КОС по обществознанию

Хачатрян Ачер Смбатовна
Разработанный КОС можно использовать на экзамен по обществознанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kos_po_obshchestvu.docx57.43 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрен

на заседании методической комиссии

гуманитарного цикла ГБПОУ ИМТ

Председатель комиссии

___________Л.П. Попрядухина

Протокол № «__»

Дата «__» _________ 2019

Утверждаю

И. о. зам. директора по УМР ГБПОУ ИМТ

_______А. Д. Клочко

Протокол № «__»   мет.совета

Дата «__» _____ 2019

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  

для проведения экзамена

по дисциплине основной профессиональной образовательной программы СПО с получением среднего общего (полного) образования «Обществознание»

(методические указания по выполнению и задания)

ОУД.12 Обществознание

для специальности:

08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ 

Ипатово, 2019 г.

Рассмотрен  на заседании  методической комиссии _____________________ цикла

ГБПОУ ИМТ

Председатель комиссии              

 _____________         ________________

Протокол №__

Дата «___»___________20__ г.

Утверждаю

зам. директора   ГБПОУ ИМТ

                                                                                                                __________________________

Протокол №__ метод.совета

                                                                                                               

Дата «___»___________20__ г.

 Комплект контрольно-измерительных материалов

для проведения дифференцированного зачета

по дисциплине ОУД.14 ГЕОГРАФИЯ

для обучающихся по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих.

Профессия:

08.01.25Мастер  отделочных строительных и декоративных работ укрупненной группы профессий

08.00.00Техника и технология строительства

 в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД).

Наименование профиля: технический.

Одобрено и рекомендовано Методическим советом  ИМТ

Дата  «__»__________ 20___г.

20___г.

Организация-разработчик:

ГБПОУ ИМТ, г. Ипатово, Ставропольский край                                

Разработчик:

Клочко А. Д – исполняющий обязанности заместителя директора по учебно-методической работе ГБПОУ ИМТ, г. Ипатово Ставропольского края

Хачатрян А. С.- преподаватель истории и обществознания ГБПОУ ИМТ, г. Ипатово, Ставропольского края

Попрядухина Л.П. - председатель методической комиссии гуманитарного  цикла  ГБПОУ ИМТ, г. Ипатово, Ставропольского края

СОДЕРЖАНИЕ

Характеристика предлагаемых контрольно-оценочных средств (КОС)

Требования к освоению учебной дисциплины на основе КОС

Содержание общих компетенций (ОК) для специальностей:

Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке

Критерии оценки освоения учебной дисциплины

Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Обществознание»

Билеты по учебной дисциплине «Обществознание»

Литература


  1. Характеристика предлагаемых контрольно-оценочных средств (КОС)

Данный КОСы по учебной дисциплине «Обществознание» составлены с учетом разъяснений  по реализации образовательной программы среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований ФГОС, на основе рекомендаций департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО, доработанные по итогам совещания (ФГАУ «ФИРО» от 25.02.2015 г.)

КОСы содержат требования к освоению учебной дисциплины на основе про контрольно-оценочных средств, содержание общих компетенций, результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке, критерии оценки освоения учебной дисциплины, Контрольно-оценочные материалы для итоговой аттестации по учебной дисциплине.

  1. Требования к освоению учебной дисциплины на основе контрольно-оценочных средств

В результате освоения учебной дисциплины ОУД.12 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

для обучающихся следующих специальностей:

08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ 

Студент должен обладать следующими умениями, знаниями, которые формируют профессиональную компетенцию, и общими компетенциями:

уметь:

        называть основные сферы жизни общества, характеризовать их, объяснять связь общества и культуры, природы и общества,  их взаимосвязь и взаимовлияние;

        характеризовать проблему общественного прогресса и глобальные проблемы современности, объяснять многообразие путей и форм общественного развития, приводить примеры многообразия и единства мира;

        оперировать основными понятиями при анализе различных видов текстов;

        описывать процесс познание мира, перечислять критерии истины, характеризовать многообразие форм человеческого знания;

        выделять в тексте и высказывать оценочные суждения при выполнении заданий;

        объяснять роль экономики в жизни общества;

        ориентироваться в способах воздействия государства на экономику;

        сравнивать основные формы собственности и разные типы экономических систем;

        объяснять связь цены со спросом и предложением;

        объяснять причины безработицы и рассчитывать уровень безработицы;

        характеризовать и рассчитывать бюджет семьи, выделять в тексте оценочные суждения о правах потребителя;

        решать простейшие расчётные задачи;

        характеризовать социальные отношения, социальную структуру общества и социальный статус;

        приводить примеры больших и малых групп, характеризовать семью как малую группу; типы этнических общностей и межнациональное сотрудничество;

        давать характеристику классификации современных государств, сравнивать политические режимы;

        объяснять роль политики в жизни общества, приводить примеры участия граждан в политической жизни;

        характеризовать структуру и функции органов власти в Российской Федерации;

        соотносить правонарушение с видом юридической ответственности;

        оперировать юридическими терминами при решении задач правового практикума;

        получать и использовать информацию для доказательной аргументации собственной точки зрения;

        свободно оперировать основными понятиями общественных наук, используемыми в средствах массовой информации, в том числе электронных;

        самостоятельно получать, систематизировать, анализировать, перерабатывать неадаптированную информацию из различных источников;

        подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление.

Знать/понимать:

        понятие общества как сложной системы, важнейшие институты обществ, соотношение природы и общества;

        понятия общественного прогресса и общественного регресса, суть глобальных проблем;

        понятие личности, социализации личности, категории ответственности, свободы и смысла жизни человека, роль самопознания и самовоспитания в развитии личности;

        содержание познавательной деятельности и её отличие от других видов деятельности, суть и формы чувственного и рационального познания, понятие истинности знания и критерии истины, роль практики в познании;

        различные формы познания мира, структуру научного знания, формы и разновидности культуры, их признаки, основные формы и направления искусства, суть и смыл основных мировых религий, роль религии как феномена культуры, специфику науки в сравнении с другими областями культуры, основные категории морали, тенденции духовной жизни современной России;

        понятие экономики как науки и хозяйства, экономическое содержание собственности, различия форм  собственности, характерные черты разных типов экономических систем;

        действие рыночного механизма, экономических законов и конкуренции на рынках труда, товаров и услуг, капитала;

        роль государства в условиях рынка, суть денежно-кредитной и налоговой политики государства, виды безработицы;

        суть рационального поведения потребителя, понятия «уровень жизни» и «прожиточный минимум»;

        измерители экономической деятельности, понятия экономического цикла и экономического роста;

        формы отношений между государствами в рамках мировой экономики, понятие мировой финансовой системы;

        многообразие социальных групп, характеристику семьи как социального института и малой группы, виды этнических общностей и суть национальной политики, формы социальных отношений и взаимодействия, понятие социального статуса и социальной роли;

        суть социальной стратификации, неравенства и социальной мобильности, смысл социальных процессов в современной России;

        понятие власти, её происхождение и типы, структуру и функции политической системы, сущность, признаки, формы государства, типы политических режимов;

        основные черты гражданского общества и правового государства;

        основные типы избирательных систем, суть политического процесса в современной России, понятие политической культуры;

        место права в системе социальных норм, основные отрасли и источники права, понятие публичного и частного права;

        понятие правового акта, роль и место Конституции в иерархии нормативных актов; категории правонарушения и правоотношения;

        основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации;

        международные документы по правам человека, основы  правовой культуры

  1. Содержание общих компетенций (ОК) для специальностей:

08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ 

В результате контроля и оценки по дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Формой аттестации по учебной дисциплине ОУД.04 «Обществознание» является экзамен

  1. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке

В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций для специальностей:

08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ 

Таблица 1 - Результаты обучения, формы и методы контроля

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Усвоенные знания:

- понятие общества как сложной системы, важнейшие институты общества, соотношение природы и общества;

Устный опрос, практическое задание

- понятия общественного прогресса и общественного регресса, суть глобальных проблем;

Тестирование, практическое занятие

- понятие личности, социализации личности, категории ответственности, свободы и смысла жизни человека, роль самопознания и самовоспитания в развитии личности;

Анализ текста, эссе, мини-сочинения, устный опрос

  • содержание познавательной деятельности и её отличие от других видов деятельности, суть и формы чувственного и рационального познания, понятие истинности знания и критерии истины, роль практики в познании;

Практическое занятие.

- различные формы познания мира, структуру научного знания, формы и разновидности культуры, их признаки, основные формы и направления искусства, суть и смыл основных мировых религий, роль религии как феномена культуры, специфику науки в сравнении с другими областями культуры, основные категории морали, тенденции духовной жизни современной России;

Устное обсуждение, практическое занятие, подготовка докладов и рефератов.

- понятие экономики как науки и хозяйства, экономическое содержание собственности, различия форм собственности, характерные черты разных типов экономических систем;

Тестирование, устный опрос.контрольная работа

- действие рыночного механизма, экономических законов и конкуренции на рынках труда, товаров и услуг, капитала;

Практические занятия, решение задач, тестирование, контрольная работа

- роль государства в условиях рынка, суть денежно-кредитной и налоговой политики государства, виды безработицы;

Практическое занятие, написание эссе, решение задач, контрольная работа

- суть рационального поведения потребителя, понятия «уровень жизни» и «прожиточный минимум»;

Практическое занятие

- измерители экономической деятельности, понятия экономического цикла и экономического роста;

Устный опрос, тестирование, контрольная работа

- формы отношений между государствами в рамках мировой экономики, понятие мировой финансовой системы;

Устный опрос, анализ текста

- многообразие социальных групп, характеристику семьи как социального института и малой группы, виды этнических общностей и суть национальной политики, формы социальных отношений и взаимодействия, понятие социального статуса и социальной роли;

Практические      занятия,        эссе,

составление    перечня    нормативно-правовых актов по вопросам семьи

- суть социальной стратификации, неравенства и социальной мобильности, смысл социальных процессов в современной России;

Практическое       занятие,        анализ выполнения графической схемы

- понятие власти, её происхождение и
типы, структуру и функции
политической системы, сущность,
признаки, формы государства, типы
политических режимов;

Практическое занятие, ситуационные задачи

- основные черты гражданского
общества и правового государства;
основные типы избирательных систем,
суть политического процесса в
современной России, понятие
политической культуры;

Эссе,    проектные   работы,    устный опрос, тестирование

- место права в системе социальных норм, основные отрасли и источники права, понятие публичного и частного

права;

Практическое занятие, самостоятельная работа, тестирование

- понятие правового акта, роль и место Конституции в иерархии нормативных

актов;

Практическое занятие, тестирование

- категории правонарушения и правоотношения; основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации;

Практическое занятие, самостоятельная работа, тестирование

- международные документы по правам человека, основы правовой культуры.

Практическое занятие, устное обсуждение вопросов

Освоенные умения:

- называть основные сферы жизни общества, характеризовать их, объяснять связь общества и культуры, природы и общества, их взаимосвязь и взаимовлияние;

Тестирование. Практическое занятие

- характеризовать проблему общественного прогресса и глобальные проблемы современности, объяснять многообразие путей и форм общественного развития, приводить примеры многообразия и единства мира;

Практическое занятие, устное обсуждение вопросов, тестирование.

- оперировать основными понятиями при анализе различных видов текстов;

Подготовка эссе, докладов, практические занятия

- описывать процесс познание мира, перечислять критерии истины, характеризовать многообразие форм человеческого знания;

Практическое занятие, устный опрос

- выделять в тексте и высказывать оценочные суждения при выполнении заданий;

Практическое  занятие, работа с текстами, устное обсуждение вопросов

- объяснять роль экономики в жизни
общества;

- ориентироваться в способах
воздействия государства на экономику

- сравнивать основные формы
собственности и разные типы
экономических систем;

Устное обсуждение вопросов, тестирование, составление таблицы

- объяснять связь цены со спросом и предложением;

Практическое занятие, тестирование, контрольная работа

- объяснять причины безработицы и рассчитывать уровень безработицы;

Практическое занятие, тестирование, контрольная работа

- характеризовать и рассчитывать бюджет семьи, выделять в тексте оценочные суждения о правах потребителя; решать простейшие

расчётные задачи;

Практическое занятие. Решение задач

- характеризовать социальные отношения, социальную структуру общества и социальный статус;

Устный опрос

- приводить примеры больших и малых групп, характеризовать семью как малую группу; типы этнических общностей и межнациональное

сотрудничество;

Устный опрос, подготовка сообщений, работа с текстом Конституции

- давать характеристику классификации современных государств, сравнивать политические режимы;

Практическое занятие

- объяснять роль политики в жизни общества, приводить примеры участия граждан в политической жизни;

Практическое занятие

- характеризовать структуру и функции органов власти в Российской

Федерации;

Практическое занятие

- соотносить правонарушение с видом юридической ответственности;

Практическое занятие

- оперировать юридическими терминами при решении задач правового практикума;

Практическое занятие

- получать и использовать информацию для доказательной аргументации собственной точки зрения;

Составление таблиц, графиков, диаграмм

- свободно оперировать основными

понятиями общественных наук, используемыми в средствах массовой информации, в том числе электронных;

Устное обсуждение вопросов, подготовка докладов и презентаций

- самостоятельно получать, систематизировать, анализировать, перерабатывать неадаптированную информацию из различных источников;

Анализ текстов

- подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление.

Выполнение творческих работ, докладов, рефератов

  1. Критерии оценки освоения учебной дисциплины

Формы и методы оценивания

Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС по дисциплине «История», направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.

Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам)

Основная форма работы – устное выступление по подготовленному билету.

Дополнительной формой оценки выступления могут являться дополнительные вопросы и задания.

Место проведения экзамена – кабинет истории и обществознания.

Предметом оценки являются умения и знания. Контроль и оценка осуществляются с использованием следующих форм и методов: выполнение заданий в тестовой форме. Для одной дисциплины 50 вопросов в 25 билетах.

Каждый билет включает по 3 теоретических вопроса (изученный на занятиях темы)

Правильный ответ на все 3 вопроса – 5 (отлично)

Правильный ответ на 2 вопроса – 4 (хорошо)

Правильный ответ на 1 вопрос  - 3 (удовлетворительно)

Неправильный ответ на все 3 вопроса или их невыполнение – 2 (неудовлетворительно)

Инструкция к проведению экзамена

Преподаватель приглашает всю группу обучающихся в аудиторию, разъясняет им процедуру выполнения заданий.

В кабинет приглашаются 6 человек, которые выбирают по одному билету из предложенных вариантов. На подготовку дается 20 мин.

Время озвучивания ответа на все вопросы составляет 10-15 мин в зависимости от количества отвеваемых вопросов.

Работа выполняется в письменной форме на листе бумаги, который дается преподавателем для записи ответов и сдается после выступления. Иной бумагой пользоваться запрещается.

Разрешается пользоваться лекционным материалом, записями в тетради.

После выступления первого студента в аудиторию приглашается следующий студент, который берет билет и начинает готовиться.

Выходить из кабинета студент может только по разрешению преподавателя.

                       5.Вопросы для подготовки к экзамену

по дисциплине «Обществознание»

  1. Человек, индивид, личность. Биосоциальная природа человека. Социализация личности.
  2. Сознание, как  свойство присущее человеку. Деятельность. Её  структура, виды.
  3. Общество, сферы общественной жизни, общественные отношения, элементы общества.
  4. Стратификация. Исторические типы стратификации.
  5. Понятие экономика. Основные вопросы, уровни и проблемы экономики.
  6. Экономические системы. Черты рыночной экономики. Виды рынков.
  7. Деньги. Виды денег. Функции денег, инфляция.
  8. Банки и банковская система. Финансирование бизнеса.
  9. Измерители экономики. ВВП.
  10. Государственный бюджет.
  11. Основные формы организации бизнеса. Цель предпринимательской деятельности.
  12. Конкуренция и монополия.
  13. Фирма в экономике. Прибыль, издержки, выручка. Производительность труда.
  14. Рынок труда. Безработица и пути её устранения.
  15. Экономика семьи. Доходы семьи, уровень жизни, поддержка государством.
  16. Роль государства в экономике. Фискальная политика государства, бюджет.
  17. Экономические реформы в  России.
  18. Международные экономические связи. Глобализация.
  19. Исторические формы общности людей. Нации и национальные отношения. Пути преодоления национальных конфликтов.
  20. Социальный контроль. Отклоняющееся поведение.
  21. Глобальные проблемы современности.
  22. Дисциплинарная ответственность.
  23. Политические партии, их роль в политической системе.
  24. Культура. Виды и формы культуры.
  25. Политическая идеология.
  26. Роль религии в современном мире.
  27. Политическая система (понятие). Охарактеризуйте политическую систему РФ.
  28. Типы  государств и формы правления.
  29. Правовое государство. Гражданское общество. Гражданское общество и правовое государство в России.
  30. Политические режимы. Черты демократического режима.
  31. Избирательное право. Избирательные системы.
  32. Формы государственного устройства. Принцип разделения властей
  33. Формы государственного  правления. Охарактеризуйте форму правления современной России.
  34. Политическая культура. Политические символы.
  35. Власть. Виды и признаки власти. Понятие легитимности власти, суверенитет.
  36. Нормы права и морали. Структура нормы права, источники права.
  37. Конституционная история России. Основные положения  Конституции РФ. Правотворчество.
  38. Юридическая ответственность. Субъекты и объекты права. Дееспособность и правоспособность физических лиц.
  39. Гражданство. Основания приобретения и прекращения гражданства.
  40.  Роль права в обществе. Правовая культура.
  41. Президент РФ. Его полномочия.
  42. Федеральное собрание и правительство. Формирование, полномочия.
  43. Административное право и административная ответственность.
  44. Судебные органы. Прокуратура. Способы защиты прав граждан.
  45. Публичное и частное право .Отрасли права.
  46. Основы трудового права. Трудовой договор.
  47. Основы гражданского права. Право собственности, способы его защиты.
  48. Основы семейного права.
  49. Уголовная ответственность. Преступление и наказание в уголовном праве, обстоятельства, исключающие и отягощающие вину.
  50. Социальный статус и социальная роль.

6. Билеты по учебной дисциплине «Обществознание»

Билет № 1

  1. Человек, индивид, личность. Биосоциальная природа человека.
  2. Понятие экономика. Основные вопросы, уровни и проблемы экономики.
  3. Основы трудового права. Трудовой договор.

Билет № 2

  1. Социализация личности. Этапы социализации.
  2. Экономические системы. Черты рыночной экономики.
  3. Избирательное право. Избирательные системы.

Билет № 3

  1. Деятельность. Её  структура, виды.
  2. Деньги. Виды денег. Функции денег, инфляция.
  3. Президент РФ. Его полномочия.

Билет № 4

  1. Общество, сферы общественной жизни.
  2. Банки и банковская система. Финансирование бизнеса.
  3. Политическая идеология.

Билет № 5

  1. Стратификация. Исторические типы стратификации.
  2. Измерители экономики. ВВП.
  3. Типы  государств и формы правления.

Билет № 6

  1. Сознание, как  свойство присущее человеку.
  2. Государственный бюджет.
  3. Правовое государство. Гражданское общество.

Билет № 7

  1. Черты рыночной экономики. Виды рынков.
  2. Культура. Виды и формы культуры.
  3. Основы семейного права.

Билет № 8

  1. Основные формы организации бизнеса. Цель предпринимательской деятельности.
  2. Роль религии в современном мире.
  3. Основы гражданского права. Право собственности, способы его защиты.

Билет № 9

  1. Дисциплинарная ответственность.
  2. Конкуренция и монополия.
  3. Формы государственного устройства. Принцип разделения властей

Билет № 10

  1. Фирма в экономике. Прибыль, издержки, выручка.
  2. Исторические формы общности людей. Нации и национальные отношения.
  3. Административное право и административная ответственность.

Билет № 11

  1. Нации и национальные отношения. Пути преодоления национальных конфликтов.
  2. Прибыль, издержки, выручка. Производительность труда.
  3. Судебные органы. Прокуратура.

Билет № 12

  1. Социальный контроль. Отклоняющееся поведение.
  2. Виды рынков. Рынок труда.
  3. Федеральное собрание и правительство. Формирование, полномочия.

Билет № 13

  1. Глобальные проблемы современности.
  2. Экономика семьи.
  3. Власть. Виды и признаки власти. Понятие легитимности власти.

Билет № 14

  1. Глобализация.
  2. Безработица и пути её устранения.
  3. Конституционная история России. Основные положения  Конституции РФ.

Билет № 15

  1. Общественные отношения, элементы общества.
  2. Роль государства в экономике.
  3. Роль права в обществе. Правовая культура.

Билет № 16

  1. Нормы права и морали. Структура нормы права, источники права
  2. Доходы семьи, уровень жизни, поддержка государством.
  3. Способы защиты прав граждан.

Билет № 17

  1. Человек, индивид, личность. Биосоциальная природа человека.
  2. Экономические реформы в  России
  3. Юридическая ответственность. Субъекты и объекты права.

Билет № 18

  1. Стратификация. Исторические типы стратификации.
  2. Международные экономические связи.
  3. Политические режимы. Черты демократического режима.

Билет № 19

  1. Глобальные проблемы современности.
  2. Виды рынков. Рынок труда.
  3. Публичное и частное право .Отрасли права.

Билет № 20

  1. Деятельность. Её  структура, виды.
  2. Роль государства в экономике.
  3. Субъекты и объекты права. Дееспособность и правоспособность физических лиц.

Билет № 21

  1. Культура. Виды и формы культуры.
  2. Прибыль, издержки, выручка. Производительность труда
  3. Политическая культура. Политические символы.

Билет № 22

  1. Фирма в экономике. Прибыль, издержки, выручка.
  2. Роль религии в современном мире.
  3. Формы государственного  правления. Охарактеризуйте форму правления современной России.

Билет № 23

1.Общественные отношения, элементы общества.

2.Экономические реформы в  России

3.Гражданское общество и правовое государство в России.

Билет № 24

  1. Сознание, как  свойство присущее человеку.
  2. Безработица и пути её устранения.
  3. Политическая система (понятие). Охарактеризуйте политическую систему РФ.

Билет № 25

  1. Международные экономические связи.
  2. Конкуренция и монополия.
  3. Основные положения  Конституции РФ. Правотворчество.

Литература

  1. Важенин А.Г. Обществознание: учебник для студ. учреждений сред. проф.образования. М.: «Академия», 2017 – 528 с..
  2. Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие. для студ. учреждений сред. проф.образования. М.: «Академия», 2017 – 240 с.
  3. Обществознание. Ч.1: курс лекций/ составители А.И. Сафонова. – Волгоград:2014. – 156 с. // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: http://www.iprbookshop.ru/56018.html
  4. Обществознание. Ч.2: курс лекций/ составители А.И. Сафонова. – Волгоград:2014. – 156 с. // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: http://www.iprbookshop.ru/56019.html
  5. Бердников И. П. Обществознание: учебное пособие для СПО/И. П. Бердников. – Саратов: Профобразование, 2018 – 96 с. // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: http://www.iprbookshop.ru/74502.html