Эссе «Метафора, символ и миф в религии»

Штарева - Вайнбергер Евгения Викторовна

Контрольная работа по завершению курсов повышения квалификации «Основы религиозных культур и светской этики»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx31.37 КБ

Предварительный просмотр:

Курсы повышения квалификации

«Основы религиозных культур и светской этики»

Эссе:

«Метафора, символ и миф в религии»

Автор: Штарева Евгения Викторовна

ГБОУ Школа №1512

Москва. 2020

Содержание:

Введение ...………………………………………………………………………...3

  1. Метафора, символ и миф в религии ……………………………………...4
  1. Миф в религии …………………………………………….…………4-5
  2. Метафора в религии …………………………………………………...5
  3. Символ в религии ……………………………………………………...6

Заключение ………………………………………………………………………..7

Список использованной литературы ……………………………………………8


Введение

        Во все времена религия была «путеводной звездой» человечества. Она открывала множество дорог, давала веру и надежду, оберегала и наставляла.         Развитие религии никогда не было простым и оттого нередко люди истолковывают ее неверно. Каждая религиозная конфессия имеет свои особенности, правила и традиции, свою веру, но в руках «не тех людей» она может стать самым страшным оружием. Несомненно, религия всегда несла в себе много светлых и добрых намерений, однако именно на почве религиозных разногласий случались самые жестокие и кровопролитные войны.

        Сейчас у человечества есть множество возможностей, мы имеем знания, позволяющие нам понимать религии, которые мы не исповедуем. Мы можем узнавать об истоках каждой конфессии, о пути ее развития и основных ориентирах. Мы живем в мире, где каждый вправе выбрать религию «по душе».

        Именно религия всегда заставляла людей искать ответ на вопросы «кто мы?», «откуда мы?» и «куда мы идем?». На этих вопросах построены многие сказки, древние мифы и легенды.

        Во все времена человека пугало то, чего он не мог объяснить. Именно религия помогла превозмочь этот страх. Люди всегда объясняли те или иные природные явления и катаклизмы сверхъестественными силами.  

        Религия всегда была полна тайн и загадок, и потому, всегда привлекала людей. Кто-то приходил за верой, другие за знаниями, третьи за властью.

        Первые религии зародились многие сотни лет назад, но и сейчас эта тема остается одной из наиболее актуальных.

        В нашей работе мы рассмотрим, что такое миф и метафора в контексте религий, а так же что есть символ и как он соотносится с религией в том виде, в каком она существует сейчас.


  1. Метафора, символ и миф в религии
  1. Миф в религии

        Чтобы правильно понять, как соотносятся миф и религия, необходимо обратиться к определению слова «миф».

        Согласно толковому словарю В.И. Даля миф – это « (с древнегреческого μῦθος)  сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях».[1]

        Исходя из этого определения, мы уже сейчас можем соотнести «миф» и «религию». Оба этих явления в те далекие времена помогали человеку разобраться в вечных вопросах «кто мы?», «откуда мы?» и «куда мы идем?». Они давали возможность не бояться необъяснимого, а принимать его как данность. И миф и религия давали человеку веру и чувство защищенности.

        Тогда в чем же различие этих двух явлений?

        Религия – это соотношение двух миров, реального (человеческого) и сверхчувственного (божественного). Религия появляется в тот момент, когда в понимании человека эти два мира отделяются друг от друга.

        Миф, в свою очередь, это целостный мир, в нем нет разделения на естественное и сверхъестественное, человеческое и божественное.

        Когда человек стал отличать одно от другого? Согласно версии

К. Ясперса все произошло в так называемое «осевое время»[2], а именно в промежуток между 800-ми и 200-ми годами до нашей эры, именно в это время зарождается философия.

        В эпоху древнего мира, древних цивилизаций, миф имел господствующее положение. Однако после «осевого времени» ситуация меняется, и миф теряет свою главенствующую роль. Укрепляется положение религии.  

        Однако, миф жив и сейчас. Он существует в настоящее время и находит свое место во взаимодействии с религией, наукой, философией и суевериями.

        

  1. Метафора в религии

        Как и в предыдущей главе обратимся к определению.

Согласно словарю В.И. Даля метафора – это «от греч. иноречие, инословие, иносказанье; обиняк; риторический троп, перенос прямого значения к косвенному, по сходству понятой»[3].  Простыми словами, метафора предполагает сравнение между двумя явлениями на основе их сходства.

        Как же соотносятся «метафора» и «религия»?

        Мы уже знаем, что религия давала человеку возможность принять необъяснимое, именно метафора помогала концептуализировать неизвестное в терминах уже известных явлений. Поскольку простой человек не имел возможности прямого общения с Богом и лишь немногие святые имели этот опыт, метафора была единственной возможностью взаимопонимания.

        Господь сказал о нечестивом Израиле:

«Буду нападать на них, как лишенная детей медведица, и раздирать вместилище сердца их и поедать их там, как львица». [4]

        Метафора является как бы проводником из мира божественного опыта в мир людского понимания. Главные вопросы, возникающие в религии, такие как происхождение жизни, противостояние добра и зла, жизни и смерти могли быть объяснены только с помощью метафорических суждений. Поэтому, представить язык религии без метафор практически невозможно.



  1. Символ в религии

        Наша жизнь пронизана символикой. Каждая культура, религия, место связаны с символами. Именно религиозные символы являются самыми распространенными и наиболее используемыми. Их главная цель – объединение людей, исповедующих ту или иную религию или культуру. Символ может быть многозначным и трактуется согласно той конфессии, к которой обращен. Наряду с основными символами, у каждой религии существует множество других образов, вкупе с которыми создается целостный эмоциональный образ для верующего.

        Если говорить о христианской вере, то главным символом будет крест. Изображение распятия Христова является доминирующим символом в христианстве. Следует отметить, что изначально христиане не делали изображение креста, и на первых символах Христос был изображен живым, в одеждах и увенчанный короной. Терновый венец, раны и кровь появляются в позднем Средневековье.

         В каждой религии есть свои, особенные символы, имеющие сакральный смысл и исполняющие цель объединения людей. В некоторых конфессиях символы могут повторяться или быть похожими, однако не стоит их сопоставлять, необходимо учитывать их многозначность.

         Так, например, обращаясь к католической вере, мы можем увидеть символ – причастие хлебом и вином, которое католики трактуют как кровь и плоть Христа.  Тогда как протестанты видят в этом символе лишь напоминание о событии Тайной вечери.

        Символическое изображение религиозных идей – это попытка человека абстрактно изобразить божественную суть. Религиозные символы облегчают восприятие божественных сил. Символ соединяет осмысленное восприятие веры с эмоциональным.

Заключение:

        Подводя итог всему вышесказанному, мы можем сделать вывод, что миф, метафора и символ – это тесно связанные явления, призванные помочь человеку принять себя, мир вокруг и божественную сущность.

        Шаг за шагом миф, метафора и символ укореняли веру человека в сверхчувственные миры, объясняли необъяснимое и давали возможность понять суть божественного замысла.

        Миф был первой ступенью на пути к образованию религий. Метафора являлась проводником из мира божественного опыта в мир человеческого понимания. В то время как символ был призван объединять людей, исповедующих ту или иную религию.


Список использованной литературы:

  1. Библия. Осия. Глава 13.
  2. В.И. Даль. Толковый словарь живого и великорусского языка. 1981
  3. Лосев А. Ф. Мифология // Философская энциклопедия. М., 1964. Т. 3.С. 458.
  4. См.: Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. С. 28—287.


[1] В.И. Даль. Толковый словарь живого и великорусского языка. 1981

[2] Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994

[3] В.И. Даль. Толковый словарь живого и великорусского языка. 1981

[4] Библия. Осия. Глава 13.