Конспект занятия «ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»

Брой Елена Викторовна

Конспект занятия для младших школьников 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon laboratoriya.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

«ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»

Цель:  развитие учебных интересов при ознакомлении с окружающим.

Задачи: познакомить с понятием «органы чувств – наши помощники» и подкрепить его примерами из реальной жизни;

 развивать навыки практической деятельности; способствовать развитию умения работать в коллективе;

осознавать важность здорового образа жизни;

 формировать рефлексивную оценку как способ решения жизненных задач на основе социальной проблемы.

Оборудование: проектор, рисунки органов чувств, карточки с ролью в эксперименте, набор продуктов и предметов для проведения опытов, лупа, карандаши, листы бумаги, магнитная доска, книги.

Предварительная работа: подготовка сообщений для «научных консультантов».

Ход занятия:

1. Организационный момент. Вступительное слово.

- Чтобы определить тему занятия, предлагаю отгадать загадки.

1. Вот гора, а у горы две глубокие норы.                                                                   В этих норах воздух бродит, то заходит, то выходит. (Нос)

2. Два соседа – непоседы, день на работе, ночь на отдыхе,                                    У каждой зверушки они на макушке. (Уши)

3. Два Егорки живут возле горки,                                                                      Живут дружно, а друг на друга не глядят. (Глаза)

4. Одна другой касается – хлопок получается. (Руки)

5. Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)

(Ответы-рисунки появляются на доске)

- Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить?

- Мы поговорим об органах чувств и о том, какую роль они играют в жизни человека.

Вероятно, в первый период существования жизни на Земле наша планета представлялась живым существам совершенно темным беззвучным миром. Постепенно они научились ощущать запахи, вкус, тепло и холод, прикосновения, приобретя тем самым осязание, обоняние, вкус – первые внешние чувства.

Существует мнение, что «органы чувств – наши помощники». Мы постараемся выяснить это на занятии. 

Основная часть. Актуализация знаний. Ролевая игра.

Чтобы доказать, или опровергнуть данное утверждение, я предлагаю вам стать исследователями.

Представьте, что мы находимся в исследовательской лаборатории. Сегодня каждый  сможет проявить себя в роли лаборанта, исследователя, эксперта, научного консультанта. А я, с вашего позволения, выступлю в роли научного руководителя.

- Переверните карточку и определите свою роль в эксперименте.

Познакомьтесь с памяткой проведения научного опыта.

Памятка ( вывешивается на доску )

Лаборант получает предмет исследования от научного руководителя.

Исследователи выполняют задание научного руководителя.

Эксперт заносит результат опыта в таблицу научного дневника.

Научный консультант знакомит группу с научными сведениями из справочной литературы.

- Эксперта прошу получить научный дневник.

 

Опыт № 1. Обоняние.

Начнем исследовательскую работу.

- Как вы думаете, можно ли сосчитать, сколько на свете запахов? (Нет)

Сосчитать невозможно! Потому что запах имеют и растения, и животные, и человек, и продукты питания и многие предметы. А вот определить по запаху предмет – цель нашего первого эксперимента.

Лаборант получает определенный предмет. Исследователь с закрытыми глазами определяет по запаху название данного предмета. Эксперт заносит полученный результат в научный дневник (вклеивает картинку).

(Предметы для определения запаха: долька апельсина, чеснок, мыло, булочка)

Подведение итогов:

- Удалось ли вам правильно определить предметы по запаху?

Демонстрация научного журнала.

- Какой орган помог вам определить предмет по запаху? (Нос)

Верно, а еще его называют орган обоняния. (На доске появляется надпись: Нос-орган обоняния) Можем ли мы утверждать, что органы обоняния являются помощниками человека? 

Мы знаем,  как пахнут некоторые цветы и фрукты. Нам известно, что проникая через нос, воздух, очищается от пыли, микробов и согревается, прежде, чем попасть в легкие. По запаху мы можем отличить хорошие продукты от плохих, предотвратить беду при наличии ядовитых веществ в воздухе. И, конечно же, резкий неприятный запах заставляет нас брезгливо наморщить нос и побыстрее отойти подальше от его источника. Обычно на этом наше внимание к запахам исчерпывается.                                                                    
И напрасно.

Предоставим слово научному консультанту.

Опыт № 2. Вкус.

У одного 4-летнего мальчика спросили: «Зачем тебе нужен нос?» Он ответил: «Нос чует разные запахи, а язык чует разные вкусности» Так ли это? Давайте проверим. Теперь исследователи должны будут определить с закрытыми глазами предметы по вкусу. Эксперты занесут результаты в дневник.

Лаборанты получают для опыта кусочек селедки, ложку меда, кусочек лимона, шоколад.

Подведение итогов:

  Удалось ли вам правильно определить предметы по вкусу?

Демонстрация научного журнала.

- Какой орган помог вам определить предмет по вкусу? (Язык)

Верно. Вкус – это еще одно чувство человека. Органом вкуса является язык.

- Является ли орган вкуса помощником человека? (Да, язык помогает нам определить, каков продукт на вкус)

А вот что по этому поводу думают ученые. Слово научному консультанту.

Опыт № 3. Осязание.  Игра «Волшебный мешочек»

Человек получает от каждого органа чувств ограниченный объем информации. Поэтому процесс познания окружающего мира можно сравнить с ситуацией, которая возникла в притче о пяти слепых, каждый из которых пытался представить себе, что такое слон.                                                                       Первый слепой взобрался на спину слона и считал, что это стена. Второй, ощупывая ногу слона, решил, что это колонна. Третий взял в руки хобот и принял его за трубу. Слепой, который дотронулся до бивня, подумал, что это сабля. А последнему, поглаживающему хвост слона, показалось, что это веревка.                                                                                                                         А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Волшебный мешочек».  Приглашаю исследователей для выполнения задания: не доставая предмет из мешочка, на ощупь определить его название, описать, какой он.                                   (Предметы: ракушка, мягкая игрушка, мячик, кубик. Дети угадывают предметы на ощупь, называют их.)                                                                                                  - Что позволяет нам угадывать предметы, чувствовать их свойства? (Кожа (кожный покров) позволяет нам чувствовать (осязать) предметы, их свойства.)

Верно. Кожа – это орган осязания, который позволяет человеку определять свойства предметов  (температуру, влажность, твердость, мягкость, колкость, гладкость, шероховатость, вязкость, сыпучесть и т.д.) 

 - Давайте с помощью лупы рассмотрим кожу руки поближе. Волоски помогают человеку чувствовать малейшее прикосновение, а поры позволяют коже дышать.                                                                                                                   Давайте обратимся к справочной литературе и предоставим слово научному консультанту.

Итак, ребята, кожа представляет собой общий покров человека, который защищает его от воздействий окружающей среды, защищает организм от инфекций, поддерживает постоянную температуру тела, позволяет получать информацию от окружающего мира, узнавать предметы на ощупь.                        - Является ли кожа помощником человека?                                                            Вывод:  

- С какими органами чувств мы сегодня познакомились? (Орган обоняния, орган вкуса, орган осязания.)

 -  Верно ли утверждение, что органы чувств – наши помощники? Что помогло нам в этом убедиться? (Проведенные опыты)

 - Сигналы от разных органов чувств, приходят в мозг. Мозг их анализирует и объединяет, в результате мы получаем целостное ощущение окружающего мира, полного  красок, звуков, вкусов, запахов и  ощущений,                                                            Представим себе, что человек стоит на берегу моря. Ветер бросает ему в лицо соленые брызги. Перед ним – бескрайняя синева и золотое солнце.
Он слушает шум моря, вдыхает его неповторимый запах, ощущает приятную прохладу.  В его мозге рождается единый образ –
море, который он уже никогда не забудет.

Решение социальной задачи. «Цветок здоровья»

Природа щедро наградила человека органами чувств, с помощью которых он познает мир. Но человек должен осознавать, что этот подарок надо беречь.               Детям раздаются лепестки, на которых они пишут, что нужно делать, чтобы сберечь свое здоровье. На доске появляется «Цветок здоровья».

Рефлексия.                                                                                                                     -Что вам больше всего понравилось?                                                                              -Что узнали нового?                                                                                                      - Появилось ли у кого желание узнать о других органах чувств?                      Эта информация представлена в книгах на выставке  (там же школьные учебники)

Ученые установили, что запахи влияют на состояние здоровья,  производительность труда и даже на поведение человека в разных ситуациях.                                                                                       Например,  ароматы лаванды, ромашки, лимона и сандалового дерева снимают депрессию у больных, улучшают их настроение.               (Слайд № 1)
 А жасмин, роза, мята и гвоздика активизируют клетки серого вещества сильнее  крепкого кофе. Сегодня это открытие широко используют, например, японские фирмы. В определенные часы по системе кондиционирования в служебные помещения закачиваются строго выверенные комбинации ароматических веществ. Это позволяет повышать производительность труда персонала на 50% и снижать количество ошибок в среднем на 20%. (Слайд № 2.)                                                                      Творческие процессы  хорошо стимулирует запах японской вишни.      (Слайд № 3.)
Современный бизнес предлагает людям  богатейший «рацион» запахов.  Сегодня разработаны оптимальные запахи для магазинов, продающих розничные товары. Для продуктовых магазинов наибольший эффект дает свежий запах, например, огурца или арбуза. (Слайд № 4.)
В магазинах одежды увеличить продажи помогают запахи ванили, лаванды, базилика, мяты и лимона. (Слайд № 5.)
Сейчас изобретены даже особые духи, которые предлагаются продавцам для разбрызгивания в салонах автомобилей.  Благодаря ароматизации воздуха можно увеличить объем продаж магазина на 10-15%.(Слайд № 6.)

Обоняние очень хорошо развито у некоторых животных. Например, лошади и собаки найдут своего хозяина по запаху на большом расстоянии. Такое качество собак широко используется человеком (на охоте, в уголовном розыске, в пограничной службе).                  (Слайд № 7.)

Вкус – понятие сложное.  Общепринято считать четыре простых вкуса: сладкий, соленый, кислый и горький.  Разные области языка у человека по-разному ощущают вкус . (Слайд № 1)

На кончике языка находится скопление «сладких» луковиц, поэтому сладкое мороженое надо пробовать кончиком языка. За кислоту отвечает задний край языка, а за соленое – передний его край. Горькую редьку чувствует задняя стенка языка. Но вкус пищи мы ощущаем всем языком. Вместе с горьким лекарством врач приписывает еще какое-нибудь  другое, которое отбивает неприятный вкус, т.к. из двух вкусов можно получить третий, не похожий ни на тот, ни на другой.

(Слайд № 2.) Вкусовые клетки в полости рта помогают определить новый оттенок вкуса, например, кисло-садкий вкус яблок , горько-сладкий вкус шоколада или  вяжущий вкус неспелых плодов хурмы.            

Чувство вкуса — это источник огромного удовольствия.           (Слайд №3.) Но это чувство дано нам не только для приятного ощущения, но и для защиты. Оно предохраняет нас от употребления пищи, которая может быть опасной для нашего организма.
Кстати, человек — довольно средний дегустатор.                                     У него только 3 тысячи вкусовых почек.

(Слайд №4.) У кита, который заглатывает уйму рыб, даже не прожевывая, их всего несколько или вообще нет. Свинья, как это ни странно, более вкусочувствительна, чем человек: она имеет 5500 вкусовых луковиц. У коровы их 35000, а у антилопы более 50 000! Так что животные не только имеют чувство вкуса, но многие из них более тонкие дегустаторы, чем люди.
(Слайд № 5.) Морские животные часто покрыты вкусовыми почками снаружи. Рыбы, например, ощущают вкус всей поверхностью тела. А вот такие создания, как мухи и бабочки, могут «дегустировать» своими  лапками.

Как приятно в жару окунуться в освежающую прохладу  водоема, (Слайд № 1) погладить пушистого котика (Слайд №2) или просто прижаться к маме! (Слайд № 3)                                                                                                      Давайте задумаемся над тем, что же такое прикосновение.               ( Слайд №4)

 Ведь как порой бывает трудно заставить себя расслабиться, полагаясь только на глаза или уши. Да, конечно, вы можете послушать любимую музыку или начать рассматривать какой-нибудь приятный пейзаж. Но если в течение, хотя бы 20 минут вас помассирует истинный мастер своего дела (Слайд № 5), вы сразу расслабитесь и забудете о неприятностях.

Кожа человека является  «воротами» осязания. (Слайд № 6)  Общая площадь ее поверхности у взрослого человека – около двух с половиной квадратных метров,  вес – около 3 кг.

Всего около 30 лет прошло с тех пор, как были начаты первые серьезные исследования роли осязания в нашей жизни. (Слайд № 7) За это  время ученым удалось показать,  что умственное и физическое развитие детей (Слайд № 8), а также жизнерадостность и бодрость духа взрослых (Слайд №9) зависят от количества прикосновений (Слайд № 10), которые тело человека получает на протяжении всей жизни. Осязание влияет на нашу способность переносить стрессы и боль, помогает строить близкие отношения с другими людьми  и, более того, побеждать болезни. (Слайд № 11)                                                                

Особенно сильно развито осязание  у слепых: они способны более подробно различать характеристики предметов (Слайд №12), читать специальный шрифт. (Слайд №13)                                                                             Органы осязания развиты  у многих животных. Например, у грызунов (Слайд №14 ) и хищников (Слайд №15). Их длинные жесткие усы (вибриссы) (Слайд №16)— это специальный орган осязания.  Чуть-чуть соприкасаясь с каким-либо предметом, они  передают  информацию  о нем. Это помогает животным передвигаться в темноте.