Проектная деятельность: " Социальная адаптация детей младшего возраста, при участии старших воспитанников, с целью расширения социального опыта. «1+1»

Лохмоткина Елена Ивановна

Трансляция опыта «Социальная адаптация детей младшего возраста при участии старших воспитанников с целью расширения социального опыта в рамках проекта «1+1»

Социализация детей сирот – это сложный процесс, который затрагивает все стороны жизнедеятельности воспитанников. Было замечено, что наиболее продуктивно то поле деятельности, где дети взаимодействуют со старшими воспитанниками независимо от того, чем именно они занимаются. Совместные дела значительно улучшают эмоциональное состояние младших детей и наиболее развивают толерантные качества и чувства эмпатии у старших воспитанников. Разрабатывая данный проект   предполагалось, что привлечение  старших воспитанников к адаптации и социализации малышей в различных видах деятельности будет эффективно. Для малышей старшие дети более важны,  являются привлекательными объектами для подражания,  оказывают положительное влияние на эмоциональное настроение, снижает уровень тревожности, повышает уровень своей значимости в обществе и приобретение наиболее значимого человека для себя. В свою очередь для старших детей это пример наставничества, возможность применить полученные знания и опыт в общении с малышами, проводить с пользой время при общении с младшими друзьями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekty.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы

Государственное бюджетное учреждение города Москвы

Центр содействия семейному воспитанию «Наш дом»

Проектная деятельность

Социальная адаптация детей

младшего возраста,

при участии старших воспитанников,

с целью расширения социального опыта.

«1+1»

Автор: воспитатель: Лохмоткина Е.И.

Москва 2019

1.Пояснительная записка

Актуальность .

  Под социализацией понимается процесс усвоения человеком определенной системы знаний и умений, образцов поведения, социальных норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация человека осуществляется в процессе его взаимодействия с многообразными и многочисленными факторами, группами, организациями, агентами, с помощью различных средств и механизмов. От того, как происходит это взаимодействие в стихийной, относительно направляемой и относительно социально контролируемой социализации, во многом зависит само изменение человека на протяжении его жизни, и в целом – его социализацию.

  Центры содействия семейному воспитанию  для  детей-сирот становятся для них основной моделью социального мира, и от того, как будет построен процесс воспитания, зависит приобретение социального опыта детьми, основ человеческих взаимоотношений, умений и навыков обеспечения личной жизни и деятельности.

  Деятельность воспитанников ЦССВ проявляется в учебе, в различных видах трудовой деятельности, в организации своего свободного времени, в выполнении общественных нагрузок, в поведении в школе, в ЦССВ, в общественных местах, а также в умении применить культурно – гигиенические навыки и навыки коммуникации.

  Таким образом, социализация детей сирот – это сложный процесс, который затрагивает все стороны жизнедеятельности воспитанников. Было замечено, что наиболее продуктивно то поле деятельности, где дети взаимодействуют со старшими воспитанниками независимо от того, чем именно они занимаются. Совместные дела значительно улучшают эмоциональное состояние младших детей и наиболее развивают толерантные качества и чувства эмпатии у старших воспитанников. Разрабатывая данный проект   предполагалось, что привлечение  старших воспитанников к адаптации и социализации малышей в различных видах деятельности будет эффективно. Для малышей старшие дети более важны,  являются привлекательными объектами для подражания,  оказывают положительное влияние на эмоциональное настроение, снижает уровень тревожности, повышает уровень своей значимости в обществе и приобретение наиболее значимого человека для себя. В свою очередь для старших детей это пример наставничества, возможность применить полученные знания и опыт в общении с малышами, проводить с пользой время при общении с младшими друзьями.

Цель проекта: приспособление к жизни, самостоятельной деятельности и  интеграции в общество, путем взаимодействия младших детей со старшими воспитанниками учреждения в реализации социально-реабилитационных, адаптационных, коррекционно-развивающих задач.

Задачи проекта: 

1. Создавать условия для реабилитации и адаптации, а также социального развития ребенка в условиях ЦССВ.

2. Способствовать обогащению эмоционально-волевой и социальной сферы актуального развития.

3. Развивать психические функции (мышление, память, внимание, восприятие, воображение, речь).

4. Формировать моторные умения и навыки.

5. Развивать толерантных качеств у старших воспитанников.

6. Развивать чувства эмпатии у старших воспитанников.

7. Стимулировать речевую активность.

8. Развивать личностные качества младших-старших

9.Формировать  и активизировать общение «старший- младший».

10. Включать каждого ребенка в разнообразные виды деятельности с учётом его индивидуальных ресурсов (возможностей) и рисков (ограничений).

Возраст: младшие-старшие.

Особенности развития: любые, не имеют значение.

  Данный проект апробирован и был успешно внедрен в течение 2019-2020 учебного года ,  между воспитанниками 1 и 8 семейных групп, с  детьми  от 10 до 12 лет с синдром Дауна, имеющие умственную отсталость умеренной степени и со старшими воспитанниками в возрасте от 15 до 16 лет, имеющие интеллектуальную недостаточность, вместе с педагогами  семейных групп.

2 Сроки реализации – в течение всего воспитательного процесса (бессрочно).

3.Формы реализации - совместные культурно-коллективные дела: конкурсы, концертные номера, праздничные чаепития, совместные прогулки, видеоотчеты о своей деятельности и т.п.

4.Ожидаемые результаты -  проект  помогает детям  во взаимодействии со старшими друзьями становиться более самостоятельными, повышает уровень социализации в обществе, учит социально приемлемым способам общения с окружающими и позволяет частично компенсировать специфические ограничения в развитии. Вместе с тем, проект помогает развивать чувство толерантности, эмпатию, повышает личностный статус старших воспитанников, а также способствует расширению амплитуды их восприятия в социально-эмоциональных взаимодействиях.

5.Содержание программы - вариативно, на усмотрение воспитателей семейных групп, возможно согласно годового плана воспитательного процесса.

6.Материально-техническое содержание - отсутствует.

7.Методическое обеспечение-самообразование педагогов, участие в МО, изучение спецлитературы, детской и возрастной психологии, педагогики.

8. Приложения - отсутствуют.