ПОМОЩЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ И ЖИЗНЕННОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ВОСПИТАННИКОВ ЦЕНТРА №12.

В статье рассмотрена проблема профессионального выбора детьми-сиротами. Влияние различных факторов на выбор профессионального учреждения. Показаны этапы работы социального педагога в помощи профессионального определения воспитанников.

Ключевые слова: социальная адаптация, профессиональное определение, работа по профориентации, этапы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx29.84 КБ

Предварительный просмотр:

         УДК 378

Malkerova TI THE HELP OF THE SOCIAL TEACHER IN PROFESSIONAL AND LIFE SELF-DETERMINATION OF PUPILS OF THE CENTER №12. The article discusses the problem of professional choice by orphaned children. The influence of various factors on the choice of a professional institution. The stages of the work of the social teacher in the help of the professional definition of pupils are shown.

   Keywords: social adaptation, professional definition, work on career guidance, stages of work.

                Малкерова Т.И., социальный педагог Центра содействия семейному воспитанию №12, г. Санкт-Петербург, E-mail:ivanmalkerov@gmail.com

ПОМОЩЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ И ЖИЗНЕННОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ВОСПИТАННИКОВ  ЦЕНТРА №12.

В статье рассмотрена проблема профессионального выбора детьми-сиротами. Влияние различных факторов на выбор профессионального учреждения. Показаны этапы работы социального педагога в помощи профессионального определения воспитанников.

Ключевые слова: социальная адаптация, профессиональное определение, работа по профориентации, этапы работы.

            В современных условиях, когда гражданин должен хорошо ориентироваться во всем многообразии возрастающих требований со стороны государственных институтов, учреждений социальной инфраструктуры и производства, проблема  социальной адаптации довольно часто встает для многих молодых людей, но для воспитанников Центров для детей-сирот она приобретает жизненно важное значение         

 Содержание работы в Центре для детей-сирот в корне отличается от работы в других образовательных учреждениях в силу своих специфических особенностей, определяемых контингентом воспитанников детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

        Воспитательная работа с такими детьми имеет повышенный развивающий потенциал. Чтобы компенсировать недостатки развития раннего возраста проводится работа по социальной адаптации воспитанника, направленная на формирование чувства долга, готовности к самостоятельному планированию и контролю своего поведения, к умению решать бытовые проблемы самообслуживания. Достигается социально-трудовая адаптация через трудовое и профессиональное обучение, психологическую готовность к взрослой жизни в современных социальных условиях. [1]

  Во многом успешность социальной адаптации детей-сирот зависит от успешного профессионального определения.

С каждым годом темпы развития рыночных отношений все ускоряются, соответственно растет конкуренция. Сложно найти работу, которая мотивирует, приносит достаток, позволяет реализовать себя и, конечно же, особенно тяжело решить проблему занятости выпускнику Центра; ребенку-сироте, а особенно еще и инвалиду.

Результаты  методики «Мотивация профессиональной деятельности» К.Замфир в модификации А.Реана свидетельствуют о том, что у большинства подростков, оставшихся без попечения родителей (70,0%) преобладает не внутренняя, основанная на возможности самореализации, а внешняя мотивация к профессиональной деятельности, основанная на материальном вознаграждении за труд или стремлении избежать наказания, критики.  [2]

Выбор профессионального обучения  у  ребенка, оставшегося без родителей, происходит иначе, чем у детей из семьи.

10% подростков  из семьи в выборе профессии  ориентируется на семейные традиции и  32% признают влияние родителей в выборе, принимая во внимание это можно сказать, что выбор учебного заведения у семейных детей индивидуализирован и направлен на содержательный аспект выбираемой профессии.

 Выбор подростка, оставшегося без попечения родителей,  менее конкретный и определенный. Это связано с пребыванием ребенка в среде, не  предполагающей возможностей «соприкосновения» с различными видами и типами профессиональной деятельности, как это происходит в полноценных семьях, члены которых включены в более активное социальное взаимодействие с окружающим миром, социумом.

 Как видно на выбор профессии влияет множество факторов, но особенно ярко семья, совет родителей.  [3]

Воспитанники детских учреждений для детей-сирот лишены семейной заботы, поэтому вся ответственность за поддержку подростка при выборе профессии ложится на специалистов детского учреждения, задача которых помочь ему адаптироваться к взрослой жизни, правильно выбрать путь, настроить его на дальнейшую грамотную жизнь.

 В нашем Центре воспитывается 108 детей и в основном это школьники, обучающиеся по различным образовательным программам.

     Проблема  профессионального самоопределения  воспитанников  для нашего Центра не новая. Ежегодно перед нашими  выпускниками школ  встают вопросы: Кем стать? Какую профессию выбрать? Куда пойти учиться? Как не ошибиться в выборе?

Строя свои жизненные планы наши воспитанники испытывают сложности в выборе. В Центре четверть детей имеют инвалидность и практически у всех ослаблено здоровье.

Выбирая дальнейшее образование нашим выпускникам школ необходимо объективно оценить свои способности, склонности, возможности и уровень учебной подготовки.  Помимо стандартных образовательных программ наши дети обучаются и по коррекционным программам школ, что создает профессиональный риск и ограничение в выборе профессий.

  Проблема профессионального определения обостряется не только внутренними переживаниями ребенка,  но и внешними факторами. В последнее время уменьшилось число учебных заведений в системе  профессионального образования со структурным подразделением «детский дом», изменились требования к продолжению образования лицами из числа детей-сирот. Современные социально-экономические условия жизни общества диктуют свои требования к профессиональной подготовке молодых людей. Человек должен обладать гибкостью, выносливостью, чтобы не только выжить, но и достойно жить, принося при этом пользу обществу.  [4]

Работа по профориентации выпускника школы в Центре проводится комплексно с участием всех специалистов Центра. Огромное значение на всех этапах реализации процесса профессионального самоопределения играет слаженное взаимодействие специалистов разного профиля, направленное на всестороннюю диагностику уровня и потенциала ребенка и проектирование целесообразных коррекционно-развивающих программ, то есть служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения.

По итогам комплексной работы собирается педагогический консилиум Центра, на котором по каждому выпускнику решается дальнейший педагогический маршрут.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ: профессиональное самоопределение воспитанника и выбор профессионального учебного заведения.

Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие ЗАДАЧИ:

  1. Сформировать у воспитанника представления о профессиях, о выборе профессии.
  2. Определить профессиональные возможности воспитанника и способности; научить молодого человека соотносить свои способности и возможности с требованиями профессии.
  3. Мотивировать на получение соответствующего профессионального образования.
  4. Определить воспитанника в выбранное им профессиональное учебное заведение.

При работе по профессиональной ориентации воспитанников социальный педагог постоянно взаимодействует со специалистами Центра: администрацией, медицинской службой, воспитателями, психологом. Нередко работа по профориентации выходит за границы Центра, и для решения вопроса прибегаешь к межведомственному сотрудничеству с педагогами школ, специалистами  профессиональных образовательных учреждений, специалистами опеки и попечительства муниципального округа, инспектором ОДН полиции, службой занятости района.

ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА: ученики 9 классов, возраст 15-18 лет. Воспитанники данной категории являются в текущем году выпускниками. Как правило, наши  дети заканчивают обучение в 9 классе, половина воспитанников обучается по коррекционным программам  .

Профориентационная работа с учащимися проводится в течение выпускного учебного года.

Для определения эффективности проводимой работы определяются следующие  ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  1. Воспитанник выбрал профессию, знает  свою будущую профессию, ее положительные стороны, сложности и перспективы.
  2. Воспитанник видит свои перспективы, как в получении и совершенствовании своего профессионального образования, но и построения профессиональной карьеры.
  3. Готовность воспитанников к профессиональному самоопределению и к возможной профессиональной переориентации в условиях изменений рынка труда.
  4. Повышение мотивации к труду.

Строится работа в 3 ЭТАПА: диагностический, основной, определяющий этап.

I этап диагностический

На данном этапе социальный педагог стремится  в работе достичь

цель – оказание помощи воспитанникам в определении осознанного выбора профессии.

Задачи:

  • научить выделять  дальние и ближние профессиональные цели;
  • помочь сопоставить свои возможности с требованиями выбираемых профессий;
  • помочь осознать трудности в достижении профессиональных целей и найти пути их преодоления;

Принцип: сознательность в выборе профессии;

Методы и формы работы, используемые в программе:

беседы, анкеты, деловые игры, практикум, индивидуальные консультации, посещение промышленных предприятий, профессиональных образовательных учреждений  с целью знакомства с различными профессиями.

 Программа рассчитана на первое полугодие текущего учебного года.

Кроме  того на данном этапе проводится диагностическая работа с воспитанником по выявлению его профессиональных склонностей, возможностей, предпочтений.  В основном это работа психолога.

Психолог работает с выпускниками индивидуально и в группе, определяет для каждого молодого человека его профессиональный профиль и дает рекомендации по выбору профессии, в которой выпускник может быть успешен. Информация передается социальному педагогу.

Со своей стороны социальный педагог также собирает информацию о воспитаннике с целью выявления его профессиональных предпочтений и желаний. Для этого используются такие методы, как беседа, наблюдение, консультация.

Медицинская служба определяет профессиональную пригодность воспитанника к той или иной профессии, его профессиональные риски, дает рекомендации по выбору профессии.

Воспитатели, которые непосредственно работают с детьми и наблюдают их в жизни, совместной деятельности, общении, в различных  совместных мероприятиях, в том числе и направленных на профессиональное самоопределение воспитанника, также имеют свое представление о каждом ребенке в плане его профессиональных возможностях и профессиональном выборе.

Первичная диагностическая информация о каждом воспитаннике стекается в социальную службу. Далее в течение года она может несколько изменяться, дополняться и т.д.

II этап основной

На данном этапе социальный педагог, совместно с воспитателем и выпускником школы проводит сбор информации о профессиональных образовательных учреждениях  города на следующий учебный год, учитывая  профессиональные предпочтения воспитанников.

 Проводится мониторинг профессиональных учебных заведений города; появление новых учреждений, изменение статуса имеющихся учебных заведений, изменения в подготовке специалистов, появление новых профессий, изменения или дополнения при приеме студентов и т.д. Также важно по каждому учебному заведению определиться по наличию в учебном заведении коррекционных учебных программ, подразделения «детский дом», количество мест по различным профессиям и правилам приема.

Данная информация очень важна, так как часто воспитанники-выпускники учреждения имеют проблемы со здоровьем, инвалидность, что в свою очередь накладывает некоторые ограничения на выбор профессии.

Во втором полугодии учебного года вся информация анализируется и на расширенном педагогическом консилиуме с участием всех специалистов и выпускников школ принимается решение по каждому воспитаннику относительно выбора для него профессии и соответствующего учебного заведения.

III этап определяющий

На данном этапе каждый воспитанник должен окончательно определиться в выборе своей будущей профессии, понимать свои перспективы развития, обучения и последующего трудоустройства.

Специалисты Центра, в том числе и социальный педагог, помогают воспитаннику сделать свой окончательный выбор, скорректировать при необходимости не только выбор образовательного учреждения, но и  специализацию обучения.

Данный этап реализуется по следующей схеме:

  1. Проводится окончательный сбор и анализ информации о воспитаннике.
  2. Индивидуальные беседы с каждым выпускником с целью выявления понимания и осознанности выбора молодого человека.
  3. Подача заявок на обучение и проживание в ПОУ со  структурным подразделением «детский дом».
  4. Посещение Дней открытых дверей в образовательных учреждениях города.
  5. Заключение договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам.
  6. Подготовка и сбор документов, необходимых  для определения воспитанника в учебное заведение.
  7. Поездка с каждым воспитанником в выбранное учебное заведение  (встреча с представителем приемной комиссии образовательного учреждения, оформление  заявления о поступлении, информация о требованиях при приеме в  учебное заведение и т.д.)

Моя основная цель в процессе работы по профориентации  – это помочь воспитаннику профессионально самоопределиться. Воспитанник должен сделать это осознанно, на основе понимания себя, своих возможностей, понимания и видения себя как полноценного члена общества, который своим трудом не только обеспечивает себе нормальное существование, но и приносит пользу.  [5]

В результате работы по данному социально-педагогическому направлению за последние пять лет 86 выпускников Центра выбрали свой профессиональный маршрут.

Библиографический список:

  1.  И.С Арон «Особенности ценностно-мотивационного компонента психологической готовности к профессиональному самоопределению детей, оставшихся без попечения родителей» УДК 371.128.1
  2. О.В. Журавлева «Сопровождение социально-профессионального самоопределения и становления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях социального партнерства».  Журнал «Мир науки, культуры, образования»,  № 6 (43), 2013г.
  3. Е. О. Гордиевская, Е. М. Старобина «Профессиональный выбор в процессе профессионального самоопределения детей-сирот». Детский фонд «Виктория», Москва, 2009 г.
  4. Е.В. Федосенко «Сопровождение профессионального самоопределения детей-сирот подросткового возраста».  Детский фонд «Виктория», Москва, 2009 г.
  5. Д.В. Старкова  « Формирование социальной компетенции воспитанников детских домов в процессе модернизации образования» Материалы Всероссийской  научно-практической конференции с международным участием « Адаптация человека в условиях многообразия современного мира», Санкт-Петербург. 2011г.