж — это иерархия статусов, закрепленная в культуре, в общественном мнении, и разделяемая обществом. Общество, в котором существует необоснованная заниженность престижа одних статусов и, наоборот, необоснованная завышенность престижа других, не может нормально функционировать.  

Например, в современной России статус ученого, студента, учителя, врача занижен, т.е. утрачено равновесие статусов. При этом наблюдается несоответствие между реальной значимостью некоторых индивидов и социальных групп и их социальным положением, между трудом и вознаграждением за него. Данное явление можно характеризовать как социальную несправедливость.

Итак, социальный статус — это права и обязанности, а социальная роль — ожидание поведения, типичного для людей данного статуса в данном обществе, данной социальной системе, т.е. совокупность требований, предъявляемых обществом к личности, обладающей тем или иным статусом.

Список использованной литературы

  1. Кравченко А.И. Введение в социологию. –М.: Новая школа, 1995. –с.93-112.
  2. Кравченко А.И. Введение в социологию. М., 1996.
  3. Немировский В.Г. Общая социология. -Ростов н/Д: Феникс, 2004. –с. 105-113.
  4. Новикова С.С. Социология: История, основы, институционализация в России.- М:  МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2000.с. 270-273.
  5. Сковиков А.К., Бойко А.П. Шпаргалки по социологии. Ответы на экзаменационные вопросы для студентов вузов: Учебно- практическое пособие  - М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 64 с.
  6. Социология. Основы общей теории: Учебное пособие для студентов вузов. / Под ред. А.Ю. Мягкова. – М.: Издательство «Флинта», 2003. – с. 65-67..
  7. Социология. Основы социологических учений: Учебное пособие для студентов вузов. / Под ред. А.М. Визельман. – М.: СГУ, 1999. –75 с.
  8. Социология. Учебник ддля вузов / Под ред. Г.В. Осипова и др. – М., 1995.
  9. Фролов С.С. Основы социологии. М., : Юрист, 1997, с. 228-250