Программа деятельности детского дома по возвращению детей в кровную семью
Возвращение воспитанника детского дома в кровную семью - это целостный процесс, направленный на формирование позитивного образа кровной семьи, положительной мотивации ребенка и «бывших» родителей на восстановление детско- родительских отношений, оценку их возможностей выполнять родительские обязанности, организацию работы по восстановлению в родительских правах и созданию условий для возвращения воспитанника детского дома в кровную семью.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Альметьевский детский дом»
Программа деятельности
детского дома
по возвращению в кровную семью
г. Альметьевск
Пояснительная записка
«… родители могут быть восстановлены в родительских правах в случаях, если они изменили поведение, образ жизни и отношение к воспитанию ребенка». «Одновременно с заявлением родителей о восстановлении в родительских правах может быть рассмотрено требование о возврате или возвращении ребенка родителям». Семейный Кодекс (ст. 69, 72, 73, 76). Ст. 75 Семейного кодекса РФ гласит: родителям, родительские права которых ограничены судом, могут быть разрешены контакты с ребенком, если это не оказывает на ребенка вредного влияния. Контакты родителей с ребенком допускаются с согласия администрации организации, в котором находится ребенок. Это способствует процессу преодоления ребенком последствий психологической или моральной травмы, восстановлению утраченных ребенком социальных связей и семейных отношений.
Существенным признаком состояния общества последних лет стало социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условий жизни значительной части семей, следствием чего становится изменение отношения к детям, вытеснение их из семей, беспризорность. На обеспечение социальной защиты, воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государством и обществом затрачиваются значительные средства, а выпускники детских домов с большим трудом адаптируются в обществе.
На сегодня лучшей формой удовлетворения потребностей ребенка сироты является передача его на воспитание в замещающую семью. Но нельзя не учитывать, что если дети не попадают под опеку родственников, то они часто теряют связи с родными, находятся вдалеке от семьи, знакомых, друзей, территории, где начиналось их детство, т.е. испытывают серьезные психологические потери:
- потеря генетической, культурной истории;
- потеря (нарушение) окружающей среды, в которой вырос ребенок: дом, игрушки, вещи, домашнее животное, социум (друзья, учителя и т.д.);
- географические и природные «потери», связанные с перемещением ребенка;
- потеря родных родителей и кровных родственников – семьи;
- потеря (разлучение) с сиблингами;
- потеря разделенного с кем-либо времени, опыта – прошлого;
- потеря культурных, национальных, семейных традиций;
- потеря осознания своего сходства с кем-то из родственников – физического сходства;
- потеря места на родословном древе;
- потеря порядка рождения детей в семье (младший, старший);
- потеря истории рождения и свидетельств о рождении (воспоминания родных);
- потеря религиозных взглядов;
- иногда потеря имени, данного при рождении и осознании того, кто дал это имя;
- потери в самосознании и самооценке;
- потеря возможности чувствовать себя частью большинства. Дети, воспитывающиеся в замещающих семьях, в общественном сознании относятся к меньшинству.
Все это накладывает на учреждения для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязанность искать новые формы воспитания детей, обеспечивать сохранность родственных связей, работать с кровной семьей воспитанника. Воспитание ребенка в кровной семье наиболее полно отвечает его потребностям и интересам, обеспечивая сохранность чувства родства и привязанности и постоянства отношений, что является основой полноценного развития личности.
На сегодняшний день более плотная работа ведется с родителями, ограниченными в родительских правах, возвратившиеся с мест лишения свободы.
Возвращение воспитанника детского дома в кровную семью - это целостный процесс, направленный на формирование позитивного образа кровной семьи, положительной мотивации ребенка и «бывших» родителей на восстановление детско- родительских отношений, оценку их возможностей выполнять родительские обязанности, организацию работы по восстановлению в родительских правах и созданию условий для возвращения воспитанника детского дома в кровную семью.
Целевые группы:
Биологические семьи, находящиеся в кризисной ситуации (родители, ограниченные в родительских правах; родители, лишенные родительских прав, если они изменили поведение, образ жизни и (или) отношение к воспитанию ребенка и уже в состоянии обеспечить надлежащее воспитание и развитие ребенка; родители, отбывающие наказание в местах лишения свободы, но не лишенные родительских прав; родители, отказавшиеся от ребенка при рождении).
Воспитанники детского дома (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей).
Социально-благополучные родственники воспитанников.
Цель программы: обеспечение прав и интересов ребенка на воспитание в родной семье.
Задачи программы:
- Организовать и реализовать комплекс социально-реабилитационных мероприятий с биологическими родителями, родственниками воспитанников по формированию их положительной мотивации на восстановление детско-родительских отношений.
- Организовать и реализовать психолого-педагогическую работу с ребенком по преодолению последствий психологической травмы, формированию мотивации к возврату в кровную семью.
- Организовать и реализовать сопровождение кровной семьи после воссоединения с ребенком для предотвращения рецидивов.
Возможности для передачи ребенка в кровную семью не могут быть равными каждый год и постоянно нарастать. Показатели во многом зависят от того, насколько были разрушены родственные связи в семье и сколько времени требуется для их восстановления. Поэтому показателям результативности своей работы мы считаем позитивную динамику передачи детей в семью (т.е. возвращение в семью прослеживается постоянно, а количество возвращений определяется временем окончания реабилитационной работы с каждой конкретной семьей).
Ожидаемый результат:
- Увеличение количества воспитанников, переданных в кровную семью.
- Отсутствие возвратов (вторичного сиротства) из кровной семьи.
- Сокращение периода проживания ребенка в условиях детского дома.
Содержание программы:
Программа по восстановлению кровной семьи включает несколько блоков:
- блок - Социально-психологическая работа с кровной семьей.
- блок – Психолого-педагогическая работа с ребенком по преодолению последствий психологической травмы, формированию мотивации к возврату в кровную семью.
- блок – Сопровождение кровной семьи после воссоединения с ребенком для предотвращения рецидивов.
I-й блок
Социально-психологическая работа с кровной семьей
№ п/п | Содержание деятельности | Используемые средства | Ответственные | Критерии результативности |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Анализ особенностей личностного статуса родителей, лишенных или ограниченных в родительских правах, составление карты социального контакта. | 1.Работа с личными делами воспитанников. 2.Собеседование с родителями, родственниками воспитанников. | 1.Социальнй педагог, педагог- психолог | 1.Карта социальных контактов биологических родителей. 2.Определение группы родителей, родственников для сотрудничества. |
2 | Оценка возможности выполнять родительские обязанности и создать условия для удовлетворения потребностей ребенка в семье. | Обследование жилищных условий, экономического дохода семьи | Специалист управления « Опека», социальный педагог | 1.Акт обследования жилищных условий. 2.Справка с места работы. 3.Характеристика с места работы, от соседей, родственников. |
3 | Определение характера помощи родителям, ориентированным на восстановление родительских функций. Межведомственное взаимодействие. | Разработка индивидуальных программ восстановления детско-родительских отношений | Социальный педагог, педагог- психолог, биологический родитель | Индивидуальные программы восстановления детско-родительских отношений |
4 | Подготовка родителей к исполнению своей родительской роли. | Групповая и индивидуальная реабилитационно- коррекционная работа с членами семьи по рефлексии прошлого опыта воспитания ребенка. | Социальный педагог, педагог- психолог | Готовность родителей к восстановлению семьи (регулярные посещения ребёнка, совместное время препровождение) |
5 | Социально-юридическая помощь в восстановлении родителей в родительских правах | Составление представлений для суда, юридическое сопровождение в составлении исковых заявлений. | Юрисконсульт, социальный педагог | Возврат ребенка в кровную семью |
II-й блок
Психолого-педагогическая работа с ребенком
по преодолению последствий психологической травмы и формированию мотивации к возврату в кровную семью
№ п/п | Содержание деятельности | Используемые средства | Ответственные | Критерии результативности |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Выделение ведущих актуальных проблем, номинальное психологическое состояние и степень травматизации. | Работа ПМПк; диагностический материал | Руководитель ПМПк, педагог-психолог | Заполнение журнала решений заседаний ПМПк, написание психологического заключения. |
Психологическое исследований эмоционально- волевой и личностной сфер ребёнка. | Методика Люшер, Мини-Мульт, проективные методики ДДЧ, Кактус, Динамический рисунок семьи, наблюдение (включенное и не включённое), изучение продуктов деятельности | Педагог-психолог | Мониторинг психо-эмоционального состояния; выявление сохранных и утраченных функций (для их коррекции и восстановления) | |
2. | Разработка индивидуальной программы психолого- педагогического сопровождения ребёнка в подготовке к воссоединению с кровной семьёй. | Изучение личного и медицинского дела, изучение предыдущего ИПР. Беседы с родителями. | Руководитель ПМПк, педагог-психолог | Индивидуальная программа психолого- педагогического сопровождения ребёнка в подготовке к воссоединению с кровной семьёй. |
3. | Реализация индивидуальной программы психолого- педагогического сопровождения ребёнка в подготовке к воссоединению с кровной семьёй: | Занятия с элементами тренинга, занятия с элементами песочной терапии, использование в работе модули Монтессори | Педагог-психолог | «Отработка» и «проживание» травматического опыта ребенка. Стабилизировать и «закрепить» эмоционально-волевую сферу. |
3.1. | Компенсация и коррекция выявленных дефицитов и наиболее уязвимых сфер | Занятия с элементами арт-терапии, сказкотерапии, песочная терапия, ролевые игры, | Педагог- психолог | 1.Повышение самооценки, эмоциональный комфорт, ориентация на успех в достижении целей. |
3.2 | Формирование позитивного образа кровной семьи и место ребенка в ней | 1.Индивидуальные беседы подростка с психологом по проблемам: «Принимаю ли я своих родителей»; «Мои самые лучшие воспоминанию о жизни дома»; « Умею ли я прощать»; « Это правда, что родителей не выбирают»; «Моя будущая жизнь». 2.Проект «Книга жизни», ролевые игры, упражнения на проигрывание семейных ролей, семейных отношений, правил семьи | Педагог- психолог | Психологическая готовность детей к восстановлению своей социальной роли в кровной семье |
3.3 | Развитие позитивного детско-родительского взаимодействия |
-праздники; -семейные мероприятия | Педагог- психолог, педагог- организатор | Позитивная динамика развития детско- родительских отношений |
III-й блок
Комплекс социально-реабилитационных мероприятий
по формированию положительной мотивации родителей
на восстановление детско-родительских отношений
№ п/п | Содержание деятельности | Используемые средства | Ответственные | Критерии результативности |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Анализ особенностей личностного статуса родителей, лишенных или ограниченных в родительских правах | Работа с личными делами воспитанников. Собеседование с родителями, родственниками | Социальный педагог, педагог-психолог | Определение характера помощи родителям, ориентированным на восстановление родительских функций. | |
Определение характера помощи родителям, ориентированным на восстановление родительских функций. | Письма, телефонная связь, встречи, сеть «Интернет» | Социальный педагог, педагог-психолог | Сбор информаций о месте нахождения родителей и родственников | |
Подготовка родителей к исполнению своей родительской роли. | (телефонная связь, встречи, сеть «Интернет) | Социальный педагог, педагог-психолог | Связь с кровными родителями воспитанников | |
Подготовка воспитанников к жизни в семье | Дни открытых дверей, тренинги, культурно- массовые мероприятия. | Социальный педагог, педагог-психолог | Формирование положительного отношения к родителям, позитивного образа кровной семьи. |
IV блок
Сопровождение кровной семьи
после воссоединения с ребенком для предотвращения рецидивов
№ п/п | Содержание деятельности | Используемые средства | Ответственные | Критерии результативности |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Поддержание контактов с ребенком и его кровной семьей: по телефону, e-mail, индивидуальные собеседования, встречи с органами опеки и попечительства, администрацией сельских советов, директорами школ и родителями. | Письма, телефонная связь, встречи, сеть «Интернет» | Руководитель детского дома, социальный педагог, педагог- психолог, социальный педагог, педагог-психолог СССУД. | Связь с кровными родителями воспитанников | |
Консультации по актуальным вопросам социального, психологического, медицинского и правового плана. | Письма, телефонная связь, встречи, сеть «Интернет» | Руководитель детского дома, социальный педагог, педагог- психолог, социальный педагог, педагог-психолог СССУД | Связь с кровными родителями воспитанников |
