Методическая разработка "Макет полиграфического издания"

Суглобова Лариса Геннадьевна

Бинарный урок (теория и практика) с элементами игры. Учащиеся знакомятся теоретически со схематическим макетом книги и выполняют практически схематический макет детской книги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maket_knigi.odt21.88 КБ

Предварительный просмотр:


План урока

Тема урока: Макет полиграфического издания.

Цель: рассказать о макете полиграфического издания; научить выполнять схематический макет детской книги, используя  теоретические знания на практике; развивать  чувство ответственности при работе в группе,  творческие способности и коммуникативные умения при общении группой.

Планируемый результат:

  1. умение использовать теоретические знания на практике при изготовлении схематического макета детской книги,
  2. умение общаться и работать в группе,
  3. умение творчески и  ответственно относиться к работе.

Задачи урока:

  1. повторить элементы книги и их содержание,
  2. рассказать о макете полиграфического издания,
  3. построить стратегию решения изготовления схематического макета детской книги в группе,
  4. выбрать способ межличностного взаимодействия и общения в ходе совместного решения задач по изготовлению схематического макета детской книги,
  5. представить учащимся образцы схематического макета детской книги,
  6. обеспечить самостоятельную работу учащихся по изготовлению схематического макета детской  книги (обложка, титульный лист, 2 страницы),
  7. провести самооценку приобретенных умений учащихся и оценку выполненного схематического макета детской книги.

Организационная форма обучения - групповая.

Метод обучения - бинарный с элементами игры.

Методы контроля -  индивидуальный и групповой.

Средства обучения:

  1. образец схематического макета детской книги,
  2. рекомендации по выполнению схематического макета детской книги,
  3. плакат «Схема книги»,
  4. детские книги, по которым будет изготавливаться схематический макет,
  5. газеты и журналы (для вырезки шрифтовых композиций в схематическом макете детской книги).

6.клей, краски, кисти.

Задание на дом: выполнить схематический макет детской книги в электронном виде.

Ход урока

Преподаватель.

1.(1*) Тема нашего урока «Макет полиграфического издания». Задачи урока: повторить элементы книги и их содержание, рассказать о макете полиграфического издания, изготовить схематический макет детской книги (обложка, титульный лист, 2 страницы). Для решения этих задач вспомним схему книги (см. плакат «Схема книги»). Какие элементы содержит книга?

Учащиеся.

2.(1*) Суперобложка, переплет, обложка, форзац, титульный лист, страницы, корешок, каптал, ляссе.

Преподаватель.

3.(1*) Теперь уточним, что из себя представляют следующие элементы книги: титульный лист, обложка, страницы.

Учащиеся.

4.(3*)  Титульный лист содержит основные сведения о книге: название книги, автор, издательство, место и год издания.

Обложка изготавливается из плотной бумаги (в 2-3 раза плотнее,  чем листы книжного блока). В обложках выпускаются издания для небольшого срока пользования. Благодаря тщательному подбору шрифта и иллюстрации на обложке издатели побуждают читателя пролистать книгу у прилавка. Оформленная обложка должна одинаково хорошо восприниматься как издали, так и вблизи. В детской книге обложка должна быть насыщена цветом, яркая и нарядная. Она должна соответствовать содержанию книги.

Страница содержит шрифтовую информацию с иллюстрациями. Обычно на странице располагаются поля: верхнее, нижнее, наружное и корешковое. На каждой странице находится колонцифра (номер страницы).

Преподаватель.

5.(8*)  Узнаем теперь, что такое макет полиграфического издания.

Для выпуска многих изданий предварительно выполняется макет, т. е. модель, в которой можно нагляднее увидеть и оценить как отдельные детали, так и всю композицию будущей книги.

Макет позволяет еще до набора и до воспроизведения иллюстративного материала вносить изменения и поправки в архитектонику издания.

Макет экономически очень выгоден, т. к. гарантирует издание случайных и ненужных затрат, сокращает время на разметку рукописи и иллюстраций, на верстку и проверку сверстанных листов.

Работа над макетом делится на несколько этапов. Существует 3 вида макета: эскизный постраничный, точный постраничный, типовой схематический.

Мы будем выполнять типовой схематический. Основное назначение его показать характер будущих спусков, разворотов, насыщенность и ритм иллюстраций и их расположение. Этот макет схематично обрисовывает контуры будущего издания. Обычно выполняется в натуральную величину того формата, в котором была выпущена книга. Элементы художественного оформления представлены не готовыми рисунками и фотографиями, а лишь их схемой. Благодаря такому макету можно выполнять несколько вариантов оформления. Благодаря типовому схематическому макету заранее можно увидеть в будущем издании общую композицию книги, рассмотреть замысел и характер оформления, определить качество изобразительного материала и технику его исполнения. Чаще всего такой макет выполняется «гармошкой», которая складывается на сгибах страница к странице и выглядит как книжный блок. Текст в макете имитируют выклеивая шрифтом того же кегля, с теми же междустрочными пробелами, что и в будущей книге (демонстрирует готовый схематический макет детской книги).

 Теперь наша задача практически выполнить схематический макет детской книги.

Представим себя работниками редакции. Персонал редакции: главный редактор - определяет общую направленность издания детской книги (его роль выполняет преподаватель); дизайнеры- занимаются подготовкой детской книги к печати, каждый должен хорошо представлять себе как свою часть работы, так и весь проект в целом, что позволит достичь согласованности и слаженности действий всего коллектива (их роль выполняют учащиеся).  Для этого делимся на группы по 4 человека. Каждый член группы выполняет свою часть схематического макета: 1дизайнер -  обложку, 2дизайнер - титульный лист, 3дизайнер – первую  страницу, 4дизайнер - вторую страницу. Время на выполнение макета — 20 минут.

В конце урока каждая группа представит результаты своей работы. В качестве экспертов выступит преподаватель.  

Оценка результатов будет осуществляться по следующим критериям:

  1. соответствие формата схематического макета формату оригинала (1 балл),
  2.  наличие полной информации на каждом элементе схематического макета детской книги      (1 балл),
  3. соблюдение полей в схематическом макете детской книги (1 балл),
  4. правильный выбор кегля шрифта в схематическом макете детской книги (1 балл),

5.  аккуратность исполнения (1 балл).

Учащиеся.

6.(20*) Выполняют схематический макет детской книги (см. Рекомендации по выполнению макета)

Проводят самоанализ работы, т. е. должны понять причины ошибок и по возможности их устранить.

Преподаватель.

7.(5*)  Подведем итоги урока с помощью вопросов:

  1. Что мы сегодня изучали?

Учащиеся.

- Макет полиграфического издания.

Преподаватель.  

  1. Что мы сегодня делали?

Учащиеся.

- Схематический макет детской книги.

Преподаватель.

  1. Что у нас не получилось? (возможные ошибки)  

Учащиеся.

1.  не соблюдалась ширина полей,

2. несоответствие кегля шрифта в схематическом макете детской книги оригиналу детской книги.

3. недостаточно аккуратно выполнен макет.

Преподаватель.

  1. Почему не получилось?

Учащиеся.

Невнимательность, недостаточно добросовестное отношение к работе.

Преподаватель.

8.(1*) Озвучивает оценки  и задает домашнее задание: выполнить схематический макет детской книги в электронном виде.

 

Рекомендации по выполнению схематического макета.

 Выполнить макет в натуральную величину, т.е. того же формата, что и книга. Места, где будут иллюстрации, заставки, концовки и т.п. надо обозначить прямоугольниками, залитыми слабым раствором акварельной краски. Печатный текст лучше выклеивать, беря его из какого-либо издания, набранного шрифтом того же кегля и с тем же междустрочными пробелами, как и в оригинале детской книги. Такой схематический макет служит отправной точкой для всей последующей работы над оформлением детской книги в печатном виде.