"Воспитание в неполной семье"

Семенова Наталья Сергеевна

Статья содержит основные взгляды на проблему воспитания детей в неполных семьях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx42.64 КБ

Предварительный просмотр:

СПБ ГБУ СОН «Центр социальной помощи семье и детям Калининского района Санкт-Петербурга»

Статья на тему:

«Воспитание в неполной семье»

Автор:

Семенова Наталья Сергеевна

Должность:

Социальный педагог

2019 г.

г. Санкт-Петербург, Ленинградская область

Российская Федерация


Семья занимает ведущее место среди значимых для людей ценностей. Именно в семье формируется и развивается личность. Наиболее частыми причинами семейного неблагополучия являются: экономические, политические и социальные проблемы. Это негативно сказывается на взаимоотношениях между членами семьи. Среди неблагополучных семей самым распространенным видом является неполная семья. Отсутствие полноценного образца отношений внутри семьи ведет к определенным психическим нарушениям ребенка, что может повлечь за собой ряд проблем.

Неполная семья – это малая группа с частичными, неполными связями, где нет традиционной системы отношений: мать-отец, родители-дети, дети-бабушки и дедушки.

Следует отметить, что более полное определение понятия «неполная семья» включает в себя количественные и качественные показатели, которые нельзя рассматривать отдельно без взаимодействия и взаимовлияния друг на друга.

Проблемой изучения неполных семей занимались такие российские специалисты, как: Карабанова О.А., Пухова Т.И., Кочубей Б.И., Григорьева Е.М. Также следует отметить работы Сатир В., по ее мнению семья – это система, а поэтому она стремится к равновесию, для поддержания которого порой в ход идет навязывание ролей членам семьи, система запретов, нереальные ожидания.

Неполная семья, как и любая другая, в первую очередь должна выполнять воспитательную функцию. Воспитание является одним из наиболее важных аспектов в системе семейных взаимоотношений. В неполной семье процесс воспитания часто нарушен, в связи с чем, у ребенка формируется чувство неполноценности.

Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка – потребности в социальном контакте (М.И. Лисина), базового доверия к миру (Э. Эриксон) и привязанности (Дж. Боулби, М. Эйнсворт) в младенчестве; формирование предметно-орудийной компетентности в раннем возрасте и социальной компетентности в дошкольном, сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществлении самостоятельной учебной деятельности в младшем школьном возрасте; создание условий для развития автономии и самосознания в подростковом и юношеском возрасте. Эмоциональная насыщенность и эмоционально-позитивный характер межличностных отношений, устойчивость, длительность и стабильность взаимодействия с партнером, совместная деятельность и сотрудничество со взрослым как образцом компетентности, социальная поддержка и инициирование к самостоятельной деятельности делают семью уникальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития ребенка.

Общество накладывает на семью несколько важнейших функций:

1) репродуктивная – основная социальная функция (семью принято считать идеальным местом для рождения ребенка);

2) воспитательно-педагогическая – удовлетворяет стремление взрослого человека к материнству или отцовству;

3) социализирующая – усвоение ребенком норм и правил человеческих отношений, приспособление к жизни (как и в отношении репродуктивной функции, семья - лучшее место для социализации ребенка);

4) хозяйственно-бытовая – состоит в удовлетворении материальных потребностей, членов семьи и содействует сохранению их здоровья;

5) рекреативная (восстановительная) – организация досуга и отдыха, направлена на сохранение и восстановление здоровья каждого члена семьи как целостной структуры;

6) сексуально-эмоциональная (гедонистическая) – обучение на примере родителей правильному сексуальному поведению, эмоциям, проявлениям любви и ласки;

7) регенеративная – наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-либо фамильных драгоценностей (вовсе необязательно буквально понимать под драгоценностями ювелирные украшения, их можно передать любому постороннему, а вот такую драгоценность как альбом с фотографиями, чужому человеку не передашь – только родному);

8) духовного общения – развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

9) сфера первоначального социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколения;

10) психотерапевтическая – позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. В то время, как традиционные функции стали резко ослабляться, возникла эта новая, ранее неизвестная – психотерапевтическая функция. Брак удачен или нет в зависимости от активизации этой функции, то есть в настоящее время семейное существование в значительной степени зависит от стабильности близких эмоциональных отношений.

Неполной семьей называется такая семья, которая состоит из одного родителя и его детей. Основными причинами увеличения числа неполных семей являются:

  1. Рост количества разводов. Развод – одна из наиболее частых причин появления неполных семей. В современное время развод стал механизмом, понижающим ценность брачно-семейных отношений. В отличие от прошлого, когда развод был запретным явлением, сегодня он стал массовым и характерным для многих современных государств. Но именно Россия на протяжении последних десятилетий занимает второе место в мире по данному показателю, после США, определенно опережая другие державы. В связи с этим проблемы устойчивости брачно-семейных отношений актуальны для многих российских семей.
  1. Рост количества рождаемости вне официально зарегистрированного брака. Такая семья изначально является неполной, так как ребенок с первых дней своей жизни воспитывается одним родителем. Современные семьи демонстрируют явный отказ от патриархальности. Большинство людей, не видит в семейном образе жизни значительной ценности, поэтому и живут в незарегистрированном браке. Словарь русского языка Ожегова С.И., дает такое определение термина «внебрачный»: «внебрачный, относящийся к официально неоформленному браку. Внебрачная связь, внебрачный ребенок».
  1. Рост смертности мужчин. Намного чаще встречаются семьи с матерью и детьми, чем с отцом и детьми. Причина заключается в том, что количественный уровень смертности мужчин, выше, чем у женщин, соответственно вдов больше, чем вдовцов. Вдовство – серьезное испытание, как для женщины, так и для мужчины.

В неполных семьях дети по-разному реагируют на отсутствие одного или другого родителя, мальчики более уязвимы, чем девочки. В семьях без отца возникает масса социальных проблем. Это особенно болезненно и чревато отрицательными воспитательными последствиями для мальчиков.

Иногда в неполных семьях, где материальные условия низкие, родители ведут аморальный противоправный образ жизни, где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии. Они становятся жертвами насилия, как со стороны родителя, так и других граждан того же социального строя.

Одним из распространенных типов неполной семьи в современных условиях становится внебрачная семья, которая возникает в результате рождения ребенка вне брака. Желание скрасить одиночество, стремление удовлетворить потребность материнства и другие причины ведут к тому, что многие женщины решаются сегодня на такой шаг сознательно. Трудности воспитания в такой семье состоят в основном в том, что мать, перегруженная работой, уделяет недостаточное внимание ребенку. В такой семье затруднено ознакомление ребенка с социальной ролью отца: он не может найти и усвоить образа поведения, пример для подражания. Нередко мать, воспитывая ребенка по своему образу и подобию, тем самым несознательно толкает его повторению своей личной жизни, к усвоению стандартов своего поведения.

Отрицательным образом сказывается на воспитании в такой семье отсутствие авторитета, олицетворяемого отцом. Особенно неблагоприятно отсутствие отцовской опеки отражается на подготовке девочек к будущей семейной жизни. В условиях многочисленных трудностей у матери могут складываться сложные отношения с ребенком. Отсюда возникает порой несправедливость с ребенком, что сказывается на его нравственном развитии.

Отрицательно влияет на ребенка и безумная материнская любовь: забывая, что привязанная к нему всем сердцем, она становится ревнивой, оберегает его от всех «нездоровых» влияний и добивается тем самым равнодушия или недовольства, направленного в первую очередь против нее.

Основные меры улучшения воспитательных возможностей в такой семье состоят в следующем: создание доверительных отношений в семье, формирование чувств взаимопомощи и вовлечение детей в дела и заботы семьи, разумное соотношение родительской любви и строгости, возрастание роли личного примера, формирование у детей положительного идеала взрослого.

Семье отводится решающая роль в определении направленности поведения ребенка, именно в ней в процессе взаимодействия и взаимовлияния родителей и детей закладываются основы норм и правил нравственности, навыки совместной деятельности, формируется мировоззрение, ценностные ориентации, жизненные планы и идеалы. В зависимости от того, как складываются эти взаимоотношения и общение, какой воспитательный потенциал имеет семья (а он определяется структурой семьи, общим образовательным и культурным уровнем родителей, социально-бытовыми условиями жизни семьи, психологическим микроклиматом, распределением функциональных обязанностей между членами семьи, трудовыми и семейными обязанностями, организацией свободного времени и др.), формирует личность ребенка.

В подростковом возрасте семейное общение имеет одну особенность: оно носит противоречивый характер. Подростки, с одной стороны стремятся к общению с взрослыми, в том числе с родителями, а с другой – у них наблюдается снижение интереса к семейному общению.

Противоречивость семейного общения и отношений в подростковом возрасте особенно остро проявляется в неблагополучных семьях, продуцирующих отклоняющееся поведение подростков. Неблагополучная семья – это та семья, которая не выполняет или выполняет формально свою ведущую функцию воспитания полноценного человека. В то же время понятие неблагополучной семьи может возникать лишь в соответствии с конкретным ребенком. Для одного ребенка семья может быть подходящей, а для другого эта же семья станет причиной тягостных душевных переживаний.

Дефекты воспитания являются показателем неблагополучия семьи. Наряду с материальными и бытовыми показателями степень благополучия семьи характеризует также отношение к ребенку. Однако не учитывать структурные изменения в семье, изменение ее ценностных ориентаций было бы неправильным.

Структурная деформация семьи (неполные семьи) нарушает логику общения ребенка, вызывает расстройство развивающей функции общения со сверстниками, обедняет практику взаимосвязей с взрослыми людьми (особенно с мужчинами). Подростки из таких семей обычно испытывают затруднения в выборе друзей, в установлении контактов со сверстниками.

Нарушение структуры семьи оказывает негативное влияние на подростков не само по себе, а в сочетании с другими факторами, в частности с уровнем общего и педагогического образования родителей, характером их взаимоотношений в семье, содержанием общения и пр. Еще одним показателем благополучия семьи и ее влияния на ребенка является отношение к общественным нормам и ценностям – в них ребенок черпает первые образцы человеческих отношений и культуры общения, они в более позднем возрасте являются тем нравственным эталоном, по которому он сверяет свои поступки.

Взаимоотношения родителей с детьми влияют на характер и содержание общения, в то же время общение корректирует отношения, развивает и обогащает их. Характер семейного общения и стиль отношений, как правило, проявляется во взаимодействии членов семьи. Если эти отношения эмоционально положительны, то семейное общение конструктивно, притягательно, приносит взаимное удовлетворение; если же отношения конфликтны, эмоционально отрицательны, то и семейное общение принимает негативный оттенок. Вместе с тем в общении заложен довольно большой воспитательный потенциал, который может сыграть важную роль в изменении, как характера внутрисемейных отношений, так и стиля взаимодействия в семье, потому что оно направлено не только на сознание людей, на оценку их поступков и поведения.

Неполная семья не может обеспечить полноценных условий социализации ребенка, под которой психологи понимают обычно весь процесс вхождения его в социальную среду, приспособление к ней, освоение (в том числе и творческое) социальных ролей и функций.

Процесс воспитания в неполной семье обычно деформирован. Дети из неполных семей испытывают острую потребность в определенном социальном статусе, хотят иметь обоих родителей. При разрыве отношений, родители часто занимают противоположные позиции в деле воспитания, что, несомненно, сказывается на детях. Воспитательные позиции родителей могут существенно расходиться, что вызывает у ребенка чувство растерянности и неполноценности, т.к. оба родителя являются для него значимыми. Такие дети обычно хуже адаптируются в социальной среде.

Исследования показывают, что одинокая мать имеет более выраженную установку на воспитание детей, чем мать в полной семье. Процесс воспитания и вся система отношений матери с детьми эмоционально более насыщена. Мать стремится своим влиянием, своей любовью, своей заботой компенсировать то, что по ее мнению, дети недополучают из-за отсутствия отца. Одинокая мать берет на себя намного больше ответственности, чем мать из полной семьи, возлагая на себя функции обоих родителей (матери и отца). По отношению к детям такая мать занимает опекающую, охранительную, контролирующую, сдерживающую инициативу ребенка позицию. Это способствует формированию эмоционально ранимой, безынициативной, несамостоятельной, поддающейся внешним влияниям, «извне управляемой» эгоистической личности.

Одинокой матери необходимо помнить, что следует, крайне внимательно относится к нравоучениям и наказаниям, так как мать является единственным источником социального научения ребенка. Необходимо стремиться к взаимному сближению с ребенком и следить, чтобы негативные оценки не превышали, в целом, похвалы.

Существует еще одна не менее важная трудность в воспитании детей из неполных (материнских) семей. Воспитание – нелегкое дело, требующее огромных духовных затрат. Часто, родители, как в неполных, так и в полных благополучных семьях, полагают, что они жертвуют своей жизнью ради детей и считают необходимым получать от них отдачу. Довольно часто это происходит в неполной (материнской) семье. Стараясь для своего ребенка, мать внушает ему о долге благодарности. Но не стоит забывать о том, что благодарность за заботу и любовь требовать нельзя. Данная благодарность – родительский долг.

Можно выделить шесть наиболее распространенных ошибок, возникающих в процессе воспитания детей в неполной семье.

1) Гиперопека, когда ребенок и проблемы, связанные с ним, выдвигаются на первое место в системе жизненных ценностей и ориентаций (утрированные формы любви). Гиперопека является одной из форм деформации воспитания. Одной из наиболее распространенных ошибок одинокой матери, считается ее попытка заполнить всю свою жизнь ребенком. Но она должна понять, что однажды ребенок «вылетит из гнезда» и начнет самостоятельную жизнь. Найдет свое предназначение, создаст собственную семью. Есть такие матери, которые окружают ребенка своей гиперопекой, не дающей ему самостоятельно существовать и принимать решения. В таком случае ребенок настолько привязан к матери и родному дому, что не в силах его покинуть. Таким образом, избыточная забота и опека зачастую пагубно влияют на механизмы адаптации и социализации их детей в обществе.

2) Отстраненность матери от собственно воспитательного процесса и чрезмерная ориентация на материальную заботу о ребенке. В большинстве случаев в неполных семьях экономические проблемы носят психологический оттенок. Разумным считается, когда родители постепенно знакомят детей с финансовым положением своей семьи. Но порой, одинокие матери с раннего возраста пытаются донести своим детям о том, что, поскольку у них отсутствует отец, они многое позволить себе не в силах. Делать этого не стоит, так как ребенок не всегда может правильно понять данные причины, ограничивающие его желания, в свою очередь, это может привести к чувству неполноценности ребенка, его ограниченности перед другими детьми.

Также имеет место быть и противоположная сторона проблемы. Часто одинокая мать, считает своим прямым долгом дать ребенку все то, что имеют дети в полных семьях. Существует вероятность того, что с возрастом такие дети могут превратиться в подлинных тиранов. Они начинают надменно относиться к своим родителям, поскольку не приучены в чем-либо себе отказывать, и начинают требовать от матери все большего, но, т.к. она уже не в состоянии выполнять возрастающие запросы, это становится причиной многочисленных конфликтов и переживаний. Получив строгое «нет», такие дети начинают чувствовать себя обделенными, а в худшем случае нелюбимыми. Все это приводит к глубоким внутрисемейным проблемам. Чтобы миновать данные проблемы, наиболее эффективным будет, если одинокая мать сможет возмещать не только экономические недостатки, но и постарается обеспечить своего ребенка духовными ценностями, для осознания того, что материнская любовь главная ценность, финансово не измеряемая.

3) Препятствие контактам ребенка с отцом, вплоть до настойчивого искоренения унаследованных от него качеств, что обусловлено неприязнью матери к бывшему мужу.

4) Двойственное отношение к ребенку, проявляющееся то в приступах чрезмерной любви, то во вспышках раздражения.

5) Стремление матери сделать ребенка образцовым, несмотря на то, что у него нет отца. Мать становится «домашним надзирателем». Ребенок либо становится пассивным, либо включается в жизнь уличных компаний.

6) Отстраненность матери от ухода за ребенком и его воспитания. Причины таких ситуаций могут быть разными, начиная от безответственности, избытка примитивных интересов, удовлетворению которых ребенок мешает, недоброжелательного отношения к ребенку, и вплоть до крайних случаев: алкоголизма матери, беспорядочности в сексуальных отношениях, проституции и других форм асоциального поведения.

Отсутствие мужчины в семье особенно деформирует процесс социализации детей. Воспитательные возможности в неполной семье ограничены: затрудняется контроль и надзор за детьми, отсутствие одного из родителей лишает детей возможности знакомиться с разными вариантами семейных отношений и влечет за собой односторонний характер психического развития. Это связано с отсутствием образцов сексуального поведения взрослого человека, которым можно было бы подражать в будущем. Мальчик, получивший «охранное» материнское воспитание, нередко лишен необходимых мужских черт: твердости характера, дисциплинированности, самостоятельности, решительности. Девочке общение с отцом помогает формированию образа мужчины. Если отца в семье нет, то образ мужчины получается искажённым – обедненным или, напротив, идеализированным, что приводит впоследствии либо к упрощённости в личных отношениях с мужчиной, либо к непреодолимым сложностям. Опираясь на негативный опыт родительской семьи, супруги из неполных семей легче идут на разрыв и в собственной семье.

Еще сложнее процесс социализации детей происходит там, где мать настойчиво пытается «устроить» свою судьбу. В семье часто появляются новые «дяди». Некоторые из них поселяются в квартире, перестраивают на свой лад их семейный быт, требуют от ребенка определенного отношения к себе, а потом уходят. Их место занимают другие, и все начинается сначала. Ребенок заброшен. Он чувствует себя никому не нужным. В таких условиях не исключено формирование личности человеконенавистника, правонарушителя, преступника.

Изучение психологии преступников показывает, что первым толчком в формировании их противоправного поведения является внутреннее отчуждение подростка от семьи и школы. Затем наступает период рационального объяснения своих действий, оправдания и обоснования их, поиск единомышленников. В группе этих заброшенных единомышленников вырабатывается своя субкультура, в которой на первый план выдвигается стереотип «жертвы» как существа иного, чужого мира, существа, которого не жалко, которое должно быть «наказано».

Воспитывающемуся в нервозной обстановке (то чрезмерной опеки, то отчуждения) ребенку из неполной семьи трудно не попасть на такой путь. К этому еще нужно добавить, что в неполной семье не только нарушен психологический климат; она еще оказывается в большей степени изолированной, оторванной от окружающего мира. Вот почему среди несовершеннолетних правонарушителей большая часть приходится на выходцев из неполных семей. Как видим, тяжелую судьбу готовят разводящиеся родители не только себе, но и детям. Дети всей своей искалеченной жизнью платят за неспособность родителей создать крепкую семью со здоровым нравственно – психологическим климатом.

Нельзя сбрасывать со счетов и влияния внешней среды. Ребенок из неполной семьи чаще оказывается объектом нравственно – психологического давления со стороны детей из благополучных полных семей, что ведет к формированию чувства неуверенности, а нередко и озлобленности, агрессивности. У таких детей могут не сформироваться альтруистические и гуманистические качества, черты, без которых невозможно создание уже собственной благополучной семейной обстановки. Формирование личности ребенка еще более осложняется в том случае, если он был свидетелем или участником всех семейных конфликтов и скандалов, которые привели его родителей к разводу. Сохраняющаяся привязанность к отцу при враждебном отношении к нему матери может стать причиной раздвоения психической жизни ребенка, его личности.

В заключение хочется отметить следующее. Семья, являясь первым и наиболее значимым фактором социализации ребенка, представляет собой систему социальных отношений, основанных, в первую очередь, на кровном родстве ее членов и обусловленных общностью их быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, что и характеризует ее как определенную социальную ситуацию развития. Семья формирует интеллектуальные и эмоциональные основы личности, дает ребенку первые представления о жизни в обществе, о добре и зле, вводит в мир ценностей, которые признаются и реализуются данной семьей в ее повседневной жизни. В конечном итоге, в семье формируются основные моральные представления и нравственные принципы. Таким образом, каждая отдельная семья представляет собой определенную систему социальных отношений, качество которых и обуславливает ту или иную социальную ситуацию развития ребенка в семье. Наиболее часто в качестве важнейших составляющих воспитательного потенциала семьи указываются внутрисемейные отношения, определяемые, в свою очередь, нравственным примером родителей, составом семьи, ее жизнедеятельностью, уровнем образования и педагогической культурой родителей, степенью их ответственности за воспитание детей. Кроме того, значимость внутрисемейных отношений обуславливается и тем, что они являются первым специфическим образцом общественных отношений, с которыми сталкивается ребенок с момента рождения, и в результате которых он приобретает как навыки речи и мышления, так и опыт общения. При этом в системе внутрисемейных отношений главенствующими являются отношения между супругами, формирующие тот или иной эмоционально-нравственный климат в семье и определяющие воспитательные возможности данной семьи.

В неполной семье складываются специфические условия для воспитания детей. Распад семьи отрицательно влияет на отношения между родителями и детьми, нарушает стабильность эмоциональной атмосферы. В связи с тем, что родители сами испытывают душевные переживания, им обычно не достает сил, чтобы помочь детям справиться с возникшими проблемами как раз в тот момент жизни, когда те особенно нуждаются в их любви и поддержке. Даже если мать старается восполнить отсутствие отца и делает все возможное, чтобы соединить в себе обоих родителей, она в принципе не может реализовать одновременно обе родительские позиции - материнскую и отцовскую. Понимая, что сыну необходим отец, одинокая мать сознательно или бессознательно стремиться компенсировать ребенку его отсутствие и берет на себя мужские функции (строгость, требовательность, жесткие стратегии воспитания). В результате мальчик лишается не только отца, но, в некотором смысле, и матери - материнской любви, терпимости, теплоты.

Следует также отметить, что все неблагоприятные факторы, сказывающиеся на родителях, такие как плохое жилье, материальные проблемы, частая смена места жительства, плохое физическое и психическое здоровье неблагоприятно сказываются и на детях. Таким образом, издержки воспитания в неполной семье являются, прежде всего, следствием ограниченных материальных ресурсов и низкого социального статуса такой семьи и лишь косвенно связаны с отсутствием в ней второго супруга.

Решение проблемы социализации ребенка из неблагополучной семьи возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, направленных на раннее выявление и постановку на учет ребенка из неблагополучной семьи, определение причин неблагополучия семьи, осуществления информационной помощи семье, организации профилактики нарушений воспитания в семьях «группы риска», при координационно-организационной помощи со стороны социального педагога.