Современная инфраструктура информационного пространства: вред или польза?

Юдина Анна Сергеевна

В статье рассматриваются особенности взаимодействия людей в современном обществе, а также проблемы, связанные с развитием информационных технологий и средств. В интересах раскрытия сути рассматриваемой темы уточнен ряд терминов: информационная среда, информационная инфраструктура, информационное пространство. В статье приведены результаты исследования, показывающие зависимость людей от современных устройств и информационных продуктов. В качестве основных негативных факторов десоциализации людей рассматривается первичное влияние на их психику производителей различной продукции и последующее влияние пользователей конкретной продукции на психику потенциальных покупателей. Авторы пришли к заключению, что достоинства различных гаджетов и программных продуктов развлекательного характера имеют краткосрочный эффект, а негативные последствия от их использования имеют продолжительный характер и могут проявляться как в настоящем, так и в будущем. Статья ориентирована на педагогов, родителей, имеющих детей младшего возраста, исследователей, а также полезна производителям продукции социальной направленности, руководителям различного уровня, занимающимися социальными вопросами. Статья основана на результатах коллективного исследования, организованного под руководством О.Г. Федорова.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социальные отношения. – 2021. – № 3 (38). ISSN 2218-9270

ISSN 2218-9270

СОЦИАЛЬНЫЕ

ОТНОШЕНИЯ

Соцотношения-логотип24

2021,  № 3 (38)

СОЦИАЛЬНЫЕ

ОТНОШЕНИЯ

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

Выпуск 2021. № 3 (38)

Социальные отношения. – 2021. – № 3 (38). – 74 с.

ISSN 2218-9270

Свидетельство о регистрации СМИ:

ПИ № ФС77-77153 от 05.12.2019

Журнал издается с 2010 года, выходит 4 раза в год,

Электронная версия размещается в

Научной электронной библиотеке «eLibrary.ru»

(система РИНЦ - Российский индекс научного цитирования)

E-mail: socio-fog@mail.ru

Главный редактор – Федоров Олег Геннадьевич,

кандидат педагогических наук, доцент,

член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук (АПСН),

член-корреспондент Международной академии акмеологических наук (МААН)

E-mail: fog-nauka@mail.ru

Редакционный совет:

Гагарин Александр Валерьевич, доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии акмеологических наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской федерации;

Карабущенко Наталья Борисовна, доктор психологических наук, профессор, Российский университет дружбы народов (РУДН);

Новиков Василий Николаевич, доктор педагогических наук, профессор, Военная академии РВСН им. Петра Великого;

Пестов Валерий Алексеевич, доктор педагогических наук, профессор, действительный член АПСН, Военная академии РВСН им. Петра Великого;

Сухова Елена Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, Институт педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета (МГПУ)

Редакционная коллегия:

Балыгина Елена Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент, Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ);

Горина Елена Евгеньевна, кандидат социологических наук, Владимирский юридический институт (ВЮИ);

Ефременко Людмила Владимировна, кандидат педагогических наук, Московский государственный областной университет (МГОУ);

Круковская Оксана Александровна, кандидат педагогических наук, МГППУ;

Михайлова Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, МГППУ;

Равочкин Никита Николаевич, кандидат философских наук, Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт (Кемеровский ГСХИ);

Роготень Наталья Николаевна, кандидат географических наук, МГППУ;

Рябинина Марина Вадимовна, кандидат филологических наук, доцент, Московский педагогический государственный университет (МПГУ);

Сулейменова Жанна Алихановна, кандидат педагогических наук, доцент, МГППУ.

ISSN 2218-9270                                    © Федоров О.Г., авторы статей, 2021

СОЦИОЛОГИЯ  

SOCIOLOGY

УДК 316.7:(316.4.063+316.472.4)

БАЛЫГИНА  Е.А.,   БАХТИМИРОВА  А.Д.,   ГЕРАСИМЕНКО  Е.А.,  КРУКОВСКАЯ   О.А.,    МИХАЙЛОВА   Т.А.,    ПРОНИЧЕВА   Е.Ю.,   ТАНАНАЕВА К.М., ФЕДОРОВ О.Г., ЮДИНА А.С., ЯКУШЕВА К.С. Современная инфраструктура информационного пространства: вред или польза?

Аннотация. В статье рассматриваются особенности взаимодействия людей в современном обществе, а также проблемы, связанные с развитием информационных технологий и средств. В интересах раскрытия сути рассматриваемой темы уточнен ряд терминов: информационная среда, информационная инфраструктура, информационное пространство. В статье приведены результаты исследования, показывающие зависимость людей от современных устройств и информационных продуктов. В качестве основных негативных факторов десоциализации людей рассматривается первичное влияние на их психику производителей различной продукции и последующее влияние пользователей конкретной продукции на психику потенциальных покупателей. Авторы пришли к заключению, что достоинства различных гаджетов и программных продуктов развлекательного характера имеют краткосрочный эффект, а негативные последствия от их использования имеют продолжительный характер и могут проявляться как в настоящем, так и в будущем. Статья ориентирована на педагогов, родителей, имеющих детей младшего возраста, исследователей, а также полезна производителям продукции социальной направленности, руководителям различного уровня, занимающимися социальными вопросами. Статья основана на результатах коллективного исследования, организованного под руководством О.Г. Федорова.

Ключевые слова: информационная среда, информационная инфраструктура, информационное пространство, информационный ресурс, социальные отношения, информационная система, социальная система, руководитель, администрация, административный ресурс, социальная среда, психика, влияние, восприятие, потребность.

BALYGINA YE.A., BAKHTIMIROVA A.D., GERASIMENEO E.A., KRUKOVSKAYA O.A., MIKHAILOVA T.A., PRONICHEVA E.O., TANANAEVA K.M., FEDOROV O.G., YUDINA A.S., YAKUSHEVA K.S. Modern infrastructure of the information space: is it harmful or beneficial?

Abstract. The article examines the features of human interaction in today’s society and the problems associated with the development of information technology and tools. To reveal the essence of this topic, a number of terms have been specified: information environment, information infrastructure, information space. The article presents the results of a study showing the dependence of people on modern devices and information products. The primary influence of manufacturers of various products and the subsequent influence of consumers of products on the psyche of people are considered as the main negative factors of their desocialization. The authors came to the conclusion that the advantages of various gadgets and software products of an entertainment nature are short-termed, whereas the negative consequences of their use are long lasting and can affect the user’s life at present and in the future. The article is aimed at educators, parents with young children, researchers, and it is also useful for manufacturers of socially oriented products and managers of various levels dealing with social issues.

Key words: information environment, information infrastructure, information space, information resource, social relations, information system, social system, leader, administration, administrative resource, social environment, psyche, influence, perception, need.

Если рассматривать пользу и/или вред информационной инфраструктуры и среды, то следует это делать с разных позиций: во-первых, информационное пространство, обеспечивающее доступ к различным сведениям с учетом потребностей пользователя, во-вторых, средства, обеспечивающие функционирование информационной системы, в-третьих, безопасность каждого пользователя, пользующегося различными высокотехнологическими средствами и предоставляющего сведения о себе при пользовании информационными ресурсами и техническими средствами. Данные взаимозависимые аспекты рассмотрения информационной среды сегодня ещё представляют проблемное поле для исследователей. Подобный поход к рассмотрению проблемы обусловлено тем, что информационная среда является объектом интересов человека, а человек подвержен влиянию множества факторов, от которых зависит его состояние, а обращаясь к ресурсам информационного пространства как раз и подвергается их влиянию [1, 2, 5, 6, 9, 10 и др.]. С полным основанием сегодня исследователи заявляют о необходимости решения проблем «информационной социализации» [15, 16], направленной на адаптацию человека, особенно детей, к жизнедеятельности в новом информационном пространстве, основанной на высокотехнологических решениях.

Авторы, рассматривая данную проблематику, оперировали общепринятыми понятиями или, раскрывая его суть (содержание), исходили из собственного понимания термина:

информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств (Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»);

информационное пространство – потенциально доступная совокупность информационных ресурсов и инфраструктура, обеспечивающая организацию информационных процессов и доступ к сведениям информационных систем;

 информационная инфраструктура – обеспечивающих функционирование информационных систем и пользование информационными ресурсами система объектов или средств;

информационная среда – совокупность информационных ресурсов и технических средств, оказывающих влияние (информационное воздействие) на жизнедеятельность человека.

Что необходимо, чтобы пользователь информации получил необходимые сведения?

Если пользоваться печатными источниками, то сведения можем получить их них, которые могут находиться в: различных библиотеках, в том числе домашних; магазинах, распространяющих печатную продукцию; в системе распространения периодических изданий (газет, журналов); в системе распространения рекламной продукции. Однако сегодня печатная продукция не пользуется популярностью.

Если пользоваться вербальной информацией, то в качестве источника (исключаем технические средства передачи информации) служат люди, находящиеся в среде пребывания получателя информации: социальное общение на интересующие темы; деловое (прагматическое) общение в различных сферах деятельности человека (научная, производственная, профессиональная и т.д.); специальные мероприятия, ориентированные на передачу сведений (распространение рекламной информации; учебные мероприятия – уроки, лекции и иные виды занятий; обмен опытом; социальные мероприятия и т.д.). Однако по ряду причин люди начали отходить от прямого общения.

Сегодня мир таков, что вышеуказанные источники информации и сама информация доступны через технические средства организации информационных процессов. Данные средства, став общедоступными, наполнили среду пребывания человека и оказывают существенное влияние на его состояние, следовательно, и развитие человечества. Остановить развитие технико-технологической среды невозможно, поэтому её влияние на различные сферы деятельности человека и самого человека, на его психофизиологическую систему будет усиливаться как в позитивном, так и в негативном аспектах.

Сегодня, в период пандемии, ещё актуально дистанционное взаимодействие. Созданный на базе современных информационных технологий потенциал для реализации дистанционных технологий взаимодействия в период пандемии сыграл свою положительную роль в сфере образования, а также в отдельных сферах услуг, деятельности организаций. Однако мы пока не можем оставить без внимания негативы от психофизиологического влияния используемых средств при дистанционном взаимодействии, хотя и подчеркивается его необходимость и полезность в ряде обстоятельств [3, 13]. Если взять сферу образования, то при реализации дистанционных образовательных технологий качество обучения не в полной мере будет удовлетворять предъявляемым требованиям, особенно по техническим, естественнонаучным и иным дисциплинам, требующим специфических условий, соответствующей учебно-лабораторной базы.

Любой объект оказывает влияние на человека при наличии между ними канала связи, взаимоотношений. При этом каждый объект в поле зрения человека оказывает воздействие на человека, хотя бы в виде влияния на чувствительные элементы визуального ощущения, изменяющих состояние и процессы в психике человека. Степень активизации, возбуждения психических процессов будет зависеть от значимости объекта внимания для человека в текущий момент времени. Если же у человека сформированы потребности, связанные с конкретным объектом, то он, его качества, свойства приведут к динамике психических явлений, активизируют психические процессы. При системном рассмотрении любого явления можно обнаружить множество связей, которые могут иметь существенное значение в контексте их влияния на состояние взаимодействующих субъектов.

Обратимся к современным техническим средствам (гаджетам), «облегчающим нашу жизнь», в частности, в процессе информационного обмена в социуме. Плюс в том, что у нас появилась возможность быстро получить доступ к интересующей нас информации, которая будет определять дальнейшие психические процессы, ориентированные на поведение или деятельность, обусловленные полученными сведениями. Быстро получили – быстро приступили к действиям – быстро достигли результата. Однако за «кадром» остаются некоторые нюансы, на которые обычно сразу не обращают внимание, в частности, как показал опрос (73 респондента), более 76% людей расстраиваются из-за временной задержки (по их мнению) при получении нужных сведений, а при этом в течение дня достаточно часто пользуются информационными ресурсами и услугами. Достаточно много родителей жалуются на то, что их дети впадают в истерику при попытке запретить использование гаджета. В таблице 1 приведены некоторые данные по результатам изучения зависимости людей от технических средств.

Таблица 1

Отношение людей к телефонам (смартфонам)

Вопросы опроса

Отношение респондентов в абсолютных и относительных показателях

ВСЕГО опрошено

Да

Не всегда

Нет

Кол.

%

Кол.

%

Кол.

%

Оставляете ли Вы телефон в комнате, если идете на кухню принимать пищу?

2

19,18

14

19,18

57

78,08

73

Может ли отсутствие телефона Вас расстроить, ухудшить Ваше настроение?

56

76,71

11

15,07

6

8,22

73

Вернетесь ли Вы за телефоном, если его забыли дома, но уже сели в транспорт?

53

72,60

18

24,66

2

2,74

73

Будете ли Вы отвечать на телефонный звонок в процессе "живого" общения с другим человеком?

63

86,30

9

12,33

1

1,37

73

Выборка не достаточная и нет дифференциации по категориям респондентов, в частности, по возрастному, половому или иным признакам, чтобы сделать окончательные выводы, но имеется «звонок» к организации и проведению исследований для решения проблем в контексте устранения зависимости людей от современных «гаджетов».

Также проведенное исследование (наблюдение, 214 респондентов) может подводит к заключению о наличии у респондентов зависимости от различных средств, в частности, в таблице 2 отражены некоторые результаты наблюдения за использованием современных телефонов (смартфонов). Отметим, что проводилось скрытое наблюдение за респондентами, находящимися в помещении на каких-либо коллективных мероприятиях (занятиях, совещаниях, конференциях). При этом фиксировались случаи пользования гаджетами в виде заглядывания на экран без каких-либо дальнейших действий, а также выполнявшие кратковременные операции.

Таблица 2

Обращение респондентов к телефону (смартфону) в течение 1 часа

Число обращений (категория)

Заглядывали на экран

Кратковременные операции

(из числа обращавшихся к телефону)

Кол.

%

Кол.

%, применительно к категории обратившихся

%, от общего числа респондентов

Постоянно

24

11,21

24

100,00

11,21

Более 60

6

2,80

2

33,33

3,10

51-60

18

8,41

15

83,33

23,26

41-50

12

5,61

10

83,33

15,51

31-40

34

15,89

18

52,94

27,91

21-30

54

25,23

22

40,74

34,12

11-20

52

24,30

34

65,38

52,72

До 10

14

6,54

13

92,86

20,16

ВСЕГО

214

100,00

138

Помимо зависимости от телефона существуют и иные, в частности, от телевизора, от конкретных приложений в смартфоне, от компьютерных программ, в том числе игр и ряд других, которые держат их обладателей «привязанными» к себе. Подобные явления описываются многими исследователями, которые видят в этом проблемы общества в целом [1, 2, 8, 9, 15 и др.].Конечно же, в удобстве доступа к разнообразию информации, в возможности приобретения средств, облегчающих жизнедеятельность, имеются плюсы, однако их можно отнести к кратковременным достоинствам, а вот последствия могут иметь долговременные негативные последствия как для человека, так и для общества в целом, если разум людей, следовательно, и общества не будут направлены не только на создание информационно-технологической продукции и её навязывание, но и на создание условий правильного использования достижений в области информационно-технологического обеспечения общества. Рассматривая плюсы и минусы средств информационного-технологического обеспечения жизнедеятельности человека следует прибегать к системному анализу различные стороны их влияния на человека и последствия этих влияний, в частности, в психо-физическом, личностном, социальном, профессиональном аспектах [1, 2, 5, 6, 8, 11, 12 и др.].

Мы сегодня обращаемся к готовой продукции, которая доступна без особых напряжений нашей психики, поэтому не стремимся тратить свои усилия на её создание, воспроизвести активируя мыслительную деятельность. Пока ещё человечество может обойтись без «готовой продукции» и большинство людей способно участвовать в производстве, создании ресурсов для обеспечения жизнедеятельности, однако уже у подрастающего поколения в будущем могут быть осложнения. Сегодня начали уходить от позиций трудового воспитания подрастающего поколения [7], тем самым формируя у него потребительское отношение к тому, что нужно, хотелось бы иметь.  Как отмечает Е.А. Кобзев, «детерминирующих различия мотивационно-ценностных установок, а, следовательно, и склонности к дезадаптации, является возраст» [4]. А дети, у которых не сформировано устойчивое понимание истинных социально-личностных ценностей, адаптируясь к новой среде, новым условиям жизнедеятельности, будут двигаться по направлениям, «указанным» вербальными, визуальными, тактильными компонентами пространства их пребывания. Не все сегодняшние дети знают, как выращивается картофель и какой «путь проделывает» хлеб, пока «доберется» до нашего стола, и как нужно трудиться, чтобы нужно получить конечную продукцию, пригодную для потребления. Но сегодня созданы условия, что даже в дошкольном возрасте многие дети способны нажимать на экран смартфона в интересах удовлетворения своей потребности в «мультиках». Е.М. Сафронова главным негативным следствием цифровизации общества предполагает признать «подавление способности к рефлексии, внутреннему диалогу из-за постоянного привлечения непроизвольного внимания» [8, с.33]. Напрашивается вопрос, а долго ли мы можем находиться в этом состоянии и не приведет ли состояние нашей психики к тому, что не обращаясь к готовым решениям вообще не сможем принять какое-то решение, основанное на собственных логических заключениях? А если каналы потребления готовой, например, информационной продукции исчезнут?

Отношение, привязанность к различным гаджетам у детей формируется в семье, однако условия для этого создает не всегда семья. По результатам опроса, опубликованного на сайте ТАСС, третья часть школьников больше восьми часов времени уделяют гаджетам [14]. Многое зависит от производителей, добивающихся выгоды в текущий момент и закладывающих возможность её получения в будущем. Обычно характеризуя какой-либо объект, из-за стремления получить выгоду, демонстрируют его достоинства. Так, например, поступают распространители программного продукта для компьютеров, компьютерных игр, производители и продавцы различных гаджетов, поставщики сетевых услуг, исследователи, добивающиеся положительного эффекта от их решений и т.д. Информационная среда, обеспечивающая доступ к различным сведениям с учетом потребностей пользователя, напичкана навязчивой рекламной продукцией, формирующей эти самые потребности, а конкурентная борьба между производителями за сферу влияния приводит к производству более «значимой» по своей привлекательности продукции. Может следует обратить внимание на данный (рекламный) аспект информационных отношений в обществе не только производителям различной продукции и представителям сферы услуг?

Особенно опасно формирование зависимости, а иногда и «культа вещей», в детском возрасте опасно наличием риска десоциализации ребенка. При этом ребенок в своем сознании объективную реальность начинает заключать в рамки используемой им продукции, которая может представляться в виде гаджетов и приложений к ним, программных средств, иногда для того, чтобы получить душевное удовлетворение, от других услышать «как клёво» или «как круто». Поставьте им вопрос, что бы они хотели иметь в первую очередь, если у них появилась такая возможность? Как показывают результаты собеседования с детьми 2-4 классов, то около 68% (110 из 162 респондентов) из них связывают данную возможность с различными «гаджетами»: телефоны, игровые приставки, планшеты, «умные» часы.

В целом же развитие информационной инфраструктуры, обусловленное пополнением её новыми компонентами, основанными на высокотехнологических решениях, ориентировано на улучшение условий жизнедеятельности человека, однако оставляются вне поля зрения иные, негативные, последствия, формирующие комплекс негативных факторов психо-физиологического, социально-личностного характера. При этом положительный эффект нагляден и демонстрируется в текущий момент времени, а негативные последствия проявляются по прошествии определенного времени. Авторы пришли к выводу, что имеющиеся зависимости от различных «гаджетов» и программной продукции развлекательного характера усиленно начинают формироваться в младшем возрасте и обусловлено семейными установками. Во взрослом же возрасте зависимость от «гаджетов» начинает формироваться из-за влияния рекламной информации, а продолжается развитие зависимости с учетом привлекательности данных устройств и их возможностей, которые учитываются производителями при их разработке, причем не придавая значения рискам (вероятности наступления неблагоприятных ситуаций) для психофизиологического здоровья человека, здоровья общества в будущем.

Использованные источники

  1. Антипова А.В. Гаджеты в жизни детей: влияние современных электронных средств на развитие детей дошкольного возраста и учащихся начальной школы // Социальные отношения. – 2021. – № 1 (36). – С. 59-68.
  2. Балыгина Е.А. и др. Предлагаемые направления исследования социально-образовательных систем: влияние социума на образовательный процесс, влияние образования на общество, социальное воспитание в образовательном пространстве / Балыгина Е.А., Горина Е.Е., Ефременко Л.В., Кобзев Е.А., Лозовая В.А., Федоров О.Г. // Социальные отношения. – 2020. – № 3 (34). – С. 68-78.
  3. Кабалина О.И., Егорова А.А. Опыт оптимизации информационного пространства путем использования Google-Forms и QR-кодировки при обучении второму иностранному языку в средней общеобразовательной школе // Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических, педагогических и лингводидактических исследований: Материалы Международной научно-практической конференции «XVI Левитовские чтения». Редколлегия: М.О. Резванцева (отв. ред.), Т.Н. Мельников, Е.А. Густова и др. Москва, 2021. С. 203-209.
  4. Кобзев Е.А. Исследование общего девиантного синдрома адаптации личности студентов вуза // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2009. – № 1 (47). – С. 52-56.
  5. Корчажкина О.М. Как гаджеты и социальные сети "моделируют" мышление незрелой личности // Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего: Сборник научных статей. Выпуск 2 (Труды XXI Международной объединенной конференции «Интернет и современное общество», IMS-2018, Санкт-Петербург, 30 мая - 2 июня 2018 г.). СПб: Университет ИТМО, 2018. – С. 281-296.
  6. Кузнецова Е.В. Специфика мыслительных способностей дошкольников, активно осваивающих электронные гаджеты // Вопросы педагогики. – 2021. – № 4-1. – С. 186-192.
  7. Рубинчик Ю.С. Исторический аспект формирования у детей дошкольного возраста стремления к труду // Традиции и новации в дошкольном образовании. – 2019. – № 3 (11). – С. 14-16.
  8. Сафронова Е.М. Воспитание личности в социокультурном информационном пространстве: его потенциал и негативное влияние // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2019. – № 10 (143). – С. 28-33.
  9. Семенова Е.В., Ханова Т.Г. Влияние современных мобильных устройств на развитие детей дошкольного возраста // Дошкольное и начальное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. В 2 ч. – Нижний Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, 2018. – С. 341-343.
  10. Табурца В. А. Влияние гаджетов на психику ребенка: маркеры проблемы, спектр последствий [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1826-1830. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96284.htm (дата обращения 11.09.2021).
  11. Тимощук А.С. Информатизация образовательной среды: борьба за внимание молодежи // Философия и гуманитарные науки в информационном обществе. – 2020. – № 1 (27). – С. 91-105. (отвлекает от основного). URL: http://fikio.ru/wp-content/uploads/2013/06/Filosofija-i-gumanitarnyie-nauki-v-informatsionnom-obschestve-2020-01.pdf (дата обращения: 11 сентября 2021).
  12. Тимощук А. С. Клиповое мышление как феномен социотехнической среды // Тенденции и перспективы развития социотехнической среды: материалы IV международной научно-практической конференции, Москва, 13 декабря 2018 г. / отв. ред. Сурат И. Л. – М.: СГУ, 2018. – С. 462–474.
  13. Тимощук А.С. Цифровизация ведомственного образования // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. – 2021. – № 2 (77). – С. 124-131.
  14. Треть российских школьников тратят на гаджеты более восьми часов в день [Электронный ресурс] // ТАСС, 30.10.2020. – URL: https://tass.ru/obschestvo/9870391 (дата обращения 11.09.2021).
  15. Ушакова В.Р., Юдеева Т.В., Темирова Э.Э. Информационно-психологическая безопасность личности в образовательной среде // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. – 2016. – № 4 (6). – С. 148-151 (информационная социализация).
  16. Юдеева Т.В. Социализирующий потенциал современного информационно-коммуникативного пространства // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. – 2018. – № 2 (12). – С. 41-45.

References

  1. Antipova A.V. Gadzhety v zhizni detey: vliyaniye sovremennykh elektronnykh sredstv na razvitiye detey doshkol'nogo vozrasta i uchashchikhsya nachal'noy shkoly [Gadgets in the life of children: the impact of modern electronic means on the development of preschool children and primary school students]. Socialnyye  otnoshenija [Social relations], 2021, No. 1 (36). Pp. 59-68 (In Russian).
  2. Balygina E.A., Gorina E.E., Efremenko L.V., Kobzev E.A., Lozovaya V.A., Fedorov O.G. Predlagayemyye napravleniya issledovaniya sotsial'no-obrazovatel'nykh sistem: vliyaniye sotsiuma na obrazovatel'nyy protsess, vliyaniye obrazovaniya na obshchestvo, sotsial'noye vospitaniye v obrazovatel'nom prostranstve [Proposed areas of research in socio-educational systems: the influence of society on the educational process, the influence of education on the society and social upbringing in the educational space]. Socialnyye  otnoshenija [Social relations], 2020, No. 3 (34). Pp. 68-78 (In Russian).
  3. Kabalina O.I., Egorova A.A. Opyt optimizatsii informatsionnogo prostranstva putem ispolzovaniya Google-Forms I QR-kodirovki pri obuchenii vtoromu inostrannomu yazyku v sredney obshcheobrazovatelnoy shkole [The experience of optimizing the information space by using Google-Forms and QR-coding when teaching a second foreign language in a secondary school]. Conference: Actual problems of theory and practice of psychological, psychological, pedagogical, pedagogical and linguodidactic research. Moscow, April 14-15, 2021. Ed.: M.O. Rezvantseva (editor-in-chief), T.N. Melnikov, E.A. Gustova et al. Moscow, MSRU Publ., 2021. Pp. 203-209 (In Russian).
  4. Kobzev E.A. Issledovaniye obshchego deviantnogo sindroma adaptatsii lichnosti studentov vuza [Investigation of the general deviant syndrome of adaptation of students at institutes higher learning]. Uchenyye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, 2009, No. 1 (47). Pp. 52-56 (in Russian).
  5. Korchazhkina, O.M. Kak gadzhety i sotsialnyye seti "modeliruyut" myshleniye nezreloy lichnosti [How immature person's way of thinking is "modelled on" by gadgets and social networks]. Informatsionnoye obshchestvo: obrazovaniye, nauka, kultura i tekhnologii budushchego: Sbornik nauchnykh statey. Vypusk 2 (Trudy XXI Mezhdunarodnoy ob"yedinennoy konferentsii «Internet i sovremennoye obshchestvo», IMS-2018, Sankt-Peterburg, 30 maya - 2 iyunya 2018 g.) [Information society: education, science, culture and technologies of the future. Collection of scientific articles. Issue 2 (Proceedings of the XXI International Joint Conference "Internet and Modern Society", IMS-2018, St. Petersburg, May 30 - June 2, 2018). 2018. № 2. Pp. 281-296 (in Russian).
  6. Kuznetsova, E.V. Spetsifika myslitelnykh sposobnostey doshkolnikov, aktivno osvaivayushchikh elektronnyye gadzhety [Specificity of thinking abilities of preschoolers actively learning electronic gadgets]. Voprosy pedagogiki [Questions of pedagogy]. 2021. No. 4-1. Pp. 186-192 (in Russian).
  7. Rubinchik Yu.S. Istoricheskiy aspekt formirovaniya u detey do-shkol'nogo vozrasta stremleniya k trudu [The historical aspect of the formation of the desire for work among preschool children]. Tradicii i novacii v doshkolnom obrazovanii [Traditions and innovations in preschool education], 2019, no. 3 (11). Pp. 14-16 (In Russian).
  8. Safronova E.M. Vospitaniye lichnosti v sotsiokulturnom informatsionnom prostranstve: yego potentsial i negativnoye vliyaniye [Personality education in sociocultural informational space: its potential and negative influence]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2019, No. 10 (143). Pp. 28-33 (in Russian).
  9. Semenova E.V., Khanova T.G. Vliyaniye sovremennykh mobilnykh ustroystv na razvitiye detey doshkolnogo vozrasta [Influence of modern mobile devices for the development of children of preschool age]. Doshkolnoye i nachalnoye obrazovaniye: opyt, problemy, perspektivy razvitiya: sbornik statey po materialam Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii: v 2 ch. [Conference: Preschool and primary education: experience, problems, development prospects: a collection of articles based on the materials of the All-Russian scientific and practical. In 2 parts. Nizhny Novgorod, Nizhegorodskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet imeni Koz'my Minina [Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University] Publ., 2018. Pp. 341-343 (In Russian).
  10. Taburtsa V.A. Vliyaniye gadzhetov na psikhiku rebenka: markery problemy, spektr posledstviy [Influence of gadgets on the child's psyche: problem markers, a range of consequences]. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal «Kontsept» [Scientific and methodological electronic journal "Koncept"], 2016, Vol. 15. Pp. 1826-1830. Available at:  http://e-koncept.ru/2016/96284.htm, accessed September 11, 2021 (In Russian).
  11. Timoschuk A.S. Informatizatsiya obrazovatelnoy sredy: borba za vnimanie molodezhi [Informatization of the educational environment: the struggle for the attention of young people]. Filosofiya i gumanitarnye nauki v informatsionnom obshchestve [Philosophy and the Humanities in the Information Society]. 2020. № 1 (27). Pp. 91–105 Available at:  http://fikio.ru/wp-content/uploads/2013/06/Filosofija-i-gumanitarnyie-nauki-v-informatsionnom-obschestve-2020-01.pdf, accessed September 11, 2021 (In Russian).
  12. Timoschuk A. S. Klipovoe myshlenie kak fenomen sotsiotekhnicheskoy sredy [Clip Thinking as a Phenomenon of the Socio-Technical Environment]. Tendentsii i perspektivy razvitiya sotsiotekhnicheskoy sredy: materialy IV mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. [Conference: Trends and Prospects for the Development of the Socio-Technical Environment], Moscow, 13 December 2018. Moscow, SGU Publ., 2018, Pp. 462–474 (In Russian).
  13. Timoschuk A.S. Tsifrovizatsiya vedomstvennogo obrazovaniya [Digitalization of specialized training]. Aktualnyye problemy gumanitarnykh i sotsialno-ekonomicheskikh nauk [Actual problems of the humanities and socio-economic sciences], 2021, No. 2 (77). Pp. 124-131 (In Russian).
  14. A third of Russian schoolchildren spend more than eight hours a day on gadgets. TASS, 10/30/2020. Available at: https://tass.ru/obschestvo/9870391, accessed September 11, 2021 (In Russian).
  15. Ushakovа V.R., Yudeeva T.V., Temirova E.E. Informatsionno-psikhologicheskaya bezopasnost lichnosti v obrazovatelnoy srede [Information-psychological safety of the person in the educational environment]. Uchenyye zapiski Krymskogo inzhenerno-pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya [Scientific Notes of the Crimean Engineering and Pedagogical University. Series: Pedagogy. Psychology], 2016, No. 4 (6). Pp. 148-151 (In Russian).
  16. Yudeeva T.V. Sotsializiruyushchiy potentsial sovremennogo informatsionno-komunikativnogo prostranstva [Socializing potential of the contemporary information and communicative space]. Uchenyye zapiski Krymskogo inzhenerno-pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya [Scientific Notes of the Crimean Engineering and Pedagogical University. Series: Pedagogy. Psychology], 2018, No. 2 (12). Pp. 41-45 (In Russian).

Сведения об авторах

Балыгина Елена Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры зарубежной и русской филологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ). Москва, Россия.

E-mail: elenabalygina@rambler.ru

Бахтимирова Анна Дмитриевна, студент магистратуры факультета психологии, Московский государственный областной университет (МГОУ), г. Мытищи; учитель, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» г. Солнечногорска (МБОУ СОШ № 4); Московская обл., Россия.

E-mail: annabakhtimirova@mail.ru

Герасименко Елена Андреевна, студент факультета психологии, Московский государственный областной университет (МГОУ), г. Мытищи, Московская область, Россия.

E-mail: siechkoi@mail.ru

Круковская Оксана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры зарубежной и русской филологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ), г. Москва, Россия.

E-mail: okruk@bk.ru.

Михайлова Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой социальной коммуникации и организации работы с молодежью, Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ), Москва, Россия.

E-mail: tmixailova79@yandex.ru.

Проничева Елена Олеговна, студент факультета психологии, Московский государственный областной университет (МГОУ). Мытищи, Московская обл., Россия.

E-mail: kolotilina_1998@mail.ru

Тананаева Ксения Михайловна, студент магистратуры факультета психологии, Московский государственный областной университет (МГОУ), г. Мытищи, Московская обл., Россия.

E-mail: KM.Tananaeva@mgou.ru

Федоров Олег Геннадьевич, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры начального образования факультета психологии, Московский государственный областной университет (МГОУ), г. Мытищи, Московская область, Россия.

E-mail: fog-nauka@mail.ru

Юдина Анна Сергеевна, студент магистратуры факультета психологии, Московский государственный областной университет (МГОУ), г. Мытищи, Московская обл., Россия.

E-mail: annasm221297@yandex.ru

Якушева Ксения Сергеевна, студент факультета психологии, Московский государственный областной университет (МГОУ), г. Мытищи, Московская область, Россия.

E-mail: ksyuna.yakusheva199924@mail.ru

About authors

Balygina Yelena Anatolievna, Assistant Professor at the Department of Foreign and Russian Philology. Moscow State University of Psychology & Education (MSUPE). Moscow, Russia.

E-mail: elenabalygina@rambler.ru

Bakhtimirova Anna Dmitrievna, Graduate student of the faculty of psychology, Moscow Region State University (MRSU), Mytishchi; school No. 4, Solnechnogorsk; Moscow region, Russia.

E-mail: annabakhtimirova@mail.ru

Gerasimenko Elena Andreevna, Student at the Faculty of Psychology, Moscow Region State University (MRSU), Mytishchi, Moscow region, Russia.

E-mail: siechkoi@mail.ru

Krukovskaya Oksana Aleksandrovna, Assistant Professor at the Department of Foreign and Russian Philology, Moscow State University of Psychology & Education (MSUPE), Moscow, Russia.

E-mail: okruk@bk.ru.

Mikhailova Tatyana Aleksandrovna, candidate of pedagogical Sciences, Head of the Department of Social Communication and Organization of Work with Youth, Moscow State University of Psychology & Education (MSUPE), Moscow, Russia.

E-mail: tmixailova79@yandex.ru

Pronicheva Elena Olegovna, Student of the faculty of psychology. Moscow Region State University (MRSU), Mytishchi, Moscow region, Russia.

E-mail: kolotilina_1998@mail.ru

Tananaeva Kseniya Mikhailovna, Graduate student of the faculty of psychology. Moscow Region State University (MRSU), Mytishchi, Moscow region, Russia.

E-mail: KM.Tananaeva@mgou.ru

Fedorov Oleg Gennadevich, The candidate of pedagogical Sciences, Assistant Professor, Assistant Professor at the Department of Primary Education, Faculty of psychology, Moscow State Regional University (MSRU), Mytishchi, Moscow region, Russia.  

E-mail: fog-nauka@mail.ru

Yudina Anna Sergeevna, Graduate student of the faculty of psychology, Moscow Region State University (MRSU), Mytishchi, Moscow region, Russia.

E-mail: annasm221297@yandex.ru

Yakusheva Kseniya Sergeevna, Student at the Faculty of Psychology, Moscow Region State University (MRSU), Mytishchi, Moscow region, Russia.

E-mail: ksyuna.yakusheva199924@mail.ru

__________

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Научный журнал

2021, выпуск 3 (38)

Главный редактор О.Г. Федоров

E-mail: socio-fog@mail.ru

Свидетельство о регистрации СМИ:

ПИ № ФС77-77153 от 05.12.2019

Подписано в печать 20.09.2021.

Формат 60Х90 1/16. Усл. п.л. 4,63

Заказ № 201486. Тираж 1000 экз.

Отпечатано по заказу ИП Чибисова К.Е.

в ООО «Типография «ПринтФормула»

121351, г. Москва, ул. Боженко, д. 10, к. 2

www.print-formula.ru