Программа деятельности детского дома по возвращению детей в кровную семью

Иванова Ильмира Камилевна

Возвращение воспитанника детского дома в кровную семью - это целостный процесс, направленный на формирование позитивного образа кровной семьи, положительной мотивации ребенка и «бывших» родителей на восстановление детско- родительских отношений, оценку их возможностей выполнять родительские обязанности, организацию работы по восстановлению в родительских правах и созданию условий для возвращения воспитанника детского дома в кровную семью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Альметьевский детский дом»

Программа деятельности

детского дома

по возвращению в кровную семью

г. Альметьевск

Пояснительная записка

«… родители могут быть восстановлены в родительских правах в случаях, если они изменили поведение, образ жизни и отношение к воспитанию ребенка». «Одновременно с заявлением родителей о восстановлении в родительских правах может быть рассмотрено требование о возврате или возвращении ребенка родителям». Семейный Кодекс  (ст. 69, 72, 73, 76). Ст. 75 Семейного кодекса РФ гласит: родителям, родительские права которых ограничены судом, могут быть разрешены контакты с ребенком, если это не оказывает на ребенка вредного влияния. Контакты родителей с ребенком допускаются с согласия администрации организации, в котором находится ребенок. Это способствует процессу преодоления ребенком последствий психологической или моральной травмы, восстановлению утраченных ребенком социальных связей и семейных отношений.

Существенным признаком состояния общества последних лет стало социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условий жизни значительной части семей, следствием чего становится изменение отношения к детям, вытеснение их из семей, беспризорность. На обеспечение социальной защиты, воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государством и обществом затрачиваются значительные средства, а выпускники детских домов с большим трудом адаптируются в обществе.

На сегодня лучшей формой удовлетворения потребностей ребенка сироты является передача его на воспитание в замещающую семью. Но нельзя не учитывать, что если дети не попадают под опеку родственников, то они часто теряют связи с родными, находятся вдалеке от семьи, знакомых, друзей, территории, где начиналось их детство, т.е. испытывают серьезные психологические потери:

  • потеря генетической, культурной истории;
  • потеря (нарушение) окружающей среды, в которой вырос ребенок: дом, игрушки, вещи, домашнее животное, социум (друзья, учителя и т.д.);
  • географические и природные «потери», связанные с перемещением ребенка;
  • потеря родных родителей и кровных родственников – семьи;
  • потеря (разлучение) с сиблингами;
  • потеря разделенного с кем-либо времени, опыта – прошлого;
  • потеря культурных, национальных, семейных традиций;
  • потеря осознания своего сходства с кем-то из родственников – физического сходства;
  • потеря места на родословном древе;
  • потеря порядка рождения детей в семье (младший, старший);
  • потеря истории рождения и свидетельств о рождении (воспоминания родных);
  • потеря религиозных взглядов;
  • иногда потеря имени, данного при рождении и осознании того, кто дал это имя;
  • потери в самосознании и самооценке;
  • потеря возможности чувствовать себя частью большинства. Дети, воспитывающиеся в замещающих семьях, в общественном сознании относятся к меньшинству.

Все это накладывает на учреждения для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязанность искать новые формы воспитания детей, обеспечивать сохранность родственных связей, работать с кровной семьей воспитанника. Воспитание ребенка в кровной семье наиболее полно отвечает его потребностям и интересам, обеспечивая сохранность чувства родства и привязанности и постоянства отношений, что является основой полноценного развития личности.

На сегодняшний день более плотная работа ведется с родителями, ограниченными в родительских правах, возвратившиеся с мест лишения свободы.

Возвращение воспитанника детского дома в кровную семью - это целостный процесс, направленный на формирование позитивного образа кровной семьи, положительной мотивации ребенка и «бывших» родителей на восстановление детско- родительских отношений, оценку их возможностей выполнять родительские обязанности, организацию работы по восстановлению в родительских правах и созданию условий для возвращения воспитанника детского дома в кровную семью.

Целевые группы:

Биологические семьи, находящиеся в кризисной ситуации (родители, ограниченные в родительских правах; родители, лишенные родительских прав, если они изменили поведение, образ жизни и (или) отношение к воспитанию ребенка и уже в состоянии обеспечить надлежащее воспитание и развитие ребенка; родители, отбывающие наказание в местах лишения свободы, но не лишенные родительских прав; родители, отказавшиеся от ребенка при рождении).

Воспитанники детского дома (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей).

Социально-благополучные родственники воспитанников.

Цель программы: обеспечение прав и интересов ребенка на воспитание в родной семье.

Задачи программы:

  1. Организовать и реализовать комплекс социально-реабилитационных мероприятий с биологическими родителями, родственниками воспитанников по формированию их положительной мотивации на восстановление детско-родительских отношений.
  2. Организовать и реализовать психолого-педагогическую работу с ребенком по преодолению последствий психологической травмы, формированию мотивации к возврату в кровную семью.
  3. Организовать и реализовать сопровождение кровной семьи после воссоединения с ребенком для предотвращения рецидивов.

Возможности для передачи ребенка в кровную семью не могут быть равными каждый год и постоянно нарастать. Показатели во многом зависят от того, насколько  были разрушены родственные связи в семье и сколько времени требуется для их восстановления. Поэтому показателям результативности своей работы мы считаем позитивную динамику передачи детей в семью (т.е. возвращение в семью прослеживается постоянно, а количество возвращений определяется временем окончания реабилитационной работы с каждой конкретной семьей).

Ожидаемый результат:

  1. Увеличение количества воспитанников, переданных в кровную семью.
  2. Отсутствие возвратов (вторичного сиротства) из кровной семьи.
  3. Сокращение периода проживания ребенка в условиях детского дома.

Содержание программы:

Программа по восстановлению кровной семьи включает несколько блоков:

  1. блок - Социально-психологическая работа с кровной семьей.
  2. блок – Психолого-педагогическая работа с ребенком по преодолению последствий психологической травмы, формированию мотивации к возврату в кровную семью.
  3. блок – Сопровождение кровной семьи после воссоединения с ребенком для предотвращения рецидивов.

I-й блок

Социально-психологическая работа с кровной семьей

п/п

Содержание

деятельности

Используемые

средства

Ответственные

Критерии

результативности

1

2

3

4

5

1

Анализ особенностей личностного статуса родителей, лишенных или ограниченных в родительских правах, составление карты социального контакта.

1.Работа с личными делами воспитанников.

2.Собеседование с родителями, родственниками

воспитанников.

1.Социальнй педагог, педагог- психолог

1.Карта социальных контактов биологических родителей.

2.Определение группы родителей, родственников        для

сотрудничества.

2

Оценка возможности выполнять родительские обязанности и создать условия        для

удовлетворения потребностей ребенка в семье.

Обследование жилищных условий, экономического дохода семьи

Специалист управления

« Опека», социальный педагог

1.Акт обследования жилищных условий.

2.Справка с места работы.

3.Характеристика с места        работы, от соседей, родственников.

3

Определение                характера помощи        родителям, ориентированным        на восстановление родительских функций.

Межведомственное взаимодействие.

Разработка индивидуальных программ восстановления детско-родительских отношений

Социальный педагог, педагог- психолог, биологический родитель

Индивидуальные программы восстановления детско-родительских отношений

4

Подготовка родителей к исполнению своей родительской роли.

Групповая                        и индивидуальная реабилитационно- коррекционная работа        с        членами семьи по рефлексии прошлого                опыта воспитания ребенка.

Социальный педагог, педагог- психолог

Готовность родителей к восстановлению семьи (регулярные посещения ребёнка, совместное время препровождение)

5

Социально-юридическая помощь        в

восстановлении родителей        в

родительских правах

Составление представлений для суда, юридическое сопровождение в

составлении исковых заявлений.

Юрисконсульт, социальный педагог

Возврат ребенка в кровную семью

II-й блок

Психолого-педагогическая работа с ребенком

по преодолению последствий психологической травмы и формированию мотивации к возврату в кровную семью

п/п

Содержание

деятельности

Используемые средства

Ответственные

Критерии

результативности

1

2

3

4

5

1.

Выделение ведущих актуальных проблем, номинальное психологическое состояние и степень травматизации.

Работа ПМПк; диагностический материал

Руководитель ПМПк, педагог-психолог

Заполнение журнала решений

заседаний ПМПк, написание психологического заключения.

Психологическое  исследований эмоционально- волевой  и личностной сфер ребёнка.

Методика Люшер, Мини-Мульт, проективные методики ДДЧ, Кактус, Динамический рисунок семьи, наблюдение (включенное и не включённое), изучение продуктов деятельности

Педагог-психолог

Мониторинг психо-эмоционального состояния; выявление сохранных и утраченных функций (для их коррекции и восстановления)

2.

Разработка индивидуальной программы психолого- педагогического сопровождения

ребёнка в подготовке к воссоединению с кровной семьёй.

Изучение личного и медицинского дела, изучение предыдущего ИПР. Беседы с родителями.

Руководитель ПМПк, педагог-психолог

Индивидуальная

программа психолого- педагогического сопровождения ребёнка в подготовке к  воссоединению        с кровной семьёй.

3.

Реализация индивидуальной программы психолого- педагогического сопровождения

ребёнка в подготовке к воссоединению с кровной семьёй:

Занятия с элементами тренинга, занятия с элементами песочной терапии, использование в работе модули Монтессори

Педагог-психолог

«Отработка» и «проживание» травматического опыта ребенка. Стабилизировать и «закрепить» эмоционально-волевую сферу.

3.1.

Компенсация и коррекция выявленных дефицитов и наиболее уязвимых сфер

Занятия с элементами арт-терапии, сказкотерапии, песочная терапия, ролевые игры,

Педагог- психолог

1.Повышение самооценки, эмоциональный комфорт, ориентация на успех в достижении целей.

3.2

Формирование позитивного        образа кровной семьи и место ребенка в ней

1.Индивидуальные беседы подростка с психологом         по проблемам: «Принимаю ли я своих родителей»; «Мои самые лучшие воспоминанию о жизни дома»; « Умею ли я прощать»; « Это правда, что родителей не выбирают»; «Моя будущая жизнь».

2.Проект «Книга жизни», ролевые игры, упражнения на проигрывание семейных ролей, семейных отношений, правил семьи

Педагог- психолог

Психологическая готовность детей к восстановлению своей социальной роли в кровной семье

3.3

Развитие позитивного детско-родительского взаимодействия

  • семейное консультирование;
  • совместные прогулки;

-праздники;

 -семейные мероприятия

Педагог- психолог, педагог- организатор

Позитивная динамика развития детско- родительских отношений

                                                                                   III-й блок

Комплекс социально-реабилитационных мероприятий

по формированию положительной мотивации родителей

на восстановление детско-родительских отношений

№ п/п

Содержание деятельности

Используемые средства

Ответственные

Критерии результативности

1

2

3

4

5

Анализ особенностей личностного статуса родителей, лишенных или ограниченных в родительских правах

Работа  с  личными

делами воспитанников.

Собеседование  с

родителями, родственниками

Социальный педагог, педагог-психолог

Определение характера помощи родителям, ориентированным на восстановление родительских функций.

Определение  характера помощи  родителям, ориентированным  на

восстановление родительских функций.

Письма, телефонная связь, встречи, сеть «Интернет»

Социальный

педагог, педагог-психолог

Сбор информаций о месте нахождения родителей и родственников

Подготовка  родителей  к исполнению  своей родительской роли.

(телефонная связь, встречи, сеть «Интернет)

Социальный

педагог, педагог-психолог

Связь с кровными родителями воспитанников

Подготовка воспитанников к жизни в семье

Дни открытых дверей, тренинги, культурно- массовые мероприятия.

Социальный педагог, педагог-психолог

Формирование положительного отношения к родителям, позитивного образа кровной семьи.

IV блок

Сопровождение кровной семьи

после воссоединения с ребенком для предотвращения рецидивов

№ п/п

Содержание деятельности

Используемые средства

Ответственные

Критерии результативности

1

2

3

4

5

Поддержание контактов с ребенком и его кровной семьей: по телефону, e-mail, индивидуальные собеседования, встречи с органами опеки и попечительства, администрацией сельских советов, директорами школ и родителями.

Письма, телефонная связь, встречи, сеть «Интернет»

Руководитель детского дома, социальный педагог, педагог- психолог,

социальный педагог, педагог-психолог СССУД.

Связь с кровными родителями воспитанников

Консультации по актуальным вопросам социального, психологического, медицинского и правового плана.

Письма, телефонная связь, встречи, сеть «Интернет»

Руководитель детского дома, социальный педагог, педагог- психолог,

социальный педагог, педагог-психолог СССУД

Связь с кровными родителями воспитанников