Проект "Школа лидера"

Елизарова Надежда Олеговна

Главный принцип деятельности «Школы лидера» - личность развивается и формируется в деятельности. И чем богаче и содержательнее будет организована эта деятельность, тем больше создается возможностей для целенаправленного  воздействия на подростка, самовоспитания  его  духовных  потребностей, в том числе и в творчестве, и в социально-значимой детальности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект "Школа лидера"108 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное автономное некоммерческое учреждение средняя общеобразовательная школа №17

 им. К.В. Навальневой

Проект «Школа лидера»

для учащихся школы  и членов детских   общественных   объединений (14-18 лет)

Автор программы

 Елизарова Н.О.,

Педагог-психолог

г. Кореновск, 2019 г.

Пояснительная записка

Потенциал  организации  зависит  от  постоянного роста  лидера, которые  в ней  работают. Чем больше лидеров и чем они  сильнее, тем выше шансы на успех  всей организации

Д.Максвелл

Современный этап развития общества, с одной стороны, характеризуется значительными преобразованиями в социально – экономической жизни России, с другой - кризисными явлениями в системе воспитания, которые привели к снижению уровня нравственности, дегуманизации ценностей и норм поведения   определенной части молодежи.

Одной из причин такого положения дел, безусловно, является сложная социальная ситуация. Однако, не менее важной причиной является отсутствие педагогически грамотно организованной работы по поддержке детской инициативы, поощрению участия в жизни сообщества.

Показателем проблемной ситуации является отношение современных школьников к общественной жизни – работая с подростками, педагоги наблюдают социальную апатию, равнодушие к общественной жизни, неумение организовать жизнь сообщества, безынициативность.

Известно, что черты гражданской личности закладываются в детском, подростковом, юношеском возрасте на основе опыта, приобретаемого в семье, школе, социальной среде и формирует в дальнейшем всю жизнь человека. Основу гражданственности закладывает сфера свободного времени, являющаяся важнейшим фактором социализации личности, формирование ее социальной, асоциальной или антисоциальной направленности.

Прежде всего, речь идёт о подготовке детей к выполнению роли будущих граждан общества. Очевидно, что система образования может внести в выполнение этой задачи значительно больший вклад, чем сейчас.

Важно осознать, что сегодняшние школьники - завтрашние лидеры общества. К тому же, старая поговорка: "Лидерами не рождаются - лидерами становятся",- сегодня не менее верна, чем когда-либо. Если мы согласны с мыслью, что "лидерами становятся", то мы должны также согласиться, что подготовка к лидерству должна преподаваться еще в школе. Знания и навыки, приобретенные в эти годы, могут быть развиты и отточены в дальнейшем. Качественные программы лидерского курса приносят непосредственную пользу учащимся, поддерживая в каждом желание достичь более высоких результатов. Навыки, полученные в результате прохождения лидерского курса, могут помочь учащимся в самосовершенствовании, улучшении жизни своей организации, жизни своей школы и города.

Ключевая задача воспитательной системы заключается в том, чтобы помочь растущему человеку войти в мир, найти в нем свое место, осуществить осознанный выбор социальной роли и реализовать ее в созидательной деятельности. От того, какие ценности будут сформированы у молодежи сегодня, от того, насколько молодые люди будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем.

Подростковый возраст является периодом активного формирования личности ребенка, поиска себя и своего места в жизни, определения своих склонностей и способностей, поэтому данный проект построена таким образом, что каждый ребенок может попробовать себя в качестве лидера.

Предполагается, что через систему занятий, будет происходить обучение подростков навыкам уверенного поведения, коммуникативным  умениям: отказать, принимать  критику, критиковать, адекватно  реагировать  на похвалу и комплимент, а также на отрицательные  высказывания  в свой адрес, умению  оказывать  сопротивление, манипуляциям  и групповому давлению, принимать  решения, вооружать  знаниями  основных  форм и методов  организации  досуга.

Главный принцип деятельности «Школы лидера» - личность развивается и формируется в деятельности. И чем богаче и содержательнее будет организована эта деятельность, тем больше создается возможностей для целенаправленного  воздействия на подростка, самовоспитания  его  духовных  потребностей, в том числе и в творчестве, и в социально-значимой детальности.

Процесс воспитания активности и подготовки лидеров должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения, доверия взрослых и детей. Только тогда закладывается фундамент социальной инициативы и потребность работы с человеком и для человека.

Цель программы:

  • создание условий для успешной самореализации личности подростка  и формирования  активной жизненной позиции;
  • содействие развитию детского и молодежного движения;
  • активизация общественной и творческой деятельности подростков

Задачи программы:

  • формирование у детей коммуникативных умений и навыков эффективного взаимодействия, сотрудничества;
  • формирование положительного отношения к активной общественной деятельности;
  • подготовка и развитие лидерского потенциала подростков, готовых продолжить участие в социально-значимой деятельности детских общественных организаций;
  • формирование начальных навыков социального проектирования и реализации социально-значимых проектов;
  • развитие молодежной инициативы;
  •  формирование социально-нравственной позиции;
  • развитие творческих способностей ребят в процессе коллективной деятельности.

Школа осуществляет образовательную деятельность по четырем  направлениям:

  • «Правовое  и социальное  взаимодействие» (в программу входит ознакомление с нормативно-правовой базой детских  общественных  объединений   организаций, практикумы по делопроизводству и организационному планированию, тренинги по социальной толерантности подростков, консультации по правам ребенка);

  • «Художественное моделирование» (изучение основ игротехники, методика и проведение КТД, изучение сценической речи, актерского мастерства, ораторского искусства, изучение методики организации культурно-досуговых программ, овладение навыками оформительского мастерства, навыками критического осмысления культурных феноменов и произведений искусства);

  •  «Информационные технологии» (методы получения  информации  через  Интернет  и другие источники, овладение формами изучения общественного мнения, овладение навыками использования информационных технологий для обеспечения реализации социально-образовательных проектов, обучение основам журналистского мастерства);

  • «Социальное  проектирование » (обучение основам  проектирования ).

Тематическое планирование программы «Школа лидера»

 

  Тема занятия

Сроки

Кол-во занятий

Ожидаемые результаты

1

Вводное занятие. Знакомство с целью и задачами проекта.

Сентябрь 2019

1

Знакомство участников проекта.

2

«Кто такой лидер? Качества лидера.»

Октябрь 2019

2

Знакомство с понятием «лидер», определение основных необходимых лидерских качеств. Формирование стратегии личностного развития.

3

Знакомство с направлениями деятельности школьных объединений

Октябрь 2019

2

Изучение программ деятельности общественных организаций: военно-патриотическое; информационно-медийное, гражданская активность, личностное развитие. Анализ целей и задач их работы.

4

Нормативно-правовая основа деятельности образовательных учреждений и общественных объединений

Ноябрь 2019

1

Изучение технологий разработки положений, уставов и других нормативных документов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений

5

Нормативно-правовая база по обеспечению прав и свобод человека, прав детей

Ноябрь 2019

1

Изучение Конвенции ООН о правах ребенка, Федеральных  законов, обеспечивающих реализацию прав детей

6

Тренинги и практика социального партнерства и взаимодействия

Ноябрь 2019

2

Овладение технологиями социального взаимодействия, изучение основ социального партнерства, делового этикета, практикумы по ведению деловых переговоров и презентационной деятельности

7

Изучение основ моделирования культурно-досуговых программ

Декабрь 2019

2

Овладение технологией художественного моделирования, модификации культурно-досуговых программ, навыками режиссерской, звукооператорской, оформительской, постановочной деятельности и пр.

8

Тренинги толерантности

Декабрь 2019

2

Воспитание толерантного отношения к любым проявлениям инакости, изучение коммуникативных техник, изучение особенностей различных культур

 

9

Основы волонтерского движения

Январь 2020

2

Принципы волонтерского движения, опыт деятельности волонтерских организаций

10

Методика и проведение коллективных  творческих  дел

Январь 2020

3

Энциклопедия коллективных  дел  по  И.Иванову (познавательные дела, трудовые дела,  художественные дела, спортивные дела)

11

Основы игровой педагогики

Февраль 2020

2

Основные подходы к классификации игр. Основы модификации игры. Опыт конструирования игры по С.А. Афанасьеву. Оформление игрового пространства. Игры на взаимодействие. Ролевые игры. Интеллектуальные игры. Игры на знакомство. Игры-шутки.

12

Изучение основ сценической речи и ораторского искусства

Февраль 2020

2

Изучение основ риторики, проксемики, семиотики, овладение навыками проведения сценических программ

13

Освоение современных мультимедийных и Интернет-технологий

Март  2020

2

Овладение основами компьютерной грамоты, освоение навыков эффективной работы в сети Интернет, разработка и поддержка сайта ДОО

14

Теоретические и практические основы организации взаимодействия со СМИ

Март 2020

2

Овладение навыками уверенного поведения перед телекамерой, выступлений в качестве интервьюируемого, основ подготовки пресс-релизов и ведения телефонных переговоров с представителями СМИ

15

Технология презентационной деятельности

Апрель 2020

2

Основы позитивного самопозиционирования, взаимодействия с административными и коммерческими структурами

16

Итоговое занятие. Самопрезентация  «Я-лидер!»

Май 2020

2

Подведение итогов работы в проекте

Принципы реализации программы:             

  • гуманизация;
  • демократизация;
  • социализация;
  • дифференциация
  • индивидуализация,

         

Описание места учебного предмета в учебном плане.

Кружок «Школа лидера» проводится по 1 часу в неделю в каждом классе. Общий объем времени составляет 34 часа.

Участники:

Члены ученического самоуправления школы, учащиеся 5-11 классов.

Сроки реализации

В соответствии с целями и основными задачами Программы предусмотрен рабочий план реализации программы на один учебный год.

Ожидаемые результаты реализации Программы:

  • повышение духовно-нравственного, интеллектуального, творческого потенциала молодого поколения;
  • укрепление гражданской позиции, чувства патриотизма в детской и молодежной среде, закрепление у молодых  людей общечеловеческих ценностей;
  • сплочение подростков  в процессе организации совместных социально значимых дел;
  • приобретение необходимых коммуникативных  навыков  и умений социального проектирования
  • появление  интереса к социально-значимой деятельности в рамках школы и в социуме.
  • участие в работе общественных организаций и реализации проектов.
  • самореализация участников проекта.

После участия в данной программе лидерского обучения подростки должны:

  • уметь  владеть  собой, принимать  и выполнять правовые и моральные  обязательства;
  • уметь  организовать  КТД;
  • уметь  работать  в команде;
  • уметь  вести дискуссию, публично  выступать, улучшая навыки  и приобретая уверенность.

Техническое и методическое обеспечение программы

 

Материально-техническое обеспечение программы осуществляет МОАНУ СОШ №17.   В распоряжении Школы – постоянный учебный кабинет, мультимедийное и компьютерное оборудование, а также видео- и аудиоаппаратура.

Методическое обеспечение образовательной программы осуществляется специалистами  МОАНУ СОШ №17  и включает в себя:

  • постоянно пополняемую и обновляемую нормативно-правовую базу;
  • библиотечку методической литературы в печатном и электронном вариантах;
  • папки методических материалов по различным темам программы Школы;
  • набор мультимедийных презентационных разработок и пособий по различным темам образовательной программы Школы;
  • за период освоения образовательной программы Школы каждый обучающийся получает пакет конспективно изложенных материалов занятий и приложений к ним.

Апробированные на занятиях Школы методики и технологии, а также содержательные материалы систематизируются, обобщаются, проходят внутреннюю и внешнюю экспертизу их значимости с точки зрения практического использования и публикуются в отдельных сборниках с обязательным научным обоснованием.

Список использованной литературы 

  1. Конвенция о правах ребенка. - М., 1989.
  2. Конституция РФ. – М., 1993.
  3. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: «Аспект Пресс», 2000.
  4. Антонюк Г.А. Социальное проектирование и управление общественным развитием. М., 1986
  5. Антонюк Г.А. Социальное проектирование: Некоторые методологические аспекты. Минск, 1978;
  6. Вачугов Д.Д., Кислякова Н.А. Менеджмент: Практические занятия и деловые игры. (Уч. пос.). - М.: ТД «Элит-2000», 2000.
  7. Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М., 1999.
  8. Волохов А.В. Социализация ребенка в детских общественных организациях: вопросы теории и методики. Союз пионерских организаций – федерация детских организаций, Ярославль 1999.
  9. Гордин Л.Ю. Школа инициативы и самостоятельности. – М., 1984.
  10. Зинченко А.П. Игровая педагогика (система педагогических работ Школы Г.П.Щедровицкого). – Тольятти, 2000.
  11. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. Старшеклассникам об основах организаторской работы. – М., 1978.
  12. Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников. – М., 1988.
  13. Мальцева Э.А., Костина Н.М. Педагогика детского движения: Учебное пособие.
  14. Прутченков А.С., Калиш И., Солодова О. «Коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества: типичные ошибки ученического самоуправления» (по материалам сети Интеренет).
  15. Прутченков А. С. Социальное проектирование в воспитательной работе школы // Воспитание школьников. – 2001. – № 9–10; 2002 – № 1–5.
  16. Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социально-воспитательные технологии. М.: Народное образование, 2002
  17. Таран Ю.Н. Как разработать программу детского объединения: методическое пособие в вопросах и ответах, Федерация детских организаций « Юная Россия», Липецк, 2000г.
  18. Фришман И.И. Мирошкина М.Р. Подготовка волонтеров (программы, рекомендации, модели опыта) // Приложение к Внешкольнику. 2004. №6.
  19. сегодня». г. Анапа,1998. (Общественная молодежная организация Ассоциация юных лидеров, г. Москва)
  20. Организация работы детских общественных объединений в летнее время (программа, примерные положения, модели и концептуальные основы). Сост. Волохов А.В. М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003.
  21. Психолого-педагогические проблемы подготовки организаторов и лидеров детских и юношеских объединений. – Кострома, 1994.