Буклет "Коррекция девиантного поведения подростков"

Пасичник Лидия Николаевна

Буклет об условиях формирования отклоняющегося поведения у подростков. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Условия формирования отклоняющегося поведения у подростков

Картинки по запросу "картинки детей по девиантному поведению"

Девиантное, или отклоняющееся, поведении -  это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

Девиантные действия выступают в разном качестве:

 как средство достижения значимой цели;

• как способ психологической разрядки, замещения блокированной потребности и переключения деятельности;

• как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении.

Девиантное поведение обусловлено рядом взаимосвязанных факторов, выделяемых в соответствии с компонентами человеческого поведения различного уровня – биологическими, психологическими и социальными.

Формы девиантного поведения

детей и подростков.

Антисоциальное поведение – это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих.

В детском возрасте (5-12 лет) наиболее распространенные формы:

• насилие в отношении сверстников или  более младших и слабых детей;

• жестокое обращение с животными;

• воровство; мелкое хулиганство;

• порча чужого имущества.

У подростков (13-18 лет) преобладают:

• хулиганство, кражи; вандализм;

• физическое насилие;

• торговля наркотиками.

Асоциальное поведение – это уклонение от выполнения морально – нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений.

У детей наиболее распространены:

• побеги из дому;

•систематические пропуски уроков;

• воровство; ложь; вымогательство;

• агрессивное поведение.

В подростковом возрасте характерны:

• уходы из дому; бродяжничество;

• отказ от обучения;

• агрессивное поведение;

• беспорядочные половые связи;

• настенные рисунки и надписи

  непристойного характера;

• ненормативная лексика.

Аутодеструктивное поведение – это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности.

Дети склонны:

курению; токсикомании.

У подростков выражается:

• употребление наркотиков и алкоголя;

• самопорезах;

• игровой и компьютерной зависимости;

• пищевых злоупотреблениях и отказах от

  пищи;

• суицидальное поведение и самоубийства.

Психологические особенности подростков с девиантным поведением.

Особенности эмоционально – волевой сферы:

повышенная тревожность;

• дефектность ценностной системы.

Подростки, как правило, импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, агрессивны, конфликтны. Ими совершаются правонарушения в отношении сверстников или других лиц с применение агрессии. Подростки с асоциальной агрессией существенно отличаются от своих более успешных в социальном плане сверстников. Агрессивные подростки, нарушающие законы, не доверяют окружающим, избегают ситуаций, в которых они могут оказаться в эмоциональной зависимости. Они менее доброжелательно относятся к сверстникам, часто смешивают секс и агрессию,  практически не чувствуют вины за агрессивное поведение, подчиняются больше не внешним, а внутренним ограничениям. Они действуют практически во вред себе, так как в результате своих действий лишаются привязанностей и попадают под жесткий контроль представителей власти, к которым не испытывают ни доверия, ни уважения. Агрессивное асоциальное поведение в целом вызывает устойчивое негативное отношение общества и является серьезным барьером в установлении конструктивных контактов меду личностью и ее окружением. Мотивы собственного поведения могут осознаваться подростком, но чаще совершение агрессивных поступков побуждается и поддерживается бессознательными тенденциями.

Наиболее распространенными целями агрессивного поведения могут быть:

причинение боли жертве; причинение

  ущерба;

• месть за причиненное страдание;

• доминирование, власть над другим

  человеком;

• получение материальных благ;

• аффективная разрядка, разрешение

  внутриличностного конфликта;

• самоутверждение, повышение самооценки, сохранение самоуважения;

• защита от реальной или воображаемой

  угрозы и страдания;

• отстаивание автономии и свободы;

• завоевание авторитета в группе

  сверстников;

• удаление препятствий на пути к

  удовлетворению потребностей;

• привлечение внимания.

Таким образом, агрессивное поведение подростков является не однородным феноменом, а имеет различные внутренние и внешние причины и зависит от возрастных особенностей, индивидуальных целей, причин, обусловливающих его возникновение.

МОУ "СОШ № 20"

Памятка для родителей

Коррекция девиантного поведения подростков

(14 - 17 лет)

Картинки по запросу "картинки детей по девиантному поведению"

г. Ухта 2020г.