Проблема формирования социальной компетентности и приобретения социального опыта воспитанниками детского дома

Воспитываясь в детском доме, ребёнок оказывается в некоторой изоляции от общества, социального окружения. Он исключен из естественного семейного быта, у него сужен круг общения с взрослыми. После длительного нахождения в такой искусственной обстановке у ребёнка нарушается процесс вхождения в реальную жизнь социума.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.84 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема формирования социальной компетентности и приобретения социального опыта воспитанниками детского дома

Формирование социальных компетенций у воспитанников детских домов -  одна из самых острых и мало изученных педагогических проблем.

Воспитываясь в детском доме, ребёнок оказывается в некоторой изоляции от общества, социального окружения. Он исключен из естественного семейного быта, у него сужен круг общения с взрослыми. После длительного нахождения в такой искусственной обстановке у ребёнка нарушается процесс вхождения в реальную жизнь социума.

Выпускники детских домов часто оказываются неготовыми к самостоятельной жизни. Они неспособны принимать самостоятельные ответственные решения и добиваться поставленных целей, выпускники данных учреждений зачастую не имеют элементарных бытовых навыков, не умеют строить отношения друг с другом и окружающим миром. Это лишь часть проблемы социальной адаптации, выражающейся в неподготовленности выпускников детских домов к дальнейшей самостоятельной жизни.

Учреждения начального профессионального образования выступают в качестве своеобразной социальной  ниши для временного пребывания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в период их профессионального образования. Период пребывания детей-сирот в системе НПО следует рассматривать не только в качестве периода приобретения профессионального образования, но и социального воспитания и обустройства выпускников сиротских учреждений.

Как показывает практика, выпускники детских домов испытывают значительные трудности в профессиональном становлении. Причинами является нежелание учиться, незаинтересованность в получении профессии, низкие познавательные способности, неумение приспособиться к новой социальной среде. Профессиональное самоопределение детей-сирот является неполным, характеризуется отсутствием осознанного выбора.

После окончания детского дома выпускники лишаются привычного, более или менее безопасного окружения, четкого распорядка, особого типа организации жизни. Они сталкиваются с проблемами, связанными с получением жилья, поиском работы, организацией быта, питания и свободного времени, взаимодействием с социумом, получением медицинской помощи, созданием и сохранением семьи и др.

Интегративным  показателем  готовности  к  самостоятельной  жизни  выступает  социальная  компетентность. Показателем  социальной  компетентности  является  уровень  развития  социальных  навыков  и  умение  их  использовать  в  различных  жизненных  ситуациях, т.е. взять  на  себя  выполнение  определенных  социальных  ролей  взрослой  жизни.

В связи с этим в настоящее время актуальным становиться осуществление компетентностного подхода в воспитании и обучении воспитанников интернатных учреждений.

Компетентностный подход обеспечивает формирование знаний, умений, навыков, способов практической деятельности, готовности и умения действовать в жизненно значимых ситуациях. Он включает в себя формирование ключевых компетенций.

Компетенция - это способность и готовность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода. В психолого-педагогической литературе компетенция определяется как круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает знаниями и опытом.

Компетентность - владение, обладание ребёнком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность всегда предполагает проявление личностных качеств конкретного воспитанника.

Содержание понятия социальной компетентности может рассматриваться в аспекте компетентного и социального явления. В толковом словаре русского языка понятие «компетентный» трактуется как знающий, осведомленный, авторитетный в какой-либо области человек, обладающий компетенцией, т.е. есть правами и полномочиями. Термин «социальный» понимается как общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе. Таким образом, лингвистически понятие «социальная компетентность» определяется как знания и способности в области общественных отношений.

В последнее время в отечественной педагогике понятие социальной компетентности стало исследоваться во взаимосвязи с качеством образования, с тем, каким должен быть обучающийся, как личность, гражданин. В обобщённом виде данный феномен включает различные виды готовности к определённым видам жизнедеятельности: к профессионально-трудовой деятельности; к созданию собственной семьи; выполнению гражданских функций и улучшению того общества, в котором он есть и ему жить; творческому отношению к деятельности в любой сфере; к сохранению и укреплению своего физического, психического и социального здоровья; осознанию необходимости самоизменяться и учиться всю жизнь.

Таким образом, основным результатом деятельности учреждений интернатного типа должна стать не система знаний, умений и навыков самих по себе, а набор компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной и информационной сферах, позволяющих использовать усвоенное содержание образовательных стандартов для познавательных, ценностно-ориентированных и коммуникативных проблем.

Только совокупность у воспитанника личностно значимых социальных компетенций на основе сформированной у него общей социальной компетентности, обеспечат воспитаннику возможность эффективно удовлетворять свои потребности сейчас и в будущем.

Индикаторами социальной компетентности в подростковом возрасте могут выступать:

  • степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности;
  • активное отношение к педагогическим воздействиям, оказываемым взрослыми (образовательная компетентность);
  • знания и умения, обеспечивающие эффективное взаимодействие с окружающими людьми в системе межличностных отношений;
  • представление о разнообразии социальных ролей, выработанные сценарии поведения в сложных ситуациях, способность считаться с коллективными интересами, уважать нормы коллективной жизни;
  • способность критически, в соответствии с нормами морали и права, оценивать поступки окружающих, друзей, сверстников (социально-психологическая компетентность);
  • знание о своих правах и обязанностях, знание о социальных институтах и структурах, их представителях в обществе, способность самостоятельно принимать решения и преодолевать трудности при их выполнении;
  • положительно ориентированные жизненные планы, наличие профессиональных намерений;
  • разнообразие и глубина полезных интересов (оперативная компетентность);
  • соблюдение социально-культурных норм речевого поведения, внимательное, чуткое отношение к окружающим; способность к сопереживанию;
  • социальный самоконтроль – самокритичность, наличие навыков самоанализа;
  • развитое самосознание, способность к саморефлексии, саморегуляции, осознание мотивов своих действий, адекватная самооценка, в результате которой присутствует чувство достоинства, полное самопринятие, уверенность в себе, ориентация на здоровье, общение.

Педагогическими условиями формирования социальных компетенций воспитанников учреждений CПО могут стать следующие:

  • субъект – субъектная основа диалогического взаимодействия, которая обеспечивается системой занятий со всеми участниками воспитательного процесса;
  • включение воспитанников в личностно ориентированные педагогические ситуации;
  • использование широкого диапазона интерактивных видов деятельности (дискуссии, тренинги, деловые и ролевые игры, моделирование ситуаций);
  • организация социально значимой деятельности на основе свободного выбора подростка;
  • развитие молодежных социальных инициатив;
  • социальное проектирование;
  • психолого-педагогическая, методическая подготовка педагогов и мастеров производственного обучения системы CПО к работе по формированию социальных компетенций у учащихся;
  • мониторинг развития социальных компетенций.

Этапами формирования социальных компетенций становятся:

диагностический, этап «комплексного сопровождения», этап анализа прогнозируемых результатов; подходы: личностно ориентированный, деятельностный, диалогический; функции: информационная, диагностическая, личностно-развивающая и социально-обучающая.

Механизм формирования социальных компетенций воспитанников представлен как последовательная реализация совокупности личностно ориентированных ситуаций (ситуации осознания значимости личных ресурсов как поля успешной жизнедеятельности; ситуации включения в процесс освоения социального опыта, столкновения с событиями, где появляется желание проявить себя; ситуации анализа собственной жизненной позиции), ставящих воспитанников перед необходимостью проявления личностных ресурсов.

Таким образом, адаптивность воспитанника будет выражаться не только в изменении способов действий в определенных ситуациях, но и в изменении самого объективного отношения к ситуации.

Это изменение происходит по следующему алгоритму:

1) репрезентация ситуации как значимого события;

2) критическое осмысление жизненного события, когда воспитанник попадает в новый класс ситуаций, для которого не хватает знаний или готовой программы поведения;

3) временная инструментальная недостаточность, низкий уровень социальных компетенций, несоответствие социальным требованиям приводит к личностной рефлексии;

4) переосмысление действительности;

5) изменение отношения к ней;

6) изменение мотивов деятельности;

7) освоение новых способов деятельности.

Ожидаемый результат - высокий уровень развития социальных компетенций учащихся учреждений CПО.