Рабочая учебная программа по курсу "Управление социальной работой"

Терещенко Юлия Ахмедовна

Курс «Управление социальной работой» является неотъемлемой частью  профессиональной  подготовки студентов по направлению «Педагогика», профилей «Социальная педагогика» и «Социальная работа» и входит в раздел дисциплин предметной подготовки.  Данный курс имеет обширную область знаний, касающихся изучения:

-          Специфики управления социальной работой;

-          Функционирования системы социальной защиты детства в РФ;

-          Нормативно-правовых актов в области защиты детства;

-          Основных направлений государственной политики в сфере социального управления;

-          Особенности организации и оптимизации управления социальной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине Управление социальной работой

Составитель: к.п.н, доцент

Терещенко Ю.А.

Таблица распределения общего объема часов

 по видам учебной работы

Курс

Семестр

Объем часов (по наличию видов занятий)

Форма итогового контроля

Общая трудоемкость

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Всего

Лекции

Практические занятия

Семинары

Лабораторный практикум

Другие виды занятий

Всего

Курсовая

 работа

Реферат

Другие виды

самостоятельной работы

4

7

135

26

28

81

10

71

зачет

Общая  трудоемкость      135     часов

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ;

 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Курс «Управление социальной работой» является неотъемлемой частью  профессиональной  подготовки студентов по направлению «Педагогика», профилей «Социальная педагогика» и «Социальная работа» и входит в раздел дисциплин предметной подготовки.  Данный курс имеет обширную область знаний, касающихся изучения:

  • Специфики управления социальной работой;
  • Функционирования системы социальной защиты детства в РФ;
  • Нормативно-правовых актов в области защиты детства;
  • Основных направлений государственной политики в сфере социального управления;
  • Особенности организации и оптимизации управления социальной работы.

Постановка и рассмотрение предложенных в рамках изучаемого курса проблем производится в контексте ранее изученных студентами дисциплин психолого-педагогического и социально-педагогического цикла, таких как «Основы социальной работы», «Социальная педагогика», «Управление системой социальной защиты детства» и др. Содержание курса в рамках  междисциплинарных связей скоординировано с общепрофессиональными дисциплинами, а также со специальными дисциплинами, входящими в учебный план и являющихся базовыми компонентами государственного образовательного стандарта.

        Образовательная цель курса: Овладение будущими специалистами теорией, методологией и механизмом социального управления для осуществления организационно-управленческой работы в различных организациях системы социальной защиты населения.

Организационно-педагогическая цель курса, состоит в овладении студентами специальными социально-психологическими методами и средствами, использование которых в социальной работе с клиентами (индивидами, определенными социальными группами) способствует оптимизации их социализации, социально-психологической адаптации и реабилитации.

Поставленные цели конкретизируются рядом задач:

  • освоение учащимися организационной структуры управления социальной работой в РФ: виды социального управления, формы, направленность, принципы и приоритеты;
  • рассмотрение системы социальной защиты детства, изучив каждый составляющий ее элемент: 1) основы государственной политики в интересах детей; 2) специфику системы социальной защиты; 3) систему органов управления системой социальной защиты детства;
  • ознакомить студентов с особенностями управления социальной работой в сфере оперативного решения проблем различных категорий населения.

Курс предполагает овладение студентами базовых знаний, умений и способов деятельности в области теории и практики управления социальной работой.

В результате освоения курса студент должен:

знать:

  • основные понятия по курсу «Управление социальной работой»;
  • организационную структуру социального управления в РФ;
  • уровни управления системой социальной защиты детства;
  • особенности организации работы органов социальной защиты населения.

уметь:

  • применять нормативные документы в области социального обеспечения различных категорий граждан РФ;
  • планировать и проектировать деятельность по организации и управлению социальной работой.

владеть:

  • методами социальной защиты детства;
  • алгоритмом решения социальных проблем различных категорий населения.

Выписка из ГОС ВПО:

Социальное управление как средство социальной политики и условие функционирования  социальной организации. Основные требования, функциональный состав  и уровни управления системами  социальной защиты детства. Оптимизация структуры управления социальной работой в целях оперативного решения социальных проблем различных групп населения. Информационный подход в управлении  социальной работой.  Нормативно-правовая база деятельности социально-педагогических учреждений.

На освоение курса «Управление социальной работой» отводится 135 часов, из которых: 26 – лекционных, 28 - семинарских, 81 - самостоятельная работа студентов. Текущий контроль осуществляется в виде устного и письменного опроса, промежуточный – посредством проведения тестирования, итоговый - в виде зачета.

3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(с распределением общего бюджета времени в часах)

Курс

Семестр

Раздел дисциплины, содержание

  Всего

Аудиторные

Самостоятельная работа студентов

Формы межсессионного контроля

 Лекции

Семинарские (практические) занятия

Лабораторный

практикум

Раздел I. Социальное управление как средство социальной политики и условие функционирования социальной организации

4

7

Лекция 1. Семинар 1. Тема:

Сущностная характеристика социального управления

11

2

2

7

Текущий

Лекция 2. Семинар 2. Тема:

Цель управления социальной работой.

11

2

2

7

Текущий

Лекция 3. Семинар 3. Тема:

Субъекты и объекты управления социальной работой.

11

2

2

7

Текущий

Лекция 4. Семинар 4. Тема:

Функции управления социальной работой.

11

2

2

7

Текущий

Лекция 5. Семинар 5. Тема:

Организационная структура управления социальной работой в РФ.

11

2

2

7

Текущий

Лекция 6. Семинар 6. Тема:

Социальная политика в сфере управления социальной работой.

11

2

2

7

Промежуточный

Раздел II. Основные требования, функциональный состав и уровни управления системой социальной защиты детства

Лекция 7. Семинар 7. Тема:

Сущность управления системой социальной защиты детства.

11

2

2

7

Текущий

Лекции 8-9. Семинары 8-10. Тема:

Уровни управления системой социальной защиты детства в РФ.

20

4

6

10

Текущий

Лекции10-11. Семинары 11-12. Тема:

Нормативно-правовая база деятельности социально-педагогических учреждений в управлении системой социальной защиты детства.

16

4

4

8

Промежуточный

Раздел III. Процессуальные особенности управления социальной работой

Лекция 12. Семинар 13. Тема:

Информационный подход в управлении социальной работой.

11

2

2

7

Текущий

Лекция 13. Семинар 14. Тема:

Оптимизация управления социальной работой для решения проблем различных групп населения.

11

2

2

7

Промежуточный

135

26

28

81

Зачет

2.2.1 Содержание лекционного курса

Раздел I. Социальное управление как средство социальной политики и условие функционирования социальной организации

Лекция 1. Тема: Сущностная характеристика социального управления.

Взаимосвязь социального управления и управления социальной работой. Алгоритм управления как детализированное выражение управленческого цикла. Характеристика понятия «менеджмент в социальной работе»: организационно-структурное; функциональное; профессиональное (трудовое); гносеологическое; учебно-образовательное. Совокупность действий в управлении социальной работой: Оценка состояния объекта: выработка и принятие решения; учет и контроль; координация; организационное и материально-техническое обеспечение; подбор, подготовка и воспитание специалистов. Социальная организация в управлении социальной работой. Управление социальной работой как система. Характеристики и структурные элементы системы управления социальной работой.

Лекция 2. Тема: Цель управления социальной работой.

Понятие и характеристика цели в управлении. Типология целей в социальном управлении: стратегическая, тактическая, конкретная, абстрактная; цель, поставленная субъектом действия; цель заданнная извне. Классификация целей социальных организаций (А.И. Пригожин): цели-задания, цели-ориентации, цели системы. Функции целей социальной организации: когнитивные функции, функции идентификации, функции мотивации, идеологические функции, распределительные функции. Основные цели управления социальной работой (Е.И. Холостова).

Лекция 3. Тема: Субъекты и объекты управления социальной работой.

Подходы к определению понятия «субъект социальной работы» (О.В. Заяц, Е.И. Холостова, С.В. Тетерский, П.Д. Павленок). Стили руководства в управлении: автократический (самовластный), авторитарный (властный), демократический, эгалитарный (равноправный), игнорирующий (пренебрегающий), непоследовательный. Категории руководителей (Т. Парсонс): руководители низового звена, руководители среднего звена, руководители высшего звена.  Объекты управления социальной работой. Социальные отношения, социальные процессы, социальные организации. Типология организационных отношений в социальном управлении.  Сущность, виды и особенности социальных ресурсов в управлении социальной работой.

Лекция 4. Тема: Функции управления социальной работой.

Функция управления как особой вид деятельности органов управления Целеполагание. Аспекты целеполагания в социальной работе: методологический, организационный. Подходы к выработке цели: с точки зрения приемлемости, оптимальности и приспособленности к результату. Принципы целеполагания в социальной работе. Процесс прогнозирования в управлении социальной работой. Принципы прогнозного исследования. Планирование: виды и принципы планирования. Основные направления организации. Координация и руководство как функции управления.   Мотивация: потребности и вознаграждения. Использование мотивационных механизмов. Контроль как аналитическая функция управления. Виды контроля в управлении: предварительный контроль, текущий контроль, заключительный контроль. Учет и анализ в управлении социальной работой.

Лекция 5. Тема: Организационная структура управления социальной работой в РФ.

Организационная структура управления (ОСУ) социальной работой. Принципы построения организационных структур. Основные типы организационных структур управления: линейные, функциональные, проектные, матричные. Общие требования, применяемые к организационным структурам. Уровни управления социальной работой. Верхний институциональный уровень - Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Цели  и основные направления деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Службы, агентство и фонды в структуре Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Средний управленческий уровень – регион (Омская область). Задачи Министерства труда и социального развития Омской области. Структура Министерство труда и социального развития Омской области. Низовой уровень управления социальной работой  (предприятия, вузы, научные институты и т.д.).

Лекция 6. Тема: Социальная политика в сфере управления социальной работой.

Подходы к пониманию сущности и содержания понятия «социальная политика» (Павленок П.Д., Баркер Р., Мудрик А.В., Зайнышев И. Г., Капицин В.М., Холостова Е.И.). Основные линии ориентации социальной политики: направленность на основные социальные объекты; воздействие на различные сферы жизнедеятельности людей, имеющих преимущественно социальный характер. Принципы социальной политики. Объект и субъект социальной политики. Цели социальной политики на современном этапе. Измерения государственной социальной политики. Риски невыполнения поставленных задач: макроэкономические, финансовые риски, техногенные и экологические, геополитические, законодательные.

Раздел II. Основные требования, функциональный состав и уровни управления системой социальной защиты детства

Лекция 7. Тема: Сущность управления системой социальной защиты детства.

Защита детства. Управление системой социальной защиты детства. Составляющие системы социальной защиты детства: нормативно-правовая база, материально-экономическая база. Основные положения нормативных правовых документов международного законодательства в области социальной защиты детства: Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка, Гаагская конвенция «О защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления». Основные положения нормативных правовых документов российского законодательства в области социальной защиты детства: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Семейный кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Сопоставление нормативного отражения прав детей в российском законодательстве и Конвенции ООН О правах ребенка. Нормативно-правовое управление системой социальной защиты детства. Источники финансовой базы социальной защиты детства. Материальная база системы социальной защиты детства.

Лекции 8-9. Тема: Уровни управления системой социальной защиты детства в РФ.

Федеральный уровень управления системой социальной защиты детства. Государственная политика в интересах детей: цели и принципы. Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации в управлении системой социальной защиты детства. Министерство образования и науки РФ. Департамент государственной политики в сфере воспитания,  дополнительного образования и социальной защиты детей. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Департамент развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения. 

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Компетенция органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы исполнительной власти Омской области в управлении системой социальной защиты детства. Министерство труда и социального развития Омской области.  Отдел организации социального обслуживания семьи и детей, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Отдел по вопросам демографической и семейной политики. Министерство здравоохранения Омской области. Министерство образования Омской области.

 Органы местного самоуправления. Государственная система органов защиты прав несовершеннолетних, профилактики безнадзорности и правонарушений. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания. Органы управления образованием и образовательные учреждения. Органы опеки и попечительства. Органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи. Органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения. Органы службы занятости. Органы внутренних дел. Другие органы и учреждения, общественные объединения, осуществляющие меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.                                                

Лекции 10-11. Тема: Нормативно-правовая база деятельности социально-педагогических учреждений в управлении системой социальной защиты детства.

Понятие нормативно-правовой базы учреждений. Виды учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: дом ребенка, образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальные (коррекционные) образовательные учреждения, оздоровительные образовательные учреждения. Принципы деятельности образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  Направления деятельности кадрового состава образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Нормативно-правовая база деятельности учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Виды учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в системе органов социальной защиты населения. Нормативно-правовая база деятельности  учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации в системе управления образованием. Задачи и виды деятельности, категория детей, принимаемых в учреждение, основания приема несовершеннолетних, условия содержания несовершеннолетних.

Учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в системе управления образованием. Виды учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, создаваемых в системе управления образованием.  Нормативно-правовая база деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. Функции деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей.

Раздел III. Процессуальные особенности управления социальной работой

Лекция 12. Тема: Информационный подход в управлении социальной работой.

Научные подходы к управлению социальной работой: процессный, системный, ситуационный, информационный. Понятие «информация». Особенности информации как продукта производства. Сущность социальной информации. Классификация видов социальной информации. Требования, предъявляемые к информации. Виды информации: исходная информация, решения, регулирующая информация, оперативная информация, внешняя информация, контрольно-учетная информация. Потоки информации в управлении социальной работой. Информация в процессе консультирования клиента социальной работы

Лекция 13. Тема: Оптимизация управления социальной работой для решения проблем различных групп населения.

Актуальность исследования процесса оптимизации управления социальной работой. Оптимизация, как общенаучная категория, метод и процесс. Подходы к выявлению сущности оптимизации в социальной сфере (Деркач А.А., Михайловский В.Г., Лаптев Л.Г., Бокарев В.А., Дмитриев А.П.,  Куренков И.С.. Гусева А.С.). Значения термина «оптимум» (по Ю.К. Бабанскому). Формула расчета эффективности в социальной работе. Затраты в социальной работе: материальные, финансовые, физические и умственные, временные. Факторы оптимизации деятельности в социальной работе. Критерии оптимизации деятельности специалиста по социальной работе.

2.2.2 Содержание семинасрких занятий

Раздел I. Социальное управление как средство социальной политики и условие функционирования социальной организации

Семинарское занятие 1. Тема: Сущностная характеристика социального управления.

Цель занятия: Рассмотреть сущность и специфику управления в социальной работе.

Основные понятия: управление социальной работой, социальная организация, социальная система.

План занятия:

  1. Понятие и сущность управления.
  2. Алгоритм управления.
  3. Специфика управления в социальной работе.
  4. Социальная система: сущность, характеристики, элементы.
  5. Социальная организация в управлении социальной работой: понятие, сущность, характеристика.

Практические задания:

  1. Опишите основные направления исследования социальной работы как:
  • науки;
  • учебной дисциплины;
  • вида практической деятельности.
  1. Расставьте в верной последовательности действия управления в социальной работе:
  1. анализ обратной информации;
  2. определение цели;
  3. работа по выполнению решения;
  4. анализ и обработка информации; 
  5. прогнозирование будущего состояния явления;
  6. контроль;
  7. выработка модели;
  8. выработка управленческого решения.

Рекомендуемая литература:

  1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998.
  2. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления / Изд 2-е, перераб. и доп. -М.: Изд-во «Экономика», 2001.
  3. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов по специальности «Менеджмент». — 2-е изд., изм.  и доп. — М.:  Издательство НОРМА  (Издательская группа НОРМА—ИНФРА - М), 2001.
  4. Ляшенко А. И. Организация и управление социальной работой в России: Учебное пособие. – М.: Нука, 1995.
  5. Основы социального управления: Учебное пособие / А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов, В.И. Патрушев и др. Под ред. В.Н. Иванова. – М.: Высш. шк., 2001.
  6. Организация, управление и аминистрирование в социальной работе: Учеб. Пособие / Отв.ред. П.В. Палехова. – М.: Инфра-М, 2010. – 128 с.
  7. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленка. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004.
  8. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы. Учебное пособие. – 5-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2006.
  9. Социальная работа: Введение в профессиональную деятельность: Учеб. пособие / Отв. ред. проф. А.А. Козлов. – М.: Логос, 2004.

Семинарское занятие 2. Тема: Цель управления социальной работой.

Цель занятия: выявить основные цели управления социальной работой в Российской Федерации.

План занятия:

  1. Понятие и характеристика цели в управлении.
  2. Типология целей в социальном управлении:
  • стратегическая,
  • тактическая,
  • конкретная,
  • абстрактная.
  1. Классификация целей социальных организаций:
  • цели-задания,
  • цели-ориентации,
  • цели системы.
  1. Функции целей социальной организации:
  • когнитивные функции,
  • функции идентификации,
  • функции мотивации,
  • идеологические функции,
  • распределительные функции.
  1. Основные цели управления социальной работой в РФ.

Практические задания:

  1. Заполните пропуски в таблице:

Определение сущности цели

Название цели

Является идеальным образом продукта непосредственной деятельности.

Определяется как объективное требование или требующая решения задача

Вырабатывается в результате внутреннего развития собственной активности субъектадеятельности, его творческого отношения и ответственности за порученное дело.

  1. Соотнесите стрелочками элементы схемы, отражающие соответствие понятий:

Рекомендуемая литература:

  1. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов по специальности «Менеджмент». — 2-е изд., изм.  и доп. — М.:  Издательство НОРМА  (Издательская группа НОРМА—ИНФРА-М), 2001.
  2. Новикова С.С.Социология: история, основы, институционализация в России. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.
  3. Основы социального управления: Учебное пособие / А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов, В.И. Патрушев и др. Под ред. В.Н. Иванова. - М.: Высш. шк., 2001.
  4. Пригожин А.И. Социология организаций. — М.: Наука, 1980.
  5. Тетерский С. В. Введение в социальную работу: Учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2002.
  6. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
  7. Фролов С. С. Социология организаций: Учебник. -  М.: Гардарики, 2001.

Семинарское занятие 3. Тема: Субъекты и объекты управления социальной работой.

Цель занятия: Охарактеризовать сферу и полномочия деятельности объектов и субъектов в управлении социальной работой.

Основные понятия: объект управления социальной работой, субъект управления социальной работой.

План занятия:

  1. Определение понятия «субъект социальной работы».
  2. Сущность и стили руководства в управлении:
  • автократический (самовластный),
  • авторитарный (властный),
  • демократический,
  • эгалитарный (равноправный),
  • игнорирующий (пренебрегающий),
  • непоследовательный.
  1. Объекты управления социальной работой:
  • социальные отношения,
  • социальные процессы,
  • социальные организации, социальные ресурсы,
  • человек.

Практические задания:

  1. Вставьте недостающие слова в определениях:
  1. Стиль управления – характерная для руководителя система _____ взаимодействия.
  2. Субъектами управления социальной работой являются _________________ территориальные администрации, _________________ и специально подготовленные кадры.
  1. Соотнесите стрелочками элементы схемы, отражающие соответствие понятий:

Рекомендуемая литература:

  1. Заяц О.В. Организация, администрирование и управление в социальной работе. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета,  2004.
  2. Ляшенко А. И. Организация и управление социальной работой в России: Учебное пособие. – М.: Наука, 1995.
  3. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под. ред. В.А. Сластенина. – 5-е изд., доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  4. Основы социального управления: Учебное пособие / А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов, В.И. Патрушев и др. Под ред. В.Н. Иванова. - М.: Высш. шк., 2001.
  5. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П. Д. Павленок. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002.
  6. Павленок П.Д. Методология и теория социальной работы: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008.
  7. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв.ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2001.

Семинарское занятие 4. Тема: Функции управления социальной работой.

Цель занятия: Определить содержаний функций управления социальной работой.

Основные понятия: функция управления, целеполагание, прогнозирование, планирование, организация, координация, руководство, мотивация, контроль, учет, анализ.

План занятия:

  1. Функция управления как особой вид деятельности органов управления.
  2. Целеполагание.
  3. Принципы целеполагания в социальной работе.
  4. Процесс прогнозирования в управлении социальной работой.
  5. Планирование: виды и принципы планирования.
  6. Основные направления организации.
  7. Координация и руководство как функции управления.  
  8. Мотивация и использование мотивационных механизмов.
  9. Контроль как аналитическая функция управления.
  10. Учет и анализ в управлении социальной работой.

Практические задания:

  1. Вставьте недостающие функции управления:

  1. Соотнесите стрелочками элементы схемы, отражающие соответствие понятий:

Рекомендуемая литература:

  1. Большаков А.С. Менеджмент / Учебное пособие. — СПб.: Издательство «Питер», 2000.
  2. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. -  2-е изд., перераб. и доп. -  М.: Гардарика, 1998.
  3. Казначевская Г.Б., Чуев И.Н. Основы менеджмента. Учебное пособие для студентов вузов. Ростов н/Д: Феникс, 2004.
  4. Менеджмент социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е. И. Комарова и А. И. Войтенко. _ М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  5. Павленок П.Д. Методология и теория социальной работы: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008.
  6. Психология: Учебник / В.М. Аллахвердов, С.И. Богданова и др.; Отв.ред. А.А. Крылов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
  7. Семенов А.К., Набоков В.И., Основы менеджмента: Учебник. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008.

Семинарское занятие 5. Тема: Организационная структура управления социальной работой в РФ.

Цель занятия: Определить структурные компоненты управления социальной работой в РФ.

Основные понятия: Организационная структура управления, уровни управления социальной работой.

План занятия:

  1. Организационная структура управления (ОСУ) социальной работой
  2. Основные типы организационных структур управления:
  • линейные,
  • функциональные,
  • проектные,
  • матричные.
  1. Верхний институциональный уровень управления социальной работой в РФ.
  2. Средний управленческий уровень – регион (Омская область).
  3. Низовой уровень управления социальной работой.

Практические задания:

  1. Определите, к какому типу организационной структуры относится представленная на рисунке структура:
  1. линейная,
  2. функциональная,
  3. проектная,
  4. матричная.

  1. К какому уровню управления социальной работы относятся: администрация, профсоюзы, различные органы самоуправления трудовых коллективов?
  1. верхний, институциональный,
  2. низовой,
  3. средний.

Рекомендуемая литература:

  1. Заяц О.В. Организация, администрирование и управление в социальной работе. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета,  2004.
  2. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленка. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004.
  3. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв.ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2001.
  4. Фролов С. С.  Социология организаций: Учебник. – М.: Гардарики, 2001.
  5. Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития  РФ. www.minzdravsoc.ru
  6. Официального сайта Министерства труда и социального развития Омской области. www.omskmintrud.ru

Семинарское занятие 6. Тема: Социальная политика в сфере управления социальной работой.

Цель занятия: Охарактеризовать основные направления государственной социальной политики РФ в сфере управления социальной работой.

Основные понятия: Социальная политика, объекты социальной политики, субъекты социальной политики.

План занятия:

  1. Сущность и содержание понятия «социальная политика».
  2. Принципы социальной политики.
  3. Объект и субъект социальной политики.
  4. Цели социальной политики на современном этапе.

Практические задания:

  1. Заполните пропуски в таблице:

Название принципа

Содержание принципа

Принцип социальной справедливости

Принцип социального партнерства

Создание доступной сферы жизнедеятельности, предоставление определенных льгот и соответствующего социального обслуживания

Принцип социальных гарантий

  1. Заполните пропуски в схеме:

Рекомендуемая литература:

  1. Зайнышев И.Г. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы. – М., 1994 .-
  2. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – 5-е изд., доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  3. Основы социальной работы / Отв ред. П.Д. Павленок. М., 1997.
  4. Павленок П.Д. Методология и теория социальной работы: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008.
  5. Социальная политика и социальная работа: Учеб. пособие. – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009.
  6. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв.ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2001.
  7. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001.
  8. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Раздел II. Основные требования, функциональный состав и уровни управления системой социальной защиты детства

Семинарское занятие 7. Тема: Сущность управления системой социальной защиты детства.

Цель занятия: Выявить содержание нормативно-правового и материально-экономического содержания управления системой социальной защиты детства.

Основные понятия: Управление системой социальной защиты детства, международное законодательство в области социальной защиты детства, российское законодательство в области социальной защиты детства.

 План занятия:

  1. Детство: понятие и специфика содержания.
  2. Защита детства: определение и характеристика.
  3. Нормативно-правовая база системы социальной защиты детства:
  • уровень международного законодательства;
  • уровень российского законодательства.
  1. Финансовая база системы социальной защиты детства.
  2. Материальная база системы социальной защиты детства.

Практические задания:

  1. Выпишите основные нормативно-правовые документы международного законодательства, определяющие права и свободы ребенка.
  2. Заполните пропуски в таблице:

Название

Содержание

Финансовая база системы социальной защиты детства

Материальная база системы социальной защиты детства

Рекомендуемая литература:

  1. Глисков А.Г. Права и обязанности несовершеннолетних (комментарии к законодательству о правах несовершеннолетних и защите этих прав) / А.Г. Глисков, А.И. Забейорота, О.В. Самолюк; под ред. С.Н. Бабурина. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  2. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы. Учебное пособие. – 5-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2006.
  3. Поддубная Т.Н. Справочник социального педагога: защита детства в Российской Федерации / Т.Н. Поддубная, А.О. Поддубный; науч. ред. Р.М. Чумичева. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
  4. Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства: Социально-правовые аспекты: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  5. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.
  6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 № 197-ФЗ.
  7. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ.
  8. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ  (в ред. от 05.01.2006 № 9-ФЗ).
  9. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в ред. от 21.12.2004  № 170-ФЗ.

Семинарские занятия 8-9. Тема: Уровни управления системой социальной защиты детства в РФ.

Цель занятия: Определить функциональное содержание деятельности различных уровней управления системой социальной защита детства.

Основные понятия: федеральный уровень управления системой социальной защиты детства, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в управлении системой социальной защиты детства.

План занятия:

  1. Государственная политика в интересах детей: цели и принципы.
  2. Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации в управлении системой социальной защиты детства.
  • Министерство образования и науки РФ.
  • Министерство здравоохранения и социального развития
  1. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации: органы исполнительной власти Омской области в управлении системой социальной защиты детства.
  • Министерство труда и социального развития Омской области.  
  • Министерство здравоохранения Омской области.
  • Министерство образования Омской области.
  1. Органы местного самоуправления. Государственная система органов защиты прав несовершеннолетних, профилактики безнадзорности и правонарушений.
  • Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
  • Органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания.
  • Органы управления образованием и образовательные учреждения. Органы опеки и попечительства.
  • Органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи.
  • Органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения.
  • Органы службы занятости.
  • Органы внутренних дел.
  • Другие органы и учреждения, общественные объединения, осуществляющие меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.                                                

Практические задания:

  1. Заполните пропуски:

___________________________ является приоритетной областью деятельности органов государственной власти и имеет следующие цели:

  1. осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;
  2. формирование правовых основ гарантий прав ребенка;
  3. содействие __________, __________, ___________ развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству ____________, достижениями российской и мировой культуры.

  1. Заполните таблицу:

Название организации

Полномочия в сфере защиты прав и свобод ребенка

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Органы опеки и попечительства

Органы управления социальной защитой населения

Органы службы занятости

Семинарские занятия 10-11. Тема: Нормативно-правовая база деятельности социально-педагогических учреждений в управлении системой социальной защиты детства.

Цель занятия: рассмотреть основные законодательные документы, определяющие нормативно-правовой статус и специфику деятельности социально-педагогических учреждений в управлении системой социальной защиты детства.

Основные понятия: нормативно-правовая база, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации

План занятия:

  1. Нормативно-правовая база деятельности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
  • дом ребенка,
  • образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальные (коррекционные) образовательные учреждения, оздоровительные образовательные учреждения.
  1. Принципы деятельности образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  2. Нормативно-правовая база деятельности учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации:
  • учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в системе органов социальной защиты населения.
  • учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации в системе управления образованием.
  1. Нормативно-правовая база деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. Функции деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей.

Практические задания:

  1. Дайте определение понятию «учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» согласно существующему законодательству.
  2. Заполните таблицу:

Понятие

Определение

Дом ребенка

Детский дом

Детский дом семейного типа

Семейный детский дом

  1. Заполните пропуски в схеме:

Рекомендуемая литература:

  1. «Порядок приема, содержания и выпуска лиц, находящихся в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации». Приложение к Постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30.01.1997 г. № 4.
  2. Глисков А.Г. Права и обязанности несовершеннолетних (комментарии к законодательству о правах несовершеннолетних и защите этих прав) / А.Г. Глисков, А.И. Забейорота, О.В. Самолюк; под ред. С.Н. Бабурина. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  3. Закон РФ «О вынужденных переселенцах» от 19.02.1993 г. № 4530-1.
  4. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1.
  5. Конвенция ООН «О правах ребенка»: Принята и провозглашена Генеральной ассамблеей ООН 20.11.1989 г.
  6. Письмо Министерства образования РФ от 03.03.2000 г. № 138/26-5 «О направлении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа».
  7. Постановление Правительства РФ «О порядке перевода и приема в государственные образовательные учреждения членов семей военнослужащих, а также уволенных с военной службы по достижении предельного  возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями»  от 23.04.1994 г. № 370.
  8. Приказ Министерства здравоохранения России от 24.01.2003 г. № 2. Приложение № 1 «Положение об организации деятельности дома ребенка».
  9. Приказ Министерства здравоохранения России от 24.01.2003 г. № 2. Приложение № 2. «Положение о работе медико-психолого-педагогической комиссии в доме ребенка».
  10. Примерное положение о социальном приюте для детей от 27.11.2000 г. № 896.
  11. Примерное положение о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних от 27.11.2000 г. № 896.
  12. Примерное положение о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей от  27.11.2000 г. № 896.
  13. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ.
  14. Типовое положение о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.1995 г. № 420).
  15. Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (утв. постановлением Правительства РФ от 1. 07.1995 г. № 676).
  16. Ткаченко В.С. организационно-административная работа в системем социальных служб: Учебное посообие / В.С. Ткаченко. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»; Ростов н/Д: Наука-Спектр, 2010. – 264 с.
  17. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. ФЗ от 08.01.1997 г. № 1-ФЗ. 
  18. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1 996 г. № 159-ФЗ.
  19. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ.
  20. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. – М.: ВАКО, 2005.

Раздел III. Процессуальные особенности управления социальной работой

Тема: Информационный подход в управлении социальной работой.

Цель занятия: определить значение информации в организации и управлении социальной работой.

Основные понятия: информация, социальная информация, внутренний и внешний потоки информации в социальной организации.

План занятия:

  1. Научные подходы к управлению социальной работой:
  • процессный,
  • системный,
  • ситуационный,
  • информационный.
  1. Понятие «информация»: определение, различные подходы к пониманию сущности.
  2. Сущность социальной информации. Классификация видов социальной информации.
  3. Требования, предъявляемые к информации.
  4. Виды информации.
  5. Потоки информации в управлении социальной работой.
  6. Информация в процессе консультирования клиента социальной работы

Практические задания:

  1. Соотнесите указанные в таблице понятия и их определения стрелочками:

Ситуационный подход к управлению

Рассматривает все процессы и явления в виде определенных целостных систем, обладающих новыми качествами и функциями.

Процессный подход к управлению

Требует оптимального решения, зависящего от соотношения имеющихся факторов.

Системный подход к управлению

Рассматривает управление не как серию разрозненных действий, а как единый процесс воздействия да организацию.

  1. Дайте определение видам информации, указанным в таблице:

Вид информации

Определение

исходная информация

регулирующая информация

оперативная информация

Рекомендуемая литература:

  1. Заяц О.В. Организация, администрирование и управление в социальной работе. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета,  2004.
  2. Основы социального управления: Учебное пособие / А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов, В.И. Патрушев и др. Под ред. В.Н. Иванова. – М.: Высш. шк., 2001.
  3. Основы социального управления: Учебное пособие / А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов, В.И. Патрушев и др. Под ред. В.Н. Иванова. – М.: Высш. шк., 2001.
  4. Павленок П.Д. Методология и теория социальной работы: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008.
  5. Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: Системный подход. Ростов-на-Дону - М., 1997.

Тема: Оптимизация управления социальной работой для решения проблем различных групп населения.

Цель занятия: выявить факторы оптимизации управления социальной работой.

Основные понятия: оптимизация, оптимум, факторы оптимизации.

План занятия:

  1. Оптимизация, как общенаучная категория, метод и процесс.
  2. Значения термина «оптимум». Эффективность в социальной работе.
  3. Затраты в социальной работе:
  • материальные,
  • финансовые,
  • физические и умственные,
  • временные.
  1. Факторы оптимизации деятельности в социальной работе.
  2. Критерии оптимизации деятельности специалиста по социальной работе.

Практические задания:

  1. Выделите факторы, которые, по Вашему мнению, могут повлиять на повышение эффективности

2.3 Самостоятельная работа студентов

  1. Определите, по каким критериям проводится анализ  условий   труда   в   социальных  учреждениях. На основании проведенного анализа составьте рекомендации по их улучшению.
  2. Опишите формы  и  методы  контроля деятельности  социальных учреждений.
  3. Предложите собственную систему методов   управления   социальной   работой и её совершенствования.
  4. Проведите сравнительный анализ понятий «управление» и «администрирование» в социальной работе.
  5. Сравните структуру формальных и неформальных социальных организаций. Приведите принципы их проектирования и развития.
  6. Определите сущность понятия «управленческое решение». Раскройте пути оптимизации принятия и реализации управленческого решения в социальной работе.
  7. Сравните следующие определения понятия «социальный контроль:

А.И. Кравченко

Механизм поддержания общественного порядка с помощью использования властных полномочий и санкций.

В.Ф. Анурин

Способ поощрения или усиления конформного поведения членов общества, а также подавление таких типов поведения, которые преступают общепринятые нормы.

О.Г. Филатова

Способ саморегуляции социальной системы, с помощью которого обеспечивается упорядоченное взаимодействие ее элементов.

Я.И. Гилинский

Механизм самоорганизации и самосохранения общества путем установления и поддержания в данном обществе нормативного порядка, устранения или нейтрализации или минимизации девиантного поведения

  1. Опишите технологии совершенствования и повышения действенности социального контроля в социальной работе.
  2. Определите наиболее результативную, на Ваш взгляд, технологию повышения эффективности управления  социальной работой.
  3. Дайте определение понятию «управленческая культура». Предложите на основании данного понятия собственный кодекс поведенческой культуры руководителя социальной службы.
  4. Приведите принципы формирования современной управленческой культуры: тенденции и перспективы в социальной работе.
  5. Выявите особенности менеджмента в организациях и службах социальной работы.
  6. Опишите региональные модели социальной работы.
  7. Сравните понятия «регулирование»  и  «контроль» в системе социальной работы.

3. Порядок аттестации по дисциплине

Тема

Форма и место аттестации

Раздел I. Социальное управление как средство социальной политики и условие функционирования  социальной организации

Тема 1.

Сущностная характеристика социального управления

Вопросы и задания для проведения текущего контроля

Тема 2.

Цель управления социальной работой.

Вопросы и задания для проведения текущего контроля

Реферат

Тема 3.

Субъекты и объекты управления социальной работой.

Вопросы и задания для проведения текущего контроля

Тема 4.

Функции управления социальной работой.

Вопросы и задания для проведения текущего контроля

Терминологический диктант №1

Тема 5.  

Организационная структура управления социальной работой в РФ.

Вопросы и задания для проведения текущего контроля

Тема 6.

Социальная политика в сфере управления социальной работой.

Вопросы и задания для проведения текущего контроля

Тест №1

Раздел II. Основные требования, функциональный состав и уровни управления системами  социальной защиты детства

Тема 7.

Сущность управления системой социальной защиты детства.

Вопросы и задания для проведения текущего контроля

Тема 8.

Уровни управления системой социальной защиты детства в РФ.

Вопросы и задания для проведения текущего контроля Терминологический диктант №2

Тема 9.

Нормативно-правовая база деятельности социально-педагогических учреждений в управлении системой социальной защиты детства.

Вопросы и задания для проведения текущего контроля

Реферат

 Тест №2

Раздел III. Оптимизация структуры управления социальной работой в целях оперативного решения социальных проблем различных групп населения

Тема 10.

Информационный подход в управлении социальной работой.

Вопросы и задания для проведения текущего контроля

Терминологический диктант №3

Тема 11.

Оптимизация управления социальной работой для решения проблем различных групп населения.

Вопросы и задания для проведения текущего контроля

Тест №3

Экзамен по дисциплине

  1. Терминологические диктанты

Терминологический диктант № 1

  1. Управление социальной работой – это…
  2. Объекты социального управления – это…  
  3. Субъекты социального управления – это…  
  4. Целеполагание – это …
  5. Прогнозирование – это …
  6. Организация – это …
  7. Мотивация – это …
  8. Законы социального управления – это …
  9. Принципы социального управления – это …
  10. Социальные ресурсы – это …

Терминологический диктант №2

  1. Система социальной защиты детства – это …
  2. Формы системы социальной защиты детства – это …
  3. Методы системы социальной защиты детства – это …
  4. Субъекты системы социальной защиты детства – это …
  5. Объекты системы социальной защиты детства – это …
  6. Социальная защита населения – это …
  7. Оптимизация в социальной сфере – это …
  8. Государственная пенсионная система – это …
  9. Система социального обслуживания и социальных услуг – это …
  10. Система государственной социальной помощи – это …

Терминологический диктант №3

  1. Эффективность социальной работы – это …
  2. Результаты социальной работы – это …
  3. Цели социальной работы – это…
  4. Затраты при оценивании эффективности социальной работы– это …
  5. Условия деятельности в социальной работе – это …
  6. Социальные нормы – это …
  7. Эффективность социальной работы как науки – это …
  8. Эффективность социальной работы как учебной дисциплины – это …
  9. Эффективность социальной работы как специфического вида практической деятельности – это …
  10. Социальные потребности – это …

  1. Тесты для промежуточного контроля

Тест №1

  1. Социальная работа как особая система деятельности состоит из:
  1. субъекта, содержания, средств, управления, объекта;
  2. субъекта, содержания, средств, управления, объекта, объединяемых в целостную систему с помощью целей и функций;
  3. субъекта, содержания, средств, управления, объекта, объединяемых в целостную систему с помощью целей и социальной политики.
  1. Субъект управления – это:
  1. элемент, который обеспечивает целенаправленное воздействие на элементы управляемой подсистемы, с целью достижения определённых результатов;
  2. социальные отношения, социальные процессы, социальные организации, ресурсы и сам человек;
  3. оба ответа верны.
  1. Какого уровня управления социальной работой не существует?
  1. федеральный;
  2. общерегиональный;
  3. местный.
  1. Целеполагание – это:
  1. начальный момент управления, в который закладываются цели управления на определенный период и разрабатываются механизмы достижения этой цели.
  2. выработка суждения, предсказания  о формах, видах, объемах и масштабах будущего, возможных вариантах и сроках решения социальных проблем клиента.
  3. совокупность элементов органов управления и устойчивых связей между ними, обеспечивающих целостность, сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях.
  1. Мотивация – это:
  1. совокупность элементов органов управления и устойчивых связей между ними, обеспечивающих целостность, сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях;
  2. совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают ее границы и формы, а также придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение личных целей или целей организации;
  3. выработка суждения, предсказания  о формах, видах, объемах и масштабах будущего, возможных вариантах и сроках решения социальных проблем клиента.
  1. Прогнозирование – это:
  1. начальный момент управления, в который закладываются цели управления на определенный период и разрабатываются механизмы достижения этой цели;
  2. выработка суждения, предсказания  о формах, видах, объемах и масштабах будущего, возможных вариантах и сроках решения социальных проблем клиента;
  3. совокупность элементов органов управления и устойчивых связей между ними, обеспечивающих целостность, сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях.
  1. Законы социального управления – это:
  1. объективные, повторяющиеся, существенные причинно-следственные связи, взаимозависимости субъекта и объекта управления в конкретной системе управления в процессе ее функционирования;
  2. исходные основополагающие требования, которыми руководствуются субъекты управления на практике;
  3. оба ответа верны.
  1. Метод социального управления – это:
  1. объективные, повторяющиеся, существенные причинно-следственные связи, взаимозависимости субъекта и объекта управления в конкретной системе управления в процессе ее функционирования;
  2. исходные основополагающие требования, которыми руководствуются субъекты управления на практике;
  3. воздействие различных приёмов и способов на управляемый объект для эффективного достижения поставленных целей.
  1. Социальные ресурсы – это:
  1. запасы, источники, средства чего-либо, используемые при необходимости;
  2. предельная роль определённого средства;
  3. оба ответа верны.
  1. К особенностям социальных ресурсов относят:
  1. практически неисчерпаемы, обладают многообразием и взаимозаменяемостью;
  2. целиком возобновляемы, но в результате своей невостребованности могут прийти к вырождению;
  3. оба ответа верны.
  1. Социальные системы – это:
  1. определенная совокупность государственных и общественных организаций, учреждений, имеющих целью оказывать содействие, помощь, поддержку всем группам и категориям населения;
  2. совокупность мер и действий, направленных на координацию взаимодействия всех социальных институтов государства и общества для решения задач, связанных с обеспечением комфортного общественного существования людей;
  3. нет верного ответа.
  1. Организации социальных систем включает в себя:
  1. процесс согласованности множества индивидуальных деятельностей в плане достижения определенных общих групповых целей;
  2. определенную структуру, состоящую из основных компонентов, устойчивых стабильных;
  3. оба ответа верны.
  1. История становления и развития социальных систем в России включает в себя:
  1. один  период;
  2. два периода;
  3. три периода.
  1. Какой характеристики не имеет государственная социальная политика?
  1. процессуальной;
  2. качественной;
  3. количественной.
  1. К основным признакам государства относят:
  1. определенная система органов и учреждений и право, закрепляющее систему норм, санкционированных государством;
  2. определенная территория, на которой распространяется юрисдикция данного государства;
  3. оба ответа верны.

Тест №2

  1. К основным видам деятельности в управлении социальной работы относят:
  1. социальную диагностику; социальную профилактику; социальный надзор; социальную корреляцию; социальную терапию; социальную адаптацию; социальную реабилитацию;
  2. социальное обеспечение; социальное страхование; социальную опеку; социальную помощь; социальное консультирование; социальную экспертизу; социальное попечительство; социальное посредничество и подвижничество;
  3. оба ответа верны.
  1. Система — это:
  1. множество взаимосвязанных элементов, находящихся в отношениях и связях между собой;
  2. множество взаимосвязанных элементов, находящихся в отношениях и связях между собой, составляющих целостное образование;
  3. нет верного ответа.
  1. Осуществляет социальную поддержку в рамках целевых комплексных программ социальной защиты населения и по отдельным постановлениям:
  1.  Федеральный уровень;
  2. Локальный уровень;
  3. Региональный уровень.
  1. Предусматривает конкретную адресную поддержку нуждающихся, малообеспеченных граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию в виде единовременной денежной, натуральной, социально-бытовой помощи как из внебюджетных источников префектуры, региона, различных коммерческих и благотворительных организаций:
  1.  Федеральный уровень;
  2. Локальный уровень;
  3. Региональный уровень.
  1. Программы органов государственной власти в системе социальной защиты детства являются:
  1. формой;
  2. методом;
  3. средством.
  1. Стимулирование и поощрение социальной защиты детства является:
  1. формой;
  2. методом;
  3. средством.
  1. Объект социальной защиты детства – это:
  1. дети страны, то есть лица, не достигшие восемнадцати лет;
  2. государство и создаваемые им институты;
  3. оба ответа верны.
  1. Министерство труда и социального развития Омской области входит в:
  1. региональный уровень системы социальной защиты детства;
  2. федеральный уровень системы социальной защиты детства;
  3. локальный уровень системы социальной защиты детства.
  1. Опора на закон и общественное мнение является:
  1. формой;
  2. методом;
  3. средством.
  1. Социальная защита может осуществляться в:
  1. денежной форме в виде пенсий и пособий;
  2. в натуральной форме, а также путем оказания различного рода услуг лицам, являющимся объектом социальной защиты;
  3. оба ответа верны.

Тест №3

  1. Оптимизация – это:
  1. нахождение наибольшего или наименьшего значения какой-либо функции или функционала, характеризующих состояние системы, или выбор наилучшего варианта из множества возможных;
  2. усовершенствование, переход на качественно новый уровень.
  3. оба ответа верны.
  1. Социальные деятели – это:
  1. субъекты процесса оптимизации;
  2. объекты процесса оптимизации;
  3. нет верного ответа.
  1. Какого вида оптимизации в социальной сфере не существует?
  1. оптимизацией отношений-оценок
  2. оптимизация отношений-связей
  3. оптимизация отношений-средств.
  1. Функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляет:
  1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
  2. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;
  3. Федеральная служба по труду и занятости.
  1. Контроль и надзор за соблюдением государственных стандартов социального обслуживания осуществляет:
  1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
  2. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;
  3. Федеральная служба по труду и занятости.
  1. Страховые взносы, единый социальный налог, ассигнования из государственного бюджета – это:
  1. формы социального обеспечения;
  2. виды социального обеспечения;
  3. Средства социального обеспечения.
  1. В общую государственную систему социального обеспечения входят:
  1. пенсионная система; система социальных пособий и компенсационных выплат; система социального обслуживания и социальных услуг;
  2. система социальной охраны здоровья граждан; система государственной социальной помощи; система социальных льгот и преимуществ;
  3. оба ответа верны.
  1. Вопросами реабилитации инвалидов, организации предоставления социальных гарантий социально незащищенным категориям граждан занимается:
  1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
  2. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;
  3. Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию.
  1. Государственные пенсии, социальные пособия, компенсации, социальные услуги, социальную медицинскую помощь, государственную социальную помощь, социальные льготы и преимущества – являются:
  1. формами социального обеспечения;
  2. видами социального обеспечения;
  3. методами социального обеспечения.
  1. Оптимизация отношений может осуществляться на:
  1. на федеральном уровне;
  2. на межличностном уровне;
  3. оба ответа верны.
  1. Финансирование выплат по социальному страхованию осуществляется за счет:
  1. страховых взносов работающих граждан;
  2. страховых взносов работодателей;
  3. страховых взносов работающих граждан и их работодателей.

Тест №4

  1. Управление социальной работой включает в себя:
  1. оценку состояния объекта, планирование, выработку и принятие решения;
  2. учёт и контроль, координацию, организационное и материально-техническое обеспечение, подбор, подготовку и воспитание кадров социальной работы;
  3. оба ответа верны.
  1. Объект управления – это:
  1. элемент, который обеспечивает целенаправленное воздействие на элементы управляемой подсистемы, с целью достижения определённых результатов;
  2. социальные отношения, социальные процессы, социальные организации, ресурсы и сам человек;
  3. оба ответа верны.
  1. Организация – это:
  1. начальный момент управления, в который закладываются цели управления на определенный период и разрабатываются механизмы достижения этой цели;
  2. выработка суждения, предсказания  о формах, видах, объемах и масштабах будущего, возможных вариантах и сроках решения социальных проблем клиента;
  3. совокупность элементов органов управления и устойчивых связей между ними, обеспечивающих целостность, сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях.
  1. Целеполагание – это:
  1. начальный момент управления, в который закладываются цели управления на определенный период и разрабатываются механизмы достижения этой цели.
  2. выработка суждения, предсказания  о формах, видах, объемах и масштабах будущего, возможных вариантах и сроках решения социальных проблем клиента.
  3. совокупность элементов органов управления и устойчивых связей между ними, обеспечивающих целостность, сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях.
  1. Субъект управления – это:
  1. элемент, который обеспечивает целенаправленное воздействие на элементы управляемой подсистемы, с целью достижения определённых результатов;
  2. социальные отношения, социальные процессы, социальные организации, ресурсы и сам человек;
  3. оба ответа верны.
  1.  Принципы социального управления – это:
  1. объективные, повторяющиеся, существенные причинно-следственные связи, взаимозависимости субъекта и объекта управления в конкретной системе управления в процессе ее функционирования;
  2. исходные основополагающие требования, которыми руководствуются субъекты управления на практике;
  3. оба ответа верны.
  1. В организационную структуру управления входят:
  1. охрана прав и интересов населения, защита детства; правовое сопровождение деятельности социальных систем; реализация возможностей социальным воспитанием; международное сотрудничество социальных систем; социальная работа и защита материнства;
  2. общественные организации; профилактика правонарушений населения; здоровье сберегающая идеология деятельности социальных систем;  регуляция различного рода конфликтов в социуме и предметно-объектная материально-финансовая база социальных систем;
  3. оба ответа верны.
  1. Социальная политика государства – это:
  1. сфера отношений между классами, социальными и другими группами, связанную с их борьбой за власть в государстве, с определением форм, задач, содержания деятельности государства, а также с его взаимоотношениями с другими государствами;
  2. деятельность государства и других политических институтов по управлению развитием социальной сферы, по определению ее содержания, основных направлений ее развития и функционирования;
  3. нет верного ответа.
  1. Гарантирует своевременное получение государственных пенсий, пособий и других социальных выплат, предоставление льгот определенным категориям населения, финансируемых из федерального бюджета и соответствующих фондов:
  1. Федеральный уровень;
  2. Локальный уровень;
  3. Региональный уровень.
  1. В содержание современной системы социальной защиты детства входят следующие направления:
  1. интегрирование российской системы социальной зашиты детства в международную путем включения положений подписанных Россией международных соглашений в Конституцию; законы, другие нормативно-правовые акты Российской Федерации и, естественно, реализация этих положений;
  2. изучение и в разумных формах внедрение отечественного и зарубежного опыта социального обеспечения и социальной зашиты детства в практику;
  3. оба ответа верны.

  1. Вопросы к зачету по курсу «Управление социальной работой»

  1. Управление социальной работой как система.
  2. Социальная организация в управлении социальной работой.
  3. Характеристики и структурные элементы системы управления социальной работой.
  4. Понятие и характеристика цели в управлении.
  5. Типология целей в социальном управлении.
  6. Функции целей социальной организации.
  7. Основные цели управления социальной работой (Е.И. Холостова)
  8. Подходы к определению понятия «субъект социальной работы» (О.В. Заяц, Е.И. Холостова, С.В. Тетерский, П.Д. Павленок).
  9. Объекты управления социальной работой.
  10. Целеполагание в управлении социальной работой.
  11. Принципы целеполагания в социальной работе.
  12. Процесс прогнозирования в управлении социальной работой.
  13. Планирование: виды и принципы планирования.
  14. Основные направления организации.
  15. Координация и руководство как функции управления.  
  16. Мотивация: использование мотивационных механизмов.
  17. Контроль как аналитическая функция управления.
  18. Виды контроля в управлении: предварительный контроль, текущий контроль, заключительный контроль.
  19. Учет и анализ в управлении социальной работой.
  20. Организационная структура управления социальной работой
  21. Основные типы организационных структур управления: линейные, функциональные, проектные, матричные.
  22. Уровни управления социальной работой.
  23. Верхний институциональный уровень - Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Цели  и основные направления деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
  24. Средний управленческий уровень – регион (Омская область).Задачи Министерства труда и социального развития Омской области.
  25. Низовой уровень управления социальной работой  (предприятия, вузы, научные институты и т.д.).
  26. Подходы к пониманию сущности и содержания понятия «социальная политика» (Павленок П.Д., Баркер Р., Мудрик А.В., Зайнышев И. Г., Капицин В.М., Холостова Е.И.).
  27. Цели социальной политики на современном этапе.
  28. Принципы социальной политики. Объект и субъект социальной политики.
  29. Составляющие системы социальной защиты детства: нормативно-правовая база, материально-экономическая база. 
  30. Нормативно-правовое управление системой социальной защиты детства.
  31. Источники финансовой базы социальной защиты детства.
  32. Материальная база системы социальной защиты детства.
  33. Федеральный уровень управления системой социальной защиты детства.
  34. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в управлении системой социальной защиты детства.
  35. Государственная система органов защиты прав несовершеннолетних, профилактики безнадзорности и правонарушений.
  36. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
  37. Органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания.
  38. Органы управления образованием и образовательные учреждения. Органы опеки и попечительства.
  39. Органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи.
  40. Органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения.
  41. Органы службы занятости.
  42. Органы внутренних дел.
  43. Нормативно-правовая база деятельности учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
  44. Учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в системе управления образованием.
  45. Нормативно-правовая база деятельности социально-педагогических учреждений в управлении системой социальной защиты детства.
  46. Информационный подход в управлении социальной работой.
  47. Оптимизация управления социальной работой для решения проблем различных групп населения.
  48. Факторы оптимизации деятельности в социальной работе.
  49. Критерии оптимизации деятельности специалиста по социальной работе.

3.4 ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ и контрольных работ

  1. Система управления социальной работой: функции, организационная структура.
  2. Современное социальное управление: состояние, тенденции изменения.
  3. Управленческая деятельность и управленческие отношения. Тенденции изменений в условиях управленческой революции.
  4. История управленческой мысли в России. Ее представители, содержание управленческих идей и технологий.
  5. Принцип системности в управлении.
  6. Проблемы профессионализма в управлении социальной работы.
  7. Мотивация управленческого труда  социальных работников.
  8. Формы и методы использования принципов управления на различных этапах развития общества.
  9. Управление как наука и искусство.
  10. Социальное прогнозирование – один из важнейших методов управления.
  11. Целеполагание как основное средство  реализации системного подхода в социальном управлении. Методы определения и согласования целей.
  12. Информационное обеспечение  управления социальной работы.
  13. Формальные и неформальные социальные организации. Принципы их проектирования и развития.
  14. Управленческое решение: пути оптимизации принятия и реализации в социальной работе .
  15. Социальный контроль: технологии совершенствования и повышения действенности в социальной работе.
  16. Технологии повышения эффективности управления  социальной работы.
  17. Принципы формирования современной управленческой культуры: тенденции и перспективы   в социальной работе.
  18. Социальные службы: положение, структура, кадры
  19. Особенности менеджмента в организациях и службах социальной работы.
  20. Региональные модели социальной работы.
  21. Регулирование  и  контроль в системе социальной работы .
  22. Проблемы  управления  персоналом в системе социальной работы .
  23. Организация труда в социальных учреждениях. Права  социальных работников.
  24. Особенности формирования государственной системы  социальной помощи.
  25. Организационно-функциональная  концепция   управления социальной работой.
  26. Социально-психологическая концепция управления социальной работой.
  27. Эмпирическая концепция управления социальной работой.
  28. Системная концепция управления социальной работой.
  29. Организационные структуры  управления в  системе социальной работы: их виды и совершенствование.
  30. Система функций  управления социальной работой.
  31. Использование  программно-целевого  управления социальной сфере.
  32. Основные составляющие процесса социального управления  и их характеристика.
  33. Принципы  управления  социальной  работой  их содержание.
  34. Особенности менеджмента в социальных учреждениях.
  35. Применение   современных  информационных  систем технологий в  управлении социальной сферой.
  36. Система методов   управления   социальной   работой   и  её совершенствование.
  37. Формы  и  методы  контроля деятельности  социальных учреждений.
  38. Организация  общефедеральной   системы   управления социальной работой в современной России.
  39. Региональные (территориальные)   системы      управления социальной работой.
  40. Управление социальной защитой  населения в  муниципальном образовании.
  41. Формы  и  методы администрирования в   социальных учреждениях.
  42. Система   управления  персоналом  в   социальных учреждениях.
  43. Анализ  условий   труда   в   социальных  учреждениях   и рекомендации по их улучшению.
  44. Эффективность управления социальной работой,
  45. Формы   и  методы  оценки  эффективности управления социальной работы.

4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

  1. Основная литература
  1. Организация, управление и администрирование в социальной работе [Текст] : учебное пособие / отв. ред. П. В. Палехова. - М. : Инфра-М, 2010. - 128 с
  2. Основы социальной работы [Текст] : учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Инфра-М, 2006. - 560 с.
  3. Павленок, П.Д. Методология и теория социальной работы [Текст] : учебное пособие / П. Д. Павленок. - М. : Инфра-М, 2009. - 272 с
  4. Павленок, П.Д. Теория, история и методика социальной работы. Избранные работы [Текст] : учебное пособие / П. Д. Павленок. - 9-е изд., испр. и доп. - М. : Дашков и К", 2010. - 568 с. : табл.
  5. Терещенко Ю.А. Управление социальной работой: учебно-методическое пособие  Ю.А. Терещенко. – Тара: Типография А.А. Аскаленко, 2010. – 270 с.
  6. Ткаченко В.С.Организационно-административная работа в системе социальных служб [Текст] : учебное пособие / В. С. Ткаченко. - М. : Дашков и К" ; Ростов н/Д : Наука-Спектр, 2010. - 264 с.
  7. Холостова, Е. И.  Социальная работа [Текст] : учебное пособие / Е.И. Холостова. - 2-е изд. - М. : Дашков и К", 2005. - 668 с.
  8. Холостова, Евдокия Ивановна. Социальная работа [Текст] : учебное пособие / Е. И. Холостова. - 6-е изд. - М. : Дашков и К", 2009. - 860 с.

  1. Дополнительная литература
  1. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. -  2-е изд., перераб. и доп. -  М.: Гардарика, 1998.
  2. Заяц О.В. Организация, администрирование и управление в социальной работе. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета,  2004.
  3. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления / Изд 2-е, перераб. и доп. -М.: Изд-во «Экономика», 2001.
  4. Казначевская Г.Б., Чуев И.Н. Основы менеджмента. Учебное пособие для студентов вузов. Ростов н/Д: Феникс, 2004.
  5. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов по специальности «Менеджмент». — 2-е изд., изм.  и доп. — М.:  Издательство НОРМА  (Издательская группа НОРМА—ИНФРА - М), 2001.
  6. Ляшенко А. И. Организация и управление социальной работой в России: Учебное пособие. – М.: Нука, 1995.
  7. Менеджмент социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е. И. Комарова и А. И. Войтенко. _ М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  8. Организация, управление и аминистрирование в социальной работе: Учеб. Пособие / Отв.ред. П.В. Палехова. – М.: Инфра-М, 2010. – 128 с.
  9. Основы социального управления: Учебное пособие / А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов, В.И. Патрушев и др. Под ред. В.Н. Иванова. – М.: Высш. шк., 2001.
  10. Поддубная Т.Н. Справочник социального педагога: защита детства в Российской Федерации / Т.Н. Поддубная, А.О. Поддубный; науч. ред. Р.М. Чумичева. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
  11. Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: Системный подход. Ростов-на-Дону - М., 1997.
  12. Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства: Социально-правовые аспекты: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  13. Семенов А.К., Набоков В.И., Основы менеджмента: Учебник. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008.
  14. Социальная политика и социальная работа: Учеб. пособие. – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009.
  15. Социальная работа: Введение в профессиональную деятельность: Учеб. пособие / Отв. ред. проф. А.А. Козлов. – М.: Логос, 2004.
  16. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв.ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2001.
  17. Тетерский С. В. Введение в социальную работу: Учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2002.
  18. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
  19. Ткаченко В.С. организационно-административная работа в системем социальных служб: Учебное посообие / В.С. Ткаченко. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»; Ростов н/Д: Наука-Спектр, 2010. – 264 с.
  20. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  21. Фролов С. С.  Социология организаций: Учебник. – М.: Гардарики, 2001.
  22. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. – М.: ВАКО, 2005.

  1. Перечень методических пособий, рекомендаций, справочных и статистических материалов
  1. Закон РФ «О вынужденных переселенцах» от 19.02.1993 г. № 4530-1.
  2. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1.
  3. Конвенция ООН «О правах ребенка»: Принята и провозглашена Генеральной ассамблеей ООН 20.11.1989 г.
  4. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.
  5. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.
  6. Письмо Министерства образования РФ от 03.03.2000 г. № 138/26-5 «О направлении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа».
  7. Постановление Правительства РФ «О порядке перевода и приема в государственные образовательные учреждения членов семей военнослужащих, а также уволенных с военной службы по достижении предельного  возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями»  от 23.04.1994 г. № 370.
  8. Приказ Министерства здравоохранения России от 24.01.2003 г. № 2. Приложение № 1 «Положение об организации деятельности дома ребенка».
  9. Приказ Министерства здравоохранения России от 24.01.2003 г. № 2. Приложение № 2. «Положение о работе медико-психолого-педагогической комиссии в доме ребенка».
  10. Примерное положение о социальном приюте для детей от 27.11.2000 г. № 896.
  11. Примерное положение о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних от 27.11.2000 г. № 896.
  12. Примерное положение о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей от  27.11.2000 г. № 896.
  13. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ.
  14. Типовое положение о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.1995 г. № 420).
  15. Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (утв. постановлением Правительства РФ от 1. 07.1995 г. № 676).
  16. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 № 197-ФЗ.
  17. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. ФЗ от 08.01.1997 г. № 1-ФЗ. 
  18. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ.
  19. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ.
  20. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в ред. от 21.12.2004  № 170-ФЗ.

  1. Интернет-ресурсы

  1. Основы социального управления. http://www.antax.ru/library/osnov_4.htm
  2. Давыдов А.А. Теория социальной системы: проблемы и перспективы. http://www.ecsocman.edu.ru/rubezh/msg/156716.html
  3. Миронова Н.И. Модели динамического развития социальных систем и управления.  http://www.nuclearpolicy.ru/publications/mironova/models_dd_is.shtml
  4. Парсонс Т. Системы действия и социальные системы. http://www.sociology.mephi.ru/docs/sociologia/html/parsons_modern_soc_systems.html
  5. Щедровицкий Г.П. Деятельность проектирования и социальная система. http://www.fondgp.ru/gp/biblio/rus/60
  6. В.Ф.Лукичев. Принципы управления социально-экономическими системами.http://law.admtyumen.ru/noframe/nic?d&nd=466200436&prevDoc=466200343 
  7. Социальная политика и социальная работа: учебное пособие. Холостова Е.И. Издательство: Дашков и К, 2009 г. 214 с. http://www.knigafund.ru/books/16953
  8. Социальная политика (доходы и заработная плата): учебное пособие. Еловиков Л.А. Издательство: ОмГУ, 2005 г. 469 с. http://www.knigafund.ru/books/42976
  9. Организация, управление и администрирование в социальной работе: Учебное пособие. Палехова П.В.Терентьева Т.А.Лялина Е.Г.
    Издательство: ИНФРА-М, 2009 г. 129 с.
    http://www.knigafund.ru/books/42480
  10. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация: Учебное пособие. Кибанов А.Я.Дуракова И.Б.
    Издательство: ИНФРА-М, 2009 г. 292 с.
    http://www.knigafund.ru/books/21082
  11. Организационное поведение: Учебное пособие. Семенова Н.К.Мищенко М.В. Издательство: Институт технологии и бизнеса, 2006 г.
    183 с.
    http://www.knigafund.ru/books/42581
  12. Управление системой социальной защиты населения: Монография. Новикова К.Н. Издательство: КГТУ, 2006 г. 274 с. http://www.knigafund.ru/books/42426

  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для обеспечения дисциплины необходимы:

  • сборники нормативно-правовых законодательных актов и документов;
  • учебные и методические пособия: учебники, учебно-методические и справочные пособия, энциклопедии;
  • технические средства сопровождения образовательного процесса: компьютер, проектор.