Создание тематического портфолио. Обобщающий урок по теме "Векторная и растровая графика".

Обухова Надежда Владимировна

Урок является завершающим по предмету Компьютерная грфика. В некотором роде это контрольная работа. Цель работы - собрать портфолио из своих фотографий, обработанных в PhotoShop и CorelDraw с помощью графического планшета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon portfolio.doc778 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное агенство по образованию

 ФГОУ СПО "Гусевский стекольный колледж"

Методическая разработка

Создание тематического портфолио

«Графические редакторы CorelDraw, PhotoShop»

Разработал:

Обухова Н. В.                                                   

 

        

2009 г.


Эпиграф

"У каждого учащегося будет "портфолио", то есть индивидуальный "портфель" образовательных достижений - результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы. Это очень важно при определении его готовности к углубленному изучению ряда предметов".

(Министр образования В.М.Филиппов "Комсомольская правда" 14.01.2003)

Что такое портфолио

Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений студента в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые им в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной коммуникативной и др.) и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.

В педагогической литературе портфолио характеризуется как:

  1. коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению;
  2. выставка учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения.

Философия учебного портфолио предполагает:

– cмещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету;

– интеграцию количественной и качественной оценок;

– перенос педагогического ударения с оценки на самооценку;

– основной смысл портфолио: "Показать все, на что ты способен".


Концепция портфолио:

Портфолио - перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного учащегося. Портфолио выпускника может служить дополнением к результатам ЕГЭ или каких-либо иных форм экзаменов при поступлении в вуз, поскольку наиболее полно покрывает тот дефицит информации об абитуриенте, который неизбежен при любой экзаменационной процедуре. Портфолио в качестве накопительной оценки отражает устойчивые и долговременные образовательные результаты, компенсируя эффект случайного успеха или неуспеха в ситуации экзамена, тестирования.

Нам всем придется привыкнуть к формуле:

аттестат + портфолио = образовательный рейтинг учащегося.

Слово портфолио в переводе с английского означает портфель, папка, а в переводе с итальянского языка - рекламный проспект (один из вариантов перевода).

В конце прошлого века такая рекламная папка становится необходимым атрибутом в работе манекенщиц, художников и других людей творческих специальностей. Цель такого портфолио - рекламная демонстрация достижений его владельца, что позволяло судить об уровне его способностей, мастерстве.

Возможно, именно это рациональное зерно побудило специалистов образования обратить внимание на потенциальные возможности портфолио как основы для разработки принципиально нового подхода к оцениванию познавательной деятельности учащихся.

Сегодня существует несколько различных определений портфолио учащихся:

1. Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений студента в определенный период его обучения. Портфолио ориентирован не только на процесс оценивания полученных учащимся результатов, но и на самооценку, то есть активное и сознательное отношение его самого к процессу и результатам обучения.

2. Портфолио – это коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

3. Портфолио – систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых преподавателем и студентом для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых.

4. Портфолио - рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения учащихся.

В некоторых школах, например, особенно в тех, которые принимали участие в эксперименте по введению и реализации предпрофильной подготовки и переходу на профильное обучение, наличие ученического портфолио стало обязательным. Студенческое портфолио сегодня является также широко распространенным явлением.

Образовательным учреждениям предоставлена широкая возможность выбора: каким должно быть портфолио, какой должна быть его структура, как его оценивать – решается на местах.

Рабочая группа Минобразования и науки России разработала подход, в котором задаются рамочные стандарты этого документа. Портфолио может состоять, например, из трех моделей: «портфолио документов», «портфолио работ», «портфолио отзывов».

«Портфолио документов» – папка сертификатов, грамот, свидетельств, подтверждающих образовательный результат учащегося.

«Портфолио работ» - собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ учащегося, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.

«Портфолио отзывов» – оценка учащимся своих достижений, проделанный им анализ различных видов учебной и внеучебной деятельности и её результатов, резюме, планирование будущих образовательных этапов, а также отзывы, представленные преподавателями, родителями и др.

Рекомендуется также создавать комплексное портфолио, которое включает в себя все представленные ранее модели папки достижений.

Через содержание своего портфолио, отобранное им самостоятельно, студент должен продемонстрировать:

• Степень своего развития (интеллектуального, творческого, коммуникативного и т.д.);

• Владение различными способами действия по созданию образовательного продукта;

• Уровень и рост образовательного результата в выбранном направлении;

• Умение планировать и анализировать свою деятельность, ставить цель и добиваться ее, объективно оценивать свои достижения.

Назначение студенческого портфолио призвано:

•  «поддерживать высокую учебную мотивацию учащихся;

•  поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

•  развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

•  формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

•  содействовать индивидуализации (персонализации) образования учащихся;

•  закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации».

Творческие работы, пусть даже не слишком объемные, но выполняемые в системе, дают гораздо более полное представление о студенте.

Поэтому очень важно организовать со стороны студента такую деятельность по наполнению своего портфолио, которая позволит ему накапливать результаты своей работы, подводить итоги своей работы, анализировать причины успешности и неудачи. Творческие работы станут результатом тщательно спланированной деятельности не только во внеурочной деятельности, но в первую очередь на самом уроке.

Подобное понимание назначения портфолио, организация взаимодействия преподавателя и студента позволят в полной мере реализовывать современную инновационную технологию «Портфолио» через урок и внеурочную деятельность.

Портфолио можно рассматривать как средство самоорганизации и саморазвития личности.

По удачному выражению известного русского педагога и психолога П.Ф. Каптерева, “школа своим учением окажет наиболее глубокое влияние в том случае, когда она образование поставит на почву самообразования и саморазвития и лишь будет по мере средств и возможности помогать этому процессу… Таким образом, не школа и образование есть основа и источник самовоспитания и самообразования, а, наоборот, саморазвитие есть та необходимая почва, на которой школа только и может существовать”.

Задачей любого образовательного учреждения является создание таких условий, которые бы обеспечивали “запуск” механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности, а также способствовали бы формированию мотивации достижения.

Одним из таких средств может стать портфолио.

После проверки преподавателем портфолио необходимо организовать их презентацию и публичную защиту. Учащиеся выступают перед группой, раскрывают содержание своих работ, а другие учащиеся задают вопросы, обсуждают, а затем выставляют свои оценки презентируемому портфолио по собственным критериям. Одним из способов оценивания является модель “ИТОГ”. Данная таблица может заполняться как индивидуально, так и в группе.

И         

Интересные моменты портфолио. Что понравилось в нем особенно?

Т

Темы, которые были раскрыты лучше всего (полнее, доказательнее, глубже)

О         

Оценка портфолио на основании собственных критериев

Г         

Главный вывод по всему портфолио

Другим способом оценивания может быть заполнение такой таблицы (параметры оценки задаются самим студентом):

Достоинства портфолио        

Недостатки

1.

1. (критерии оценки)        

2.        

2.

3.

3.        

4.        

4.

После публичной презентации портфолио у студента должен состояться разговор с наставником, тьютором, научным руководителем по поводу качества портфолио и успешности его защиты. Результатом этого разговора может быть программа дальнейшего углубления познавательного интереса студента или, напротив, смена темы (проблемы), а соответственно и познавательного интереса. Преподаватель предлагает разные варианты и траектории личностного развития, а студент выбирает.

Стоит отметить, что достоинства портфолио несомненны. Это прекрасное средство углубления и оформления познавательных интересов, развития интеллектуальных рефлексивных способностей учащихся, комплексной проверки уровня усвоения учебного материала, индивидуализации и дифференциации обучения, формирования мотивации достижения, а, следовательно, и создания ситуации успеха.

Конспект обобщающего урока

по предмету «Компьютерная графика»

по теме «Графические редакторы CorelDraw, PhotoShop»

специальность «Прикладная информатика», 4 курс 

Цели урока:

Воспитательные:

  1. воспитание дисциплинированности, целеустремленности;
  2. воспитание сознательности, уважительного отношения к мнению других.

Образовательные:

1. Закрепить знания по основным темам:

  1. Векторный графический редактор CorelDraw.
  2. Растровый графический редактор PhotoShop.

Развивающие:

  1. развитие творческого мышления;
  2. развитие навыка анализа информации (на базе навыков сравнения и наблюдения);
  3. развитие познавательного интереса;
  4. развитие самооценки;
  5. развитие умения презентировать результаты своих исследований, грамотно выражать мысли и оценивать работу других;
  6. развитие умения обоснованно убеждать других.

Формы работы: парная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: 

  1. программное обеспечение: CorelDraw, PhotoShop;
  2. проектор, презентация;
  3. задания в электронном виде на каждом ПК;
  4. сканер, фотоаппарат, графические планшеты;
  5. компьютеры IBM PC.

План урока:

  1. Организационный момент;
  2. Мотивационный момент;
  3. Устный опрос;
  4. Закрепление и систематизация знаний на основе повторения и обобщения материала по данным темам;
  5. Подведение итогов занятия, выставление отметок.

Ход урока

Организационный момент:

Контроль посещаемости и готовности к уроку.

Мотивационный момент:

Сообщение темы и целей урока; ориентация на практическую направленность темы урока, знакомство с формой урока – составление индивидуального портфолио.

Устный опрос

Проведение индивидуального опроса по основным понятиям темы.

  1. Перечислите основные панели инструментов CorelDraw, PhotoShop.
  2. Какие эффекты для редактирования фотографий можно использовать?
  3. Какие принципы формирования композиции вы знаете?
  4. Какие художественные приёмы оформления вы знате?
  5. В каких целях можно использовать графический планшет при работе с компьютерной графикой?

Закрепление и систематизация знаний на основе повторения и обобщения материала по данной теме

  1. Знакомство с правилами составления портфолио.

Составление портфолио, которое вы будите сегодня представлять, преследует следующую цель: используя навыки работы в графических редакторах Corel Draw и PhotoShop продемонстрировать ваши достижения в области компьютерной графики: составления и художественного оформления композиции. А также умение работать с техническими средствами компьютерной графики: графическим планшетом, сканером, фотоаппаратом. Рабочим материалом для составления портфолио будут ваши фотографии.

Каждая фотография должна быть оформлена художественной рамкой и содержать текстовую надпись. Для этого используйте возможности PhotoShop.Фотографии размещаются на отдельных листах Corel Draw, оформленных в одном стиле: фон, рамки, виньетки, другие объекты для художественного оформления. Для этого можно использовать инструменты преобразования кривых, интерактивную группу инструментов и другие.

  1. Выдача заданий.

Портфолио будет содержать следующие разделы:

- фотография с эффектом старины;

- акварельный портрет;

- карандашный рисунок (используя фильтр);

- карандашный эскиз (с помощью планшета);

- карикатура;

- коллаж;

- «родословное» дерево.

  1. Выполнение заданий.

При выполнении работы можно воспользоваться следующими инструкциями.

Карикатура – это юмористический шарж, который создаётся за счёт либо увеличения некоторых частей тела, либо их уменьшения, либо добавляя акценты к отдельным областям изображения другими эффектами (растягивание, сжатие, размытие и т.д.)

Коллаж – это прием создания нового изображения следующим образом: вырезание различных фрагментов изображений и наклеивание их вместе для создания единой картинки.

«Родословное» дерево можно сделать следующим образом:

Все изображения, из которых будет составлена композиция, должны быть одинакового разрешения. Иначе в процессе работы могут возникнуть лишние трудности по причине того, что PhotoShop будет приводить все файлы к одному разрешению, когда вы будете вставлять их в основной рабочий файл.

Желательно подобрать фотографии, которые будут расположены на дереве так, чтобы соблюдалось прибли зительно одинаковое соотношение лица и фона. Лишний фон следует отрезать с помощью инструмента Crop tool, если необходимо.

Можно упростить работу с подготовкой фотографий на этапе кадрирования, применив кадрирование с заданны ми размерами. Определить подходящий размер поможет инструмент прямоугольного выделения. Создайте прямо угольное выделение, идентичное предполагаемому раз меру маленькой фотографии. Запомните эти размеры, а затем укажите их в качестве настроек для инструмента crop.

Теперь все фотографии нужного размера, но на этом подготовка их ещё не закончена. Следующая задача - сделать фотографии идентичными по цветовой гамме. Сначала следует перевести все изображения в режим грэй градации серого. А затем следует придать им нужный оттенок. Запомните числовые значения выбранного вами оттенка и примените их ко всем фотографиям.

После того как работа с подготовкой фотографий закон чена, можно приступать к рисованию фона. Нижний слой залейте бежевым цветом, попытайтесь подобрать его так, чтобы он был похож на цвет состарившейся от времени бумаги. Примените фильтр. Значение в поле установите такое, чтобы зернистость не была ярко выраженной. Теперь добавим слой с деревом. Изображение дерева не должно быть ярко выраженным, в данном случае оно имеет важное смысловое и композици онное значение, потому как на его фоне будут размещены все фотографии.

Карандашный эскиз на основе фото в Corel GS X4 с помощью графического планшета можно выполнить следующим образом.

Использование графического планшета в программном пакете Corel Grafic Suite X4 дает ряд преимуществ, новых возможностей и приемов работы с инструментами художественного оформления. Прежде всего, это обусловлено тем, что в руке мы держим привычный для рисования инструмент — перо, в работе ничем не отличающийся от обычной ручки, карандаша или кисточки.

Перо графического планшета Wacom чувствительно к давлению, что предоставляет дополнительные возможности работы в программе CorelDRAW X4. Ведь главное, к чему мы стремимся, выбирая новый инструмент для работы и воплощения своих креативных идей – это увеличение комфорта, удобства и скорости работы.

Итак, выберите, интересующий вас снимок, на основе которого вы хотите создать векторную иллюстрацию.

Выберите инструмент Художественное оформление и начините рисовать поверх изображения.

При помощи графического планшета можно создавать линии с учетом силы нажима, различающиеся по толщине линии получаются с неровными краями и различной толщиной вдоль пути.

Рисование линии с учетом силы нажима

1. В наборе инструментов выберите инструмент Художественное оформление.

2. На панели свойств нажмите кнопку Нажим .

3. Рисуйте линию до получения требуемой формы.

Выберите инструмент Нажим, при этом максимальное значение толщины задаем в пределах 2-3 мм, и начинаем штриховать темные участки изображения. Чувствительность пера Wacom к давлению позволяет создавать линии различной толщины. Более темные участки изображения прорабатываем достаточно плотно, менее темные — с меньшей интенсивностью.

Должно получиться примерно следующее:

 

Слева – оригинал, справа – карандашный эскиз.

  1. Представление и оценивание результатов работы.

Студенты представляют свои работы, сопровождая их комментариями. Во время презентации преподаватель и другие студенты могут задавать вопросы. Например:

  1. Какими инструментами, эффектами, фильтрами вы пользовались при редактировании фотографий?
  2. Почему именно в таком цветовом исполнении выполнено ретуширование фотографии?
  3. Какой карандашный рисунок на ваш взгляд более художественен: выполненный с помощью фильтра или на графическом планшете? Почему?
  4. Какие фотографии больше всего подходят для создания коллажа? Почему? Должны ли они обладать каким-то определённым качеством? Если да, то каким?
  5. Любую ли фотографию можно использовать для создания карикатуры? Можно ли «переборщить» при создании карикатуры? Как выдержать чувство меры?
  6. Какое задание было самым простым? Какое самым сложным? Почему?
  7. Какими художественными средствами вы пользовались, чтобы передать самые яркие черты изображений?

Подведение итогов занятия.

Литература

  1. К. Балухта, Corel Draw. Учимся рисовать на компьютере, Москва, «Эксмо», 2005
  2. Н.Н.Литвинов, Adobe Photoshop. Ретушь, спецэффекты, коллажи и карикатуры своими руками, Москва, «Лучшие книги», 2006
  3. Л.А.Залогова, Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие., Москва, Бином. Лаборатория знаний, 2006
  4. Л.А.Залогова, Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум., Москва, Бином. Лаборатория знаний, 2006