Рабочая программа право 10 класс

Гурова Галина Вячеславовна

Рабочая программ составлена на основе учебника А.Ф. Никитина "Право.10 - 11 классы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raboch._progr._po_pravu_10_kl.docx27.3 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Володарская СОШ

                                                                 УТВЕРЖДАЮ        

Директор МБОУ Володарской СОШ

__________О.А.Янковская

                                             «___» __________   2015  г.

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

по праву

 (базовый уровень)

10 класс

                                                               Составитель: Гурова Галина Вячеславовна,

учитель истории и обществознания высшей категории

пос. Володарского, 2015 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Рабочая программа составлена на основании авторской программы по   праву  А. Ф. Никитина (Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5 – 11 классы. 6-е издание. М.: Просвещение, 2012).

     Данная авторская программа выбрана в связи с тем, что  она составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень). Выбранная программа соответствует требованиям к структуре, результатам усвоения основных общеобразовательных программ ФГОС второго поколения.

     Учебно-методический комплект: (учебник: Никитин А.Ф. Право. 10-11 класс. 5-е издание. М.: Просвещение, 2011)  полностью соответствует авторской программе.

     Особенностью реализации данной программы в школе является  то, что она воплощает содержание курса, предназначенного для тех учащихся, которые готовы серьезно изучать право как полноценный предмет на достаточно высоком содержательно-методическом уровне.

Изучения права по данной программе происходит  в систематизированной форме и сравнительно полном объеме, достаточном для того, чтобы выпускники средней (полной)  школы, вышли в самостоятельную жизнь с максимально полным багажом знаний об обществе, государстве, правилах жизни, которым им в дальнейшем придется следовать.  

Цели курса исходят из самой жизненной действительности: развитие правовой культуры, воспитание цивилизованного правосознания, уважения к закону, привычек правомерного поведения — одни из самых действенных и надежных средств стабилизации общественной жизни, создания разумных условий для духовного и физического существования и совершенствования отдельных людей и народов.

Определенное внимание в предлагаемом курсе уделяется истории отечественного государства и права. Представляется, что этот материал (отчасти напоминающий и расширяющий сведения по всеобщей и отечественной истории, полученные учащимися ранее) послужит хорошим импульсом для освоения содержания всего курса. Вместе с тем представлен значительный объем актуальных в современных социально-экономических и политических условиях знаний, касающихся прав человека, в том числе избирательного, гражданского, налогового и уголовного права и др.

     Преподавание учебного предмета «Обществознание» способствует реализации Образовательной программы школы, Концепции развития и Программы развития школы. Содержание, структура и методический аппарат учебного предмета создает хорошие условия для интерактивного обучения учащихся.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

В соответствие с учебным планом школы  на изучение учебного предмета  выделяется 1  час  в неделю (35 часов в год). Авторская программа предполагает изучение курса в объёме 35 часов в год.

РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА (8 ч)

Тема 1. История государства и права

Связь и взаимозависимость государства и права. Основные теории происхождения государства и права: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, органическая, психологическая, расовая, материалистическая*.

Развитие права в России до XIX в. Влияние на правовую мысль Киевской Руси религиозно-символического мышления. Первые памятники философско-правовой мысли. Русская Правда. Судебник 1497 г. Соборное уложение 1649 г. Государственно-правовые реформы Петра I. «Наказ» Екатерины II. Российское право в XIX — начале XX в. Совершенствование правовой системы в царствование Александра I. Деятельность М.М.Сперанского. Совершенствование системы управления, издание Полного собрания законов и Свода законов Российской империи Николаем I. Отмена крепостного права. Реформы местного самоуправления и судебная. Развитие правовой системы в начале XX в. Манифест 17 октября 1905 г. Деятельность Государственной думы. Основные государственные законы — конституционные законы России.

Советское право 1917—1953 гг. Замена права «революционным правосознанием». Революционный террор. Репрессии 30-х гг. «Сталинская» Конституция СССР 1936 г.

Советское право 1954—1991 гг. Критика культа личности. Консервация административно-командной системы управления. Рост правонарушений. Начало правозащитного, диссидентского движения. Принятие Конституции СССР 1977 г. Кризис общества «развитого социализма».

Реформа российского права после 1991 г. Распад СССР. Попытки превратить Россию в модернизированное государство с рыночной экономикой. «Изъятие» у населения сберегательных вкладов, аферы финансовых пирамид. Проведение приватизации в стране. Принятие Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ и др.

Тема 2. Вопросы теории государства и права

Понятие государства. «Общественный», «классовый», «политико-правовой» подходы к рассмотрению сущности государства. Признаки и функции государства. Форма правления, форма государственного устройства, политический режим*.

Понятие права. Система права. Законодательство. Отрасли и институты права. Признаки права. Объективное и субъективное право. Назначение права. Формы реализации (источники) права. Правовая норма, ее структура. Виды норм права*.

Понятие и признаки правового государства. Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей. Гарантирован-ность прав человека*.

РАЗДЕЛ II. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО (20 ч)

Тема 3. Конституция Российской Федерации

Понятие конституции, ее виды. Конституционное право России, его принципы и источники. Конституционная система. Понятие конституционализма*.

Конституционный кризис начала 90-х гг. Принятие Конституции Российской Федерации и ее общая характеристика. Достоинства и недостатки Основного закона России.

Основы конституционного строя. Содержание вступительной части Конституции. Российская Федерация — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Социальное государство. Светское государство. Человек, его права и свободы — высшая ценность. Многонациональный народ России — носитель суверенитета и источник власти. Субъекты осуществления государственной власти. Прямое действие Конституции РФ*.

Федеративное устройство России. Равенство субъектов федерации. Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации. Виды субъектов РФ. Федеральное законодательство и законы субъектов РФ. Проблема сепаратизма*.

Президент Российской Федерации. Статус главы государства. Гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Полномочия Президента РФ. Условия досрочного прекращения полномочий Президента или отрешения его от должности*.

Федеральное Собрание Российской Федерации. Парламенты в европейской политической традиции. Парламентаризм. Две палаты Федерального Собрания — Совет Федерации и Государственная Дума, их состав и способы формирования. Комитеты и комиссии обеих палат. Предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы. Порядок принятия и вступления в силу законов Российской Федерации*.

Правительство Российской Федерации, его состав и порядок формирования. Полномочия Правительства РФ. Досрочное прекращение полномочий Правительства РФ. Судебная власть в РФ. Судебная система: федеральные суды и суды субъектов РФ. Принципы судопроизводства. Присяжные заседатели. Прокуратура РФ как единая централизованная система. Функции прокуратуры. Генеральный прокурор РФ*.

Местное самоуправление. Решение вопросов местного значения. Муниципальная собственность. Самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Структура и формирование местного самоуправления*.

Содержание второй главы Конституции РФ. Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Значение Всеобщей декларации прав человека. Виды прав человека. Положения философии прав человека*.

Международные договоры о правах человека. Содержание Международного Билля о правах человека. 'Виды международных документов о правах человека*.

Гражданские права. Равенство прав и свобод людей. Право на жизнь. Запрет рабства и пыток. Равенство перед законом. Принцип презумпции невиновности. Право на свободу передвижения. Право на свободу мысли, совести и религии*.

Политические права. Право на свободу убеждений. Право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство избранных представителей*.

Экономические, социальные и культурные права. Право владеть имуществом. Право на социальное обеспечение и на осуществление прав в экономической, социальной и культурной областях. Право на труд, на свободный выбор работы. Право на отдых. Право на образование. Право участвовать в культурной и научной жизни общества*.

Права ребенка. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка*.

Избирательные права граждан. Активное избирательное право. Пассивное избирательное право. Принципы демократических выборов. Избирательное законодательство*.

Избирательный процесс. Основные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.

        

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения права на базовом уровне ученик должен

знать/ понимать

  • систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;

уметь

  • характеризовать: право как элемент культуры общества;  систему законодательства; основные отрасли права;  систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации защиты;  избирательный и законодательный процессы в  России;  принципы организации и деятельности органов государственной сласти; порядок заключения и расторжения трудовых договоров;  формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;
  • объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь;  механизм правового регулирования;  содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента);   особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;
  • различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основание и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;
  • приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :

  • поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;
  • анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;
  • изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
  • применение правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);
  • выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определение способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;
  • обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 час в неделю, всего 35 часов.

Тема (с указанием вида работы)

Вид урока

Плановые

сроки  

прохождения

Скорректированные сроки прохождения

1

2

3

4

5

1 четверть     -  9 ч.

 

1.

Введение

05.09

Глава 1. История государства и права

 

2.

Происхождение государства и права

12.09

3.  

Из истории российского права

19.09

4.

Из истории российского права

26.09

5.

Реформа российского права после 1991 г.

03.10

Глава 2. Вопросы теории государства и права

6.

Что такое государство?

10.10

7.

Что такое право?

17.10

8

Правовое государство

24.10

Глава 3. Конституционное право

9.  

Понятие Конституции

31.10

2 четверть – 7 ч.

10

Общая характеристика Конституции Российской Федерации

14.11

11

Основы конституционного строя

21.11

12

Основы конституционного строя

28.11

13

Федеративное устройство

05.12

14

Президент Российской Федерации

12.12

15  

Федеральное Собрание

19.12

16

Федеральное Собрание

26.12

3 четверть –   10 ч.

17

Правительство РФ. Судебная власть. Прокуратура

16.01

18

Правительство РФ. Судебная власть. Прокуратура

23.01

19

Местное самоуправление

30.01

20

Местное самоуправление

06.02

21

Права и свободы человека и гражданина

13.02

22

Права и свободы человека и гражданина

20.02

23

Международные договоры о правах человека

27.02

24

Международные договоры о правах человека

06.03

25

Гражданские права

13.03

26

Гражданские права

20.03

4 четверть –     9 ч.

27

Политические права

03.04

28

Политические права

10.04

29

Экономические, социальные и культурные права

17.04.

30

Экономические, социальные и культурные права

24.04

31

Права ребёнка

 01.05

32

 Избирательное право

08.05

33

Избирательный процесс

15.05

34

Избирательный процесс

22.05

35

Обобщение и повторение изученного за курс права 10 класса

29.05

Перечень учебно-методического обеспечения, словарей и справочной литературы, мультимедийных пособий, дидактического материала

Азаров А. Я.. Болотина Т. В. Права человека: Пособие для учителя.— М., 1995.

Алексеев С. С. Право. Законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей: 9— 11 кл.— М., 1998.

Алексеев С. С. Философия права.— М.,  1998.

Воскресенская И. М., Давлетшина Н. В. Демократия: государство, общество.— М., 1997.

Граждановедепие: Учеб. для средней школы/Э. А.Уткин и др.— М.,  1995.

Ильин А. В., Морозова С. А. Из истории права.— СПб., 1997.

Исаев И. А. История государства и права России.— М., 1994.

Кашанина Т. В., Кашанйн А. В. Основы российского права.— М.,  1997.

Каманина Т. В., Кашанйн А. В. Право и экономика:  10—11 кл.— М., 2000.

Коваленко А. II. IIрашшедение: 10—11 кл.— М.,  1998.

Кравченко А. II. Обществознание:  10—11 кл.— М., 2000.

Липсиц И. В. Экономика.— Кн. 1.—М.,  1997.

Морозова С. А. Обществознание: 10—11 кл.— СПб., 2001.

Мушинский В. О. Обществознание:  10 кл.— М., 2002.

Мушинский В. О. Основы правоведения: 10—11 кл.— М.,  1994.

Никитин А. Ф. Обществознание: 10—11 кл.— М., 2003.

Никитин А. Ф. Основы обществознания: 8 кл.— М., 2002.

Никитин А. Ф. Основы обществознания: 9 кл.— М., 2002.

Никитин А. Ф. Школьный юридический словарь.— М.,  1998.

Основы российского права.— М., 1997.

Певцова Е. А. Основы правовых знаний: Практикум для старших классов.— М., 2000.

Права человека. История, теория, практика.— М.,  1995.

Сборник кодексов РФ.— М., 2002.

Спиридонов .//. II. Теория государства и права.— М., 1966.

Человек и общество. Обществознание: 11 кл./Под ред. Л.Н.Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой.— Ч. 2.— М., 2002.

Шилобод М. П., Петрухин А. С, Кривошеее В. Ф. Политика и право: 10 — 11 кл.—М.,  1995.

Юридическая энциклопедия.— М., 2001.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО учителей

гуманитарного  цикла от                     №

Председатель ШМО

_______________  Коробова Г.М.

«___» _________2015 г.

СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по УВР

_______________ Фонов А.В.

«____» ________2015  г.