Реферат на тему: Формирование концепции электронного государства (правительства) в мире

Татьяна Луцык

РЕФЕРАТ по дисциплине «Информационно-аналитические технологии государственного и муниципального управления в социально-культурной сфере»: Формирование концепции электронного  государства (правительства) в мире

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lutsyk_referat_1.doc135 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Информационно-аналитические технологии государственного и муниципального управления

в социально-культурной сфере»

Формирование концепции электронного

государства (правительства) в мире

Обучающейся 2 курса

Группы И-м-о-222

Луцык Т.А.

Проверил:

к.и.н., доцент,

Попов А.Д.

Симферополь, 2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

1. Предпосылки возникновения и определение понятия электронного правительства

6

Предпосылки возникновения концепции электронного правительства

6

Определение понятия «Электронное правительство»

8

2. Реализация концепции электронного правительства на практике

11

Подходы к реализации концепции электронного правительства

11

Мировой опыт реализации электронного правительства

15

Концепция электронного правительства в Российской федерации

16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

23

ВВЕДЕНИЕ

Развитие и широкое применение информационных и коммуникационных технологий является глобальной тенденцией последних десятилетий. Использование современных технологий сбора, обработки и передачи информации становится все более значимым фактором обеспечения конкурентоспособности экономики, повышения эффективности процессов управления как в частном, так и в государственном секторах экономики. Современный подход к государственному управлению в условиях перехода к новой экономике и развития информационного общества определяется концепцией электронного правительства.

Структурные изменения конца XX – начала XXI столетия не могли не коснуться всех основных сфер жизнедеятельности общества. Основным толчком к развитию идеи электронного правительства стало повсеместное внедрение информационно-коммуникационных технологий и их существенное удешевление. В этот же период резко возрастает и взаимосвязанность всех стран и континентов с помощью информационных и компьютерных технологий.

Не связанные национальными границами, территориальной отдаленностью или временем с помощью информационно-коммуникативных технологий индивиды создают сетевые сообщества, обмениваются информацией со всем виртуальным миром, интерактивно взаимодействуют и координируют свои действия друг с другом и, как следствие, таким образом влияют как на общественные процессы, происходящие в обществе, так и на общество в целом, усиливая этим самым основы гражданского общества как в собственном государстве так и за его пределами. Все же, когда речь идет об информационном поле конкретного государства, то его границы обычно отождествляются с государственными границами, охватывая все национальные аспекты, такие как территория, акватория, воздушное пространство и экономика.

Информационное пространство страны – чрезвычайно важное политическое понятие, которое в шкале ценностей гражданского общества можно поставить на второе место после независимости страны. Государство обязано обеспечить использование своего информационного поля в интересах именно государства и его граждан. Если оно этого не сделает, то это информационное пространство будет использовано против него самого. Информационное пространство должно быть законодательно защищено от пропаганды антигосударственных идей, межнациональной и межконфессиональной розни, насилия, ненависти, безнравственности и других действий, несовместимых с интересами личности, общества и государства. Известно, что возникновение и характер развития информационного пространства во многом определяет геостратегическую ориентацию страны, ее внутриполитические приоритеты, а также внешнеполитическую направленность векторов ее национальных интересов.

В этом смысле будет справедливым определить информационное пространство как зону, в которой формируется дискурс политических, идеологических, социальных и культурных структур, определяющих семантику, категориальный аппарат и направление развития всех совокупных стремлений страны и общества во внутри – и внешнеполитической жизни. Именно этим обстоятельством можно объяснить то, что проблема информационного пространства приобретает для любого государства первоочередной приоритет собственного развития.

И именно формирование собственного информационного пространства государства привело к появлению новой формы общения общества с правительством – электронного правительства. Считается, что такая форма общения с государством приведет не только к более эффективному и менее затратному администрированию, но и к кардинальным изменениям взаимоотношений между гражданами и органами государственной власти и местного самоуправления.

В настоящее время государство, как главный общественный институт, стремится быстро реагировать на изменения в обществе и экономике, проводя при этом собственные изменения с целью создания такой структуры государственного управления, которая была бы более ориентирована на потребности граждан и бизнеса.

В условиях обособленной деятельности государственных структур различные учреждения имеют собственные правила и процедуры, а также собственную правовую основу деятельности, собственные методы работы и бизнес-процессы, что приводит к разобщенности действий, дублированию информации и неэффективному использованию ресурсов. В целях оказания комплексных услуг и повышения эффективности своей работы государство в настоящее время стремится объединить обособленные структуры. Путем реорганизации внутренних бизнес-процессов многие государственные учреждения сокращают многие шаги и операции, требующие непосредственного участия граждан, используя при этом технические решения, которые стандартизируют информационные системы органов власти и позволяют интегрировать их между собой.

Поэтому целью данной работы является рассмотрение ряда вопросов, связанных с развитием и реализацией концепции «электронного государства (правительства).

1. Предпосылки возникновения и определение понятия

электронного правительства

Предпосылки возникновения концепции электронного правительства

Процесс реформирования государственного управления начал стремительно разворачиваться в мире с 1980-х гг. Вызовы времени, с которыми столкнулись государства в конце ХХ в. (рост спроса на услуги государства, требование повышения эффективности работы государственного аппарата со стороны граждан, падение общественного доверия к институтам власти и т. д.), стали причиной пересмотра традиционных моделей и методов государственного управления во многих странах. На первый план выходит проблема «хорошего управления» (good governance), которое можно определить как соответствующее принципам демократии, требованиям эффективности, ответственности, открытости. С 1980-х гг. широкое распространение получает концепция нового государственного управления (new public management).

Можно выделить несколько главных принципов, лежащих в ее основе: повышение производительности (обеспечение удовлетворения растущего спроса на услуги государства без изменения уровня налоговой нагрузки), ориентация на потребителя (формирование и реализация программ общественных расходов исходя из потребностей граждан, повышение качества услуг, оказываемых населению), децентрализация (перераспределение функций между различными уровнями государственного управления), ориентация на результат (переход на управление по результатам (performance-based management)) [1].

В середине 1990-х гг. реформы государственного управления вступили в новый этап, связанный с развитием и массовым распространением информационно-коммуникационных технологий. Являясь самым крупным потребителем информации, с одной стороны, и самым значительным поставщиком услуг, с другой стороны, государство не могло оставаться за рамками процессов информатизации и новых стандартов взаимоотношений «потребитель – производитель», основанных на доступных, дешевых и быстрых способах обмена информацией и совершения трансакций.

В основу процесса трансформации отношений между государством и обществом легло использование информационно-коммуникационных технологий в целях создания новых организационных и экономических структур, оптимизации процессов внутри правительственных подразделений, развития ориентированных на потребителя подходов в предоставлении государственных услуг. Так началось формирование концепции электронного правительства [2].

Можно выделить несколько групп предпосылок ее возникновения

1. Экономические:

• Рост спроса на услуги государственного сектора и сложности проблем при одновременном повышении требований к оперативности и качеству их решения;

• Ограниченность финансовых и людских ресурсов, определяющая невозможность решения управленческих проблем старыми способами.

2. Социальные:

• Демократические преобразования, развитие гражданского и информационного общества;

• Недовольство граждан результатами работы правительственных структур и требования к повышению их эффективности.

3. Технологические:

• Появление и быстрое развитие информационно-коммуникационных технологий (в том числе интернет-технологий).

Определение понятия «Электронное правительство»

В самом широком смысле, электронное правительство – это модель управления, целью которой является повышение производительности и эффективности за счет использования информационных и коммуникационных технологий в информационном обслуживании и хорошего обмена информацией между общественными организациями, гражданами и коммерческими организациями.

На сегодняшний день термин «е-Government» является принятым на международном уровне и широко используется во всех странах мира, где реализуются программы электронного правительства. Говоря о его этимологии, необходимо отметить, что появился он сравнительно недавно и имеет американское происхождение.

Именно в США в 1997 г. Национальный научный фонд в рамках программы по анализу использования новых технологий в целях улучшения работы федеральной администрации впервые ввел понятие №цифровое правительство» (digital government), которое впоследствии было заменено на «электронное правительство» (е – Government).

Однозначного и устоявшегося перевода термина «е-Government» на русский язык в настоящее время не существует. Чаще всего используется понятие «электронное правительство», что, безусловно, накладывает ряд ограничений на понимание сути явления, связанных прежде всего с определением понятия «правительство» в русском языке.

Необходимо подчеркнуть, что термин «е-Government» относится к различным ветвям и уровням власти, а также к организациям, осуществляющим властные функции. В русскоязычной литературе кроме термина «электронное правительство» можно также встретить «электронное государство» [3].

Несмотря на устоявшуюся терминологию, в зарубежной литературе нет однозначного определения электронного правительства. Все многообразие трактовок можно свести к двум группам: в рамках первой исследователями дается понятие электронного правительства в узком, а в рамках второй – в широком смысле.

Электронное правительство в узком смысле означает использование информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов государственной власти (в оказании услуг населению и бизнесу, организации государственных закупок, осуществлении финансовых операций, получении и предоставлении информации).

Электронное правительство в широком смысле понимается как процесс трансформации внутренних и внешних взаимодействий в системе государственного управления в результате внедрения информационных и телекоммуникационных средств с целью оптимизации управления, улучшения качества обслуживания населения и обеспечения конституционных прав граждан.

Узкая трактовка термина «электронное правительство» отвечает в большей степени задачам практического применения информационно-коммуникационных технологий в государственном управлении. Подобные определения широко используются в программах и проектах развития электронного правительства, основной акцент в них делается на внедрении информационно-коммуникационных технологий в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг гражданам и бизнесу [4].

С научной точки зрения особый интерес представляет широкое определение данного термина. Электронное правительство есть нечто большее, чем внедрение и использование информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов государственного управления. Это прежде всего новая концепция государственного управления, предполагающая изменение взаимоотношений между государством и обществом, включающая реинжиниринг процессов управления в государственных структурах, модернизацию с помощью информационно-коммуникационных технологий средств и методов осуществления государственных функций, развитие демократических основ государственного управления, обеспечение принципов открытости и подотчетности обществу.

Суть концепции электронного правительства состоит именно в переходе к новым формам взаимодействия в системе государственного управления, к гибким организациям, ориентированным на знания, изменении принципов работы внутри правительственных структур.

2. Реализация концепции электронного правительства на практике

Подходы к реализации концепции электронного правительства

В современном мире не существует какого-то единого подхода к концепции электронного правительства. Можно выделить, как минимум три подхода к реализации данной идеи.

Первый подход, который условно можно назвать технократическим, рассматривает идею электронного правительства, как путь к тотальной информатизации как органов государственной власти, так и общества, в целом, что в свою очередь, приведет к формированию системы локальных информационных сетей как сегмента глобальной информационной сети, которая и обеспечит бесперебойную работу в режиме онлайн всех государственных сервисов, что сделает максимально простым и доступным ежедневное общение граждан с собственным правительством.

Стоит отметить, что электронное правительство является здесь элементом масштабного информационного преобразования общества. Изменение нормативно-правовой базы, образовательных акцентов, принципов формирования и расходования бюджета, экологических ориентиров, перераспределение зон приоритетной компетенции государственных и общественных структур, перенесение акцентов в экономике, обновление и расширение ценностных парадигм общества – все это, вместе со многими другими компонентами полноценной жизнедеятельности общества, является основой для реинжиниринга государственного управления, для создания и функционирования электронного правительства.

Также здесь электронное правительство выступает как инструмент взаимодействия граждан и государства через прямой доступ населения и предприятий к информации, к системам услуг административных органов государства и к демократическим институтам гражданского общества.

Второй подход, условно можно назвать корпоративным подходом. Он характеризируется тем, что электронное правительство рассматривается как система эффективного предоставления государственных услуг с помощью новейших информационно-коммуникационных технологий. Подход сформировался в соответствии с принципами электронной коммерции, которая, собственно, стала источником развития идеи электронного правительства. Исходя из соответствующего понимания природы государства, он вобрал в себя признаки частной корпорации, где государственные услуги были максимально дешевы и доступны. Согласно этому подходу, правительство, как крупная корпорация, должно стремиться к удовлетворению интересов своих налогоплательщиков, а с этой целью – к повышению своей эффективности, меняя модели работы на более технологичные и эффективные.

Третий подход, который приобретает все больше сторонников и постепенно получает признание в странах мира, рассматривает электронное правительство как новую парадигму (модель) управления в эпоху знаний.

Данный подход соединяет предыдущие два подхода и рассматривает электронное правительство как информационное пространство, в котором взаимодействие правительства и граждан (бизнеса, общественных организаций) организуется на основе синтеза:

- информационно-коммуникационных технологий;

- нормативно-правовой базы (принятие решений);

информационно-ресурсной базы.

Здесь же подчеркивается распространение новых принципов и подходов к управлению, которое сопровождается перестройкой всей системы управленческих процессов, преодолением стереотипов бюрократической культуры. Такого определения сейчас придерживаются правительства развитых стран мира и международные организации.

В современной научной литературе выделяются пять стадий развития системы электронного управления государством. Причем, стоит отметить, что каждое государство, поставившее перед собой цель построения новой парадигмы управления в эпоху знаний, неизбежно должно успешно пройти все пять этапов.

Целью первого этапа является присутствие государственных органов власти в мировой сети, для чего создаются сайты этих органов, носящих в основном информативный характер, без их централизации и взаимосвязи.

На втором этапе уже появляются определенные элементы интерактивности, такие как возможность скачивания определенных форм и бланков, а также возможность связи по электронной почте для разъяснения тех или иных вопросов касательно деятельности государственных органов власти.

На третьем этапе уже присутствует полная интерактивность, отличительной чертой которой является возможность граждан полноценно общаться с государственными органами в режиме онлайн. Это подразумевает возможность оплаты штрафов, заказа определенных услуг, таких как регистрация фирм, машин, места жительства и т. п. Основной целью третьего этапа является смена целевого назначения сайтов с информационных на обслуживающие с целью облегчения сотрудничества индивида с государством.

Следующий, четвертый этап включает в себя создание объединенных порталов государственных органов власти, через которые можно осуществлять все виды деятельности, для которых раньше нужно было обращаться непосредственно в данный государственный орган или его региональное представительство, для чего создаются региональные порталы, включающие в себя уже не только весь спектр государственных услуг, но и бизнес-услуги, такие как электронная коммерция, интернет-банкинг и т. д.

И, наконец, завершающим, пятым этапом, является создание единой электронной системы управления государством на основе единых электронных и нормативно-правовых стандартов, а также правительственного портала как единой точки доступа ко всем услугам для всех субъектов, как для граждан и их общественных объединений, так и для бизнес-структур. И на этом же этапе возможно полное внедрение систем прямой демократии, и как результат такой системы, электронное волеизъявление граждан путем всеобщего электронного голосования.

Подводя итоги, можно отметить, что современная парадигма государственного устройства в эпоху знаний имеет и ряд недостатков, таких как затратность на всеобщую компьютеризацию как органов государственной власти, так и на создание защищенных электронных сетей с ключами разграниченного доступа.

Помимо этого, любому государству необходимо повышать уровень образованности граждан с учетом новейших информационно-коммуникационных технологий, что так же требует бюджетного финансирования, но, по нашему мнению, все же начинать построение системы электронного правительства в государстве нужно с заинтересованности как органов государственной власти, так и граждан государства с целью построения высокотехнологичного гражданского общества.

Мировой опыт реализации электронного правительства

Самый высокий уровень реализации электронного правительства предполагает создание единых стандартов для государственных информационных систем: стандарты данных, стандарты межведомственного обмена информацией, стандарты метаданных (и поиска информации), а также стандарты безопасности.

Мировыми лидерами в области реализации единых стандартов в рамках концепции электронного правительства являются: Великобритания (правительственный шлюз, правительственный Интранет и стандарт e-GIF); Дания (инфраструктура Infostructureba); Швеция (Government Elink (GeL)); Австралия (FedLink – правительственный шлюз и защищенный правительственный Интранет); Гонконг (Government System Architecture (GSA) – архитектура государственной системы); США (Федеральная корпоративная архитектура информационных технологий государственных организаций). Великобритания уделяет большое внимание стандартам и протоколам, которые должны гарантировать совместимость государственных систем и технологий. Ключевые стандарты обеспечения совместимости и единства государственных систем определены в документе «Среда межведомственного взаимодействия в правительстве» (Government Interoperability Framework, e-GIF) и задают основные требования для предоставления интегрированных онлайновых государственных услуг. Следование этим стандартам является обязательным для всех государственных систем. Подход США связан с созданием концепции корпоративной архитектуры государственной организации и ее внедрением в состав электронного правительства. Вместе – и электронное правительство, и федеральная корпоративная ИТ-архитектура – предоставляют необходимые составляющие для достижения желаемой цели, состоящей в успешном внедрении прикладных информационных систем для электронного правительства, которые, в свою очередь, обеспечат требуемую эффективность и ответственность в выполнении функций государственного управления.

Концепция электронного правительства в Российской федерации

В России сегодняшней актуальнейшей задачей государственного управления есть задача формирование электронного правительства. Концепция электронного правительства в России – это синтез опыта зарубежных стран в этом вопросе: центры государственных слуг, появившиеся в нашей стране, – это заимствование опыта Германии и Бразилии. Российская модель электронного правительства была представлена в целевой федеральной программе «Электронная Россия 2002-2010 гг.» и государственной программе «Информационное общество» на 2011-2020 годы.

Программа «Информационное общество» ориентирована на формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной зашиты населения, повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных кадров. Государственная программа охватывает все отрасли и сферы деятельности, она призвана повысить качество жизни граждан на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий. Объем финансирования государственной программы за все время ее реализации из средств федерального бюджета составляет 1,2 трлн, рублей [6].

Постепенно РФ движется по пути от электронного правительства к электронному обществу. В России все больше развиваются электронные услуги и функции, количество офлайн-операций постепенно снижается. С каждым годом Интернет в России становится все доступнее. Постепенно решается задача по обеспечению минимальным набором услуг связи жителей малых населённых пунктов. На конец 2016 года ПАО «Ростелеком» построено около тыс. км волоконно-оптических линий связи, а также 3909 точек доступа к сети Интернет с использованием средств коллективного доступа в населенных пунктах с численностью населения от 250 до 500 человек [7].

За 2015-2016 годы реализован проект по созданию единой концепции и коммуникационной политики в части популяризации преимуществ получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Проведенная маркетинговая компания в сети Интернет обеспечила охват более чем 60 миллионов граждан.

Основным порталом по предоставлению государственных услуг Российской Федерации является Gosuslugi. ru. Информация на портале Gosuslugi. ni сгруппирована по нескольким категориям – для физических лиц; для юридических лиц; д. ля предпринимателей; для иностранных граждан. Авторизация на сайте происходит с помощью Единой системы идентификации и аутентификации граждан6. Условно эту систему можно назвать «электронным паспортом» гражданина РФ. В Единой системе идентификации и аутентификации граждан на начало 2017 года зарегистрировано более 40 млн. человек [8].

В 2007 году в России появились первые Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, которые работают по принципу «одного окна». Данный принцип предусматривает предоставление государственной или муниципальной услуги после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом. При этом взаимодействие с органами, предоставляющими государственные услуги, пли органами, предоставляющими муниципальные услуги, осуществляется многофункциональным центром без участия заявителя. На 1 марта 2017 года охват системой одного окна достиг 96,6% россиян от общего числа жителей страны.

В 2010 году было принято Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 года №1815-р «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011–2024 годы)». [5].

Программа «Информационное общество» с 2011 по 2017 год не менялась. В 2017 голу была опубликована новая версия программы, в которой были уточнены целевые показатели, которые отражают эффективность достижения целей, задач и основных мероприятий. В 2020 году в программу «Информационное общество» были внесены дополнительные изменения и программа была продлена до 2024 года. [5].

Перечисленные цели программы «Информационное общество» подтверждают активную позицию государства по развитию технологий электронного правительства и их активную интеграцию в систему государственного управления Российской Федерации.

Изучение нормативно-правового регулирования электронного правительства в Российской Федерации позволяет сделать вывод о высоком приоритете развития технологий электронного правительства и необходимой телекоммуникационной инфраструктуры, охватывающее все население страны. Далее необходимо рассмотреть цели и принципы электронного правительства.

Как было отмечено ранее, электронное правительство разработано для обеспечения эффективного способа обмена информацией между государством и заявителями (гражданами) при условии максимального использования возможностей, которые предоставляют современные телекоммуникационные технологии (мобильная связь, Интернет и прочее).

В развитых странах разработаны национальные программы по созданию и внедрению электронного правительства. Национальные программы содержат в себе этапы построения общегосударственной системы общественного управления, используя возможности современных информационных технологий.

Электронное правительство разработано и внедряется для эффективного взаимодействия общества и государства в вопросах управления государством и осуществлением государственной власти.

Представленные задачи в полной мере отражают сущность и направленность развития электронного правительства как инструмента управления функциями предоставления государственных услуг.

В организации системы электронного правительства соблюдаются основные семь её принципов.

Гласность означает, что все изменения и основы функционирования электронного правительства должны быть доверены до гражданского общества и бизнеса. Любое изменение нормативно-правовой базы электронного правительства должно отвечает обеспечению условий демократии. Гласность также означает, что все результаты, которые достигает правительство при формировании электронного правительства, должны быть доступны и обнародованы.

Ответственность подразумевает обеспечение полноты и достоверности информации, а также наступление административной ответственности для должностных лиц, нарушивших любой из принципов или положений системы электронного правительства.

Открытость означает, что система электронного правительства должна быть прозрачной и обеспечивать полный доступ гражданского общества к информации.

Оперативность означает, что все разрабатываемые и принимаемые решения должны быть реализованы в разумные сроки.

Приоритетность задач социально-экономического развития означает направленность всех нововведений и функционирования электронного правительства для повышения качества уровни жизни населения и уровня развития бизнес-структур в государстве.

Принцип единства системы электронного правительства означает полную согласованность всех структур в реализации системы электронного правительства.

Далее следует рассмотреть созданные в Российской Федерации инструменты реализации технологий электронного правительства.

Единый портал государственных и муниципальных услуг осуществляет значительный список функций, которые направлены как на информирование граждан о доступных услугах, способах получения услуг, так и практическое пользование услугами.

Благодаря единому порталу государственных и муниципальных услуг граждане могут подать различные заявления в электронной форме, отследить статус своего обращения и получить юридически значимый результат своего обращения (справка, официальный ответ государственных органов и прочее). Регистрация на едином портале государственных и муниципальных услуг доступна для граждан Российской Федерации, имеющих документ, подтверждающий личность. Регистрация возможна в нескольких формах в сети Интернет онлайн и при личном обращение в многофункциональный центр. При регистрации онлайн, пользователь может пользоваться большинством доступных услуг, но при этом, иметь ряд ограничений, связанных с необходимостью верификации и подтверждения личности. Поэтому, личное обращение в многофункциональный центр для регистрации на едином портале государственных и муниципальных услуг позволяет получить доступ сразу ко всему спектру предлагаемых услуг, которые можно получить в электронном виде.

Единая система межведомственного электронного взаимодействия создана для обеспечения единой технологической и коммуникационной инфраструктуры взаимодействия государственных и муниципальных информационных систем.

Единая система межведомственного электронного взаимодействия реализована в виде комплекса программно-технических средств и информационных баз данных, которые выполняют контролирующую и регламентирующую функцию по обмену данных в рамках проекта электронного правительства.

Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре обеспечивает информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, которые используют для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Единая система идентификации и аутентификации выступает инструментом, который подтверждает права граждан на санкционированный доступ к государственным и муниципальным услугам, а также права уполномоченных должностных лиц на санкционированный доступ к необходимым сведениям, нужным для предоставления услуг.

Проанализировав созданную инфраструктуру электронного правительства в Российской Федерации, можно сделать вывод, что помимо основной платформы взаимодействия общества и государства (Единый портал государственных и муниципальных услуг), создан ряд поддерживающей инфраструктуры, целью которой является обеспечение функционирования электронного правительства, защита персонализированных данных и ускорение передачи и обработки информации для сокращения сроков оказания услуги в электронном виде.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в конце ХХ века государства столкнулись с рядом вызовов времени, таких как рост спроса на услуги государства, требование повышения эффективности работы государственного аппарата со стороны граждан, падение общественного доверия к институтам власти и т. д. Это привело к пересмотру традиционных моделей и методов государственного управления во многих странах.

В развитие концепции электронного правительства значительный вклад внесли не только анализ предшествующего опыта реформирования государственного сектора и практики административных реформ, но и теория и практика управления в частном секторе

Определено, электронное государство преобразует систему деятельности государства и общества и не может существовать вне государства, термин «электронное государство» подразумевает использование новых технологий в исполнительной ветви власти и оказание услуг в электронной форме.

В России перспективы развития электронного государства связаны с развитием информационного общества и повышением уровня просвещения граждан, пользующихся онлайновыми сервисами для получения услуг, обращений в органы власти и др. Внедрение новых технологий требует ведения последовательной и взвешенной государственной политики, совершенствования законодательства, а также наличия специальных знаний, реконструкции стиля мышления современного человека в стремительно прогрессирующем информационном пространстве.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от N 8–ФЗ

2. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года №632-р «О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года» [Электронный ресурс].

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» [Электронный ресурс].

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 года №1815-р «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2024 годы)» [Электронный ресурс].

6. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 313 “Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)».

7. Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Российской Федерации «Информационное общество 2011-2020 годы)»

8. Атаисматов, И. Электронное правительство / И. Атаисматов // Наука и современность. – 2016. – № 48. – С. 59–63.

9. Герсонская, И. В. Концепция электронного правительства и ее значение в процессе развития государственного сектора экономики / И. В. Герсонская // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2021. – Т. 10, № 1 (34). – С. 119–123.

10. Голубева А. А. Электронное правительство: введение в проблему / А. А. Голубева // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. – 2005. – № 2. – С. 120–139.

11. Деревцова, Е. А. Электронное правительство в России: выбор вектора развития / Е. А. Деревцова // Вестник университета. – 2014. – № 3. – С. 24–28.

12. Иванов, Д. Ю. Формирование механизмов и технологий взаимодействия органов власти и общества в условиях цифровизации государственного управления / Д. Ю. Иванов, В. А. Волков // Управленческое консультирование. – 2023. – № 9 (177). – С. 107–117.

13. Идиатуллина, А. М. Реализация концепта «Электронное правительство» в Росcии: этапы и проблемы / А. М. Идиатуллина // Вестник Казанского технологического университета. – 2014. – Т. 17, № 24. – С. 422–427.

14. Концепция электронного правительства в современной России // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2008. – № 1. – С. 67–85.

15. Логуа Р. А., Балюков А. С. Электронное правительство в цифровую эпоху: концепция, практика и развитие // Основы экономики, управления и права. 2014. – № 5 (17). – С. 13–14.

16. Павленко, А. Н. Концепция электронного правительства / А. Н. Павленко, А. П. Багаева // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2012. – Т. 1, № 8. – С. 405–406.

17. Попова М. В. Концепция электронного правительства в системе государственного управления // Проблемы современной экономики (Новосибирск). – 2015. – №. 25. – С. 52–56.

18. Рудакова, С. А. Реализация концепции "электронного правительства" как направление реформ политического управления в современной России / С. А. Рудакова // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 5. – С. 225–227.

19. Соустин Ю. В. Концепция «электронного правительства» и возможности ее реализации в российских условиях // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2005. – №1. – С. 40–47.

20. Стариков, Е. Н. Концепция электронного правительства в российских реалиях и его влияние на развитие бизнеса / Е. Н. Стариков, К. А. Вотчал, К. О. Лоренц // Трансформация моделей корпоративного управления в новых экономических реалиях : Материалы Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 20 ноября 2020 года. – Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2020. – С. 140–147.

21. Стырин, Е. М. Государственные цифровые платформы: от концепта к реализации / Е. М. Стырин, Н. Е. Дмитриева, Л. Х. Синятуллина // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2019. – № 4. – С.31–60.

22. Титова, А. И. Электронное правительство в России и за рубежом / А. И. Титова // Россия: тенденции и перспективы развития : Ежегодник, Москва, 01 января – 01 2018 года / Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук; Ответственный редактор В.И. Герасимов. Том Выпуск 13, часть 1. – Москва: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2018. – С. 410–416.

23. Франгулова, Е. В. Сущность концепции «Электронное правительство» и мировой опыт ее реализации / Е. В. Франгулова // Вестник Астраханского Государственного Технического Университета. Серия: Управление, вычислительная техника и информатика: журнал. – 2010. – № 1. – С. 10–14.