Глобальные проблемы экономики
Представлена разработка урока по обществознанию 11 класс "Глобальные проблемы экономики".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_11_a_klasse._globalnye_problemy_ekonomiki.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА: Глобальные проблемы экономики
Цель урока: Охарактеризовать сущность понятия «глобальные проблемы экономики», проанализировать причины возникновения проблем и раскрыть основные пути их решения.
Задачи урока:
Образовательные задачи:
- Раскрыть основные подходы к понятию «глобальные проблемы экономики» и сформулировать их характерные особенности.
- Охарактеризовать причины возникновения глобальных проблем.
- Дать представление о возможных направлениях их решения.
Развивающие задачи:
- Развить логическое мышление на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей и сравнительного анализа.
- Развить критическое мышление через осмысление новой информации и последующую рефлексию.
- Развить навыки межличностного общения в процессе групповой работы.
Воспитательные задачи:
- Воспитать дух толерантности на основе благожелательного отношения к мнению других людей, умения внимательно слушать и слышать.
- Воспитать экологическую нравственность и ответственное отношение к собственному здоровью за счет формирования экологического и нравственного мировоззрения.
Тип урока: комбинированный. Рассчитан на 40мин.
Формы работы учащихся: коллективная, самостоятельная, парная.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация Microsoft PowerPoint «Глобальные проблемы экономики», разноуровневые карточки-задания.
Предполагаемые результаты:
1. Учащиеся могут охарактеризовать понятие «глобальные проблемы экономики» и определить основные группы проблем.
2. Учащиеся могут сформулировать основные причины возникновения глобальных проблем.
3. Учащиеся могут определить пути разрешения глобальных проблем.
План урока:
- Понятие «глобальные проблемы экономики» и их основные виды
- Причины возникновения глобальных проблем
- Характерные особенности глобальных проблем
- Основные направления разрешения глобальных проблем
Основные понятия урока:
- экономика,
- глобализация,
- глобальные проблемы экономики.
ХОД УРОКА:
1. Вступительное слово учителя, организационный момент, проверка готовности к уроку (2 мин).
Сообщение темы урока и целей урока.
Тема урока: «Глобальные проблемы экономики».
В результаты изучения темы вы должны
Знать:
- понятие экономики,
- проблемы экономики,
-современные пути решения проблем экономики
Уметь:
- определять глобальность проблем,
- формировать проблемы экономики по группам,
- предлагать пути решения проблем экономики,
- использовать Интернет - технологии для достижения поставленных целей.
Учащиеся в тетрадь записывают дату, тему урока, цель и задачи урока.
2. Проверка домашнего задания (5 мин).
Работа по карточкам – заданиям по вопросам:
-Мировая экономика.
-Государственная политика РФ в области международной торговли.
Компьютерное тестирование.
- Получение новых знаний (объяснение нового материала) (20 мин).
Ребята. Мы с вами на протяжении 26 уроков изучаем тему «Экономика». Практически все стороны экономики нами изучены. Сегодняшняя тема тесно связана с предыдущими. Для лучшего уяснения давайте выясним что же такое «глобальные проблемы».
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ (от лат. globus (terrae) — земной шар) — совокупность жизненно важных проблем, затрагивающих человечество в целом и неразрешимых в рамках отдельных государств и даже географических регионов. Глобальные проблемы вышли на первый план в 20 в. в результате существенного роста численности населения и резкой интенсификации процесса производства в индустриальном обществе. Попытки решить глобальные проблемы являются показателем постепенного формирования единого человечества и становления подлинно всемирной истории. К числу глобальных проблем относятся: предотвращение термоядерной войны; сокращение стремительного роста населения («демографического взрыва» в развивающихся странах); предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды, в первую очередь атмосферы и Мирового океана; обеспечение дальнейшего экономического развития необходимыми природными ресурсами, особенно невозобновимыми; преодоление разрыва в уровне жизни между развитыми и развивающимися странами; устранение голода, нищеты и неграмотности и др. Круг глобальных проблем не очерчен резко, их особенность в том, что они не могут решаться изолированно одна от другой и от их решения во многом зависит само существование человечества.
Как видите, глобальных проблем много. А сейчас мы определим, какие относятся к глобальным проблемам экономики, и рассмотрим их. Все это будет сопровождаться показом презентации.
Выделяют пять основных глобальных проблем экономики:
·экологическую;
·демографическую;
·продовольственную;
·разоружение, нераспространение оружия массового уничтожения и предотвращение ядерной войны;
·борьбу с терроризмом
- Экологическая
ХХ век принес человечеству уничтожение более 1/4 обрабатываемых земель и 2/3 лесов. По оценкам специалистов, в 2000 г. объем промышленных отходов превысил 10 млрд т, увеличившись за 30 лет в 2,5 раза. Загрязнение воды возросло за это же время более, чем в 10 раз. Изменение климата из-за накопления в атмосфере углекислого газа, крайне неблагоприятно сказывается на природохозяйственной деятельности, жизни и здоровье людей. Исчерпание запасов органического топлива затрагивает многие страны мира. Так, например, Мексика, являющаяся одним из крупнейших мировых производителей нефти, может к 2030 г. превратиться в ее импортера.
- Демографическая
Численность населения планеты на протяжении существования человечества постоянно возрастает.
Современный демографический взрыв начался в 1950 -1960-е гг. В 1959 г. население планеты составило 3 млрд; в 1974 г. - 4 млрд; в 1987 г. 5 млрд человек, и в 1999 г. человечество преодолело шестимиллиардный рубеж численности.
Таким образом, в области рождаемости и роста численности населения в современном мире сложились две противоположные тенденции: стабилизация или снижение их в развитых странах; резкий рост в развивающихся странах.
- Продовольственная
Рост народонаселения опережает рост сельскохозяйственного производства, что во многих развивающихся странах приводит к продовольственной проблеме.
В перспективе как неизбежная проблема голода не стоит в силу использования современных методов интенсификации сельскохозяйственного производства, современных биотехнологий и других достижений научно-технического прогресса.
- Разоружение, нераспространение оружия массового уничтожения и предотвращение ядерной войны
Проблема необходимости сохранения мира и избегания разрушительной ядерной войны в настоящее время утратила прежнюю остроту. Это нашло свое отражение в заключении целой серии договоров и соглашений в военно-политических областях, сократился объем торговли оружием. Во многих развитых странах и странах с переходной экономикой активно идет процесс конверсии военного производства. Однако, конверсия оказалась делом экономически и социально дорогим.
Война не исчезла из арсеналов способов решения конфликтов. Глобальное противостояние сменилось увеличением и усилением конфликтов локального характера по поводу этнических, религиозных, территориальных разногласий. Эти конфликты грозят перейти в региональные и глобальные. Увеличение числа локальных конфликтов влечет за собой рост числа военных беженцев.
5. Борьба с терроризмом
Существует 2 стратегии решения проблемы:
«Консервативная» стратегия подразумевает частичные уступки требованиям террористов — выплату выкупа, территориальные и моральные уступки (например, признание ценностей, поддерживаемых террористами, признание лидеров террористов равноправными партнёрами по переговорам и т. д.).
«Прогрессивная» стратегия означает безоговорочное уничтожение террористов и их сторонников, а также поощрение лиц, идущих на сотрудничество с «демократическими» государствами в их борьбе с террором, отказ от каких бы то ни было переговоров с террористами, отказ от заключения перемирий.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (2мин.) Выполняем упражнения для глаз: вращение, моргание с открытыми и закрытыми глазами. Пока выполняются упражнения, заполняется пауза: «Мы должны в буквальном смысле смотреть шире во всём: и на уроке видеть не только узкую тему задачи, а выводы, которые можем использовать. Итак, все закрывайте глаза, а я Вам расскажу интересный научный факт: человека положили на горизонтальную доску, уравновесили, затем предложили решить простейшую математическую задачу! Часть тела до пояса опускалась на «весах» вниз. Почему? А потому что мыслительный процесс усиливает кровоток в мозг и происходит перевешивание».
Отдохнули? Замечательно! А теперь продолжим урок.
Дома вы подготовили сообщения по теме «Глобальные проблемы экономики». Вам были предложены 4 проблемы – экология, безработица, продовольственный кризис, народонаселение.
Давайте послушаем сообщения по предложенным темам. Учащиеся выступают с сообщениями – по 1 человеку по теме.
Кто самостоятельно определил проблему и подготовил сообщение?
2 учащихся подготовили сообщения по темам «Проблема международного терроризма», «Продовольственный кризис».
1 учащийся подготовил презентацию на тему «Глобальные проблемы экономики».
Все учащиеся работали с Интернет-ресурсами.
Показ презентации и ученика «Глобальные проблемы экономики» (3 мин).
Основные тезисы работы:
Основные глобальные проблемы, особенности глобальных проблем, основные направления борьбы с проблемами.
Дискуссия (3 мин). Давайте обсудим работы и оценим их.
- Итог урока (2,5 мин).
Сегодня мы с вами изучили тему «Глобальные проблемы экономики». В процессе изучения темы мы узнали, что проблемы, стоящие перед современной экономикой носят общемировой характер и решить ее на уровне одной страны – России невозможно. Глобальные проблемы взаимосвязаны. Так, решение экологических проблем невозможно без решения экономических вопросов, экономическое отставание стран третьего мира тесно связано с резким ростом народонаселения в них, не менее очевидно и то, что на обострение экологических и экономических проблем влияла гонка вооружений и т.д. Из предложенной презентации и ваших сообщений мы узнали о возможных путях решения глобальных проблем экономики.
- Выставление оценок за урок (2 мин).
Подведение итогов проверки домашнего задания.
Оценивание работы учащихся в течение урока.
7. Домашнее задание (0,5 мин).
Изучить параграф 10 учебника и письменно ответить на вопрос 1,2.
Список источников:
- Обществознание, 11 класс, Базовый уровень, Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Матвеев А.И., - М.: Просвещение, 2011 г.
- Антонов А.И. Демография в эру депопуляции /А.И. Антонов. // Демографические исследования, 2009, № 6
- Баранник А. Глобализация как основа формирования глобальных рисков международной и национальной безопасности / Баранник, А., И. Возьнюк // Зарубежное военное обозрение, 2008, № 4(733)
- Ермишин П.Г. Основы экономической теории. – Уфа: ГАТУ, 2009.
- http://yandex.ru/ - фото для презентации
- https://ru.wikipedia.org/wiki - терроризм