Общение как социальная перцепция

Габова Юлия Михайловна

1. Понятие и типы социальной перцепции. Специфика анализа перцептивных процессов в социальной психологии.

2. Эффекты, феномены и механизмы межличностного восприятия.

3. Казуальная атрибуция, виды и ошибки казуальной атрибуции.

Аннотации из статей периодических изданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchenie_kak_sotsialnaya_pertseptsiya.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

Общение как социальная перцепция

1. Понятие и типы социальной перцепции. Специфика анализа перцептивных процессов в социальной психологии.

Социальной перцепцией называется восприятие, направленное на создание представления о себе, других людях, социальных группах и социальных явлениях.

Специфика анализа перцептивных процессов состоит в том, что на впечатление человека о другом человеке/группе влияет множество различных факторов: психико-физиологические показатели, различные психологические особенности субъекта восприятия а также нормы общественного мнения и морали. Конкретно в социальной психологии изучение перцептивных особый акцент делается на принадлежность субъекта и объекта восприятия к какой-либо социальной группе; таким образом социальная психология рассматривает восприятие с точки зрения принадлежности субъекта и объекта восприятия к различным соц. группам.

2. Эффекты, феномены и механизмы межличностного восприятия.

Механизмы:

•             Рефлексия – восприятие самого себя

•             Идентификация – приписывание качеств другого человека или соц. группы объекту восприятия.

•             Каузальная атрибуция - феномен межличностного восприятия. Заключается в интерпретации, приписывании причин действий другого человека в условиях дефицита информации о действительных причинах его действий.

Феномены и эффекты (некоторые неточности/ошибки/особенности восприятия):

•             Эффекты стереотипизации:

•             Галоэффект (эффект ореола, эффект нимба или рога) — общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на его неизвестные черты.

•             Эффекты последовательности:

•             Эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект знакомства) — первая информация переоценивается по отношению к последующей.

•             Эффект новизны — новой информации о неожиданном поведении хорошо знакомого, близкого человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее.

•             Эффект роли — поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность.

•             Эффект присутствия — чем лучше человек чем-то владеет, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве.

•             Эффект авансирования — к разочарованию приводит отсутствие приписываемых ранее несуществующих достоинств.

•             Эффект снисходительности — руководитель гипертрофирует позитивные черты подчинённых и недооценивает негативные (характерно для руководителя попустительского и, в какой-то мере, демократического стиля).

•             Эффект гипервзыскательности — руководитель гипертрофирует негативные черты подчинённых и недооценивает позитивные (характерно для руководителя авторитарного стиля).

•             Эффект физиогномической редукции — вывод о присутствии психологической характеристики делается на основе черт внешности.

•             Эффект красоты — внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт.

•             Эффект ожидания — ожидая от человека определённой реакции, мы провоцируем его на неё.

•             Внутригрупповой фаворитизм — «свои» кажутся лучше.

•             Эффект отрицательной асимметрии начальной самооценки — во времени есть тенденция к противоположному внутригрупповому фаворитизму.

•             Презумпция взаимности — человек считает, что «другой» относится к нему так, как он относится к «другому».

•             Феномен предположения о сходстве — человек считает, что «свои» относятся к остальным людям так же, как он.

•             Эффект проекции — человек исходит из того, что другие обладают такими же качествами, как он.

•             Феномен игнорирования информационной ценности неслучившегося — информация о том, что могло бы произойти, но не произошло, игнорируется.

Прим. Из феноменов и эффектов спросят скорее всего лишь несколько; в лекции нам рассказывали о эффекте установки, эффекте 1-го впечатления, эффекте ореола, эффекте первичности, эффекте новизны, стереотипизации.

3. Казуальная атрибуция, виды и ошибки казуальной атрибуции.

Феномен казуальной атрибуции заключается в интерпретации, приписывании причин действий другого человека в условиях дефицита информации о действительных причинах его действий.

Мера и степень атрибуции зависят от двух показателей:

1.            соответствие поступка ролевым ожиданиям — чем больше соответствие, тем меньше дефицит информации, следовательно степень приписывания будет меньше;

2.            соответствие действия культурным нормам.

Виды казуальной атрибуции:

•             личностная атрибуция (причина приписывается человеку, совершающему действие);

•             объектная атрибуция (причина приписывается объекту, на который направлен поступок);

•             обстоятельственная атрибуция (причина приписывается обстоятельствам).

Ошибки казуальной атрибуции:

•             Фундаментальная ошибка атрибуции – при интерпретации поведении недооценивается роль ситуации и переоценивается роль личности.

Аннотации из статей периодических изданий.

«Социально-психологические механизмы взаимодействия в системе корпоративного управления»

Аннотация: Статья посвящена проблеме совершенствования системы корпоративного управления на основе социально-психологических механизмов взаимодействия в коллективе. В ней рассматриваются роль и значение социально-психологических механизмов взаимодействия в системе корпоративного управления, перечислены основные методы социально-психологического регулирования взаимоотношений в коллективе.

 Автором была разработана методика оценки социально-психологических механизмов взаимодействия в коллективе на основе коммуникативной, перцептивной, интерактивной составляющих с учетом индивидуального подхода к исследованию, позволяющей совершенствовать систему корпоративного управления.

Автор: Низамова Д.Р.
магистрант, Казанский государственный финансово-экономический институт, направление «Корпоративное управление»

// Вопросы инновационной экономики. — 2011. — № 4 (4). — c. 13-19.

«Изучение проблемы социальной перцепции у дошкольников с нарушением зрения»

Аннотация: В статье рассматривается одна из ключевых проблем, находящаяся на стыке социальной и специальной психологии. Делается акцент на изучение проблемы социальной перцепции при зрительной депривации. В частности выявляются особенности понимания собственных эмоциональных состояний и эмоций других людей дошкольниками с нарушениями зрения.

 Автор: Скоробогатова Наталья Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии.


Специальное образование №1, 2010

«Методологические последствия изучения социальной перцепции»

Аннотация: В статье представлены методологические выводы из эмпирического изучения эмотивного содержания социальной перцепции. Показано различие между психофизическим и психологическим уровнем отражения, между психикой и психологией человека, что приводит к расширению предметного поля психологической науки. Экспрессия лица представлена как особая форма объективации психологических качеств личности, восприятие которой позволяет воссоединить «внутреннее» психологическое содержание с «внешним» знаково-символическим носителем этого содержания. В процессе социально-психологической интерпретации личности по внешности происходит идентификация воспринимаемого лица с известным по личному опыту социально-психологическим типом личности. В процессах социальной перцепции имеет место преобладание эмотивных функций психической деятельности. Отношения в социальном взаимодействии выполняют функции психологического влияния на содержательные изменения психологических представлений людей друг о друге, эти представления далее играют роль психологических регуляторов и деприваторов межличностных отношений. Психологические отношения субъектов социальной перцепции и социального взаимодействия всегда амбивалентны. Полученные данные позволяют сформулировать парадигму «интегральной психологии», которая в научном познании психологии человека опирается на принципы целостности, комплексности, межпредметности, монографичности. В этой парадигме каждое психологическое качество личности рассматривает как результат трансформации телесно-психического потенциала человека в процессах различных форм его предметно-практической активности под влиянием известных и неизвестных обстоятельств.

Автор: Панферов В.Н.

Методология и история психологии. 2009. Том 4. Выпуск 3.,стр.142-153

Диагностическая категория «дефицит внимания, двигательного контроля и восприятия» (Deficits in Attention, Motor Control and Perception) в зарубежной литературе.


Аннотация: Обращается внимание на историю появления данной категории и специфику установления такого диагноза. В обзоре рассматриваются данные по эпидемиологии, частоте встречаемости, коморбидности, факторам риска возникновения DAMP, особенностям когнитивного функционирования и прогнозу развития пациентов с данной патологией развития.

Авторы: Агрис А.Р., аспирантка кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии Московского государственного университета им.М.В. Ломоносова, младший научный сотрудник лаборатории исследования трудностей обучения Института проблем интегративного (инклюзивного) образования Московского городского психолого-педагогического университета, педагог-психолог (нейропсихолог) Государственного бюджетного образовательного учреждения Центра психолого-медико-социального сопровождения«Зеленая ветка»,
Егорова О.И., младший научный сотрудник лаборатории трудностей обучения и синдрома дефицита внимания, гиперактивности Московского городского психолого-педагогического университета.


Психологическая наука и образование - 2013/3]