"Патриотическое воспитание в системе высшего образования (профилактика экстремизма и антисоциальных явлений в студенческой среде)"

Научная статья "Патриотическое воспитание в системе школьного образования (профилактика экстремизма и антисоциальных явлений)"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bgu-2016.karpuhina_v.d.patriotich.vosp_.docx19.07 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание в системе высшего образования (профилактика экстремизма и антисоциальных явлений в студенческой среде)

В современном мире очень остро стоит вопрос о профилактике экстремизма у молодежи. Слово «экстремизм» происходит от латинского extremus, что в переводе означает «крайний». В общем смысле экстремизм – это приверженность к крайним мерам и взглядам, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила, как совокупность насильственных проявлений, совершаемых в политических целях отдельными лицами и специально организованными противоправными группами и сообществами.

В настоящее время разрабатываются различные методы предотвращения антисоциальных действий, так как студенты, с несформировавшимся стойким мировоззрением, наиболее подвержены пропаганде и незаконной идеологии.

До сих пор, патриотическое воспитание является первичным и самым важным этапом  в становлении гражданина и патриота своей страны. Патриотизм, как любовь к Отечеству, должны привить ещё в семье и школе, а как нравственный и политический принцип, несомненно, должны продолжать формировать в подростковом и юношеском возрасте. Поэтому, важной частью высшего и среднего профессионального образования, является формирование личности, специалиста и ответственного гражданина; в чём способствует патриотическое воспитание.

Патриотическое воспитание, будучи важной составной частью воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность по формированию чувства любви к своей Родине, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов своей страны в самых разных формах. Учитывая особенности молодежи как социальной группы, необходимо применять специфические приемы патриотического воспитания, отвечающие запросам личности, ориентирующейся на современный ей мир.

Профилактическая работа с обучающимися в высших учебных заведениях, которые в будущем составят интеллектуальную основу общества, способствует антиэкстремистской и антитеррористической деятельности. За основу которой, должны брать гражданское и личностное самосознание студентов.

В каждом учебном заведении разрабатывается своя программа патриотического воспитания в системе профессионального образования. Так, например, в Южном федеральном университете на протяжении пяти лет проводится такая работа, сутью которой является профилактика молодежного экстремизма, разработка коррекционных тренингов, лекционных, практических курсов, диагностико- исследовательских комплексов для студенческой молодежи различных культурных, конфессиональных и расовых составов. Целью является обучение студентов психологическим основам восприятия людей с иными ценностными, смысложизненными, конфессиональными, культурными 
установками, обучение умению дифференцировать свои установки и чувства, цели и способы их достижения, умению устанавливать причинно-следственные связи в проявляющихся феноменах межличностного взаимодействия, формирование понимания эмоциональных состояний, обучение основам элементарной политической грамотности и многое другое.
 

Профессорско-преподавательский состав вузов, поставив перед собой задачу формирования у студентов «университетского» патриотизма должны создать благоприятные условия для освоения студенческой молодежью ценностей российского гражданского патриотизма. В современных условиях важно помочь студентам познавать сущность Родины (большой и малой), скрытую в духовной жизни народа, в традициях и обычаях, в исторической памяти, которая передается из поколения в поколение. В университете должны поддерживаться и создаваться условия для приобретения живого и непосредственного духовного опыта, с помощью которого можно убедиться в безусловных достоинствах своего Отечества, в частности, на примере собственного университета.

Помимо патриотизма, важно формировать ассертивное (уверенное) поведение, адекватную самооценку, толерантность в студенческой среде. Так как, например, развитие толерантности является также очень эффективным средством по профилактике антисоциальных явлений в обществе. Активные формы и методы работы более эффективны в процессе формирования толерантности. Важно помочь молодежи увидеть ценности прав человека, их социальную роль, научить подрастающее поколение жить в демократическом государстве, уважать права других людей, решать споры и конфликты правовыми способами. Это способствует воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к национальным и религиозным традициям других народов; содействует формированию нравственной, эстетической и правовой культуры обучающихся.

Также, в некоторых вузах вводят специальную дисциплину «Профилактика антисоциальных явлений».  При изучении этой дисциплины  у студентов формируются следующие общекультурные и общепрофессиональные и профессиональные компетенции:

 - способность к самоорганизации и самообразованию;

 - способность формировать осознанное отношение различных групп населения к физкультурно-спортивной деятельности, мотивационно-ценностные ориентации и установки ведения здорового образа жизни;

- способность использовать накопленные в области физической культуры и спорта духовные ценности, полученные знания об особенностях личности обучающихся для воспитания патриотизма, профилактики девиантного поведения, формирования здорового образа жизни, потребности в регулярных занятиях физической культурой;

 - способность осуществлять пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни.

В результате изучения дисциплины «Профилактика антисоциальных явлений» бакалавр должен знать:

- тактику поведения, принципы проведения работы по пропаганде здорового образа жизни;

 - функции психики, основные потребности человека, мотивацию поведения и деятельности, социально-психические особенности групп людей;

 В результате освоения программы курса «Профилактика антисоциальных явлений» студент должен уметь:

- проводить воспитательную работу для профилактики девиантного поведения в молодежной среде;

 - организовывать и проводить мероприятия по сохранению психического здоровья антисоциальных явлений.

 В результате освоения программы курса «Профилактика антисоциальных явлений» бакалавр должен владеть:

 - умениями и навыками психофизического самосовершенствования на основе научного представления о здоровом образе жизни.

Таким образом, все эти меры должны предприниматься в вузе для профилактики экстремизма, так как эта проблема очень актуальна в современном обществе. Так на факультете технологии и дизайна Брянского государственного университета им. И.Г.Петровского, формирование патриотических качеств личности осуществляется при изучении таких дисциплин как: «Школа безопасности», «Опасные ситуации социального характера и защита от них», «Правовые основы безопасности». В процессе проводимой внеаудиторной работы со студентами реализация этих качеств осуществляется через проведение фестиваля «Под облаками», Всероссийского слёта казачьей молодежи «Готов к труду и обороне», встречи с ветеранами труда, конкурсов стенгазет «23Февраля», «9 Мая», и проведение волонтерской работы с ветеранами Великой Отечественной войны.

Литература:

  1. Абакумова И.В. Психологические технологии формирования антитеррористических ценностей в молодежной среде // Российский психологический журнал. - 2010. - Т. 7. - N0 5-6. -С. 23-26.
  2. Емельяненко В.Д. Информационные войны в Интернете и ценностно-мировоззренческие основания патриотизма. Брянск: 2016, С. 35.
  3. Профилактика антисоиальных действий. Рабочая программа УралГУФК. – Уфа, 2014, С.11.
  4. Профилактика экстремизма в молодежной среде. Проблемы и решения: научно-методический сборник//Под редакцией М.В. Паромоновой. - Иркутск: ФГБОУ ВПО «ВСГАО», 2012, С. 72.
  5. Специалист, гражданин, интеллигент: Методическое пособие. Опыт организации воспитательной работы в Петербургском государственном университете путей сообщения. М.: ГОУ «УМЦ ЖДТ», 2007, С.120 .