КОНФЛИКТЫ В ПОДРОСТКОВОЙ ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ

Гибатдинова Ландыш Дамировна

В статье дается сущность понятий «конфликт», «подростковая среда», рассматриваются научные разработки проблемы конфликтов. Анализ основных типов и причин конфликтов у подростка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_gibatdinova.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

УДК  371

КОНФЛИКТЫ В ПОДРОСТКОВОЙ ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ

Гибатдинова Ландыш Дамировна

Студентка группы 316 м(з) 21, Казанский национальный исследовательский технологический университет (420015, Российская федерация, Республика Татарстан, г. Казань, ул. К. Маркса, д. 68. Тел. +7 (906) 111-33-14 Е-mail: landish_rah@mail.ru

Аннотация. В статье дается сущность понятий «конфликт», «подростковая среда», рассматриваются научные разработки проблемы конфликтов. Анализ основных типов и причин конфликтов у подростка.

Ключевые слова: конфликтная ситуация, подростковая среда, внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой, межгрупповой конфликт.

CONFLICTS IN THE ADOLESCENT SCHOOL ENVIRONMENT

Gibatdinova Lundysh Damirovna

Student of the group 316 m (extramular) 21, Kazan National Research Technological University (420015, Russian Federation, Republic of Tatarstan, Kazan, K. Marx street, 68. Tel/fax: +7 (906) 111-33-14 E-mail: landish_rah@mail.ru

Annotation. In the article the essence of the concepts "conflict", "teenage environment" is given, scientific studies of the conflict problem are considered. Analysis of the main types and causes of conflicts in adolescents.

Key words: conflict situation, teenage environment, intrapersonal conflict, interpersonal conflict, conflict between a person and a group, intergroup conflict.

Конфликт – это нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми разной степени маскулинности и фемининности, способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон [3].

Как показывает практика, бесконфликтное сосуществование людей встречается как исключительно редкое явление. Конфликты всегда оказывали существенное влияние на жизнь отдельного человека, развитие социальных групп различного масштаба, историю государства и человечества в целом [2]. Возникновение большого числа конфликтов различного масштаба, чрезвычайная сложность их регулирования вызывают в последнее время повышенный интерес не только к его теоретическим, но и к практическим аспектам.

С обыденной точки зрения конфликт ассоциируется с агрессией, глубокими эмоциями, спорами, угрозами, враждебностью и т. п. Бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное и его необходимо по возможности избегать и уж, если он возник, немедленно разрешать. Однако современная психология позволяет рассматривать конфликт как способ развития организации, группы и отдельной личности, выделяя в противоречивости конфликтных ситуаций позитивные моменты, связанные с развитием и субъекивным осмыслением жизненных ситуаций [1].

Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus, что в переводе означает «столкновение». В таком понимании это слово в близком, но не тождественном смысле применяется в психологии. Какую ситуацию можно назвать конфликтной? На этот вопрос отвечает так называемая теорема Томаса: если ситуации определяются как реальные, то они реальны по своим последствиям, то есть конфликт становится реальностью тогда, когда он переживается как конфликт хотя бы одной из сторон.

Главными действующими лицами, субъектами любого конфликтного противоборства являются люди. Каждый конфликт – это конфликт между субъектами противодействия с их специфическими внутренними условиями, интересами, мотивами, установками, направленностью активности, нормами регуляции поведения и деятельности. Поэтому значение именно этих психологических характеристик конфликтующих личностей является важным условием понимания внутренних детерминант конфликтного противоборства, точного прогнозирования его исходов, выбора адекватных ситуаций и методов управления и разрешения конфликтами. Личностный фактор, как известно, сильно влияет на конфликтное поведение. Данное принципиальное положение в настоящее время признается многими, поэтому психология конфликтов является не только важнейшей составной частью конфликтологии, но и, пожалуй, единственно строгой научно-методической основой конфликтологической практики [4].

Конфликты происходят в различных сферах жизнедеятельности, не исключением являются и конфликты в условиях подростковой среды. Подростковая среда – это серьезный этап личностного становления человека, это бесценный опыт в общении, формирование собственного поведения во взаимоотношениях с окружающими.

Основные типы и причины конфликтов у подростка можно разделить на:

1. внутриличностный конфликт – неудовлетворённость жизнью, друзьями, учебой, отношениями со сверстниками, малой уверенностью в себе и близких людях, а также со стрессом;

2. межличностный конфликт - когда люди с различными взглядами, чертами характера совсем не могут ладить друг с другом, в корне различаются взгляды и цели таких людей;

3. конфликт между личностью и группой - может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиций группы, например, весь класс, срывает урок, а один подросток остается в классе…несмотря на его устойчивую нравственную позицию, его отношения с классом будут конфликтом, так как он идет против мнения группы;

4. межгрупповой конфликт - возникает из-за противоречий и идейных установок двух различных групп [5].

Внутриличностные конфликты в подростковом возрасте не осознаются ни подростками, ни значимыми для них взрослыми, что создает почву для развития переживаний.

Эмоциональная составляющая внутреннего конфликта подросткового возраста определяется как страх «быть не собой».

Внутренний мир подростка - сокровенные мысли, чувства, искания. У подростка возникает потребность в защите своего внутреннего мира, ограждении его от посягательств других людей. Не случайно подростковый возраст отмечается повышением уровня эгоцентризма, сосредоточенности на своем Я.

Возникает чувство отстраненности от близких взрослых, которое далее, при неблагоприятной социальной ситуации развития, трансформируется в противопоставление себя всему взрослому миру и даже миру в целом, включая и самого себя.

Подростки начинают активно и настойчиво проявлять свою потребность в независимости и дистанции. Они требуют не досматривать их вещи, не читать их дневники и записки, не задавать им вопросов, на которые они не хотят отвечать. Взрослые, и родители, и учителя, как показывает практика, очень протестно воспринимают требование подростка дать ему независимость. И это понятно! Одну из своих первоочередных функций взрослые видят в воспитании своих детей и учеников. И воспитание они понимают как неусыпный контроль, а протест подростка воспринимают как трудность, которую непременно следует преодолеть, сломить, сделать подростка подвластным и послушным.

Ориентиром в коррекционной работе с таким конфликтом подростков должно стать зрелое отношение к проблеме самого взрослого. Взрослый должен быть искренним в своих чувствах и вместе с тем уметь в корректной форме высказывать свои самые негативные эмоции, иначе это может повлиять на самооценку подростка.

Список литературы

  1. Ананьев Б.Г. О взаимосвязях в развитии способностей и характера //Доклады на совещании по вопросам психологии личности. М.: Наука, 2016. – 346с.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М.Андреева. М.: Аспект Пресс, 2015. - 363с.
  3. Анцупов А.Я., Прошанов С.Л. Конфликтология: междисциплинарный подход, обзор диссертационных исследований. М., 2013. – 378с.
  4. Глуханюк Н.С. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие /Н.С. Глуханюк, Е.В. Дъяченко, С.Л.Семенова. Воронеж. 2013.-224с.
  5. Журавлев В.И. Особенности педагогической конфликтологии. М., 2015.- 264с.