Статья "Эмоциональное выгорание педагогов"

Кондратьева Кристина Аркадьевна

Статья посвящена эмоциональному выгоранию педагогов, работающих с детьм с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalnoe_vygoranie_pedagogov_s_detmi_ovz.docx24.3 КБ

Предварительный просмотр:

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ С ДЕТЬМИ ОВЗ

Прошина К.А

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы эмоционального выгорания педагогов, реализующих инклюзивное образование.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, эмоциональное выгорание.

Актуальность этой темы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога не только инклюзивного образования, но и всего образования в целом, поскольку профессия учителя обладает огромной социальной важностью. Способность к сопереживанию признается одним из наиболее важных качеств педагога, однако практическая роль эмоций в профессиональной компетентности оценивается противоречиво. Можно сказать, что педагогов не готовят к возможной эмоциональной перегрузке, не формируют у них соответствующих  знаний, умений, личностных качеств, необходимых для преодоления эмоциональных трудностей профессии.

 Инклюзивное образование основано на принципе доступности образования для всех учащихся, в том числе и для инвалидов. Это подход целостный, комплексный, основанный на интересах ребенка. Основой инклюзивного подхода должен стать ориентир на нормальное психическое развитие каждого ученика, а не на отклонения в виде девиации или патологии. Понимание сути такого подхода и его принятие позволяет повышать самооценку людей с ограниченными возможностями здоровья и дает им право на равные права и возможности. Для системы отечественного образования такой подход имеет огромное инновационное значение. Долгова В.И., Ткаченко В.А. Управление инновационными процессами в образовании: сущность, закономерности и тенденции//Наука и бизнес: пути развития. 2012. № 7 (13). С. 17-22.

Синдром эмоционального выгорания развивается в процессе профессиональной деятельности педагога в форме стереотипа эмоционального поведения, проявляющегося в особенностях профессионального общения.

Эмоциональное выгорание – это динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса, когда налицо все три фазы стресса: нервное напряжение, резистенция (сопротивление) и истощение. Важно отметить, что авторы статей и работ по эмоциональному выгоранию, говорят о нем неоднозначно. В одном случае как о профессиональной деформации, которая негативно отражается на профессиональной деятельности педагогов, а в другом – как о механизме психологической защиты, который позволяет регулировать психику и защищать ее от негативных эмоциональных воздействий. Эмоциональное выгорание инициируется комплексом факторов, включающих индивидуально-психологические особенности педагога и специфические особенности профессиональной деятельности эмоционального характера.

Последние десятилетия наблюдается прогрессивное изменение общественного отношения к проблемам инвалидности и инвалидам, развитие системы их комплексной реабилитации, которое стало одной из приоритетных задач современной социальной политики Российского государства. Система комплексной реабилитации инвалидов стала самостоятельной областью научной и практической деятельности, способствующей восстановлению способностей инвалидов к социальному функционированию. Социальной реабилитацией детей инвалидов занимаются специалисты различных профессий и специальностей, эффективное взаимодействие которых возможно только на междисциплинарной основе. Личность педагога в учебно воспитательном процессе важна так, как и личность учащегося. Проблема сохранности эмоционально личностной сферы педагога в коррекционном образовательном учреждении крайне важна для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Культура, психологическое здоровье, духовная организация педагога во многом определяют психосоматическое состояние воспитанника с отклонениями в развитии. Педагогу самому нужно постоянно развиваться, изменяться в реалиях современного общества, чтобы помогать развитию ребёнка. Этому процессу подчас серьёзно мешает негативное психологическое явление в виде эмоционального выгорания педагога. Эмоциональное выгорание исследователи рассматривают, как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип профессионального поведения. Оно позволяет педагогу дозировать свои эмоции, экономить энергетические запасы. При этом обязательно формируется профессиональная деформация личности. Среди основных причин этого феномена называют личностные особенности педагога[1]. .Словарь по комплексной реабилитации инвалидов: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / В. А. Бронников, Т. В. Зозуля, Ю. И. Кравцов, М. С. Надымова; под науч. ред. В.А. Бронникова; Перм. гос. унт. – Пермь, 2010. –530 с.

 Результаты психологических исследований педагогов коррекционных образовательных учреждений показали, помимо биологосоциального уровня, нужно продолжать профилактическую работу с педагогами на ценностно смысловом, экзистенциальном уровне, который направлен на осознание педагогами своих возможностей и ограничений, на согласование своих жизненных ориентиров с целями и смыслами педагогического коллектива. Очень важна работа психолога для снижения признаков эмоционального выгорания педагогов в коррекционном образовательном учреждении[3].

3.Редина Т. В. Эмоциональное выгорание педагогов специальных коррекционных образовательных учреждений.Научный потенциал: работы молодых ученых. Ж. «Знание, понимание, умение». №1. 2010 год

Профессиональный труд педагога отличает очень высокая эмоциональная загруженность. В современных условиях деятельность учителя буквально насыщена факторами, вызывающими профессиональное выгорание: большое количество социальных контактов за рабочий день, предельно высокая ответственность, недооценка среди руководства и коллег профессиональной значимости, необходимость быть все время в «форме». Сейчас обществом провозглашается образ социально успешного человека, уверенного в себе, решительного и самостоятельного, достигшего карьерных успехов. Поэтому многие люди стараются соответствовать этому образу, постоянно совершенствуя свой профессионализм. Для поддержания соответствующего уровня педагог должен иметь внутренние ресурсы

Список литературы:

  1. Вачугов,  Д.Д. Основы менеджмента [Текст]  / Д. Д. Вачугов. – М.: Высшая школа, 2002. - 367 с.
  2. Камерон, К. Диагностика и изменение организационной культуры [Текст] / К. Камерон, Р. Куинн / Пер. с англ. под. ред. И.В. Андреевой. – СПб.: Питер, 2001. - 320 с.
  3. Соломанидина, Т.О. Организационная культура компании [Текст]  / Т.О. Соломанидина. – М.: Инфра-М, 2007. – 560 с.
  4. Шейн, Э.Х. Организационная культура и лидерство [Текст] / Э.Х. Шейн / Пер. с англ. под ред. В.А. Спивака. – СПб.: Питер, 2002.  - 336с.