Рабочая учебная программа по курсу "Конфликтология в социальной работе"
Курс «Конфликтология в социальной работе» носит практико-ориентированный характер, содержит различные практические занятия. Цель курса: формирование конфликтологической компетентности будущего специалиста по социальной работе как составляющей общей профессиональной компетентности на основе освоения теоретических основ конфликтологии в социальной работе, формирование представлений о методах предупреждения и разрешения конфликтов в работе с клиентами и коллегами.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 194 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине
Конфликтология в социальной работе
Составитель: Терещенко Ю.А., доцент, к.п.н.
- Цели и задачи дисциплины; требования к уровню освоения содержания учебной дисциплины. Выписка из ГОС ВПО
ОПД.Ф15 | Конфликтология в социальной работе. Понятия, факторы, структура и типология конфликтов в социальной работе. Конфликты, компромиссы и консенсусы в социальной работе. Этапы развития конфликта; деструктивный и конструктивный пути развития конфликтов. Модели управления развития конфликтов в социальной работе. Методика разрешения конфликтов в процессе социальной работы. Методы профилактики, предупреждения и минимизации конфликтов в социальной работе. |
Проблема конфликта не нова и по-прежнему актуальна. В современных условиях каждому гражданину необходимо формирование конфликтологической компетентности. Интерес к проблеме эффективного взаимодействия оправдан и обусловлен многими факторами. Во-первых, динамично расширяется коммуникативное пространство, во-вторых, существенно изменяется содержание и форма социальных отношений, которые влекут за собой логику и перестройку прежних стереотипов, вызывают социальную напряженность.
Принимая во внимание особенность социального, в том числе педагогического взаимодействия, в котором конфликтность является устойчиво присутствующим фактором, следует признать целесообразность формирования конфликтологической компетентности у будущих социальных работников.
Данный курс может способствовать решению проблемы. Курс «Конфликтология в социальной работе» носит практико-ориентированный характер, содержит различные практические занятия, творческие задания, тренинги.
Цель курса: формирование конфликтологической компетентности будущего специалиста по социальной работе как составляющей общей профессиональной компетентности на основе освоения теоретических основ конфликтологии в социальной работе, формирование представлений о методах предупреждения и разрешения конфликтов в работе с клиентами и коллегами.
Задачи курса:
- Сформировать представление о конфликте как форме социального взаимодействия, преодолеть негативное отношение к конфликту.
- Овладеть понятийным аппаратом конфликтологии.
- Сформировать представление о специфике социальных конфликтов, их причинах, их возможностях управления конфликтным взаимодействием.
- Освоить диагностические умения для определения уровней конфликтности, стрессовости, стратегии поведения в конфликте.
- Сформировать навыки эффективного взаимодействия, конструктивного разрешения конфликтов.
В результате освоения дисциплины студенты должны:
Знать:
- Основные конфликтологические понятия, категории и принципы в контексте рассматриваемой дисциплины;
- Причины и последствия конфликтов в социальной работе;
- Способы разрешения и предупреждения конфликтных ситуаций.
Уметь:
- анализировать конфликты и применять эффективные методы их разрешения.
- систематизировать данные, полученные в ходе научного наблюдения, формировать гипотезы;
- адекватно оценивать поведение в конфликтных ситуациях.
Владеть:
- конструктивно действовать в ситуациях конфликта;
- основами предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций.
2.Содержание программы
2.1. Тематический план
(с распределением общего бюджета времени в часах)
Курс | Семестр | Раздел дисциплины, содержание | Всего | Аудиторные | Самостоятельная работа студентов | Формы межсессионного контроля | ||
Лекции | Семинарские (практические) занятия | Лабораторный практикум | ||||||
4 | 7 | Современное понимание предмета и задач конфликтологии. | 5 | 2 | - | 3 | Текущий | |
Понятия, факторы, структура и типология конфликтов в социальной работе. | 5 | 2 | - | 3 | Текущий | |||
Этапы развития конфликта; деструктивный и конструктивный пути развития конфликтов. | 10 | 4 | - | 6 | Текущий | |||
Методика разрешения конфликтов в процессе социальной работы. | 5 | 2 | - | 3 | Текущий | |||
Взаимосвязь конфликтов и стрессовых состояний в системе социальной работы. | 5 | 2 | - | 3 | Текущий | |||
Модели управления развития конфликтов в социальной работе. между субъектами взаимодействия в социальной работе. | 5 | 2 | - | 3 | Текущий | |||
Распространенные виды конфликтов в социальной работе. | 5 | 2 | - | 3 | Текущий | |||
Диагностика конфликтной ситуации. | 6 | 2 | - | 4 | Текущий | |||
Конфликтогенная специфика особенностей характера социальных сирот | 6 | - | 2 | 4 | Текущий | |||
конфликтогенная специфика особенностей характера «домашних» детей и подростков | 6 | - | 2 | 4 | Текущий | |||
конфликтогенная специфика особенностей характера подростков и взрослых в условиях социальной изоляции | 6 | - | 2 | 4 | Текущий | |||
конфликтогенная специфика пожилых и безработных | 6 | - | 2 | 4 | Текущий | |||
Конфликтные ситуации в социальной работе. | 6 | - | 2 | 4 | Текущий | |||
Конфликты, компромиссы и консенсусы в социальной работе. | 6 | - | 2 | 4 | Текущий | |||
Классификация конфликтов. | 12 | - | 4 | 8 | Текущий | |||
Методы профилактики, предупреждения и минимизации конфликтов в социальной работе. | 6 | - | 2 | 4 | Текущий | |||
Роль руководителя в системе социальной работы в управлении конфликтами. | 9 | - | 2 | 7 | Текущий | |||
Всего по дисциплине: | 108 | 20 | 20 | 68 | Зачет |
2.2. Содержание лекционного курса
Лекция 1. Современное понимание предмета и задач конфликтологии.
Понятие конфликтологии. Понятийный аппарат конфликтологии: структура конфликта, динамика конфликта, разрешение конфликта (управление конфликтом), типология конфликтов. Понятие, цель, задачи, объект и предмет конфликтологии.
Лекция 2. Понятия, факторы, структура и типология конфликтов в социальной работе.
Определение понятия «конфликт». Необходимые условия возникновения конфликта. Конфликтная ситуация как основа конфликта. Компоненты социального конфликта: объективные и личностные. Объект конфликта – противоречивые интересы. Характеристика участников конфликта.
Лекция 3-4. Этапы развития конфликта; деструктивный и конструктивный пути развития конфликтов.
Причинность в социальной среде. Причина возникновения конфликта. Отличие причины возникновения конфликта от его повода. Группы факторов обусловливающих возникновение и развитие конфликтов. Понятие функции конфликта. Основные функции конфликта: объединяющая (интегрирующая), активизации социальных связей, сигнальная, инновационная, преобразования межличностных и межгрупповых отношений, информационная, профилактическая. Динамика конфликта как процесс изменений. Основные этапы развития конфликта.
Лекция 5-6. Методика разрешения конфликтов в процессе социальной работы.
Формы завершения конфликта: разрешение, урегулирование, устранение, перерастание в другой конфликт. Разрешение конфликта как многоступенчатый процесс. Стратегии выхода из конфликта: соперничество, компромисс, сотрудничество, избегание, приспособление. Разрешение конфликтов без посредника. Участие третьей стороны в разрешении конфликтов.
Лекция 7. Взаимосвязь конфликтов и стрессовых состяний в ситеме социальной работы.
Понятие стресса и его виды в контексте конфликтного взаимодействия в социальной работе. влияние стресса на конфликтное взаимодействие в социальной работе. управление стрессом в конфликтной ситуации в социальной работе.
Лекция 8. Модели управления развития конфликтов в социальной работе.
Управление конфликтами: определение основных понятий. Принципы управления конфликтами. Социально-педагогические методы предупреждения и профилактики конфликтов.
Лекция 9. Распространенные виды конфликтов в социальной работе.
Семейные конфликты: сущность, особенности взаимодействия сторон. Конфликты в условиях учебной деятельности. Конфликты между руководителями и подчиненными.
Лекция 10. Диагностика конфликтной ситуации.
Методологические принципы исследования конфликтов. Универсальная понятийная схема описания конфликта и этапы анализа конфликтов (А.Я. Анцупов). Программа конфликтологического исследования. Применение методов психологии в конфликтологии. Возможности тестов в определении конфликтности человека.
2.3. Содержание семинарских занятий
Семинарское занятие 1. Тема: Конфликтогенная специфика особенностей характера социальных сирот
Цель занятия: описать конфликтогенную специфику особенностей характера социальных сирот разного возраста
План занятия:
- Субъекты конфликтного взаимодействия в социальной работе.
- Конфликтогенные психологические особенности раннего развития детей в домах ребенка.
- Конфликтогенная специфика особенностей характера социальных сирот – дошкольников и младших школьников
- Конфликтогенные психологические особенности подростков, оставшихся без попечения родителей.
Задания для самостоятельной работы студентов:
- Опишите виды вариантов деформации в общении подростков, оставшихся без попечения родителей.
- дайте определение понятию «материнская депривация». Опишите ее главные последствия.
Литература:
- Конфликтология в социальной работе [Текст] : учебное пособие / А. Б. Белинская. - М. : Дашков и К", 2010. - 224 с.
- Конфликтология в социальной работе [Текст] : учебное пособие / Е. Г. Сорокина. - М. : Академия, 2009. - 208 с.
- Конфликтология в социальной работе [Текст] : учебное пособие / Р. И. Мокшанцев. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 320 с.
- Конфликтология [Текст] / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2008. - 496 с.
- Конфликтология [Текст] : учебник / под ред. В. П. Ратникова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ, 2009. - 512 с.
Семинарское занятие 2. Тема: конфликтогенная специфика особенностей характера «домашних» детей и подростков
Цель занятия: описать конфликтогенную специфику особенностей характера «домашних» детей разного возраста
План занятия:
- Конфликтогенная специфика детей доподросткового возраста.
- Конфликтогенная специфика детей младшего подросткового возраста.
- Конфликтогенная специфика детей среднего подросткового возраста.
- Конфликтогенная специфика детей старшего подросткового возраста.
- Конфликтогенные особенности подростковых групповых реакций.
Задания для самостоятельной работы студентов:
- Заполните таблицу:
Наименование возраста «домашнего» ребенка | Наиболее частые причины конфликтов |
Литература:
- Конфликтология в социальной работе [Текст] : учебное пособие / А. Б. Белинская. - М. : Дашков и К", 2010. - 224 с.
- Конфликтология в социальной работе [Текст] : учебное пособие / Е. Г. Сорокина. - М. : Академия, 2009. - 208 с.
- Конфликтология в социальной работе [Текст] : учебное пособие / Р. И. Мокшанцев. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 320 с.
- Конфликтология [Текст] / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2008. - 496 с.
- Конфликтология [Текст] : учебник / под ред. В. П. Ратникова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ, 2009. - 512 с.
Семинарское занятие 3. Тема: конфликтогенная специфика особенностей характера подростков и взрослых в условиях социальной изоляции
Цель занятия: описать конфликтогенную специфику особенностей характера подростков и взрослых в условиях социальной изоляции
План занятия:
- Конфликтогенная специфика особенностей характера подростков в условиях социальной изоляции.
- Конфликтогенная социально-психологическая специфика мест лишения свободы
- характеристика конфликтогенной социальной стратификации в местах лишения свободы.
- психогенные факторы конфликтного поведения осужденных
- психологические защиты и формы конфликтно поведения осужденных..
Задания для самостоятельной работы студентов:
- Заполните таблицу:
Наименование психогенного фактора конфликтного поведения осужденных | Признаки проявления |
Литература:
- Конфликтология в социальной работе [Текст] : учебное пособие / А. Б. Белинская. - М. : Дашков и К", 2010. - 224 с.
- Конфликтология в социальной работе [Текст] : учебное пособие / Е. Г. Сорокина. - М. : Академия, 2009. - 208 с.
- Конфликтология в социальной работе [Текст] : учебное пособие / Р. И. Мокшанцев. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 320 с.
- Конфликтология [Текст] / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2008. - 496 с.
- Конфликтология [Текст] : учебник / под ред. В. П. Ратникова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ, 2009. - 512 с.
Семинарское занятие 4. Тема: конфликтогенная специфика пожилых и безработных
Цель занятия: описать конфликтогенную специфику особенностей характера пожилых и безработных
План занятия:
- Психическое состояние безработного как стрессогенный фактор конфликтного взаимодействия.
- Мотивационная структура безработного как конфликтогенный фактор.
- Конфликтогенная специфика особенностей характера пожилых людей.
Задания для самостоятельной работы студентов:
- Заполните таблицу:
Тип старения | Основные конфликтогенные фаткоры |
Биологическое старение | |
Социальное старение | |
Психологическое старение |
Литература:
- Конфликтология в социальной работе [Текст] : учебное пособие / А. Б. Белинская. - М. : Дашков и К", 2010. - 224 с.
- Конфликтология в социальной работе [Текст] : учебное пособие / Е. Г. Сорокина. - М. : Академия, 2009. - 208 с.
- Конфликтология в социальной работе [Текст] : учебное пособие / Р. И. Мокшанцев. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 320 с.
- Конфликтология [Текст] / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2008. - 496 с.
- Конфликтология [Текст] : учебник / под ред. В. П. Ратникова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ, 2009. - 512 с.
Семинарское занятие 5. Тема: конфликтные ситуации в социальной работе.
Цель занятия: описать основные конфликтные ситуации в социальной работе.
План занятия:
- Понятие конфликтной ситуации.
- Типы искажений образа конфликтной ситуации ее участниками.
- Конфликтные ситуации с пациентами различных психологических акцентуаций.
- Типичные конфликтные ситуации в социальной работе.
Задания для самостоятельной работы студентов
- Определите психологические типы личности и их проявление в конфликтном взаимодействии в социальной работе.
- Дайте определение следующим понятиям:
- гармоничный характер
- дисгармоничный характер
- акцентуированный характер.
Литература:
- Конфликтология в социальной работе [Текст] : учебное пособие / А. Б. Белинская. - М. : Дашков и К", 2010. - 224 с.
- Конфликтология в социальной работе [Текст] : учебное пособие / Е. Г. Сорокина. - М. : Академия, 2009. - 208 с.
- Конфликтология в социальной работе [Текст] : учебное пособие / Р. И. Мокшанцев. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 320 с.
- Конфликтология [Текст] / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2008. - 496 с.
- Конфликтология [Текст] : учебник / под ред. В. П. Ратникова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ, 2009. - 512 с.
Семинарское занятие 6. Конфликты, компромиссы и консенсусы в социальной работе.
Цель занятия: описать основные стили конфликтного поведения.
План занятия:
- Теоретический подход к определению стиля конфликтного поведения.
- Уклонение от конфликта.
- Односторонняя уступка.
- Сотрудничество.
- Борьба, соперничество, конкуренция.
- Компромисс.
- Консенсус.
Задания для самостоятельной работы студентов
- Определите наименование стиля поведения в конфликтной ситуации:
- единогласное голосование в пользу принятия документа.
- уступки обоих супругов при определении места отдыха.
- внешнее согласие подчиненного выполнять требования начальства без внутреннего согласия.
Литература:
- Конфликтология в социальной работе [Текст] : учебное пособие / А. Б. Белинская. - М. : Дашков и К", 2010. - 224 с.
- Конфликтология в социальной работе [Текст] : учебное пособие / Е. Г. Сорокина. - М. : Академия, 2009. - 208 с.
- Конфликтология в социальной работе [Текст] : учебное пособие / Р. И. Мокшанцев. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 320 с.
- Конфликтология [Текст] / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2008. - 496 с.
- Конфликтология [Текст] : учебник / под ред. В. П. Ратникова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ, 2009. - 512 с.
Семинарское занятие 7-8. Классификация конфликтов.
Цель занятия: охарактеризовать различные виды конфликтов.
План занятия:
- Типология конфликтов по общественно-политическим признакам.
- Типология конфликтов по социально-экономическим признакам:
- Конфликты потребностей.
- Конфликты интересов.
- Типология конфликтов по морально-психологическим признакам:
- Конфликт ценностей.
- Внутриличностный конфликт.
- Межличностный конфликт.
- Конфликт между личностью и группой.
- Межгрупповой конфликт.
Задания для самостоятельной работы студентов:
- Опишите причины и последствия внутриличностного конфликта.
- Дайте определение групповому конфликту: личность-группа, группа-группа.
- Выделите условия предупреждения конфликтов ценностей.
Литература:
- Конфликтология в социальной работе [Текст] : учебное пособие / А. Б. Белинская. - М. : Дашков и К", 2010. - 224 с.
- Конфликтология в социальной работе [Текст] : учебное пособие / Е. Г. Сорокина. - М. : Академия, 2009. - 208 с.
- Конфликтология в социальной работе [Текст] : учебное пособие / Р. И. Мокшанцев. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 320 с.
- Конфликтология [Текст] / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2008. - 496 с.
- Конфликтология [Текст] : учебник / под ред. В. П. Ратникова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ, 2009. - 512 с.
Семинарское занятие 9. Тема: Методы профилактики, предупреждения и минимизации конфликтов в социальной работе.
Цель занятия: рассмотреть сущность управления конфликтами на разных этапах их развития.
План занятия:
- Административные способы урегулирования и разрешения конфликтов.
- Структурные способы урегулирования и разрешения конфликтов.
- Нормативно-правовые способы урегулирования и разрешения конфликтов.
- Социально-психологические принципы урегулирования и разрешения конфликтов.
- Социальное партнерство как форма сотрудничества при разрешении конфликтов.
Задания для самостоятельной работы:
- Перечислите важнейшие технологии регулирования конфликта.
- Перечислите принципы управления конфликтами.
- Перечислите негативные факторы принятия конструктивных решений по конфликту.
Литература:
- Конфликтология в социальной работе [Текст] : учебное пособие / А. Б. Белинская. - М. : Дашков и К", 2010. - 224 с.
- Конфликтология в социальной работе [Текст] : учебное пособие / Е. Г. Сорокина. - М. : Академия, 2009. - 208 с.
- Конфликтология в социальной работе [Текст] : учебное пособие / Р. И. Мокшанцев. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 320 с.
- Конфликтология [Текст] / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2008. - 496 с.
- Конфликтология [Текст] : учебник / под ред. В. П. Ратникова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ, 2009. - 512 с.
Семинарское занятие 10. Роль руководителя в системе социальной работы в управлении конфликтами.
Цель занятия: определить роль руководителя в системе социальной работы в управлении конфликтами.
План занятия:
- Использование руководителями различных стилей управления конфликтами.
- Роль личного примера руководителя в управлении конфликтами.
- Руководитель как субъект конфликта.
- Руководитель как посредник в конфликте.
Задание для самостоятельной работы:
- Определите признаки эффективности управления конфликтами руководителем при применении разных стилей:
- Уклонение от конфликта;
- Односторонняя уступка.
- Компромисс.
- Сотрудничество.
- Конфронтация, соперничество.
Литература:
- Конфликтология в социальной работе [Текст] : учебное пособие / А. Б. Белинская. - М. : Дашков и К", 2010. - 224 с.
- Конфликтология в социальной работе [Текст] : учебное пособие / Е. Г. Сорокина. - М. : Академия, 2009. - 208 с.
- Конфликтология в социальной работе [Текст] : учебное пособие / Р. И. Мокшанцев. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 320 с.
- Конфликтология [Текст] / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2008. - 496 с.
- Конфликтология [Текст] : учебник / под ред. В. П. Ратникова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ, 2009. - 512 с.
2.4 Содержание лабораторных занятий
- Лабораторных работ по дисциплине не предусмотрено по учебному плану
2.5 Самостоятельная работа студентов
1. Выполнение учебного задания.
2. Подбор научно-методической литературы по заданной проблеме.
3. Подготовка выступления по заданной теме по нескольким источникам.
4. Сравнение позиций авторов, выявление общего и особенного в их взглядах.
5. Составление краткой аннотации прочитанного, плана выступления, его тезисов.
6. Анализ конфликтной ситуации (формула конфликта и динамика развития).
7. Решение конфликтологических задач (структура конфликта, функции, динамика).
8. Профилактика и предупреждение конфликтных ситуаций в социальной сфере.
9. Подбор и изучение диагностического инструментария по проблеме.
10. Написание рефератов по предложенной тематике.
3. Порядок аттестации по дисциплине
Тест по курсу
- Под конфликтами в сфере управления понимают: а) конфликт между субъектами и объектами управлений; б) конфликты, которые возникают в системах социального взаимодействия субъектов и объектов управления; в) конфликты между субъектами управления различных уровней; г) конфликты между руководителем и подчиненными; д) конфликты в процессе принятия управленческих решений
- Семейный конфликт - это: а) конфликт между супругами; б) конфликт между родителями и детьми; в) конфликт родственников; г) конфликт между различными семьями; д) конфликт между любыми членами семьи.
- К групповым конфликтам относятся конфликты: а) личность - группа; б) группа - группа; в) личность - группа и группа - группа; г) руководитель - коллектив; д) микрогруппа - микрогруппа внутри коллектива.
- Внутриличностный конфликт - это: а) глубокие эмоциональные переживания личностью своих неудач; б) состояние тревоги, вызываемое предстоящей сложной ситуацией; в) столкновение противоположно направленных мотивов личности; г) столкновение противоположно направленных поведенческих характеристик личности; д) внутренние колебания личности, стоящей перед выбором средств для достижения конкретной цели.
- Управление конфликтами - это: а) целенаправленное воздействие на процесс его динамики; б) целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействия на процесс его динамики в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт; в) целенаправленное воздействие на конфликтующих в интересах снижения уровня напряженности между ними; г) целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействия на процесс формирования адекватного образа конфликтной ситуации у конфликтующих в интересах снижения уровня напряженности между ними; д) целенаправленное воздействие на мотивы конфликтующих.
- Конфликтогены - это: а) слова, действия (или бездействия), которые могут привести к конфликту; б) проявления конфликта; в) причины конфликта, обусловленные социальным статусом личности; г) состояния личности, которые наступают после разрешения конфликта; д) поведенческие реакции личности в конфликте.
- Инцидент - это: а) стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта; б) истинная причина конфликта; в) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для реального противоборства между ними; г) то, из-за чего возникает конфликт; д) необходимое условие конфликта.
- Стороны конфликта - это: а) субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или поддерживающие (явно или неявно) конфликтующих; б) только субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта; в) конкретные личности, находящиеся в состоянии конфликта; г) субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта, и посредник (медиатор); д) конфликтующие стороны в переговорном процессе по разрешению конфликта.
- Конфликтная ситуация - это: а) случайные столкновения интересов субъектов социального взаимодействия; б) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для противоборства между ними; в) процесс противоборства между субъектами социального взаимодействия, направленный на выяснение отношений; г) причина конфликта; д)этап развития конфликта.
- Причина конфликта - это: а) противоположные мотивы субъектов социального взаимодействия; б) стечение обстоятельств, которые проявляют конфликт; в) явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия вызывают его; г) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для реального противоборства между ними; д) то, из-за чего возникает конфликт.
- Конфликт - это: а) борьба мнений; б) спор, дискуссия по острой проблеме; в) противоборство на основе столкновения противоположно направленных мотивов или суждений; г) соперничество, направленное на достижение победы в споре; д) столкновение противоположных позиций.
- Противоборство - это: а) открытое высказывание несогласия по какому-либо вопросу; б) столкновение интересов; в) нанесение взаимного ущерба; г) борьба мнений; д) соперничество по поводу какого-либо предмета.
- Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта между субъектами социального взаимодействия являются: а) наличие у них противоположных суждений или мотивов и желание хотя бы одного из них одержать победу над другим; б) наличие у них противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние противоборства между ними; в) наличие у них противоположных позиций и активные действия обеих сторон по достижению своих позиций; г) наличие у них противоположно направленных мотивов и открытые заявления о своих требованиях; д) наличие противоположных интересов у каждого из них и отсутствие возможностей по их реализации.
- Предметом конфликтологии являются: а) конфликты; б) закономерности и механизмы возникновения конфликтов, а также принципы и технологии управления ими; в) любые столкновения; г) механизмы поведения личности в конфликте и технологии переговорного процесса по разрешению конфликта; д) законы противоборства субъектов социального взаимодействия.
- Признание реальности конфликтующими сторонами, легитимизация конфликта и институциализация конфликта входят в содержание: а) прогнозирования конфликта; б) предупреждения конфликта; в) стимулирования конфликта, г) регулирования конфликта; д) разрешения конфликта.
- Предпосылками разрешения конфликта являются: а) достаточная зрелость конфликта, потребность субъектов конфликта в его разрешении, наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта; б) достаточная зрелость конфликта, высокий авторитет одной из конфликтующих сторон; в) наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта, потребность субъектов конфликта в его разрешении, коллективная форма деятельности; г) высокий авторитет одной из конфликтующих сторон, коллективная форма деятельности, лидерство в группе; д) стиль руководства, высокий авторитет одной из конфликтующих сторон, коллективная форма деятельности.
- Что относится к форме разрешения конфликта: а) порицание, юмор, убеждение, уступка; б) уступка, компромисс, уход, сотрудничество; в) требования, критика, убеждение, юмор; г) уступка, требования, убеждение, критика; д) подчинение; примирение; убеждение, согласование.
- Какие виды деятельности по управлению конфликтом адекватны на этапе возникновения и развития конфликтной ситуации: а) прогнозирование и предупреждение (стимулирование); б) прогнозирование, предупреждение (стимулирование) и регулирование; в) только прогнозирование; г) только предупреждение (стимулирование); д) только регулирование.
- Технологии эффективного общения в конфликте сводится к таким способам, приемам и средствам общения, которые позволяют достичь следующих целей: а) добиться убеждения соперника в своей правоте; б) добиться соглашения даже ценой серьезной уступки соперника; в) добиться взаимного понимания и взаимной эмпатии с соперником; г) добиться превосходства в переговорном процессе над соперником; д) овладеть инициативой в споре.
- Какие из приведенных ниже рекомендаций противоречат эффективному общению: а) поддерживайте атмосферу доверия, взаимного уважения, проявляйте эмпатию к собеседнику; б) используйте невербальные средства коммуникации: частый контакт глаз; кивание головы в знак понимания и другие; в) стремитесь к овладении: инициативой в общении, добивайтесь, чтобы вас больше слушали, постарайтесь показать свою эрудицию; г) в процессе приема информации не перебивайте говорящего, не давайте советы, не критикуйте; д) добивайтесь, чтобы вас услышали и поняли.
Терминологический диктант
Понятие | Характеристика понятия |
Конфликт | |
Этапы динамики конфликта | |
Объект конфликта | |
Предмет конфликта | |
Участники конфликта |
темы для рефератов
- Понимание функций конфликта в жизни человека и общества.
- Конфликты в семье: поводы и причины.
- Социальные роли и ролевой конфликт.
- Роль тревоги и тревожности в конфликте.
- Толерантность как средство повышения эффективности общения.
- Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе.
- Проблема конфликта в подростковом возрасте.
- Эффективное общение и конфликты.
- Школьные конфликты и способы их разрешения с позиции толерантности.
- Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения.
- Межличностные конфликты в группе.
- Личностные проблемы человека и суицидальное поведение.
- Обретение стрессоустойчивости как способ предупреждения конфликтов.
- Переговоры как эффективный способ выхода из конфликтной ситуации.
- Роль прогнозирования в конфликте.
- Конфликты и проблемы насилия.
- Конфликтологическая компетентность учителя как составной элемент профессиональной компетентности.
- Соотношение глобальных проблем и глобальных конфликтов.
- Экологическая катастрофа как глобальный конфликт и пути его предупреждения.
- Проблема войны и мира в истории и современности.
- Конфликтность и толерантность как качества личности.
- Толерантность и конфликтность в действиях участников конфликта.
Вопросы к зачету
- Конфликтология как комплексная научная дисциплина.
- Предмет, объект и субъекты конфликтологии.
- Специализированные методы исследования конфликтного взаимодействия.
- Предпосылки возникновения и развития конфликтологии.
- Конфликт в системе социальных процессов: основные черты и условия возникновения.
- Типология конфликтов: основная классификация и виды.
- Основные структурные элементы конфликта, их характеристика.
- Конфликт: причины и функции.
- Динамика конфликта как процесс изменений.
- Внутриличностный конфликт: причины и последствия.
- Ролевой конфликт – распространенная форма внутриличностного конфликта.
- Межличностный конфликт: понятие, причины, структура, элементы и формы.
- Семейные конфликты, их специфика и особенности.
- Специфика педагогических конфликтов, типология и причины.
- Внутригрупповой конфликт: понятие, причины, виды и типы.
- Особенности межгрупповых конфликтов.
- Формы завершения конфликта, их характеристика.
- Разрешение конфликта как многоступенчатый процесс.
- Стратегии выхода из конфликта.
- Конструктивное и деструктивное разрешение конфликтов.
- Разрешение конфликтов без посредника.
- Участие третьей стороны в разрешении конфликтов.
- Управление конфликтами как совокупность нескольких видов деятельности.
- Содержание, основные этапы, методы управления конфликтами.
- Толерантность как средство повышения эффективности общения.
- Влияние установок толерантного сознания на реагирование в конфликте.
- Технлогии управления конфликтами.
- Формы проявления и способы разрешения внутриличностного конфликта
- Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов
- Технологии рационального поведения в конфликте.
- Специфика конфликтологии в системе социальной работы.
- Конфликтогенная специфика особенностей характера безработных.
- Конфликтогенная специфика особенностей характера пожилых людей.
- Конфликтогенная специфика особенностей характерологических особенностей подростков в условиях социальной изоляции.
- Роль руководителей в системе социальной работы в управлении конфликтами.
4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
4.1. Литература основная
- Конфликтология в социальной работе [Текст] : учебное пособие / А. Б. Белинская. - М. : Дашков и К°, 2010. - 224 с.
- Конфликтология в социальной работе [Текст] : учебное пособие / Е. Г. Сорокина. - М. : Академия, 2009. - 208 с.
- Конфликтология в социальной работе [Текст] : учебное пособие / Р. И. Мокшанцев. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 320 с.
- Конфликтология [Текст] / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2008. - 496 с.
- Конфликтология [Текст] : учебник / под ред. В. П. Ратникова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ, 2009. - 512 с.
4.2. Литература дополнительная
- Анцупов, А. Я. Конфликтология [Текст] / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 496 с. (фонд библиотеки вуза)
- Большая энциклопедия психологических тестов [Текст] / авт.-сост. А. Карелин. - М. : Эксмо, 2007. - 416 с. : ил. (фонд библиотеки вуза)
- Волков, Б. С. Конфликтология [Текст] : учебное пособие / Б.С. Волков, Н.В. Волкова . - М. : Академический проект : Трикста, 2005. - 384 с. (фонд библиотеки вуза)
- Конфликтология [Текст] : учебник / А. Я. Кибанов [и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Инфра-М, 2009. - 304 с. : табл. (фонд библиотеки вуза)
- Конфликтология: хрестоматия [Текст] : учебное пособие / сост. Н. И. Леонов. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : МПСИ; Воронеж : НПО " Модэк ", 2005. - 368 с. (фонд библиотеки вуза)
- Наука образования [Текст] : сборник научных статей. Вып. 20 / Д.М. Федяев, Н.В. Чекалева, К.А. Чуркин. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2002. - 480 с. (фонд библиотеки вуза)
- Психологическая энциклопедия [Текст] / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха ; науч. ред. перевода на русск. яз. А. А. Алексеева. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2006. - 1096 с. (фонд библиотеки вуза)
- Психологический словарь [Текст] : словарь / Под общ. ред. Ю.Л. Неймера. - Ростов н/Д : Феникс, 2003. - 640 с. (фонд библиотеки вуза)
- Психологический словарь [Текст] : словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : АСТ : Астрель : Транзиткнига, 2004. - 480 с. : ил. (фонд библиотеки вуза)
- Рамендик, Дина Михайловна. Психологический практикум [Текст] : учебник / Д. М. Рамендик, О. В. Солонкина, С. П. Слаква. - 3-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2006. - 160 с. (фонд библиотеки вуза)
- Самыгин, С. И. Деловое общение [Текст] : учебное пособие / С. И. Самыгин, А. М. Руденко. - 3-е изд., стереотип. - М. : КноРус, 2012. - 440 с. (фонд библиотеки вуза)
- Хохлова, Е. А. Деятельность социального педагога по предупреждению конфликтов в школе [Текст] : учебное пособие / Е. А. Хохлова. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2008. - 128 с. (фонд библиотеки вуза)
- Чернышёв, А. С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций [Текст] : учебное пособие / А. С. Чернышёв. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : МПСИ ; Воронеж : НПО " Модэк ", 2010. - 192 с. (фонд библиотеки вуза)
- Шапарь, Виктор Борисович. Новейший психологический словарь [Текст] : справочное издание / В. Б. Шапарь, В. Е. Россоха, О. В. Шапарь. - 4-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2009. - 816 с. (фонд библиотеки вуза)
- Шапарь, Виктор Борисович. Словарь практического психолога [Текст] : словарь / В.Б. Шапарь. - М. : АСТ ; Харьков : Торсинг, 2005. - 736 с. (фонд библиотеки вуза)
- Интернет-источники
- Конфликтология. Конфликты в организациях. Учебное пособие. Некрасова А.Н. Издательство: МИИТ, 2008 г. 94 с. http://www.knigafund.ru/books/18485
- Конфликтология. Социальные конфликты: учебник для студентов вузов. Кильмашкина Т.Н. Издательство: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2009 г. 288 с. http://www.knigafund.ru/books/42755
- Конфликтология: Конспект лекций. Атоян А.Д. Издательство: А-Приор, 2010 г. 64 с. http://www.knigafund.ru/books/53187
- Конфликты: психолого-педагогический и правовой аспекты. Валеева Н.Ш., Яруллин Г.К. Издательство: КГТУ, 2003 г. 80 с. http://www.knigafund.ru/books/43121
- Мировые религии и межконфессиональные конфликты: Методические указания для самостоятельной работы студентов. Издательство: КГТУ, 2008 г. 31 с. http://www.knigafund.ru/books/42365
