Влияние тоталитарных сект на современное российское общество

Жилич Людмила Николаевна

Религия сегодня рассматривается как эффективное орудие в деле преобразования мира. Именно об этом свидетельствует необычайная активность иностранных держав в распространении новых религиозных течений в нашей стране и их прямое вмешательство в жизнь России. 

В России и ряде других восточноевропейских стран бытует ошибочное мнение о том, что любая группа, называющая себя религиозной, хороша, так как «несет веру в нечто хорошее».

Секты — это не новое явление. Сколько существовало человечество, столько существовали и секты, состоящие из групп фанатиков, следующих за неким харизматическим лидером. 

Наша страна традиционно многоконфессиональна; всю ее историю люди, исповедующие различные религии, жили бок о бок друг с другом, с уважением относясь к праву соседа веровать по-своему, свободно и сознательно выбирать свои религиозные убеждения. Но именно этого права стремятся лишить человека тоталитарные секты. Они превращают ничего не подозревающих людей
в рабов. Опыт показывает, что людям, попавшим в секту, будет нанесен серьезный вред. Разрушатся семьи, будет подорвано здоровье, деньги
и собственность будут потеряны и в конце концов, когда человек все-таки покинет секту, перед ним встанет проблема вновь научиться самостоятельной жизни, которую он далеко не всегда в состоянии решить.

Деятельность тоталитарных сект нарушает ряд международных актов и законов РФ. Все противозаконные действия несут в себе уголовную ответственность. Значит, государство не спит, а пытается предотвратить трагедию, крепко связанную с деятельностью сект. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx30.2 КБ

Предварительный просмотр:

Л. Н. Жилич

  1. Влияние тоталитарных сект
    на современное российское общество

Религия сегодня рассматривается как эффективное орудие в деле преобразования мира. Именно об этом свидетельствует необычайная активность иностранных держав в распространении новых религиозных течений в нашей стране и их прямое вмешательство в жизнь России. Их деятельность направлена не на защиту россиян от духовной агрессии сект, а на отстаивание интересов своих зарубежных покровителей. Новые культы используют все новейшие средства распространения своих учений, считают себя выразителями современности, используя также современные средства психологического воздействия.

Все это приводит к тому, что по-прежнему жертвами тоталитарных сект становятся отдельные россияне, рушатся семьи, страдает общество. Практика неопровержимо свидетельствует, что выход из сект чрезвычайно затруднителен, реабилитационный период затягивается на очень длительное время, отдаленные последствия пребывания в секте продолжают сказываться годами. Вот почему необходимо сделать все возможное для того, чтобы предотвратить вовлечение молодежи в секту. Для этого следует вооружить каждого хотя бы минимумом сведений, позволяющих противостоять напору сектантских миссионеров.

Согласно толковому словарю В. Даля, секта — братство, принявшее свое, отдельное учение о вере; согласие, толк, раскол или ересь. С учетом прочих вариантов определений терминов «секта», предлагаемых в различных словарях, научных исследованиях и учебных пособиях, можно дать следующий их вариант. Секта — организация или группа лиц, замкнувшихся в своих интересах (в том числе культовых), не совпадающих
с интересами общества, безразличных или противоречащих им. Следует отметить необходимость различать понятия «секта» и «тоталитарная секта». Сектами можно назвать большинство новых религиозных движений, как выходцев из каких-либо традиционных религий, и это слово не несет в себе характеристики такой организации как чего-то плохого.

Напротив, религиозные секты могут оказывать культурообразующее влияние на традиции народов, сами постепенно превращаясь в мощные религиозные позитивные движения. Примером здесь может служить протестантство.

Но среди всей массы религиозных движений есть целый пласт таких, деятельность которых идет вразрез со светскими законами (Белое Братство, АУМ Синрике, Свидетели Иеговы, Семья и др.) или доктрины, которых прямо призывают к насилию над людьми из внекультового социума (Церковь сатаны и др.), то есть религиозных объединений деструктивного характера, которые из-за тоталитарных порядков, царящих в них, называют также «тоталитарными сектами» («тоталитарное религиозное объединение»). Термин «тоталитарные секты» давно уже широко и совершенно справедливо используется и корреспондентами российских средств массовой информации.

Тоталитарные секты — это авторитарные идеократические группы, которые манипулируют своими членами и эксплуатируют их, нередко причиняя им психологический, финансовый и физический вред. Руководители тоталитарных сект скрывают свои цели под религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-позна-вательными, культурологическими и иными масками. Криминальный характер таких организаций хорошо замаскирован, но тем не менее он проявляется в виде различных громких инцидентов.

Лидеры тоталитарных сект претендуют на обладание сверхчеловеческим статусом; вся группа в целом ставит себя выше общества и семьи
и противопоставляет себя им. Для сектантов характерно черно-белое (свои — чужие, спасенные — погибшие, элита — быдло и т. п.) мировоззрение, не знающее полутонов. Люди с сектантским мышлением ищут козлов отпущения для объяснения собственных сложностей и проблем общества. Сектантское мышление бывает особенно распространено во времена социальных или экономических кризисов и может привести
к нетерпимости и экстремизму. Сталкиваясь с возрастающим негативизмом общественного мнения россиян по отношению к разнузданной деятельности разномастных сектантских «ловцов душ человеческих», лидеры сект стремятся найти все более изощренные способы вовлечения
в секты. По-прежнему остаются в ходу у сектантов анонимность, мимикрия под всевозможные культурно-просветительские, научные, педагогические, психологические или миротворческие организации.

Тоталитарные секты прибегают к различным способам контроля над сторонами жизни и личности адептов. Методы манипулирования людьми могут быть чрезвычайно эффективными и приводить к состоянию стойкой зависимости от манипуляторов. Эти методы базируются на двух основных принципах:

  1. Внезапные, резкие перемены среды могут сделать человека особенно восприимчивым к внешнему влиянию и способствовать резким
    и глубоким переменам его мироощущения, системы ценностей и веры.
  2. Если вы можете заставить человека вести себя так, как вы хотите, вы можете его и заставить его поверить в то, во что вы хотите.

Группа может долгое время контролировать своих членов, используя
с этой целью следующие приемы:

  1. Изоляция. Руководство поощряет общение и совместное проживание только с другими членами группы, часто требует этого. Физически отделенные, вы можете утратить представление о действительности.
  2. Социальное групповое давление. Эксплуатируется чувство принадлежности к обществу.
  3. Вина. Внушается негативная оценка досектантской жизни.
  4. Страх. Запугивание негативными духовными и физическими последствиями нарушения правил, особенно выхода из группы.
  5. «Бомбардировка любовью» чувство принадлежности к секте, как
    к семье искусственно создается частыми поцелуями, объятиями, непрекращающейся лестью.
  6. Информационная блокада. Вы обязаны штудировать издания секты просматривать и прослушивать ее материалы в записях. Запрещено обращаться к критическим материалам о секте.
  7. Деиндивидуализация. Если вам не оставляют времени на самого себя, если вам нельзя побыть в одиночестве, вы постепенно утрачиваете способность объективно мыслить и оценивать ситуацию» со стороны»,
    «в перспективе».
  8. Усталость и истощение. Вы не получаете необходимого отдыха
    и питания, вы теряете способность адекватно воспринимать обстановку
    и делаетесь подверженным влиянию, особенно если вас постоянно ставят во все новые и новые непривычные для вас ситуации и предоставляют противоречивую информацию.
  9. Языковой контроль. Введение нового словаря и/или значения общеупотребительных слов приводит к изменениям в мышлении.
  10. Контроль межполового общения. Предписания группы могут быть различны: от полового запрета до извращений и проституции и др.

В результате совокупного действия приведенных приемов контроля над каждым членом тоталитарной секты происходит подавление подлинной личности и замещение ее набором поведенческих, речевых, эмоциональных и мыслительных штампов.

При полной ориентации на лидера подчиненные члены тоталитарной секты подражают ему во всем. Если же глава секты имеет криминальные или извращенческие наклонности, то срабатывает механизм психологической индукции, своеобразного заражения сектантов пороками и психическими патологиями основателя. Для тоталитарных групп характерно отношение к человеку как к инструменту или средству для достижения идеологических, меркантильных или патологических целей лидера; для здоровых, конструктивных религиозных и общественных организаций каждая личность является целью, но не средством.

«Белое Братство»

Другие названия: Международный институт души Атма, «Великое Белое Братство» (ББ), юсмалиане, юсмалитяне.

Возникшее на Украине в 1989—1990 гг. «Белое Братство» является одним из наиболее скандально известных новых религиозных движений
в России и странах СНГ.

Относится к «доморощенным» культам, то есть не привнесенным из-за границы, а созданным в самой России, и характеризуется наличием значительных финансовых средств.

Возникнув в Киеве, «Белое Братство» быстро распространилось по Украине, Белоруссии и России. Уже к лету 1993 г. «Белое Братство» распространилось как минимум в 45 городах России. Точное месторасположение центров, явочных квартир и собраний определить крайне сложно, почти невозможно, так как вся информация об этом тщательно скрывается. Квартиры постоянно меняются. Старшие групп ведут вахтенные журналы. В них записывают маршруты поездок по СНГ, кто и сколько продал литературы и т. д. Эти сводки регулярно проверяются специальными координаторами.

Средний возраст адептов — молодежь, 20-летние юноши и девушки гуманитарного склада ума. Точных данных по численности адептов «Белого Братства» в России нет, хотя известно, что примерная суммарная численность активно действующих адептов «Белого Братства» только
в Москве и Московской области — около 150—200. Родителями и бывшими адептами, покинувшими «Белое Братство», отмечалось использование в культе наркотических веществ и психоэнергетических средств,
в том числе так называемой «Иорданской воды» и «живых аудиокассет».

Это ваш долг, омыть кровью своей

грехи нечестивого человечества.

Наибольшую опасность для психического и физического здоровья адептов и вообще общества представляет в доктрине «Белого Братства» тема жертвоприношения, которая на все лады муссировалась в газетах «Белого Братства», листовках, брошюрах. В частности, в листовке, датированной 1992 г., Кривоногое (один из главных заместителей руководства) писал: «Земле нужны жертвы за грехи человеческие. На эту жертву согласны только истинные христово-богородичные братья и сестры..!» — и далее: « Дети мои! Вас будут мордовать и рубить вам головы! Но эта кровь нужна земле! Мы с Марией Дэви (одна из святых «Белого Братства») «уйдем» последними. Наши трупы пролежат па улице три дня. Затем мы воскреснем и вознесемся. Начнется преображение Земли».

«Белое Братство» является крайне опасной сектой для психического здоровья ее адептов, для выздоровления покинувшему «Белое Братство» требуется в среднем 2 года. «Комплексное обследование, проведенное группой специалистов, показало, что попавшие под влияние руководителей общества «Сознание Кришны» и «Великого Белого Братства» подверглись глубокому зомбированию психоэнергетическими средствами,
в результате чего в структурах личности, прежде всего интеллектуальных, произошли существенные изменения. Снижаются высшие интеллектуальные функции и вербальный интеллект, что ведет к снижению критичности. Огрубление, поведение становится определяемым механизмом высшей нервной деятельности, более приближенными к роботизированным. Но в то же время ухудшается адекватность общего реагирования на факторы среды. Таким образом, подавляется творческая индивидуальность, особенно творческое воображение, механизмы выдвижения и критической проверки гипотез, интуиция, пластичность поведения, активность и способность сопротивляться стрессам. Все эти изменения глубоко физиологичны и вытекают из примененных методов зомбирования
и принятого в сектах образа поведения и жизни.

Вполне соответствует этому заключению мнение доктора медицинских наук, профессора, главного специалиста НИИ МВД России Л. Гримака: «Руководители „Белого Братства“ стали в непримиримую оппозицию к традиционным формам религии и органам власти, ведут неприкрытую и жесткую охоту за душами верующих в молодежной среде. Применение в отношении завербованных в секту людей недозволенных методов психологической обработки приводит к провоцированию психических заболеваний, к разрушению молодых семей, к уходу несовершеннолетних из дома. Посредством гипнопрограммирования, кодирования
и иных воздействии они попадают в жесткую психологическую зависимость от своих руководителей... «

Особенность «Белого Братства», отличающая эту организацию от прочих деструктивных религиозных организаций, состоит в чрезвычайной мобильности «Белого Братства», которая обеспечивается тем, что руководство и адепты организации постоянно переезжают с места на место, придерживаясь правила «не более 3 дней в одном городе», меняют конспиративные квартиры, вообще вся организация постоянно находится
в динамичном состоянии, что также крайне затрудняет в критической ситуации задержание руководства и адептов, подозреваемых в преступной деятельности.

При всем сказанном выше, нынешнее состояние «Белого Братства» напоминает структуру кадрированного полка, где на каждого офицера приходится всего по два-три бойца, но в случае боевых действий он молниеносно разворачивается за счет мобилизации. Это подтверждается также некоторыми другими экспертами и специалистами.

«Семья». Другие названия: «Семья любви», «Дети Божии», «Дети бога», секта Дэвида Берга, «Союз независимых христианских миссионерских общин».

«Семья» («Дети Бога») создана Дэвидом Бергом, как деструктивная религиозная организация (тоталитарная секта, деструктивный культ). Первые сведения о «Семье» в России появились в конце 1960-х гг. Люди, которые выражали желание вступить в «Семью Любви», должны были бросить работу или учебу, переписать на имя секты все свои сбережения и имущество, равно как и ожидаемое наследство.

«Семья» — это весьма закрытая организация. Неограниченная власть и божественный авторитет Берга реализовались в секте в требованиях строжайшей дисциплины: «Слушайся, подчиняйся и исполняй». Своих последователей-овечек он заставлял побираться и приносить ему ежедневно, «для Христа», определенную сумму денег. Начиная с 1972 г., «Дети Бога» стали расселяться по всему миру. Со временем деятельность Берга и его секты стала вызывать резкие протесты родителей, чьи дети попали в «семью». Были созданы комитеты по их спасению.

Несмотря на все превратности судьбы и преклонный возраст, Мо продолжал призывать свою паству к «вседозволенности Божьей любви». «Семья» была запрещена в 1978 г. во Франции. В 1979 г. культ был вынужден временно уйти в подполье, а самому Бергу пришлось прятаться, скитаясь из страны в страну.

До 1987 г. в культе практиковалось явление под названием «флирти-фишинг», которое заключалось в том, что молодые и красивые последовательницы культа («ловцы для Иисуса», «девушки легкого поведения Господа») «предельно близко» общались с мужчинами, с которыми они знакомились в барах и клубах. В качестве «ответного дара» от последних ожидалось вступление в организацию или крупное денежное пожертвование. Представители «Семьи» всегда называли это «особым методом евангелизации и предоставлением некоторым людям возможности приблизиться к Богу». То, чем занимались «рыбки» пророка Мо называется однозначно: «проституция». По этой статье уголовного кодекса и стали преследовать органы охраны порядка мистера Берга. В 1995 г. и еще ранее полиция многих стран квалифицировала это явление как форму проституции.

В 1987 г. руководство «Семьи» заявило о полном запрещении практики «флирти-фишинг» из-за «возросшей опасности заражения СПИДом» и отказе от своих старых воззрений о том, что «возраст не важен, главное — любовь».

В настоящее время в «Семье» существует два вида членства — постоянное и ассоциированное. Постоянные члены, следуя нормам, нередко оставляют свои светские занятия — работу или учебу, посвящая себя полностью делам «Семьи». Обращаясь к новой жизни, вступающий в общину иногда принимает новое имя. Они не живут в общинах, работают или учатся и участвуют в их программах лишь в свободное время. Административные и пастырские функции в общине выполняет Совет, избираемый в количестве 3—4 человек из постоянных членов сроком на 6 месяцев.

Представители «Семьи» заявляют: «Дэвид Берг — это пророк для нас, но пророк, который иногда ошибался».

Как установил британский суд в 1995 г., секта «Семья», проповедавшая «вселенскую любовь ко всем и каждому», по отношению к своим маленьким членам широко практиковала телесные, а также унижающие ребенка наказания. Дети избивались, оставлялись одни в изоляции на долгое время, подвергались публичным унижениям, принуждались иметь сексуальные отношения со взрослыми и друг с другом, начиная чуть ли не с младенческого возраста. Как установило расследование 1990-х гг., из примерно 1 000 детей, вовлеченных в культ за десятилетний период, умерло как минимум 116.

Члены известной развратом и деторастлением секты «Семья» ожидают прибытия громадного космического корабля. Эта вера отражена на многих плакатах и листовках секты, а также и в ее материалах для внутреннего пользования.

Месторасположение центров. Официально «Семья» появилась в России в 1980—1981 гг. Общины имеются примерно в 20 российских городах, в том числе: в Москве (4 общины), Санкт-Петербурге, Новосибирске (основная база), Иркутске, на Дальнем Востоке, Челябинске, Хабаровске, Омске.

Сама «Семья» оценивает число своих приверженцев в России в 5 500 человек, возможно, занижая его, так как только в Москве существует 15 центров «Семьи».

Лидер этой секты в России точно не известен, но некоторые признаки указывают на то, что ключевую роль в обустройстве «Семьи» в Российской Федерации сыграл гражданин Великобритании Дэниэл Хилл. Лидер «Семьи» прямо проповедовал обман как средство «выживания»: «Когда закон, политика и социальное давление заставляют вас приспосабливаться, это не грех притворяться, что вы сделали так... Ведь ваш разум и ваше сердце остались теми же самыми».

Сказанное выше невольно заставляет нас задуматься над сегодняшним состоянием общества и о воспитании подрастающего поколения. Я считаю замечательным, что именно сегодня в средней школе вводят курс «Основы православной культуры».

Секты — это не новое явление. Сколько существовало человечество, столько существовали и секты, состоящие из групп фанатиков, следующих за неким харизматическим лидером. Но в XX в. у них появилось нечто новое; систематическое использование современных психологических наработок, направленных на подавление воли человека и контролирование его мыслей, чувств и поведения. Наша страна традиционно многоконфессиональна; всю ее историю люди, исповедующие различные религии, жили бок о бок друг с другом, с уважением относясь к праву соседа веровать по-своему, свободно и сознательно выбирать свои религиозные убеждения. Но именно этого права стремятся лишить человека тоталитарные секты. Они превращают ничего не подозревающих людей
в рабов. Опыт показывает, что людям, попавшим в секту, будет нанесен серьезный вред. Разрушатся семьи, будет подорвано здоровье, деньги
и собственность будут потеряны и в конце концов, когда человек все-таки покинет секту, перед ним встанет проблема вновь научиться самостоятельной жизни, которую он далеко не всегда в состоянии решить.

Деятельность тоталитарных сект нарушает ряд международных актов и законов РФ. Все противозаконные действия несут в себе уголовную ответственность. Значит, государство не спит, а пытается предотвратить трагедию, крепко связанную с деятельностью сект.

К сожалению, в связи с более высоким уровнем информированности населения Западной Европы эпицентр сектантской активности сместился в страны Восточной Европы. В России и ряде других восточноевропейских стран бытует ошибочное мнение о том, что любая группа, называющая себя религиозной, хороша, так как «несет веру в нечто хорошее».

Литература

1. Атеистический словарь / А. И. Абдусамедов., Р.М. Алейник, Б. А. Алиева
[и др.]; под общ. ред. М. П. Новикова. 2-е изд., испр. и доп. М., 1985. С. 400—403.

2. Ислам: Словарь атеиста / А. В. Авксентьев, О. Ф. Акимушкин, Г. Б. Акиниязов [и др.]; под общ. ред. М. Б. Пиотровского, С. М. Прозорова. М.: Политиздат, 1998. С.159—160.

3. Карманный словарь атеиста / Ю. А. Бахныкин, М. С. Беленький, А. В. Белов [и др.]; под ред. М. П. Новикова. 5-е изд. М., 1986. С. 208—210.

4. Как защитить себя и своих близких от тоталитарных сект / А. Дворкин
[и др.]; под ред. священника Л. Семенова и диакона М. Плотникова. М., 2006.
С. 8—29; 48—57; 93—101; 112—130.