Ресурсы образовательной системы

Научная статья посвящена ресурсному обеспечению управления качеством образования в современной экономике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hismatullin_statya_1.docx20.78 КБ

Предварительный просмотр:

Ресурсы образовательной системы

Магистрант: Хисматуллин Л.А.

Казанский национальный исследовательский технологический университет

Кафедра государственного, муниципального управления и социологии

Факультет промышленной политики и бизнес-администрирования

Рыночная экономика 21 века безусловно представляет из себя высокое качество образования – это один из фактов успешного процесса преобразования российского общества. Как конечный результат функционирования образовательной системы качества образования, с одной стороны, определяет уровень квалификации работников, их способность к адаптации мобильность, профессиональную пригодность, функциональную грамотность, что необходимо для совершенствования материальной базы общества, а другой стороны, является основой развития общечеловеческой системы ценностей, способной совершенствовать духовный строй граждан.

Качество образования может служить тем важным показателем, который «взвешивает» эффективность предпринимаемых усилий в сфере образования, правильность выбранных решений, объектов и алгоритмов управления образованием. Система образования требует эффективного управления качеством образования. [1]

Ресурсы образовательной системы это всё то, что непосредственно участвует в образовательном процессе: трудовые ресурсы образования, информационные ресурсы (учебники, пособия, компьютерные программы и иные средства обучения), педагогические технологии и ноу–хау, капитальные ресурсы (наличие помещений для обучения, обеспеченность, учебными пособиями, компьютерами и пр.) То, насколько эти ресурсы отвечают современным требованиям, уровню технического и технологического развития общества, говорит об их возможностях повлиять на качество образовательного процесса. Именно ресурсы и их качественные характеристики в значительной степени определяют результат образования. [2]

Рассмотрим некоторые предложения о путях и развитии совершенств образования.

В процессе адаптации деятельности образовательных учреждений к экономическим условиям страны можно выделить следующие основные направления совершенствования финансирования образовательных учреждений:

Во-первых, переход к рыночным отношениям расширил возможности по привлечению образовательными учреждениями внебюджетных источников для обеспечения учебного процесса. Поэтому в отсутствие надлежащего бюджетного финансирования образовательными учреждениями необходимо создать и обеспечить такие условия, чтобы заработанные ими средства в полном объеме оставались в их распоряжении и предоставить большую самостоятельность в определении направлений использования этих средств;

Во-вторых, обеспечить возможности финансирования учебных заведений из бюджетов различного уровня на основе нормативов. Нормативное финансирование учреждений образования строится на базе «нормативного (подушевого) принципа». Этот норматив должен включать преимущественно текущие расходы: заработную плату, учебные и административно- хозяйственные расходы, расходы на повышение квалификации, на содержание и ремонт оборудования. Таким образом, сохраняется целевое финансирование учреждений образования.

В-третьих, следует снизить расходы образовательного учреждения, достигая экономии ресурсов. План экономической работы в образовательном учреждении включает комплекс организационно-практических мер по рациональному и экономическому использованию государственных средств, мобилизации внутрихозяйственных резервов, сокращению непроизводственных расходов и потерь, улучшению финансовой дисциплины, ужесточению контроля за сохранностью финансовых и материально-технических ресурсов. Это могут быть экономные формы организации учебного процесса, привлечение к учебному процессу ресурсов других организаций, замена дорогостоящих практических учебных занятий.

Рассмотрены предложения о путях развития и совершенствования образования, которое на данный период времени нуждается в постоянном совершенствовании. Прогресс не стоит на месте и с каждым днём система прогрессирует и берёт новые высоты.

Список литературы

Книга одного автора

  1. Основы рыночной экономики: Учеб. пособие/ Под. ред. А.С. Пелиха. М.: - М.: Наука, 1995. – 282с. 
  2. Терюкова Т. Качество образования и рыночный процесс // Учитель.1998. № 1. С. 4-9.
  3. Рубин Ю.Б. Рынок образовательных услуг: от качества к конкурентоспособным бизнес моделям (Ч. 3) // Высшее образование в России. 2011. № 5. С. 50–65.

Статьи

  1. Колесников А.К. Качество ресурсного обеспечения образовательной программы. – Монография.

Нормативно-правовые акты

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об образовании в Российской Федерации"

Интернет-издания

  1. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации /Открытое правительство/ URL: https://minobrnauki.gov.ru/ru/


[1] Терюкова Т. Качество образования и рыночный процесс // Учитель.1998. № 1. С. 4-9..

[2] Основы рыночной экономики: Учеб. пособие/ Под. ред. А.С. Пелиха. М.: - М.: Наука, 1995. – 282с.