Организация педагогической деятельности и социально-психологической поддержки студентов с ограниченными возможностями здоровья (по зрению). (методическое пособие для преподавателей)

Бочкарникова Анна Викторовна

Организация педагогической деятельности и социально-психологической поддержки студентов с ограниченными возможностями здоровья (по зрению).

(методическое пособие для преподавателей)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Читинский медицинский колледж»

Организация педагогической деятельности и социально-психологической поддержки студентов с ограниченными возможностями здоровья (по зрению).

(методическое пособие для преподавателей)

Разработчики:

Бочкарникова А.В.

Воложанина С.В.

 

                                                                               

Чита- 2020

Предисловие

       Данное методическое пособие адресовано преподавателям, работающим со студентами с ограниченными возможностями здоровья (по зрению).

Методическое пособие разработано с целью создания благоприятных условий для социальной адаптации и интеграции данной категории студентов в общественную инфраструктуру, для их профессиональной подготовки и профессионального образования с учетом требований рынка труда.

       Предлагаемое методическое пособие может быть использовано для решения следующих задач в организации учебно-воспитательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья (по зрению):

- разработки технологий обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- создания системы социально-психологического сопровождения профессионального становления лиц с ограниченными возможностями здоровья и их социальной поддержки;

- создания системы социальной и психологической адаптации лиц с ограниченными возможностями;

- подготовки педагогических кадров для работы с лицами с ограниченными возможностями.

Содержание  

Введение…………………………………………………………………………4

1. Психологические особенности личности студентов с ограниченными возможностями здоровья (по зрению)…………………………………………5

2.  Адаптация студентов с ограниченными возможностями здоровья (по зрению) на первом году обучения. ……………………………………….........7

3.  Рекомендации педагогическим работникам по организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья (по зрению). …………………………………………………………...11

4.   Рекомендации  по индивидуальной работе со студентами с ограниченными возможностями здоровья……………………………………..13

5. Заключение…………………………………………………………………….17

6.Литература……………………………………………………………………..18

Приложение

Введение

Последние годы характеризуются весьма значительным усилением активности молодежи с нарушением зрения в области получения образования. Устойчивость этой тенденции подтверждена мировым опытом и обусловлена осознанием того, что наиболее эффективные и экономически целесообразные пути самореализации инвалидов по зрению лежат в сфере высококвалифицированного труда и требуют высокого образовательного уровня. В России на рубеже ХХ и ХХI веков актуализируется проблема интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в систему общего и профессионального образования. В настоящее время по данным Всероссийского общества слепых в РФ учтено более 5000 работающих по полученной специальности незрячих специалистов и более 1300 студентов- инвалидов по зрению.

Кроме того, по предварительным оценкам специалистов насчитывается несколько десятков тысяч лиц с серьезной патологией зрения, которые по тем или иным причинам не признаны инвалидами. При получении образования такие учащиеся испытывают специфические трудности, непосредственно обусловленные нарушениями зрения. В ГОУ СПО «Читинский медицинский колледж» сейчас обучается 40 студентов  с нарушением зрения.

В нашем колледже накоплен опыт профессиональной подготовки слепых и слабовидящих. Научно обоснованных разработок и рекомендаций по организации системы специальной поддержки и реабилитационного сопровождения процесса получения образования инвалидами по зрению имеется недостаточно. В связи с этим возникла необходимость разработки пособия для преподавателей, работающих со слабовидящими студентами, где отражены особенности  личности этих студентов, роль социально-психологической адаптации к     условиям новой системы обучения, к новой системе социальных отношении и даны рекомендации по организации работы со студентами с ограниченными возможностями здоровья (по зрению).

  1.Психологические особенности личности студентов с ограниченными возможностями здоровья (по зрению).

    Слепыми считаются дети с полным отсутствием зрительных ощущений имеющие остаточное зрение (острота зрения не более 0,04 на лучшем видящем глазу с применением коррекции), или дети, сохранившие способность к светоощущению.

Обучение слепых детей осуществляется на основе системы Брайля по учебникам, предназначенным для восприятия посредством осязания. Обучение слабовидящих детей происходит на зрительной основе с применением корректирующих зрение средств.

Со стороны нейропсихической сферы слепые дети обладают теми же качествами, что и зрячие дети, однако отсутствие зрения вызывает у слепого ряд специфических свойств в его нервной деятельности, направленных на адаптацию к окружающей действительности. Имеют значение возраст, в котором наступила утрата зрения, локализация поражения области зрительного анализатора, характер болезни.

Наблюдения показывают, что у слепорожденных или утративших зрение в раннем возрасте отсутствие его чаще не вызывает тяжелых изменений со стороны психики. У некоторых слепых детей наблюдаются особые фобии – страх перед большим пространством, испытывают мучительное состояние неуверенности, боятся сделать шаг вперед.

При глубоких нарушениях зрения  происходит замедленное формирование всех форм деятельности.

Ввиду плохой ориентировки в окружающем пространстве и ограничения двигательной сферы этапы развития ведущей деятельности растягиваются во времени. Так, переход от предметной деятельности к игровой, а от игровой – к учебной замедлен и часто носит смешанный характер. Наблюдается значительное отставание в психическом развитии вследствие искаженных представлений об окружающей действительности. Дети с дефектами зрения оказываются беспомощными в простых ситуациях, производят впечатление умственно отсталых.

     Отмечается значительное расхождение между пониманием предназначения предмета и возможностью целевого использования данного предмета. Заметны нарушения всех структурных компонентов игровой деятельности, стереотипность построения сюжетных игр, бедность практических действий.

В общении выявляются слабые коммуникативные навыки, узость представлений о межличностных отношениях.

Мотивация учебной деятельности формируется у слепых и слабовидящих детей в процессе активного отношения к объектам изучения, стремления получения высоких оценок, желания заслужить уважение сверстников. Сам процесс обучения протекает в замедленном темпе. На начальном этапе обучения это особенно заметно, так как происходит становление целенаправленного движения осязающей руки, развитие самоконтроля за происходящим процессом, автоматизация правильно поставленных движений, развиваются конструктивные навыки.

Несоответствие ряда психологических и физиологических свойств организма требованиям, предъявляемым к ребенку с глубоким нарушением зрения в игровой, учебной и трудовой деятельности, может спровоцировать у него ряд неврологических реакций, привести к стрессовым ситуациям и нервным срывам.

Развитие личности в условиях нарушенного зрительного анализатора имеет ряд специфических особенностей. В первую очередь это касается самооценки слепого и слабовидящего человека. В возрасте 4–5 лет ребенок начинает осознавать свое отличие от нормально видящих и, этот факт становится для него травмирующим. Тяжелые эмоциональные состояния возникают у людей, недавно утративших зрение. В результате этого формируются заниженная самооценка, негативные черты характера, возникают частые невротические реакции. Очень часто проявляется страх перед неизведанным пространством, незнакомыми людьми.

Огромное влияние на развитие личности оказывает внутрисемейное воспитание. Выявлено несколько типов отношений в семье:

1. Развитие личности ребенка в условиях гиперопеки.

2. Развитие личности ребенка в условиях деспотизма.

3. Развитие личности ребенка в условиях эмоционального отчуждения.

Данные типы отношений в семье негативным образом влияют на развитие личности слепого и слабовидящего ребенка, препятствуют формированию важнейших личностных критериев, таких как воля, чувство собственного достоинства, адекватная самооценка, эмоциональная чуткость и т.д.

Процесс развития речи и мышления людей с дефектами зрения всегда отличен от развития этих же процессов у людей с нормальным зрением. Отличия выявляются в сложности установления смысловой связи между разными предметами. Дети с врожденным дефектом зрения отстают от своих зрячих сверстников в развитии мыслительной деятельности, т. е. наглядно-образное мышление у детей с дефектами зрения слабо развито.

У детей, потерявших зрительную функцию в результате негативных последствий болезни или травмы, может снижаться уровень внимания после повышенных нагрузок. После нормального полноценного отдыха внимание может восстанавливаться. В таких случаях дети автоматически начинают использовать слух и осязание.

У некоторых слепых и слабовидящих нарушения предметных обобщений оказывают влияние на формирование речи, чем выше чувственный опыт детей с нарушениями зрения, тем богаче словарный и смысловой состав их речи.

Творческое воображение формируется с раннего возраста и несет в себе продуктивный характер. Такое воображение стимулирует ребенка на развитие в себе необходимых качеств для достижения своей мечты.

       Каждый вид отклонений требует определенных форм и средств. В этом видится важнейший принцип взаимосвязанных и взаимообусловленных дидактических средств, определяющих сущность организации коррекционной работы, взаимосвязи всех психолого-педагогических и медицинских средств воздействия для системного обучения  инвалидов по зрению.

  2. Адаптация студентов – инвалидов по зрению  на первом году обучения.

        Работа по адаптации и реабилитации студентов-инвалидов по зрению к учебному процессу важна и должна проводиться с первых дней учебы и в течение всего периода обучения. Чем раньше начата работа по нивелированию причин, способствующих появлению у данных студентов-инвалидов по зрению  специфических трудностей, тем эффективнее проходит процесс получения профессионального образования.

       Эта проблема решается в двух аспектах – эмоциональном и интеллектуальном. Приспособление облегчается, если у незрячих и слабовидящих студентов создаются эмоциональные связи с отдельным человеком в новой среде – преподавателем, товарищем по учебе и т.д. Благодаря этой индивидуальной привязанности студент постепенно переносит все свое позитивное отношение и на окружающих. Такой механизм переноса чувств с одного объекта на другой в психологии называется «трансферт чувств». Если этого не происходит, не расширяется круг общения студента, то он замыкается в себе, наступает отчуждение, неприятие окружающего, что создает условия депривации, которая проявляется в страхе, подавленности, замкнутости, озлобленности, агрессивности. В этом плане неоценимо неформальное общение преподавателя со студентом – беседа.

        В целом студенты – инвалиды по зрению быстро адаптируются, контактны, доброжелательны, при условии адекватного к ним отношения.

        Развитие интеллектуальной сферы на занятиях для адаптации имеет большое значение. Именно естественно – научные знания, полученные в процессе изучения предмета, дают будущему массажисту более широкий кругозор, обеспечивают возможность активной деятельности в любой области, в том числе в избранной профессиональной сфере.

        При работе со слабовидящими необходимо проводить социально-психологическую диагностику,  при которой  распознаются  индивидуальные особенности студента. На основании диагностики составляются индивидуальные программы на каждую группу с учетом желаний и интересов. Разрабатываются специальные тренинги для повышения  уровня социально-психологической адаптивности.

       Теория без практики мертва, поэтому преподавателям необходимо разнообразить и интересно организовывать каждое практическое занятие. Практические навыки важны для студентов – инвалидов в плане развития у них пространственных представлений, необходимых не только в учебном процессе, но и в повседневной жизни. Чем интереснее и плодотворнее учебный процесс, тем эффективнее происходит процесс адаптации студентов  к восприятию.

      Для формирования положительной учебной мотивации студентов необходимо ежедневно четко формулировать цели и задачи обучения в плане того, что массажист должен представлять, знать и уметь. Успешное формирование практических навыков зависит от развития таких качеств, как точность зрительного, кинестического анализа положения рук (у инвалидов 2 и 3 групп). Развитие глазомера, «чувства времени».

      Именно на первом году обучения возникают самые большие трудности. С первых дней учебы преподавателям и куратору необходимо направить усилия на создание коллектива, опираясь на такие качества, как взаимопомощь, взаимоподдержка и включение каждого студента в активную общественную жизнь. Важным звеном в адаптации студентов является внеурочная работа

       Понятия «этики и норм поведения» представляют для слабовидящих определенные трудности, так как у них ограничен опыт наблюдения за различными межличностными ситуациями, сужением круга общения по сравнению с нормально видящими детьми. Эстетическое, физическое, трудовое воспитание играет важную роль в формировании личности с нарушениями зрительного анализатора. С целью улучшения адаптации к окружающей действительности, обогащения социального опыта важно посещение слабовидящими театров, музеев, выставок, концертов, экскурсий.

       Вступлению в новую студенческую жизнь помогают такие мероприятия, как «Посвящение в студенты», конкурсы, встречи. Необходимо привлекать к сотрудничеству другие образовательные учреждения и общественные организации.

        В течение всего периода обучения кураторам необходимо поддерживать тесные связи с родителями. Особенно это важно на первом году обучения. Из-за отдаленности проживания родителей необходимо информировать их об успеваемости, проблемах и поведении студентов.

        Среди студентов  есть и совсем взрослые, имеющие семьи. Эта категория студентов нуждается иногда даже в большей поддержке, чем бывшие школьники. Связано это с материальными трудностями, проживанием на квартире, обучением детей в школе и т.д. В этом случае оказывать материальную помощь, оказывать помощь в устройстве детей в дошкольное учреждение.

       Таким образом, приоритетным направлением в работе социального педагога является адаптация и интеграция слабовидящих в социум. Важно, чтобы данная категория студентов видели в получении профессионального образования не только способ достижения материального благополучия, но и путь саморазвития, самореализации и самоутверждения в обществе.

  3. Рекомендации педагогическим работникам по организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящих)

      - Информацию необходимо представить в том виде, в каком мог бы ее получить слабовидящий обучающийся: крупный шрифт (16-18 пунктов), дискета со звуковой программой, аудиокассета.

     - Следует предоставить возможность слабовидящим использовать звукозаписывающие устройства и компьютеры во время занятий. При лекционной форме занятий обучающемуся с плохим зрением следует разрешить пользоваться диктофоном – это его способ конспектировать. Не следует забывать, что все записанное на доске должно быть озвучено.

    - Если вы собираетесь читать вслух, сначала предупредите об этом.

    - Избегайте расплывчатых определений и описаний, которые обычно сопровождаются жестами, выражениями вроде: «Стакан находится где-то на столе, это поблизости от вас…». Старайтесь быть точными: «Стакан посередине стола», «Стул справа от вас».

     - Во время проведения занятий всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных присутствующих, вновь пришедших в помещение. Всегда комментируйте свои жесты и надписи на доске. Передавайте словами то, что часто выражается мимикой и жестами,- не забывайте, что привычный жест «там…» слабовидящий человек может не понять.

  - При общении с группой слабовидящих обучающихся не забывайте каждый раз называть того, к кому вы обращаетесь. Не заставляйте собеседника говорить в пустоту: если вы перемещаетесь, предупредите его.

   - Когда вы предлагаете слабовидящему сесть, не усаживайте его, а направьте его руку на спинку стула или подлокотник. При знакомстве слабовидящего с незнакомым предметом не водите его руку по поверхности предмета, а дайте ему возможность свободно потрогать предмет.

   - Для успешного усвоения материала слабовидящему  важно уточнение образов, показ значимости информации для последующей трудовой деятельности. Кроме того, для усвоения информации слабовидящим требуется большее количество повторений и тренировок по сравнению с лицами с нормальным зрением.

   - В работе со слабовидящими возможно использование сети Интернет, подачи материала на принципах мультимедиа, чат-семинаров, чат-консультаций, консультаций посредством электронной почты. Следует использовать принцип максимального снижения зрительных нагрузок при работе на компьютере. Для этого следует обеспечить:

- подбор индивидуальных настроек экрана монитора в зависимости от диагноза зрительного заболевания и от индивидуальных особенностей восприятия визуальной информации;

- дозирование зрительных нагрузок и чередование зрительных нагрузок с другими видами деятельности;

- использование специальных программных средств для увеличения изображения на экране;

- применение программ экранного доступа для озвучивания информации;

Литература

 

 1. Письмо  Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 июля 2020г. № 03-15-63 «Об организации образовательного процесса в учреждениях начального  профессионального и среднего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья».

2. Васильева Л.Н. Библиотека для слепых – информационно-ресурсный центр в поддержку образования // Профессиональное образование лиц с нарушениями зрения: проблемы, опыт, перспективы: Материалы междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч.– М., 2019. – Ч. 1. – С. 16-21.

3. Дулепова Н.В., Берус Е.И. Модель интегрированного высшего образования для людей с ограниченными физическими возможностями в Новосибирском государственном университете // Профессиональное образование лиц с нарушениями зрения: проблемы, опыт, перспективы: Материалы междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч.– М., 2018. – Ч. 1. – С. 12-16.

4. Зарубина И.Н. Проблемы реабилитации лиц с нарушенным зрением средствами профессионального образования // 1–й Российский конгресс «Реабилитационная помощь населению в Российской Федерации»: Сб. науч. тр. - М.. 2019. - С.96-98.

5. Зарубина И.Н. Проблемы профессионального образования лиц с нарушением зрения // Дефектология. - 2020. –№ 3. - С. 29-32.

                               Приложение №1

 Зарядка, разминка для глаз 15 мин.

Упражнение № 1. Сесть или лечь. Расслабиться. Скосить глаза на кончик носа (глаза открыты). Делаем полный вдох, а затем полный выдох. Поначалу ставить указательный палец правой руки на кончик носа.

Упражнение №2. Поставить указательный палец на лоб в области третьего глаза. Скосить глаза на кончик этого пальца. Сделать одно полное дыхание.

Упражнение № 3. Указательный палец — на кончик носа. На полном вдохе отводим палец от кончика носа как можно дальше, продолжая смотреть на него. На полном выдохе подводим палец к кончику носа, продолжая смотреть на него (на кончик носа).

Упражнение № 4. Указательный палец — на лоб в области третьего глаза. На вдохе отводим палец как можно дальше, продолжая смотреть на область третьего глаза, на выдохе подводим палец ко лбу, продолжая смотреть на область третьего глаза.

Упражнение № 5. Голову откинуть как можно дальше назад. Смотреть на кончик носа. Сделать полное дыхание.

Упражнение № 6. Голову откинуть как можно дальше. Сделать полное дыхание. Смотреть на область третьего глаза.

Упражнение №7. Сядьте удобно. Откиньтесь на спинку стула. Посмотрите на потолок. Глазами (именно глазами, а не головой!) нарисуйте на потолке цветок ромашку, напишите глазами свое имя, имя мамы. Опустите голову, отдохните.

   Упражнение №8. Сядьте удобно. Откиньтесь на спинку стула. Посмотрите на предмет, который находится рядом с вами (на расстоянии вытянутой руки), затем посмотрите вдаль. Данное упражнение сделайте 2-3 раза.

Работа с образами 15 мин.

Закрываем глаза, мыслей нет никаких, дыхание свободное, легкое. Теперь появляется белый луч, мы направляем этот луч к нашим глазам, чувствуем, как тепло подходит к глазам и они расслабляются, представляем цветок (розу) и концентрируемся на этом изображении. Наше видение улучшается, изображение становится все чётче, яснее.

  Примечание. Выполнение упражнений проводить с осторожностью! Если             какое-либо из данных упражнений  вызывает дискомфорт у студента, то выполнение упражнения следует прекратить.