Наука соционика и ее использование в управлении персоналом

Бабенкова Наталья Викторовна

В данной статье рассмотрен вопрос управления персоналом с использованием науки соционики. Наука соционика позволят выявить слабые и сильные стороны человека, которые помогают в реализации деятельности. Выявление соционического типа позволяет руководителю распознать, на какую деятельность подходит человек. Благодаря этому можно собрать команду специалистов и предоставить соответствующую работу для получения эффективного результата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Наука соционика и ее использование в управлении персоналом

Бабенкова Наталья Викторовна,

воспитатель МБДОУ д/с № 89 г. Белгорода.

От чего зависит залог успеха любой деятельности? От многих факторов, внешних и внутренних, зависит от того насколько человек понимает себя, умеет оценивать свои возможности и грамотно их применять на деле, умеет разбираться в возможностях и потребностях других людей, грамотно вести переговоры, стимулировать к деятельности своих коллег. У руководителей организаций всегда возникает вопрос грамотной расстановки кадров, с учетом индивидуальных особенностей для формирования эффективной слаженной команды, организация рабочих отношений в коллективе, улучшение психологического климата, снижение стрессовой нагрузки на работника.

В настоящее время появляется инновационные технологии помогающие решать все эти вопросы. Одной из них является соционика.  Считается, что соционика – это наука, позволяющая соотнести личность человека и его поведение в определенной ситуации. Многие считают, что это одна из теорий на грани психологии и социологии, которая достойная ознакомления [1]. Соционика - это учение о восприятии человеком информации из окружающей среды, об общих тенденциях в реакциях людей на эту информацию. Соционика изучает информационное взаимодействие человека с окружающей средой и другими людьми, выявляя закономерности, характерные для тех или иных типов людей [5].

Социнический тип позволяет показать руководителю на какую деятельность подходит человек, на какие качества можно опираться, а какие мешают выполнению заданий. Благодаря этому можно собрать команду специалистов и предоставить соответствующую работу для получения эффективного результата.

 Возникновение соционичкских типов появились благодаря литовскому экономисту и социологу Аушры Аугустинавичюте. Аушра Аугустинавичюте в своей разработке по соционике во многом использовала типологию К. Г. Юнга. Для определения индивидуальности личности он использовал шкалы «мышление-чувство», «интуиция-ощущение»,«суждение»/«рациональность»-«восприятие»/«иррациональность», «экстраверсия»-«интроверсия»).

Соционика как теория сформировалась уже к началу 1980-х гг. Последователи соционики стали наблюдать за поведением людей в группах, им удалось зафиксировать определенные закономерности и особенности поведения разных людей. Из этого они и вывели теорию прогнозирования поведения человека.

Основа соционики – система отношений между установленными 16 типами людей. Каждый из этих 16 типов называется ТИМ - Тип Информационного Метаболизма. Существует несколько видов  ТИМов. Самым распространенным является этот перечень ТИМов [5]:

«Дон Кихот», «Искатель» — интуитивно-логический экстраверт

«Дюма», «Посредник» — сенсорно-этический интроверт

«Гюго», «Энтузиаст» — этико-сенсорный экстраверт

«Робеспьер», «Аналитик» — логико-интуитивный интроверт

«Гамлет», «Наставник» — этико-интуитивный экстраверт

«Максим Горький», «Инспектор» — логико-сенсорный интроверт

«Жуков», «Маршал» — сенсорно-логический экстраверт

«Есенин», «Лирик» — интуитивно-этический интроверт

«Наполеон», «Политик» — сенсорно-этический экстраверт

«Бальзак», «Критик» — интуитивно-логический интроверт

«Джек Лондон», «Предприниматель» — логико-интуитивный экстраверт

«Драйзер», «Хранитель» — этико-сенсорный интроверт

«Штирлиц», «Администратор» — логико-сенсорный экстраверт

«Достоевский», «Гуманист» — этико-интуитивный интроверт

«Гексли», «Советчик» — интуитивно-этический экстраверт

«Габен», «Мастер» — сенсорно-логический интроверт

Каждому типу личности соционика предоставляет характеристику и прогноз поведения в различных ситуациях, а также охарактеризовать его отношения с представителями других типов.

Типология личности указывает каждому человеку сферу деятельности где он сможет максимально реализовать свои природные особенности и возможности. Например, руководящая должность подходит экстравертам, где происходит постоянное общение с другими. Интровертам подходит обработка письменной информации, работа с документами. Люди с развитой этической функцией занимают должности в преподавании, воспитании, обслуживании, а сенсорики хороши в практических делах, где требуется последовательный подход к осуществлению планов.

Для определения ТИМа человека в соционике используются тесты, опросники, интервью.  Зная ТИМ конкретного человека, можно разработать для него систему мотивации, которая будет для него действенной: стимулировать его стремление к власти, богатству или к безопасности. Представление о соционических типах существенно помогает в управлении персоналом.Уже на первом собеседовании становятся очевидными слабые и сильные стороны претендента.

Путем собеседования осуществляется подбор персонала, отбор профессионально пригодных кандидатов. Учитываются параметры  потенциального работника: образование, пол, возраст, наличие профессионального опыта. При расстановке будущих сотрудников на должности  используется индивидуальную ориентация на виды деятельности. Из пары признаков логика-этика и сенсорика-интуиция, складывается четыре клуба [2]:

  1. «Управленцы» (администраторы, руководители, технологи, экономисты, мастера и др.) лидерами могут стать люди с сильными функциями логики и сенсорики.. Данная установка направлена на налаживание процессов и управление ими. Им свойственна усидчивость, скрупулезность, точность исполнения. С аналитическим и беспристрастным умением они могут организовать работу и завершить трудное дело. В работе опираются на факты, оценивают людей по поступкам, делам. Они способны решить сложные технические вопросы, организовать графики работы, умеют работать со структурами.
  2. «Исследователи» научно-исследовательская сфера (маркетинговые исследования, научная работа, консалтинг, биржевики, психоаналитики) успехов добьются люди с сильной логикой и интуицией. Данная установка направлена на исследование структуры мироздания и происходящих в нем процессов. Интуиция позволит им осуществить поиск новых ресурсов и возможностей. Они способны предугадать и спрогнозировать развитие рынка, при этом хорошо знают, как правильно нужно спланировать и осуществить свою деятельность.
  3. «Социалы»: в социальной сфере (воспитатели, учителя, преподаватели танцев, психотерапевты, врачи, повара, социальные работники) смогут найти себя люди с сильно развитыми функциями этики и сенсорики. Данная установка направлена на обустройство и гармонизацию мира. Здесь есть умение контактировать с людьми, налаживать связи. Такие люди эмоциональны, умеют сопереживать, убеждать, чувствовать скрытые потребности людей. При этом они достаточно выносливы и сильны. Хорошо умеют работать с человеческим телом и прекрасно видят его физическое состояние.
  4. «Коммуникаторы»: в сфере коммуникации (психологи, журналисты, PR-менеджеры, менеджеры по рекламе, продаже, шоу-мены, артисты, секретари) преуспеют люди с сильной интуицией и этикой. Данная установка направлена на передачу и формирование информации о человеческих состояниях. Коммуникабельность и умение разбираться в человеческих взаимоотношениях сочетаются с поиском новизны. Это мастера рекламы, дипломаты. С удовольствием возьмутся за решение вопросов отдыха и праздничных мероприятий, установят необходимый контакт с нужными людьми, расскажут об интересных выставках, о товарах и услугах и при этом сделают это эмоционально и зажигательно.

Неотъемлемой частью в управления персоналом также является формирование команды, для улучшения психологического климата, повышения продуктивности труда. Во время создания учитываются интертипные отношения субъекта с будущими коллегами.

Сложнее создать команду из двух человек, чем коллектив из десяти. Если правильно создать отдел, будет меньше вероятности возникновения конфликтов. Когда создается команда из руководителя и подчиненного важно не только обращать внимание на ТИМ, но и учитывать тенденции его изменения  в различных рабочих ситуациях. Желательно, чтобы подтипы двух людей дополняли друг друга. Можно и рассмотреть ситуацию, когда один становится эталом другого, к которому надо стремиться и не будет желания критиковать его работу, что очень важно при работе в паре. И конечно обращать внимание на проработанность психических функций. Если все эти моменты предусмотреть, то слаженная работа этой паре обеспечена.

Таким образом соционика позволяет выявить слабые и сильные стороны человека, которые помогут в реализации деятельности. Прежде всего к персоналу нужен индивидуальный подход, каждый сотрудник должен чувствовать внимание и заботу со стороны руководителя. Не бывает «плохих» и «хороших» кандидатов – есть, те кто подходит для этой организации и этой работы, и те кто не подходит.

Список литературы:

  1. Горбачев П. Соционическая типология в HR. /П. Горбачев// Кадровый менеджмент. – 2008
  2. Гуленко В.В. Менеджмент слаженной команды: Соционика для руководителей. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзиткнига», 2005.
  3.  Прокофьева Т. Соционика для профессионалов. Соционические технологии в педагогике и управлении персоналом: Алмаз, 2008. – 328с.
  4. Прокофьева Т.Н. Соционика. Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений. Учебно-практическое пособие. М.: Изд-во «Алмаз», 2005.
  5.  Тематический каталог статей Социоцентр — типологии личности: соционика, психософия, ТУАИ http://sociocentre.ru