Рабочие программы по истории и обществознанию

Рабочая программа учебной дисциплины "Обществознание" предназначена для реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования технического, естественнонаучного и гуманитарного профилей в пределах основных образовательных программ по специальностям среднего профессионального образования.

Рабочая программа учебной дисциплины "История" разработана на основе Примерной программы учебной дисциплины «История» для специальностей среднего профессионального образования технического, естественнонаучного профилей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санкт Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Колледж строительной индустрии и городского хозяйства

Утверждаю

Заместитель директора

по учебно-методической работе

_________________ Т.В.Серова

«_____»____________ 20 ____г 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Обществознание

для специальностей технического, естественнонаучного и гуманитарного профилей

Санкт-Петербург

 2014г.

Рабочая программа учебной дисциплины предназначена для реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования технического, естественнонаучного и гуманитарного профилей в пределах основных образовательных программ по специальностям среднего профессионального образования

Разработчик:

Разработчики:

Калугина О.Н., методист СПб ГБОУ СПО ««Колледж строительной индустрии и городского хозяйства»

Одобрена на заседании цикловой комиссии

гуманитарных и социальных дисциплин

Протокол №

«         »                          20        г.        

Председатель цикловой комиссии

__________________Е.Н. Хедер


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

15

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

16


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

1.1. Область применения рабочей программы

        Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по среднего профессионального образования технического, естественнонаучного и гуманитарного профилей.

        Рабочая программа учебной дисциплины может  использоваться другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу  среднего (полного) общего образования.

 

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл, является базовой дисциплиной.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения учебной дисциплины «Обществознание» обучающийся должен:

знать/понимать

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
  • особенности социально-гуманитарного познания;

уметь

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
  • совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

1.4.  Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 175 часов,

 в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 117 часов; 

самостоятельной работы обучающегося – 58 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

175/4,86

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

117/3,25

в том числе:

     лабораторные  работы

*

     практические занятия

*

     контрольные работы

*

     курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

*

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

58

в том числе:

- подготовка тематических рефератов, представление презентаций

28

- работа с различными источниками информации, составление схем,  конспектов, сообщений

30

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  «Обществознание»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала

Объём часов

Уровень освоения

1

2

3

4

175

Введение.

Введение.  Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Методы исследования. Значимость социального знания.

Самостоятельная работа: проработать конспект с целью формулировки определений и закрепления полученных знаний

2

2

1

Раздел I.

Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе.

20

Тема 1.1.  Природа человека, врожденные и приобретенные качества

Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество.

Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Ценности и нормы. Цель и смысл человеческой жизни.

Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления.

Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние – со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.

Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Умение общаться. Толерантность. Поиск взаимопонимания. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи. Причины и истоки агрессивного поведения.

Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.

Самостоятельная работа: подготовка сообщений по темам: Ценности и нормы. Цель и смысл человеческой жизни. Типы мировоззрений Свобода как условие самореализации личности. Поиск взаимопонимания. Умение общаться. Толерантность. Поиск взаимопонимания. Причины и истоки агрессивного поведения.

10

2

2

Тема 1.2.   Общество как сложная система

Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции.

Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду.

Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).

Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.

Самостоятельная работа:  сообщение по теме: «Классификация современных проблем человечества».

6

2

2

Раздел II.

Основы знаний о духовной культуре человека и общества

22

Тема 2.1.   Духовная культура личности и общества

Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура – продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур.

Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет.

Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.

Самостоятельная работа: реферат по теме: Экранная культура – продукт информационного общества

6

2

2

Тема 2.2.  Наука и образование в современном мире

Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом.

Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. Дополнительные образовательные услуги, порядок их предоставления.

Самостоятельная работа: сообщение по теме: Ответственность ученого перед обществом; эссе по теме: Роль образования в жизни современного человека и общества

4

2

2

Тема 2.3.   Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры.

Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал.

Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации.

Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств.

Самостоятельная работа: подготовить презентацию по теме : «Мировые религии».

4

4

2

Раздел III.

Экономика

34

Тема 3.1.   Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи.

Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства.

Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.

Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения.

Самостоятельная работа: Реферат по теме:  «Основные права потребителя»; подготовить сообщения об экономических реформах 90-х годов в России.

6

2

2

Тема 3.2.  Рынок. Фирма. Роль государства в экономике

Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга.

Частные и общественные блага. Внешние эффекты. Функции государства в экономике. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства.

Самостоятельная работа: Реферат по темам:  «Формы конкуренции», «Менеджмент и маркетинг» ; подготовить сообщения о фондовом рынке; классификация видов налогов и их ранжирование по степени эффективности для государства и общества.

8

4

2

Тема 3.3.   ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция

Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.

Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал.

Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия.

Деньги. Процент. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании.

Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства

Самостоятельная работа: составить таблицу:  «Темпы роста инфляции в РФ».

6

2

2

Тема 3.4.  Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики

Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике.

Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Курсы валют. Глобальные экономические проблемы.

Самостоятельная работа: Реферат по теме:  «Экономические реформы 90-х годов в России».

4

2

2

Раздел IV.

Социальные отношения

28

Тема 4.1.  Социальная роль и стратификация

Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность.

Социальная роль. Соотношение личностного «Я» и социальной роли. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.

Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.

Самостоятельная работа: проработать конспект с целью формулировки определений и закрепления полученных знаний; составить таблицу «Современные страты общества». Сочинение «Мои роли в обществе».

6

4

2

Тема 4.2.  Социальные нормы и конфликты

Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль.

Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.

Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Позитивное и деструктивное в конфликте. Пути разрешения социальных конфликтов.

Самостоятельная работа: Реферат по теме:  «Причины девиантного поведения». Реферат по теме:  «Причины возникновения социальных конфликтов».

4

2

2

Тема 4.3.  Важнейшие социальные общности и группы

Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.

Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации.

Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

Самостоятельная работа: составить таблицу «Современные страты общества».Презентация  по теме:  «Современные проблемы семьи в РФ». подготовка к семинару «Проблемы молодежи».

10

2

2

Раздел V.

Политика как общественное явление

26

Тема 5.1. Политика и власть. Государство в политической системе

Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет.

Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов – основные особенности развития современной политической системы.

Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Особенности демократии в современных обществах.

Правовое государство, понятие и признаки.

Самостоятельная работа: подготовка ответов на вопросы по собственному конспекту.

8

4

2

Тема 5.2. Участники политического процесса

Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.

Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации.

Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации.

Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.

Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.

Самостоятельная работа: Реферат по теме:  «Современные политические идеологии». подготовить сообщения:  Особенности демократии в современных обществах; подбор материалов для написания рефератов  и выполнения презентаций на тему: «Политическая активность личности».

10

4

2

Раздел VI.

Право

42

Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений

Юриспруденция как общественная наука. Цели и задачи изучения права в современном обществе.

Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право.

Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи.

Самостоятельная работа: Реферат по теме:  «Классификация юридических фактов».

6

4

1

Тема 6.2.   Основы конституционного права Российской  Федерации

Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление.

Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат.

Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ.

Основные конституционные права и обязанности граждан в России.

Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Формы и процедуры избирательного процесса.

Право на благоприятную окружающую среду. Гарантии и способы защиты экологических прав граждан. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.

Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Право на альтернативную гражданскую службу.

Права и обязанности налогоплательщика.

Самостоятельная работа: Составить конспект по теме:  «Конституционные права граждан РФ (социальные, политические, экологические)». Сообщения по темам: Формы и процедуры избирательного процесса. Гарантии и способы защиты экологических прав граждан. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.

8

4

2

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины  возможна при использовании учебного кабинета истории и обществознания

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места - 30

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий;

- комплект учебно-наглядных пособий на электронных носителях.

Технические средства обучения:

компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- аудио-, видеосредства    

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Боголюбов Л.Н. Человек и общество.  Обществознание. 11 класс.М.: «Просвещение», 2011

Боголюбов Л.Н. Человек и общество.  Обществознание. 10 класс.М.: «Просвещение», 2011

Важенин А.Г. Обществознание.М.: «Академия», 2010

Дополнительные источники:

Кравченко А.И. Обществознание. М.:  «Просвещение», 2011

Смирнов И.П. Введение в современное обществознание. М.: «Академия», 2011

Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б., Смирнов В.В. Права человека. – М., 2011.

Мушинский В.О. Основы правоведения. – М., 2010.

Певцова Е.А. Основы правовых знаний. – М., 2010.

 

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проверки домашнего задания, выполненных самостоятельных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);

- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;

- систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию;

- различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.

Выполнение и защита практических и индивидуальных заданий (рефераты, презентации).

Знания:

- об основных сферах жизни общества;

- о структуре общества в России и мире в целом;

- специфику различных подходов к изучению общества, культуры, социальных общностей и групп;

- взаимодействия личности и общества, солидарности и конфликтных социальных отношений, механизма их регулирования;

- о ценности использования знаний в профессиональной деятельности людей и межличностных отношений;

Фронтальный, индивидуальный, комбинированный устный опрос,  письменный опрос;  рефераты, презентации,  тестирование.

Промежуточная аттестация  в  форме            дифференцированного зачета                                                                



Предварительный просмотр:

Санкт Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Колледж строительной индустрии и городского хозяйства

Утверждаю

Заместитель директора

по учебно-методической работе

_________________ Т.В.Серова

«_____»____________ 20 ____г 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ»

для специальностей технического, естественнонаучного, социально-экономического профилей

Санкт-Петербург

 2014

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Примерной программы учебной дисциплины «История» для специальностей среднего профессионального образования технического, естественнонаучного профилей

        

Разработчики:

Калугина О.Н., методист СПб ГБОУ СПО ««Колледж строительной индустрии и городского хозяйства»

Рекомендована Методическим советом СПб ГБОУ СПО ««Колледж строительной индустрии и городского хозяйства»

Протокол № 1 от «29»  августа 2014г.


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

29

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

31

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОРИЯ

  1.  Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «История» является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям среднего профессионального образования технического, естественнонаучного и гуманитарного профилей.

Рабочая программа учебной дисциплины может использоваться другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) образования.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл, является базовой дисциплиной.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины «История» обучающийся должен:

знать/ понимать:

- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

- периодизацию всемирной и отечественной истории;

- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

- особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе;

- основные исторические термины и даты;

уметь:

- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

- устанавливать причинно – следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.

  - использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

1.4.  Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 175часов,

 в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося -117 часов;

самостоятельной работы обучающегося -58часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

175

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

117

в том числе:

     лабораторные  работы

*

     практические занятия

*

     контрольные работы

*

     курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

*

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

58

в том числе:

работа с различными источниками информации, составление схем,  таблиц, конспектов

28

представление сообщений

16

представление рефератов, презентаций

14

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины

«История»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала

Объём часов

Уровень освоения

1

2

3

4

175

Введение.

Историческое знание, его достоверность и источники. Факторы исторического развития: природно - климатический, этнический, экономический, культурно - политический и др. История России: познавательное, нравственное, культурное значение. Российская история как часть мировой и европейской истории. Закономерности и особенности русской истории. Периодизация всемирной истории.

Самостоятельная работа: Составить таблицу «Периодизация всемирной истории».

2

1

1

Раздел 1. Древнейшая стадия истории человечества.

Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Выделение человека из животного мира. Расселение людей по земному шару.

Среда обитания. Начало социальной жизни. Родовая община. Распределение социальных функций между полами. Последствия для человека глобальных климатических изменений.

Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Очаги возникновения земледелия и скотоводства в Старом и Новом Свете. Социальные последствия перехода от присваивающего хозяйства к производящему. Появление частной собственности. Разложение родового строя. Роль племенной верхушки. Рабы и рабство. Разделение труда. Предпосылки возникновения цивилизации.

Основные понятия: цивилизация, антропогенез, социальная жизнь, религия, мировоззрение, искусство, культура, неолитическая революция, присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, частная собственность, родовой строй, рабство, разделение труда.

Самостоятельная работа: составить план – конспект

2

1

2

Раздел 2. Цивилизации Древнего мира.

6

Тема 2.1. Ранние цивилизации, их отличительные черты. Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока.

Хронологические и географические рамки истории Древнего мира. Ранние цивилизации: Египет, Передняя Азия, Индия, Китай. Материальная культура и экономика ранних цивилизаций. Социальный строй. Политическая и военная организация. Идеология.

Новоегипетская держава. Вавилон времён Хаммурапи. Хетты, индоевропейцы в Малой Азии. Эгейский мир эпохи бронзы. Минойская цивилизация на Крите. Ахейские государства.

Ассирийская военная держава и её преемники в передней Азии. Персидское «царство царств». Древняя Индия. Империя Маурьев. Формирование древнекитайской цивилизации. Империя Цинь и Хань.

Самостоятельная работа: самостоятельно изучить вопрос о формировании древнекитайской цивилизации.

2

1

1

Тема 2.2. Античная цивилизация. Религии Древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций.

Античная цивилизация. Становление полисной цивилизации в Греции: географические и социальные предпосылки. Александр Македонский и эллинизм.

Древний Рим: этапы становления общества и государства. Экономика, общественный строй, государственный аппарат в республиканском и императорском Риме.

Религии Древнего мира. Язычество на Востоке и на Западе. Возникновение мировых религий. Буддизм и его распространение. Конфуцианство. Религия древних евреев. Раннее христианство.

Основные понятия: Древний мир, традиционное общество, аристократия, жречество, государство, закон, материальная и духовная культура, менталитет, политический строй, идеология, каменный век, бронзовый век, железный век, полис, демократия, олигархия, колонизация, эллинизм, республика, монархия, наука, философия, язычество, буддизм, конфуцианство, мировая религия, христианство, монотеизм, церковь.

Самостоятельная работа:  подготовить сообщение по темам «Древняя Спарта: государство и традиции», «Боги Древней Греции».

2

1

2

Раздел  3. Цивилизации Запада и Востока в Средние века.

12

Тема 3.1. Особенности развития цивилизаций Востока в Средние века. Китайско-конфуцианская цивилизация.

Асинхронность развития средневековых обществ, роль кочевников, хронологические рамки периода для разных стран. Сохранение традиционных устоев в религиозно - культурной, государственной, социальной, экономической жизни как главная черта восточных цивилизаций.

Периодизация средневековой истории Китая. Правящие династии, столицы и границы.

Роль исторических традиций для китайского Средневековья. Преемственность государственных, общественных, культурно - этических и религиозных форм жизни .

Нашествия на Китай в IV- XIII вв.: варварство и цивилизация. Характер монгольского владычества.

Самостоятельная работа: на основании анализа документов определить характер монгольского владычества.

2

1

1

Тема 3.2 Буддизм на Востоке в Средние века.

Арабо - мусульманская цивилизация.

Возникновение ислама. Муххамед. Особенности государственного и общественного строя арабов. Арабские завоевания. Исламизация: пути и методы, складывание мира ислама. Географические и политические границы мира ислама к концу XV в.

Самостоятельная работа:  подготовить сообщение по теме «Зарождение ислама»

2

1

2

Тема 3.3.Становление западноевропейской средневековой цивили- зации.

Основные черты и этапы развития восточнохристианской цивилизации.

Хронологические рамки западного Средневековья. Встреча античной цивилизации и варварского мира. Основные этапы взаимоотношений римлян и германцев (I в. до н.э. - V в.н.э.).

Великое переселение народов и его исторические результаты.

Исторические итоги раннесредневекового периода. Государства Европы VIII -XI вв. Политическая раздробленность и её причины.

Роль античных традиций в развитии восточнохристианской цивилизации. Византийское государство, церковь, общество. Особенности отношений земельной собственности. Город и деревня: высокий уровень развития. Культура и православие. Пути и этапы распространения православия. Внутренние и внешние причины гибели Византии.

Самостоятельная работа:  подготовить сообщение по теме «Ценности античной эпохи»

2

1

1

Тема 3.4. Расцвет западноевропейской средневековой цивилизации.

Запад и Восток в эпоху расцвета Средневековья: особенности развития и контактов.

Социально - экономические особенности периода. Складывание средневековых классов и сословий.

Аграрный характер средневековой цивилизации.

Основные формы государственной власти. Сословно - представительные монархии. Церковь и светские власти, церковь и общество.

Социальные конфликты в Средние века: ереси, крестьянские восстания. Народные движения.

Средиземноморье как главный арсенал цивилизационных контактов. Крестовые походы. Встреча восточнохристианской, мусульманской и западнохристианской цивилизации. Взаимное влияние в материальной жизни, науке, культуре.

Основные понятия: Средние века, аграрная экономика, Великое переселение народов, православие, католицизм, христианизация, монастырь, ереси, феод, вассльные связи, сословно - представительная монархия, дуализм, аскетизм,  крестовый поход, варварство, ислам, исламизация, мусульманство, медресе, университет, традиционные устои.

Самостоятельная работа: подготовить сообщение «Социальные конфликты в Средние века»

2

1

2

Раздел  4. История России с древнейших времён до конца XVII века.

32

Тема 4.1. Восточная Европа: природная среда и человек.

Племена и народы Восточной Европы в древности.

Влияние географических особенностей Восточной Европы на образ жизни населявших её людей.

Заселение Восточной Европы. Племена и народы северного Причерноморья в I тысячелетии до н.э.

Славяне и Великое переселение народов (IV - VI вв.). Его причины. Германские и

славянские племена в Европе.

Готы. Гунны. Тюрки. Аварский и Хазарский каганаты. Финно -угорские племена.

Византия и народы Восточной Европы. Заселение славянами Балканского полуострова.

Самостоятельная работа: подготовить презентацию о готах и гуннах.

2

1

1

Тема 4.2. Восточные славяне в VII -VIII вв.

Формирование основ государственности восточных славян.

Быт и хозяйство восточных славян. Жилище. Одежда. Формы хозяйствования. Общественные отношения. Семья. Роль женщин в общине. Верования. Славянский пантеон и языческие обряды.

Предпосылки образования государства у восточных славян. Разложение первобытно - общинного строя. Формирование союзов племён.

Вече и его роль в древнеславянском обществе. Князья и дружинники: происхождение и социальный статус.

Самостоятельная работа: подготовить рефераты по теме «Восточные славяне»

2

1

2

Тема 4.3. Рождение Киевской Руси.

Крещение Руси.

Племенные союзы восточных славян. Общественный строй. Князья и их дружины. Свободные и несвободные.

«Путь из варяг в греки».

Первые русские князья и их деятельность: военные походы и реформы. Дань и данничество.

Этнополитические особенности Древней Руси. Военные, дипломатические и торговые контакты Руси и Византии в IX -X вв. Владимир Святой. Введение христианства. Культурно-историческое значение христианизации.

Самостоятельная работа:  подготовить сообщение по теме «Ценности христианства»

2

1

1

Тема 4.4. Русь и её соседи в XI - начале XII вв. Древняя Русь в эпоху политической раздробленности.

Взаимоотношения Руси и Византии в XI - XII вв.

Русь и кочевые народы южнорусских степей: военное противостояние, этническое и культурное взаимовлияние.

Право в Древней Руси. Ярослав Мудрый. «Русская правда». Власть и собственность. Основные категории населения. Князь и боярство. Знатные и простолюдины. Свободные и несвободные. Город и горожане.

Истоки русской культуры. Значение христианства в становлении национальной культуры. Устное народное творчество. Славянская письменность. Древнерусская литература. Архитектура. Живопись.

Причины раздробленности. Междоусобная борьба князей. Древняя Русь и Великая степь.

Крупнейшие земли и княжества Руси, их особенности.

Великий Новгород. Хозяйственное, социальное и политическое развитие.

Владимиро - Суздальское княжество. Роль городов и ремесла. Политическое устройство.

Галицко - Волынское княжество. Земледелие, города и ремесло. Роль боярства. Объединение княжества при Романе Мстиславовиче и Данииле Галицком.

Самостоятельная работа: подготовка к семинару на тему «Смута в России начала XVII века».

2

1

2

Тема 4.5. Борьба Руси с иноземными завоевателями.

Общественно - экономический строй монгольских племён. Образование державы Чингисхана и монгольские завоевания. Нашествие Батыя на Русь.

Образование Золотой Орды, её социально - экономическое и политическое устройство. Русь под властью Золотой Орды.

Прибалтика в начале XIIIв. Агрессия крестоносцев в прибалтийские земли. Рыцарские ордена. Борьба народов Прибалтики и Руси против крестоносцев. Разгром шведов на Неве. Ледовое побоище. Князь Александр Невский. Объединение литовских земель и становление литовского государства. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Самостоятельная работа:  подготовить сообщение по темам «Социально - экономическое и политическое устройство Золотой Орды»,  «Рыцарские ордена»

2

1

1

Тема 4.6. Русь на пути к возрождению

Восстановление экономического уровня после нашествия монголо - татар. Земледелие и землевладение. Формы собственности и категории населения. Князь и его приближённые. Роль боярства. Формирование дворянства. Город и ремесло. Церковь и духовенство.

Русь и Золотая Орда в XIV в. Борьба за великое княжение. Экономическое и политическое усиление Московского княжества. Борьба Москвы и Твери. Иван Калита. Дмитрий Донской и начало борьбы за свержение ордынского ига. Куликовская битва и её значение.

Обособление западных территорий Руси. Великое княжество Литовское и Польша.

Особое положение Новгородской республики. «Вольности» новгородские. Еретические движения. Отношения с Москвой.

Самостоятельная работа: составить план – конспект по теме «Дмитрий Донской и начало борьбы за свержение ордынского ига»

2

1

2

Тема 4.7.От Руси к России.

Характер и особенности объединения Руси. Иван Ш. Присоединение Новгорода и других земель. Свержение ордынского ига (1480 г.) Завершение образования единого русского государства.

Предпосылки централизации. Политический строй. Судебник 1497 г. Формирование органов центральной и местной власти. Зарождение приказного строя. Боярская дума. Государев двор. Организация войска. Церковь и великокняжеская власть.

Вклад православной церкви в укрепление единого государства.

Самостоятельная работа: определить значение образования единого русского государства.

2

1

1


Тема 4.8. Россия в царствование Ивана Грозного.

Территория и население России в XVI в.

Елена Глинская. Боярское правление. Венчание на царство Ивана Грозного. Формирование самодержавной идеологии. Избранная Рада и её реформы. Элементы сословно - представительной монархии в России. Судебник 1550 г. Церковь и государство. Стоглавый собор. Военные преобразования.

Опричнина и причины её введения. Опричный террор. Социально - экономические и политические последствия опричнины. Иван Грозный и Андрей Курбский. Митрополит Филипп. Экономическое положение и социально - политические

противоречия в русском обществе конца XVI в.

Основные направления внешней политики Ивана Грозного. Присоединение Казанского и Астраханского ханств.. Вхождение башкирских земель в состав России. Укрепление позиций России на Кавказе. Отношения с Крымским ханством. «Дикое поле». Казачество.

Борьба за выход к балтийскому морю. Ливонская война (1558 -1583 гг.). Образование Речи Посполитой (1569 г.)

Народы Урала и Приуралья в соседстве Сибирского ханства. Поход Ермака. Вхождение Западной Сибири в состав Российского государства.

Самостоятельная работа: подготовить материал к семинару «Смута в России начала  XVIIвека».

2

1

2

Тема 4.9. Смута в России начала XVII в.

Борис Годунов и его политика. Учреждение патриаршества.

Начало гражданской войны в России. Самозванцы. Народные восстания.

Вмешательство Польши и Швеции во внутренние дела России. Семибоярщина. Польские войска в Москве. Первое и второе ополчения.

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613г. и начало правления Романовых. Окончание гражданской войны

Семинар на тему: «Смута в России начала XVII века».

2

2

Тема 4.10. Россия в середине и второй половине XVII в.

Территория и население. Формы землепользования. Города. Ремёсла. Торговля. Соборное уложение 1649г. Юридическое оформление крепостного права. Городские восстания середины XVII столетия.

Политический строй России. Развитие приказной системы. Падение роли Боярской думы и земских соборов.

Реформы Никона и церковный раскол. Культурное и политическое значение. Крестьянская война под предводительством Степана Разина.

Основные направления внешней политики России. Присоединение Левобережной Украины. Войны со Швецией и Турцией. Освоение Сибири и Дальнего Востока.

Самостоятельная работа:  подготовить сообщение  по темам: «Реформы Никона», « Присоединение Левобережной Украины»

2

1

Тема 4.11. Русская культура в XIII- XVIII вв.

Литература, живопись, архитектура. Религиозные споры. Публицистика. «Домострой». Социальная роль женщины. Быт и нравы. «Обмирщение» русской культуры в XVII в. Расширение культурных связей  с Западной Европой. Создание школ. Славяно - греко - латинская академия. Новые жанры в литературе.

Основные понятия: индоевропейская общность, крещение, племенные союзы, вече, князь, дружина, дань, данничество, боярство, национальная культура, раздробленность, междоусобицы, иго, экспансия, основы национального самосознания, уния, митрополит, патриарх, объединительный процесс, централизованное государство, Судебник, крепостное право, приказный строй, Боярская Дума, помещики, дворяне, иосифляне, нестяжатели, царь, опричнина,

террор, самодержавие, казачество, гражданская война, раскол, крестьянская война.

Самостоятельная работа:  подготовить сообщение о быте и нравах русского населения XVII века.

2

1

2

Раздел  5.  Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в XVI - XVIII вв.

15

Тема 5.1. Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу.

Новации в характере мышления, ценностных ориентирах в эпоху Возрождения и Реформации.

Запад и Восток в XVI - XVII вв: многообразие цивилизаций, их сходства и различия. Россия - «мост» между Западом и Востоком. Предпосылки возникновения феномена «модернизации» и его содержательная сторона.

Европа в период Реформации и Контрреформации. Ориентация человека на активную жизненную позицию и пробуждение критического мышления в ходе обновления западного христианства. Высшее оправдание повседневного труда в качестве богоугодной деятельности. Готовность человека нового типа к познанию, освоению и покорению окружающего мира.

Самостоятельная работа: составить план – конспект по изучаемому материалу.

2

1

1

Тема 5.2. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. 

Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации.

Великие географические открытия. Карта мира. Начало межцивилизационного

 диалога и его воздействие на судьбы участников: гибель и трансформация

 традиционных цивилизаций Нового Света, их влияние на развитие

 модернизирующейся цивилизации Запада. Формирование нового

 пространственного восприятия мира.

Образование централизованных государств. Империи и национальные

государства. Абсолютизм. Английская революция XVII в. и её значение

 для России.

Самостоятельная работа:  подготовить сообщение по теме «Ценности эпохи Возрождения и Нового времени»

2

1

2

  Тема 5.3. Эволюция системы международных отношений в раннее Новое время.

Европа XVII в.: новации в хозяйствовании, образе жизни и социальных нормах.

Складывание « европейского концерта» и распределение «ролей» между государствами. Вступление в «европейский концерт» Российской империи. Возникновение постоянных армий. Войны религиозные, династические, торговые. Дипломатия. Система коалиций. Участие России в общеевропейских конфликтах – войнах за Польское и Австрийское наследство, в Семилетней войне. «Османский фактор» европейской политики; вклад России в борьбу с турецкой угрозой.

XVII век – эпоха всеобщего европейского кризиса. Синхронность кризисных ситуаций в разных странах. Процесс модернизации западного мира. Зарождение нового хозяйственного уклада в экономике. Урбанизация. Новое в облике городов и жилищ. Размывание сословного строя и стремление зафиксировать внешние черты сословной принадлежности.Секуляризация общественного сознания.

Самостоятельная работа: составить хронологическую таблицу событий Семилетней войны.

2

1

2

Тема 5.4. Век Просвещения.

Технический прогресс и Великий промышленный переворот.

Понятие «Просвещение» и его содержание. Теория естественного равенства. «Общественный договор». «Народный суверенитет» Культ Разума. Идея прогресса..

«Просвещённый абсолютизм».

Технические изобретения и изменение отношения к ним в обществе. Изобретатели и предприниматели. Работающие машины. Паровой двигатель. От мануфактуры к фабрике. Развитие транспортно – коммуникационной системы. Начало промышленного переворота в Англии: проявления процесса в экономической и социальной жизни. Изменения в социальном составе общества.

Самостоятельная работа: выписать в словарь новые слова – термины.

2

1

1

Тема 5.5.Революции XVIII в. и их значение для утверждения индустриального общества.

Война за независимость североамериканских колоний и попытка реализации просветительских идеалов. Образование США. Влияние североамериканских событий на европейское общество.

Французская революция XVIII в. Политические режимы периода Революции. Конституции.

Основные понятия: модернизация, Новое Время, Возрождение, индивидуализм, Реформация, контрреформация, Великие географические открытия, колониальная экспансия, абсолютизм, революция, коалиция, гражданская война, протекционизм, специализация, внутренний рынок, общественно – политическая мысль, кризис, урбанизация, научная революция, секуляризация, общественное сознание, толерантность, барокко, классицизм, Просвещение, «общественный договор», «народный суверенитет», прогресс, сентиментализм, промышленный переворот, мануфактура, фабрика, конституция, политический режим.

Самостоятельная работа: составление плана изучаемого материала.

2

1

2

Раздел 6. Россия в XVIII век.

12

Тема 6.1. Россия в период реформ Петра I.

Предпосылки реформ Петра I. Особенности модернизационного процесса в России.

Северная война и её итоги. Изменение места России в мире, провозглашение её империей.

Основание Санкт-Петербурга (1703г). Санкт - Петербург - столица Российской империи.

Социально - экономическая политика Петра I и социальная структура русского общества. Крепостная экономика. « Регулярное государство».

Культурный переворот петровского времени.

Самостоятельная работа: подготовка презентации на тему «Санкт – Петербург – город – парадиз»

2

1

2

Тема 6.2. Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I (1725 -1762 гг.)

Причины дворцовых переворотов. Екатерина I. Верховный Тайный совет.

Пётр II.. « Затейка» верховников и воцарение Анны Иоанновны. Бироновщина.

Политическая борьба и дворцовый переворот 1741 г. Социально - экономическая политика Елизаветы Петровны. Участие России в Семилетней войне. Правление Петра III. Дворцовый переворот 1762 г. и воцарение Екатерины II.

Самостоятельная работа: составление таблицы «Дворцовые перевороты в России

XVIII века».

2

1

2

Тема 6.3. Россия во второй половине XVIII в.

«Просвещённый абсолютизм» Екатерины II. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва. Характер и направленность реформ Екатерины Великой.

Павел I - характеристика личности и основные направления его политики.

Внешняя политика России во второй половине XVIII в. Выход России к Чёрному морю. Разделы Речи Посполитой и вхождение украинских и белорусских земель в состав Российской империи.

Самостоятельная работа:  составить план – конспект «Личность Павла I»

2

1

2

Тема 6.4. Культура России в середине и во второй половине XVIII в.

Русская культура в середине XVIII в. Идеи Просвещения и просвещённое общество в России. Достижения архитектуры и изобразительного искусства. Барокко и классицизм в России.

Самостоятельная работа: подготовить реферат по теме « Барокко и классицизм в России»

2

1

1

Раздел  7. Становление индустриальной цивилизации.

9

Тема 7.1. Различные модели перехода от  традиционного к индустриальному обществу.

Европейские революции середины XIX в. Движения за реформы: требования, формы организации, результативность.

Объединительные процессы в Европе и Америке. Объединение Германии и Италии. Гражданская война в США. Славянское Возрождение и Россия.

Самостоятельная работа:  подготовить реферат по темам « Гражданская война в США», «Индустриальное общество»

2

1

2

Тема 7.2. Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в.

Социальный состав общества: старые и новые составляющие. Дворянство. Средний класс. Крестьянство. Пролетариат. Деревенское общество. Городское население: количественный рост, новый образ жизни, новые формы деятельности. Городская семья. Движение за эмансипацию женщин. Будни и праздники горожан.

Самостоятельная работа: подготовить сообщения о движении за  эмансипацию женщин.

2

1

2

Тема 7.3. Особенности духовной жизни нового времени.

Мировосприятие человека индустриального общества. Вера в прогресс и культ  «положительных» знаний. Формирование классической научной картины мира. Научные открытия: количественная и качественная характеристики. Дарвин и дарвинизм. История - «муза века».

Основные понятия: гражданское общество, партия, консерватизм, либерализм, социализм, «средний класс», научная картина мира, естественно научные знания, дарвинизм, романтизм, реализм, импрессионизм, художественный стиль.

Самостоятельная работа: выписать в словарь новые понятия с определениями.

2

1

2

Раздел  8. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока.

3

Тема 8.1. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.

Попытки модернизации в странах Востока.

Варианты реакции Востока на экспансию Запада: отторжение и изоляция, сопротивление и подчинение. Колониальное соперничество и его значение. Создание колониальных империй, формы их организации. «Освоение» Африки. Судьба Индии в «короне» Британской империи.

«Восточный вопрос» с точки зрения межцивилизационного диалога. Проблема Суэцкого канала. Попытки модернизации в Османской империи. Япония: от самоизоляции к практике модернизации. Политика самоизоляции: Китай в борьбе за сохранение «своего лица».

Основные понятия: колониальная империя, изоляция, «восточный вопрос», межцивилизационный диалог.

Самостоятельная работа:  подготовить сообщение : «Колониальное соперничество и его значение»

2

1

2

Раздел  9. Россия в XIX веке.

21

Тема 9.1. Россия в первой половине XIX столетия.

Территория и население империи. Особенности российской колонизации. Роль географического фактора в социально - экономическом и политическом развитии России. Национальный вопрос.

Социальная структура. Дворянство. Духовенство. Городское население. Крестьянство. Казачество. Социальный и культурный разрыв между сословиями. Аристократическая культура и «культура безмолствующего большинства».

Самостоятельная работа: составить таблицу «Сравнительная характеристика сословий в России XIX века».

2

1

2

Тема 9.2. Власть и реформы в первой половине XIX в.

Реформы начала царствования Александра I. Проблема соотношения просвещения и самодержавия. Дворянский консерватизм. Аристократическая оппозиция. Идейная борьба. М.М. Сперанский и Н.М. Карамзин.

Россия в 1815 - 1825 гг. Военные поселения. Общественное движение. Декабристы.

Николай I. Смена политических приоритетов. Роль бюрократии. Официальный национализм. Консерватизм в государственно - правовой и идеологической сферах. Кризис идеологии самодержавия.

Самостоятельная работа:  подготовить сообщение о программах декабристов.

2

1

2

Тема 9.3. Внешняя политика Александра I  и Николая I.

Геополитическое положение России к началу XIX в. Основные направления и принципы внешней политики. Антифранцузские коалиции и Отечественная война 1812 г.

Европа после Наполеона. «Священный союз» и идеалы легитимизма. Финская автономия и польская Конституция.

Борьба с Османской империей. Россия и христианские народы Балканского полуострова. Российская империя и мусульманские народы Кавказа. Кавказская война.

Закавказье в политике Российской империи; борьба с Ираном за территории и влияние. Вхождение Закавказья в состав России.

Россия и европейские революции 1830 -1832 гг., 1848 - 1849 гг. Крымская война и крах «Венской системы».

Самостоятельная работа:  составить таблицу по  основным событиям Отечественной войны 1812 года

2

1

2

Тема 9.4. Интеллектуальная и художественная жизнь России первой половины XIX в.

Российский феномен: философия, литература и литературная критика вместо политической борьбы. Политические идеалы: иллюзии и реальность.

Общественно  - политическая борьба и поиск национально - политической идентичности. Славянофилы. Западники. Правительственная идеология и рождение теории «официальной народности»

Развитие науки и техники в России в первой половине XIX в.

Открытия и технические изобретения. Литература и книгоиздание. Стили инаправления в литературе: сентиментализм, романтизм, реализм. Музыкальная культура. Живопись: от классицизма к романтизму и реализму. Архитектура. Театр.

Основные понятия: поликонфессиальность, многонациональность, аракчеевщина, военные поселения, общественное движение, декабристы, национализм, космополитизм, бюрократия, геополитическое положение, легитимизм, автономия, западники, славянофилы, национально - политическая идентичность, теория « официальной народности».

Самостоятельная работа: составить план – конспект по теме «Развитие науки и техники в России в первой половине XIX века».

2

1

2

Тема 9.5. Россия в эпоху великих реформ Александра II.

Пореформенная Россия.

Россия после Крымской войны. Александр II. Подготовка крестьянской реформы. Отмена крепостного права. Судебная, земская и военная реформы. Финансовые преобразования. Реформы в области просвещения и печати. Итоги реформ, их историческое значение.

Либералы и консерваторы власти. Реакция на польское восстание. Особенности государственно - политического консерватизма второй половины XIX в. Российский либерализм.

Социалистические идеи в России. Российские радикалы: от нигилистов к бунтарям, пропагандистам и заговорщикам. От народнических кружков к «Народной воле». Правительственные репрессии и революционный террор.

Цареубийство 1 марта 1881 г. и его последствия.

Общество и государство. Завершение промышленного переворота. Общество и рынок. Урбанизация. Изменения социальной структуры общества в условиях индустриального развития. Разложение дворянства. Расслоение крестьянства. Формирование новых социальных слоёв. Буржуазия и пролетариат.

Консервативный курс Александра III. Ограничение реформ. Ужесточение цензуры. Сословная и национальная политика правительства.

Общественное движение: спад и новый подъём.

Самостоятельная работа: подготовить рефераты по темам «Александр II: человек и государственный деятель», «Роль России в освобождении балканских народов от османского ига».

2

1

2

Тема 9.6.Россия в системе международных отношений второй половины XIX в.

Геополитические интересы империи и международные противоречия. Отмена условий парижского мира. «Союз трёх императоров». Россия и Восток. Россия и славянский вопрос. Русско - турецкая война 1877 - 1878 гг. и её результаты. Россия и европейские державы. Политика России в Средней Азии и на Дальнем Востоке

Самостоятельная работа:  подготовить сообщение по теме «Россия и Восток»

2

1

2

Тема 9.7. Интеллектуальная и художественная жизнь пореформенной России.

Повседневная жизнь населения России в XIX в.

Великие реформы и русская культура. Перемены в системе образования: училища, школы, гимназии, университеты.

Развитие науки и техники. Золотой век русской литературы. Музыкальная культура. Живопись. Архитектура. Театр.

Крестьянство. Крестьянская община. Крестьянская семья и внутрисемейные отношения. Бытовой уклад. Менталитет крестьянства. Религиозные воззрения. Трудовая этика.

Роль городов в культурной жизни страны. Городское население. Численность и социальная структура. Городская семья. Повседневная жизнь русского города.

Женская эмансипация. Столица и провинция. Пролетариат: быт, воззрения, психология. Формирование русской буржуазии.

Самостоятельная работа: составить план – конспект по теме «Повседневная жизнь населения России в XIX веке».

2

1

2

Раздел  10. От Новой истории к Новейшей.

15

Тема 10.1. Международные отношения в начале XX в.

Изменения в системе международных отношений на рубеже XIX  - XX вв. Колониальные империи Великобритании и Франции. Возвышение Германии и США. Территориальная экспансия Японии. Россия в системе международных отношений. Начало борьбы за передел мира. Складывание двух противостоящих друг другу военных блоков великих держав - Тройственного союза и Антанты.

Самостоятельная работа: составление схемы «Военные блоки великих держав».

2

1

1

Тема 10.2.  «Прекрасная эпоха»: западное общество в начале XX в.

Научно  - технический прогресс на рубеже XIX - XX вв.

Перемены в социальной структуре индустриально развитых стран. Урбанизация. Снижение доли аграрного населения. Рост экономического веса сферы услуг. Повышение образовательного уровня населения. Изменения в положении рабочих. Профсоюзное движение.

Энергетическая революция. Новая физика и распад « неделимого атома». Расширение границ познаваемого мира. Новые скорости информационных потоков. Транспорт - кровеносная система индустриального общества. Достижения естественных наук. Новые отношения науки и производства.

Самостоятельная работа:  подготовить сообщение о достижениях естественных наук.

2

1

1

Тема 10.3.Россия в начале XX в.

Социальный и демографический состав российского общества. Миграционные процессы. Кризис сословного деления.

Российская правовая система. Свод законов Российской империи.

Государство. Особенности российской монархии. Система министерств. Становление российского парламентаризма. Государственная дума и Государственный совет. Региональная структура управления. Местное самоуправление.

Общественная жизнь. Либерализм и консерватизм. Революция 1905 -1907 гг.: социальный заказ на модернизацию или протест против неё. Традиционализм и модернизм в левом движении: народнические и марксистские партии.

Экономические реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина.

Россия в системе международных отношений. Проблемы догоняющей модернизации. «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Русско - японская война. Военно-политические блоки.

Самостоятельная работа: составить сравнительную характеристику экономических реформ С.Ю. Витте и П.А. Столыпина.

2

1

2

Тема 10.4. Первая мировая война.

Россия в Первой мировой войне.

Истоки и причины. Особенности военных конфликтов в XX в.: техносфера против человечества. Тотальный характер войны. Гибель традиционных военн - административных империй. Версальская система.

Влияние войны на общество. Изменения в социальной структуре. Диспропорции в государственной системе, экономике и национальной политике. Армия и общество: перекос во взаимоотношениях. Государство и общественные организации: попытки взаимной интеграции; замыслы и результат. Изменения правовой системы.

Самостоятельная работа: составление таблицы «Первая мировая война»

2

1

2

Тема 10.5. Февральская революция в России.

Приход большевиков к власти в России.

Причины и ход революции. Эволюция власти и общества от февраля к октябрю 1917 г. Двоевластие. Кризисы Временного правительства. Причины радикализации общества. Учредительное собрание: ожидание, деятельность, результат.

Санкт - Петербург - колыбель  трёх революций.

Первые шаги советской власти. Трансформация дореволюционных идей большевиков: государственное управление, армия, экономика. Формирование однопартийной системы. Становление новой правовой системы: от первых декретов до Конституции 1918 г.

Государственное устройство. «Советская демократия» и партийные органы. Замена конституционных органов власти чрезвычайными. Централизация власти. Однопартийная система: от демократии внутри партии до «демократии» внутри руководства.

Экономика. «Военный коммунизм»: чрезвычайная мера или форсированная модернизация? Экономические, социальные и политические аспекты политики «военного коммунизма».

Гражданская война: причины, действующие лица, политические программы сторон. Красный и белый террор. Причины поражения антибольшевистских сил. Российская эмиграция.

Советская Россия на международной арене. Брестский мир. Военная интервенция стран Антанты. Изоляция Советской России. Коминтерн. «Экспорт революции».

Основные понятия: монополии, государственно - монополистический капитализм, социал -демократия, феминизм, правовое государство, век масс. Информационные потоки, социальные стереотипы, военно - политический блок,  национальная политика, техносфера, тоталитарная идеология, учредительное собрание, «военный коммунизм», интервенция, однопартийная система, декрет, «экспорт революции».

Самостоятельная работа:  подготовить сообщение по темам « Причины поражения антибольшевистских сил»,  «Советская Россия на международной арене»

2

1

2

Раздел 11. Между мировыми войнами.

9

Тема 11.1 Страны Европы в 20 -е годы XX в.

Запад в 30 -е годы XX в.

 Народы Азии, Африки и Латинской Америки в первой половине XX в.

Послевоенный кризис Запада. Социальные теории. Упадок консерватизма. Малые страны перед необходимостью ускоренной модернизации. Система догоняющего развития. Возникновение фашизма. Триумфальное шествие авторитарных режимов. Стабилизация 1925 -1929 гг.

Мировой экономический кризис и Великая депрессия: истоки, развитие, последствия. Военная конъюктура и стихийная реструктуризация экономики ведущих мировых  держав. НТП - «локомотив перепроизводства». Различные пути преодоления кризиса. Крушение Веймарской республики и германский национал - социализм. Тоталитаризм.

Основы функционирования колониальных систем в индустриальную эпоху. Латинская Америка на путях модернизации: каудильизм или демократия?

Самостоятельная работа: подготовка к семинару «Международные отношения в 20 -30 – годы XX века»

2

1

1

Тема 11.2. Международные отношения в 20 -30 е годы XX в.

Кризис Версальско -Вашингтонской системы. Лига Наций. СССР как новый фактор мировой политики. Последствия мирового экономического кризиса на международной арене. Возникновение очагов агрессии в Европе и Азии. Американский нейтралитет и бессилие европейских гарантов мира. Возникновение и консолидация реваншистского блока. Политика «умиротворения « агрессоров. Пакт Молотова - Риббентропа.

Семинар по теме «Международные отношения в 20 – 30-е годы XX века».

Самостоятельная работа: подготовить сообщение о Сталине, Троцком, Каменеве, Зиновьеве.

2

1

2

Тема 11. 3. Строительство социализма в СССР: модернизация на почве традиционализма.

Кризис «военного коммунизма». Новая экономическая политика (нэп): сущность и направления.

Постепенный отход от идей «мировой революции». Приоритеты внутригосударственного строительства. Образование СССР. Выбор путей объединения. Конституция СССР 1924 г. Основные направления национально -государственного строительства. Централизация государственного аппарата.

Основные направления общественно - политического и государственного развития СССР в «20 - 30 -годы. Внутрипартийная борьба: дискуссия о путях социалистической модернизации общества. Становление единоличной власти И.В. Сталина. Культ личности. Борьба с инакомыслием. Массовые репрессии.

Развитие экономики СССР в конце 20 -30- х годов. Форсированная модернизация. Причины свёртывания нэпа. Индустриализация.

Основные понятия: догоняющее развитие, маргинализация, тоталитаризм, авторитарный режим, мировой экономический кризис, нацизм, кейсианство, каудильизм, реваншизм, новая экономическая политика, «мировая революция», культ личности, индустриализация, коллективизация, традиционализм, «культурная революция».

Самостоятельная работа: подготовка рефератов по темам « Внутрипартийная борьба: дискуссия о путях социалистической модернизации общества», « Становление единоличной власти И.В. Сталина ».

2

1

2

Раздел  12. Вторая мировая война

10

Тема 12.1. Вторая мировая война: причины, ход, значение.

Причины и ход. «Странная война». Блицкриг вермахта. Изменения в системе международных отношений со вступлением в войну СССР и США. Антигитлеровская коалиция. Ленд - Лиз. Военные действия на Тихом и Атлантическом океанах, в Африке и Азии. «Второй фронт» в Европе. Война технологий. Миропорядок Ялты и Потсдама. Возникновение биполярного мира.

Основные понятия: блицкриг, антигитлеровская коалиция, биполярный мир,

Самостоятельная работа: подготовка рефератов по темам «Пакт Молотова – Рибентропа: причины его заключения и последствия», «Советско – финская война: причины, ход, значение».

2

2

2

Тема 12.2. СССР в годы Великой Отечественной войны.  Первый период войны (1939-1940).

Общество в годы войны. Отношение к войне различных национальных, культурных и социальных групп: приоритет патриотизма или коммунистических идеалов? Пропаганда и контрпропаганда. Роль традиционных ценностей и политических стереотипов. Советская культура и идеология в годы войны. Повседневная жизнь на фронте и в тылу. Население на оккупированных территориях. Партизанское движение. Национальная политика.

Основные понятия: партизанское движение, милитаризация, героизм, патриотизм.

Самостоятельная работа:  подготовка презентаций по темам « Советская культура и идеология в годы войны».

2

1

2

Тема 12.3. СССР в годы Великой Отечественной войны. Второй период войны (1942-1945).

Основные этапы военных действий. Советское военное искусство. Героизм советских людей в годы войны. Роль советского тыла.

Государственный строй. Милитаризация аппарата. Управление экономикой в военное время. Влияние довоенной модернизации экономики на ход военных действий.

Решающая роль СССР в разгроме нацизма. Значение и цена Победы в Великой Отечественной войне.

Основные понятия: партизанское движение, милитаризация, героизм, патриотизм.

Самостоятельная работа:  подготовка презентаций по темам «Героизм советских людей в годы войны».

2

1

2

Раздел   13. Мир во второй половине XX века.

9

Тема 13.1. «Холодная

война»

Сверхдержавы: США и СССР. Обоюдная заинтересованность в формировании образа врага. Противоречия: геополитика или идеология? Гонка вооружений и

локальные конфликты. Военные блоки. Две Европы - два мира.

Распад колониальной системы. Военно - политические кризисы в рамках «холодной войны». Крах биполярного мира.

Самостоятельная работа: составить характеристику военных блоков.

2

   

1

2

Тема 13.2. Научно - технический прогресс

Транспортная революция. Качественно новый уровень энерговооружённости общества, ядерная энергетика. Прорыв в космос. Развитие средств связи. Компьютер, информационные сети и электронные носители информации. Современные биотехнологии. Автоматизированное производство. Индустрия и природа. Формирование новой научной картины мира. Дегуманизация искусства.

Самостоятельная работа: подготовить рефераты по темам «Прорыв в космос», «История создания компьютера».

2

    1

2

Тема 13.3. Страны Азии, Африки и Латинской Америки.

Вторая мировая война - кризис метрополий. Американский «Великий проект» и «старые» империи. Советский антиколониализм. Страны Азии и Африки в системе биполярного мира. Движение неприсоединения. Доктрины третьего пути. Проблемы развивающихся стран. Латинская Америка. Социализм в Западном полушарии.

Основные понятия: сверхдержава, локальные конфликты, «холодная война», информационная война, техногенная цивилизация, научно - технический прогресс, интернационализация, «консервативная волна», экуменизм, биотехнология, экология, модернизм, технократизм, иррационализм, антиколониализм, национально - освободительная борьба, движение неприсоединения.

Самостоятельная работа: составление  плана – конспекта по изучаемому материалу.

2

1

2

Раздел  14. СССР в 1945 - 1991 годы.

16

Тема 14.1 СССР в послевоенный период: углубление традиционных начал в советском обществе.

Восстановление хозяйства. Влияние международной ситуации на направление развития экономики. Плюсы и минусы советской послевоенной модернизации. ГУЛАГ в системе советской экономики. Противоречия между экономическим развитием государства и положением индивида.

Самостоятельная работа:  подготовить сообщение о сталинских репрессиях в отношении народов СССР.

2

1

2

Тема 14.2. Советский Союз в период частичной либерализации режима.

Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Приход к власти Н.С. Хрущёва. Попытки преодоления культа личности. XX съезд КПСС. Либерализация сверху. Концепция построения коммунизма. Реформа государственного аппарата. Увеличение роли права в жизни общества.

Культурная жизнь общества. «Оттепель».

Экономические реформы 1950 - 1960-х годов, причины их неудач. Промышленность: снижение темпов модернизации. Элементы волюнтаризма в

сельскохозяйственном  производстве.

Самостоятельная работа: составить таблицу – характеристику «Реформы А.Н.Косыгина».

2

1

2

Тема 14.3. СССР в конце 1960-х - начале 1980-х годов.

Общественно- политическое развитие СССР. «Неосталинизм». Идеологизация режима. Теория развитого социализма. Политическая апатия общества.

Экономика СССР. Роль сырьевых ресурсов. Зависимость сельского хозяйства от государственных инвестиций. Попытки модернизации: реформа А.Н.Косыгина. Снижение темпов развития по отношению к западным странам. Ю.В.Андропов и попытка административного решения кризисных проблем.

Международное положение. Попытки консервации существующего миропорядка в начале 70-х годов. «Разрядка». Улучшение отношений с Западом. Хельсинские

соглашения. Обострение отношений в конце 70-х - начале 80-х годов. Война в Афганистане. Заключительный этап «холодной войны».

Самостоятельная работа: подготовить презентацию и сообщения по теме «Война в Афганистане»

2

1

2

Тема 14.4. СССР в период перестройки.

Причины реформ М.С. Горбачёва. Кризис классической советской модели социализма. Попытки экономической модернизации. Движущие силы. Готовность общества к переменам. Прагматизм и идеализм. Изменения в правовой и государственной системе. Отказ от советского традиционализма в пользу западного либерализма.

Основные понятия: наукоёмкие технологии, волюнтаризм, идеологизация, рентабельность, экстенсивное и интенсивное развитие, ротация кадров, разрядка.

Самостоятельная работа: подготовить презентации по теме «Советская культура».

2

1

2

Тема 14.5.  Распад социалистического лагеря.

Советская культура. Новые ориентиры. Литература. Кинематограф.

СССР в системе международных отношений. Окончание «холодной войны». Сближение с США и Западной Европой. Распад социалистического лагеря. Окончание войны в Афганистане. Конец биполярного мира.

Крах политики перестройки. Распад СССР: причины, объективные и субъективные факторы, последствия.

Самостоятельная работа: подготовить презентации по теме « Распад СССР».

2

2

2

Раздел 15. Россия и мир на рубеже XX-XXI веков.

2

Тема 15.1  Российская Федерация на современном этапе

Становление новой российской государственно-правовой системы. Парламентская или президентская модель. Политический кризис осени 1993 г. Конституция РФ. Система разделения властей. Президент. Государственная Дума. Принципы федерализма. Президентские выборы 2000 и 2004 гг. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности.
Экономика
. Переход к рыночным отношениям: реформы и их последствия. Плюсы и минусы форсированной либеральной модернизации. Спады и подъемы российской экономики, их причины и последствия для общества. Роль сырьевых ресурсов. Российская экономика в мировой экономической системе.
Основы функционирования информационной экономики. Кризис традиционных отраслей.

Проблемы окружающей среды. Глобализм и антиглобалнэм. Конфликты из-за ресурсов. Технологии будущего.

Страны третьего мира. Успехи и трудности развития. Конфликт традиционного уклада и модернизационных тенденций. Рост фундаменталистских настроений.

2

2

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3.продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины  возможна при использовании учебного кабинета истории

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места - 30

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий на электронных носителях.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- аудио-, видеосредства

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История  Учебник. ОИЦ «Академия». 2014.
  2. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического  профилей  в 2-х частях. Ч. 1 Учебник. ОИЦ «Академия». 2013.

Дополнительные источники:

  1. Дуршмид Э. Победы, которых могло не быть. – М.,2010.
  2. Ивашко М.И. история России в таблицах и схемах в 3ч.: учебное пособие.- М.,2010.
  3. Шевелев В.Н., Самыгин П.С., Самыгин С.И. История (для СПО). Учебник. ООО «КноРус». 2012.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проверки домашнего задания, выполненных самостоятельных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

- устанавливать причинно – следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.

Выполнение и защита практических и индивидуальных заданий (рефераты, презентации).

Знания:

- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

- периодизацию всемирной и отечественной истории;

- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

- особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе;

- основные исторические термины и даты;

Фронтальный, устный и письменный опрос;  рефераты, презентации,  тестирование.

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета