Буклет "Памятка для родителей, воспитывающих детей в неполной семье"

Пасичник Лидия Николаевна

Памятка для родителей, воспитывающих детей в неполной семье

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям:                                                                            

  • Говорите с ребенком и слушайте его!
  • Помогайте ребенку осваивать навыки поведения, соответствующие его полу.
  • Чаще хвалите, а не наказывайте! Эмоционально стабильная и оптимистичная атмосфера в семье сохранит у ребенка доверие к миру, укрепит чувство собственного достоинства и уверенности в себе.
  • Поддерживайте его желание быть понятым и услышанным вами, когда он рассказывает о детском саде или школе, чтобы все время оставаться с ним в контакте.
  • Относитесь с пониманием к праву ребенка на воспоминания о прошлом.
  • Не перекладывайте функции отсутствующего родителя на плечи своих детей!
  • Попробуйте вступить в новый брак и вернуться к жизни в полной семье.
  • Развивайте социальные связи своей семьи, чтобы ребенок мог активно общаться и устанавливать комфортные отношения со знакомыми мужчинами.

                                                                                                             

                                                                                                                   

                                                                                                                 

                                             

Памятка для родителей

«Если один родитель воспитывает ребенка…»

Советы для родителей в неполных семьях

Ухта

2015

Советы для родителей в неполных семьях.

Около 90% неполных семей – это мама, которая одна воспитывает детей. И в большинстве случаев такой семье трудно избежать слишком тесной связи друг с другом.

Чтобы ребенок оставался ребенком, а вы – родителем, нужно показать ребенку правильное распределение ролей в семье. Ваш ребенок не должен становиться вам советчиком, доверенным лицом или играть роль старшего в семье. Только взрослый может принимать решения в семье. Если вы не будете забывать об этом, ребенок будет исполнять свою роль – малыша.

Не стоит забывать, что детям сложно смириться с тем, что их родители больше не живут вместе. Первое правило, которое должен знать родитель, - не вовлекать ребенка в конфликты со своим бывшим супругом. Малыш должен быть уверен в том, что дома сможет открыто высказывать и проявлять свою любовь к обоим родителям. Он не видит папу каждый день, возможно, не поддерживает близких отношений с ним, но отец – это часть его жизни, которая ему необходима, чтобы полноценно развиваться и лучше понять самого себя.

Ребенок в неполной семье

Если в семье один  родитель, то он несет бремя за двоих, вся тяжесть воспитания, а также материального обеспечения детей лежит на нем.

 Факторы влияющие на воспитание в неполной семье

Для более точной характеристики  неполной семьи необходимо учитывать следующие факторы, психологически воздействующие на детей:

1.    Кто отсутствует в семье, как долго, в каком возрасте был ребенок, когда не стало отсутствующего родителя, был ли он кем-нибудь заменен, какова была личность утраченного родителя и какова личность присутствующего родителя и, главное, - какова личность ребенка.

2.    Каков социальный фон, на котором проходит жизнь неполной семьи (помогает ли бабушка с дедушкой, как неполная семья материально обеспечена, каковы культурные традиции среды, какими ценностями она живет).

3.    Несомненно, важна причина возникновения неполной семьи.

Условия воспитания в неполной семье

В неполной семье складываются специфические условия для воспитания детей. Распад семьи отрицательно влияет на отношения между родителями и детьми, нарушает стабильность эмоциональной атмосферы. В связи с тем, что родители сами испытывают душевные переживания, им обычно не достает сил, чтобы помочь детям справиться с возникшими проблемами как раз в тот момент жизни, когда те особенно нуждаются в их любви и поддержке.

Даже если мать старается восполнить отсутствие отца и делает все возможное, чтобы соединить в себе обоих родителей, она в принципе не может реализовать одновременно обе родительские позиции  - материнскую и отцовскую. Понимая, что сыну необходим отец, одинокая мать сознательно или  бессознательно стремиться компенсировать ребенку его отсутствие и берет на себя мужские функции (строгость, требовательность, жесткие стратегии воспитания).  В результате мальчик лишается не только отца, но, в  некотором смысле, и матери – материнской любви, терпимости, теплоты. Как известно, именно эти черты материнского отношения в раннем возрасте являются главным условием уверенности ребенка в себе, доверия к окружающим и общего положительно самоощущения.

Если ребенка воспитывает отец, то у него в определенном смысле положение менее выгодное. Биологические  и психические процессы глубоко взаимообусловлены, и то, что происходит  в теле матери, обязательно имеет психический отклик. Отец не может так интимно сблизиться с ребенком, как мать во время беременности, он не переживает роды и непосредственный контакт с ребенком сразу после них, он не испытывает интимности кормления и т.д.

И все же современная психология считает, что отец по своей психической приспособленности не может быть дисквалифицирован для роли «материнского» воспитателя, хотя ему и приходится для основного взаимодействия с ребенком пройти путь  более длинный, более сложный и не такой самоочевидный.

Повторный брак

К особенностям неполной семьи относится и тот фактор, что одинокий родитель, который воспитывает ребенка, может вступить в повторный брак.  Это приносит положительные результаты, если новый брак повысит внутреннюю жизненную уверенность матери, а тем самым и ребенка. Новый брак нежелателен, если есть вероятность ослабления уверенности матери и ребенка, появления новых конфликтов, напряженных отношений.