Приложение к рабочей програамме по обществознанию 5-9 класс

Слесарева Юлия Викторовна

4

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_obshchestvo_5-9.docx82.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Шаталовская средняя школа

РАССМОТРЕНО

Протокол заседания ШМО

наук гуманитарного цикла

№ 1 от  29.08.2022 года

 ___________О.В. Егорова

ПРИНЯТО

Протокол заседания педагогического совета

№ 1 от 30.08.2022 года

УТВЕРЖДАЮ

                             Директор школы

________________ И.С. Мамичева

Приказ № 215 а от 31.08.2022 года

ПРИЛОЖЕНИЯ  

К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Составители:

Игнащенков В.Н.

                                                              учитель истории и обществознания

Слесарева Ю.В.

                                                              учитель истории и обществознания

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

_____________ Т.Д. Прокофьева

«31» августа 2022 года

2022


Приложение 1. Аннотация к рабочей программе основного общего образования по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию для 5-9 классов составлена на основе следующих документов:

- приказ Минобразования РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции от 29.12.2014 № 1644);

- основная образовательной программы основного общего образования МБОУ Шаталовской СШ;

- Положение о рабочей программе учебного предмета МБОУ Шаталовской СШ;

- учебный план МБОУ Шаталовской СШ;

- Рабочая программа разработана на основе авторской программы: Обществознание: программа : 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авт.- сост. Соболева О.Б., Медведева О.В. - М. : Вентана-Граф под редакцией Г.А.Бордовского.

УМК:

1. Соболева О.Б. Обществознание: введение в обществознание: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ О.Б. Соболева, О.В. Иванов; под общей редакцией Г.А. Бордовского.- М.Вентана-Граф

2. Барабанов В.В., Насонова И.П. / Под ред.Бордовского Г.А. .- М.Вентана-Граф Обществознание 6 класс

3. Соболева О.Б., Корсун Р.П. / Под ред. Бордовского Г.А. .- М.Вентана-Граф Обществознание 7 класс

4. Соболева О.Б., Чайка В.Н. / Под ред. Бордовского Г.А. .- М.Вентана-Граф Обществознание 8 класс

5. Насонова И.П. / Под ред. Бордовского Г.А. .- М.Вентана-Граф Обществознание 9 класс

Количество часов, отводимое на изучение предмета:

5 класс –34 часа (1 час в неделю),

6 класс –34 часа (1 час в неделю),

7 класс –34 часа (1 час в неделю),

8 класс –34 часа (1 час в неделю),

9 класс –34 часа (1 час в неделю),

Общая характеристика учебного предмета.

Курс «Обществознание» опирается на элементарные обществоведческие знания, полученные учащимися при изучении в начальной школе предмета «Окружающий мир», межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература», «Биология», «Изобразительное искусство», «Основы безопасности жизнедеятельности» и др. Особое значение в данном перечислении придается предмету «История». Курс предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние. Курс об обществе и человеке не сводится просто к совокупности знаний. Он призван дать школьнику социальные и нравственные нормы жизни, ориентировать на определённую иерархию ценностей, способствовать формированию жизненного опыта и развитию определённых способов деятельности. Современная модель обществоведческого образования предполагает качественно новые подходы к перспективному планированию учебного процесса, к отбору содержания, к разработке форм и методов обучения. Курс «Обществознание» призван содействовать: воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации; развитию личности на исключительно важном этапе её социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; повышению мотивации к высокопроизводительной наукоёмкой трудовой деятельности; формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нём и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и социальных институтах, о регулировании общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина; овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства; формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; решения типичных задач в области социальных отношений; для гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповедания, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе;

Рабочая программа включает следующие разделы:

  1. Пояснительная записка.
  2. Планируемые результаты освоения учебного предмета: личностные, метапредметные, предметные.
  3. Содержание учебного предмета.
  4. Календарно –тематическое планирование.

Рабочая программа по обществознанию определяет цели изучения предмета в школе, содержание тем курса, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.

При изучении предмета используются следующие ЦОР (цифровые образовательные ресурсы):

Учительский портал http://www.uchportal.ru 

Портал готовых презентаций http://prezentaci.com/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru

Завуч-инфо http://www.zavuch.info/

Приложение 2. Модуль "Школьный урок". Воспитательные задачи

Урок находится в пространстве воспитания, а вместе они являются одним целым и решают одну ключевую задачу - развитие ребенка.

В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ (в редакции от 31 июля 2020 г.) воспитание должно стать составной частью всех образовательных программ, включая программы учебных курсов и дисциплин.

Рабочая программа воспитания МБОУ Шаталовской СШ содержит модуль «Школьный урок», в котором представлены виды и формы деятельности, обеспечивающие реализацию воспитательного потенциала урока.

Воспитательные задачи, решаемые во время уроков обществознания представлены в таблице:

класс

№ Раздела, название

Вопросы воспитания

5 класс

Раздел 1. Утро пятиклассника

- формирование здорового и безопасного образа жизни;

- Использование знаний и опыта для определения собственной активной позиции, для решения жизненных задач

Раздел 2. «Рабочий день» пятиклассника

- формирование ценностного ответственного отношения к труду и учению

- формирование экологической культуры

- формирование нравственного поведения

Раздел 3. Полезный досуг пятиклассника

- освоение социальных норм и ролей

- формирование планирования достижения целей

- Формирование эстетического сознания

Раздел 4. Вечер в кругу семьи

- формирование ценностного отношения к семье

- формирование эстетического сознания

6 класс

Раздел 1 Человек – часть природы

- формировать устойчивое убеждение тесного взаимодействия человека и природы;

- воспитывать личность, развивать черты и качества сильной личности через показательные примеры выдающихся личностей;

- учить оценивать собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития;

- воспитывать толерантное отношение к людям с различными способностями и возможностями;

- формировать потребность расширять границы своих возможностей;

- обучать умению определять ложные потребности.

Раздел 2 Познавая мир и самого себя

- формировать умения оценивать собственную деятельность и стремиться осуществлять успешную деятельность;

- воспитывать положительное отношение к труду, учебной деятельности;

- акцентировать значимость образования, его непрерывность;

- прививать понимание важности познания человеком мира и самого себя;

- учить оценивать собственные практические умения, поступки;

- мотивировать на посильное и созидательное участие в жизни общества.

Раздел 3 Деятельность человека

- формировать умения оценивать собственную деятельность и стремиться осуществлять успешную деятельность;

- воспитывать положительное отношение к труду, учебной деятельности;

- акцентировать значимость образования, его непрерывность;

- прививать понимание важности познания человеком мира и самого себя;

- учить оценивать собственные практические умения, поступки;

- мотивировать на посильное и созидательное участие в жизни общества.

Раздел 4 Жизненный путь человека

- раскрывать важность и значимость межличностных отношений, формировать позитивное отношение при общении в группе, коллективе, семье;

- формировать коммуникативные связи;

- воспитывать положительное отношение к деловому общению, иллюстрировать с помощью примеров различные цели и средства общения;

- обучать конструктивным способам поведения в конфликтных ситуациях;

Раздел 5 Человек в мире культуры

- раскрывать особенности культурных ценностей и объяснять сущность культурного наследия;

- воспитывать с опорой на духовные ориентиры личности, ценности, идеалы;

- раскрывать роль морали и религии в жизни общества;

- характеризовать особенности развития науки и образования, их роль в современном обществе;

- раскрывать особенности религиозного мышления, становление нравственного в человеке;

7 класс

Раздел 1 Общество и его структура

- понимать системное устройство общества, важность позитивного взаимодействия общностей и групп людей;

- раскрывать значение социальных норм и санкций как регуляторов поведения в обществе;

– воспитывать позитивное отношение к стране и государству, желание быть достойным гражданином;

- объяснять и конкретизировать фактами социальной жизни роль и значимость закона и справедливости в жизни человека и общества;

- формировать духовные ценности формирования  культурного человека.

Раздел 2 Человек в обществе

выделять характерные признаки общества, взаимосвязь общества и культуры;

- уметь давать характеристику общества как системы, объяснять важность понимания взаимосвязи общества и природы;

- характеризовать признаки личности, сферы социализации и самореализации личности;

- характеризовать формы и виды познания, критерии истины, уровни познания, особенности социального познания;

- объяснять сущность проблемы выбора, осознавать связь свободы и ответственности

Раздел 3 Общество и государство

- раскрывать принципы правового государства,  характеризовать разделение властей;

- раскрывать сущность гражданского общества, характеризовать местное самоуправление, его значение для развития местного сообщества;

- показывать важность участия граждан в политической жизни страны в различных формах;

- характеризовать проявление многопартийности, приводить примеры политических партий в РФ;

Раздел 4 Современное общество

- раскрывать тенденции развития современного общества, глобальные проблемы человечества;

- объяснять сущность проблемы выбора, осознавать связь свободы и ответственности

- осознавать опасность международного терроризма.

8 класс

Раздел 1 Основы российского законодательства

- разъяснять основные виды и признаки правонарушений;

- характеризовать юридическую ответственность, объяснять смысл презумпции невиновности;

- характеризовать особенности гражданских правовых отношений;

 Раздел 2 Гражданин и государство

- воспитывать уважительное отношение к Конституции РФ;

- определять правовой статус гражданина РФ, раскрывать содержание прав ребенка;

- формировать уважительное отношение к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;

- раскрывать роль судебной системы РФ, возможности участия граждан в отправлении правосудия

Раздел 3 Правовой статус и свободы человека и гражданина России

- раскрывать понятие гражданство, основания для его приобретения, принципы гражданства, права и обязанности граждан;

- характеризовать имущественные и личные неимущественные права, способы их защиты;

- характеризовать способы социальной защиты населения;

Раздел 4 Правовое регулирование в различных отраслях права

объяснять роль трудового договора в отношениях между работниками и работодателями;

- объяснять сущность семейных правоотношений;

- характеризовать важнейшие признаки преступления, раскрывать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;

- понимать правила приема на работу, основное содержание трудового договора, осознавать важность прав и обязанностей работника и работодателя;

- осознавать условия заключения брака, личные и имущественные права родителей и детей;

- характеризовать особенности экологического правонарушения и виды ответственности за него;

- уметь использовать знания для реализации и защиты прав и свобод граждан;

- объяснять взаимосвязь права на образование и обязанности получить образование;

 Раздел 4 Заключение. Сущность правовой культуры.

- сравнивать мораль и право;

- определять, нормами какого права регулируется ситуация;

- раскрывать признаки правоотношений, особенности правонарушений, характеризовать виды юридической ответственности;

9 класс

Раздел 1 Главные вопросы экономики

- объяснять взаимосвязь потребностей людей и экономики, проблемы ограниченности ресурсов, экономического выбора;

- понимать сущность имущественных отношений в обществе, юридическое понимание собственности;

Раздел 2 Рыночный механизм хозяйствования  

- объяснять, какие факторы влияют на производительность труда.

- объяснять особенности рынка труда, заработной платы, профессиональных союзов

Раздел 3Экономика предприятия. Экономика семьи

- объяснять значение конкуренции для рыночной экономики, раскрывать понятие «конкурентноспособность»;

- раскрывать роль предпринимательства в обществе

- показывать взаимосвязь между доходом и потреблением; приводить примеры расходов, связанных с различными потребностями людей;

Раздел 4 Деньги в рыночной экономике

- объяснять значение  кредитов: их виды и функции

- раскрывать роль денег в рыночной экономике

- понимать механизм страхования

Раздел 5 Роль государства в экономике

- объяснять причины безработицы, ее экономические и социальные последствия; характеризовать деятельность государства в направлении снижения уровня безработицы.

Приложение 3. Календарно-тематическое планирование уроков обществознания в 5-9 классах

Поурочное планирование уроков обществознания 5 класса

Тема урока

Характеристика основных
видов учебной деятельности

Дата

Дата

1

Введение Начинаем изучать обществознание

Выявлять особенности изучения обществознания, обобщать личный жизненный опыт и опыт собственной познавательной деятельности, извлекать информацию из условно-графической и художественной наглядности, оценивать социальную информацию, планировать учебную деятельность

06,09

07.09

Глава 1. Утро пятиклассника (4 ч)

2

С добрым утром!

Осуществлять оценку собственных утренних психических реакций и действий, оценивать значимость социальной информации о психологических типах людей для эффективного социального поведения, соотносить индивидуальные и общественные ценности, исследовать и критически оценивать собственный образ жизни, осуществлять сравнительный анализ различных культур в области питания и физической культуры

13,09

14.09

3

Собираясь в школу

Использовать социальную информацию, полученную от членов семьи, осуществлять мини-исследование с помощью соцопроса, работать с интернет-источниками, анализировать и сравнивать социальную информацию в учебнике, оценивать влияние моды и рекламы на своё поведение

20,09

21.09

4

По дороге в школу

Различать социально приемлемое и неприемлемое поведение, исследовать правомерность собственного социального поведения, определять виды нормативного регулирования и приводить их примеры; приводить примеры культурной обусловленности социальных норм; самостоятельно осуществлять психологический тренинг; решать типичные жизненные задачи; извлекать социальную информацию из художественного текста; работать с таблицей

27,09

28.09

5

Урок-проект «Идеальное утро»

Самостоятельно выявлять проблемы в собственном выполнении норм, планировать свою деятельность по их разрешению, осуществлять и оценивать эту деятельность, оформлять результаты этой деятельности; реализовывать в собственной жизни полученные теоретические знания

04,10

05.10

Глава 2. «Рабочий день» пятиклассника (7 ч)

6

Правила школьной жизни

Извлекать и анализировать социальную информацию из нормативного текста, осуществлять смысловое чтение и создание символа, работать с интернет-ресурсами, инсценировать социальную ситуацию

11,10

12.10

7

Идёт урок!

Извлекать социальную информацию из стихотворного текста и иллюстрации, высказывания, осуществлять смысловое чтение, уметь анализировать символы, соотносить собственное поведение и поступки других людей с нравственными ценностями

18,10

19.10

8

Серьёзная перемена

Оценивать собственное отношение к урокам и переменам, применять личный опыт для решения познавательных задач, извлекать информацию из стихотворного текста, давать оценку поведению сверстников и своему поведению, извлекать информацию из фотографической наглядности, давать оценку социальному явлению, обсуждать проблемы в классе, вырабатывать оптимальные способы социального поведения, сравнивать, выявлять особенности гендерного поведения, приводить аргументы

25,10

26.10

9

Твои классные друзья

Оценивать межличностные отношения, применять личный опыт и опыт родителей для решения познавательных задач, извлекать информацию из стихотворного текста, сравнивать и анализировать социальную информацию, давать оценку явлениям социальной жизни, делать выводы, классифицировать, готовить сообщение на заданную тему, использовать внеурочную деятельность в учебных целях

08,11

09,11

10

Участие в общественной жизни

Оценивать свой личный и социальный опыт, применять его для решения познавательных задач, формировать самооценку, давать нравственную оценку явлениям социальной действительности, извлекать социальную информацию из стихотворных и фотоисточников, объяснять несложные социальные связи, предлагать варианты развития социальной жизни школы, анализировать и объяснять смысл высказывания, привлекать дополнительные источники информации, несложные документы

15,11

16.11

11

Домашнее задание

Оценивать свой личный социальный опыт, применять его для решения познавательных задач, формировать самооценку, сравнивать фактические данные и различные мнения, формулировать и аргументировать собственную позицию, анализировать явления социальной действительности, извлекать социальную информацию из литературных источников, находить дополнительную информацию в интернет-источниках, самостоятельно формулировать домашнее задание

22,11

23.11

12

Урок-проект «Идеальная школа»

Использовать полученные знания и личный жизненный опыт для решения познавательной задачи — составления проекта: формирование рабочей группы, выбор темы, определение средств её реализации, распределение функциональных обязанностей в группе, организация коллективного представления проекта

29,11

30.11

Глава 3. Полезный досуг пятиклассника(6 ч)

13

Прогулка

Оценивать свой личный социальный опыт, применять его для решения познавательных задач, извлечение социальной информации из фотографической наглядности; составлять рекомендации по социальному поведению, составлять письменный рассказ, привлекать социальный опыт ближайшего окружения для решения познавательных задач, конкретизировать изучаемый материал на примерах из жизни региона, анализировать социальную информацию в стихотворном источнике, анализировать и сравнивать элементарный нормативный документ

06,12

07.12

14

Дополнительное образование

Оценивать свой личный социальный опыт, применять его для решения познавательных задач; приводить примеры; классификации; извлекать социальную информацию из фотографической наглядности; извлекать социальную информацию из круговой диаграммы, анализировать результаты небольшого социологического опроса; осуществлять поиск дополнительной информации, подготовку сообщения

13,12

14.12

15

Наш помощник — компьютер

Извлечение социальной информации из фотографического источника, привлечение личного опыта для решения познавательных задач, анализ и оценка собственного социального опыта, установление ретроспективных межпредметных связей с курсом «Окружающий мир», поиск в Интернете информации, извлечение социальной информации из схемы, аргументация собственной точки зрения, самоанализ

20,12

21.12

16

Зачем тебе телевизор?

Извлекать социальную информацию из фотографического источника, привлекать личный опыт для решения познавательных задач; осуществлять анализ и оценку собственного социального опыта, извлекать социальную информацию из схемы, работать с социальной информацией из текстового источника, осуществлять классификацию, выражать и аргументировать собственную позицию, анализировать значение социального явления; привлекать родителей к решению познавательных задач, формулировать правила поведения

27,12

28.12

17

Встреча с прекрасным

Оценивать личный социальный опыт, применять его для решения познавательных задач, извлекать и сравнивать социальную информацию из различных художественных источников, проводить небольшое социологическое исследование, определять значения социального явления

18

Заключительный проект «Своими руками»

Выбирать тему, создавать команды, определять цели, средства и порядок действий, соединять работы для общего результата, выступать с презентацией результатов проекта

Глава 4. Вечер в семейном кругу (13 ч)

19

Современная семья

Оценивать личный социальный опыт, применять его для решения познавательных задач, устанавливать межпредметные ретроспективные связи, расставлять жизненные приоритеты, давать оценку социальным явлениям, извлекать социальную информацию из литературных и фотографических источников, сравнивать социальные явления в прошлом и настоящем, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять работу с однокоренными понятиями, объяснять смысл высказываний, готовить сообщение по заданной теме, осуществлять поиск источника социальной информации

20

Роли в семье

Оценивать свой личный социальный опыт, применять его для решения познавательных задач, проводить небольшой социологический опрос, сравнивать данные из двух источников социальной информации; оценивать социальные явления, извлекать социальную информацию из литературных и фотографических источников

21

Сложные периоды в жизни семьи

Устанавливать причинно-следственные связи, предлагать рекомендации социального поведения, искать, сравнивать дополнительную социальную информацию

22

Братья и сёстры

Оценивать свой личный социальный опыт, применять его для решения познавательных задач; устанавливать причинно-следственные связи, формулировать и аргументировать собственную позицию, систематизировать теоретический материал в таблицу, разделять текст на смысловые части, искать дополнительную социальную информацию и готовить сообщение, объяснять смысл высказывания, извлекать социальную информацию из социальных источников

23

Семейные традиции

Оценивать личный социальный опыт, применять его для решения познавательных задач; сравнивать традиции, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать данные статистики; объяснять пословицы, формулировать собственную оценку традиций, аргументировать свою позицию, искать дополнительную социальную информацию

24

Порядок в доме

Оценивать свой личный социальный опыт, применять его для решения познавательных задач, устанавливать внутрипредметные ретроспективные связи, искать социальную информацию в интернет-источниках, анализировать данные социологического опроса, составлять рекомендации по социальному поведению

25

Поход в магазин

Оценивать личный социальный опыт, применять его для решения познавательных задач, устанавливать межпредметные связи с историей, извлекать социальную информацию из иллюстративных источников, определять цели социального поведения, использовать изученный материал для выработки основ собственного социального поведения; классифицировать; объяснять различные высказывания и точки зрения, решать простейшие экономические задачи, давать оценку социальному поведению, устанавливать соотношение материальных и духовных ценностей, привлекать социальное окружение для решения познавательных задач

26

Домашние питомцы

Оценивать личный социальный опыт, применять его для решения познавательных задач, устанавливать межпредметные связи с историей, извлекать социальную информацию из иллюстративных источников, устанавливать причинно-следственные связи, объяснять смысл крылатых выражений, оценивать социальную информацию, объяснять результаты социологических опросов, аргументировать собственную позицию, извлекать социальную информацию из нормативных документов, формулировать нравственную оценку, различать особенности образа жизни в городе и в деревне, формулировать тему и готовить сообщение по ней

27

Перед сном

Оценивать личный социальный опыт, применять его для решения познавательных задач, давать нравственную оценку социальным ситуациям и собственному социальному поведению, извлекать социальную информацию из художественного текста, объяснять смысл пословиц и поговорок, находить социальную информацию по теме, осуществлять самоанализ, самооценку и самовоспитание

28-29

Заключительный проект «Семейный портрет»

Выбирать тематику исследования, привлекать ближайшее социальное окружение для решения познавательных задач, подбирать иллюстративный материал, готовить и осуществлять устное выступление

30-31

Заключительный проект «Мой микрорайон»

Распределять обязанности в большой группе, определять круг своих возможностей и ответственности, выбирать наиболее эффективные пути достижения целей своей работы, соотносить свою деятельность с другими членами группы, осуществлять коллективное взаимодействие, обобщать материалы, участвовать в общем представлении итогов работы

32

Итоговый контроль (тестирование)

Выполняют тестовые задания

33-34

Резервный урок

Поурочное планирование уроков обществознания 6 класса

п/п

Тема урока

Виды, характеристика деятельности учащихся

Дата

Глава 1. Человек часть природы. (5 часов)

1

Вводный урок

Осознавать какое значение и смысл имеет для меня учение, извлекать информацию из текста, составлять целое из частей, работая в группах; составлять план своих действий

07.09

2

Происхождение человека в мифах и религиях народов мира

Давать определение мифа, знать – что такое тотем?; пересказывать библейскую версию происхождения человека и подтверждать примерами то, что человек осознавал себя частью природы. Уметь высказывать свою точку зрения.

14.09

3

На пути эволюции

Знать, что такое эволюция; как Дарвин и его последователи объясняли происхождение человека, кто такой неандерталец и каково его судьба в истории человечества; основные достижения первобытного человека разумного вида.

Уметь работать в группе с текстом и отвечать на вопросы

21.09

4

 Похожие и непохожие

Стартовый срез знаний

Знать по каким признакам люди отличаются друг от друга; выявлять особенности внешнего облика представителей негроидной расы и чем они объясняются; какие факторы влияют на сохранение внешнего облика некоторых народов. Уметь работать в паре и высказывать свое мнение.

28,09

5

В гармонии с природой

Знать чем человек отличается от животных и что их объединяло. Уметь при работе с текстом выяснить: как менялось отношение человека к природе, и как человек обогащал свой опыт, наблюдая за инстинктивным поведением животных. Уметь доказательно высказывать свою точку зрения.

05,10

Познавая мир и самого себя. (10 часов)

6

Как человек познает мир

Знать, что такое психика и называть основные процессы психики; уметь, работая с текстом, определить какую роль в процессе познания играет мозг и в чем различие ощущений и восприятий; работать в группе.

12,10

7

Путешествие вглубь сознания

Знать, что такое самосознание;

Уметь выяснять: в процессе чего возникает связь человека с миром, в чем проявляется бессознательное.

Высказывать свою тоску зрения

19,10

8

Путешествие вглубь сознания

Знать: сущностные характеристики сознания, самосознания и бессознательного;

Выяснить: какие факторы влияют на изменение сознания и поведение человека;

Уметь сопоставлять самосознание человека с восприятием его окружающими людьми

26,10

9

Как рождаются мысли

Знать: что такое умозаключение, что значить мыслить, какую роль процесс мышления играет в жизни человека.

Выяснить: какой обработке подвергается информация после того, как она поступила в мозг и зачем человеку необходимо четко и ясно выражать свои мысли.

Уметь, работая с текстом, извлекать главные мысли, составлять план; работать в паре.

09,11

10

Память

Уметь рассказывать, как работает память, почему внимание называют помощником памяти;

Выяснить, как сделать процесс запоминания более продуктивным;

Высказывать свою точку зрения и работать в группе.

16,11

11

Эмоциональный мир человека

Знать основные эмоции человека;

Уметь объяснять: как в эмоциях проявляется внутренний мир человека, и какими способами человек выражает свое эмоциональное состояние. Работать в паре.

23,11

12

Воспитываем характер

Знать: что такое темперамент и какую роль он играет в жизни человека. Выявлять: какие существуют типы темпераментов и как они проявляются в жизни;

Работая в группе, доказательно объяснять: почему характер каждого человека является уникальным.

30,11

13

Способности человека

Знать: что такое гениальность, задатки и способности; какие качества характера необходимы для развития способностей и талантов. Выявить: факторы, влияющие на развитие способностей; способности, которые обусловлены физическими данными человека;

Работая в группе, объяснить - почему гениев, как правило, плохо понимают их современники?

07,12

14

Человеком рождаешься, личностью становишься.

Формировать эмоционально положительное принятие своей личности, воспитывать уважение к личности, ее достоинствам; формировать и развивать доброжелательное отношение к окружающим, адекватно оценивать себя и других, опираясь на нормы морали.

14,12

15

Защита проекта «Познаю себя»

Использовать умения работать над проектом, составлять план, проводить самооценку, слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять практическую деятельность

21,12

Деятельность человека (9 часов)

16

Поведение и поступок

Знать: что такое поведение, поступок. Уметь давать характеристику непроизвольного и произвольного поведения и из курса истории Древнего мира приводить примеры агрессии одного народа против другого.

Работать в паре с текстам и отвечать на вопросы.

28,12

17

Потребности и интересы

Называть основные потребности человека; выяснить: как интерес влияет на активность человека, как взаимосвязаны потребность и интерес; что связывает потребности и мотивы наших поступков.

18

Что такое деятельность

Знать определение понятий «деятельность» и «творчество». Выяснить: что необходимо для успешной деятельности, что мешает процессу творчества.

Работать с текстом и отвечать на вопросы.

19

Что такое деятельность

Знать виды деятельности. Выяснить, что результат деятельности влияет на развитие человека, его самооценку.

20

Как общаются люди

Знать, что такое общение, основные средства общения.

Выявить формы речевого общения и другие.

Использовать формы обращения к неизвестным людям.

Работать в группе.

21

Отношения между людьми

Знать: что такое социализация личности, симпатия и антипатия.  Выявить: какую роль играет мотив поведения «делать как все» в становлении личности, какие качества необходимы человеку для жизни в обществе.

Работать в группе при обсуждении заданий.

22

Отношения между людьми

Знать определения понятий «дружба», «любовь».

Выяснить, в чем проявляется дружба и любовь.

Работать в группе при обсуждении заданий.

23

Мораль в жизни человека

Знать: что такое мораль, в чем сущность «Золотого правила» морали.

Обсуждая в группе жизненные ситуации, высказывать свою точку зрения. Уметь приводить примеры из жизни.

24

Защита проекта «Мой идеал»

Использовать умения работать над проектом, составлять план, проводить самооценку, слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять практическую деятельность

Жизненный путь человека. (4 часа)

25

Легко ли быть молодым?

Знать, что такое инфантилизм, как развивается новорожденный ребенок. Выяснить: почему у ребенка дошкольного возраста развито любопытство, почему подростковый возраст называют «переходным», какие особенности юношеского возраста. Работа с текстом в паре.

26

На пике активности

Знать, в чем заключаются особенности домашней работы, чем досуг отличается от домашней работы. Выяснить: почему возраст 20-25 лет вполне благоприятен для создания семьи, каковы основные жизненные достижения сорокалетнего человека. Работать в группе, обсуждая текст.

27

От зрелости к старости

Знать: в чем особенность пожилого возраста;

Выяснить, почему период жизни от 40 до 60 лет называют «золотой порой», каких людей называют пожилыми и в чем особенность этого возраста.

Работая в группе, ответить на вопрос «Какие профессии можно назвать интеллектуальными? Почему занятие ими помогает человеку сохранять работоспособность?

28

Защита проекта «Три возраста

Использовать умения работать над проектом, составлять план, проводить самооценку, слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять практическую деятельность.

Человек в мире культуры. (6 часов)

29

Наше наследие

Знать: что такое толерантность, что относится к вещественным памятникам культуры, что такое духовная культура. Выяснить: посредством чего передаются ценности духовной культуры, основные ценности духовной культуры. Уметь работать с текстом.

30

Во что мы верим

Знать: что такое вера, атеизм, свобода совести; мировые религии. Уметь выделять особенности религиозной веры.

Работать в группе, приводить примеры из истории, литературы, жизни, когда вера человека становится основой его благородных поступков.

31

Искусство и наука

Знать определения понятиям «искусство», «наука, виды искусства, что и как изучают ученые.

Объяснять связь искусства и науки с творчеством.

Выяснить, как создаются художественные произведения.

32

Защита проекта «Хранить и обогащать традиции»

Использовать умения работать над проектом, составлять план, проводить самооценку, слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять практическую деятельность.

33

Заключение. «Жизненные ценности человека»

Уметь оценивать с позиции норм морали свое поведение и поступки, а также поступки окружающих.

34

Заключение. «Жизненные ценности человека»

В работе с группой показать свои основные компетенции

Поурочное планирование уроков обществознания 7 класса

Тема урока

Дата

Предметные результаты

Раздел 1. Общество и его структура

1.

Введение в предмет

01.09

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера; вступают в коллективное учебное сотрудничество.

Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению; смогут доказать и аргументировать свое мнение.

2.

Что такое общество

08.09

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные: смогут доказать и аргументировать свое мнение.

3.

Социальная структура общества

15.09

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; приводить примеры социальных явлений; делать выводы.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг  друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия.

Личностные: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом.

4.

Мы – дети разных народов.

22.09

Познавательные: извлекать и анализировать социальную информацию; воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения задачи, формулируют ответы на вопросы учителя.

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий.

Личностные: воспитание общероссийской идентичности, осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и демократических ценностей многонационального российского общества.

5.

В мире религий

29.09

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами; привлекать личный опыт и опыт социального окружения для решения познавательных задач.

Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера; вступают в коллективное учебное сотрудничество.

Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке.

Личностные: формирование осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку.

6.

В мире религий

06.10

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения задачи, формулируют ответы на вопросы учеников и учителя.

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий.

Личностные: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, развитие межличностных отношений, включая отношения между людьми разных вероисповеданий.

7.

Профессиональные группы. Выбор профессии.

13.10

Познавательные: привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; участвуют в коллективном обсуждении проблем, распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию.

Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, ориентировка в мире профессий на основе формирования уважительного отношения к труду.

8.

Ваша семья

20.10

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения задачи, формулируют ответы на вопросы учителя.

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий.

Личностные: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом.

9.

Ваш школьный класс

27.10

Познавательные: структурируют знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике;  осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания.

Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге.

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке.

Личностные: освоение социальных норм, правил поведения и форм социальной жизни в группах, сообществах; смогут доказать и аргументировать свое мнение

10.

Общество и его структура

10.11

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Личностные: сохраняют мотивацию учебной деятельности, проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке.

Раздел 2. Человек в обществе

11.

Статус человека в обществе

17.11

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Личностные: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом.

Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий.

Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера; вступают в коллективное учебное сотрудничество.

12.

Какие роли мы играем.

24.11

Познавательные: смогут сформировать способность анализировать реальные социальные ситуации, умение выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальныхролей.

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала.

Личностные: смогут доказать и аргументировать свое мнение.

13.

Как мы переходим в другие группы

01.12

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения задачи, формулируют ответы на вопросы учителя.

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий.

Личностные: смогут доказать и аргументировать свое мнение.

14.

Взаимоотношения и роли в группах.

08.12

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности или неуспешности учебной деятельности.

Регулятивные: прогнозируют уровень усвоения изучаемого материала.

Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой.

15.

Групповое поведение.

15.12

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

Личностные: сохраняют мотивацию учебной деятельности, проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала.

Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой.

16.

«Я», «мы», «они».

22.12

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания; Регулятивные: прогнозируют уровень усвоения изучаемого материала .

Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера; вступают в коллективное учебное сотрудничество.

17.

Мир общения

29.12

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг  друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия.

Личностные: смогут доказать и аргументировать свое мнение.

18.

Нормы поведения

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания; Регулятивные: прогнозируют уровень усвоения изучаемого материала.

Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой.

19.

Человек в обществе.

Познавательные: овладевают целостными представлениями об  историческом пути человечества; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия.

Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала.

Личностные: смогут доказать и аргументировать свое мнение.

Раздел 3. Общество и государство

20.

Зачем обществу государство?

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой.

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют эмоциональное состояние,

Личностные: смогут доказать и аргументировать свое мнение.

21.

Как устроены государства.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Личностные: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом.

Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий.

Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой.

22.

Государственная власть в демократических странах.

Познавательные: структурируют знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике;  осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания.

Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, умение адекватно использовать речевые средства для решения учебной задачи.

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют эмоциональное состояние,

Личностные: смогут доказать и аргументировать свое мнение.

23

Политика и политические партии.

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания; Регулятивные: прогнозируют уровень усвоения изучаемого материала.

Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге.

24

Социальные конфликты и политическое развитие

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания; Регулятивные: прогнозируют уровень усвоения изучаемого материала.

Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера; вступают в коллективное учебное сотрудничество.

25

Я – гражданин России!

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

Регулятивные: прогнозируют уровень усвоения изучаемого материала.

Личностные: мотивированность и направленность на активное и сознательное участие в будущем в общественной и государственной жизни.

Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера.

26

Общество и государство

Познавательные: структурируют знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике;  осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания.

Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой.

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют эмоциональное состояние.

Коммуникативные: вступают в коллективное учебное сотрудничество.

Раздел 4.  Современное общество

27.

Информационное общество

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения задачи, формулируют ответы на вопросы учителя.

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий.

Личностные: смогут доказать и аргументировать свое мнение.

28.

Общественный прогресс

Познавательные: овладевают целостными представлениями об  историческом пути человечества; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия.

Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала.

Личностные: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом.

29.

Международные отношения и национальная безопасность.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера; вступают в коллективное учебное сотрудничество.

Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке.

Личностные: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих.

30.

Глобальные проблемы современности.

Познавательные: структурируют знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике;  осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания.

Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой.

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют эмоциональное состояние, Личностные: смогут доказать и аргументировать свое мнение.

31.

Пути решения глобальных проблем.

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения задачи, формулируют ответы на вопросы учителя.

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий.

Личностные: смогут доказать и аргументировать свое мнение.

32.

Современное общество

Познавательные: овладевают целостными представлениями об  историческом пути человечества; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия.

Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала.

Личностные: смогут доказать и аргументировать свое мнение.

33

Государство и современное общество

Познавательные: овладевают целостными представлениями об  историческом пути человечества; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия.

Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала.

Личностные: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом.

34.

Итоговый урок

Познавательные: овладевают целостными представлениями об  историческом пути человечества; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия.

Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала.

Личностные: смогут доказать и аргументировать свое мнение.

Поурочное планирование уроков обществознания 8 класса

№ п/п

Тема урока

Основное

содержание темы

Характеристика основных
видов учебной деятельности

Дата

Основы российского законодательства - 8 часов

1.

Что такое право?

Происхождение государства. Происхождение права. Сущность права. Основания права. Источники права

Знать термины: «основания права», «источники права»;
устанавливать межпредметные связи с историей и курсом обществознания, переводить информацию из текста в схему и наоборот, работать с художественными, религиозными, юридическими и историческими источниками информации, анализировать различные точки зрения и теории, устанавливать причинно-следственные связи в общественном развитии, искать происхождение современных выражений, использовать дополнительные источники информации

05.09

2.

 Как устроено право?

Нормы права и их особенности. Система права, отрасли права, основные отрасли российского права, методы правового регулирования, нормативно-правовые акты, их виды и иерархия

Устанавливать широкие межпредметные и внутрипредметные связи, сравнивать нормы морали и права, определять, какими отраслями права и методами регулируются общественные отношения, соотносить теоретический материал с жизненным опытом, систематизировать текстовой материал в схемах и таблицах, устанавливать иерархию нормативно-правовых актов, решать элементарные юридические задачи

12.09

3.

Какие отношения в нашей жизни являются правовыми?

Стартовая диагностика

Сущность правоотношений. Права и обязанности. Участники правоотношений. Правоспособность и дееспособность. Виды правоотношений

Устанавливать внутрипредметные связи, анализировать свой жизненный опыт с юридической точки зрения, соотносить права и обязанности, оценивать свой уровень дееспособности, отличать правоотношения от обычных общественных отношений, определять вид правоотношений, использовать опыт ближайшего окружения для решения познавательных задач

19.09

4.

Какое поведение является противоправным

Правомерное и противоправное поведение. Признаки правонарушения. Формы вины. Виды правонарушений. Виды проступков

Устанавливать внутрипредметные связи, оценивать мотивы собственного социального поведения, соотносить теоретический материал и опыт общественной жизни, в том числе зафиксированный на фото, приводить примеры из жизни, анализировать свой жизненный опыт с юридической точки зрения права, анализировать элементарные адаптированные следственные материалы, решать юридические задания, систематизировать материал в таблицу

26.09

5.

За правонарушения надо отвечать!

Государственное принуждение и его виды. Юридическая ответственность и принципы её наложения. Кто налагает юридическую ответственность. Когда юридическия ответственность не может быть наложена? Зачем нужна юридическая ответственность

Устанавливать внутрипредметные связи, отличать юридическую ответственность от других видов государственного принуждения, соотносить свободу выбора поведения и юридическую ответственность, оценивать жизненные обстоятельства, влияющие на юридическую ответственность

03.10

6.

Ценность правового государства

Идеал правового государства и его развитие в истории общественной мысли. Принципы правового государства. Развитие правового государства в России. Конституция РФ и правовое государство. Правовая культура

Устанавливать внутрипредметные связи, давать заглавия, выделять этапы развития, комментировать схемы, анализировать текст Конституции, соотносить опыт реальной общественной жизни с социальными идеалами, характеризовать важность собственной правовой культуры для развития страны, анализировать сущность высказываний, шуток, анекдотов, кинофрагментов, противоположных позиций в области права, использовать дополнительные источники информации

10.10

7.

Строим гражданское общество

Сущность гражданского общества. Гражданское общество и государство. Развитие идеи гражданского общества. Структура гражданского общества. Элементы гражданского общества в разных сферах общественной жизни. Способы участия граждан, включая подростков, в общественной жизни

Устанавливать межпредметные связи с историей и курсом обществознания 7 класса, характеризовать развитие отношений общества и государства, комментировать схему, оценивать собственные социальные возможности, анализировать текст Конституции РФ, обсуждать в классе и в Интернете проблемы развития гражданского общества, готовить сообщения по плану, приводить примеры из СМИ, систематизировать материал в таблицу, соотносить с темой свой жизненный опыт, решать жизненные задачи по теме

17.10

8.

Обобщение и систематизация по теме «Основы российского законодательства»

Текст выводов. Вопросы и задания. Задание-практикум: обобщать материал, запоминать главное, приводить примеры, делать ценностные выводы о праве, правомерном поведении, правовом государстве и гражданском обществе, решать юридические задания на основе юридических документов

24.10

Глава 2. Конституционное право России - 8 часов

9.

На пути к современной Конституции России

Что такое конституция. Какие бывают конституции. Как появились конституции. Первые конституции нашей страны. Современная Конституция РФ

Устанавливать межпредметные связи с историей и курсом обществознания, классифицировать конституции России разных периодов и сравнивать их, анализировать исторические события в обществоведческих целях, анализировать художественную наглядность, анализировать элементы содержания и структуры Конституции РФ, оценивать свой уровень правосознания

07.10

10-11

Основы конституционного строя РФ

Структура Конституции РФ. Принципы конституционного строя РФ: народовластие, разделение властей, верховенство права, суверенитет, федерализм, плюрализм, светскость, социальность

Устанавливать связи с курсом обществознания, анализировать структуру Конституции РФ, характеризовать основные принципы конституционного строя РФ, анализировать текст Конституции РФ, комментировать схему, соотносить текст учебника, юридического источника и схемы, определять юридическую силу документов, соотносить текст Конституции с реальной общественной жизнью, ранжировать значимость основ конституционного строя по личным мотивам, давать мотивам оценку, использовать дополнительные источники информации, привлекать родителей к решению познавательных задач

14.11

12

Федеративное устройство

Россия — федерация. Субъекты РФ: их численность, расположение, размеры и виды. Статус республики в РФ. Полномочия центра и субъектов РФ. Федеральные округа

Устанавливать межпредметные связи с географией и курсом обществознания, устанавливать влияние исторического и географического факторов на современное политико-правовое развитие, анализировать факты общественной жизни по теме, сравнивать права субъектов, работать с политической картой, схемами, таблицами и статьями Конституции РФ, соотносить политические карты, анализировать жизненные ситуации с правовых позиций, выявлять особенности жизни в различных районах РФ, обсуждать эту информацию в классе

21.11

13

Органы государственной власти РФ

Принципы построения органов власти. Разделение властей. Президент РФ: история, выборы, полномочия. Федеральное Собрание РФ: палаты парламента, способы их формирования и полномочия. Законодательный процесс. Правительство РФ. Отношения Правительства, Президента и парламента

Устанавливать связи с курсом обществознания, применять знания современной общественной жизни для решения познавательных задач, комментировать таблицы, анализировать их содержание, имитировать законотворческий процесс в группе, анализировать статистические данные, извлекать информацию из Конституции РФ, соотносить компетенции органов власти, сравнивать правовые ситуации, систематизировать материал в таблицу, находить актуальную юридическую информацию в интернет-источниках, выявлять региональные особенности по теме

28.11

14

Правоохранительные органы

Что такое правоохранительные органы. Правоохранительные органы РФ и их основные функции. Уполномоченный по правам человека. Прокуратура. Полиция

Применять жизненный опыт в познавательных целях, устанавливать ретроспективные внутрикурсовые связи, комментировать таблицы, разграничивать функции и возможности различных правоохранительных органов для решения конкретных жизненных задач, имитировать игру-тренинг по заполнению заявлений о защите собственных прав, получать важную информацию по теме, привлекать родителей для решения познавательных задач, использовать собственный опыт общения с правоохранительными органами

05.12

15

Судебная система

Судебные органы РФ. Судопроизводство. Судьи и их статус. Конституционный Суд. Суды общей юрисдикции. Мировые судьи. Суды присяжных. Арбитражные суды

Использовать опыт ближайшего окружения для решения познавательных задач, использовать внутрипредметные связи, соотносить материал учебника, Конституции, находить информацию в Конституции РФ и анализировать её, сравнивать полномочия различных видов судов, оценивать значимость суда присяжных и мировых судей, использовать кино в познавательных целях, анализировать интервью, решать юридические задачи, получать жизненно важную информацию по теме, осознавать собственный уровень социальной ответственности

12.12

16

Обобщение, систематизация и контроль знаний по теме: «Конституционное право России»

Текст выводов. Вопросы и задания. Задание-практикум: обобщать материал, запоминать главное, приводить примеры, готовить сообщения по теме на основе дополнительных источников информации, искать нужную информацию в Конституции РФ и СМИ, разрешать жизненные ситуации на основе теоретических знаний

19.12

Глава 3. Правовой статус личности - 6 часов

17

Права и свободы человека и гражданина России

Правовой статус личности. Гражданство. Личные права. Политические права. Социально-экономические права. Обязанности гражданина РФ

Устанавливать связи с курсом обществознания, сравнивать опыт свой и ближайшего окружения по теме, заполнять схему на основе текста Конституции РФ, готовить связный рассказ по схеме, использовать в познавательных целях разнообразный иллюстративный материал, соотносить текст Закона о гражданстве с личным опытом и знаниями, использовать жизненный опыт получения паспорта в познавательных целях, обосновывать свою позицию по актуальным вопросам темы, расширять знания по теме на региональном материале, решать жизненные задачи на основе теоретических знаний, ранжировать виды прав на личных основаниях

26.12

18

Гарантии и защита прав человека и гражданина в России

Кто гарантирует права человека. Как осуществляются гарантии прав человека. Гарантии защиты и гарантии реализации прав. Национальный уровень защиты прав

Использовать ретроспективные внутрикурсовые связи, анализировать статьи Конституции на основе данных таблицы и классификаций, использовать знания общественной жизни в познавательных целях, оформлять жалобу Уполномоченному по правам человека; обосновывать собственную позицию, определять свой уровень социальной активности

16.01

19

Международная система защиты прав и свобод

ООН. Совет Европы. Основные документы по защите прав и свобод. Билль о правах. Всеобщая декларация прав человека. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод

Привлекать социальный кругозор и дополнительные источники информации относительно международных организаций современного мира, осуществлять сравнительный анализ основных документов по защите прав человека в современном мире, применять эти знания для анализа опыта современной общественной жизни, оценивать значимость деятельности организаций по защите прав, осуществлять поиск примеров в СМИ, систематизировать материал в хронологической таблице, готовить сообщение

23.01

20

Права ребёнка

Статус ребёнка. Права детей по Конвенции о правах ребёнка. Правовой статус малолетних в РФ: до 6 лет, с 6 до 10 лет, с 10 до 14 лет

Анализировать текст Конвенции, соотносить его с реальным опытом общественной жизни, определять собственную дееспособность в разном возрасте, анализировать ситуации из личного опыта по теме, выполнять проблемно-познавательные задания, соотносить собственный опыт с текстом Конвенции, сравнивать права взрослых и права детей, систематизировать в таблице материал о расширении дееспособности

30.01

21

Особенности правового статуса несовершеннолетних 14–18 лет

Дееспособность от 14 до 16 лет. Дееспособность от 16 до 18 лет. Постановка на воинский учёт

Устанавливать внутрикурсовые связи, осуществлять самооценку, характеризовать уровни дееспособности и систематизировать их в таблице, искать информацию о молодёжной политике, анализировать примеры жизненных ситуаций с точки зрения права

06.02

22

Обобщение, систематизация и контроль знаний по теме: «Правовой статус личности»

Текст выводов. Вопросы и задания. Задание-практикум: обобщать материал, запоминать главное, оценивать значимость правовых знаний, характеризовать свой правовой статус, выполнять проблемно-познавательные задания на основе юридических документов, разрешать жизненные ситуации на основе теоретических знаний

13.02

Глава 4. Правовое регулирование в различных отраслях права

23

Гражданские правоотношения

Участники гражданских правоотношений: физические лица, юридические лица и их виды. Объекты гражданских правоотношений. Сделки и их виды. Заключение сделок. Защита имущественных прав граждан

Извлекать информацию из юридического источника в познавательных целях, применять новые знания к анализу школьной жизни и организации, приводить примеры из общественной жизни по теме, соотносить текст, схему и юридический документ, строить сложную схему, выявлять гражданские правоотношения, оценивать действительность сделки, определять свой опыт участия в гражданских правоотношениях, привлекать родителей к решению познавательных задач

20.02

24

Право собственности

Сущность юридического понимания собственности. Виды собственности. Основания возникновения права собственности. Основания прекращения права собственности. Особенности права собственности несовершеннолетних. Изменения прав собственности

Определять вид правомочий собственника, разграничивать виды собственности, в том числе на собственном опыте, извлекать учебную информацию из фотографий общественной жизни, оценивать законность изменений прав собственности, решать юридические и жизненные задачи на основе текста ГК РФ, оценивать законность собственных действий в отношении собственности, использовать опыт ближайшего окружения в учебных целях, имитировать в учебных целях гражданские правоотношения

27.02

25

Семейные правоотношения

Правовая характеристика семьи. Брак. Права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей. Права и обязанности детей. Расторжение брака

Применять внутрикурсовые связи, использовать опыт жизни в семье, характеризовать и оценивать значение юридических процедур в учебных целях, различать социальные и правовые характеристики семьи и брака, применять знания в решении жизненных проблем, составлять соответствующие рекомендации, соотносить нравственные и правовые оценки жизненных ситуаций

06.03

26

Жилищные правоотношения

Сущность и значение жилищного права. Жильё и его виды. Жилищные проблемы в современной России

Использовать внутрикурсовые связи и личный опыт в учебных целях, соотносить содержание различных юридических документов по одной проблеме, привлекать родителей к решению познавательных задач, оценивать свой жизненный опыт на основе новых знаний, характеризовать существующие социальные проблемы и подходы к их решению

13.03

27

Право и образование

Образование и его роль в жизни человека и общества. Виды и уровни образования. Образовательные стандарты. Типы образовательных учреждений. Развитие и роль образования в современном мире

Устанавливать внутрипредметные связи; использовать личный опыт обучения в образовательных целях, применять новые знания к оценке собственного процесса обучения, привлекать дополнительные знания из книг, характеризовать существующие социальные проблемы и подходы к их решению, выполнять проблемно-познавательные задания на основе юридических документов, имитировать в группе ситуации общественной жизни, характеризовать ситуацию в своём регионе, готовить сообщения, оценивать юридические акты и их проекты с личных позиций и позиций общественного развития, планировать собственный образовательный маршрут

20.03

28

Административные правоотношения

Сущность административного права. Административные правонарушения. Виды и наложение административной ответственности. Административная ответственность несовершеннолетних

Устанавливать внутрипредметные связи, использовать личный опыт обучения в образовательных целях, оценивать собственное поведение с точки зрения права, оценивать общественную опасность собственного поведения и его юридические последствия, решать познавательные задачи на основе юридических документов, характеризовать существующие социальные проблемы и подходы к их решению, оценивать характер правовой информации в СМИ, анализировать статистические данные, представленные в диаграммах и таблицах, привлекать опыт ближайшего окружения для решения познавательных задач

03.04

29

Трудовые правоотношения

Что такое труд. Правовое регулирование трудовых отношений. Трудовой договор: заключение и прекращение. Рабочее время и время отдыха. Трудоустройство несовершеннолетних

Устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи, анализировать эволюцию социальных явлений, оценивать значимость юридического оформления общественных отношений, применять новые знания в решении жизненных задач, анализировать нормативы в области труда и применять их к анализу общественных отношений, составлять резюме, привлекать материалы СМИ в учебных целях, оценивать свой опыт трудовой деятельности и свои интересы в сфере труда

10.05

30

Уголовные правоотношения

Промежуточная аттестация

Что такое уголовное право. Виды преступлений. Уголовная ответственность и её виды. Смертная казнь: «за» и «против»

Устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи, анализировать статистические данные из диаграммы, сравнивать основные правовые категории, оценивать эволюцию социальных явлений, давать правовую и нравственную оценку смертной казни, оценивать различные позиции авторов, характеризовать степень общественной опасности преступлений и их видов, решать юридические задания из учебника, рабочих тетрадей и дополнительных материалов, находить примеры по теме в СМИ, проводить в группе социологический опрос

17.04

31

Несовершеннолетние и уголовный закон

Преступления против несовершеннолетних и юридическая ответственность за них. Преступления несовершеннолетних. Уголовная ответственность несовершеннолетних

Устанавливать внутрипредметные связи, выявлять связь правовых явлений, оценивать степень опасности преступлений несовершеннолетних, осуществлять рефлексию собственных социальных настроений, характеризовать связь личных качеств и правомерности поведения, оценивать правовые подходы к решению общественных проблем в разных странах, приводить примеры из СМИ, решать юридические задания

24.04

32

Обобщение и систематизация знаний по теме: « Правовое регулирование в различных отраслях права»

Текст выводов. Вопросы и задания. Задание-практикум: обобщать материал, запоминать главное, приводить примеры из общественной жизни, формулировать правила поведения, оценивать личностную значимость правового регулирования общественных отношений, определять вид правоотношений и юридический источник для их разрешения

15.05

33

Что такое правовая культура?

Правовая культура личности. Правовая культура общества. Значимость повышения правовой культуры для жизни человека и развития общества

Оценивать значимость развития правовой культуры, характеризовать и оценивать уровень развития собственной правовой культуры и культуры ближайшего окружения, предлагать проекты развития правовой культуры

22.05

34

Итоговое повторение

29.05

 

Поурочное планирование уроков обществознания 9 класса

Тема урока

Характеристика основных видов учебной деятельности

Дата

Введение

Выполняют смысловое чтение текста, соотносят свой жизненный опыт и содержание обучения, планируют собственную учебную деятельность

01.09

Глава 1. Главные вопросы экономики  - 9 ч.

Предмет  экономики

Стартовый  контроль

Устанавливают межпредметные связи с историей, литературой и обществознанием, работают с различными источниками информации, анализируют и сопоставляют полученную информацию с личным опытом, раскрывают роль экономики в жизни общества, используют дополнительные источники информации

08.09

15.09

Блага. Свойства товара  или услуги

Называют и характеризуют основные виды стоимости, устанавливают внутрипредметные связи, соотносят теоретический материал с жизненным опытом, систематизируют текстовой материал в схемах и таблицах, оценивают своё поведение с точки зрения потребителя товаров и услуг

22.09

Факторы  производства

Устанавливают межпредметные связи с историей, раскрывают роль производства в удовлетворении потребностей общества, называют и характеризуют основные виды экономической деятельности, факторы производства, объясняют ограниченность факторов производства, суть проблемы экономического выбора, анализируют различные точки зрения

29.09

06.10

Экономическая  жизнь  общества

Устанавливают внутрипредметные связи, определяют мотивы собственного рационального поведения, соотносят теоретический материал с собственным жизненным опытом, приводят аргументы, подтверждающие собственную точку зрения, осуществляют умственные логические операции

13.10

Типы  экономических  систем

Различают и сопоставляют основные типы экономических систем; устанавливают внутри предметные связи; приводят примеры различных видов экономической деятельности, характеризуют рыночные отношения; называют, приводят примеры, сопоставляют различные виды рынков; характеризуют процессы интеграции и глобализации, высказывают суждения и аргументируют свою позицию, собирают и анализируют социальную информацию

20.10

27.10

Обобщение  и  контроль «Главные  вопросы экономики»

Выполняют задания по материалам ФИПИ

10.11

Глава 2. Рыночный механизм хозяйствования  -  4  ч.

Механизм  ценообразования. Законы  спроса и  предложения

Устанавливают межпредметные связи, комментируют схемы, дают определения основным экономическим понятиям, раскрывают на примерах законы спроса и предложения

17.11

Конкуренция и её виды

объясняют роль конкуренции в условиях рыночной экономики; комментируют схему, систематизируют материал в таблицу; раскрывают смысл понятий «монополистическая конкуренция», «монополия»; находят решение определённых экономических ситуаций

24.11

Рынок  труда

Устанавливают межпредметные и внутрипредметные связи, различают виды заработной платы, анализируют исторические события в обществоведческих целях, соотносят полученные знания экономического характера со знаниями социальной направленности, находят дополнительную информацию в официальных документах, СМИ, сети Интернет

01.12

Обобщение и контроль знаний по теме: «Рыночный  механизм хозяйствования»

Выполняют задания по материалам ФИПИ

08.12

Глава 3. Экономика предприятия. Экономика семьи  -  4 ч.

Роль предприятий в экономической жизни

Устанавливают межпредметные связи с историей и курсом обществознания, определяют разницу между коммерческой организацией и некоммерческой, раскрывают на примерах экономическую сущность различных предприятий, исследуют несложные практические ситуации, связанные с предпринимательской деятельностью

15.12

Организационно-правовые  формы  предприятий

Устанавливают связи с курсом обществознания, характеризуют основные формы предприятий, проводят сравнительный анализ и выявляют сходные и отличительные черты форм предприятий, используют дополнительные юридические источники

22.12

Экономика семьи

Называют, описывают и иллюстрируют примерами основные типы домохозяйств; называют, описывают и приводят примеры источников и видов доходов семьи; описывают закономерность изменения расходов семьи в зависимости от доходов; анализируют статистические данные и делать выводы; привлекают родителей к обсуждению данной темы

29 .12

Обобщение и контроль знаний  по теме: «Экономика предприятия. Экономика семьи»

Выполняют задания по материалам ФИПИ

12.01

Глава 4. Деньги в рыночной экономике  - 5  ч.

Деньги: история и современность

Устанавливают межпредметные связи с историей и филологией, описывают виды денег, раскрывают на примерах функции денег, применяют знания о современной общественной жизни для решения познавательных задач, комментируют таблицы, анализируют их содержание, систематизируют материал в таблицу, находят актуальную информацию в интернет-источниках и СМИ

19.01

Банки и банковская система

Устанавливают межпредметные связи с историей и математикой, раскрывают значение понятия «банк», объясняют на конкретных примерах сущность депозитарной и посреднической функций банка, анализируют информацию, выполняют несложные расчёты и делать выводы

26.01

Кредиты и их роль в
современном обществе

Устанавливают межпредметные связи с курсом обществознания, сравнивают свой опыт и опыт ближайшего окружения по теме, заполняют схему и таблицу на основе текста, объясняют причины повсеместного распространения кредитования в современном мире, объясняют принципы работы банков и банковского кредитования

02.02

Роль страхования в
экономической  жизни

Объясняют необходимость страхования, иллюстрируют функции страхования примерами страховых случаев, систематизируют знания с помощью таблиц, раскрывают на примерах механизм страхования и виды страхования

09.02

Обобщение  и  контроль знаний по теме: «Деньги  в  рыночной экономике»

Выполняют задания по материалам ФИПИ

16.02

Глава 5. Роль государства в экономике  -  8 ч.

Государственное  регулирование экономики

Устанавливают межпредметные связи с историей и внутрипредметные связи с курсом обществознания, осуществляют смысловое чтение текстов, заполняют схему на основе текста параграфа, характеризуют административные методы государственного регулирования экономики, обосновывают свою позицию по актуальным вопросам темы

02.03

Кредитно-денежное  и валютное регулирование

Называют и иллюстрируют примерами основные инструменты кредитно-денежной политики государства, решают несложные экономические задачи, осуществляют поиск и обработку информации в сети Интернет

09.03

Экономический смысл
налогообложения

Устанавливают связь с историей и обществознанием, объясняют значение налогов в жизни государства и общества, характеризуют и иллюстрируют примерами виды налогов, находят и извлекают социальную информацию о налоговой политике государства из адаптированных источников различного типа, систематизируют знания с помощью табличных форм

16.03

Экономический  рост.
Экономические  циклы

Осуществляют смысловое чтение текста, переводят информацию из одной знаковой системы в другую, анализируют статистические данные, устанавливают связи с историей, дают определение понятиям «экстенсивный путь развития» и «интенсивный путь развития» и иллюстрируют примерами, анализируют информацию и делать выводы, осуществляют поиск информации в сети Интернет

06.04

Бюджет - дело  государственной важности

Устанавливают внутрикурсовые связи, раскрывают и конкретизируют понятие «государственный бюджет», описывают процедуру разработки и принятия государственного бюджета, раскрывают основные статьи доходов и расходов государственного бюджета, дают характеристику соотношению доходов и расходов, систематизируют знания с помощью внутритекстовых схем и таблиц, расширяют полученные знания с помощью регионального аспекта

13.04

Государственная  политика
занятости

Устанавливают внутрикурсовые связи; характеризуют безработицу как состояние рынка труда, называют и описывают причины безработицы, моделируют практические ситуации, связанные с причинами и последствиями безработицы, объясняют роль государства в обеспечении занятости, выражать собственное отношение к проблеме занятости и безработицы

20.04

Социальная политика
государства

Определяют цели социальной политики государства, приводят примеры социальной защиты, дают оценку реализации модели социального государства в современной России, извлекают и анализируют дополнительную информацию, в том числе регионального характера

27.04

Обобщение и контроль знаний по теме: «Роль  государства в экономике»

Выполняют задания по материалам ФИПИ

04.05

Итоговое повторение  курса «Обществознание»

Промежуточная аттестация

Выполняют задания по материалам ФИПИ

11.05

18.05

25.05