Индивидуальный образовательный маршрутный лист

Алексеева Елена Александровна

Индивидуальный маршрут развития ребенка с ЗПР — это специально созданная комфортная обучающая среда для устранения недостатков его развития, профессиональная поддержка всех специалистов ДОУ , помощь родителей в трудных шагах по овладению знаниями и принятыми нормами поведения. Маршрут сопровождения ребенка с ЗПР в ДОУ  намечает цели и задачи, наиболее доступные в данный момент для воспитанника, и определяет шаги по их выполнению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4-5iom_rebenka_dou_87_4-5_let.docx43.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №84 «Снегурочка» комбинированного вида г.Улан-Удэ

Индивидуальный образовательный

маршрут ребенка

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА

РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Фамилия        _______________________________________________

Имя         ____________________________________________________

Отчество         _______________________________________________

Дата рождения ___________________________________________


Индивидуальная карта развития ребенка является документом образовательной организации и предназначена для оценки динамики развития, анализа эффективности созданных психолого-педагогических условий, позволяет педагогу оперативно фиксировать результаты наблюдений за детьми в процессе образовательной деятельности, интерпретировать данные и использовать результаты анализа данных при проектировании образовательного процесса.  

Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Индивидуальная карта развития включает в себя следующие разделы:

1    Общие сведения о ребенке.

  1.  Семейный портрет.
  2.  Лист адаптации.
  3.  Лист здоровья.

     5    Психологический блок.

     6    Речевое развитие.

7    Педагогическая диагностика.

     8    Личные достижения.

     9    Методические рекомендации по использованию ИКР

Индивидуальная карта развития используется:

Воспитателями

для наблюдения за результатами обучения, создания и корректировки оптимальных условий развития личности ребенка;

Музыкальным руководителем

для осуществления личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании ребенка;

Руководителем   образовательной организации

для проведения анализа качества образования, планирования деятельности образовательной организации, а также выбора оптимальных образовательных технологий, проведения педагогических советов и консилиумов;

Педагогом-психологом, учителем-логопедом

с целью получения информации о динамике развития ребенка и выработке мероприятий для коррекционной и индивидуальной работы.

Выделенные и включенные в карту развития показатели развития основных (ключевых)  характеристик развития личности ребенка выступают для педагога в качестве ориентиров, на которые они должны опираться во время ежедневных наблюдений за поведением детей в повседневной жизни, при решении образовательных задач, в свободной деятельности, в ситуациях общения и др.

Индивидуальная карта развития ребенка

1 Общие сведения

Фамилия, имя

Дата рождения

Дата поступления в детский сад

Откуда прибыл

Рекомендации при поступлении

2. Семейный портрет

Состав семьи

Фамилия, имя, отчество

Образование и место работы

Мать

Отец

Другие члены семьи

Жилищные условия_______________________________________________________________________________________________________

Материальное положение_______________________________________________________________________________________________

  1. Лист адаптации

дата

параметры

Сон

поверхностный

глубокий

Аппетит

хороший

плохой

избирательный

Бодрствование

бодрое

пассивное

Настроение

бодрое

подавленное

неустойчивое

раздражительное

Индивидуальные особенности

соц. связи

контактен

доброжелателен

агрессивный

позн.

потребн

любознательный

индивидуальные

проявления

застенчивый

обидчивый

ласковый

Здоровье

заболевание

  1. Лист здоровья

Показатели

возраст

2-3

3-4

4-5

5-6

6-7

Зрение (норма/отклонение от нормы)

Слух (норма/отклонение от нормы)

Физическая подготовка (соответствие возрасту/несоответствие возрасту)

Хронические заболевания (наличие/отсутствие)

Группа здоровья (основная, I, II ...)

Количество пропущенных по болезни дней за год

Аллергия (наличие/отсутствие)

Антропометрические показатели и функциональное состояние

Показатели

График осмотра

Рост

Вес

Окр.гр.кл.

Тип телосложения

2-3 года

Осень

Весна

3-4 года

Осень

Весна

4-5 лет

Осень

Весна

5-6 лет

Осень

Весна

6-7 лет

Осень

Весна

  1. Психологический блок

Уровень зрелости нервно-психических процессов. Тип нервной системы.

Возраст

Слабый тип н.с.

Сильный тип н.с.

Промежуточный тип н.с.

6-7 лет

Оценка психомоторного развития

Возраст

Оценка точности и координации

Оценка тонкой моторики

Оценка пространственной двигательной автомоторики

Оценка общего уровня психомоторного развития

5 лет

6 лет

7 лет

Индивидуально-психическое развитие (с 5 до 6 лет)

Возраст

ВПФ

Внимание (устойчивость

Память зрительная (объем)

Память слуховая (объем)

Восприятие (зрительный гнозис)

Пространное восприятие (сформированность)

Мышление (перцептивное моделирование)

Мышление (классификация)

Мышление (4-й лишний)

Мышление (установление последовательности)

Мышление (аналогии)

5-6 лет

Индивидуально-психическое развитие (с 6 до 7 лет)

Период

Уровень готовности к школе

Тип латеральной организации

Модальность

Ведущая рука

Стрессоустойчивость

Социометрический статус

Базальная система аффективной регуляции

Начало учебного года

Конец учебного года


  1. Речевое развитие

ВОЗРАСТ        возраст  

Фразовая речь

Фразовая речь

Фразовая речь

Активный словарь

Возраст

Пассивный словарь

Активный словарь

Грамматический строй речи

Звукопроизношение

Словообразование

Фонематический слух

Связная речь

Группа компенсирующей направленности (Логопедическая)

3-4

3-4 года

Начало учебного года

5-6 лет

Начало учебного года

Конец учебного года

Конец учебного года

6-7 лет

Начало учебного года

Конец учебного года

  1. Педагогическая диагностика 4-5 лет  дата

Показатели

Проявление

I. Физическое развитие

Не сформирован

Находится в стадии формирования

Сформирован

1. Проявляет интерес  к подвижным играм, физическим упражнениям

 

 

 

2. Бег 30 м, (мин. и сек.)

 

 

 

3. Бег 90 м (мин. и сек.)

 

 

 

4. Прыжок в длину с места

 

 

 

5. Метает предметы разными способами

 

 

 

6. Отбивает мяч  об землю двумя руками

 

 

 

7. Отбивает мяч  об землю одной рукой

 

 

 

8. Уверенно бросает и ловит мяч

 

 

 

9. Умеет строиться в колонну по  одному, парами, в круг, шеренгу

 

 

 

10. Ориентируется в пространстве,  находит правую и левую сторону

 

 

 

11. Выполняет упражнения, демонстрируя пластичность,  выразительность движений

 

 

 

12. Следит за правильной осанкой под руководством воспитателя

 

 

 

13. Моет руки с мылом,  пользуется расческой, носовым платком, прикрывает роль при кашле, чихании

 

 

 

14. Правильно пользуется столовыми приборами, салфеткой, поласкает  рот после еды

 

 

 

15. Обращается за помощью к взрослому при плохом самочувствии, травме

 

 

 

II. Социально-коммуникативное развитие

 

1. Самостоятельно одевается и раздевается, складывает и убирает одежду, при помощи взрослого приводит ее в порядок

 

 

 

2. Самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой

 

 

 

3. Выполняет индивидуальные  и коллективные поручения,  старается выполнить поручения хорошо, ответственно

 

 

 

4. Способен удерживать в памяти при выполнении действия несложные условия (инструкции, алгоритм)

 

 

 

5. При распределении ролей по половому принципу практически не путает  половую принадлежность игровых персонажей

 

 

 

6. Владеет способами ролевого поведения  (действует о лица роли, соблюдает ролевое соподчинение, ведет ролевые диалоги)

 

 

 

7. Воплощается в роли, использует  художественные выразительные средства: интонацию,  атрибуты, мимику, жесты

 

 

 

8. Выступает в роли ведущего, объясняет сверстникам  простые правила игры

 

 

 

9. В самостоятельных играх обустраивает место для игры (подбирает необходимые атрибуты, при необходимости  обозначает  пространство игры)

 

 

 

10. Имеет простейшие представления  о разных профессиях

 

 

 

11. Согласовывает тему игры, распределяет роли, действует в соответствии  с замыслом игры совместно с другими детьми

 

 

 

12. Взаимодействуя со сверстниками, проявляет инициативу, предлагает новые роли, действия, обогащает сюжет игры

 

 

 

13. Пытается улаживать конфликты с помощью речи, убеждает, доказывает, объясняет

 

 

 

14. Проявляет избирательность в общении

 

 

 

15. Эмоционально откликается  на переживания близких людей, детей, персонажей сказок, историй, мультфильмов, спектаклей

 

 

 

16. Проявляет личное отношение к соблюдению/нарушению моральных норм

 

 

 

17. Подчиняется правилам, старается их соблюдать

 

 

 

18. Соблюдает элементарные   правила поведения в быту

 

 

 

19. Соблюдает элементарные   правила поведения на улице

 

 

 

20. Соблюдает элементарные   правила поведения на дороге

 

 

 

21. Владеет элементарными навыками  экологически безопасного поведения

 

 

 

22. Вступает в игровое взаимодействие со сверстниками. Используя речь, договариваясь о теме игры, распределении ролей, а также в ролевом  диалоге, общении по поводу игры

 

 

 

III. Художественно-эстетическое развитие

 

1. Активно, эмоционально включается  в музыкальную деятельность

 

 

 

2. Определяет контрастные настроения музыкальных произведений

 

 

 

3. Знаком с названиями жанров (марш, песня, танец)

 

 

 

4. Поет естественным звуком, без напряжения песни разного характера, старается четко произносить слова

 

 

 

5. Вместе с другими детьми начинает и заканчивает пение

 

 

 

6. Читает наизусть  любое стихотворение или считалку

 

 

 

7. Продолжает знакомое произведение, прослушав отрывок из него, отвечает на вопросы воспитателя по  его содержанию

 

 

 

8. С интересом рассматривает иллюстрированные издания

 

 

 

9. Узнает и эмоционально реагирует  на знакомые стихи, сказки, рассказы

 

 

 

10. Любит слушать новые сказки, рассказы, стихи

 

 

 

11. Украшает элементами народного творчества  силуэты игрушек и предметов по заданию взрослого

 

 

 

12. Изображает предметы путем  создания отчетливых форм, подбора цвета аккуратного закрашивания, использования разных материалов

 

 

 

13. Создает неплохой сюжет, объединяя несколько предметов в рисунке

 

 

 

14. Создает образы  предметов и игрушек, при лепке использует различные приемы, объединяет в композицию

 

 

 

15. Правильно держит ножницы,  вырезает различные фигуры, умеет резать по диагонали, по прямой, умеет вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника, срезать и закруглять углы

 

 

 

16. Аккуратно наклеивает, составляя  узор из растительных  форм и геометрических фигур

 

 

 

IV. Познавательное развитие

 

1. Использует строительные детали, с учетом  их конструктивных  свойств

 

 

 

2. Преобразовывает  постройки  способом надстраивания в соответствии с заданием педагога

 

 

 

3. Преобразовывает  постройки   с учетом их функционального назначения

 

 

 

4. Создает постройки знакомой тематики по условиям, заданным взрослым

 

 

 

5. Различает из каких частей составлена  группа предметов, называет их характерные особенности (цвет, размер, назначение)

 

 

 

6. Считает до пяти  и отвечает на вопрос «Сколько всего?»

 

 

 

7. Сравнивает количество предметов в группе на основе счета, а также путем составления пар

 

 

 

8. Сравнивает два предмета по величине (больше-меньше, выше-ниже, длиннее-короче, одинаковые, равные) способом  приложения или наложения

 

 

 

9. Различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб

 

 

 

10. Определяет положение предметов  в пространстве по отношению к себе

 

 

 

11. Определяет части суток

 

 

 

12. Знает свое имя, фамилию, возраст, пол, имена членов своей семьи

 

 

 

13. Называет предметы, которые его окружают в помещениях, на участке, на улице, знает их назначение

 

 

 

14. Знает несколько семейных и государственных праздников

 

 

 

15. Называет диких и домашних животных  и знает, какую пользу они  приносят

 

 

 

16. Называет времена года в правильной последовательности

 

 

 

17. Знает элементарные правила поведения на природе и соблюдает их

 

 

 

18. Способен делать простые обобщения, устанавливать простейшие связи между предметами,  явлениями

 

 

 

V. Речевое развитие 3-4 года

1. В общении со взрослыми использует речь  для инициирования  общения, сообщения или запроса информации  для удовлетворения свои разнообразных потребностей

2. Разговаривает на различные темы

3. Употребляет  в речи слова, обозначающие эмоциональные состояния, этические и эстетические       качества            

4. Описывает предмет, картину (с помощью взрослого или самостоятельно) с помощью раздаточного дидактического материала

5. Пересказывает наиболее динамичный отрезок сказки

  1. Личные достижения

Достижения

Дата

  1. Методические рекомендации по использованию ИКР

Раздел I, II

Заполняется при поступлении ребенка в образовательную организацию, при необходимости обновляется.

Раздел III

Заполняется воспитателем ежедневно, в течение адаптационного периода.

Раздел IV

Заполняется педагогом, руководствуясь медицинской картой 1 раз в год (антропометрические показатели 2 раза в год).

Раздел V

Заполняется педагогом – психологом при достижении воспитанником определенного возраста. Педагог-психолог использует соответствующие методики, учитывается возраст ребенка.

Раздел VI

Заполняется учителем-логопедом при достижении воспитанником определенного возраста (два раза в год).

Раздел VII

Заполняется воспитателем по результатам обследования и наблюдения за ребенком (два раза в год).

Раздел VIII

Заполняется воспитателем, инструктором по ФИЗО, музыкальным руководителем. В листок вносятся личные достижения, значимые для ребенка (призовые места в спортивных соревнованиях, конкурсах и т.д.).

Раздел IX

Заполняется воспитателем. В листок вносятся сведения о посещении дополнительных занятий в образовательном учреждении и вне его.

Содержание коррекционной работы

Виды трудностей (педагогическая симптоматика)

Причины трудностей

 Деятельность воспитателя

Личностные:

Неадекватное отношение к себе: самооценка, самопринятие

Несформированность представлений о себе, образе Я.

Воспитатель. Беседы на тему: «Что мы умеем, чему мы научимся». Выставки достижений детей. Оформление группового уголка «Звезда недели». Игры: «Люблю — не люблю»; «Кем я стану»; «Ласковое имя»

 Беседы о реальных и возможных достижениях детей. Игры: «Я умею»; «Отгадай, кто какой»; «Мое будущее»; «Если бы я был звездой». Рисование на темы: «Рисуем имя»; «Мой смешной портрет»; «Ладошка достижений»; «Цветок качеств»

 Ролевые игры. Использование пословиц и поговорок (чтение и беседы, заучивание). Игры: «Договори предложение»; «На кого я похож». Игровой массаж «Что? Где?

Тревожность, неуверенность в своих возможностях, способностях или отсутствие самокритичности

Предварительное знакомство с предстоящей деятельностью, трудным заданием. Похвала, поддержка. Исключение соревновательных моментов (для тревожного ребенка). Психогимнастика. Ролевые игры. Игры (при отсутствии самокритичности): «Угадай, что нравится маме (друзьям)»  Упражнение «Я не могу — я могу — я сумею». Психогимнастика. Игры: «Давай поговорим»; «Волшебные очки»; «Путешествие по картине».Тематическое рисование с учетом трудности ребенка. Мимическая зарядка (выражение эмоциональных состояний). Использование междометий с различной интонацией («ай», «ой», «ух»). Интонационное выделение. Игра «Попроси игрушку».

Нарушение нравственных норм и правил поведения.

Несформированность представлений о моральных качествах и этических требованиях. Отсутствие внешних норм, ограничений

Оформление уголка «Наши добрые дела». Чтение литературных произведений, беседы на этические темы. Игра «Приглашение в гости».  Решение проблемных ситуаций: «В вежливом автобусе»; «Как поступить». Игры: «Круг добра»; «Кто подарил добрые слова»; «Колечко дружелюбия». Упражнение «Мусорное ведро».   Азбука вежливых фраз (составление предложений). Игры: «Поздоровайся по-разному»; «Поблагодари по-разному»

Коммуникативные:

Трудности во взаимодействии со взрослыми  

Неадекватная самооценка

 Создание ситуации успеха. Привлечение детей в качестве помощника взрослого, роль консультантов. Разработка системы пошагового поощрения детей (фишки, баллы и др.)  Использование невербальных рефлексивных методик. Проигрывание проблемных ситуаций. Игры: «Ласковые лапки»; «Повтори за мной»; «Волшебные очки». С. Черный «Храбрецы».

Снижен уровень владения самостоятельными коммуникативными действиями организационными, перцептивными, оперативными

 Обучение умению работать по алгоритму. Введение правила-схемы по коммуникативной деятельности (словесной, наглядной). Игры: «Повтори задание»; «Скажи по-другому». Работа с инструментами (символами)  

Игры и театрализация сказок (с диалогами). Упражнения: «Угадай, что чувствует взрослый»; «Угадай, что понравится взрослому». Совместное творчество (в паре со взрослым договориться и нарисовать картинку).  

 Работа в паре со взрослым. Игры: «Я — слово, ты мне — слово»; «Исправь ошибку»; «Составь предложение или перевертыши». Включение ребенка в деятельность.

Слабо развиты навыки владения речевыми средствами коммуникации

 Беседы на темы: «Мы здороваемся»; «Как обратиться с просьбой»; «Что делать, если ты потерялся?» . Создание проблемных ситуаций с тремя вариантами ответов (ребенок должен выбрать один). Игры: «Интервью»;. Игры по методу телефонного разговора: «Позвони маме»; «Позвони в магазин».

 Диалоги по лексическим темам. Усвоение речевых образцов во взаимодействии со взрослым, смена ролей.

Трудности во взаимодействии со сверстниками

Неадекватная самооценка

 Трудовые поручения в парах (тройках, команде). Разработка системы поощрений «Самая дружная пара». Ролевые игры. «Комплименты другу». Игры и хороводы с диалогами

 Игры на формирование адекватной самооценки: «Горячий стул»; «Я сильный, умный, смелый»; «Я могу, хочу, умею». «Скульпторы»;

Организация взаимопроверки выполнения заданий. Упражнение «Похвали за…».  «Нарисуйте в паре с …», «Сложи слово вместе с …» Игры на обогащение словаря

Неумение выражать свои мысли в общении с педагогами. Неумение выражать свои мысли в общении со сверстниками  

Недостаточное развитие мыслительных операций

Воспитатель. Игры и упражнения на развитие мышления: «Летает - не летает»; «Я знаю пять...»; «Хитрые вопросы». Психолог. «Четвертый лишний»; «Доскажи словечко»; «Скажи наоборот».Игра «Назови сходство и различие двух предметов». Логопед. «Придумай загадку»; «Закончи предложение». «Расшифруй карту»   Примечание. Задания, направленные на поиск элементов рисунков, сравнение предметов, анализ картин

Несформированностьзвукопроизношения, лексического запаса, грамматического строя речи

Работа по автоматизации звуков. Психогимнастика, эмоциональный настрой, повышение уверенности, снятие тревожности. Игра «Сочиняем историю по кругу» в паре с ребенком или педагогом. Логоритмика. Игра «Закончи предложение». Игра «Скажи по-другому».

Несформированность процессов произвольного внимания

Игры с правилами типа «Да и нет не говори, черное с белым не дари» — для всех, но на разном материале. Игры на внимание (см. раздел «Произвольное внимание»).  

Игры: «Дай задание взрослому» (продолжи узор; графический диктант; поиск с ориентированием — найти игрушку). Задания, направленные на поиск, выделение информации, сравнение объектов по заданным основаниям.

игры на развитие пространственнной ориентации

Слабо развиты навыки владения паралингвистическими средствами - мимикой, жестами, интонацией

«Расскажи» стихи руками. Игра «Попугай». Театрализация, этюды.  

Психогимнастика на выражение эмоционального состояния. Игры с зеркалом. Игра «Скажи по-разному».  

 Игры на интонацию. Игры на выделение одного слова голосом

Неумение находить способы разрешения конфликтов

Несформированность социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека

Чтение художественной литературы. Просмотр мультфильмов с последующим обсуждением. Обыгрывание проблемных ситуаций.  

 Игры: «Встань на его место»; «Волшебные очки»; «Ты похож на...»; «Спина к спине». Тренинг эмоций с использованием фраз: «Иди сюда»; «Не мешай мне» (учить произносить фразы с разной интонацией: грубо, ласково, обидно и т. д.)

 Упражнение на установление причинноследственных связей — закончить фразу: «С ребенком никто не хотел играть, потому что...». Упражнение «Два друга». Примечание. Оказание помощи героям интриги.

Неадекватная самооценка

Разбор конфликтных ситуаций. Игра «Хорошо-плохо».   Обучение детей конструктивным способам разрешения конфликтов.   Разбор проблемных ситуаций по серии сюжетных картинок.

Деятельность хаотична, непродуманная, неконтролируемая

Несформированность умения осознать конкретные познавательные цели

Рефлексия деятельности. Игры с конструктором, мозаикой. Все виды лото, домино. Упражнение «Чем похожи и непохожи?» «Пары картинок», «Пары слов» Игровой прием «Вспомни и назови», «Узнай, что мы загадали?».

Неумение находить средства и способы для достижения целей в процессе деятельности.

Игра «Из каких мы сказок?», Игра «Времена года», Игры со строительным материалом (по образцу, схеме). Игровой прием «Поручения».

Неумение осуществлять контроль и оценивать результаты деятельности

Игра «Квартет», Игра «Найди дорожку», «Лото», игра с пальцами. Игра «Собери пирамидку», «Выкладывание узоров из мозаики». Упражнение «найди и обведи», Игра «Укрась салфетку так, как я скажу». Игра «Как их зовут?», Упражнение «Послушай, ответь и расскажи».

Рекомендации:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа со специалистами

Дата проведения

Мероприятия по плану

Содержание работы

Ответственный

Работа с родителями

Дата проведения

Мероприятия

Содержание работы, рекомендации

Ответственный