«Формы работы в ГБОУ СОШ № 10 г.о.Чапаевск по профилактике наркомании»

В докладе рассказывается о системе работы по профилактике наркомании и формированию здорового образа жизни обучающихся на разных возрастных этапах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon radio_2016.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

«Формы работы в ГБОУ СОШ № 10 г.о.Чапаевск  

по профилактике наркомании»

Пивцова Т.Н. – педагог-психолог кабинета профилактики РСПЦ,

 ГБОУ СОШ № 10

Проблема наркомании на сегодняшний день одна из самых актуальных в современном обществе. Она волнует педагогов, родителей и  многих других неравнодушных людей. И от того, как мы будем решать  эту проблему,  зависит будущее нашей молодежи и страны в целом.

В 2006г на базе ГБОУ СОШ № 10 г.о.Чапаевск был открыт кабинет профилактики наркомании среди детей и подростков, целью которого является оказание психолого-педагогической помощи  в создании комфортной развивающей образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся.

Работа психолога базируется на воспитании у детей ценностного отношения к здоровью, создание некоего барьера началу употребления любых психоактивных веществ.

У 6-7 –летних детей есть уже первые представления о конкретных одурманивающих веществах. Они видят на улице и по телевидению,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                как употребляют  одурманивающие вещества люди, слышат разговоры взрослых, видят курящих и выпивающих родителей. И дети еще не способны адекватно оценить это. Поэтому очень важно дать им правильную установку, представление о том, что «хорошо», а что «плохо», и задолго до того, как возникнет опасность первого опыта или реального знакомства ребенка с одурманивающими веществами, необходимо сформировать у него устойчивое негативное отношение к употреблению этих веществ.

В то же время эта работа не может вестись «в лоб». Она не должна содержать негативные примеры и ситуации, незнакомые детям. Отталкиваться нужно от того опыта, который имеют дети. Очень важно сформировать у детей культуру здоровья, понимание ценности здорового образа жизни. Только осознание личностной ценности здоровья, его значимости позволяет ребенку понять, почему опасно знакомство с одурманивающими веществами.

Профилактика наркотизации в школьном возрасте должна быть направлена в первую очередь на формирование у детей и подростков  навыков эффективной социальной адаптации. Человек развивается тогда, когда развиваются, умножаются и находят свою реализацию его способности и возможности. Поэтому перед педагогами встает задача научить обучающихся, используя собственные резервы, бороться с трудностями, которые являются причинами  употребления наркотиков.

Именно поэтому решено было реализовать в нашей школе, начиная с 1 класса, профилактические программы в соответствии с учетом возрастных особенностей обучающихся на каждом возрастном этапе.

На сегодняшний день мы можем говорить о сформировавшейся профилактической системе, основными звеньями которой являются именно профилактические программы.

  • Программа «Я учусь владеть собой»  1 класс
  • Программа «Все цвета, кроме черного»  2-4 класс
  • Программа «Я – это Я» 5 класс
  • Программа «Шаг навстречу» 6 класс
  • Программа «Наедине с самим собой» 7 класс
  • Программа «Я – подросток» 8 класс
  • Программа «Все в твоих руках» 11 класс

Цель всех программ: формирование у детей навыков эффективной адаптации в обществе и активизация внутренних ресурсов, способствующих сохранению их здоровья и всестороннему личностному развитию..

Данные занятия позволяют проводить психопрофилактическую работу как с детьми «группы психолого-педагогического риска», так и с теми, кто не попадает в поле пристального внимания учителей или школьного психолога. Благодаря этому появляется возможность предложить детям «информацию к размышлению» по тем темам, которые могут быть для них актуальными.

Ребята с удовольствием рисуют, смотрят мультфильмы, слушают музыку, играют, общаются, сочиняют сказки, работают индивидуально и в группах. Все занятия интерактивные.  Очень часто применяются различные подручные средства (фольга, листы бумаги, мягкие игрушки, свечки, пластилин, клубки ниток и др.), которые делают занятия более необычными и мотивируют ребят на дальнейшее сотрудничество.

Конечно, трудно рассчитывать на глубокие личностные изменения после занятий, но, тем не менее, у ребят происходит смена внутренних установок и появляется опыт позитивного отношения к себе и окружающим людям.

Закончить свое выступление мне бы хотелось небольшим стихотворением, которым я заканчиваю занятия в 11 классе и которое как бы подводит итог данной работы.

Чтоб жизни реку переплыть,

Не сожалея о делах,

Которые мог совершить –

Ты помни – все в твоих руках!

Чтоб в испытаниях земных

Не пожинать печаль и крах

И не остаться без родных –

Сегодня все в твоих руках.

Чтобы светился счастьем дом,

И мир звучал в твоих словах,

Чтоб друг не стал навек врагом –

Дерзай, ведь жизнь в твоих руках!

Решенье нелегко принять,

Порою сковывает страх,

Но чтоб судьбой повелевать –

Запомни, все в твоих руках!