Социально-культурные учреждения и их роль в развитии творческих способностей личностей

Статья посвящена социально-культурным учреждениям и их роли в развитии творческих способностей личностей. Автор пишет о ценностях дополнительного образования, анализирует научные подходы. Большое внимание уделяет понятию одарённости, как оно может развиваться в рамках социально-культурных учреждений. В заключение представлена модель по развитию творческих способностей личностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социально-культурные учреждения и их роль в развитии творческой личностей.

Малых Наталия Васильевна

Восточно-Сибирский государственный институт культуры

nataliya.malix@yandex.ru

Аннотация: Статья посвящена социально-культурным учреждениям и их роли в развитии творческих способностей личностей. Автор пишет о ценностях дополнительного образования, анализирует научные подходы. Большое внимание уделяет понятию одарённости, как оно может развиваться в рамках социально-культурных учреждений. В заключение представлена модель по развитию творческих способностей личностей.

Основные понятия: дополнительное образование, способный, одарённый, талантливый, социально-культурные учреждения, творческие способности

Annotation: The article is devoted to the social and cultural institutions and their role in the development of creative abilities of individuals. The author writes about the values of additional education, analyzes the scientific approaches. Pays great attention to the concept of giftedness, it can develop within the framework of social and cultural institutions. Finally, a model for the development of creative abilities of individuals.

Key concepts: additional education, able, gifted and talented, social and cultural institutions, creative ability

   В последние десятилетия сложилась ситуация социально-экономических преобразований в стране, которая влияет и на состояние современной сельской социокультурной среды.

В современных условиях растёт потребность сельских жителей в обновлении и гуманизации социокультурного пространства, в удовлетворении материальных и духовных потребностей. На социально-культурное преобразование села заметное влияние  оказывают учреждения дополнительного образования. Именно дополнительное образование представляется нам наиболее подготовленным для осуществления компетентностного подхода на практике. Несмотря на появление новой терминологии, дополнительным образованием уже накоплен солидный опыт  для осуществления компетентностного содержания в своей повседневной деятельности. Это и колоссальный опыт общения в разновозрастных и смешанных группах, и практика социально-значимых дел, и поисково-исследовательская, творческая, проектная деятельность, и разнообразные игровые методики, и коллективные творческие дела, вся деятельность детских объединений по интересам.

Дополнительное образование  – это целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг.[6]

Ценность дополнительного образования детей определяется его направленностью на создание условий, благоприятных для получения ребёнком образования по актуальным для него направлениям. Назначение дополнительного образования детей, созданного в структуре российской образовательной системы, определяется не приставкой «вне», а прилагательным «дополнительное». [3]

Воспользовавшись результатами анализа, выполненного Б.В. Куприяновым [5], выявившего более двадцати его значений в русском, английском, немецком, французском, итальянском языках, под дополнительным образованием детей допустимо понимать образование, обеспечивающее:

  • удовлетворение образовательных запросов детей, обусловленных определённой ситуацией, значимых для них потребностей в оценке достигнутых ими успехов;
  • создание условий для насыщения детей необходимой им информацией, использования свободное время в позитивных для развития личности целях, прибавления (добавления, присоединения) новых достижений к уже имеющимся;
  • исполнение заказов детей;
  • заполнение имеющихся у детей дефицитов (информации, знаний, способов деятельности, условий, ресурсов, дружественной среды, помощи в разрешении возникших затруднений и т.д.);
  • увеличение, расширение представлений детей о себе и окружающем мире;
  • оптимизацию процесса получения и продуктивного использования новой (дополнительной) информации
  • параллельное освоение разных учебных материалов, учебных курсов, образовательных программ.

По мнению ученых А.Г.Асмолова, А.Я.Журкина, Н.А.Каргапольцева, М.Б.Коваль дополнительное образование  является особым, личностно-ориентированным пространством, способствующим развитию творческих способностей личности.

Дополнительное образование - благотворная среда для приобретения ребенком опыта межличностного и межкультурного общения, социальных навыков взаимодействия, а также его личностного развития.[13]

Оно существует  как под крышей общеобразовательных учреждений, так и отдельно от них, дает возможность личности искать, выбирать, использовать свои силы и творческие способности, развитие которых является одним из факторов способствующих социализации и реализации личности, позволяющих в будущем занять достойное место в обществе.

Специфика дополнительного образования заключается в увеличении пространства для развития творческой, познавательной активности личностей.

Если рассматривать концепцию модернизации Российского образования на период до 2010 года от 01.01.2011г (п.2), то задачами дополнительного  образования  являются:

  • приобщение детей к человеческим ценностям;
  • развитие нравственных качеств, формирование патриотических чувств;
  • воспитание доброжелательных отношений, уважения к старшим;
  • формирование культурного поведения.

Дополнительное образование  способствует:

  • развитию индивидуальных способностей личностей;
  • развитию эстетического, культурного, художественного, музыкального, спортивного воспитания;
  • оздоровлению личностей;
  • развитию психологического воспитания;
  • оказание коррекционной помощи [13].

Система дополнительного образования имеет крайне неравномерное соотношение между степенью охвата детей и молодежи программами различных направлений дополнительного образования. В соответствии с приказом Министерства образования РФ от 3 мая 2000 г. № 1276, регулирующим вопросы аккредитации учреждений дополнительного образования детей, дополнительные образовательные программы могут иметь следующие направленности:

  • научно-техническую
  • спортивно-техническую;
  • физкультурно-спортивную;
  • художественно-эстетическую;
  • туристско-краеведческую;
  • эколого-биологическую;
  • военно-патриотическую;
  • социально-педагогическую;
  • культурологическую;
  • естественнонаучную.

Вместе с тем отечественная система дополнительного образования обладает достаточно высоким потенциалом саморазвития, источники формирования которого лежат как в самой сути (творческой, основанной на добровольном участии) данного вида образовательной и социально-педагогической деятельности, так и во внешних (социально-экономических и политических) условиях, актуализирующих объективную потребность общества и государства в постоянном и целенаправленном повышении качества дополнительного образования детей и молодежи.[10]

Таким образом,  дополнительное образование можно  отнести к сферам наибольшего благоприятствования для развития личности, котрое способствует расширению культурного пространства, самореализации личности, стимулирует ее творческое развитие.

Очень часто термины «одарённый», «способный», «талантливый» употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей. [12]

В истории человеческой мысли были выдвинуты различные точки зрения на природу одаренности. Значительные трудности в определении понятий способностей и одаренности связаны с общепринятым, бытовым пониманием этих терминов. Обращение к толковым словарям, убеждает, что очень часто термины «способный», «одаренный», «талантливый»  употребляются как синонимы.

Понятие «одарённость» происходит от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития. Под одарённостью ребёнка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления.[9]

Различают одаренность в:

  • в  практической деятельности;
  • в познавательной  деятельности;
  • в художественно-эстетической  деятельности;
  • в коммуникативной деятельности;
  • в духовно-ценностной деятельности.

Способности – индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определённых видов деятельности.

Талантливый ребенок – это ребенок результаты которого  отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости. [12]        

Талант — это возможность реализации системы способностей. Во многом эта реализация зависит от условий, в которых находится развивающаяся личность. И очень часто бывает так, что талант угасает, не имея возможности развиться и засиять.

Различия талантливости детей проявляются в направленности их интересов. Кто-то становится великим математиком, кто-то физиком или биологом. Дальнейшее развитие комплекса их способностей происходит в конкретной деятельности.

Понятие «талант» произошло от греческого слова «talanton», и означает выдающиеся способности в какой-либо области. Мы видим, что способность и одаренность являются некими ступенями к таланту и характеризуют нестандартного ребенка, не такого как все.

Талантливые, способные и одаренные дети зачастую находятся в замкнутом пространстве своей одаренности. У них другой взгляд на мир, другие ощущения себя в мире, что затрудняет степень его встраивания в систему общественных отношений.  Эти дети  нуждаются в особом педагогическом внимании, как со стороны родителей так и учителей.

Одарённость – потенциальный талант, а талант – реализованная одарённость.

Работа с одаренными детьми – это один из вариантов  конкретной реализации права личности на индивидуальность. Конечно, очень мало сделано для детей, превосходящих возрастную норму в различных отношениях. Между тем, именно высоко одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества и транжирить таланты является непозволительной ошибкой для развития любого государства.

И поэтому право и обязанности работы с одаренными детьми взяла на себя система дополнительного образования.

Дополнительное образование одарённых детей социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые одновременно включается личность, выступает как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его способностей. Этому способствует творческий характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности для исполнения, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроения в ходе и по окончании выполнения деятельности. Указанные факторы в полном объеме реализуются в учреждениях дополнительного образования [6].

В социально-культурных учреждениях эффективно внедряются социально-педагогические модели деятельности, поскольку традиции, стиль и методы работы этих учреждений максимально учитывают особенности социума. Следствием этого является накопление детьми опыта гражданского поведения, основ демократической культуры, самоценности личности, осознанного выбора профессии, получение квалифицированной помощи по различным аспектам социальной жизни, что влияет на социальную адаптацию детей и молодежи к изменяющимся условиям жизни.

В населённых пунктах, как правило, действуют универсальные досуговые центры (Дома культуры, молодёжные досуговые центры, библиотеки, музыкальные и детские спортивные школы, Центры детского творчества). Однако необходимо отметить динамику изменений этой инфраструктуры. Только развивая корпоративные отношения с учреждениями образования, здравоохранения, правоохранительными органами и другими организациями, сельские социокультурные учреждения могут расширить поле деятельности.

Хочется отметить и тот факт, что стремление специалистов социокультурных учреждений нейтрализовать негативные последствия и внести свой вклад в развитие социокультурных учреждений не всегда соответствует положительным результатам.

Данная ситуация обостряется невниманием государства к социально-культурным проблемам, что выражается в недофинансировании, низкой материальной обеспеченности и техническом оснащении социокультурных учреждений, низкой оплате труда работников, ненормированности рабочего времени. Все эти проблемы ведут к недокомплектации социально-культурных учреждений работниками со специальным образованием [3].

Без творчества  и способностей нельзя достигнуть высоких результатов.

Творческие способности личностей формируются в различных творческих кружках: мастерских, кружках мягкой игрушки,  столярных, технических мастерских, кружках шитья, вязания художественной самодеятельности и т.д.

Огромная  роль в развитии творческих способностей личностей принадлежит педагогу. Педагог является инициатором идей на занятиях. Дети должны работать по принципу «от простого к сложному». В результате поэтапной работы можно достигнуть высоких результатов. Выполнение работы поэтапно влияет на эффективность развития творческих способностей.

Таким образом, успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определённых условий, благоприятствующих их формированию. Для развития творческих способностей можно предложить следующие меры. Направленные на эффективное развитие творческих способностей личностей:

  • введение в программу школьного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческих способностей.
  • управление взрослыми детско-предметной и сюжетно-ролевой, игровой с целью развития в ней воображения детей.
  • на специальных занятиях давать  детям творческого характера.
  • использовать специальные игры, развивающие творческие способности.
  • работа с родителями [4].

 

Список использованных источников:

1. Ахвердов А.А. «Развитие творческих способностей детей во внеурочной среде //  – 2008, №9 стр.35-39»

2. Бояк Т.Н, Матвеева Е.В., Татарова С.П. «Прогноз кадрового обеспечения учреждений социально-культурной сферы Восточной Сибири» Улан-Удэ, 2004 г  стр 82-88

3. Буданова Г.П., Буйлова Л.Н. «Дополнительное образование детей в национальной образовательной политике Российской Федерации» //Вестник образования в России, №3-2011

4. Т.О. Ендовицкая «О развитии творческих способностей» //Дошкольное воспитание 1967 №12 стр 73-75

5.Куприянов Б.В. Функции учреждений дополнительного образования детей

6. Зорин С.С. «Формирование творческих способностей школьников» //Искусство и образование 2006г-№3 стр.26-39-http://www.ucheba.com/met_rus/k_dopobraz/title_main.htm

7. Закон «О Дополнительном образовании» от 16 июля 2001г

8. Жарков А.Д. «Теория и технология культурно-досуговой деятельности» М., 2007 – 480 стр.

9. психология одарённости детей и подростков/ под ред Н.С.Лейтеса – Москва 1996 год – 426 стр.

10. Роль учреждения дополнительного образования в развитии творческих способностей ребёнка //Внешкольник 2006 г - №5 – стр.23-25

11. Трушина Н.И. «Модель развития и поддержки творческой одарённости детей в доме творчества» //Дополнительное образование и воспитание 2009г-№4 стр. 22-27

12. В.Е.Чудновский «Воспитание способностей и формирование личностей» М. 1986 стр 3-10

13.электронный ресурс . http://www.vfmgiu.ru//