1. Маркеры-клише, используемые при написании научных работ
1. Маркеры-клише, используемые при написании научных работ
1.1 Четкая структурированность научных текстов
Как правило, в тексте любого научного документа можно выделить три семантических блока:
Введение;
Основная часть;
Заключение.
Каждый из этих блоков делится на более мелкие текстовые фрагменты – аспекты содержания.
Определение 1. Аспект содержания – относительно самостоятельная часть текста, обладающая смысловым единством.
1.2 Клишированность научной речи
Независимо от отрасли знания, к которой относится первичный документ, в структуре научных текстов выделяются формальные текстовые признаки – устойчивые словесные обороты, своего рода словесные клише, штампы, позволяющие различать отдельные аспекты содержания в тексте, проследить развитие авторской мысли в тексте. К числу формальных текстовых признаков относятся:
Определение 2. Маркеры – характеристические слова или словосочетания, однозначно определяющие тот или иной аспект содержания.
Каждый аспект обладает своим специфическим наборов маркеров, причем в текстах различных областей знания маркеры одних и тех же аспектов не имеют существенных отличий. Задать полный список маркеров для каждого аспекта содержания невозможно в силу богатства естественного языка, его вариативности. Приведем примерный перечень, содержащий основные типы конструкций маркеров для каждого из наиболее часто встречающихся в текстах научных документов аспектов содержания.
Обычно в ходе редактирования извлеченных из первичного документа маркированных предложений пропуску подлежат слова типа «данная статья», «настоящая работа», «итак», « таким образом», «следовательно», «например», «в частности», «в том числе», «при этом» и т.п.
Приведем примеры использования клишированности научной речи.
|
|
| |
|
Огромную важность приобретают вопросы... Особое значение приобретает вопрос... Социальная значимость темы определяется... Среди проблем, связанных с пристальное внимание исследователей в последние годы привлекает вопрос о ... В связи с... большое значение приобрела проблема... Интерес к проблеме... обусловлен... |
|
Известны способы... Широкое применение получили... Проблеме... посвящено значительное число публикаций (1-15) Вопросу ... отводится большое место в работах (5-9) В последние годы данной проблеме уделялось большое внимание в таких работах, как (14-18) Освещение проблемы... нашло отражение в монографиях (9-11); в ряде статей (12-18); диссертаций (3-5) |
|
К числу достоинств описанного в монографии (7) подхода следует отнести... Преимуществом предложенного В. П. Дубовиным (9) способа является... Концепция ... , сформированная коллективом авторов монографии (3), позволяет открывает возможности... |
|
Использование... связано с серьезными трудностями
Высокая трудоемкость ... не позволяет не дает возможности
Однако, несмотря на существуют препятствия...
Наряду с достоинствами предложенный авторами работы (8) подход обладает следующими недостатками...
Тем не менее предлагаемое в (4) решение не позволяет не дает возможность... Однако подход к решению вопроса о ... , описанный в (11), не дает ответа на неоправданно сужает возможности... Предложенный в (17) способ ... ограничивает отрицательно сказывается на... |
|
Целью настоящей публикации является... Цель данной работы состоит в... В задачу данной публикации входит... Настоящая работа имеет целью... К числу основных задач исследования относятся... Основная задача монографии –... |
| |
|
Предлагается такой метод при котором...
Ниже предлагается один из методов...
Предлагаемый подход ... основан на... |
|
Особенностью ... является... Отличительная черта предлагаемого нами метода ... состоит в... Отличительная черта предлагаемого нами метода ... состоит в... Характерным признаком, отличающим наш способ является...
Новизна предлагаемого подхода состоит в...
Новизна ... проявляется в...
Принципиальное отличие и новизна предложенной нами модели заключается в... |
Назначение предмета |
...используются для |
|
... может быть использован в качестве...
... возможно его использование как... |
|
Сотрудниками ВИНИТИ предложен... В ГАГУ ведется исследование... На базе школы-гимназии N 3 г. Горно-Алтайска проведен... |
|
|
|
Технической базой системы послужила сеть ЭВМ...
Для ... применялось оборудование, включавшее...
С целью ... был использован аппарат... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
Подводя итоги нашего анализа, следует отметить...
|
|
|
|
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.63 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Маркеры-клише, используемые при написании научных работ
1.1 Четкая структурированность научных текстов
Как правило, в тексте любого научного документа можно выделить три семантических блока:
Введение;
Основная часть;
Заключение.
Каждый из этих блоков делится на более мелкие текстовые фрагменты – аспекты содержания.
Определение 1. Аспект содержания – относительно самостоятельная часть текста, обладающая смысловым единством.
1.2 Клишированность научной речи
Независимо от отрасли знания, к которой относится первичный документ, в структуре научных текстов выделяются формальные текстовые признаки – устойчивые словесные обороты, своего рода словесные клише, штампы, позволяющие различать отдельные аспекты содержания в тексте, проследить развитие авторской мысли в тексте. К числу формальных текстовых признаков относятся:
Определение 2. Маркеры – характеристические слова или словосочетания, однозначно определяющие тот или иной аспект содержания.
Каждый аспект обладает своим специфическим наборов маркеров, причем в текстах различных областей знания маркеры одних и тех же аспектов не имеют существенных отличий. Задать полный список маркеров для каждого аспекта содержания невозможно в силу богатства естественного языка, его вариативности. Приведем примерный перечень, содержащий основные типы конструкций маркеров для каждого из наиболее часто встречающихся в текстах научных документов аспектов содержания.
Обычно в ходе редактирования извлеченных из первичного документа маркированных предложений пропуску подлежат слова типа «данная статья», «настоящая работа», «итак», « таким образом», «следовательно», «например», «в частности», «в том числе», «при этом» и т.п.
Приведем примеры использования клишированности научной речи.
|
|
| |
|
Огромную важность приобретают вопросы... Особое значение приобретает вопрос... Социальная значимость темы определяется... Среди проблем, связанных с пристальное внимание исследователей в последние годы привлекает вопрос о ... В связи с... большое значение приобрела проблема... Интерес к проблеме... обусловлен... |
|
Известны способы... Широкое применение получили... Проблеме... посвящено значительное число публикаций (1-15) Вопросу ... отводится большое место в работах (5-9) В последние годы данной проблеме уделялось большое внимание в таких работах, как (14-18) Освещение проблемы... нашло отражение в монографиях (9-11); в ряде статей (12-18); диссертаций (3-5) |
|
К числу достоинств описанного в монографии (7) подхода следует отнести... Преимуществом предложенного В. П. Дубовиным (9) способа является... Концепция ... , сформированная коллективом авторов монографии (3), позволяет открывает возможности... |
|
Использование... связано с серьезными трудностями Высокая трудоемкость ... не позволяет не дает возможности Однако, несмотря на существуют препятствия... Наряду с достоинствами предложенный авторами работы (8) подход обладает следующими недостатками... Тем не менее предлагаемое в (4) решение не позволяет не дает возможность... Однако подход к решению вопроса о ... , описанный в (11), не дает ответа на неоправданно сужает возможности... Предложенный в (17) способ ... ограничивает отрицательно сказывается на... |
|
Целью настоящей публикации является... Цель данной работы состоит в... В задачу данной публикации входит... Настоящая работа имеет целью... К числу основных задач исследования относятся... Основная задача монографии –... |
| |
|
Предлагается такой метод при котором... Ниже предлагается один из методов... Предлагаемый подход ... основан на... |
|
Особенностью ... является... Отличительная черта предлагаемого нами метода ... состоит в... Отличительная черта предлагаемого нами метода ... состоит в... Характерным признаком, отличающим наш способ является... Новизна предлагаемого подхода состоит в... Новизна ... проявляется в... Принципиальное отличие и новизна предложенной нами модели заключается в... |
Назначение предмета | ...используются для |
|
... может быть использован в качестве... ... возможно его использование как... |
|
Сотрудниками ВИНИТИ предложен... В ГАГУ ведется исследование... На базе школы-гимназии N 3 г. Горно-Алтайска проведен... |
|
|
|
Технической базой системы послужила сеть ЭВМ... Для ... применялось оборудование, включавшее... С целью ... был использован аппарат... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
Подводя итоги нашего анализа, следует отметить...
|
|
|
|
|