Понятие социальной компетентности

Понятие компетентности мы будем рассматривать в отношении объекта нашего исследования – несовершеннолетних. По мнению С.З. Гончарова, компетентность – соответствие способностей и умений субъекта осуществлять компетенцию. Е.А. Брагина считает, что компетентность – владение, обладание ребѐнком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность всегда предполагает проявление личностных качеств конкретного ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.23 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие социальной компетентности

По мнению Е.Н. Брагиной, компетенция – это способность и готовность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода. Латинский термин «compete» означает «знать», «уметь», «добиваться», «соответствовать». В психолого- педагогической литературе компетенция определяется как круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает знаниями и опытом.

Понятие компетентности мы будем рассматривать в отношении объекта нашего исследования – несовершеннолетних. По мнению С.З. Гончарова, компетентность – соответствие способностей и умений субъекта осуществлять компетенцию. Е.А. Брагина считает, что компетентность – владение, обладание ребѐнком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность всегда предполагает проявление личностных качеств конкретного ребенка.

Е.А. Косенко определяет компетентность как результат образования, выражающийся в овладении учащимся определенным набором способов деятельности по отношению к определенному предмету воздействия. Компетентность предполагает знания, умения, опыт, способности к реализации определенного круга полномочий.

По мнению, О.Н. Мачехиной, «социальная компетентность является индивидуальным комплексом качеств характера, соответствующего набора знаний, умений и навыков, психологических, социальных характеристик, которые определяют уровень успешности адаптации несовершеннолетнего в социуме и позволяют ему найти единственно верный выход из различных жизненных перипетий. Каждый отдельный компонент в этой связке рассматривается как отдельная компетенция.

Согласимся с С.С. Занаевым, что социальная компетентность состоит из социальных компетенций, которую определяют перечисленные выше качества.

Для нашей работы важное значение имеет то, что социальная компетентность кроме психологических характеристик, состоит из двух компонентов: содержательного (знания) и процессуального (умения). Следовательно, компетентность человека (ребенка) проявляется не столько в понимании сути проблемы, сколько в умении его успешно разрешить (знания + умения).

Е.Н. Дронова и А.Н. Малыхина говорят о том, что социальные компетенции стали активно исследоваться отечественными учеными в связи с реализацией Концепции модернизации российского образования, которая закрепила реализацию компетентностного подхода в процессе образования и воспитания личности.

В настоящее время в науке представлены различные подходы к изучению социальных компетенций подрастающего поколения. Так, Н.В. Калинина, И.И. Лукьянова социальные компетенции соотносят с закономерностями личностного развития, ведущими потребностями и задачами каждого возрастного периода. В исследованиях А.В. Хуторского социальные компетенции интегрируются в систему образовательных компетенций, которые выполняют по отношению к личности несовершеннолетнего такие функции как: отражение и развитие личностных смыслов в направлении объектов изучаемых областей реальности; диагностика деятельностного компонента образования; определение и отражение функциональной грамотности и др.

Во многих работах ученых социальные компетенции рассматриваются как знания, опыт, необходимые несовершеннолетним для успешной адаптации и интеграции в систему общественных отношений, развития их личностных ресурсов.

Мы разделяем точку зрения Г.С. Трофимовой, что «компетентность» – личностная характеристика, а «компетенция» – деятельностная. Социальная компетентность рассматривается нами как составляющая таких компетенций как:

 личностная (ЛК): заключается в способности несовершеннолетнего адаптироваться и быть социально активным, принимать социальные обязательства, стремиться к сохранению своего здоровья;

  деятельностная (ДК): заключается в готовности к повышенной образовательной активности, которая основывается на сознательном отношении к учебе и стремлении к получению образования, включающая практические навыки обучения;  

 социально-психологическая (СПК): заключается в способности и готовности осваивать межличностные взаимодействия, выполнять свои коллективные обязанности, выражающихся в общении, личном восприятии окружающих и работе в команде.  

В таком понимании социальная компетентность включает в себя: набор навыков, позволяющих человеку исполнять нормы и жизни в обществе; уровень приспособленности к жизни; адаптация к меняющимся условиям жизни; умение ориентироваться в различных жизненных ситуациях; способность осуществить ответственный выбор.

Социальная компетенция определяет круг полномочий, относя его к социальной сфере, а именно к обществу, поведению и взаимодействию в нем. При таком понимании социальной компетенции ясно, что она может формироваться только при условии глубокой личностной заинтересованности несовершеннолетнего. Поэтому специалист в работе по формированию социальной компетенции должен не принуждать, а мотивировать несовершеннолетних к выполнению той или иной деятельности.

Как считает Г.Ф. Биктагирова, в определении понятия «социальные компетенции» сегодня нет общего мнения у исследователей. При широкой трактовке сюда включают многое: от таких качеств, как эмпатия, социальная чуткость, умение держать ролевую дистанцию, терпимость к чужому мнению, непосредственность, независимость, способность к коммуникации и творчеству до таких, как активное поведение, открытость, терпимость к конфликтным ситуациям, самоограничение и доверие.

По мнению того же автора, в связи с содержательным многообразием общеприемлемое определение социальной компетенции до сих пор еще не закрепилось. Конструкция «социальная компетенция», к которой можно отнести личную компетенцию по таким категориям, как персональное развитие, индивидуальность, обнаруживает сильнейшую зависимость от ситуативной специфики. Огромное значение приобретает стимулирование социальной компетенции, поэтому необходимо формирование социальной компетенции у несовершеннолетних.

В учебной и научной психолого-педагогической литературе имеется описание социальных компетенций:

1. Ценностно-смысловая компетенция – компетенция в сфере мировоззрения, ценностных ориентаций личности.  

2. Общекультурная компетенция представлена знаниями об окружающем мире и месте человека в нем.  

3. Социально-информационная компетенция связана с развитием у несовершеннолетнего способности самостоятельно работать с различными источниками информации: анализировать, отбирать, необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать еѐ.

4. Коммуникативная компетенция включает знание способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

5. Социально-трудовая компетенция заключается в обладании знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных прав и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.

6. Компетенция личного самосовершенствования связана с процессами самопознания и саморазвития. Ее содержание представлено освоением способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки, овладение способами деятельности в собственных интересах и возможностях, выражаемое в непрерывном самопознании, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

С.З. Гончаров считает, что компетентность – «есть действительное качество субъекта, которым он может обладать и без компетенции». Как было сказано выше, в научной литературе встречаются различные подходы к определению социальной компетентности. Однако преобладает подход представления социальной компетентности через сформированные способности, новообразования человека.

Исследователями установлено, что социальная компетентность,

во-первых, отражает взаимодействие человека и социального окружения;

во-вторых, подразумевает обладание человеком способами межличностного взаимодействия, эти способы могут быть приобретены им посредством личного социального опыта, подражания традициям, установкам общества или посредством получения знаний;

в-третьих, является интегративной характеристикой, включающей в себя несколько компонентов;

в-четвѐртых, подразумевает учет соотношения собственных целей и потребностей с целями другой личности, группы людей и социума в целом.

По мнению С.З. Гончарова, социальная компетентность личности есть интегративное социальное качество личности, включающее в свой состав ясное ценностное понимание социальной действительности, конкретное социальное знание как руководство к действию, субъектную способность к самоопределению, самоуправлению и нормотворчеству; умение осуществлять социальные технологии в главных сферах жизнедеятельности (в системе социальных институтов, норм и отношений) согласно должному уровню культуры, нравственности и права.