Методическая разработка урока по теме "Трудовой договор"

Розанова Любовь Дмитриевна

Разработка урокапо предмету "Основы права" для ознакомления студентов в дальнейшем выполнения практической работы "Заключение трудового договора" , для 4 курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_trudovoy_dogovor.docx41.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Трудовой договор»    

Тип урока: урок формирования знаний

Вид урока: практикум                                                                                    

Используемые технологии: Информ. Коммуникативные технологии (ИКТ),  здоровьесберегающие

 Методы: традиционный (монологический),  метод пресыщенной информации,  метод анализа, групповое сотрудничество, метод временных   временных  ограничений

Приемы: проблемные вопросы                                                                                            

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.                                              

Ведущей задачей урока является формирование правовой компетентности современного человека, предполагающей не только правовую грамотность, но и правовую активность, умение быстро находить правильное решение возникающих проблем.

Урок направлен на формирование умений  студентов, самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результатов).

В области информационно – коммуникативной деятельности предполагается обучение навыкам самостоятельного поиска нужной информации по заданной теме в источниках права, отделения основной информации от второстепенной, передачи содержания информации  адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), обоснования суждений, приводить доказательства.

           В ходе урока освещаются вопросы: источники и принципы трудового права РФ, понятие трудовой договор, его обязательные и факультативные статьи, условия и порядок расторжения трудового договора, рабочее время и время отдыха.            Знание основных положений Трудового договора (таких как “Содержание трудового договора”, “Условия расторжения трудового договора”, “Документы необходимые для заключения трудового договора”) позволит студентам грамотно и внимательно отнестись к данному документу при устройстве на работу в летние каникулы и после окончания учебы. Более того предлагаемая форма проведения урока направлена на развитие мышления, выработку собственного мнения и умения отстаивать собственную жизненную позицию.

Тема: Трудовой договор.

Цель: сформировать представление студентов о трудовом договоре и основных условиях его заключения и расторжения.

Задачи урока:  1. формирование познавательной активности и творческого мышления; развивать умения студентов работать с правовым документом, анализировать его, формулировать и подтверждать примерами свою точку зрения, моделировать ситуации; 
2. развитие умений и навыков делать выводы, обобщать и систематизировать информацию; развитие умения работать в группе, команде;                                                    

3. воспитание правовой культуры и позитивной правовой социализации, толерантности.                

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы контроля: устный, письменный.

Техническое оформление урока: раздаточный материал с заданиями (Приложение 1, 2 (доп-но), 3), презентация (Приложение 4), Трудовой кодекс РФ.                                          

 На столах у каждого ученика лежит пакет с раздаточным материалом.

Ход урока.

  I. Организационный момент.    (4мин)                                                                                

Создание психологической атмосферы урока, введение студентов в деловой ритм урока.

На прошлых уроках мы знакомились с различными видами правоотношений: гражданскими, налоговыми, трудовыми.  Сегодня мы продолжаем изучение трудовых правоотношений.

(слайд1)  Тема  урока"Трудовойдоговор".  (запись в тетради)                                        

 -  Ребята,  что вы уже знаете о трудовом договоре.

Ребята сформулируйте вопросы по поводу того, что вы хотели бы узнать  по данной теме. (Исходя из того, что они хотят узнать, учитель предлагает сформулировать цели урока).  Подумайте, что вы уже знаете о трудовом договоре? Свои соображения запишите кратко в таблицу, которая есть на столе в раздаточном материале у каждого студента.                                                              

Заполните первую колонку.  (В тетрадь)

Знаю

Желаю узнать

Узнал(а)

 

 

 

Студенты вспоминают, что они уже знают по теме урока и делают соответствующие записи.  Дальше идет обсуждение.

II. Мотивационная беседа. Стадия вызова.

- Вы уже определились с выбором профессии. Вы получаете специальность и вам предстоит процесс трудоустройства.   Поэтому я предлагаю вам познакомиться с  проблемной ситуацией, связанной с трудоустройством.                    

 Приложение 1.                                                                                                     

Итак, сегодня на уроке нам предстоит помочь девушкам разобраться в сложившейся ситуации, и выяснить какие же права Кати были нарушены ее директором. 
- Какие вопросы мы должны обсудить на уроке, чтобы помочь нашим героиням? (вернемся к нашим героиням в конце занятия) 

III. Актуализация опорных знаний.    (6 мин)                                                                        

1) Фронтальная беседа.                                                                                          

 (слайд 2)  Источники трудового права:

Конституция РФ (12.12.93.В ст. 37 закреплены принципы использования труда: труд свободен, безопасен, доброволен, оплачиваем, право на отдых, право на разрешение споров);
https://lh6.googleusercontent.com/HmqYuq0Z_7eWHhyoXjnhDc3oqdsQGYS8NtDECJxqCcHxebzrY_eSeTI4NTHJD34OWpp_wFoK99oAMfSm5mW8FK0C-dD0MA9kM-UW3E8s61-aaZdFQuUAFsU9WyjsRw9dOQ0    Трудовой Кодекс РФ (1.02.2002 г);
https://lh6.googleusercontent.com/HmqYuq0Z_7eWHhyoXjnhDc3oqdsQGYS8NtDECJxqCcHxebzrY_eSeTI4NTHJD34OWpp_wFoK99oAMfSm5mW8FK0C-dD0MA9kM-UW3E8s61-aaZdFQuUAFsU9WyjsRw9dOQ0    Федеральные законы («Закон о занятости»);
https://lh6.googleusercontent.com/HmqYuq0Z_7eWHhyoXjnhDc3oqdsQGYS8NtDECJxqCcHxebzrY_eSeTI4NTHJD34OWpp_wFoK99oAMfSm5mW8FK0C-dD0MA9kM-UW3E8s61-aaZdFQuUAFsU9WyjsRw9dOQ0    Указы президента РФ;
https://lh6.googleusercontent.com/HmqYuq0Z_7eWHhyoXjnhDc3oqdsQGYS8NtDECJxqCcHxebzrY_eSeTI4NTHJD34OWpp_wFoK99oAMfSm5mW8FK0C-dD0MA9kM-UW3E8s61-aaZdFQuUAFsU9WyjsRw9dOQ0    Постановления правительства РФ;
https://lh6.googleusercontent.com/HmqYuq0Z_7eWHhyoXjnhDc3oqdsQGYS8NtDECJxqCcHxebzrY_eSeTI4NTHJD34OWpp_wFoK99oAMfSm5mW8FK0C-dD0MA9kM-UW3E8s61-aaZdFQuUAFsU9WyjsRw9dOQ0    Нормативно-правовые акты субъектов РФ;
https://lh6.googleusercontent.com/HmqYuq0Z_7eWHhyoXjnhDc3oqdsQGYS8NtDECJxqCcHxebzrY_eSeTI4NTHJD34OWpp_wFoK99oAMfSm5mW8FK0C-dD0MA9kM-UW3E8s61-aaZdFQuUAFsU9WyjsRw9dOQ0    Распоряжения органов местного самоуправления;
https://lh6.googleusercontent.com/HmqYuq0Z_7eWHhyoXjnhDc3oqdsQGYS8NtDECJxqCcHxebzrY_eSeTI4NTHJD34OWpp_wFoK99oAMfSm5mW8FK0C-dD0MA9kM-UW3E8s61-aaZdFQuUAFsU9WyjsRw9dOQ0    Корпоративные (локальные) акты.

2) Индивидуальная работа  по карточкам.    По вариантам. Приложение 2.

4 . Изучение новой темы.     (20 мин)

                                            План. (на доске)

Понятие трудового договора.

Заключение и расторжение трудового договора.

Понятие трудового договора.

  1.  

Групповая работа студентов (с помощью преподавателя)

 Работа с источником ТК РФ.

Каждой группе предлагается карточка с заданиями, выполнить задания и подготовить короткое выступление (до 5 мин).

Прверка групповой работы учащихся.

-Вывод: Трудовой договор является одним из центральных институтов трудового права. Трудовые отношения между работником и работодателем регулируются на основе данного договора. Это закрепляет договорной характер трудовых правоотношений, свободу включения граждан в трудовой коллектив предприятия, учреждения, организации. В условиях перехода к рыночной экономике, когда проявляется конкуренция и безработица, роль и значение трудового договора резко возрастают, так как с его помощью осуществляется прием на работу, а работодатель стремится привлечь к трудовой деятельности наиболее квалифицированных, опытных работников.

V.   Закрепление.  (10 мин)     

Проверим, насколько вы сегодня были внимательны.                                                                  

Мини-тест.                      Приложение 3                                                                         Тестовые задания Выберите  один правильный вариант ответа.                                                  

 1. Основанием возникновения трудовых отношений является:                                  

а) договоренность;                                                                                                                  

 б) заключение трудового договора.                                                                                      

 2. Можно ли считать, что трудовые отношения возникли, если  трудовой договор не заключен, а работник фактически допущен к работе?                                                                  

 а) да;                                                                                                                                              

 б) нет.                                                                                                                                        

3. Во всех случаях может быть заключен бессрочный трудовой договор?              

а) да                                                                                                                                                                             

б) нет.                                                                                                                                                  

4. Что может предпринять работодатель, если после заключения трудового договора работник не приступил к работе в установленный срок в течение недели без уважительных причин?

 а) вызвать работника для расторжения договора;                                                                          

 б) аннулировать договор.                                                                                                        

Ответ: 1-б, 2-а, 3-б, 4-б.  

6. Подведение итогов. (5 мин)                                                                                                  

  Рефлексия. 

Учитель возвращает учащихся к таблице, которую они начали заполнять в начале урока.

Знаю

Желаю узнать

Узнал(а)

 

 

 

-Предлагает им сделать записи в третью колонку "Узнал". В нее они должны записать все то, что они нового узнали на уроке. Важно обратить внимание на следующее, получили или нет, они ответы на вопросы, которые они сформулировали при заполнении колонки "Желаю узнать» 

Продолжите высказывания об уроке.

     1. Знания, полученные на уроке, мне необходимы …

     2. Я получил полезную информацию о том, что …        

     3. Урок помог задуматься о …                                                                                                      

    4. Теперь я умею …

Оценки за урок с комментариями

5. Домашнее задание.  Записи повторить. На следующем занятии будем учиться заключать договор с ГУП    «СПб Метрополитен»