"Особенности работы социального педагога с различными категориями детей"

Колосова Оксана Дмитриевна

     Социально-педагогическая деятельность – это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе. Осуществляется она социальными педагогами, как в различных образовательных учреждениях, так и в других учреждениях, организациях, объединениях, в которых может находиться ребенок. 

    Социально-педагогическая деятельность всегда является адресной, направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, интеграции в общество, посредством изучения личности ребенка и окружающей его среды, составления индивидуальной программы помощи ребенку, поэтому она локальна, ограничена тем временным промежутком, в течение которого решается проблема ребенка.

Социальный педагог работает с различными категориями детей. Здесь будут рассмотрены особенности работы социального педагога с:

* детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;

* беспризорными и безнадзорными детьми;

* детьми-инвалидами;

* одаренными детьми 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С РАЗЛИЧНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ДЕТЕЙ

Колосова Оксана Дмитриевна

социальный педагог ГКОУ МО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Непоседы»

 2016

План

Введение ……………………………………………………………………... 3

  1. Особенности работы социального педагога с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей  …….……………….....4
  2. Особенности работы социального педагога с беспризорными и безнадзорными детьми ……………………………………………...…….7
  3. Особенности работы социального педагога с детьми-инвалидами …....9
  4. Особенности работы социального педагога с одаренными детьми …..12

Заключение ………………………………………………………………….14

Список использованной литературы …………………………………... 15

Введение

           Социально-педагогическая деятельность – это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе. Осуществляется она социальными педагогами, как в различных образовательных учреждениях, так и в других учреждениях, организациях, объединениях, в которых может находиться ребенок.

Социально-педагогическая деятельность всегда является адресной, направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, интеграции в общество, посредством изучения личности ребенка и окружающей его среды, составления индивидуальной программы помощи ребенку, поэтому она локальна, ограничена тем временным промежутком, в течение которого решается проблема ребенка.

       Таким образом, деятельность социального педагога обращена, прежде всего, к личности ребенка. Безусловно, что развитие личности ребенка не может быть рассмотрено вне социального контекста, однако задача социального педагога состоит не в адаптации учащегося, а в создании условий для развития его активного отношения к миру.

       Социальный педагог, пользуясь результатами деятельности психолога, работает с ребенком, прежде всего, занимаясь непосредственно разработкой и реализацией индивидуальной программы развития каждой конкретной личности.

       В данной работе мною будут рассмотрены особенности работы социального педагога с различными категориями детей.

       

  1. Особенности работы социального педагога с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

         Т.к. я работаю социальным педагогом в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то хотела бы начать именно с данной категории детей.

         Традиционно большое внимание всегда уделялось такой категории, как дети-сироты. В полном смысле слова сиротами являются дети, родители которых умерли или не установлены. К этой категории относятся также дети, оставшиеся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания в установленном порядке родителей нетрудоспособными, безвестно отсутствующими и т.д. В последнее время значительно увеличилось в нашей стране число детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях, в результате чего последние тоже оказывается в этой категории.

       Практически одновременно появились понятия «социальная поддержка», «педагогическая поддержка», «психолого-педагогическая поддержка», «медико-психолого-педагогическая поддержка» и, наконец, «социально-педагогическая поддержка». Поскольку слово поддержка часто употребляется в сочетании «помощь и поддержка», представляется необходимым уточнить соотношение этих терминов. Поддержка означает «оказание помощи»; поэтому если помощь — это определенная система мер, реализация которых имеет целью принести кому-либо облегчение в чем-то, то поддержка есть собственно реализация этой системы мер, этой помощи, т.е. деятельность по оказанию помощи. В случае социально-педагогической поддержки оказываемая детям помощь заключается в том, что профессионально подготовленные люди выявляют, определяют и разрешают проблемы ребенка, оказавшегося в ситуации, когда нарушаются его базовые права.

       Работая в детском доме, прежде всего, необходимо стремиться к повышению заботливости, доброжелательности в отношениях с детьми и друг с другом, избегать конфликтов, а при их возникновении гасить их с помощью переговоров и взаимной уступчивости. Т.е. создать комфортные условия пребывания ребенка в детском доме.

      Анализируя роль социального педагога в детском доме можно выделить несколько основных особенностей работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения:

1. Формирование гуманных отношений к воспитанникам, охрана и защита прав и интересов и здоровья детей в педагогическом процессе.

2. Создание обстановки психологического комфорта и безопасности личности ребёнка в быту и досуговой деятельности.

3. Изучение особенностей личности воспитанников, их социальной ситуации развития, условий жизнедеятельности.

4. Выявление интересов и потребностей, проблем и трудностей детей и подростков, отклонений в социальном поведении и социальной адаптации.

5. Социально - педагогическая поддержка воспитанников в процессе социализации.

6. Организация и координация различных видов социально ценной деятельности воспитанников.

7. Социально - педагогическая реабилитация дезадаптированных и социально и педагогически запущенных воспитанников.

8. Посредничество между воспитанником и учреждением, социальными институтами.

9. Совместное с сотрудниками социальных служб осуществление работы по трудоустройству выпускников, их обеспечению жильём, пособиями, пенсиями и льготами.

     Деятельность социального педагога начинается с определения социального статуса ребенка. Путем изучения документов, бесед, тестирования социальный педагог узнает ребенка, выделяет проблемы, которые предстоит ему решить. Социальный педагог собирает сведения о состоянии физического и психического здоровья, условиях жизни ребенка до поступления его в детский дом, родителях ребенка, наблюдает за его успеваемостью, оказывает помощь в обучении воспитанника и т. д. Чем точнее определяется «диагноз социального заболевания» ребенка, тем легче определить виды помощи, которые может оказать социальный педагог воспитаннику. Воспитание ребенка в детском доме происходит в коллективе, поэтому наряду с изучением каждого ребенка социальный педагог изучает и детский коллектив в целом.

      Следующая задача социального педагога – составить индивидуальную программу развития воспитанников, т. е. фактически представить, каким должен быть выпускник детского дома, учитывая, какой он сейчас. Для этого социальный педагог вместе с воспитателем анализирует все документы, которые есть у ребенка, его проблемы, ищет пути выхода из создавшейся ситуации. Сложный воспитательный процесс в детском доме требует от воспитателей уяснения не только его сегодняшних, текущих задач, но и раскрытия тенденций развития как ребенка, так и коллектива, в котором он находится. Одна из главных задач при этом – формирование гуманных отношений, которые выражаются в бескорыстной моральной помощи всем, кто в этом нуждается; в уважении другого человека, в чуткости, эмоциональности, отзывчивости на чужое горе и чужую радость, на переживание другого; в бережном отношении к достоинству человеческой личности.

      Вместе с психологами социальный педагог занимается проблемами профессионального самоопределения выпускников (беседы о профессиях, экскурсии на предприятия, беседы о системе получения профессионального образования и др.); освоения ими различных социальных ролей человека в обществе (патриот, член общества, член семьи, потребитель, профессионал и др.), ознакомления со структурой и функциями семьи; формирования адаптивных механизмов, позволяющих приспособиться выпускнику к жизни после выхода из детского дома (например, проведение бесед на тему «Как подготовиться к вступительным экзаменам?», «Как пользоваться разными видами транспорта?», «Как заполнить документы на коммунальные платежи?» и т. п.). Социальный педагог использует для решения этих задач деловые игры, упражнения, тренинги, поощрения, наказания, беседы и др.

      Еще одна важная задача, которую выполняет социальный педагог в детском доме – представление интересов ребенка в правозащитных и административных органах. Реализуя эту посредническую функцию, социальный педагог охраняет и защищает права воспитанника, обозначенные как в международных актах, так и в наших отечественных федеральных и региональных законодательных актах. Так, социальный педагог занимается жилищными проблемами ребенка, его трудоустройством и продолжением его дальнейшего обучения.

        Таким образом, можно сказать, что социальный педагог в своей работе использует такие формы как: беседа, анкетирование, тестирование, интервью, анализ документов ребёнка, анализ собранных данных о ребёнке, наблюдение, игра, упражнения, тренинги, поощрение, ведение личных дел воспитанника, взаимодействие с службами и учреждениями, убеждение, занятие. Они же являются и основными в его работе.

  1. Особенности работы социального педагога с беспризорными и безнадзорными детьми.

          Безнадзорные дети – дети, лишенные присмотра, внимания, заботы, положительного влияния со стороны родителей или лиц их замещающих. Безнадзорный ребенок живет с родителями под одной крышей, сохраняет связи с семьей, имеет эмоциональную привязанность к кому-либо из членов семьи, но в связи эти находятся в стадии разрушения отсутствие должной заботы, внимание, интереса к потребностям формирующейся в семье личности ребенка создают реальную угрозу его психическому, физическому и нравственному здоровью. Безнадзорность детей – первый шаг к беспризорности, социальной дезадаптации.      

        Беспризорные дети – это дети, которые не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту нормальных занятий, ухода, обучения и позитивных воспитательных воздействий. Как правило, беспризорность связана с противоправным поведением. Данная проблема порождена следующими факторами:

- кризисными явлениями в семье (рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни родителей, падения уровня жизни и, как следствие, ухудшение условий содержания детей);

- распространение жестокого обращения с детьми в семьях, снижение ответственности за их судьбу;

- обвальным снижением количества бесплатных учреждений для отдыха и организации досуга детей в связи с влияние рыночной экономики и оскудением государственных дотаций.

      Социально-педагогическая деятельность в отношении данной категории детей подразделяется на два самостоятельных направления: профилактическое и коррекционно-реабилитационное.

       Профилактика безнадзорности беспризорности представляет собой работу по созданию благоприятной среды для воспитания и общения, упреждающей коррекции семейных отношений, поиску видов занятости ребят в свободное время и т.п.

      Коррекционно-реабилитационная работа с безнадзорным ребенком предполагает оказание ему оперативной социально-педагогической помощи:

- постановку на внутришкольный учет;

-диагностику его состояния, личностных особенностей;

- разработку и реализацию программы работы по адаптации ребенка к  социально здоровой среде при помощи положительных форм активности – труда, игры, познания;

- подключение специалистов для оказания правовой, медицинской, психологической помощи;

- коррекцию, реабилитацию семейных отношений.  

     Социальному педагогу приходится сталкиваться достаточно часто с подростками – правонарушителями и проводить как профилактическую, так и реабилитационную работу. Особое значение в силу негативной возрастной динамики девиантного поведения приобретает ранняя профилактика отклонений в поведении детей и подростков. Профессиональную помощь социальному педагогу могут оказать различные методики.

      Таким образом, вся деятельность социального педагога нацелена на коррекцию и реабилитацию беспризорных и безнадзорных подростков. Все взаимодействие между социальным педагогом и безнадзорными и беспризорными детьми должно строиться на гуманной основе, предполагающей признание ребенка субъектом воспитания, принятие его таким, какой он есть, с его проблемами, переживаниями, чувствами и т.д.; стремлением видеть за любым поведением, даже асоциальным, тенденцию к позитивному, конструктивному развитию.

      Процесс взаимодействия должен проходить поэтапно с учетом основных проблем, потребностей и возможностей дезадаптированного ребенка.

       Важнейшей задачей социально-педагогической деятельности должна быть помощь ребенку в изменении отношения к себе и окружающему миру, в восстановлении утраченных социальных контактов, в обретении опыта семейной жизни. А коррекционная и реабилитационная работа должна быть направляется не только на ребенка, но и на его семью.

  1. Особенности работы социального педагога с детьми-инвалидами.

     Ухудшающаяся экологическая обстановка, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), многочисленные социально-экономические, психолого-педагогические и медицинские проблемы - все это ведет к увеличению инвалидизации детей.

        Дети – это чудо природы и работая с ними, мы получаем радость, счастье, открытие нового. Очень важно заложить в них уверенность в свою победу и успех. Первые представления ребенка о человеческих ценностях, характере взаимоотношений между людьми складываются в семье. Именно семья является первым социальным институтом, который формирует нравственные качества ребенка, его мировоззрение. Но не всегда семья оказывается в состоянии удовлетворить потребности ребенка. Это может возникнуть в том случае, когда в семье рождается ребенок-инвалид.

        Инвалид - человек, у которого возможности его личной и жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений.

        Рождение ребенка с нарушениями в развитии зачастую является стрессом для семьи. Проблема воспитания и развития ребенка с ограниченными возможностями чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Родители оказываются в неоднозначной ситуации – это и радость рождения на свет малыша; и боль, чувство вины за то, что родился такой ребенок. Нередко семья как бы «закрывается в себе» - отдаляется от окружения. Рождение ребенка-инвалида может даже привести к распаду семьи.

       Семьи с детьми с особыми потребностями переживают страх, неуверенность, пессимистичные взгляды на будущее ребенка довольно долгое время. Чтобы выйти из длительной психотравмирующей ситуации, семье, имеющей ребенка-инвалида, необходимо специальная помощь специалистов, поддержка родных, близких и окружающих. В нашем обществе инвалиду трудно войти в социум, а социуму трудно принять инвалида. Но, вместе с тем, развитие ребенка с ограниченными возможностями невозможно без наличия широких сознательных контактов, постоянного общения с различными людьми. Дети-инвалиды, как и здоровые дети, нуждаются в общении. Зачастую, опасаясь, что отношения ребенка-инвалида с обычными детьми не сложатся, что его будут обижать, родители стараются оградить круг его общения. В будущем это может стать причиной, развития у него депрессивного состояния, так как окружающие его не понимают, избегают, а он не умеет и не знает, как нужно устанавливать контакт, строить дружеские отношения.

      На помощь родителям приходит государство. Законодательство России, конвенция ООН о правах ребенка и различные международно-правовые пакты закрепляют права детей-инвалидов на получение образования, физическую, психологическую и социальную реабилитацию в условиях максимальной социальной интеграции. В статье 43 Конституции Российской Федерации закреплено право на образование для любого ребенка, не зависимо от состояния его здоровья, физических, функциональных и психических особенностей.

     Одной из основных форм работы социального педагога является взаимодействие с семьей, индивидуальная работа с каждым родителем. Изучение специфики семьи, беседы с родителями, наблюдение за общением родителей с детьми намечает конкретные пути совместного воздействия на ребенка. Социальный педагог изучает семейную микросреду ребенка-инвалида. В разговоре ребенка с родителями можно узнать много нужной информации, о его пристрастиях и интересах, здоровье, привычках, умениях и навыках в различных формах деятельности. Посещение позволяет социальному работнику познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. Кроме того, такая форма работы дает возможность общаться не только с матерью, отцом, самим ребенком, но и с другими членами семьи, которые принимают участие в его воспитании. Одной из форм индивидуальной дифференцированной работы с родителями и детьми являются консультации. Они помогают, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, с другой – побуждают родителей серьезно присматриваться к своим детям, выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Давая консультации, социальный педагог отвечает на вопросы родителей и детей, стремится дать им квалифицированный совет.

      Таким образом, сейчас ведется активная работа по интеграции детей-инвалидов в социум, приспособление к ним условий жизни в обществе. С детьми–инвалидами проводится психолого-педагогическая реабилитация, помогающая стать им полноценными людьми, обучаться в обычных школах и даже получить высшее образование. Это свидетельствует о том, что работа с такими детьми – дело небезнадежное, но требующее специальных знаний и больших душевных и физических затрат.

  1. Особенности работы социального педагога с одаренными детьми.

        Одаренный ребенок в семье – ее гордость. Но часто одаренность ребенка в семье остается незамеченной. Однако не все  родители гордятся своим ребенком. Нередко они не хотят, чтобы он чем-то выделялся среди других детей. Таких родителей раздражает самобытность ребенка, и они всячески гасят его талантливость.

       Задача родителей – вовремя заметить проявление талантливости у своих детей и создать условия для ее развития. При этом следует адекватно относиться к такому ребенку, не стоит выделять его среди остальных детей, т.к. это может вызвать негативную реакцию с их стороны, а у самого ребенка могут развиться такие отрицательные черты характера, как зазнайство, заносчивость, пренебрежение к людям.

      Ответственность в работе с одаренными детьми лежит не только на родителях, но и на воспитателях детских садов, учителях, психологах, социальных педагогах, которые, представляя интересы государства и ребенка, помогают родителям в воспитании будущих ученых, деятелей культуры и искусства.

       Социальному педагогу следует в первую очередь помнить, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения.

        Социальному педагогу следует проанализировать свое отношение к этому ребенку и только тогда возможно выбрать правильный путь взаимопонимания с ним. Следует разобраться, что в этом ребенке особенное, чем гордятся родители. Не следует также забывать, что талант ребенка ослепляет родителей.

        Конфликты в семье возникают на почве давления на такого ребенка. Он не любит давления притеснений, не терпит окриков, родители забывают об этом, и это выливается в проблему. Социальный педагог помогает родителям развивать индивидуальные задатки ребенка, направляет его к специалистам, организовывает консультации, осуществляет постоянный контакт между преподавателями и родителям.

 Нестандартное поведение одаренных детей проявляется в том, что у них часто меняется настроение, они нетерпеливы в общении, прерывают собеседника, демонстрируют собственные знания. Они поправляют собеседника, если обнаружат какую-то неточность, стараются быть всегда правыми, считая неприятным быть неправым. Все эти качества требуют в первую очередь воспитания терпения и ненавязчивости.

      Одной их форм работы с талантливыми детьми в современных условиях является создание Домов детского творчества. Чаще это бывшие Дома пионеров. Но от Домов пионеров их отличает разнообразие форм и методов работы с талантливыми детьми.

       Особый разговор о талантливых детях и работе социального педагога с ними. Говорят, что воспитатели должны преимущественно работать с посредственностью, а талант сам себе найдет дорогу. Но на самом деле неокрепший талант легче сбить с толку, погубить, чем посредственность. Не дав ему развиться, не помогая, нетрудно сделать его ниже посредственности. Поэтому социальный педагог не может пройти мимо одаренного ребенка, попавшего в сложную жизненную ситуацию.

       Таким образом, можно сделать вывод, что  всякое великое дарование, получившее правильное и максимальное развитие, представляет большое социальное благо, поскольку оно служит дальнейшему культурному прогрессу.

 

Вывод

        Процесс развития личности зависит от окружающего социального пространства, субъектами которого являются семья, школа, сверстники, сам ребенок и др. Социальному педагогу приходится работать с различными категориями детей, которые оказались в различных жизненных ситуациях.

        Профессиональная деятельность социального педагога определяется тем, насколько он способен использовать возможности образовательно-воспитательного пространства в формировании социально-педагогической помощи различным категориям детей.

          Освоение специалистами социально-педагогической деятельности позволяет соединить в единый комплекс управленческие, педагогические, медицинские, психологические, а также и правовые знания и всесторонне участвовать в педагогическом процессе, совместно с различными службами.  

       

Список использованной литературы:

1.    Азарова Е.Г. Пособия и льготы гражданам с детьми. М. - 1998.

2. Астоянц М.С. Дети-сироты: анализ жизненных практик в условиях интернатного учреждения/ Социс 5/06

3. Басов Н.Ф.Социальный педагог. Введение в профессию. М.: Академия. - 2006. 4. Еременко Н.А. Должность социального педагога в образовательном учреждении. М.: Корифей. - 2009.

5. Кедярова Р.Н. Введение в специальность «Социальная педагогика» // Социальная педагогика - 2002. - № 3 (31).

6. Кошкина В.С. Управление социальной работой: Программа и методические рекомендации. Спб.: РГПУ им. Герцена. - 2005.

7. Методические рекомендации по работе с детьми группы риска управления образования г. Москвы. М. - 2005.

8. Мордахаев Л.В. Социальная педагогика. М.: РГСУ .- 2002.

9. Мудрик А.В.Введение в социальную педагогику. М.: МПСИ. - 2009.

10. Сущенко С.А. Социальная психология. Ростов – на – Дону. - Феникс. – 2005. 11. Тихомирова Е.И. Социальная педагогика. Самореализация школьника в коллективе. М.: Академия - 2005.

12.Чернобай В.А. Социальная психология. Ростов – н/ Д.: Феникс, 2004. 35. Шатунов Н.Н. Социализация личности. М. -2004.