Проект "Мы россияне!"

Шахматова Полина Викторовна

Проект направлен на формирование установок толерантного сознания в рамках профилактики экстримисткой деятельности среди участников образовательного процесса. Проект представляет собой комплексную работу по консодалидации всех мер и участников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_my_rossiyane.doc186.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Мы россияне!»

(программа по формированию установок толерантного сознания и профилактики экстремизма)

Оглавление

1. Паспорт  проекта        

2. Актуальность разработки проекта        

2.1. Принципы разработки проекта        

3. Цель и задачи проекта        

4.  Сроки  и этапы реализации проекта        

6. Обеспечение проекта        

7. Механизм реализации        

7.1.  Мероприятия по реализации проекта        

8. Ожидаемые результаты        

Список литературы        

1. Паспорт  проекта

Наименование проекта

«Мы россияне»

(Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма)

Разработчики проекта

Шахматова Полина Викторовна, педагог-психолог школы; первая квалификационная категория;

Основание для разработки проекта

  • Конституция РФ. 12.12.1993г.;
  • Закон РФ «Об Образовании» ФЗ №273 от  21.12.2012г.;
  • Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;
  • Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека. Принята 26.05.95 г;
  • Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции Юнеско 16.11.95 г;
  • Целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2011-2013 годы»
  • Постановление администрации г. Нижневартовска от 29.08.2014г №1740 Об утверждении муниципальной программы "Профилактика терроризма и экстремизма в городе Нижневартовске на 2015-2020 годы"
  • Постановление Правительства Российской Федерации Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе на 2001-2005 годы»;

Цель проекта

формирование установок толерантного сознания в рамках профилактики экстремизма в образовательной среде

Задачи проекта

  • развивать способности понимать важнейшие принципы     толерантности и применять их в повседневной жизни;
  • обучать навыкам конструктивного разрешения конфликтов,         преодоления противоречий и достижения компромисса;
  • развивать у обучающихся черт толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность;
  • воспитывать личность обучающихся в духе культуры мира и ненасилия, толерантности, взаимопонимания и сотрудничества, в духе уважения демократии, прав и свобод человека;

Сроки реализации проекта

 2015-2017 уч. г.

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта, их социальная эффективность

  • создание благоприятных условий для повышения значимости духовных ценностей;
  • создание и развитие образовательной и воспитательной среды, способствующей формированию толерантного сознания учащихся;
  • создание банка научно-методических разработок по вопросам толерантности.

Участники реализации

проекта

Участники образовательного процесса: обучающиеся 14-17 лет, родители, классные руководители, педагоги и администрация школы.  

Ресурсное обеспечение Проекта

Бюджет школы

2. Актуальность разработки проекта

Актуальность темы проекта определяется глобальными социально-экономическими изменениями, происходящими в современном обществе и в мире в целом. Непростые социально-экономические условия жизни в «век неопределенности», «экзистенциональной фрустрации» ставят задачу формирования толерантности у детей.  Ее решение должны осуществлять, прежде всего, образовательные учреждения. Это связано с тем, что образовательная среда является своеобразной моделью  культуры как совокупности базовых ценностей, которые представляют собой «откристаллизированные» смыслы человеческого бытия в знаковом, текстовом, символическом состоянии, с одной стороны, и «раскристаллизированные» смыслы в их жизненных, реальных, ментальных – с другой.  Она выступает как смысловая реальность, как поле непрерывного «замыкания» и «размыкания» связей субъективного опыта обучающихся и объективных ценностей культуры, как источник, питающий личностно-смысловые структуры сознания. По выражению Д.А. Леонтьева, обретаемые в образовательной среде смыслы становятся «ячейками» сознания, в совокупности образующими матрицу жизненных ориентаций обучающихся. Таким образом, с одной стороны, образовательная среда содержит большие потенциальные возможности развития и формирования толерантности у школьников. Однако вместе с тем, все более усиливающиеся проявления экстремизма, интолерантности в среде образовательной организации по отношению друг к другу и старшим, позволяют сделать вывод, что в практическом плане она остается не решенной. Сегодня становиться все более очевидным, что деятельность образовательных учреждений нуждается в совершенствовании в плане формирования установок толерантного сознания и профилактики экстремизма.

Сейчас в ХМАО проживают представители десятков религиозных конфессий. Социальные, экономические, политические, культурные факторы, влияние мировых и общероссийских тенденций в области миграции в течение ближайших лет будут способствовать дальнейшему увеличению этнического и конфессионального многообразия населения округа, области, города. Наша школа – многонациональная, здесь учатся представители нескольких национальностей: русские, татары, азербайджанцы, таджики; есть дети, воспитывающиеся в семьях с межнациональным браком, поэтому возникла необходимость создания этой программы.

Лучшее воспитание – это воспитание в детях добра на основе искренних человеческих отношений.

31 декабря 1999 г. Россия приняла план мероприятий по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в российском обществе. Толерантность – это терпение к другому, иному, непохожему на тебя. Это чувство принятия другого человека, других мнений, имеющих такое же право на существование.

По сферам проявления толерантность различают по следующим направлениям.

Политическая толерантность – терпимость к людям других политических взглядов, уважение к иным политическим позициям, признание права каждого на свои политические направления.

Научная толерантность – терпимость к другим точкам зрения в науке, допущение разных теорий и научных школ.

Педагогическая толерантность – терпимость к собственным детям, учащимся, умение понять и простить их несовершенства.

Административная толерантность – умение руководить без нажима и агрессии.

Культурная толерантность – уважение явлений культуры, представляющих ценность для других, допущение плюрализма вкусов.

Без формирования толерантности движение к цивилизованному гражданскому обществу невозможно.

Приходится констатировать, что среди молодежи достаточно широко распространились расистские, националистические настроения. Может ли школа препятствовать таким влияниям? Да. Поэтому предлагаемый проект представляет собой систему воспитания и обучения всех субъектов учебно-образовательного процесса: родителей, педагогов, детей, обладает большим воспитательным потенциалом, может служить основой для разработки внеурочных занятий с классными коллективами и общешкольных мероприятий. Именно школа является одним из важнейших институтов воспитания такого качества нравственного аспекта как толерантность.

Одним из основных направлений образовательной деятельности школы становится духовно-нравственное воспитание учащихся. В школе разработана Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об Образовании», федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции УМК «Начальная школа XXI века», с учетом методических разработок издательства «Просвещение» и опыта реализации воспитательной работы (гражданско-правового образования, патриотического воспитания и т.п.) школы.

В программе учтены культурно-исторические, этнические, социально-экономические, демографические особенности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, запросы семей и общественных организаций. Определены задачи, ценности, содержание, планируемые результаты, а также формы воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования, традиционными общественными организациями, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности объединений, спортивных секций и творческих клубов.

В программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся представлена организация работы по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития школьника, как уклада школьной жизни, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей (законных представителей).

Актуальность программы определяется сложностью темы, поскольку в современном обществе в связи с экономическим, образовательным и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Различные партии, организации, религиозные конфессии, национальные объединения формулируют свои, нередко противоположные друг другу цели воспитания. Вопрос о целях воспитания представляется особо значимым сейчас еще и потому, что идет процесс формирования нового поколения российских граждан.

В школе создаются условия для реализации программы посредством обеспечения духовно-нравственного развития обучающихся на основе их

- приобщения к базовым общечеловеческим ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы;

- общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России;

- воспитания ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны;

- развития его творческих способностей;

- формирования основ социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Знакомство с культурой, религией, искусством разных стран и народов поможет каждому ребенку в становлении собственного мировоззрения, даст импульс к осмыслению своего собственного «я».

Сложные социально-политические условия современной российской действительности, в том числе образовательной среды с ее внутренним и внешним пространством, актуализировали проблему воспитания толерантности, настоятельно требующую практического решения. Поэтому, принятие Федеральной целевой программы в январе 2001 г. «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» стало для педагогического коллектива стимулом для систематизации накопленного опыта работы и, одновременно, толчком для разработки собственной программы, посвященной проблемам толерантности. Известно, что толерантность понимается как способность человека сосуществовать с другими людьми, которым присущи иные менталитет, религия, культура, образ жизни.

Воспитание толерантности – общее дело многих государственных и общественных институтов, но когда его объектами выступают дети, главная нагрузка и ответственность в работе с ними ложится, наряду с семьей, на образовательную среду, на педагогов – учителей, воспитателей, социальных педагогов, школьных психологов и др.

В этом труднейшем, до сих пор неведомой остроты деле столь же остро необходимы, во-первых, информация о сущности воспитания толерантности, ее содержании и проявлениях, во-вторых, представление о возможных средствах – технологиях такого воспитания, предназначенное для выбора и творческого использования таковых в тех или иных конкретных условиях. Тем более, в-третьих, - и здесь особая и немалая проблема! – что толерантность необходима и самому педагогу – человеку и профессионалу.

Множество источников стихийно влияет на формирование толерантности (влияние отдельных людей, читаемые книги, средства массовой информации и пр.) – опыта действительного отношения человека к тем или иным явлениям жизни, который можно назвать опытом толерантности. Однако любой опыт можно специально обогащать, пополнять, насыщать. В этом, собственно, и состоят суть и содержание воспитания толерантности – целенаправленной организации положительного (преодоления отрицательного) опыта толерантности. Речь идет о создании пространства прямого или опосредованного взаимодействия с другими, иными по взглядам или поведению, людьми, их сообществами, иначе говоря – пространства сосуществования разного. Каким бы это разное ни было, в любом случае педагогу приходится быть готовым к нему, а для этого хорошо знать не только источники, но и факторы, вызывающие необходимость толерантности, т.к. они провоцируют проявления неприятия, нетерпимости, враждебности, конфликты. Таких факторов, сложных для ребенка, а, значит, и для педагога, немало: религиозных, этнических, психологических, ценностных, коммуникативных, поведенческих. Все эти факторы пересекаются, воплощаются в поведении — в реальных взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. Поэтому именно поведение, образ жизни, жизненный опыт ребят, его организация – основное поле деятельности педагогов, на котором они только и могут практически реализовать свои задачи, обогащая опыт толерантности своих питомцев и, добавим, свой собственный.

При этом главная педагогическая задача состоит не в том, чтобы вынудить ребенка изменить взгляды, заставить его мыслить и относиться иначе, чем он это уже делает. Дело не в том, чтобы он признал то, чего раньше не признавал, полюбил то, чего прежде не любил: он имеет право на свое отношение, а в том, чтобы создать условия, требующие взаимодействия ребенка с другими людьми, какими бы в его глазах они ни были.

Нельзя не сказать и об этических границах, требующих понимания и особенно четкой нравственной позиции: невозможно равнодушно сосуществовать с предательством, преступлением, терроризмом. Толерантность – это не равнодушие, а труд души!

2.1. Принципы разработки проекта

      Общество – это совместная жизнь многих людей, активно взаимодействующих между собой по поводу удовлетворения своих жизненно необходимых потребностей. В результате между людьми складываются определённые отношения. Общественные отношения развиваются вместе с развитием условий жизни и деятельности человека.

      Одной из важнейших сфер общества является духовная сфера. Духовная сфера – отношения между людьми по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми членами общества. При этом под духовными ценностями подразумеваются предметы живописи, музыка, литературные произведения, но также знания людей, наука, моральные нормы поведения, т.е. всё то, что составляет духовное содержание общественной жизни или духовность общества.

      Духовная жизнь общества складывается из повседневного духовного общения людей и из таких направлений их деятельности, как познание, образование, из проявлений морали, искусства, религии. Всё это составляет содержание духовной сферы, развивает духовный мир людей, их представления о жизни общества.

       Большое значение в данном отношении имеет деятельность образовательных учреждений, а также круг его сверстников и друзей, богатство его общения с другими людьми.

   Одной из фундаментальных проблем развития современного общества заключается в том, как сформировать, сохранить и обогатить духовный мир людей, приобщить их к подлинным духовным ценностям и отвратить от ложных, разрушающих человеческую душу и общество.

  Образование – неотъемлемая часть культуры. Одна из функций образования заключается в том, что оно является средством социальной преемственности. Именно с помощью образования старшее поколение передаёт младшему опыт и знания, которые сохраняют целостность общества и позволяют ему развиваться дальше. “Направляя деятельность юных, общество определяет собственное будущее. Со временем его будут определять именно те, кто сейчас молод, и характер будущего в значительной мере зависит от того, какое направление было придано занятиям детей в предшествующий период”, – так говорил Джон Дьюи в статье “Демократия и образование”.

Толерантность должна пониматься не просто как терпимое отношение к чему-то иному, отличающемуся от привычного нам. Толерантность предполагает не только понимание, но и принятие того факта, что окружающий мир и населяющие его народы очень разнообразны. При этом каждый этнос уникален и неповторим. Только признание этнического и религиозного многообразия, понимание и уважение культурных особенностей, присущих представителям других народов и религий, в сочетании с демократическими ценностями гражданского общества могут содействовать созданию подлинно толерантной атмосферы.

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность – это единство в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира  и ведет от  культуры войны к культуре мира. Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а, прежде всего,  активное отношение на основе признания универсальных прав и свобод человека.

 Принцип индивидуальности: создать условия для реализации личностного роста, самореализации и самоопределения личности; каждый участник учебно-воспитательного процесса должен быть самим собой, обрести свой гражданско-нравственный образ.

 Принцип свободы выбора: развить умение и навыки свободы выбора цели, содержания, форм и способов организации жизнедеятельности человека и гражданина.

 Принцип творчества и успеха:  определить и развивать индивидуальные творческие способности личности, стимулировать процесс самосовершенствования.

 Принцип доверия, поддержки и сотрудничества: принципиально отказаться от авторитарных методов формирования личности; установить атмосферу доверия и доброжелательности, которая поможет самореализации и самоутверждению и педагога, и ребенка.

 Принцип субъектности: опора на активность учащегося, инициативность, стимулирование его самовоспитания, сознательного поведения и самокоррекции в отношениях с другими людьми.

 Принцип адекватности: соответствие содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс; учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, религиозных, семейных, региональных и пр.).

 Принцип индивидуализации: учет индивидуальных особенностей и уровня сформированности толерантности у обучающегося; раскрытие потенциала отдельной личности как в учебной, так и во внеучебной деятельности; предоставление возможности каждому студенту для самореализации и самораскрытия.

 Принцип рефлексивной позиции: ориентация на формирование у студентов осознанной устойчивой системы отношений к какой-либо значимой для них проблеме, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках.

 Принцип создания толерантной среды: формирование в университете гуманистических отношений; воспитание у студентов и преподавателей чувства взаимной ответственности; доминирование творческого начала при организации учебной и внеучебной деятельности.

3. Цель и задачи проекта

Цель проекта:

Формирование установок толерантного сознания в рамках профилактики экстремисткой деятельности.

Задачи:

  • развитие способностей понимать важнейшие принципы     толерантности и применять их в повседневной жизни;
  • обучение навыкам конструктивного разрешения конфликтов,         преодоления противоречий и достижения компромисса;
  • укрепление в  толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека.
  • развитие у обучающихся черт толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность;
  • воспитание личности в духе культуры мира и ненасилия, толерантности, взаимопонимания и сотрудничества, в духе уважения демократии, прав и свобод человека.

       

4.  Сроки  и этапы реализации проекта

Определение траектории достижения цели и выделение этапов процесса

  1. этап -  организационно-подготовительный: январь 2015 г. – август 2015 г. Разработка методологических и технологических основ проекта,  анализ эффективных технологий развития установок толерантного сознания, информирование участников образовательного процесса о проекте «Мы россияне!». В ходе первого этапа планируется осуществить:
  • разработку модели  проекта;
  • проектирование деятельности коллектива, творческих групп;         разработка концептуальных положений и диагностики личностного роста обучающихся;
  • ознакомление   с теоретическими и методическими основами проекта «  Мы россияне!».

 2 этап - практический: сентябрь 2015 г. – июнь 2017 г. Реализация системы мероприятий по формированию толерантной среды, профилактике экстремизма. В  ходе второго этапа происходит  внедрение в образовательный процесс методических материалов по профилактике проблем межнациональных отношений, взаимодействие культур и формирование установок толерантного сознания, практическая реализация проекта  «Мы россияне!».

 3 этап (итоговый) - аналитический: июнь-август 2017 г. Мониторинг и обобщение достигнутого опыта, оценка результатов реализации проекта. В ходе третьего этапа будет:

  • сделан анализ работы за  2015, 2016 годы;    
  • обобщен опыт и подведен итог  работы;
  • внесены изменения и коррективы в работающую модель, определена результативность.

Участниками проекта «Мы россияне!» являются педагоги, обучающиеся 14-17 лет Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №13» и их родители.

6. Обеспечение проекта

Для реализации данного проекта необходимо следующее кадровое и материально-техническое обеспечение:

  1. Кадровое:
  • Заместитель директора по воспитательной работе
  • Педагог-организатор
  • Педагог-психолог
  • Социальный педагог
  • Классные руководители
  1. Материально-техническое
  • Кабинет социального педагога
  • Кабинет для тренинговой работы педагога-психолога
  • Кабинет психологической разгрузки педагога-психолога
  • Библиотека школы
  • Школьные кабинеты

Методы реализации Проекта.

1.        Информационный метод (правовое просвещение)

2.        Практико-ориентированный метод (социально-психологический тренинг, мозговой штурм, кейс-метод, деловые игры, проблемные ситуации)

3.        Диагностический метод (опрос, анкетирование)

4.        Метод анализа и обобщения (литературы, интернет-источников)

5.        Метод коллективно-творческого дела (создание интернет сообщества на сайте школы, создание инициативной группы, выпуск школьной газеты «Мы россияне!»)

7. Механизм реализации

 7.1.  Мероприятия по реализации проекта

№ п.п.

Название мероприятия

Период проведения

Ответственные

Организационный этап:  январь - август  2015 г.

Разработка методологических и практико-ориентированных принципов проекта. Обозначение плана мероприятий реализации проекта «Мы россияне!»

Январь-февраль 2015г

Администрация

Оформление стенда  с указанием деструктивных тоталитарных сект и групп, действующих на территории РФ

Февраль

2015г

Педагог-организатор

Проведение групповой консультации по ФЗ-114 «О противодействии экстремисткой деятельности» для педагогов и родительской общественности

Апрель-май

2015г.

Социальный педагог, классные руководители

Участие в городских семинарах и курсах повышения квалификации «Противодействие экстремисткой деятельности» для образовательных организаций

Март-май

2015г

Администрация

Общее родительское собрание с привлечением специалистов, инспекторов по делам несовершеннолетних по профилактике экстремисткой деятельности на территории г. Нижневартовска и ХМАО-Югры

Май 2015г.

Заместитель директора по ВР

Подбор тематической литературы для педагогов и учеников.

Апрель-май 2015г

Методист, школьный библиотекарь

Практический этап: сентябрь 2015 г. – июнь 2017 г

Диагностическая работа с целью исследования личностных свойств толерантности у учащихся.

Сентябрь, ноябрь

Педагог-психолог

Круглый стол с обучающимися, направленный на обсуждение вопросов формирования здоровых установок и навыков ответственного поведения к ценности жизни человека

Октябрь

Педагог-психолог, классные руководители

Организация и проведение групповых занятий с обучающимися «Формирование навыков толерантного отношения».

В течение учебного года

Педагог-психолог

Разработка и распространение информационного буклета «Мое право, мой выбор, моя ответственность»

Октябрь

Социальный педагог

Разработка и выпуск школьной газеты «Мы россияне!»

В течение учебного года (4 выпуска)

Педагог-психолог

Участие в городских  мероприятиях по профилактике экстремизма (конкурсы, конференции, семинары).

В течение учебного года

Заместитель директора по ВР

Конкурс сочинений «Все мы разные – в этом наше богатство»

Учителя русского языка

Тематические классные часы:

  • «Давайте дружить народами»,
  • «Возьмемся за руки, друзья»,
  • «Нам надо лучше знать друг друга»,
  • «Приемы эффективного общения»,
  • «Все мы разные, но все мы заслуживаем счастья»,
  • «Профилактика и разрешение конфликтов»,
  • «Богатое многообразие мировых культур»,
  •  «Мы жители многонационального края!»,
  • «Что значит жить в мире с собой и другими?»
  • «Чувствовать, думать, любить, как другие…» 
  • «Наша истинная национальность – человек»  

В течение учебного года

Классные руководители

Проведение разъяснительной работы среди учащихся по предупреждению экстремизма с приглашением представителей правоохранительных органов, духовенства:

«Гражданская и уголовная ответственность за проявление экстремизма», «Экстремизм – антисоциальное явление».

В течение учебного года

Социальный педагог, педагог-психолог

Конкурс  рисунков

«Мы такие разные, и все-таки мы вместе»,

«Мир на планете – счастливы дети!».

«Спорт – здоровье, дружба!»

 «Террору – НЕТ!»,

Ноябрь, март, апрель

Классные руководители, педагог-организатор

Конкурс презентаций  пропагандирующих идеи толерантности  и диалога культур «Познаем народы России и мира – познаем себя»

В течение учебного года

педагог-организатор

Проведение бесед, направленных на формирование чувства патриотизма, толерантности, веротерпимости, миролюбия у граждан различных этнических групп населения

Согласно плана воспитательной работы

Классные руководители, социальный педагог

Оформление тематических стендов:

 «Толерантность в правовом государстве»

В течение учебного года

педагог-организатор

Разработка рекомендаций, буклетов для родителей и учащихся по повышению информационной грамотности по вопросам современных религиозных течений

В течение учебного года

педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог

Подготовка и проведение конкурса социальной рекламы «Мы россияне!»

Апрель

Проведение акции "Телефон доверия" под девизом: "Информирование о телефоне доверия - шаг к безопасности ребенка!" о деятельности школьного телефона доверия в школе.

Ноябрь, май

Педагог-психолог

Аналитический этап: июнь-август 2017 г.

1.

Анализ мониторинговых исследований

Июнь-июль

Педагог-психолог

2.

Обобщение опята реализации проекта

Июль

Администрация школы,

Педагог-психолог

3.

Разработка дальнейшей перспективы Проекта

Август

Администрация школы

8. Ожидаемые результаты

Проект «Мы россияне!» должен привести к укоренению духа толерантности, развитию у обучающихся  черт толерантной личности, способной понимать и применять важнейшие принципы толерантности в повседневной жизни, уметь предупредить конфликты или разрешить их ненасильственным путем.

Предполагаемый результат педагогической деятельности - самоактуализирующаяся личность, которой присущи:

  • активное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться в ней.
  • принятие себя и других людей такими, какие они сеть.
  • непосредственность в поступках и спонтанность в выражении своих мыслей им чувств.
  • сосредоточенность внимания на том, что происходит во вне, в противовес ориентации только на внутренний мир, сосредоточенности сознания на собственных чувствах и переживаниях.
  • обладание чувством юмора.
  • озабоченность благополучием других людей, а не обеспечением только собственного счастья.
  • способность к глубокому пониманию жизни.
  • умение полагаться на свой опыт, разум и чувства, а не на мнение других людей, традиции или условности, позиции авторитетов.
  • открытое и честное поведение во всех ситуациях.
  • готовность стать непопулярным, подвергнуться осуждению со стороны большинства окружающих людей за нетрадиционные взгляды.
  • способность брать на себя ответственность, а не уходить от нее
  • приложение максимума усилий для достижения поставленных целей.
  • умение замечать и, если в этом есть необходимость, преодолевать сопротивление других людей.

Предполагаемый результат

Критерии

Показатели

Инструментарий

1 год

Сформированность межличностной, межнациональной  толерантности

Уважительное отношение к обучающимся внутри группы.

Умение принимать религию, культуру, традиции, обычаи других наций

Умение слушать собеседника.

Социометрия.

Оценка психологического климата в группе (тестирование)

Педагогическое наблюдение, анкетирование,  беседа.

Тестирование

Сформированность эстетической толерантности.

Бережное отношение к произведениям искусства.

Педагогическое наблюдение.

Сформированность правовую толерантности.

Умение оперировать нормативно- правовой базой.

Анкетирование

2 год

Сформированность межличностной, межнациональной  толерантности

 

Способность к эмпатии.

Отсутствие конфликтов между представителями наций в училище

Соотношение «Я-идеального» и «Я-реального»

Тестирование

Педагогическое наблюдение

Самооценка, анкетирование

Сформированность межличностной, межнациональной  толерантности

 

Способность к конструктивному, бесконфликтному общению.

Ответственное отношение к поступкам.

Способность к самовоспитанию.

Уважение к религии других народов.

Тестирование

 

 

Анкетирование.

Педагогическое наблюдение

Анкетирование.

Сформированность эстетической толерантности.

Умение давать оценку прекрасному.

Преодоление интолерантности к людям, имеющие другие аспекты эстетической культуры.

% посещений музеев, выставок.

Педагогическое наблюдение

Основным результатом проекта «Мы россияне!»

должно быть

  1. Формирование  установок толерантного сознания;
  2. Овладение навыками адекватного поведения в конфликтных    ситуациях;
  3. Применение знаний норм толерантного поведения в жизни;
  4. Отсутствие проявлений экстремизма и конфликтов на почве личностных межэтнических и межконфессиональных отношений.
  5. Контроль, анализ и коррекция действий по воспитанию толерантной личности:
  6. Контрольно-аналитическая и оценочная  функции: самоконтроль, самоанализ и самооценка качества воспитательной деятельности, контроль, анализ и оценка жизнедеятельности обучающегося.
  7. Координация и коррекция - согласование воспитательных усилий педагогов, общественных организаций и органов местного самоуправления, их коррекция.

Список литературы

  1. Абакумова И. В. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании / И. В. Абакумова,                      П. Н. Ермаков // Вопр. психологии. – 2003. - № 3. – С. 78-82.
  2. Баранова Г. Платформа для диалога : Актуальные проблемы этнотолерантности / Г. Баранова, О. Орлова // Шк. психолог. - 2010. - № 14. - С. 4-7.
  3. Валитова Р. Р. Толерантность: порок или добродетель? /             Р. Р. Валитова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. –
  4. Воспитание толерантности: [тема номера] // Шк. психолог. - 2009. – № 20. – Содерж. : Как говорить об "иных", или Измерения культуры в сфере образования / О. Хухлаев ; Первые шаги к толерантности / М. Прочухаева,                     О. Лисютенко ;  Исследование толерантности в школе /         В. Ясвин ; Мы с тобой одной крови : Игры на развитие толерантности / И. Девина.
  5. Галкин А. А. Культура толерантности перед вызовами глобализации / А. А. Галкин, Ю. А. Красин // Социс. - 2003. - № 8. - С. 64-74.
  6. Гершунский Б. С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования / Б. С. Гершунский // Педагогика. - 2002. - № 7. - С. 3-12.
  7. Гладков А. В. Влияние проблем толерантности на общество / А. В. Гладков // Кризис: гуманитарные стратегии преодоления : материалы Междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых / Тюм. гос. нефтегазовый ун-т ; под ред.      В. В. Гаврилюк. – Тюмень, 2009. – С. 117-121.
  8. Гуцко Д. Велено стать россиянами / Д. Гуцко // Огонёк. – 2011. – N 6. -  С. 16-18.
  9. Добрынина Е. Тройка по толерантности : Подростки-москвичи разных национальностей с трудом учатся понимать и уважать друг друга / Е. Добрынина // Рос. газ. - 2007. - 22 марта. - С. 9.
  10. Дьячкова С. А. Профилактика нетерпимости и ксенофобии  : материалы для классных часов в старших кл. /               С. А. Дьячкова, В. В. Луховицкий. – М. : Чистые пруды, 2008. – 32 с. – (Библиотечка "Первого сентября", серия "Классное руководство" ; выпуск 9).
  11. Зарубина Н. Н. «Экономический человек» в глобальном мире: энергия экспансии и толерантность / Н. Н. Зарубина
  12. Иванова Н. Л. Идентичность и толерантность: соотношение этнических  и профессиональных стереотипов /                      Н. Л. Иванова // Вопр. психологии. – 2004. - № 6. – С. 54-63.
  13. Иду на Вы : Президент объявил войну экстремизму : [тезисы доклада Президента РФ Д. А. Медведева на заседании президиума Госсовета по национальной политике] // Рос. газ.-Неделя. – 2011. – № 6 (17-23 февр.). - С. 2.
  14. Казарова Е. Эмблема толерантности: занятие по психологии для учащихся 6 - 8-х классов / Е. Казарова // Шк. психолог. - 2009. - № 23. - С. 8-9.
  15. Клепцова Е. Ю. Терпимое отношение к ребёнку: психологическое содержание, диагностика, коррекция : учеб. пособие / Е. Ю. Клепцова. – М. : Академический проект, 2005. - 192 с. – (Руководство практического психолога).
  16. Кожухарь Г. С. Проблема толерантности в межличностном общении / Г. С. Кожухарь // Вопр. психологии. – 2006. - № 2. – С. 3-13.
  17. Ленская А. Толерантность в цифрах не измеришь /                  А. Ленская // Новости Югры. - 2010. - 21 авг. - С. 3.
  18. Луховицкий В. Когда ссора между учениками приобретает национальную окраску : Как помочь ребятам разобраться в сложностях большого мира и научить их жить в согласии с разными людьми / В. Луховицкий // Первое сент. - 2008. – № 16. - С. 11-12.
  19. Мартьянов В. Быть свободным или «Бороться с экстремизмом»? / В. Мартьянов, Л. Фишман // Новый мир. - 2008. - № 11. - С. 132-152.
  20. Мелихов А. Толерантность – нужда или добродетель? /         А. Мелихов // Дружба народов. – 2007. - № 3. – С. 171-182.
  21. Мусаелян М. Ф. О причинах современного российского молодежного экстремизма  / М. Ф. Мусаелян // Рос. юстиция. – 2009. - № 4. – С. 43-46.
  22. Победа Н. А. Толерантность: содержательные смыслы и социологическая  интерпретация / Н. А. Победа // Социс. – 2007. – N 6. - С. 13-28.
  23. Погодина А. А. Толерантность: термин, позиция, смысл, программа / А. А. Погодина // История. – 2002. - № 11. – С. 4.
  24. Рашковский Е. Б. Пласты нетерпимости: философские заметки / Е. Б. Рашковский // Вопр. философии. - 2003. - № 4. - С. 61-67.
  25. Самсонов А. Л. Модели общества: от хаоса к толерантности / А. Л. Самсонов // Экология и жизнь. - 2003. - № 2. - С. 20-25.
  26. Соколов В. М. Толерантность: состояние и тенденции /         В. М. Соколов // Социс. - 2003. - № 8. - С. 54-63.
  27. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология : учеб. для вузов /                Т. Г. Стефаненко. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Аспект Пресс, 2004. – 368 с.
  28. Форсова В. В. О религиозных корнях толерантности /           В. В. Форсова // Социс. – 2004. - № 1. – С. 45-53.
  29. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра. Правительство. О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2011-2013 годы" : [постановление Пр-ва Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 дек. 2010 г. № 367-п] // Новости Югры. - 2011. - 1 февр. - С. 6-16.
  30. Шинкаренко П. Молодежная политика в России: взаимодействие всех субъектов общества / П. Шинкаренко // Проблемы теории и практики управления. - 2008. - № 3. – С. 119-126.
  31. Шустова Л. П. Программа формирования гендерной толерантности у старшеклассников / Л. П. Шустова // Вестн. практ. психологии образования. – 2006. - № 1, 3, 4 ; 2007. - № 1, 2, 3, 4 ; 2008. - № 1.
  32. Щеголихина Н. Б. К проблеме формирования культуры межнациональных отношений / Н. Б. Щеголихина // История. – 2002. - № 7. – С. 2.
  33. Ярков А. П. К вопросу о молодежном экстремизме как потенциальной угрозе гражданскому согласию в России /    А. П. Ярков // Гуманитарные стратегии российских трансформаций : материалы Междунар. науч.-практ. конф. / Тюм. гос. нефтегазовый ун-т ; отв. ред. В. В. Гаврилюк. – Тюмень, 2008. –  Т. 2. - С. 138-140.

г. Нижневартовск                                                      2015 год        Страница