Рабочая учебная программа по курсу "Управление социальной работой"
Курс «Управление социальной работой» является неотъемлемой частью профессиональной подготовки студентов по направлению «Педагогика», профилей «Социальная педагогика» и «Социальная работа» и входит в раздел дисциплин предметной подготовки. Данный курс имеет обширную область знаний, касающихся изучения:
- Специфики управления социальной работой;
- Функционирования системы социальной защиты детства в РФ;
- Нормативно-правовых актов в области защиты детства;
- Основных направлений государственной политики в сфере социального управления;
- Особенности организации и оптимизации управления социальной работы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 189.63 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине Управление социальной работой
Составитель: к.п.н, доцент
Терещенко Ю.А.
Таблица распределения общего объема часов
по видам учебной работы
Курс | Семестр | Объем часов (по наличию видов занятий) | Форма итогового контроля | ||||||||||
Общая трудоемкость | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | |||||||||||
Всего | Лекции | Практические занятия | Семинары | Лабораторный практикум | Другие виды занятий | Всего | Курсовая работа | Реферат | Другие виды самостоятельной работы | ||||
4 | 7 | 135 | 26 | 28 | 81 | 10 | 71 | зачет |
Общая трудоемкость 135 часов
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ;
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Курс «Управление социальной работой» является неотъемлемой частью профессиональной подготовки студентов по направлению «Педагогика», профилей «Социальная педагогика» и «Социальная работа» и входит в раздел дисциплин предметной подготовки. Данный курс имеет обширную область знаний, касающихся изучения:
- Специфики управления социальной работой;
- Функционирования системы социальной защиты детства в РФ;
- Нормативно-правовых актов в области защиты детства;
- Основных направлений государственной политики в сфере социального управления;
- Особенности организации и оптимизации управления социальной работы.
Постановка и рассмотрение предложенных в рамках изучаемого курса проблем производится в контексте ранее изученных студентами дисциплин психолого-педагогического и социально-педагогического цикла, таких как «Основы социальной работы», «Социальная педагогика», «Управление системой социальной защиты детства» и др. Содержание курса в рамках междисциплинарных связей скоординировано с общепрофессиональными дисциплинами, а также со специальными дисциплинами, входящими в учебный план и являющихся базовыми компонентами государственного образовательного стандарта.
Образовательная цель курса: Овладение будущими специалистами теорией, методологией и механизмом социального управления для осуществления организационно-управленческой работы в различных организациях системы социальной защиты населения.
Организационно-педагогическая цель курса, состоит в овладении студентами специальными социально-психологическими методами и средствами, использование которых в социальной работе с клиентами (индивидами, определенными социальными группами) способствует оптимизации их социализации, социально-психологической адаптации и реабилитации.
Поставленные цели конкретизируются рядом задач:
- освоение учащимися организационной структуры управления социальной работой в РФ: виды социального управления, формы, направленность, принципы и приоритеты;
- рассмотрение системы социальной защиты детства, изучив каждый составляющий ее элемент: 1) основы государственной политики в интересах детей; 2) специфику системы социальной защиты; 3) систему органов управления системой социальной защиты детства;
- ознакомить студентов с особенностями управления социальной работой в сфере оперативного решения проблем различных категорий населения.
Курс предполагает овладение студентами базовых знаний, умений и способов деятельности в области теории и практики управления социальной работой.
В результате освоения курса студент должен:
знать:
- основные понятия по курсу «Управление социальной работой»;
- организационную структуру социального управления в РФ;
- уровни управления системой социальной защиты детства;
- особенности организации работы органов социальной защиты населения.
уметь:
- применять нормативные документы в области социального обеспечения различных категорий граждан РФ;
- планировать и проектировать деятельность по организации и управлению социальной работой.
владеть:
- методами социальной защиты детства;
- алгоритмом решения социальных проблем различных категорий населения.
Выписка из ГОС ВПО:
Социальное управление как средство социальной политики и условие функционирования социальной организации. Основные требования, функциональный состав и уровни управления системами социальной защиты детства. Оптимизация структуры управления социальной работой в целях оперативного решения социальных проблем различных групп населения. Информационный подход в управлении социальной работой. Нормативно-правовая база деятельности социально-педагогических учреждений.
На освоение курса «Управление социальной работой» отводится 135 часов, из которых: 26 – лекционных, 28 - семинарских, 81 - самостоятельная работа студентов. Текущий контроль осуществляется в виде устного и письменного опроса, промежуточный – посредством проведения тестирования, итоговый - в виде зачета.
3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(с распределением общего бюджета времени в часах)
Курс | Семестр | Раздел дисциплины, содержание | Всего | Аудиторные | Самостоятельная работа студентов | Формы межсессионного контроля | ||
Лекции | Семинарские (практические) занятия | Лабораторный практикум | ||||||
Раздел I. Социальное управление как средство социальной политики и условие функционирования социальной организации | ||||||||
4 | 7 | Лекция 1. Семинар 1. Тема: Сущностная характеристика социального управления | 11 | 2 | 2 | 7 | Текущий | |
Лекция 2. Семинар 2. Тема: Цель управления социальной работой. | 11 | 2 | 2 | 7 | Текущий | |||
Лекция 3. Семинар 3. Тема: Субъекты и объекты управления социальной работой. | 11 | 2 | 2 | 7 | Текущий | |||
Лекция 4. Семинар 4. Тема: Функции управления социальной работой. | 11 | 2 | 2 | 7 | Текущий | |||
Лекция 5. Семинар 5. Тема: Организационная структура управления социальной работой в РФ. | 11 | 2 | 2 | 7 | Текущий | |||
Лекция 6. Семинар 6. Тема: Социальная политика в сфере управления социальной работой. | 11 | 2 | 2 | 7 | Промежуточный | |||
Раздел II. Основные требования, функциональный состав и уровни управления системой социальной защиты детства | ||||||||
Лекция 7. Семинар 7. Тема: Сущность управления системой социальной защиты детства. | 11 | 2 | 2 | 7 | Текущий | |||
Лекции 8-9. Семинары 8-10. Тема: Уровни управления системой социальной защиты детства в РФ. | 20 | 4 | 6 | 10 | Текущий | |||
Лекции10-11. Семинары 11-12. Тема: Нормативно-правовая база деятельности социально-педагогических учреждений в управлении системой социальной защиты детства. | 16 | 4 | 4 | 8 | Промежуточный | |||
Раздел III. Процессуальные особенности управления социальной работой | ||||||||
Лекция 12. Семинар 13. Тема: Информационный подход в управлении социальной работой. | 11 | 2 | 2 | 7 | Текущий | |||
Лекция 13. Семинар 14. Тема: Оптимизация управления социальной работой для решения проблем различных групп населения. | 11 | 2 | 2 | 7 | Промежуточный | |||
135 | 26 | 28 | 81 | Зачет |
2.2.1 Содержание лекционного курса
Раздел I. Социальное управление как средство социальной политики и условие функционирования социальной организации
Лекция 1. Тема: Сущностная характеристика социального управления.
Взаимосвязь социального управления и управления социальной работой. Алгоритм управления как детализированное выражение управленческого цикла. Характеристика понятия «менеджмент в социальной работе»: организационно-структурное; функциональное; профессиональное (трудовое); гносеологическое; учебно-образовательное. Совокупность действий в управлении социальной работой: Оценка состояния объекта: выработка и принятие решения; учет и контроль; координация; организационное и материально-техническое обеспечение; подбор, подготовка и воспитание специалистов. Социальная организация в управлении социальной работой. Управление социальной работой как система. Характеристики и структурные элементы системы управления социальной работой.
Лекция 2. Тема: Цель управления социальной работой.
Понятие и характеристика цели в управлении. Типология целей в социальном управлении: стратегическая, тактическая, конкретная, абстрактная; цель, поставленная субъектом действия; цель заданнная извне. Классификация целей социальных организаций (А.И. Пригожин): цели-задания, цели-ориентации, цели системы. Функции целей социальной организации: когнитивные функции, функции идентификации, функции мотивации, идеологические функции, распределительные функции. Основные цели управления социальной работой (Е.И. Холостова).
Лекция 3. Тема: Субъекты и объекты управления социальной работой.
Подходы к определению понятия «субъект социальной работы» (О.В. Заяц, Е.И. Холостова, С.В. Тетерский, П.Д. Павленок). Стили руководства в управлении: автократический (самовластный), авторитарный (властный), демократический, эгалитарный (равноправный), игнорирующий (пренебрегающий), непоследовательный. Категории руководителей (Т. Парсонс): руководители низового звена, руководители среднего звена, руководители высшего звена. Объекты управления социальной работой. Социальные отношения, социальные процессы, социальные организации. Типология организационных отношений в социальном управлении. Сущность, виды и особенности социальных ресурсов в управлении социальной работой.
Лекция 4. Тема: Функции управления социальной работой.
Функция управления как особой вид деятельности органов управления Целеполагание. Аспекты целеполагания в социальной работе: методологический, организационный. Подходы к выработке цели: с точки зрения приемлемости, оптимальности и приспособленности к результату. Принципы целеполагания в социальной работе. Процесс прогнозирования в управлении социальной работой. Принципы прогнозного исследования. Планирование: виды и принципы планирования. Основные направления организации. Координация и руководство как функции управления. Мотивация: потребности и вознаграждения. Использование мотивационных механизмов. Контроль как аналитическая функция управления. Виды контроля в управлении: предварительный контроль, текущий контроль, заключительный контроль. Учет и анализ в управлении социальной работой.
Лекция 5. Тема: Организационная структура управления социальной работой в РФ.
Организационная структура управления (ОСУ) социальной работой. Принципы построения организационных структур. Основные типы организационных структур управления: линейные, функциональные, проектные, матричные. Общие требования, применяемые к организационным структурам. Уровни управления социальной работой. Верхний институциональный уровень - Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Цели и основные направления деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Службы, агентство и фонды в структуре Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Средний управленческий уровень – регион (Омская область). Задачи Министерства труда и социального развития Омской области. Структура Министерство труда и социального развития Омской области. Низовой уровень управления социальной работой (предприятия, вузы, научные институты и т.д.).
Лекция 6. Тема: Социальная политика в сфере управления социальной работой.
Подходы к пониманию сущности и содержания понятия «социальная политика» (Павленок П.Д., Баркер Р., Мудрик А.В., Зайнышев И. Г., Капицин В.М., Холостова Е.И.). Основные линии ориентации социальной политики: направленность на основные социальные объекты; воздействие на различные сферы жизнедеятельности людей, имеющих преимущественно социальный характер. Принципы социальной политики. Объект и субъект социальной политики. Цели социальной политики на современном этапе. Измерения государственной социальной политики. Риски невыполнения поставленных задач: макроэкономические, финансовые риски, техногенные и экологические, геополитические, законодательные.
Раздел II. Основные требования, функциональный состав и уровни управления системой социальной защиты детства
Лекция 7. Тема: Сущность управления системой социальной защиты детства.
Защита детства. Управление системой социальной защиты детства. Составляющие системы социальной защиты детства: нормативно-правовая база, материально-экономическая база. Основные положения нормативных правовых документов международного законодательства в области социальной защиты детства: Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка, Гаагская конвенция «О защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления». Основные положения нормативных правовых документов российского законодательства в области социальной защиты детства: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Семейный кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Сопоставление нормативного отражения прав детей в российском законодательстве и Конвенции ООН О правах ребенка. Нормативно-правовое управление системой социальной защиты детства. Источники финансовой базы социальной защиты детства. Материальная база системы социальной защиты детства.
Лекции 8-9. Тема: Уровни управления системой социальной защиты детства в РФ.
Федеральный уровень управления системой социальной защиты детства. Государственная политика в интересах детей: цели и принципы. Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации в управлении системой социальной защиты детства. Министерство образования и науки РФ. Департамент государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Департамент развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Компетенция органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы исполнительной власти Омской области в управлении системой социальной защиты детства. Министерство труда и социального развития Омской области. Отдел организации социального обслуживания семьи и детей, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Отдел по вопросам демографической и семейной политики. Министерство здравоохранения Омской области. Министерство образования Омской области.
Органы местного самоуправления. Государственная система органов защиты прав несовершеннолетних, профилактики безнадзорности и правонарушений. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания. Органы управления образованием и образовательные учреждения. Органы опеки и попечительства. Органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи. Органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения. Органы службы занятости. Органы внутренних дел. Другие органы и учреждения, общественные объединения, осуществляющие меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Лекции 10-11. Тема: Нормативно-правовая база деятельности социально-педагогических учреждений в управлении системой социальной защиты детства.
Понятие нормативно-правовой базы учреждений. Виды учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: дом ребенка, образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальные (коррекционные) образовательные учреждения, оздоровительные образовательные учреждения. Принципы деятельности образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Направления деятельности кадрового состава образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Нормативно-правовая база деятельности учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Виды учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в системе органов социальной защиты населения. Нормативно-правовая база деятельности учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации в системе управления образованием. Задачи и виды деятельности, категория детей, принимаемых в учреждение, основания приема несовершеннолетних, условия содержания несовершеннолетних.
Учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в системе управления образованием. Виды учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, создаваемых в системе управления образованием. Нормативно-правовая база деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. Функции деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей.
Раздел III. Процессуальные особенности управления социальной работой
Лекция 12. Тема: Информационный подход в управлении социальной работой.
Научные подходы к управлению социальной работой: процессный, системный, ситуационный, информационный. Понятие «информация». Особенности информации как продукта производства. Сущность социальной информации. Классификация видов социальной информации. Требования, предъявляемые к информации. Виды информации: исходная информация, решения, регулирующая информация, оперативная информация, внешняя информация, контрольно-учетная информация. Потоки информации в управлении социальной работой. Информация в процессе консультирования клиента социальной работы
Лекция 13. Тема: Оптимизация управления социальной работой для решения проблем различных групп населения.
Актуальность исследования процесса оптимизации управления социальной работой. Оптимизация, как общенаучная категория, метод и процесс. Подходы к выявлению сущности оптимизации в социальной сфере (Деркач А.А., Михайловский В.Г., Лаптев Л.Г., Бокарев В.А., Дмитриев А.П., Куренков И.С.. Гусева А.С.). Значения термина «оптимум» (по Ю.К. Бабанскому). Формула расчета эффективности в социальной работе. Затраты в социальной работе: материальные, финансовые, физические и умственные, временные. Факторы оптимизации деятельности в социальной работе. Критерии оптимизации деятельности специалиста по социальной работе.
2.2.2 Содержание семинасрких занятий
Раздел I. Социальное управление как средство социальной политики и условие функционирования социальной организации
Семинарское занятие 1. Тема: Сущностная характеристика социального управления.
Цель занятия: Рассмотреть сущность и специфику управления в социальной работе.
Основные понятия: управление социальной работой, социальная организация, социальная система.
План занятия:
- Понятие и сущность управления.
- Алгоритм управления.
- Специфика управления в социальной работе.
- Социальная система: сущность, характеристики, элементы.
- Социальная организация в управлении социальной работой: понятие, сущность, характеристика.
Практические задания:
- Опишите основные направления исследования социальной работы как:
- науки;
- учебной дисциплины;
- вида практической деятельности.
- Расставьте в верной последовательности действия управления в социальной работе:
- анализ обратной информации;
- определение цели;
- работа по выполнению решения;
- анализ и обработка информации;
- прогнозирование будущего состояния явления;
- контроль;
- выработка модели;
- выработка управленческого решения.
Рекомендуемая литература:
- Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998.
- Иванов В.Н., Патрушев В.И. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления / Изд 2-е, перераб. и доп. -М.: Изд-во «Экономика», 2001.
- Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов по специальности «Менеджмент». — 2-е изд., изм. и доп. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА - М), 2001.
- Ляшенко А. И. Организация и управление социальной работой в России: Учебное пособие. – М.: Нука, 1995.
- Основы социального управления: Учебное пособие / А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов, В.И. Патрушев и др. Под ред. В.Н. Иванова. – М.: Высш. шк., 2001.
- Организация, управление и аминистрирование в социальной работе: Учеб. Пособие / Отв.ред. П.В. Палехова. – М.: Инфра-М, 2010. – 128 с.
- Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленка. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004.
- Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы. Учебное пособие. – 5-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2006.
- Социальная работа: Введение в профессиональную деятельность: Учеб. пособие / Отв. ред. проф. А.А. Козлов. – М.: Логос, 2004.
Семинарское занятие 2. Тема: Цель управления социальной работой.
Цель занятия: выявить основные цели управления социальной работой в Российской Федерации.
План занятия:
- Понятие и характеристика цели в управлении.
- Типология целей в социальном управлении:
- стратегическая,
- тактическая,
- конкретная,
- абстрактная.
- Классификация целей социальных организаций:
- цели-задания,
- цели-ориентации,
- цели системы.
- Функции целей социальной организации:
- когнитивные функции,
- функции идентификации,
- функции мотивации,
- идеологические функции,
- распределительные функции.
- Основные цели управления социальной работой в РФ.
Практические задания:
- Заполните пропуски в таблице:
Определение сущности цели | Название цели |
Является идеальным образом продукта непосредственной деятельности. | |
Определяется как объективное требование или требующая решения задача | |
Вырабатывается в результате внутреннего развития собственной активности субъектадеятельности, его творческого отношения и ответственности за порученное дело. |
- Соотнесите стрелочками элементы схемы, отражающие соответствие понятий:
Рекомендуемая литература:
- Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов по специальности «Менеджмент». — 2-е изд., изм. и доп. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА-М), 2001.
- Новикова С.С.Социология: история, основы, институционализация в России. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.
- Основы социального управления: Учебное пособие / А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов, В.И. Патрушев и др. Под ред. В.Н. Иванова. - М.: Высш. шк., 2001.
- Пригожин А.И. Социология организаций. — М.: Наука, 1980.
- Тетерский С. В. Введение в социальную работу: Учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2002.
- Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
- Фролов С. С. Социология организаций: Учебник. - М.: Гардарики, 2001.
Семинарское занятие 3. Тема: Субъекты и объекты управления социальной работой.
Цель занятия: Охарактеризовать сферу и полномочия деятельности объектов и субъектов в управлении социальной работой.
Основные понятия: объект управления социальной работой, субъект управления социальной работой.
План занятия:
- Определение понятия «субъект социальной работы».
- Сущность и стили руководства в управлении:
- автократический (самовластный),
- авторитарный (властный),
- демократический,
- эгалитарный (равноправный),
- игнорирующий (пренебрегающий),
- непоследовательный.
- Объекты управления социальной работой:
- социальные отношения,
- социальные процессы,
- социальные организации, социальные ресурсы,
- человек.
Практические задания:
- Вставьте недостающие слова в определениях:
- Стиль управления – характерная для руководителя система _____ взаимодействия.
- Субъектами управления социальной работой являются _________________ территориальные администрации, _________________ и специально подготовленные кадры.
- Соотнесите стрелочками элементы схемы, отражающие соответствие понятий:
Рекомендуемая литература:
- Заяц О.В. Организация, администрирование и управление в социальной работе. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2004.
- Ляшенко А. И. Организация и управление социальной работой в России: Учебное пособие. – М.: Наука, 1995.
- Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под. ред. В.А. Сластенина. – 5-е изд., доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
- Основы социального управления: Учебное пособие / А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов, В.И. Патрушев и др. Под ред. В.Н. Иванова. - М.: Высш. шк., 2001.
- Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П. Д. Павленок. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002.
- Павленок П.Д. Методология и теория социальной работы: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008.
- Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв.ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2001.
Семинарское занятие 4. Тема: Функции управления социальной работой.
Цель занятия: Определить содержаний функций управления социальной работой.
Основные понятия: функция управления, целеполагание, прогнозирование, планирование, организация, координация, руководство, мотивация, контроль, учет, анализ.
План занятия:
- Функция управления как особой вид деятельности органов управления.
- Целеполагание.
- Принципы целеполагания в социальной работе.
- Процесс прогнозирования в управлении социальной работой.
- Планирование: виды и принципы планирования.
- Основные направления организации.
- Координация и руководство как функции управления.
- Мотивация и использование мотивационных механизмов.
- Контроль как аналитическая функция управления.
- Учет и анализ в управлении социальной работой.
Практические задания:
- Вставьте недостающие функции управления:
- Соотнесите стрелочками элементы схемы, отражающие соответствие понятий:
Рекомендуемая литература:
- Большаков А.С. Менеджмент / Учебное пособие. — СПб.: Издательство «Питер», 2000.
- Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарика, 1998.
- Казначевская Г.Б., Чуев И.Н. Основы менеджмента. Учебное пособие для студентов вузов. Ростов н/Д: Феникс, 2004.
- Менеджмент социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е. И. Комарова и А. И. Войтенко. _ М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
- Павленок П.Д. Методология и теория социальной работы: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008.
- Психология: Учебник / В.М. Аллахвердов, С.И. Богданова и др.; Отв.ред. А.А. Крылов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
- Семенов А.К., Набоков В.И., Основы менеджмента: Учебник. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008.
Семинарское занятие 5. Тема: Организационная структура управления социальной работой в РФ.
Цель занятия: Определить структурные компоненты управления социальной работой в РФ.
Основные понятия: Организационная структура управления, уровни управления социальной работой.
План занятия:
- Организационная структура управления (ОСУ) социальной работой
- Основные типы организационных структур управления:
- линейные,
- функциональные,
- проектные,
- матричные.
- Верхний институциональный уровень управления социальной работой в РФ.
- Средний управленческий уровень – регион (Омская область).
- Низовой уровень управления социальной работой.
Практические задания:
- Определите, к какому типу организационной структуры относится представленная на рисунке структура:
- линейная,
- функциональная,
- проектная,
- матричная.
- К какому уровню управления социальной работы относятся: администрация, профсоюзы, различные органы самоуправления трудовых коллективов?
- верхний, институциональный,
- низовой,
- средний.
Рекомендуемая литература:
- Заяц О.В. Организация, администрирование и управление в социальной работе. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2004.
- Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленка. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004.
- Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв.ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2001.
- Фролов С. С. Социология организаций: Учебник. – М.: Гардарики, 2001.
- Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития РФ. www.minzdravsoc.ru
- Официального сайта Министерства труда и социального развития Омской области. www.omskmintrud.ru
Семинарское занятие 6. Тема: Социальная политика в сфере управления социальной работой.
Цель занятия: Охарактеризовать основные направления государственной социальной политики РФ в сфере управления социальной работой.
Основные понятия: Социальная политика, объекты социальной политики, субъекты социальной политики.
План занятия:
- Сущность и содержание понятия «социальная политика».
- Принципы социальной политики.
- Объект и субъект социальной политики.
- Цели социальной политики на современном этапе.
Практические задания:
- Заполните пропуски в таблице:
Название принципа | Содержание принципа |
Принцип социальной справедливости | |
Принцип социального партнерства | |
Создание доступной сферы жизнедеятельности, предоставление определенных льгот и соответствующего социального обслуживания | |
Принцип социальных гарантий |
- Заполните пропуски в схеме:
Рекомендуемая литература:
- Зайнышев И.Г. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы. – М., 1994 .-
- Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – 5-е изд., доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
- Основы социальной работы / Отв ред. П.Д. Павленок. М., 1997.
- Павленок П.Д. Методология и теория социальной работы: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008.
- Социальная политика и социальная работа: Учеб. пособие. – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009.
- Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв.ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2001.
- Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001.
- Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Раздел II. Основные требования, функциональный состав и уровни управления системой социальной защиты детства
Семинарское занятие 7. Тема: Сущность управления системой социальной защиты детства.
Цель занятия: Выявить содержание нормативно-правового и материально-экономического содержания управления системой социальной защиты детства.
Основные понятия: Управление системой социальной защиты детства, международное законодательство в области социальной защиты детства, российское законодательство в области социальной защиты детства.
План занятия:
- Детство: понятие и специфика содержания.
- Защита детства: определение и характеристика.
- Нормативно-правовая база системы социальной защиты детства:
- уровень международного законодательства;
- уровень российского законодательства.
- Финансовая база системы социальной защиты детства.
- Материальная база системы социальной защиты детства.
Практические задания:
- Выпишите основные нормативно-правовые документы международного законодательства, определяющие права и свободы ребенка.
- Заполните пропуски в таблице:
Название | Содержание |
Финансовая база системы социальной защиты детства | |
Материальная база системы социальной защиты детства |
Рекомендуемая литература:
- Глисков А.Г. Права и обязанности несовершеннолетних (комментарии к законодательству о правах несовершеннолетних и защите этих прав) / А.Г. Глисков, А.И. Забейорота, О.В. Самолюк; под ред. С.Н. Бабурина. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
- Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы. Учебное пособие. – 5-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2006.
- Поддубная Т.Н. Справочник социального педагога: защита детства в Российской Федерации / Т.Н. Поддубная, А.О. Поддубный; науч. ред. Р.М. Чумичева. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
- Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства: Социально-правовые аспекты: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 № 197-ФЗ.
- Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ.
- Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ (в ред. от 05.01.2006 № 9-ФЗ).
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в ред. от 21.12.2004 № 170-ФЗ.
Семинарские занятия 8-9. Тема: Уровни управления системой социальной защиты детства в РФ.
Цель занятия: Определить функциональное содержание деятельности различных уровней управления системой социальной защита детства.
Основные понятия: федеральный уровень управления системой социальной защиты детства, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в управлении системой социальной защиты детства.
План занятия:
- Государственная политика в интересах детей: цели и принципы.
- Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации в управлении системой социальной защиты детства.
- Министерство образования и науки РФ.
- Министерство здравоохранения и социального развития
- Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации: органы исполнительной власти Омской области в управлении системой социальной защиты детства.
- Министерство труда и социального развития Омской области.
- Министерство здравоохранения Омской области.
- Министерство образования Омской области.
- Органы местного самоуправления. Государственная система органов защиты прав несовершеннолетних, профилактики безнадзорности и правонарушений.
- Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
- Органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания.
- Органы управления образованием и образовательные учреждения. Органы опеки и попечительства.
- Органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи.
- Органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения.
- Органы службы занятости.
- Органы внутренних дел.
- Другие органы и учреждения, общественные объединения, осуществляющие меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Практические задания:
- Заполните пропуски:
___________________________ является приоритетной областью деятельности органов государственной власти и имеет следующие цели:
- осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;
- формирование правовых основ гарантий прав ребенка;
- содействие __________, __________, ___________ развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству ____________, достижениями российской и мировой культуры.
- Заполните таблицу:
Название организации | Полномочия в сфере защиты прав и свобод ребенка |
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав | |
Органы опеки и попечительства | |
Органы управления социальной защитой населения | |
Органы службы занятости |
Семинарские занятия 10-11. Тема: Нормативно-правовая база деятельности социально-педагогических учреждений в управлении системой социальной защиты детства.
Цель занятия: рассмотреть основные законодательные документы, определяющие нормативно-правовой статус и специфику деятельности социально-педагогических учреждений в управлении системой социальной защиты детства.
Основные понятия: нормативно-правовая база, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации
План занятия:
- Нормативно-правовая база деятельности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
- дом ребенка,
- образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальные (коррекционные) образовательные учреждения, оздоровительные образовательные учреждения.
- Принципы деятельности образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- Нормативно-правовая база деятельности учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации:
- учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в системе органов социальной защиты населения.
- учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации в системе управления образованием.
- Нормативно-правовая база деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. Функции деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей.
Практические задания:
- Дайте определение понятию «учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» согласно существующему законодательству.
- Заполните таблицу:
Понятие | Определение |
Дом ребенка | |
Детский дом | |
Детский дом семейного типа | |
Семейный детский дом |
- Заполните пропуски в схеме:
Рекомендуемая литература:
- «Порядок приема, содержания и выпуска лиц, находящихся в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации». Приложение к Постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30.01.1997 г. № 4.
- Глисков А.Г. Права и обязанности несовершеннолетних (комментарии к законодательству о правах несовершеннолетних и защите этих прав) / А.Г. Глисков, А.И. Забейорота, О.В. Самолюк; под ред. С.Н. Бабурина. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
- Закон РФ «О вынужденных переселенцах» от 19.02.1993 г. № 4530-1.
- Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1.
- Конвенция ООН «О правах ребенка»: Принята и провозглашена Генеральной ассамблеей ООН 20.11.1989 г.
- Письмо Министерства образования РФ от 03.03.2000 г. № 138/26-5 «О направлении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа».
- Постановление Правительства РФ «О порядке перевода и приема в государственные образовательные учреждения членов семей военнослужащих, а также уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями» от 23.04.1994 г. № 370.
- Приказ Министерства здравоохранения России от 24.01.2003 г. № 2. Приложение № 1 «Положение об организации деятельности дома ребенка».
- Приказ Министерства здравоохранения России от 24.01.2003 г. № 2. Приложение № 2. «Положение о работе медико-психолого-педагогической комиссии в доме ребенка».
- Примерное положение о социальном приюте для детей от 27.11.2000 г. № 896.
- Примерное положение о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних от 27.11.2000 г. № 896.
- Примерное положение о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей от 27.11.2000 г. № 896.
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ.
- Типовое положение о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.1995 г. № 420).
- Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (утв. постановлением Правительства РФ от 1. 07.1995 г. № 676).
- Ткаченко В.С. организационно-административная работа в системем социальных служб: Учебное посообие / В.С. Ткаченко. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»; Ростов н/Д: Наука-Спектр, 2010. – 264 с.
- Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. ФЗ от 08.01.1997 г. № 1-ФЗ.
- Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1 996 г. № 159-ФЗ.
- Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ.
- Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. – М.: ВАКО, 2005.
Раздел III. Процессуальные особенности управления социальной работой
Тема: Информационный подход в управлении социальной работой.
Цель занятия: определить значение информации в организации и управлении социальной работой.
Основные понятия: информация, социальная информация, внутренний и внешний потоки информации в социальной организации.
План занятия:
- Научные подходы к управлению социальной работой:
- процессный,
- системный,
- ситуационный,
- информационный.
- Понятие «информация»: определение, различные подходы к пониманию сущности.
- Сущность социальной информации. Классификация видов социальной информации.
- Требования, предъявляемые к информации.
- Виды информации.
- Потоки информации в управлении социальной работой.
- Информация в процессе консультирования клиента социальной работы
Практические задания:
- Соотнесите указанные в таблице понятия и их определения стрелочками:
Ситуационный подход к управлению | Рассматривает все процессы и явления в виде определенных целостных систем, обладающих новыми качествами и функциями. |
Процессный подход к управлению | Требует оптимального решения, зависящего от соотношения имеющихся факторов. |
Системный подход к управлению | Рассматривает управление не как серию разрозненных действий, а как единый процесс воздействия да организацию. |
- Дайте определение видам информации, указанным в таблице:
Вид информации | Определение |
исходная информация | |
регулирующая информация | |
оперативная информация |
Рекомендуемая литература:
- Заяц О.В. Организация, администрирование и управление в социальной работе. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2004.
- Основы социального управления: Учебное пособие / А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов, В.И. Патрушев и др. Под ред. В.Н. Иванова. – М.: Высш. шк., 2001.
- Основы социального управления: Учебное пособие / А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов, В.И. Патрушев и др. Под ред. В.Н. Иванова. – М.: Высш. шк., 2001.
- Павленок П.Д. Методология и теория социальной работы: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008.
- Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: Системный подход. Ростов-на-Дону - М., 1997.
Тема: Оптимизация управления социальной работой для решения проблем различных групп населения.
Цель занятия: выявить факторы оптимизации управления социальной работой.
Основные понятия: оптимизация, оптимум, факторы оптимизации.
План занятия:
- Оптимизация, как общенаучная категория, метод и процесс.
- Значения термина «оптимум». Эффективность в социальной работе.
- Затраты в социальной работе:
- материальные,
- финансовые,
- физические и умственные,
- временные.
- Факторы оптимизации деятельности в социальной работе.
- Критерии оптимизации деятельности специалиста по социальной работе.
Практические задания:
- Выделите факторы, которые, по Вашему мнению, могут повлиять на повышение эффективности
2.3 Самостоятельная работа студентов
- Определите, по каким критериям проводится анализ условий труда в социальных учреждениях. На основании проведенного анализа составьте рекомендации по их улучшению.
- Опишите формы и методы контроля деятельности социальных учреждений.
- Предложите собственную систему методов управления социальной работой и её совершенствования.
- Проведите сравнительный анализ понятий «управление» и «администрирование» в социальной работе.
- Сравните структуру формальных и неформальных социальных организаций. Приведите принципы их проектирования и развития.
- Определите сущность понятия «управленческое решение». Раскройте пути оптимизации принятия и реализации управленческого решения в социальной работе.
- Сравните следующие определения понятия «социальный контроль:
А.И. Кравченко | Механизм поддержания общественного порядка с помощью использования властных полномочий и санкций. |
В.Ф. Анурин | Способ поощрения или усиления конформного поведения членов общества, а также подавление таких типов поведения, которые преступают общепринятые нормы. |
О.Г. Филатова | Способ саморегуляции социальной системы, с помощью которого обеспечивается упорядоченное взаимодействие ее элементов. |
Я.И. Гилинский | Механизм самоорганизации и самосохранения общества путем установления и поддержания в данном обществе нормативного порядка, устранения или нейтрализации или минимизации девиантного поведения |
- Опишите технологии совершенствования и повышения действенности социального контроля в социальной работе.
- Определите наиболее результативную, на Ваш взгляд, технологию повышения эффективности управления социальной работой.
- Дайте определение понятию «управленческая культура». Предложите на основании данного понятия собственный кодекс поведенческой культуры руководителя социальной службы.
- Приведите принципы формирования современной управленческой культуры: тенденции и перспективы в социальной работе.
- Выявите особенности менеджмента в организациях и службах социальной работы.
- Опишите региональные модели социальной работы.
- Сравните понятия «регулирование» и «контроль» в системе социальной работы.
3. Порядок аттестации по дисциплине
№ | Тема | Форма и место аттестации |
Раздел I. Социальное управление как средство социальной политики и условие функционирования социальной организации | ||
Тема 1. | Сущностная характеристика социального управления | Вопросы и задания для проведения текущего контроля |
Тема 2. | Цель управления социальной работой. | Вопросы и задания для проведения текущего контроля Реферат |
Тема 3. | Субъекты и объекты управления социальной работой. | Вопросы и задания для проведения текущего контроля |
Тема 4. | Функции управления социальной работой. | Вопросы и задания для проведения текущего контроля Терминологический диктант №1 |
Тема 5. | Организационная структура управления социальной работой в РФ. | Вопросы и задания для проведения текущего контроля |
Тема 6. | Социальная политика в сфере управления социальной работой. | Вопросы и задания для проведения текущего контроля Тест №1 |
Раздел II. Основные требования, функциональный состав и уровни управления системами социальной защиты детства | ||
Тема 7. | Сущность управления системой социальной защиты детства. | Вопросы и задания для проведения текущего контроля |
Тема 8. | Уровни управления системой социальной защиты детства в РФ. | Вопросы и задания для проведения текущего контроля Терминологический диктант №2 |
Тема 9. | Нормативно-правовая база деятельности социально-педагогических учреждений в управлении системой социальной защиты детства. | Вопросы и задания для проведения текущего контроля Реферат Тест №2 |
Раздел III. Оптимизация структуры управления социальной работой в целях оперативного решения социальных проблем различных групп населения | ||
Тема 10. | Информационный подход в управлении социальной работой. | Вопросы и задания для проведения текущего контроля Терминологический диктант №3 |
Тема 11. | Оптимизация управления социальной работой для решения проблем различных групп населения. | Вопросы и задания для проведения текущего контроля Тест №3 |
Экзамен по дисциплине |
- Терминологические диктанты
Терминологический диктант № 1
- Управление социальной работой – это…
- Объекты социального управления – это…
- Субъекты социального управления – это…
- Целеполагание – это …
- Прогнозирование – это …
- Организация – это …
- Мотивация – это …
- Законы социального управления – это …
- Принципы социального управления – это …
- Социальные ресурсы – это …
Терминологический диктант №2
- Система социальной защиты детства – это …
- Формы системы социальной защиты детства – это …
- Методы системы социальной защиты детства – это …
- Субъекты системы социальной защиты детства – это …
- Объекты системы социальной защиты детства – это …
- Социальная защита населения – это …
- Оптимизация в социальной сфере – это …
- Государственная пенсионная система – это …
- Система социального обслуживания и социальных услуг – это …
- Система государственной социальной помощи – это …
Терминологический диктант №3
- Эффективность социальной работы – это …
- Результаты социальной работы – это …
- Цели социальной работы – это…
- Затраты при оценивании эффективности социальной работы– это …
- Условия деятельности в социальной работе – это …
- Социальные нормы – это …
- Эффективность социальной работы как науки – это …
- Эффективность социальной работы как учебной дисциплины – это …
- Эффективность социальной работы как специфического вида практической деятельности – это …
- Социальные потребности – это …
- Тесты для промежуточного контроля
Тест №1
- Социальная работа как особая система деятельности состоит из:
- субъекта, содержания, средств, управления, объекта;
- субъекта, содержания, средств, управления, объекта, объединяемых в целостную систему с помощью целей и функций;
- субъекта, содержания, средств, управления, объекта, объединяемых в целостную систему с помощью целей и социальной политики.
- Субъект управления – это:
- элемент, который обеспечивает целенаправленное воздействие на элементы управляемой подсистемы, с целью достижения определённых результатов;
- социальные отношения, социальные процессы, социальные организации, ресурсы и сам человек;
- оба ответа верны.
- Какого уровня управления социальной работой не существует?
- федеральный;
- общерегиональный;
- местный.
- Целеполагание – это:
- начальный момент управления, в который закладываются цели управления на определенный период и разрабатываются механизмы достижения этой цели.
- выработка суждения, предсказания о формах, видах, объемах и масштабах будущего, возможных вариантах и сроках решения социальных проблем клиента.
- совокупность элементов органов управления и устойчивых связей между ними, обеспечивающих целостность, сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях.
- Мотивация – это:
- совокупность элементов органов управления и устойчивых связей между ними, обеспечивающих целостность, сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях;
- совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают ее границы и формы, а также придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение личных целей или целей организации;
- выработка суждения, предсказания о формах, видах, объемах и масштабах будущего, возможных вариантах и сроках решения социальных проблем клиента.
- Прогнозирование – это:
- начальный момент управления, в который закладываются цели управления на определенный период и разрабатываются механизмы достижения этой цели;
- выработка суждения, предсказания о формах, видах, объемах и масштабах будущего, возможных вариантах и сроках решения социальных проблем клиента;
- совокупность элементов органов управления и устойчивых связей между ними, обеспечивающих целостность, сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях.
- Законы социального управления – это:
- объективные, повторяющиеся, существенные причинно-следственные связи, взаимозависимости субъекта и объекта управления в конкретной системе управления в процессе ее функционирования;
- исходные основополагающие требования, которыми руководствуются субъекты управления на практике;
- оба ответа верны.
- Метод социального управления – это:
- объективные, повторяющиеся, существенные причинно-следственные связи, взаимозависимости субъекта и объекта управления в конкретной системе управления в процессе ее функционирования;
- исходные основополагающие требования, которыми руководствуются субъекты управления на практике;
- воздействие различных приёмов и способов на управляемый объект для эффективного достижения поставленных целей.
- Социальные ресурсы – это:
- запасы, источники, средства чего-либо, используемые при необходимости;
- предельная роль определённого средства;
- оба ответа верны.
- К особенностям социальных ресурсов относят:
- практически неисчерпаемы, обладают многообразием и взаимозаменяемостью;
- целиком возобновляемы, но в результате своей невостребованности могут прийти к вырождению;
- оба ответа верны.
- Социальные системы – это:
- определенная совокупность государственных и общественных организаций, учреждений, имеющих целью оказывать содействие, помощь, поддержку всем группам и категориям населения;
- совокупность мер и действий, направленных на координацию взаимодействия всех социальных институтов государства и общества для решения задач, связанных с обеспечением комфортного общественного существования людей;
- нет верного ответа.
- Организации социальных систем включает в себя:
- процесс согласованности множества индивидуальных деятельностей в плане достижения определенных общих групповых целей;
- определенную структуру, состоящую из основных компонентов, устойчивых стабильных;
- оба ответа верны.
- История становления и развития социальных систем в России включает в себя:
- один период;
- два периода;
- три периода.
- Какой характеристики не имеет государственная социальная политика?
- процессуальной;
- качественной;
- количественной.
- К основным признакам государства относят:
- определенная система органов и учреждений и право, закрепляющее систему норм, санкционированных государством;
- определенная территория, на которой распространяется юрисдикция данного государства;
- оба ответа верны.
Тест №2
- К основным видам деятельности в управлении социальной работы относят:
- социальную диагностику; социальную профилактику; социальный надзор; социальную корреляцию; социальную терапию; социальную адаптацию; социальную реабилитацию;
- социальное обеспечение; социальное страхование; социальную опеку; социальную помощь; социальное консультирование; социальную экспертизу; социальное попечительство; социальное посредничество и подвижничество;
- оба ответа верны.
- Система — это:
- множество взаимосвязанных элементов, находящихся в отношениях и связях между собой;
- множество взаимосвязанных элементов, находящихся в отношениях и связях между собой, составляющих целостное образование;
- нет верного ответа.
- Осуществляет социальную поддержку в рамках целевых комплексных программ социальной защиты населения и по отдельным постановлениям:
- Федеральный уровень;
- Локальный уровень;
- Региональный уровень.
- Предусматривает конкретную адресную поддержку нуждающихся, малообеспеченных граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию в виде единовременной денежной, натуральной, социально-бытовой помощи как из внебюджетных источников префектуры, региона, различных коммерческих и благотворительных организаций:
- Федеральный уровень;
- Локальный уровень;
- Региональный уровень.
- Программы органов государственной власти в системе социальной защиты детства являются:
- формой;
- методом;
- средством.
- Стимулирование и поощрение социальной защиты детства является:
- формой;
- методом;
- средством.
- Объект социальной защиты детства – это:
- дети страны, то есть лица, не достигшие восемнадцати лет;
- государство и создаваемые им институты;
- оба ответа верны.
- Министерство труда и социального развития Омской области входит в:
- региональный уровень системы социальной защиты детства;
- федеральный уровень системы социальной защиты детства;
- локальный уровень системы социальной защиты детства.
- Опора на закон и общественное мнение является:
- формой;
- методом;
- средством.
- Социальная защита может осуществляться в:
- денежной форме в виде пенсий и пособий;
- в натуральной форме, а также путем оказания различного рода услуг лицам, являющимся объектом социальной защиты;
- оба ответа верны.
Тест №3
- Оптимизация – это:
- нахождение наибольшего или наименьшего значения какой-либо функции или функционала, характеризующих состояние системы, или выбор наилучшего варианта из множества возможных;
- усовершенствование, переход на качественно новый уровень.
- оба ответа верны.
- Социальные деятели – это:
- субъекты процесса оптимизации;
- объекты процесса оптимизации;
- нет верного ответа.
- Какого вида оптимизации в социальной сфере не существует?
- оптимизацией отношений-оценок
- оптимизация отношений-связей
- оптимизация отношений-средств.
- Функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляет:
- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
- Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;
- Федеральная служба по труду и занятости.
- Контроль и надзор за соблюдением государственных стандартов социального обслуживания осуществляет:
- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
- Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;
- Федеральная служба по труду и занятости.
- Страховые взносы, единый социальный налог, ассигнования из государственного бюджета – это:
- формы социального обеспечения;
- виды социального обеспечения;
- Средства социального обеспечения.
- В общую государственную систему социального обеспечения входят:
- пенсионная система; система социальных пособий и компенсационных выплат; система социального обслуживания и социальных услуг;
- система социальной охраны здоровья граждан; система государственной социальной помощи; система социальных льгот и преимуществ;
- оба ответа верны.
- Вопросами реабилитации инвалидов, организации предоставления социальных гарантий социально незащищенным категориям граждан занимается:
- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
- Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;
- Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию.
- Государственные пенсии, социальные пособия, компенсации, социальные услуги, социальную медицинскую помощь, государственную социальную помощь, социальные льготы и преимущества – являются:
- формами социального обеспечения;
- видами социального обеспечения;
- методами социального обеспечения.
- Оптимизация отношений может осуществляться на:
- на федеральном уровне;
- на межличностном уровне;
- оба ответа верны.
- Финансирование выплат по социальному страхованию осуществляется за счет:
- страховых взносов работающих граждан;
- страховых взносов работодателей;
- страховых взносов работающих граждан и их работодателей.
Тест №4
- Управление социальной работой включает в себя:
- оценку состояния объекта, планирование, выработку и принятие решения;
- учёт и контроль, координацию, организационное и материально-техническое обеспечение, подбор, подготовку и воспитание кадров социальной работы;
- оба ответа верны.
- Объект управления – это:
- элемент, который обеспечивает целенаправленное воздействие на элементы управляемой подсистемы, с целью достижения определённых результатов;
- социальные отношения, социальные процессы, социальные организации, ресурсы и сам человек;
- оба ответа верны.
- Организация – это:
- начальный момент управления, в который закладываются цели управления на определенный период и разрабатываются механизмы достижения этой цели;
- выработка суждения, предсказания о формах, видах, объемах и масштабах будущего, возможных вариантах и сроках решения социальных проблем клиента;
- совокупность элементов органов управления и устойчивых связей между ними, обеспечивающих целостность, сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях.
- Целеполагание – это:
- начальный момент управления, в который закладываются цели управления на определенный период и разрабатываются механизмы достижения этой цели.
- выработка суждения, предсказания о формах, видах, объемах и масштабах будущего, возможных вариантах и сроках решения социальных проблем клиента.
- совокупность элементов органов управления и устойчивых связей между ними, обеспечивающих целостность, сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях.
- Субъект управления – это:
- элемент, который обеспечивает целенаправленное воздействие на элементы управляемой подсистемы, с целью достижения определённых результатов;
- социальные отношения, социальные процессы, социальные организации, ресурсы и сам человек;
- оба ответа верны.
- Принципы социального управления – это:
- объективные, повторяющиеся, существенные причинно-следственные связи, взаимозависимости субъекта и объекта управления в конкретной системе управления в процессе ее функционирования;
- исходные основополагающие требования, которыми руководствуются субъекты управления на практике;
- оба ответа верны.
- В организационную структуру управления входят:
- охрана прав и интересов населения, защита детства; правовое сопровождение деятельности социальных систем; реализация возможностей социальным воспитанием; международное сотрудничество социальных систем; социальная работа и защита материнства;
- общественные организации; профилактика правонарушений населения; здоровье сберегающая идеология деятельности социальных систем; регуляция различного рода конфликтов в социуме и предметно-объектная материально-финансовая база социальных систем;
- оба ответа верны.
- Социальная политика государства – это:
- сфера отношений между классами, социальными и другими группами, связанную с их борьбой за власть в государстве, с определением форм, задач, содержания деятельности государства, а также с его взаимоотношениями с другими государствами;
- деятельность государства и других политических институтов по управлению развитием социальной сферы, по определению ее содержания, основных направлений ее развития и функционирования;
- нет верного ответа.
- Гарантирует своевременное получение государственных пенсий, пособий и других социальных выплат, предоставление льгот определенным категориям населения, финансируемых из федерального бюджета и соответствующих фондов:
- Федеральный уровень;
- Локальный уровень;
- Региональный уровень.
- В содержание современной системы социальной защиты детства входят следующие направления:
- интегрирование российской системы социальной зашиты детства в международную путем включения положений подписанных Россией международных соглашений в Конституцию; законы, другие нормативно-правовые акты Российской Федерации и, естественно, реализация этих положений;
- изучение и в разумных формах внедрение отечественного и зарубежного опыта социального обеспечения и социальной зашиты детства в практику;
- оба ответа верны.
- Вопросы к зачету по курсу «Управление социальной работой»
- Управление социальной работой как система.
- Социальная организация в управлении социальной работой.
- Характеристики и структурные элементы системы управления социальной работой.
- Понятие и характеристика цели в управлении.
- Типология целей в социальном управлении.
- Функции целей социальной организации.
- Основные цели управления социальной работой (Е.И. Холостова)
- Подходы к определению понятия «субъект социальной работы» (О.В. Заяц, Е.И. Холостова, С.В. Тетерский, П.Д. Павленок).
- Объекты управления социальной работой.
- Целеполагание в управлении социальной работой.
- Принципы целеполагания в социальной работе.
- Процесс прогнозирования в управлении социальной работой.
- Планирование: виды и принципы планирования.
- Основные направления организации.
- Координация и руководство как функции управления.
- Мотивация: использование мотивационных механизмов.
- Контроль как аналитическая функция управления.
- Виды контроля в управлении: предварительный контроль, текущий контроль, заключительный контроль.
- Учет и анализ в управлении социальной работой.
- Организационная структура управления социальной работой
- Основные типы организационных структур управления: линейные, функциональные, проектные, матричные.
- Уровни управления социальной работой.
- Верхний институциональный уровень - Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Цели и основные направления деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
- Средний управленческий уровень – регион (Омская область).Задачи Министерства труда и социального развития Омской области.
- Низовой уровень управления социальной работой (предприятия, вузы, научные институты и т.д.).
- Подходы к пониманию сущности и содержания понятия «социальная политика» (Павленок П.Д., Баркер Р., Мудрик А.В., Зайнышев И. Г., Капицин В.М., Холостова Е.И.).
- Цели социальной политики на современном этапе.
- Принципы социальной политики. Объект и субъект социальной политики.
- Составляющие системы социальной защиты детства: нормативно-правовая база, материально-экономическая база.
- Нормативно-правовое управление системой социальной защиты детства.
- Источники финансовой базы социальной защиты детства.
- Материальная база системы социальной защиты детства.
- Федеральный уровень управления системой социальной защиты детства.
- Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в управлении системой социальной защиты детства.
- Государственная система органов защиты прав несовершеннолетних, профилактики безнадзорности и правонарушений.
- Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
- Органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания.
- Органы управления образованием и образовательные учреждения. Органы опеки и попечительства.
- Органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи.
- Органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения.
- Органы службы занятости.
- Органы внутренних дел.
- Нормативно-правовая база деятельности учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
- Учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в системе управления образованием.
- Нормативно-правовая база деятельности социально-педагогических учреждений в управлении системой социальной защиты детства.
- Информационный подход в управлении социальной работой.
- Оптимизация управления социальной работой для решения проблем различных групп населения.
- Факторы оптимизации деятельности в социальной работе.
- Критерии оптимизации деятельности специалиста по социальной работе.
3.4 ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ и контрольных работ
- Система управления социальной работой: функции, организационная структура.
- Современное социальное управление: состояние, тенденции изменения.
- Управленческая деятельность и управленческие отношения. Тенденции изменений в условиях управленческой революции.
- История управленческой мысли в России. Ее представители, содержание управленческих идей и технологий.
- Принцип системности в управлении.
- Проблемы профессионализма в управлении социальной работы.
- Мотивация управленческого труда социальных работников.
- Формы и методы использования принципов управления на различных этапах развития общества.
- Управление как наука и искусство.
- Социальное прогнозирование – один из важнейших методов управления.
- Целеполагание как основное средство реализации системного подхода в социальном управлении. Методы определения и согласования целей.
- Информационное обеспечение управления социальной работы.
- Формальные и неформальные социальные организации. Принципы их проектирования и развития.
- Управленческое решение: пути оптимизации принятия и реализации в социальной работе .
- Социальный контроль: технологии совершенствования и повышения действенности в социальной работе.
- Технологии повышения эффективности управления социальной работы.
- Принципы формирования современной управленческой культуры: тенденции и перспективы в социальной работе.
- Социальные службы: положение, структура, кадры
- Особенности менеджмента в организациях и службах социальной работы.
- Региональные модели социальной работы.
- Регулирование и контроль в системе социальной работы .
- Проблемы управления персоналом в системе социальной работы .
- Организация труда в социальных учреждениях. Права социальных работников.
- Особенности формирования государственной системы социальной помощи.
- Организационно-функциональная концепция управления социальной работой.
- Социально-психологическая концепция управления социальной работой.
- Эмпирическая концепция управления социальной работой.
- Системная концепция управления социальной работой.
- Организационные структуры управления в системе социальной работы: их виды и совершенствование.
- Система функций управления социальной работой.
- Использование программно-целевого управления социальной сфере.
- Основные составляющие процесса социального управления и их характеристика.
- Принципы управления социальной работой их содержание.
- Особенности менеджмента в социальных учреждениях.
- Применение современных информационных систем технологий в управлении социальной сферой.
- Система методов управления социальной работой и её совершенствование.
- Формы и методы контроля деятельности социальных учреждений.
- Организация общефедеральной системы управления социальной работой в современной России.
- Региональные (территориальные) системы управления социальной работой.
- Управление социальной защитой населения в муниципальном образовании.
- Формы и методы администрирования в социальных учреждениях.
- Система управления персоналом в социальных учреждениях.
- Анализ условий труда в социальных учреждениях и рекомендации по их улучшению.
- Эффективность управления социальной работой,
- Формы и методы оценки эффективности управления социальной работы.
4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- Основная литература
- Организация, управление и администрирование в социальной работе [Текст] : учебное пособие / отв. ред. П. В. Палехова. - М. : Инфра-М, 2010. - 128 с
- Основы социальной работы [Текст] : учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Инфра-М, 2006. - 560 с.
- Павленок, П.Д. Методология и теория социальной работы [Текст] : учебное пособие / П. Д. Павленок. - М. : Инфра-М, 2009. - 272 с
- Павленок, П.Д. Теория, история и методика социальной работы. Избранные работы [Текст] : учебное пособие / П. Д. Павленок. - 9-е изд., испр. и доп. - М. : Дашков и К", 2010. - 568 с. : табл.
- Терещенко Ю.А. Управление социальной работой: учебно-методическое пособие Ю.А. Терещенко. – Тара: Типография А.А. Аскаленко, 2010. – 270 с.
- Ткаченко В.С.Организационно-административная работа в системе социальных служб [Текст] : учебное пособие / В. С. Ткаченко. - М. : Дашков и К" ; Ростов н/Д : Наука-Спектр, 2010. - 264 с.
- Холостова, Е. И. Социальная работа [Текст] : учебное пособие / Е.И. Холостова. - 2-е изд. - М. : Дашков и К", 2005. - 668 с.
- Холостова, Евдокия Ивановна. Социальная работа [Текст] : учебное пособие / Е. И. Холостова. - 6-е изд. - М. : Дашков и К", 2009. - 860 с.
- Дополнительная литература
- Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарика, 1998.
- Заяц О.В. Организация, администрирование и управление в социальной работе. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2004.
- Иванов В.Н., Патрушев В.И. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления / Изд 2-е, перераб. и доп. -М.: Изд-во «Экономика», 2001.
- Казначевская Г.Б., Чуев И.Н. Основы менеджмента. Учебное пособие для студентов вузов. Ростов н/Д: Феникс, 2004.
- Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов по специальности «Менеджмент». — 2-е изд., изм. и доп. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА - М), 2001.
- Ляшенко А. И. Организация и управление социальной работой в России: Учебное пособие. – М.: Нука, 1995.
- Менеджмент социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е. И. Комарова и А. И. Войтенко. _ М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
- Организация, управление и аминистрирование в социальной работе: Учеб. Пособие / Отв.ред. П.В. Палехова. – М.: Инфра-М, 2010. – 128 с.
- Основы социального управления: Учебное пособие / А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов, В.И. Патрушев и др. Под ред. В.Н. Иванова. – М.: Высш. шк., 2001.
- Поддубная Т.Н. Справочник социального педагога: защита детства в Российской Федерации / Т.Н. Поддубная, А.О. Поддубный; науч. ред. Р.М. Чумичева. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
- Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: Системный подход. Ростов-на-Дону - М., 1997.
- Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства: Социально-правовые аспекты: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
- Семенов А.К., Набоков В.И., Основы менеджмента: Учебник. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008.
- Социальная политика и социальная работа: Учеб. пособие. – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009.
- Социальная работа: Введение в профессиональную деятельность: Учеб. пособие / Отв. ред. проф. А.А. Козлов. – М.: Логос, 2004.
- Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв.ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2001.
- Тетерский С. В. Введение в социальную работу: Учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2002.
- Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
- Ткаченко В.С. организационно-административная работа в системем социальных служб: Учебное посообие / В.С. Ткаченко. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»; Ростов н/Д: Наука-Спектр, 2010. – 264 с.
- Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
- Фролов С. С. Социология организаций: Учебник. – М.: Гардарики, 2001.
- Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. – М.: ВАКО, 2005.
- Перечень методических пособий, рекомендаций, справочных и статистических материалов
- Закон РФ «О вынужденных переселенцах» от 19.02.1993 г. № 4530-1.
- Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1.
- Конвенция ООН «О правах ребенка»: Принята и провозглашена Генеральной ассамблеей ООН 20.11.1989 г.
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.
- Письмо Министерства образования РФ от 03.03.2000 г. № 138/26-5 «О направлении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа».
- Постановление Правительства РФ «О порядке перевода и приема в государственные образовательные учреждения членов семей военнослужащих, а также уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями» от 23.04.1994 г. № 370.
- Приказ Министерства здравоохранения России от 24.01.2003 г. № 2. Приложение № 1 «Положение об организации деятельности дома ребенка».
- Приказ Министерства здравоохранения России от 24.01.2003 г. № 2. Приложение № 2. «Положение о работе медико-психолого-педагогической комиссии в доме ребенка».
- Примерное положение о социальном приюте для детей от 27.11.2000 г. № 896.
- Примерное положение о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних от 27.11.2000 г. № 896.
- Примерное положение о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей от 27.11.2000 г. № 896.
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ.
- Типовое положение о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.1995 г. № 420).
- Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (утв. постановлением Правительства РФ от 1. 07.1995 г. № 676).
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 № 197-ФЗ.
- Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. ФЗ от 08.01.1997 г. № 1-ФЗ.
- Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ.
- Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ.
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в ред. от 21.12.2004 № 170-ФЗ.
- Интернет-ресурсы
- Основы социального управления. http://www.antax.ru/library/osnov_4.htm
- Давыдов А.А. Теория социальной системы: проблемы и перспективы. http://www.ecsocman.edu.ru/rubezh/msg/156716.html
- Миронова Н.И. Модели динамического развития социальных систем и управления. http://www.nuclearpolicy.ru/publications/mironova/models_dd_is.shtml
- Парсонс Т. Системы действия и социальные системы. http://www.sociology.mephi.ru/docs/sociologia/html/parsons_modern_soc_systems.html
- Щедровицкий Г.П. Деятельность проектирования и социальная система. http://www.fondgp.ru/gp/biblio/rus/60
- В.Ф.Лукичев. Принципы управления социально-экономическими системами.http://law.admtyumen.ru/noframe/nic?d&nd=466200436&prevDoc=466200343
- Социальная политика и социальная работа: учебное пособие. Холостова Е.И. Издательство: Дашков и К, 2009 г. 214 с. http://www.knigafund.ru/books/16953
- Социальная политика (доходы и заработная плата): учебное пособие. Еловиков Л.А. Издательство: ОмГУ, 2005 г. 469 с. http://www.knigafund.ru/books/42976
- Организация, управление и администрирование в социальной работе: Учебное пособие. Палехова П.В., Терентьева Т.А., Лялина Е.Г.
Издательство: ИНФРА-М, 2009 г. 129 с. http://www.knigafund.ru/books/42480 - Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация: Учебное пособие. Кибанов А.Я., Дуракова И.Б.
Издательство: ИНФРА-М, 2009 г. 292 с. http://www.knigafund.ru/books/21082 - Организационное поведение: Учебное пособие. Семенова Н.К., Мищенко М.В. Издательство: Институт технологии и бизнеса, 2006 г.
183 с. http://www.knigafund.ru/books/42581 - Управление системой социальной защиты населения: Монография. Новикова К.Н. Издательство: КГТУ, 2006 г. 274 с. http://www.knigafund.ru/books/42426
- Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для обеспечения дисциплины необходимы:
- сборники нормативно-правовых законодательных актов и документов;
- учебные и методические пособия: учебники, учебно-методические и справочные пособия, энциклопедии;
- технические средства сопровождения образовательного процесса: компьютер, проектор.
