Социальное партнерство в сфере образования.

Фомина Любовь Константиновна

 Термин "социальное партнерство в образовании" - как и сама деятельность, получили полноправное признание в современной России несколько лет назад. Социальное партнёрство — система институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процессаработников и работодателей, основанная на равном сотрудничестве. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx238.98 КБ

Предварительный просмотр:

Социальное партнерство в сфере образования.

 Термин "социальное партнерство в образовании" - как и сама деятельность, получили полноправное признание в современной России несколько лет назад. Социальное партнёрство — система институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процессаработников и работодателей, основанная на равном сотрудничестве. Социальное партнерство означает практику совместной выработки решений и сбалансированной, разделяемой ответственности. 

Развитие социального партнёрства в его различных формах — важная составная часть процесса усиления социальной направленности современной рыночной экономики, её социализации. В системе социального партнёрства интересы работников представлены, как правило, профсоюзами, интересы работодателей — союзами предпринимателей. В так называемом трипартистском её варианте третьим непосредственным участником процесса согласования интересов выступает государство, которое одновременно является и гарантом выполнения принятых соглашений. Согласование интересов достигается путём переговорного процесса, в ходе которого стороны договариваются об условиях труда и его оплате, о социальных гарантиях работникам и их роли в деятельности предприятия.

Необходимость социального партнерства в образовании предусмотрена современными теоретическими взглядами на образование.

В России социальное партнерство на более высоком уровне, чем организация, стало впервые регулироваться правом с 1992 года. Основным нормативным актом стал Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г., который по-новому урегулировал порядок заключения коллективных договоров. В нем впервые в российском законодательстве употребляются термины «социальное партнерство» и «коллективные переговоры», хотя в мире они появились еще в период Первой мировой войны 1914-1918 гг., а в международных актах МОТ закреплены после Второй мировой войны.

Систему социального партнерства составляют пять следующих уровней (ст. 26 ТК РФ):

Схема 1

Уровни системы социального партнерства

Формами социального партнерства являются следующие (ст. 27 ТК РФ):

  • коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;
  • взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования труда, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;
  • участие работников, их представителей в управлении организацией.
  • участие представителей работников и работодателей в судебном разрешении трудовых споров.

Чтобы социальное партнёрство в РФ развивалось более активно, государству необходимо проводить его пропаганду. Это можно осуществлять при помощи социальной рекламы, проведения различных конференций, круглых столов, семинаров, разъяснительных работ, создания интернет-сайтов, посвящённых теме социального партнёрства, а также посредством активного сотрудничества со СМИ. Все выше перечисленные мероприятия должны освещать следующие аспекты:

        Схема 2

Возможности развития образования в России с помощью партнерства строятся на следующих механизмах:

  • открытость и сотрудничество;
  • упор на развитие, общение и обмен идеями;
  •  разработанная философия образования и подход к развитию сообщества;
  • возможность для местных жителей, общественно-активных образовательных учреждений всех типов и видов, местных организаций стать активными партнерами в решении проблем в образовании и сообществе;
  • представление родителям возможности стать «добрым попутчиком» на образовательном маршруте ребенка;
  • сотрудничество с добровольцами, направленное на увеличение количества услуг, предоставляемых в сообществе.

Социальное партнерство выступает способом достижения баланса интересов всех участвующих на рынке образовательных услуг субъектов.

Студенты заинтересованы в социальных гарантиях и престижном образовании; государство - в гарантированном формировании и исполнении заказа на подготовку профессиональных кадров; бизнес - в притоке образованных и хорошо подготовленных к жизни и работе специалистов; образовательные учреждения – в увеличении спроса на образовательные услуги, свободе выбора из числа абитуриентов.

Схема 3

Основные формы развития социального партнерства в сфере профессионального образования

  

  Социальное партнерство помогает направлять ресурсы на развитие совместной деятельности любых образовательных учреждений, их общественной самоорганизации и самоуправления независимо от их типа и вида. Оно привлекает ресурсы общества для развития образовательной сферы. Оно помогает накапливать и передавать жизненный опыт, как образовательного сообщества, так и его партнеров для формирования у членов сообщества способности долговременного выживания на рынке образовательных услуг.

Таблица 1

Сдерживающие факторы развития процесса социального партнерства в сфере образования

Факторы

1

медленное становление представительных органов работодателей в отрасли (так, принятый в 2002 году Федеральный закон «Об объединениях работодателей»  не закрепляет специфику статуса работодателя в бюджетной сфере, несмотря на то что ЦК Профсоюза неоднократно давал свои замечания и предложения по закреплению этой специфики в законе)

2

нерешенные в полной мере проблемы восстановления ответственности государства в сфере образования, разграничения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в обеспечении стабильного финансирования учреждений отрасли

3

крайне низкая финансовая обеспеченность положений коллективных договоров и соглашений всех уровней

4

отсутствие системного подхода к формированию кадровой политики в отрасли

5

неразвитость рынка педагогического труда, отсутствие взаимосвязи между планированием профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации  педагогических кадров и требованиями рынка труда

6

недостаточный уровень информационного обмена и координации работы по вопросам социального партнерства между Министерством образования и науки РФ и ЦК

Социальное партнерство позволяет действовать эффективно и успешно, имея в виду приоритетную перспективу, общую для всех партнеров, эффективно координировать совместную деятельность с ясным пониманием своей ответственности. Такая деятельность позволяет оказывать наиболее эффективно и экономно помощь нуждающимся членам сообщества, участвующим в партнерстве, добиваться того, чтобы, оставаясь непохожими на других, признавать различия отдельных людей и организаций. 

Таковы основные аспекты процесса становления и функционирования социального партнерства в сфере образования. Важно не только удержание в поле зрения управленческого персонала учреждений и органов образования, отмеченных выше граней партнерства, но и создание достаточно чувствительной системы информации, помогающей регулярно анализировать состояние реальных и потенциальных партнеров, выявлять противоречия, возникающие при взаимодействии между ними, осуществлять выбор путей и средств укрепления положения образовательных учреждений в конкретном сообществе.