Воспитание личности устойчивой к воздействию криминальной идеологии. Проблема дисциплины и бандитизм. Жаргонизмы и культура. Пацан это плохо или хорошо?

Верховный суд РФ запретил «движение ауе» В статье раскрывается тема готовности педагогического сообщества к новым угрозам. Взаимосвязь дисциплины в школе и проблемы бандитизма. Выясняются пути и причины проникновения антикультуры в подростковые коллективы. Осведомлённость взрослых о проблемах детей. Предложены некоторые методические решения для помощи в борьбе с криминальной идеологией, воспитание резистентной криминалу личности. Статья актуальна для учителей, родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pro_patsana.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

  Воспитание личности устойчивой к воздействию криминальной идеологии. Проблема дисциплины и бандитизм. Жаргонизмы и культура.

 

 

аннотация

Верховный суд РФ запретил «движение ауе» В статье раскрывается тема готовности педагогического сообщества к новым угрозам. Взаимосвязь дисциплины в школе и проблемы бандитизма. Выясняются пути и причины проникновения антикультуры в подростковые коллективы. Осведомлённость взрослых о проблемах детей. Предложены некоторые методические решения для помощи в борьбе с криминальной идеологией, воспитание резистентной криминалу личности. Статья актуальна для учителей, родителей.

 

Ключевые слова: #Воспитание, #устойчивой, #личности,  #криминал, #бандитизм, наркомания, культура, #язык, школа, социализация, #жаргонизмы, психология, проблемы, дисциплина

Education of a person resistant to the influence of criminal ideology.

 

annotation

The Supreme Court of the Russian Federation banned the "aue movement" The article reveals the topic of the readiness of the pedagogical community to new threats. The relationship between school discipline and the problem of banditry. The ways and reasons for the penetration of anti-culture into adolescent collectives are being investigated. How much adults are aware of children's problems. Some methodological solutions are proposed to help in the fight against criminal ideology, the education of a crime-resistant personality. The article is relevant for teachers and parents.

 

Keywords: Education, education, personality, crime, banditry, drug addiction, culture, language, school, socialization, jargon, psychology, problems, discipline

 

 

 

 

 

 

 

 

Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление металлов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда ее начинают воспитывать? А ведь для всех не секрет, что такое сопротивление имеет место.
(Макаренко)

 

 

Для первоначального представления общей картины готовности учителей к новым угрозам был проведён небольшой устный опрос. Были опрошены 20 педагогов. На вопрос: «Слышали ли вы  слово «пацан» от школьников?» утвердительно ответили почти все. К сожалению, это говорит о не совсем благоприятной обстановке. На вопрос: «Что такое пацан?» были даны ответы, которые можно разделить на категории:

1 затруднились ответить

2 Считают синонимом слова парень

3 Знают о криминальном происхождении слова

4 Знают суть значения.

Суть значения понятна только одному человеку, 5%  Результаты на диаграмме 1.

 

Диаграмма1

Недопустимо восприятие подобных жаргонизмов как синонимов слов общепринятых. Но около половины сочло слово за синоним обычных слов, нечто безобидное. Но так ли безобидны слова?

 

Антисоциальная культура проникает в жизнь с разговорной культурой. Носители жаргонной уголовной антикультуры общения вместе с манерами поведения и общения распространяют и порядки, построенные более взрослыми криминальными элементами, с целью построения подконтрольного общества в своих интересах.  В 90е годы средства массовой информации пытались антикультуру легализовать: А.Сарно: «Это им (пацанам) посвящаются отечественные блокбастеры, они регулярно фигурируют в СМИ, они ходят в армию, на их крепких плечах держится наша культура и наше будущее»[3]. Можно ли назвать это «будущем» Будет ли вообще возможно будущее в стране. Об этом красноречиво говорят беспорядки явно антиобщественной направленности, жестокие античеловечные преступления в Чите, Казани, Челябинске и др..

 

Происхождение слова спорно. М. Т. Дьячок  предлагает сделать вывод из «поц» (половой член на идише, в переносном смысле «глупец») с жаргонным суффиксом «-ан» [3][4]. Однако, если предположить формирование слова в области Одессы, такое вполне возможно. Местное население богато нациями и культурами различных этносов, тесно переплетающихся.

Знание о таком значении слова, оттолкнуло бы подростков от его употребления. По ситуации, возможно рассказать о истинных значениях слов, и получается- истинном положении «приобщенного» к (улице) банде.

 В  словаре русского языка Фасмера слово выводится из южнорусского «пацюк» (поросёнок, крыса) «паць, паць-паць» (звуки, которыми подзывают свиней).

 Значение слова, как низшего в иерархии, может соответствовать происхождению от выше перечисленных слов. Знание о подобном настоящем значении слова полностью соответствует истинному статусу «шестерок», прислуживающих более авторитетным элементам. Значения слов, как и условные правила поведения с лёгкостью подстраивают под себя более смыщленые взрослые преступники, с целью личного обогащения. Подросткам остается довольствоваться в основном: самоутверждением и чувствами приобщенности к некоему движению.

 

 

В психологии и педагогике давно известно, что обучение и

воспитание — единый и неделимый процесс .[1][2]

Нужно понимать, что необходимо вести разъяснительную работу(обучение) по многим темам воспитания. «Ученье свет»

Можно много рассуждать о дисциплине, но только и рассуждать, не понимая истинных причин процессов в ходе социализации школьников.

Не понимающий сути проблем подростков учитель не может быть тем, к кому могут прислушиваться дети. Более того, если дисциплина и присутствует, то только поверхностная, без должного уважения и доверия к учителю. Проблема эта есть не в каждом посёлке или классе. Но воспитание личности подразумевает готовность к меняющимся условиям.

Личность должна уметь давать отпор в нужном(созидательном) направлении, отпор таким негативным проявлениям, как наркомания и бандитизм. Учитель, способный дать навыки для жизни в реальных условиях общества будет уважаем и его ученики с меньшей вероятностью окажутся в неприятностях. Бывает и такое, что бандитизм реально существует в школе. Тогда, необходимо реально оценивать ситуацию. Тогда, речь идет уже не о дисциплине, а о борьбе с бандитизмом. В 90е годы в сми резко увеличилась тема бандитизма, подростки, естественно, воспринимали всё как пример для подражания. А учителя не понимали, что происходит.

Во первых, нужно и самим знать суть происходящего и учить давать отпор. «Знание-сила».

Во вторых, необходимо понимать о чем говорят школьники.

Все мы мыслим на языке, том или другом.

 Замечательно, когда человек знает несколько языков. Каждый язык красив по своему.  Великий русский язык богат и красив. Но есть нечто, поганящее языковую культуру человека. Жаргон. И его, увы, надо знать, чтобы с ним бороться. Иногда учителя сами усугубляют ситуацию, неосознанно применяя жаргон, вместо того, чтобы бороться с ним.

 Необходимо всегда разъяснять суть жаргонизмов, делать замечания при их использовании. Например слово «пацан» используется часто, но значение слова не известно 90 или более процентам педагогов и школьников. Значение его воспринимается учителями неправильно.  Пацан это приобщенный к улице человек. Улица это банда. Все банды чем то похожи на секты и это можно выгодно припомнить. Самый лучший отпор, это отпор языковой, всё начинается с разговоров и уговоров, и в сектах, и в бандах. Нужно учить детей не вступать в разговоры на некультурном языке! Не знаешь значение слов - не употребляй! Не стоит вешать на себя ярлыки плохо знакомых слов. А то получится: «Назвался груздём, полезай в ведро»

Каждое слово и особенно мат, в бандах воспринимают буквально, это лёгкий способ разговорить несчастных школьников. Если вы не разъясните, что мат это только проблемы, что быть взрослым, это быть культурным, то эту функцию возьмут на себя «другие» Использование культурного языка и требование использовать его от собеседников- это лучшая защита для ребенка. «Если собеседник не разговаривает с вами культурно, не общайтесь.» Необходимо учить детей уходить, не исполнять требований новоявленных начальников. Разъяснять. Один раз послушаешь и «не слезут». Это своего рода словесная игра. Ни одна драка не начинается без слов. Не стоит играть в игры по чужим правилам! Иерархия банды похожа на секту, где все подчиняются кому-то. «Неужели у вас есть желание участвовать в секте, исполнять чьи-то указания? Что вам даст пресмыкательство перед такими людьми?» «Естественно, в крайнем случае, стоит и сообщить о бандитах родителям. Когда вы станете взрослыми, если с вашими родными  приключиться беда, неужели вы не станете обращаться в полицию? Ничего здесь нет плохого, этого не понимают только дети, дети втянутые в «секту» », а не взрослые. Нет ничего хорошего в бандитизме, а проблемы могут быть. Выйти из секты (секта-ёмко и метко) гораздо сложнее, лучше изначально не играть по правилам банды. Разговаривать на культурном языке, не материться, уметь сказать «нет» или «не хочу говорить про это», уйти. (Все мы мыслим на культурном языке, и говорить стоит так же.) Разъяснять, что все станут взрослыми и будут жить в обществе, государстве с органами и министерствами, а не в банде.Стоит напомнить и о том, что бандитами занимаются серьёзные органы- ФСБ.

Обо всем этом надо говорить, это дети, кто их научит давать отпор, кто объяснит, что банды - это не норма?

Но если учителя не готовы, то не стоит и начинать, стоит осознать проблему, чтобы не раздавать дезинформации, пустословия. Не стоит делать и поспешных выводов, возможно нет ничего серьёзного.

Если у некоторой части коллектива есть благоприятная мотивация к учебе(с этим тоже необходимо работать- мотивация половина успеха, мотив начало деятельности- осознание проблемы[7]) , то обычная разъяснительная работа может помочь. В большинстве случаев дети сами не понимают, как оказываются в неприятностях. Иногда пытаются самореализоваться в таком обществе, нужно дать им возможность для самоутверждения и самореализации в школьном коллективе, учебе, занятиях, домашних делах. Главное, они должны в вас верить(учителя родители) и верить вам, для этого вы должны научить их верить в себя, чтобы этого не сделали «другие»

В запущенных случаях, потребуется разделить коллектив(раскидать по классам), чтобы исключить социальные групповые факторы(деиндивидуализация например) при работе. А иногда напротив, собрать определенную группу. В исследованиях при опросах лучше исключать социальный фактор, а жизненный эксперимент возможен только в социуме.

Излишний конформизм, послушание могут стать отличной почвой для наркомании и бандитизма. Если ученики совсем не оказывают никакого «сопротивления» учителю, не проявляют никакой инициативности, в этом нет ничего хорошего. В такую среду без какого либо сопротивления легко внедриться что угодно.

 

К сожалению, всех проблем не решить только в пределах школ. Человека воспитывают все люди и все ситуации на его жизненном пути, все фильмы и книги, поведение и настроение окружающих. Не благополучие населения сказывается на росте бандитизма. Сказываются на личности всевозможные идеологические пустоты, пустоты мотивационные, отсутствие твердого «я» и взгляда в будущее. Пустоты в самосознании заполняются идеологией бандитизма, способствующей самоутверждению школьников. Но это уже за рамками возможностей школы. В последнее время приняты основательные меры в борьбе с бандитизмом(некоторые банды причисляются к экстремистским организациям, что подрывает идеологическую составляющую бандитизма), это несомненно скажется положительно на ситуации в целом.

 

Вместе со словами в школьную культуру проникает и антисоциальная криминальная идеология. Откуда же берутся слова? На самом деле любое слово можно наделить определенным смыслом. Например слова правдивый, порядочный, хороший, красивый.  Есть общечеловеческие нормы, идеалы. Нужно отстаивать общечеловеческое значение слов против новоявленных смыслов. Важно не играть в игру слов в принципе, учить противостоять этому. Словотворчество хорошо обыграно в фильме «Кин Дза Дза» Где людей поделили на «патцаков и джетлан» Навязанному словотворчеству нужно противостоять, так осуществляется и противостояние криминальной идеологии.

 

Верховный суд признал «криминальное движение» экстремистской организацией.[6] Конечно, необходимы и оправданы  меры направленные на борьбу с организаторами новоявленной идеологии, привлечение организаторов  к ответственности, как опасных для национальной безопасности элементов.

Необходима готовность педагогического сообщества к новым угрозам.

Порой педагоги некоректно воспринимают сопротивляемость коллектива за недисциплинированность. Но некоторая сопротивляемость должна присутствовать! Излишне конформные сообщества не могут оказать сопротивления наркомании и криминалу. Нужно лишь направить устойчивость в нужное русло. А для этого необходимо понять суть происходящего, как на уровне психики одного человека, так и на уровне социальной группы, возможно разработать и профилактические меры для социума в целом. Разработать стратегию,  тактические-методические шаги в этом направлении, конкретные оперативные меры .

В дальнейшем перспективно изучение рефлексии подростков по данной тематике, опросы о том каким они видят свое будущее. Игра это или осознанный выбор, как их удалось в это втянуть. Это позволит более детально разрабатывать шаги в воспитательной работе, пропаганде. Но работа с подростками в этом направлении должна быть этически продумана, важно не допустить пропаганды и «романтизма», не должно быть ареола привлечения внимания и негативного самоутверждения. Уже на этапе изучения, должна быть тактика ненавязчивой пропаганды, направленной на положительные моменты мотивации к учебе и настрой на осознание себя, как противника античеловеческих криминальных организаций.

 

Источники

1 Макаренко «Педагогическая поэма»

2 Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М.

Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для

студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с. С.8

Значения слова  в Викисловаре (информация от 10.06.2021) https://ru.wiktionary.org/wiki/пацан

4 Добродомов И. Г.  «Из истории двух жаргонизмов: пацан и шкет на лексикографическом фоне» // Политическая лингвистика.— 2012. — Вып. 2, № 40. — С. 224-239.

5 М. Т. Дьячок.  «Пацан: слово и понятие» // Политическая лингвистика. — Екатеринбург, 2007. — Вып. 2, № 22. — С. 110-116.

6 Российская газета ст. От 17.08.20 «Тюремные игры»

7 Маклаков «Общая психология» С.512 глава 12