Буклет "Коррекция девиантного поведения подростков"
Буклет об условиях формирования отклоняющегося поведения у подростков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Буклет "Коррекция девиантного поведения подростков" | 39.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Условия формирования отклоняющегося поведения у подростков
Девиантное, или отклоняющееся, поведении - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.
Девиантные действия выступают в разном качестве:
• как средство достижения значимой цели;
• как способ психологической разрядки, замещения блокированной потребности и переключения деятельности;
• как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении.
Девиантное поведение обусловлено рядом взаимосвязанных факторов, выделяемых в соответствии с компонентами человеческого поведения различного уровня – биологическими, психологическими и социальными.
Формы девиантного поведения
детей и подростков.
Антисоциальное поведение – это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих.
В детском возрасте (5-12 лет) наиболее распространенные формы:
• насилие в отношении сверстников или более младших и слабых детей;
• жестокое обращение с животными;
• воровство; мелкое хулиганство;
• порча чужого имущества.
У подростков (13-18 лет) преобладают:
• хулиганство, кражи; вандализм;
• физическое насилие;
• торговля наркотиками.
Асоциальное поведение – это уклонение от выполнения морально – нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений.
У детей наиболее распространены:
• побеги из дому;
•систематические пропуски уроков;
• воровство; ложь; вымогательство;
• агрессивное поведение.
В подростковом возрасте характерны:
• уходы из дому; бродяжничество;
• отказ от обучения;
• агрессивное поведение;
• беспорядочные половые связи;
• настенные рисунки и надписи
непристойного характера;
• ненормативная лексика.
Аутодеструктивное поведение – это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности.
Дети склонны:
• курению; токсикомании.
У подростков выражается:
• употребление наркотиков и алкоголя;
• самопорезах;
• игровой и компьютерной зависимости;
• пищевых злоупотреблениях и отказах от
пищи;
• суицидальное поведение и самоубийства.
Психологические особенности подростков с девиантным поведением.
Особенности эмоционально – волевой сферы:
• повышенная тревожность;
• дефектность ценностной системы.
Подростки, как правило, импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, агрессивны, конфликтны. Ими совершаются правонарушения в отношении сверстников или других лиц с применение агрессии. Подростки с асоциальной агрессией существенно отличаются от своих более успешных в социальном плане сверстников. Агрессивные подростки, нарушающие законы, не доверяют окружающим, избегают ситуаций, в которых они могут оказаться в эмоциональной зависимости. Они менее доброжелательно относятся к сверстникам, часто смешивают секс и агрессию, практически не чувствуют вины за агрессивное поведение, подчиняются больше не внешним, а внутренним ограничениям. Они действуют практически во вред себе, так как в результате своих действий лишаются привязанностей и попадают под жесткий контроль представителей власти, к которым не испытывают ни доверия, ни уважения. Агрессивное асоциальное поведение в целом вызывает устойчивое негативное отношение общества и является серьезным барьером в установлении конструктивных контактов меду личностью и ее окружением. Мотивы собственного поведения могут осознаваться подростком, но чаще совершение агрессивных поступков побуждается и поддерживается бессознательными тенденциями.
Наиболее распространенными целями агрессивного поведения могут быть:
• причинение боли жертве; причинение
ущерба;
• месть за причиненное страдание;
• доминирование, власть над другим
человеком;
• получение материальных благ;
• аффективная разрядка, разрешение
внутриличностного конфликта;
• самоутверждение, повышение самооценки, сохранение самоуважения;
• защита от реальной или воображаемой
угрозы и страдания;
• отстаивание автономии и свободы;
• завоевание авторитета в группе
сверстников;
• удаление препятствий на пути к
удовлетворению потребностей;
• привлечение внимания.
Таким образом, агрессивное поведение подростков является не однородным феноменом, а имеет различные внутренние и внешние причины и зависит от возрастных особенностей, индивидуальных целей, причин, обусловливающих его возникновение.
МОУ "СОШ № 20"
Памятка для родителей
Коррекция девиантного поведения подростков
(14 - 17 лет)
г. Ухта 2020г.