Социальное образование в ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления»

В статье излагается  взгляды автора на социальное образование в в  ФГБОУ ВО  «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx33.49 КБ

Предварительный просмотр:

Социальное образование  в  ФГБОУ ВО
«Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления»

 Литвинцева Ю.С

студентка гр. ЗБ 754

 специальность «Социальная работа»

Изучение и анализ профессиональных образовательных программ известных университетов и колледжей мира, сориентированных на подготовку специалистов для социальной сферы, по мнению академика РАН Жукова В. И. - ректора Российского социального университета, позволяет сделать вывод, что «отечественное социальное образование обладает качественным, отвечающим самым высоким образовательным стандартам программным продуктом, что является исходной предпосылкой рациональной и эффективной организации учебного процесса [1].

Социальное образование в широком смысле понимается как формирование, воспроизводство определенного менталитета, систем социокультурных принципов, смысложизненных ориентаций, социальных идеалов, составляющих фундамент социальной культуры, общественного интеллекта, образа жизни народа, нации, человеческой общности, а также массового социального просвещения, социального воспитания широких слоев населения, формирование у них умения жить в условиях взаимодействия в социуме; как образование, отражающее интересы, отношения и взаимодействия людей [2, 31].

 Социальное образование в узком смысле, по мнению ряда известных ученых, это подготовка и переподготовка специалистов в области социальных наук, а также обучение специалистов иного профиля социальным наукам, их социальное просвещение и воспитание.

 По мнению академика РАН Жукова В. И. система социального образования является важнейшим социальным инструментом социализации личности. Исходя из чего, социальное образование представляется как системный процесс накопления, хранения и передачи знаний, получаемых на основе развития фундаментальных и прикладных социальных наук, а также на базе социального опыта, накапливаемого цивилизацией в процессе обучения и воспитания [5].

Основные функции социального образования: профессиональная, духовно-нравственная и культурная - рассчитаны на человека, и гуманитарная - на гуманитаризацию общества.

 Субъектом обучения в системе социально образования становится сам человек, с его духовным, интеллектуальным, нравственным и культурным потенциалом.

Социальное образование сегодня обладает необходимыми атрибутами профильной подсистемы образования.

  • Это содержательный компонент, который образует совокупность направлений и специальностей подготовки социального профиля.
  • Это организационный компонент, включающий совокупность профессиональных учебных заведений разных типов, в которых ведется подготовка по специальностям и направлениям социального профиля.
  • Это управленческий компонент, который образуют иерархически взаимосвязанные структуры отраслевого управления подготовкой кадров социального профиля, наряду с органами управления образованием всех уровней [3, 33].

Российская система социального образования имеет непрерывный характер, имеет устойчивую структуру, обладающую всеми признаками субординации по объему знаний, умениям и навыкам.

Современная концепция социального образования «базируется на следующих основных воззрениях:

  • Гуманизм как конститутивный конструкт социального образования;
  • Открытость для мировой культуры, социума, человека;
  • Фундаментальность и праксеологический характер социального образования;
  • Непрерывность образовательного процесса от дошкольного периода до окончания активной социальной жизни человека;
  • Постепенность, последовательность и упреждающий характер социального образования, его целостность и всеобщность;
  • Личностно-ориентированный подход к содержанию и организации образовательного процесса, базирующийся на индивидуализации и вариативности [1].

Значительная работа в подготовке специалистов для социальной сферы  проводится в Восточно-Сибирском государственном университете технологий и управления, на кафедре «»Социальные технологии».

Главной задачей кафедры является подготовка квалифицированных специалистов, обладающих необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками в сфере социальной защиты населения.
Кафедра является выпускающей по направлениям: 39.04.02 "Социальная работа" (магистратура) и 39.03.02 «Социальная работа»
Кафедра "Социальные технологии" имеет статус выпускающей и обеспечивающей кафедры и является структурным подразделением Юридического  факультета  

 Кафедра была организована в 1998 году (Приказ № 2031 од от 25 сентября 1998 г.). 

На сегодняшний день кафедра заслуженно относится к числу учебных структур ВСГУТУ имеющих широкое общественное признание и авторитет, является базовой кафедрой Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия. Благодаря усилиям ее профессорско-преподавательского состава образовательная программа подготовки по направлению "Социальная работа" признанна лучшей инновационной программой в России (2016 г.)

Приоритетными функциями кафедры, согласно  современной концепции социального образования, можно считать следующее:

  • Удовлетворение потребностей будущего социального работника в интеллектуальном, нравственном и культурном развитии;
  • Удовлетворение потребности в получении высшего образования и квалификации социального работника; удовлетворение отрасли в квалифицированных кадрах;
  • Удовлетворение потребностей Республики Бурятия в подготовке научно-педагогических кадров по ряду направлений социального научного знания, таких как теория и технология социальной работы, социальный менеджмент, социальная психология, социальная педагогика, семьеведение и других;
  • Повышение квалификации и переподготовка специалистов социальной сферы;
  • Организация и проведение исследований по актуальным проблемам социальной работы и социальной политики» [5].

Социальная работа более других профессий располагается в границах нравственности и этического поведения, альтруизма как жизненного принципа личности, основанного на заботе о благе другого человека. Эти важные качества, без которых не возможно развитие и стабильность общества, призвана сформировать у будущего специалиста и гражданина в процессе профессионального обучения система социального образования.

 

Список использованной литературы

  1. Жуков В. И. Российское образование: истоки, традиции, проблемы. — М.: Издательско-торговый центр «Маркетинг»; М.: Издательство МГСУ «Союз», 2009. — 848 с.
  2. Жуков В. И. Россия в глобальном мире: философия и социология преобразований. Изд. 2-е, перераб. и доп. В 3 т. Т. 3 Философия социология образования и культуры. — М.: Издательство РГСУ, 2007. — 614 с.
  3. Котова Л. Б. Социальное образование как фактор социального развития/ Л. Б. Котова// Ученые записки, № 7 (1), 2009,- С. 30-33
  4. Миссия социального служения//Высшее образование в России, -2006,- № 8, - С.31-40
  5. Старовойтова Л.И., Козловская С.Н., Шимановская Я.В. Профессиональное  социальное  образование:  становление  и  современные тенденции развития: коллективная монография. – М.: Издательство РГСУ, 2015. – 184 с.