Рабочая учебная программа по курсу "Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе"
Основной целью курса «Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе» является выработка знаний, умений и навыков у выпускников – специалистов в области социальной работы, практического прогнозирования, проектирования и моделирования деятельности социальных служб, социальных процессов и объектов.
Задачи курса направлены на изучение истории, теории и практики социального прогнозирования, проектирования и моделирования: понятийного аппарата этой области знания в целом и терминологии конкретных ее разделов; методологического и исторического контекста возникновения, становления и развития социального прогнозирования, проектирования, моделирования методики и техники проведения конкретного социально-прогностического исследования; особенностей социально-экономического, социально-политического, социально-культурного прогнозирования, проектирования и моделирования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине
Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе
Составитель:
к.п.н., доцент Терещенко Ю.А.
1. Цели и задачи дисциплины; требования к уровню освоения содержания учебной дисциплины
Учебный курс «Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе» относится к числу общепрофессиональных дисциплин и предполагает профессиональную подготовку. Данный курс преподается в соответствии с государственным образовательным стандартом и требованиями обязательного минимума содержания профессионально-образовательных программ цикла общепрофессиональных дисциплин.
Основной целью курса «Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе» является выработка знаний, умений и навыков у выпускников – специалистов в области социальной работы, практического прогнозирования, проектирования и моделирования деятельности социальных служб, социальных процессов и объектов.
Задачи курса направлены на изучение истории, теории и практики социального прогнозирования, проектирования и моделирования: понятийного аппарата этой области знания в целом и терминологии конкретных ее разделов; методологического и исторического контекста возникновения, становления и развития социального прогнозирования, проектирования, моделирования методики и техники проведения конкретного социально-прогностического исследования; особенностей социально-экономического, социально-политического, социально-культурного прогнозирования, проектирования и моделирования.
Данная дисциплина предполагает усвоение методологических принципов прогнозирования, планирования, программирования и проектирования, методов прогнозирования и планирования, выработку навыков использования прогнозной информации в социальной политике и составления проектов, моделей.
В результате изучения курса студенты должны:
Знать:
- Сущность и значение прогнозирования в социальной работе.
- Методы прогнозирования в социальной работе.
- Характеристику моделирования и виды моделей, используемых в социальной работе.
- Этапы, требования и виды проектирования в социальной работе.
Уметь:
- применять прогнозную информацию в семейной, демографической, миграционной политике, в социальной сфере и социальной инфраструктуре;
- использовать методы прогнозирования, проектирования и моделирования в исследовательской работе;
- осуществлять методы очных экспертных оценок, методы групповой работы над социальным проектом в научно-практической деятельности.
Владеть:
- технологией разработки и реализации социальных программ;
- технологией разработки и реализации проектов;
- технологией разработки и реализации моделей.
Обязательный минимум содержания образовательной программы дисциплины «Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе» включает (Выписка из ГОС ВПО): Социальное прогнозирование как метод научного познания: объект, предмет, его виды. Функции и принципы прогнозирования в социальной работе, технологические этапы и методы. Сущность и технология проектирования в социальной работе, нормативная база, информационное обеспечение проектирования деятельности организаций, учреждений и служб в области социальной работы.
В качестве текущего контроля выступают: тестирование, терминологический диктант, вопросы и задания Результаты выполнения этих работ в сочетании с другими являются основанием для выставления оценок текущего контроля в рамках контрольных недель. Выполнение данных видов работ является обязательным для всех студентов. Итоговый контроль. Для контроля усвоения дисциплины учебным планом предусмотрены зачет.
Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие квалификации специалиста социальной работы:
- проводить исследовательскую и аналитическую деятельность (анализ и прогнозирование, разработку социальных проектов, технологий) по проблемам социального положения населения в курируемом районе (микрорайоне), с целью разработки программ и проектов социальной работы;
- участвовать в разработке прогнозов по совершенствованию организационно-управленческой и административной работы социальных служб, организаций и учреждений;
- изучать опыт проведения анализа и мониторинга состояния и развития объектов социальной работы;
- участвовать в исследовательской и аналитической работе соответствующего уровня;
- владеть методами проведения прогнозно-экспертной и мониторинговой работы с целью повышения эффективности социальной деятельности.
3.Содержание программы
3.1.Тематический план
(с распределением общего бюджета времени в часах)
Курс | Семестр | Тема занятия | Всего | Аудиторные Лабораторный практикум | Самостоятельная работа студентов | Формы межсессионного контроля | ||
Лекции | Семинарские (практические) занятия | Практические работы | ||||||
44 | 77,8 е | Раздел I. Социальное прогнозирование как метод научного познания: объект, предмет, его виды. | ||||||
Тема 1: Методологические основы прогнозирования, проектирования и моделирования в социальной работе | 26 | 4 | 4 | 18 | Текущий | |||
Тема 2. Теория и история прогнозирования: отечественный и зарубежный опыт | 26 | 4 | 4 | 18 | Текущий | |||
Тема 3. Социальное прогнозирование: теоретические аспекты | 30 | 4 | 6 | 20 | Промежуточный | |||
Всего за 7 семестр | 82 | 12 | 14 | 56 | зачет | |||
+ | Раздел II. Сущность и технология проектирования в социальной работе, нормативная база, информационное обеспечение проектирования деятельности организаций, учреждений и служб в области социальной работы. | |||||||
Тема 7. Методологические основы социального проектирования | 8 | 2 | 2 | 4 | Текущий | |||
Тема 8. Классификация социальных проектов. | 10 | 2 | 4 | 4 | ||||
Раздел III. Технологические проблемы моделирования в социальной работе: виды, методы, пути и средства апробации. | ||||||||
Тема 10. Сущность социального моделирования | 9 | 4 | 2 | 5 | Текущий | |||
Тема 11. Инновационные технологии моделирования | 7 | - | 2 | 5 | ||||
Тема 12. Глобальное моделирование | 7 | - | 2 | 5 | ||||
Тема 12. Полезность как форма рационального проектирования, прогнозирования и моделирования в социальной работе. | 5 | 2 | - | 3 | Промежуточный | |||
Всего за 8 семестр | 48 | 10 | 12 | 26 | зачет |
3.2. Содержание лекционных занятий
Раздел 1. Социальное прогнозирование как метод научного познания: объект, предмет, его виды.
Лекция 1-2. Тема 1: Методологические основы прогнозирования, проектирования и моделирования в социальной работе.
Концептуальные подходы к прогнозированию, проектированию и моделированию социальной сферы общества Концептуальные подходы к прогнозированию, проектированию и моделированию социальной сферы общества. Системные взаимосвязи в социальных процессах. Законы и тенденции развития социальных процессов.
Лекция 3-4. Тема 2: Тема 2. Теория и история прогнозирования: отечественный и зарубежный опыт.
Религиозные концепции будущего: индуистско-буддистско-джайнистская концепция, иудаистско-христианско-исламская концепция. Утопические концепции будущего: сущность, этапы развития. Глобалистика и альтернавистика как современные концепции исследования будущего, ориентированные на прогнозирование ключевых проблем с самыми различными вариациями.
Лекция 5-7. Тема 3: Социальное прогнозирование: теоретические аспекты.
Прогностика в социальном познании: цели, задачи и виды прогнозов. Методы и приемы прогнозирования. Организация и этапы прогнозного исследования. Условия надежности социального прогнозирования и требования к результатам прогнозов.
Раздел 2. Сущность и технология проектирования в социальной работе, нормативная база, информационное обеспечение проектирования деятельности организаций, учреждений и служб в области социальной работы.
Лекция 1. Тема 7: Методологические основы социального проектирования
Социальное проектирование. Методологические основы. Характеристика социального проекта. Методология управления проектом.
Лекция 2-3. Тема 8: Классификация социальных проектов.
Методы и виды социального проектирования. Классификация видов проектов. Виды проектирования: малый проект, мегапроект, международный, межгосударственный, федеральный, региональный, отраслевой, межотраслевой, местный, технический, научно-технический, экономический, социальный, социально-экономический, экологический, производственный, маркетинговый, рекламный, инвестиционный, комплексный, краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный.
Раздел 3. Технологические проблемы моделирования в социальной работе: виды, методы, пути и средства апробации
Лекция 4-5. Тема 10. Сущность социального моделирования
Моделирование как метод научного познания. Виды и функции моделей и моделирования. Требования, предъявляемые к моделям. Классификация моделей в социальной сфере.
Лекция 6. Тема 12. Полезность как форма рационального проектирования, прогнозирования и моделирования в социальной работе.
Основные понятия прогнозирования, проектирования и моделирования социальных процессов и явлений. Объективность и полезность прогнозирования, проектирования и моделирования. Социальное планирование как единство познавательной и общественно-преобразовательной деятельности.
2.2.2 Содержание семинарских занятий
Семинарское занятие 1.
Тема: Методологические основы прогнозирования, проектирования и моделирования в социальной работе.
Цель занятия: Определить концептуальные подходы к прогнозированию, проектированию и моделированию социальной сферы общества.
План занятия:
- Методология социальной сферы: сущность социальной сферы, понятие методологии социальной сферы, уровни методологии социальной сферы.
- Научные способы познания социальной сферы: схоластический, механистический, статистический, системный, диатропический, синергетический.
- Методологические принципы прогнозирования, проектирования и моделирования процессов социальной сферы.
- Технологические процедуры логического способа толкования в прогнозировании, проектировании и моделировании: понятийно-словесная, нормативно-оценочная, экспериментально-деятельная.
Задания для самостоятельной работы:
- Изобразите схематически концептуальную основу прогнозирования, проектирования и моделирования в социальной работе.
- Кратко опишите сущность социального прогнозирования, проектирования и моделирования как научного и учебного направления.
Литература:
- Смирнов Б.В. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе / учебное пособие [Электронный ресурс]. URL: http://edu.dvgups.ru/METDOC/CGU/SOTS_RAB_S/PR_PROEKT_SR/METOD/SMIRNOV/WEBUMK/MAIN_UMK.HTM (дата обращения: 03.07.2012).
- Основы социальной работы [Текст] : учебное пособие / под ред. Н. Ф. Басова. - 2-е изд., испр. - М. : Академия, 2005. - 288 с.
- Прогнозирование и моделирование в научных исследованиях по теории и методике обучения математике [Текст] : монография / И. А. Маврина. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2007. – 70 с.
- Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе [Текст] : учебное пособие / В. М. Сафронова. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2010. - 240 с.
Семинарское занятие 2.
Тема: Методологические основы прогнозирования, проектирования и моделирования в социальной работе. Социальная прогностика как учебная и научная дисциплина.
Цель занятия: определить сущность прогностики и роль прогнозирования в решении проблем социальной работы.
План занятия:
- Понятие прогностики как науки.
- Сущность прогнозирования, социального прогнозирования.
- Основные методологические принципы социального прогнозирования.
- Методологические подходы, применяемые в прогнозировании:
- Функциональный;
- Структурно-функциональный.
Задания для самостоятельной работы:
- Дайте определение следующим понятиям:
- Прогнозирование;
- Социальное прогнозирование;
- Прогноз;
- Прогностика.
- Найдите и сравните три различных определения понятия «социальное прогнозирование». Оформите рассуждения в таблицу:
Автор определения | Определение | Сходство | Различие |
Литература:
- Бестужев-Лада И.В. Прогнозирование и прогностика // Социальное прогнозирование. Курс лекций. - М.: Педагогическое общество России 2002. - С. 73-76.
- Основы социальной работы [Текст] : учебное пособие / под ред. Н. Ф. Басова. - 2-е изд., испр. - М. : Академия, 2005. - 288 с.
- Прогнозирование и моделирование в научных исследованиях по теории и методике обучения математике [Текст] : монография / И. А. Маврина. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2007. – 70 с.
- Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе [Текст] : учебное пособие / В. М. Сафронова. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2010. - 240 с.
Семинарское занятие 3.
Тема: Теория и история прогнозирования: отечественный и зарубежный опыт.
Цель занятия: рассмотреть особенности становления и развития теории прогнозирования в России.
План занятия:
- Понятие и особенности футурофобии в обыденном сознании людей.
- Религиозные корни прогнозирования: индуистско-буддистско-джайнистская концепция, иудаистско-христианско-исламская концепция.
- Утопические концепции будущего: сущность, этапы развития.
- Глобалистика и альтернавистика как современные концепции исследования будущего, ориентированные на прогнозирование ключевых проблем с самыми различными вариациями.
- Будущее России в прогнозировании современных ученых-футурологов.
Задания для самостоятельной работы:
- Дайте определение понятию «футурология».
- Прочитайте и сделайте аннотированный конспект статьи А.И. Уткина «Обзор современных футурологических концепций». В конспекте выделите 4 футурологические концепции. В одном-двух предложениях опишите каждую из них. К какой концепции Вы склоняетесь? Объясните свой выбор в двух-трех предложениях в конце конспекта.
Литература:
- Бестужев-Лада И.В. Социальное прогнозирование. Курс лекций. - М.: Педагогическое общество России 2002. - С. 7-20.
- Бестужев-Лада И.В. Глобалистика и альтернавистика // Социальное прогнозирование. Курс лекций. - М.: Педагогическое общество России 2002. – С. 43-53.
- Смирнов Б.В. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе / учебное пособие [Электронный ресурс]. URL: http://edu.dvgups.ru/METDOC/CGU/SOTS_RAB_S/PR_PROEKT_SR/METOD/SMIRNOV/WEBUMK/MAIN_UMK.HTM (дата обращения: 03.07.2012).
- А.И. Уткин «Обзор современных футурологических концепций» // Первое сентября: Урок истории. – 2000. - № 17. [Электронный ресурс]. URL: http://his.1september.ru/article.php?ID=200001701 (дата обращения: 03.07.2012).
- Основы социальной работы [Текст] : учебное пособие / под ред. Н. Ф. Басова. - 2-е изд., испр. . - М. : Академия, 2005. - 288 с.
- Прогнозирование и моделирование в научных исследованиях по теории и методике обучения математике [Текст] : монография / И. А. Маврина. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2007. – 70 с.
- Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе [Текст] : учебное пособие / В. М. Сафронова. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2010. - 240 с.
Семинарское занятие 4
Тема: Теория и история прогнозирования: зарубежный опыт.
Цель занятия: рассмотреть основные зарубежные теории, гипотезы, прогнозы.
План занятия:
- Сущность теории конвергенции.
- Концепция информационного общества.
- Проблемы использования информации а информационном обществе.
- Использование информации: цели, плюсы и минусы.
- Важнейшие черты цивилизации будущего.
Задания для самостоятельной работы:
- Ознакомьтесь с текстом параграфа «Вероятность многомодельной картины мира». Опишите два основные подхода следствий и перспектив научно-технического прогресса: оптимистический, пессимистический.
- На основании прочитанной информации опишите различные варианты и разновидности оптимистического подхода.
Литература:
- Вероятность многомодельной картины мира // Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе [Текст] : учебное пособие / В. М. Сафронова. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2010. – С. 69-78.
- Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе [Текст] : учебное пособие / В. М. Сафронова. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2010. - 240 с.
- Основы социальной работы [Текст] : учебное пособие / под ред. Н. Ф. Басова. - 2-е изд., испр. . - М. : Академия, 2005. - 288 с.
- Прогнозирование и моделирование в научных исследованиях по теории и методике обучения математике [Текст] : монография / И. А. Маврина. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2007. – 70 с.
Семинарское занятие 5
Тема: Социальное прогнозирование: теоретические аспекты
Цель занятия: определить сущность социального прогнозирования в социальной работе.
План:
- Определение основных понятий: прогнозирование, предсказание, предуказание, прогноз, социальный прогноз, социальное прогнозирование.
- Цель социального прогнозирования, задачи, практическое назначение.
- Классификация принципов социального прогнозирования.
- Основные функции социального прогнозирования.
Задания для самостоятельной работы:
- Ознакомьтесь с текстом параграфа «Сущность социального прогнозирования» Ж.Т. Тощенко из книги «Социология». Определите три отличительные черты социального прогнозирования, которые выделяет автор. Представьте его точку зрения на понятие «социальное прогнозирование».
- Прочитайте лекцию 9 «Методология технологического прогнозирования» Бестужева-Лада И.В. Опишите формы конкретизации предвидения.
Литература:
- Бестужев-Лада И.В. Методология технологического прогнозирования // Социальное прогнозирование. Курс лекций. - М.: Педагогическое общество России 2002. – С. 65-68.
- Социология [Текст] : общий курс : Учеб пособие / Ж.Т. Тощенко. - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : Юрайт, 2003. - 527 с.
- Тощенко Ж.Т. Сущность социального прогнозирования // Социология. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Прометей: Юрайт-М, 2001. - 511 с. [Электронный ресурс]. URL: http://yourlib.net/content/view/5362/64/ (дата обращения: 03.07.2012).
- Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе [Текст] : учебное пособие / В. М. Сафронова. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2010. - 240 с.
- Основы социальной работы [Текст] : учебное пособие / под ред. Н. Ф. Басова. - 2-е изд., испр. . - М. : Академия, 2005. - 288 с.
Семинарское занятие 6
Тема: Социальное прогнозирование: теоретические аспекты. Типология и виды прогнозов.
Цель занятия: определить типологию социального прогнозирования и виды прогнозов.
План:
- Типология социального прогнозирования:
- Целевой прогноз.
- Плановый прогноз.
- Программный прогноз.
- Проектный прогноз.
- Организационный прогноз.
- оперативные (текущие), кратко-, средне-, долго- и дальнесрочные (сверхдолгосрочные) прогнозы.
- Естествоведческие прогнозы.
- Научно-технические прогнозы.
- Обществоведческие прогнозы.
- Поисковый прогноз: методика прогнозного поиска, проблемная ситуация, последовательность операций.
- Нормативный прогноз: характерные особенности, построение древа социальных целей, последовательность операций.
Задания для самостоятельной работы:
- Представьте точку зрения Антохоновой И.В. на определение понятий «нормативнй прогноз», «поисковый прогноз».
- Опишите сущность активных и пассивных, самосбывающихся и самоопровергающихся прогнозов с точки зрения К.В. Симонова.
Литература:
- Бестужев-Лада И.В. Методология технологического прогнозирования (типология прогнозов) // Социальное прогнозирование. Курс лекций. - М.: Педагогическое общество России 2002. – С. 68-73.
- Бестужев-Лада И.В. Поисковый прогноз // Социальное прогнозирование. Курс лекций. - М.: Педагогическое общество России 2002. – С. 114-124.
- Бестужев-Лада И.В. Нормативный прогноз // Социальное прогнозирование. Курс лекций. - М.: Педагогическое общество России 2002. – С. 124-140.
- Антохонова И.В. Методы прогнозирования социально-экономических процессов, 2004. [Электронный ресурс]. URL: http://knigi-uchebniki.com/sotsiologiya-upravleniya/normativnyiy-prognoz.html (дата обращения: 03.07.2012).
- Симонов К.В. Активные и пассивные, самосбывающиеся и самоопровергающиеся прогнозы // Учебное пособие. М.: Логос. – 2002. - 152 с. Электронный ресурс]. URL: http://society.polbu.ru/simonov_politanalysis/ch21_i.html (дата обращения: 03.07.2012).
Семинарское занятие 7
Тема: Социальное прогнозирование: методы и эффективность социального прогнозирования.
Цель занятия: определить методы и критерии эффективности социального прогнозирования.
План:
- Методы социального прогнозирования: экстраполяция, экспертная оценка.
- Эффективность социального прогнозирования.
Задания для самостоятельной работы:
- Опишите условия надежности прогнозов, выделяемые Смирновым Б.В.
- Дайте определение понятию «период упреждения прогнозов».
- Определите сущность «надежности» прогнозов.
Литература:
- Бестужев-Лада И.В. Основные методы прогнозирования целевых ситуаций // Социальное прогнозирование. Курс лекций. - М.: Педагогическое общество России 2002. – С. 137.
- Основы социальной работы [Текст] : учебное пособие / под ред. Н. Ф. Басова. - 2-е изд., испр. - М. : Академия, 2005. – С. 257-258.
- Смирнов Б.В. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе / учебное пособие [Электронный ресурс]. URL: http://edu.dvgups.ru/METDOC/CGU/SOTS_RAB_S/PR_PROEKT_SR/METOD/SMIRNOV/WEBUMK/MAIN_UMK.HTM (дата обращения: 03.07.2012).
- Тощенко Ж.Т. Методы социального прогнозирования // Социология. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Прометей: Юрайт-М, 2001. - 511 с. [Электронный ресурс]. URL: http://yourlib.net/content/view/5363/64/ (дата обращения: 03.07.2012).
- Тощенко Ж.Т. Эффективность социального прогнозирования // Социология. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Прометей: Юрайт-М, 2001. - 511 с. [Электронный ресурс]. URL: http://yourlib.net/content/view/5363/64/ (дата обращения: 03.07.2012).
- Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе [Текст] : учебное пособие / В. М. Сафронова. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2010. – С. 104-106.
Примечание: На данном занятии проводится итоговое тестирование по курсу. Студенты сдают итоговое задание к зачету по разделу курса.
8 семестр
Раздел III. Сущность и технология проектирования в социальной работе, нормативная база, информационное обеспечение проектирования деятельности организаций, учреждений и служб в области социальной работы.
Семинарское занятие 1.
Тема. Методологические основы социального проектирования
Цель занятия: рассмотреть методологические основы социального проектирования.
План занятия:
- Сущность проектирования, проектов.
- Основные элементы социального проектирования: субъект, объект, социальное действие, условия проектирования, проектный фон.
- Процесс проектирования: основные технологические этапы.
- Основные черты и свойства проектов.
Задания для самостоятельной работы:
- Опишите параметры, которые должны быть заложены в основу проекта по Смирнову Б.В.
- Дайте определение сущности социального конструирования.
Литература:
- Основы социальной работы [Текст] : учебное пособие / под ред. Н. Ф. Басова. - 2-е изд., испр. - М. : Академия, 2005. – С. 259-266.
- Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе [Текст] : учебное пособие / В. М. Сафронова. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2010. – С. 126-127.
- Смирнов Б.В. Социальное проектирование. Методологические основы // Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе / учебное пособие [Электронный ресурс]. URL: http://edu.dvgups.ru/METDOC/CGU/SOTS_RAB_S/PR_PROEKT_SR/METOD/SMIRNOV/WEBUMK/MAIN_UMK.HTM (дата обращения: 03.07.2012).
- Луков В.А. Социальное проектирование: Учеб. пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии: Флинта, 2003. — 240 с. [Электронный ресурс]. URL: http://bugabooks.com/book/285-socialnoe-proektirovanie/2-annotaciya.html (дата обращения: 03.07.2012).
Семинарское занятие 2.
Тема 8. Классификация социальных проектов.
Цель занятия: определить сущность социальных проектов по различным основаниям классификации.
План занятия:
- Классификация проектов: по типу, по классу, по виду, по масштабу, по длительности, по объему трудовых (трудоемкость), финансовых (стоимость) и материальных (материалоемкость) затрат; по содержанию, по сроку реализации.
- Эффективность социальных проектов.
- Реализация социальных проектов.
Задания для самостоятельной работы:
- Определите понятие «жизненный цикл проекта».
- В чем заключается сущность предпроектного анализа?
Литература:
- Основы социальной работы [Текст] : учебное пособие / под ред. Н. Ф. Басова. - 2-е изд., испр. - М. : Академия, 2005. – С. 265-266.
- Смирнов Б.В. Классификация социальных проектов // Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе / учебное пособие [Электронный ресурс]. URL: http://edu.dvgups.ru/METDOC/CGU/SOTS_RAB_S/PR_PROEKT_SR/METOD/SMIRNOV/WEBUMK/MAIN_UMK.HTM (дата обращения: 03.07.2012).
- Луков В.А. Социальное проектирование: Учеб. пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии: Флинта, 2003. — 240 с. [Электронный ресурс]. URL: http://bugabooks.com/book/285-socialnoe-proektirovanie/2-annotaciya.html (дата обращения: 03.07.2012).
Семинарское занятие 3.
Тема 8. Классификация социальных проектов. Виды проектов.
Цель занятия: определить сущность разных видов проектов социальных проектов по различным основаниям классификации.
План занятия:
- Характеристика организационного, операционально-деятельностного, временного, пространственного, структурно-функционального проектирования.
- Характеристика прогнозного социального проектирования.
- Сравнительная характеристика нормальных и инновационных проектов.
- Сущность поддерживающих проектов.
Задания для самостоятельной работы:
- Опишите основные причины неудачной реализации проектов.
- Изучите раздел книги Социальное проектирование Лукова В.А. «Типология проектов» и определите Типы проектов по направлениям деятельности.
Литература:
- Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе [Текст] : учебное пособие / В. М. Сафронова. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2010. – С. 128-132
- Луков В.А. Социальное проектирование: Учеб. пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии: Флинта, 2003. — 240 с. [Электронный ресурс]. URL: http://bugabooks.com/book/285-socialnoe-proektirovanie/9--2-tipologiya-socialnyx-proektov.html
- Основы социальной работы [Текст] : учебное пособие / под ред. Н. Ф. Басова. - 2-е изд., испр. - М. : Академия, 2005. – С. 265-266.
Раздел IV. Технологические проблемы моделирования в социальной работе: виды, методы, пути и средства апробации.
Семинарское занятие 4
Тема: Сущность социального моделирования
Цель занятия: определить основные элементы социального проектирования.
План занятия:
- Сущность социального моделирования: понятие, цель.
- Модель: понятие, требования, структура.
- Моделирование социальных процессов: имитационное и глобальное моделирование.
- Технология социального моделирования: основные этапы.
Задания для самостоятельной работы:
- Изучите главу 6 учебного пособия В.М. Сафроновой. Определите сущность модели экологической безопасности «Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе».
- Назовите критерии прогрессивности модели в социальной работе по Б.В. Смиронову.
Литература:
- Самбуров Э.А. Социальное моделирование, прогнозирование и проектирование: курс лекций / Э. А. Самбуров. – Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2010. – С. 38-48.
- Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе [Текст] : учебное пособие / В. М. Сафронова. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2010. – С. 162-167.
- Основы социальной работы [Текст] : учебное пособие / под ред. Н. Ф. Басова. - 2-е изд., испр. - М. : Академия, 2005. – С. 266-269.
- Смирнов Б.В. Социальное моделирование // Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе / учебное пособие [Электронный ресурс]. URL: http://edu.dvgups.ru/METDOC/CGU/SOTS_RAB_S/PR_PROEKT_SR/METOD/SMIRNOV/WEBUMK/MAIN_UMK.HTM (дата обращения: 03.07.2012).
Семинарское занятие 5
Тема: Инновационные технологии моделирования
Цель занятия: Определить содержание современных технологий моделирования в социальной работе.
План занятия:
- Системно-функциональный подход к моделированию
- Моделирование управленческого решения в социальной сфере.
- Алгоритм и технологии моделирования управления.
- Полезность как форма рационального моделирования в социальной работе.
Задания для самостоятельной работы.
- Назовите параметры оценки моделей.
- Опишите уровни использования моделей.
Литература:
- Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе [Текст] : учебное пособие / В. М. Сафронова. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2010. – С. 184-212.
- Смирнов Б.В. Социальное моделирование // Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе / учебное пособие [Электронный ресурс]. URL: http://edu.dvgups.ru/METDOC/CGU/SOTS_RAB_S/PR_PROEKT_SR/METOD/SMIRNOV/WEBUMK/MAIN_UMK.HTM (дата обращения: 03.07.2012).
- Основы социальной работы [Текст] : учебное пособие / под ред. Н. Ф. Басова. - 2-е изд., испр. - М. : Академия, 2005. – С. 266-269.
Семинарское занятие 6
Тема. Глобальное моделирование
Цель занятия: Определить сущность глобального моделирования в социальной работе.
План занятия:
- Моделирование социально-экологических проблем.
- Варианты моделей мира.
- Модели предпочитаемого будущего.
Задания для самостоятельной работы.
- Назовите принципы глобального моделирования.
- Определите не менее двух проблем, требующих решения в виде глобального моделирования.
Литература:
- Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе [Текст] : учебное пособие / В. М. Сафронова. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2010. – С. 213-223.
- Основы экологии и природопользования. Учебное пособие / Дикань В.Л., Дейнека А.Г., Позднякова Л.А., Михайлов И.Д., Каграманян А.А. — Харьков: ООО «Олант», 2002.- 384 с.
- Самостоятельная работа студентов
- Изобразите схематически концептуальную основу прогнозирования, проектирования и моделирования в социальной работе.
- Кратко опишите сущность социального прогнозирования, проектирования и моделирования как научного и учебного направления.
- Дайте определение следующим понятиям:
- Прогнозирование;
- Социальное прогнозирование;
- Прогноз;
- Прогностика.
- Найдите и сравните три различных определения понятия «социальное прогнозирование». Оформите рассуждения в таблицу:
Автор определения | Определение | Сходство | Различие |
- Дайте определение понятию «футурология».
- Прочитайте и сделайте аннотированный конспект статьи А.И. Уткина «Обзор современных футурологических концепций». В конспекте выделите 4 футурологические концепции. В одном-двух предложениях опишите каждую из них. К какой концепции Вы склоняетесь? Объясните свой выбор в двух-трех предложениях в конце конспекта.
- Ознакомьтесь с текстом параграфа «Вероятность многомодельной картины мира». Опишите два основные подхода следствий и перспектив научно-технического прогресса: оптимистический, пессимистический.
- На основании прочитанной информации опишите различные варианты и разновидности оптимистического подхода.
- Ознакомьтесь с текстом параграфа «Сущность социального прогнозирования» Ж.Т. Тощенко из книги «Социология». Определите три отличительные черты социального прогнозирования, которые выделяет автор. Представьте его точку зрения на понятие «социальное прогнозирование».
- Прочитайте лекцию 9 «Методология технологического прогнозирования» Бестужева-Лада И.В. Опишите формы конкретизации предвидения.
- Представьте точку зрения Антохоновой И.В. на определение понятий «нормативнй прогноз», «поисковый прогноз».
- Опишите сущность активных и пассивных, самосбывающихся и самоопровергающихся прогнозов с точки зрения К.В. Симонова.
- Опишите условия надежности прогнозов, выделяемые Смирновым Б.В.
- Дайте определение понятию «период упреждения прогнозов».
- Определите сущность «надежности» прогнозов.
- Опишите параметры, которые должны быть заложены в основу проекта по Смирнову Б.В.
- Дайте определение сущности социального конструирования.
- Определите понятие «жизненный цикл проекта».
- В чем заключается сущность предпроектного анализа?
- Опишите основные причины неудачной реализации проектов.
- Изучите раздел книги Социальное проектирование Лукова В.А. «Типология проектов» и определите Типы проектов по направлениям деятельности.
- Изучите главу 6 учебного пособия В.М. Сафроновой. Определите сущность модели экологической безопасности «Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе».
- Назовите критерии прогрессивности модели в социальной работе по Б.В. Смиронову.
- Назовите параметры оценки моделей.
- Опишите уровни использования моделей.
- Порядок аттестации по дисциплине
№ | Тема | Форма и место аттестации |
Раздел I. Социальное прогнозирование как метод научного познания: объект, предмет, его виды. | ||
Тема 1. | Методологические основы прогнозирования, проектирования и моделирования в социальной работе | Вопросы и задания для проведения текущего контроля, выполнение практических заданий. |
Тема 2. | Теория и история прогнозирования: отечественный и зарубежный опыт | Вопросы и задания для проведения текущего контроля, выполнение практических заданий. |
Тема 3. | Социальное прогнозирование: теоретические аспекты | Вопросы и задания для проведения текущего контроля, выполнение практических заданий Терминологический диктант №1 |
Раздел II. Сущность и технология проектирования в социальной работе, нормативная база, информационное обеспечение проектирования деятельности организаций, учреждений и служб в области социальной работы. | ||
Тема 4. | Методологические основы социального проектирования | Вопросы и задания для проведения текущего контроля, выполнение практических заданий |
Тема 5. | Классификация социальных проектов. | Вопросы и задания для проведения текущего контроля, выполнение практических заданий Терминологический диктант №2 Тестирование № 1 |
Раздел IV. Технологические проблемы моделирования в социальной работе: виды, методы, пути и средства апробации. | ||
Тема 6. | Сущность социального моделирования | Вопросы и задания для проведения текущего контроля, выполнение практических заданий. |
Тема 7. | Инновационные технологии моделирования | Вопросы и задания для проведения текущего контроля, выполнение практических заданий. |
Тема 8. | Глобальное моделирование | Тестирование № 2 |
3.1. Терминологические диктантЫ
Терминологический диктант 1
- Прогнозирование.
- Прогноз.
- Прогностика.
- Экстраполяция.
- Экспертная оценка.
Терминологический диктант 2
- Проектирование.
- Проект.
- Субъект социального проектирования.
- Объект социального проектирования.
- Проектный фон.
- Примерные темы рефератов
- Практическое применение социального прогнозирования, проектирования и моделирования в профессиональной деятельности специалиста по социальной работе.
- Теоретические предпосылки социального прогнозирования. Представление о будущем в мифологии, религии, литературе, философии.
- История применения социального прогнозирования.
- Соотношение понятий футурология, прогнозирование, прогностика.
- Основные футурологические теории.
- Появление и развитие прогностики во 2-ой половине XX века. Глобальные исследования будущего в деятельности Римского клуба.
- Прогнозирование как общая (функциональная) технология социальной работы. Технологические этапы прогнозной деятельности.
- Понятие и виды моделей, применяемых в социальном моделировании.
- Типовая структура социального проекта на макроуровне (на примере Федеральных целевых социальных программ).
- Типовая структура социального проекта на микроуровне.
- Социальное проектирование как механизм разработки и внедрения социальных инноваций.
- Прогнозное обоснование социальных нововведений.
- Информационное, нормативное, финансовое и организационное обеспечение проектирования в социальной работе.
- Основные методы социального проектирования. Преимущества коллективной работы над проектом.
- Применение технологии социальной экспертизы в социальном прогнозировании, проектировании и моделировании.
- Тест по курсу №1
- Этот источник информации о будущем не лежит в основе прогнозирования
- моделирование
- астрологические предсказания
- экспертные оценки
- экстраполяция. - Целевая аудитория социального проекта иначе называется
- благополучатели
- группа социального риска
- неблагонадежные
- благодетели - Форма социального управления; научно обоснованное конструирование системы параметров будущего социального объекта или качественно нового состояния существующего объекта – это
- социальная педагогика
- фандрайзинг
- социальная работа
- социальное проектирование - Управление репутацией проекта с целью формирования его позитивного восприятия – это
- тиражирование проекта
- реализация проекта
- PR-сопровождение проекта
- рекламирование проекта - Территория, на которой планируется реализация проекта, называется
- место реализации проекта
- место жительства благополучателей
- география проекта
- территория действия - Такой прогноз отвечает на вопрос: что именно желательно и почему?
- целевой
- плановый
- программный
- долгосрочный - Такой прогноз отвечает на вопрос: как (конкретно) возможно достичь желаемого, как это может выглядеть?
- проектный
- программный
- нормативный
- поисковый - Способность давать результат с наименьшими затратами времени и средств – это такое свойство социального проектирования, как
- ясность
- экономность
- направленность
- результативность - Социальная установка на разработку конкретных мероприятий по реализации материальных, душевных и духовных потребностей людей – это
- социальный заказ
- анализ проблемы
- социальный проект
- паспортизация объекта - Совокупность внешних по отношению к объекту прогнозирования условий, существенных для решения задачи прогноза – это
- тип прогноза
- прогнозный фон
- профиль прогноза
- целевая группировка - Система правил, процедур, операций по созданию социального проекта – это
- этапы проекта
- субъекты проектирования
- объекты проектирования
- разделы проектной заявки - Связанный ориентировочный график, выражающийся отношениями между различными целями, их оценками, этапами и проблемами их достижения – это
- список целей
- матрица целей
- матрица идей
- дерево целей - Различие между реальной ситуацией и тем, как должно быть – это
- цель
- название проекта
- критика
- проблема - Процесс руководства всеми работами над проектом от начала до завершения называется
- управление проектом
- написание заявки
- координирование проекта
- исполнение проекта - Одна или несколько математических или логических операций, направленных на получение конкретного результата в процессе разработки прогноза – это
- метод прогнозирования
- инструмент прогнозирования
- прием прогнозирования
- методика прогнозирования
Тест по курсу №2
- Наука о системе нашего мышления о будущем, о способах и методах его исследования – это …
Варианты ответа:
1) методология
2) прогностика
3) аксиология
4) девиантология
- Прогнозирование — это…
Варианты ответа:
1) создание прогнозной модели
2) исследование социальной системы
3) разработка идеального образа состояния, функционирования, направления и тенденций изменения систем в различные периоды в будущем
4) изучение тенденций развития социальной системы
3. Исследование социальной системы на более глубоком уровне, дающем возможность предвидеть, прогнозировать будущее и одновременно выступающем как синтез многообразных знаний об обществе – это …
Варианты ответа:
1) организационное прогнозирование
2) социальное прогнозирование
3) социальное моделирование
4) социальное управление
4. К основным методам прогнозирования относятся…
Варианты ответа:
1) сравнение, сопоставление, обобщение
2) экспериментирование, проектирование
3) экстраполяция, моделирование и экспертные методы
4) экспертиза, контроль, оценка
5. Изменение общества, общественных отношений, социальных отношений – это …
Варианты ответа:
1) технологии социального прогнозирования
2) цели социального прогнозирования
3) методы социального прогнозирования
4) средства социального прогнозирования
6. Системность, согласованность, вариативность, верифицируемость, непрерывность, эффективность – это …
Варианты ответа:
1) принципы прогнозирования
2) свойства прогнозирования
3) признаки прогнозирования
4) аспекты прогнозирования
7. К видам прогнозирования относятся…
Варианты ответа:
1) поисковый прогноз, нормативный прогноз, непосредственное предплановое прогностическое исследование
2) начальный, промежуточный, итоговый прогноз
3) низкий уровень, средний уровень, высокий уровень прогнозов
4) элементарный прогноз, масштабный прогноз
8. Прогностическое исследование решает задачи …
Варианты ответа:
1) выбор объекта и предмета социального исследования
2) построение гипотетической модели
3) разработка программы эмпирического эксперимента
4) формирование проекта плана или программы, первоначальное моделирование образов объекта планирования и его элементов
9. Классификация объектов прогнозирования по характеру развития во времени …
Варианты ответа:
1) сверхпростые, простые, сложные, сверхсложные
2) дискретные, апериодические, циклические
3) детерминированные, случайностей; смешанные
4) полностью обеспеченные, с частичным обеспечением
10. Проект – это …
Варианты ответа:
1) модель (прообраз, прототип) объекта, явления или процесса
2) объект
3) система
4) явление
11. Целевая направленность, четко определенная последовательность событий, измеримость, временной горизонт – это …
Варианты ответа:
1) процесс проектирования
2) проектная деятельность
3) способы оценки проектов
4) основные свойства проектов
12. Комплекс социальных организаций и институтов, образующих систему жизнеобеспечения населения, взаимодействия людей с обществом и природой – это …
Варианты ответа:
1) социальная инфраструктура
2) социальная система
3) социальная защита
4) социальная структура
13. Социальный проектант – это …
Варианты ответа:
1) специалист, исследующий все социально значимые явления и процессы
2) участник социального проекта
3) руководитель социального проекта
4) эксперт социальном проектирования
14. Оценка вероятности осуществления прогноза для заданного интервала времени - это …
Варианты ответа:
1) направление развития прогноза
2) результат прогноза
3) качество прогноза
4) достоверность прогноза
15. Создание субъектом модели предстоящей деятельности, включающей представление о стадиях, этапах целенаправленного изменения объекта от исходного состояния к желаемому – это …
Варианты ответа:
1) проектирование
2) моделирование
3) планирование
4) конструирование
16. Модель это …
Варианты ответа:
1) аналог оригинала
2)точная копия оригинала
3) замена объекта
4) повтор объекта
17. В теории и практике социального исследования используются следующие виды моделей …
Варианты ответа:
1) реальные и идеальные
2) точные и копии
3) материальные и идеальные
4) вербальные и материальные
18. Между прогнозированием и моделированием складываются отношения…
Варианты ответа:
1) процесса и явления
2) целого и части
3) процесса и этапа
4) явления и факта
19. Разработка и анализ моделей, создаваемых на базе статистического материала прошлого и настоящего – это …
Варианты ответа:
1) статистическое моделирование
2) имитирование
3) казуальное моделирование
4) историческая аналогия
20. Деятельность рядовых граждан, выступающих в качестве субъекта проводимых общественных перемен и решений – это …
Варианты ответа:
1) социальная деятельность
2) социальное участие
3) социальная работа
4) социальная структура
- Вопросы и задание к зачету по курсу
Итоговое задание к зачету
4 курс 7 семестр
Для получения зачета по данному разделу курса в седьмом семестре студентам необходимо выполнить итоговое задание. Задание оформляется в виде коллективной презентации по той части курса, которую выберет сам студент. Коллективная презентация «Терминология социального прогнозирования» по разделу курса «Социальное прогнозирование» должна состоять из следующих частей:
- Основные понятия:
- Прогностика
- Прогноз
- Прогнозирование
- Субъект прогнозирования
- Объект прогнозирования
- Прогнозная модель
- Система прогнозирования
- Метод прогнозирования
- Методика прогнозирования
- Прием прогнозирования
- Прогнозный фон
- Потребитель прогноза
- Этап прогнозирования
- Вариант прогноза (или прогнозный вариант)
- Принципы прогнозирования
- Принцип системности прогнозирования
- Принцип согласованности прогнозирования
- Принцип вариантности прогнозирования
- Принцип непрерывности прогнозирования
- Принцип верифицируемости прогнозирования
- Принцип рентабельности прогнозирования
- Виды прогнозов
- Поисковый прогноз
- Нормативный прогноз
- Комплексный прогноз
- Интервальный прогноз
- Точечный прогноз
- Оперативный прогноз
- Краткосрочный прогноз
- Среднесрочный прогноз
- Долгосрочный прогноз
- Дальнесрочный прогноз
- Многомерный прогноз
- Одномерный прогноз
- Глобальный прогноз
- Общегосударственный прогноз
- Параметры прогнозов:
- Период упреждения прогноза
- Прогнозный горизонт
- Период основания прогноза
- Точность прогноза
- Достоверность прогноза
- Обоснованность прогноза
- Ошибка прогноза
- Источник ошибки прогноза
- Этапы прогнозирования:
- Предпрогнозная ориентация
- Задание на прогноз
- Прогнозная ретроспекция
- Прогнозный диагноз
- Прогнозная проспекция
- Верификация прогноза
- Корректировка прогноза
- Синтез прогнозов
Вопросы к зачету
8 семестр
1. Сущность прогнозирования в социальной работе, его виды.
2. Структура социальной проектной деятельности.
3. Моделирование социальных факторов в социальной сфере.
4. Организационное обеспечение социального прогнозирования.
5. Объект и предмет социального прогнозирования.
6. Обоснование и апробация социальных проектов.
7. Характеристика элементов прогнозирования.
8. Технология социального проектирования.
9. Принципы и функции прогнозирования в социальной работе.
11. Классификация методов прогнозирования.
12. Нормативная база, информационное и ресурсное обеспечение социального проектирования.
13. Интуитивные методы прогнозирования в социальной работе.
14. Социокультурное проектирование. Технология социокультурного проектирования.
15. Экстраполяция и интерполяция – методы прогнозирования.
16. Роль моделирования в социальной работе.
17. Моделирование социальных процессов (микрогруппы).
18. Сценарный метод в прогнозировании.
19. Прогностика в социальном познании. Основные понятия.
20. Технология социального проектирования.
21. Социальное прогнозирование: специфика, виды, задачи.
22. Нормативная база, информационное и ресурсное обеспечение социального проектирования.
23. Модели прогнозирования в социальной работе.
24. Модели социальных процессов: теоретические и эмпирические модели.
25. Социальное прогнозирование и социальная политика.
26. Обоснование и апробация социальных проектов.
27. Организация и этапы прогнозного исследования.
28. Социальное управление и социальное прогнозирование.
29. Состояние прогнозных разработок в России.
30. Модель качества жизни населения.
31. Роль экспертизы в социальном прогнозировании.
32. Прогнозирование демографических процессов в России.
33. Прогноз как информация о будущем.
34. Модель социальной структуры российского общества.
35. Виды социальных проектов России, их содержание.
36. Прогнозирование. Функции прогнозирования.
37. Эволюция представлений о будущем.
38. Поисковое прогнозирование.
39. Роль экспертной оценки в прогнозировании.
40. Нормативное прогнозирование. Логика нормативного прогноза.
41. Технология моделирования в социальной работе.
42. Роль опроса социальных групп населения в прогнозировании.
43. Сущность социального проектирования. Структура социальной проектной деятельности.
44. Методологические основы научного предвидения. Принципы прогнозирования.
45. Формализованные методы прогнозирования, технология применения в социальной работе.
46. Прогнозирование как особая отрасль знания.
47. Футурология XX столетия. Современный этап.
48. Метод аналогии в прогнозировании.
49. Технология прогнозирования в социальной работе.
50. Социальное планирование в социальной сфере.
51. Программирование. Целевые комплексные программы. Виды социальных программ.
52. Глобальное моделирование. Проблемный анализ и категории моделей.
53. Роль предвидения на различных этапах истории человечества.
54. История создания Римского клуба и результаты его деятельности.
55. Системный подход в моделировании и прогнозировании.
4.Учебно-методическое обеспечение дисциплины
4.1. Основная литература
- Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе [Текст] : учебное пособие / В. М. Сафронова. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2010. – С. 184-212.
- Основы социальной работы [Текст] : учебное пособие / под ред. Н. Ф. Басова. - 2-е изд., испр. - М. : Академия, 2005. – С. 266-269.
- Тощенко Ж.Т. Сущность социального прогнозирования // Социология. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Прометей: Юрайт-М, 2001. - 511 с.
- Прогнозирование и моделирование в научных исследованиях по теории и методике обучения математике [Текст] : монография / И. А. Маврина. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2007. – 70 с.
4.2. Дополнительная литература
1. Бестужев-Лада И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений / И. В. Бестужев-Лада. – М., 1993.
2. Бестужев-Лада И. В. Социальное прогнозирование : курс лекций / И. В. Бестужев-Лада, Г. А. Наместникова. – М., 2001.
3. Дудченко В. С. Основы инновационной методологии / В. С. Дудченко.
– М., 1996.
4. Исаев Б. А. Социология / Б. А. Исаев. – СПб., 2007. – Гл. 9; 13.
5. Кондратьев Н. Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения
/ Н. Д. Кондратьев. – М., 2002.
6. Кузык Б. Н. Россия-2050: стратегия инновационного прорыва / Б. Н. Кузык, Ю. В. Яковец. – М., 2005.
7. Курбатов В. И. Социальное проектирование / В. И. Курбатов, О. В. Курбатова. – Ростов н/Д, 2001.
8. Лаукс Г. Основы организации: управление принятием решений / Гельмут Лаукс, Феликс Лирман. – М., 2006.
9. Луков В. А. Социальное проектирование / В. А. Луков. – М., 2006.
10. Пантин В. И. Волны и циклы социального развития. Цивилизационная динамика и процессы модернизации / В. И. Пантин. – М., 2004.
11. Пантин В. И. Философия исторического прогнозирования: ритмы истории и перспективы мирового развития в первой половине XXI века / В. И. Пантин, В. В. Лапкин. – Дубна, 2006.
12. Плотинский Ю. М. Модели социальных процессов / Ю. М. Плотинский. – М., 2001.
13. Россия и глобализация: международные аспекты / отв. Редактор Г. М. Носов. – М., 2006. – 288 с.
14. Самбуров Э. А. Система социального действия / Э. А. Самбуров. – Иркутск, 2001.
- Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для обеспечения дисциплины необходимы:
- сборники нормативно-правовых законодательных актов и документов;
- учебные и методические пособия: учебники, учебно-методические и справочные пособия, энциклопедии;
- технические средства сопровождения образовательного процесса: компьютер, проектор.
