Проблемы тактильного взаимодействия старших дошкольников со сверстниками из семей с различными типами семейного воспитания

Мурадова Елена Александровна
Функционирование человека как живого существа предполагает реализацию различных потребностей. Часть из них человек способен удовлетворить сам, для других же необходимо вмешательство социального окружения. Говоря о полноценном развитии ребенка дошкольного возраста, следует особо подчеркнуть значение семьи, которая является первой социальной общностью, закладывающей основы личностных качеств ребенка. Каждый человек, вступая с ребенком в контакт, так или иначе, вступает и в телесное взаимодействие. Вместе с тем, проблема тактильного взаимодействия старших дошкольников со сверстниками из семей с различными типами семейного воспитания еще не достаточно изучена. Это и стало темой нашего исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_7.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы тактильного взаимодействия старших дошкольников со сверстниками из семей с различными типами семейного воспитания

Функционирование человека как живого существа предполагает реализацию различных потребностей. Часть из них человек способен удовлетворить сам, для других же необходимо вмешательство социального окружения. Говоря о полноценном развитии ребенка дошкольного возраста, следует особо подчеркнуть значение семьи, которая является первой социальной общностью, закладывающей основы личностных качеств ребенка. Каждый человек, вступая с ребенком в контакт, так или иначе, вступает и в телесное взаимодействие. Вместе с тем, проблема тактильного взаимодействия старших дошкольников со сверстниками из семей с различными типами семейного воспитания еще не достаточно изучена. Это и стало темой нашего исследования.

Семья, в широком смысле, - это основанная на единстве общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а так же социализацию детей и поддержание функционирования семьи. (А.И. Антонов, В.М.Медков). Семья как ближайшее социальное окружение ребенка, удовлетворяет потребность ребенка в принятии, признании, защите, эмоциональной поддержке, уважении (Э.Эриксон, А.Фрейд, М.Клейн, Д.Винникотт, Э.Бронфенбреннер, Дж.Боулби, М.Эйнсворт, П.Криттенден, А.Бандура, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, М.И.Лисина). В семье ребенок приобретает первый опыт социального и эмоционального взаимодействия. Эмоциональный климат в семье, где воспитывается ребенок, оказывает существенное влияние на формирование мировосприятия ребенка. В общении ребенка со взрослым создается «зона ближайшего развития», где сотрудничество со старшим партнером позволяет ребенку реализовать свои потенциальные возможности. В то время как стиль воспитания является совокупностью способов и приемов общения родителей с ребенком и характеризуется различной динамикой при совместной деятельности, которая и определяет личностные особенности родителя и ребенка. Таким образом, можно выделить, что семья взаимодействует на двух уровнях:

- между элементами подсистемы, то есть между индивидами с позиции социальных ролей.

- с окружающей средой, с другими социальными институтами.

В литературе описана обширная феноменология стилей семейного воспитания. Разработкой критериев выделения типов воспитания занимались многие отечественные и зарубежные исследователи (Д.Баумринд, А.Е.Личко, Э.Г.Эйдемиллер, В.Юстицкис, Г.Т.Хоментаускас, А.Я.Варга и др.). Понятие "родительский стиль" или "стиль воспитания" часто употребляется как синоним понятию "позиции", хотя целесообразнее сохранить термин "стиль" для обозначения установок и соответствующего поведения, которые не связаны именно с данным ребёнком, а характеризуют отношение к детям вообще. А.Я. Варга и В.В. Столин выделяют четыре типа родительского отношения [1]:

1. Принимающие - авторитарный - субъективное благополучие родителей: теплое отношение и принятие ребенка с требованиями социальных успехов и достижений при контроле в этих областях.

2. Отвергающий с элементами инфантилизации и социальной инвалидизации - эмоциональное отвержение ребенка, низкая ценность его индивидуально-характерологических свойств, отношение как к более младшему по сравнению с реальным возрастом, приписывание дурных наклонностей.

3. Симбиотический - стремление установить с ребенком тесный напряженный эмоциональный контакт, соучаствовать во всех мелочах его жизни.

4. Симбиотическо - авторитарный - гиперпротекция и тотальный контроль поведения психической жизни ребенка, блокирование осуществления детской потребности в психосоциальной идентификации.

Телесные ощущения для ребенка первостепенны в освоении окружающего мира. Психологи справедливо утверждают, что ребенок мыслит телом. Развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления происходит у него в опоре на практические действия. Ильинский О. Б [2] выделяет понятие «Тактильная чувствительность» (лат. tactilis — осязаемый, от tango — касаюсь) ощущение, возникающее при действии на кожную поверхность различных механических стимулов. Является разновидностью осязания. При этом следует отметить, что осязание - это наиболее обширный орган чувств, так как тактильные клетки, расположенные в коже и слизистых оболочках, распространены по всему телу. Этот орган чувств очень важен для определения того, как мы чувствуем себя и в физическом, и в духовном плане. Осязание является критическим для всей нервной системы. Через мозг распространяются импульсы, которые могут развивать другие органы чувств. Более того, осязание непосредственно связано с чувствами и эмоциональным восприятием [2]. В старшем дошкольном возрасте у ребенка отчетливо выделяется потребность в признании и уважении сверстниками. Это выражается в стремлении привлечь внимание других. Ребенок чутко ловит в чужих взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. В статье И.К. Фридман «О контакте родителей с детьми» рассматриваются несколько вариантов тактильного поведения ребенка, которые будут являться успешными при соответствующем поведении родителей. Однако в литературе довольно часто описаны случаи, когда родители рано начинают ограничивать свой тактильный контакт с детьми с раннего дошкольного возраста, что ведет к изменениям в поведении ребенка. Ощущая нехватку тактильных ощущений дети стараются получить их через взаимодействия со сверстниками из своего социального окружения. У девочек это можно проследить через сюжетно – ролевые игры с преобладанием обнимания, поглаживаний и прочего. Подобное поведение мальчиков зачастую осуждается, что ведет к возникновению иных форм поведения, более агрессивных – толкания, удары, игры, именуемые как драка и «куча мала». Однако у некоторых детей неадекватность поведения проявляется лишь в определенных ситуациях. При этом у детей наблюдается следующее поведение: ребенок постоянно в движении, он плачет, когда его обнимают, проявляет неоправданную агрессию, не любит играть в песок, лепить из пластилина, или отказывается носить определенную одежду. Он гиперактивен и несобран. Причиной такого поведения зачастую является тактильная (осязательная) сверхчувствительность. Одна из теорий, объясняющих тактильную сверхчувствительность, состоит в том, что наша осязательная система делится на две основные: у одной есть функция - исследовать окружающую среду, у второй - защищать человека от потенциальной опасности. У большинства людей эти две системы работают слаженно и уравновешивают одна другую.

Ребенок с осязательной сверхчувствительностью избегает прикосновения с определенными неприятными ему материалами. Трудности возникают и при игре с другими детьми, если до него дотрагиваются или толкают. Ребенка может сильно раздражать щекотка, это место даже может чесаться и т.д.. Это чаще всего выливается в агрессию - ребенок начинает бить сверстников. Родители иногда замечают, что после простого прикосновения ребенок постоянно сильно трет то место, к которому прикоснулись. Тактильная защита зависит также от неспособности ребенка справиться с неприятными ощущениями. Такой ребенок нуждается в телесном контакте даже больше, чем другие, но испытывает затруднения при получении его. В результате проведенного нами в 2010 – 2011 годах исследования тактильного взаимодействия в детско-родительской подсистеме было выявлено, что дети, в семьях которых тактильное детско-родительское взаимодействие проявляется на более высоких уровнях, являются более популярными у сверстников, чем дети, в семьях которых тактильное детско-родительское взаимодействие проявляется на низком уровне. В исследовании, проводимом в настоящее время, акцент тактильных взаимодействий сместился с семьи на группу старших дошкольников, а семейное воспитание стало фактором влияния. Согласно нашим предположениям, между этими составляющими существует некая связь, и стиль семейного воспитания действительно будет влиять на характер и степень выраженности тактильных взаимоотношений между детьми.

Для дальнейшего качественного преобразования взаимоотношений детей друг с другом планируется реализация специально разработанной программы. Развитие межличностных тактильных отношений дошкольника с другими детьми будет осуществляться в разнообразных видах коммуникативной деятельности: коммуникативные ситуации, рассказы, объяснения, пояснения, ситуации невербального общения, этюды, беседы, в игровой деятельности, в общении детей друг с другом, при чтении литературных произведений, в сюжетно-ролевых играх. Часть работы будет предполагать и включение родителей, поскольку анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показывает, что семейные отношения включают в себя взаимное обогащение, когда не только родители влияют на детей, но и дети вносят изменения в позицию родителей по отношению к ним.

Таким образом, наиболее оптимальным вариантом будет являться тот, когда существует взаимное доверие между родителями и ребенком, поддерживаемое тактильными взаимодействиями высокого уровня, поскольку при этом ребенок чувствует заботу и поддержку со стороны родителей, и формируется в успешную и гармоничную личность. Построение таких отношений требует от родителей умения «чувствовать» своих детей и анализировать своё поведение.

Литература:

1. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Дисс. канд.психол.наук. МГУ, М., 1986.

2. Ильинский О.Б. Физиология кожной чувствительности. В кн.: Руководство по физиологии. Физиология сенсорных систем. 42., Л., Наука, 1972.

3. Фридман И. Видим ли мы ребенка? // Семья и школа. 1989. № 4. С. 18—20

4. Шнейдер Л.Б. Семейная проблематика в эмпирических исследованиях. – М: Московский психолого-социальный институт, 2008. – 416 с.