МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ РАБОЧИХ ТЕТРАДЕЙ

Данная разработка поможет преподавателям в разработке собственных рабочих тетрадей

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОСЖЕЛДОР

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ростовский государственный университет путей сообщения»

(РГУПС)

Тихорецкий техникум железнодорожного транспорта - филиал РГУПС

(ТТЖТ-филиал РГУПС)

для преподавателей спецдисциплин

Тихорецк

2009

Рассмотрено и одобрено  

Предметной (цикловой) комиссией № 11  

Протокол № ______  

от «____ » _____________ 2009 г

Председатель __________О. В. Кравцова

Составлена в соответствие с

Государственными  требованиями

к минимуму содержания и уровню

подготовки выпускников

по специальностям среднего

специального образования

Заместитель директора по учебной работе

«_____»________2009 г __________ Н.Ю. Шитикова

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по созданию рабочих тетрадей

для преподавателей спецдисциплин

среднего профессионального образования

220204 Автоматика и телемеханика на транспорте

Автор:                        А. А. Сырый - преподаватель ТТЖТ-филиал РГУПС

                                                

4

5

7

8

13

15

Содержание

Введение …………………………………………………………………

1 ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

2 ЦЕЛЬ СОЗДАНИЯ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ………………………………

3 ВИДЫ ЗАДАНИЙ В РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ ……………………………

4 ПРИМЕР ЗАДАНИЙ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ ПО СПЕЦДИСЦИПЛИНЕ ……………………………………………………..

Список литературы ………………………………………………….

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время растет интерес к созданию педагогических технологий, для успешной реализации которых в учебном процессе необходимо учебно-методическое обеспечение.

В поисках альтернативной системы организации работы студентов при подготовке к разным видам занятий (лекции, семинары, лабораторные работы), ее совершенствования предлагается подход, базирующийся на использовании собственных учебно-методических пособий по дисциплине.

Работа с пособиями повышает активность обучения студентов, помогает правильно планировать время, помогает установить непосредственную обратную связь студентов с преподавателем.

Подобного рода пособия позволяют работать студенту в индивидуальном темпе, в удобное время, не требуя при этом сложных технических средств, помогая студенту усвоить весь необходимый объем знаний.

В последнее время такие задания объединяются в учебные пособия в виде рабочих тетрадей. Как правило, такие пособия содержат задания, контрольные вопросы, тесты по всему курсу дисциплины.

При выполнении заданий студент заносит ответы прямо в рабочую тетрадь (вписывает, подчеркивает, чертит). Работа с пособием должна быть не только удобной, полезной, но и приятной и интересной, поэтому некоторые задания сопровождаются рисунками. Но все же главное в разработанном пособие - не его форма, а составляющие пособие задания, построенные по системе развивающего обучения.

В процессе выполнения подобных заданий развиваются умения анализа, синтеза, выделения существенных признаков, обобщения.

1 ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Рабочая тетрадь - составная часть современного учебно-педагогического комплекса.

Современное реформирование образования, затронув все сферы образовательного процесса, коснулось и средств обучения.
Средства обучения, используемые как компоненты деятельности преподавателя и учащихся, претерпевают в последнее время всё большие изменения. По субъекту деятельности средства обучения делятся на средства преподавания и средства учения. К средствам преподавания, как правило, относят средства, используемые учителем для объяснения и закрепления учебного материала. К средствам учения - все, что используется учащимися на пути к самостоятельному освоению знаний.

В последнее десятилетие особое значения приобретают средства обучения, являющиеся одновременно как средствами преподавания, так и средствами учения. Это - всевозможные интерактивные обучающие программы, нетрадиционные учебники, учебники-хрестоматии, учебники-вопросники, рабочие тетради.

Тетрадь содержит задания для самостоятельной работы учащихся и разбивается на тематические разделы. Рабочая тетрадь получила широкое распространение как средство увеличения самостоятельности и активности учащихся.

Современные рабочие тетради сочетают задания, рассчитанные на самостоятельное выполнение с непосредственной опорой на материал учебника. Некоторые из них имеют текстовые вставки - дополнения к содержанию учебников. Эти рабочие тетради, являясь одной из форм содействия овладению учащимися способами самостоятельного добывания, активного усвоения и применения знаний.

Особый ряд составляют тетради, изданные в последние годы в русле систем развивающего обучения.

В основном - это рабочие тетради, созданные в рамках развивающих систем обучения. Задания в них характеризуются опорой на наглядно-действенное и наглядно-образное развитие мышления учащегося.

Данные тетради ориентированы также на эмоциональное восприятие обучающихся той деятельности, которой они занимаются. Поэтому они содержат задания для обучения тому или иному предмету, дополнительные сведения, расширяющие кругозор учащихся, и уделяют особое внимание разнообразным приемам, призванным заинтересовать и увлечь детей.

Итак, современная рабочая тетрадь по дисциплине должна удовлетворять следующим требованиям:

  1. Рабочая тетрадь должна оказывать своё специфическое воздействие на решение проблемы дифференциации и индивидуализации процесса обучения и развития;
  2. Рабочая тетрадь должна быть направлена на формирование и развитие общеучебных интеллектуальных умений, реализующих учебную деятельность;
  3. Разработка систем заданий рабочей тетради, должна базироваться на комплексном рассмотрении особенностей развития учащихся, включая психофизиологические особенности развития (развитие систем «глаз-рука», «ухо-рука», «глаз-ухо-рука»);

При стремительном увеличении объема информации, в том числе и учебно-значимой, наиболее актуальной становится задача овладения обучающимися способами самостоятельного поиска и активного усвоения знаний. Меняются и цели образования. На передний план выдвигается формирование и развитие у студентов навыков учебной деятельности, а также не столько предметных, сколько общеучебных интеллектуальных умений, которые обеспечивают самостоятельный поиск и усвоение знаний, в любых отраслях науки, по любому предмету.

2 ЦЕЛЬ СОЗДАНИЯ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ

Цель рабочей тетради – способствовать повышению эффективности обучения и уровня творческого развития обучаемых.

Внедрение рабочей тетради в практику учебного процесса должно решать такие задачи:

  1. развитие мышления обучающихся;
  2. более прочное усвоение теоретических положений, а также приобретение практических умений и навыков решения не только типовых, но и развивающих, творческих задач;
  3. овладение алгоритмами решения основополагающих задач;
  4. контроль за ходом обучения обучаемых конкретной учебной дисциплине и формирование у них умений и навыков самоконтроля.

Построение рабочей тетради по приведенной структуре делает работу студента более осмысленной. Приступая к изучению курса, он имеет представление, какой объем работы ему предстоит выполнить, ясно представлять свои учебные задачи, иметь возможность планировать предстоящую работу, а при желании и работать с опережением.

С другой стороны состав рабочей тетради может определяться как дифференцированного учебного пособия.

Здесь стремление отказаться от уравниловки. Одинаковые задания для всех ставят слабых обучаемых в затруднительное положение, но также от уравниловки страдают и сильные обучаемые. Они способны сделать больше, но привыкают работать налегке и постепенно теряют свои способности. 

3 ВИДЫ ЗАДАНИЙ В РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ

Как уже отмечалось выше, рабочие тетради должны «увлечь» студента, заставить его думать, анализировать и обобщать изученный материал.

Для создания «интересных» заданий, заставляющих открыть «свое Я», конечно подходят тесты. Но тест тесту рознь – нужно знать, что будет интересно студентам, а что будет скучным.

Тест - это специфический инструмент, состоящий из совокупности заданий, проводимый в стандартных условиях, позволяющий выявить уровень владения определенными знаниями.

Тесты как измерительный инструмент используется в большинстве стран мира. Тестология как теория и практика тестирования существует более 120 лет. За это время накоплен достаточный опыт использования тестов.

Профессионально подготовленный и использованный тестовый инструмент дает качественную информацию, соответствующую реальному положению дел.

Во-первых, тесты оказываются более объективным способом оценки. Объективность тестирования достигается путем стандартизации процедуры проведения и невозможности внести субъективную  составляющую в оценку знаний студентов.

Во-вторых, тесты - более емкий инструмент. Тесты ориентированы на определение уровня усвоения ключевых понятий, тем и разделов учебной программы, умений, навыков. Тестовая форма оценки позволяет определить уровень достижений студента по изучаемой дисциплине.

Третьим существенным отличием тестов от традиционных методов контроля является то, что это более мягкий гуманный инструмент, который ставит студентов в равные условия, используя единую процедуру и единые критерии оценки.

В-четвертых, тест - широкий инструмент. Он расширяет традиционную шкалу оценивания знаний. Если студент тест выполнил на «отлично», видно, с каким запасом он выполнил это задание. Тестирование позволяет расширить шкалу оценивания не только вверх, но и вниз.

В-пятых, тесты эффективны с экономической точки зрения. При тестировании основные затраты времени приходятся на составление качественного инструментария. При увеличении количества экзаменуемых эти затраты распределяются на них пропорционально, что приводит к снижению общих затрат.

Основными методическими требованиями к составлению тестовых заданий являются:

• адекватность инструкции форме и содержанию задания;

• логическая форма высказывания в задании;

• наличие в ответах на задания наряду с правильными ответами неверных ответов (дистракторов);

• наличие в задании места для ответов;

• единые правила оценки ответов.

Тестовые задания бывают четырех форм:

Первая форма - задания с выбором одного или нескольких правильных ответов;

Вторая форма - задания открытой формы;

Третья форма - задания на установление соответствия;

Четвертая форма - задания на установление правильной последовательности.

При составлении задания могут быть использованы следующие приемы:

Импликация - т.е. задания представляются в логической форме условной связи, т.е. имеют логическую форму суждения «Если... то». Этот прием широко используется для установления причинно-следственных связей.

Например: Если в процессе перевода горочного стрелочного электропривода произойдет отключения питания то:

А) Стрелка вернется в исходное состояние;

Б) Стрелка остановится в промежуточном положении;

В) Стрелка будет переведена в необходимое положение.

Краткость - т.е. содержание задания формулируется как можно короче и яснее. В нем не должно быть лишних слов и знаков, тем самым добиваются максимальной ясности смысла задания.

Например: Время перевода горочных стрелочных электроприводов:

1)1,5 с;

2)1,5-2,5с;

3)0,5-0,8с.

Первая форма – задания с выбором одного или нескольких правильных ответов

Задания первой формы имеют три варианта ответа:

а) выбор одного правильного ответа;

б) выбор наиболее правильного (полного) ответа;

в) выбор нескольких правильных ответов.

Вторая форма - Задания открытой формы

В заданиях открытой формы не даются готовые ответы и испытуемому нужно вписать правильный ответ в отведенном месте. Задания открытой формы могут быть составлены с пропуском двух и более слов.

Например: Для предотвращения перевода стрелки под составом при кратковременной потере поездного шунта в горочных рельсовых цепях применяют __________________

Третья форма - Задания на установление соответствия

В этом задании устанавливается соответствие элементов одного столбца элементам другого. Эта форма заданий позволяет проверить ассоциативные знания, т.е. знания о взаимосвязи определений и фактов, авторов и их произведений, сущности и явлений и т.д.

Такие задания используются при текущем, тематическом контроле и самоконтроле. В ответах заданий могут быть не один, а два, три правильных ответа.

Четвертая форма - Задания на установление правильной последовательности

Эти задания позволяют не только проверить знания, умения, навыки расчетов, но и последовательность исторических событий, технологических действий, процессов и т.д.

Задания четвертой формы применяются для реализации обоих функций тестов - контролирующей и обучающей.

В целом системы заданий в тестовой форме по содержанию делятся на:

• цепные;

• тематические;

• текстовые;

• ситуационные.

Цепные задания - это задания, в которых один правильный ответ на последующие задания зависит от предыдущего. Цепные задания могут быть любой формы.

Тематические задания - совокупность заданий любой формы для контроля по одной теме.

При составлении таких заданий обозначаются темы, по которым они предлагаются.

Текстовые задания - это совокупность заданий открытой формы для контроля знаний учебного текста. Испытуемые вставляют в текст недостающие по  смыслу слова.

Ситуационные задания - применяются для проверки знаний и умений действовать в практических ситуациях. Ситуационные задания рекомендуется применять для итоговой аттестации.

Кроме тестового контроля в рабочих тетрадях широко используется решение задач. По предложенным данным студенту необходимо произвести расчет, а так же сделать выводы.

Особенно важно в процессе разработки рабочих тетрадей не забывать принцип «наглядности» - студентам предлагаются чертежи, схемы, таблицы.

Итак, рабочая тетрадь, экономя учебное время, позволяет осуществлять текущий контроль и закрепление пройденного материала.

Предлагаются разнообразные формы заданий:

  1. Выбор ответа из предложенных вариантов;
  2. Ответ на вопрос;
  3. Заполнение таблиц;
  4. Работа по схемам;
  5. Задания, проверяющие знание терминологии, хронологии.

Это поможет выработать навыки, которые помогут студентам при сдаче экзаменов и зачетов.

4 ПРИМЕР ЗАДАНИЙ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ ПО СПЕЦДИСЦИПЛИНЕ

Предлагается макет рабочей тетради по одной из тем дисциплины «Системы диагностики подвижного состава»

Тема 1.1 Особенности подвижного состава как объекта диагностики

1. Отметьте причины отказов в подвижном составе, возникающих в процессе эксплуатации:

  1. тяжелые условия эксплуатации (высокие скорости движения, значительные механические нагрузки и вибрация, влияние метео рологических факторов);
  2. увеличение эксплуатационных расходов;
  3. нарушение технологии изготовления отдельных элементов;
  4. задержки поездов;
  5. несоблюдение графика движения поездов;
  6. несоблюдение норм технологических процессов  погрузки-вы грузки и транспортирования грузов, технического обслуживания и ремонта;
  7. старение и износ узлов подвижного состава

2. Следствиями отказов подвижного состава являются:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Основные узлы подвижного состава:

ходовая часть > __________ > рама > _________________ > ударно-тяговые устройства

 (заполните пропуски) 

4. Ходовая часть пассажирских и грузовых вагонов включает:

1 - ____________________

2 - ____________________

3 - ____________________

5. Буксы в зависимости от типа подшипников разделяются на две группы:

А) с подшипниками трения качения (роликовыми);

Б) _____________________________

6. Подчеркните функции буксового узла:

  1. передает радиальные и осевые нагрузки от рамы тележки к шейке оси колесной пары;
  2. ограничивает продольные и поперечные пе ремещения колесных пар при движении;
  3. защищает от повреждений колесную пару;
  4. предохраняет шейку оси, подшипник и смазку от загрязнения и атмосферных осадков;
  5. увеличение срока эксплуатации подвижного состава.

7.   На приведенной схеме зон тепловыделения буксового узла выделите зону, которая используется в качестве достоверного источника информации о температуре нагрева буксы. Обоснуйте свой выбор.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. ■ Обоснуйте необходимость диагностирования подвижного состава на ходу поезда и укажите диагностические параметры.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. ■ По предложенной схеме структуры измерительного тракта при измерении ИК - излучения заполните таблицу

Номер в схеме

Наименование элемента

Назначение элемента

Приемник            ИК-излучения

Предварительный усилитель

Устройство контроля прохода колес

Датчик температуры наружного воздуха

Оконечный усилитель

Устройство нормирования

Устройство коррекции

Список литературы

1. Аванесов B.C. Композиция тестовых заданий. Учебная книга. 3 изд. доп. М.: Центр тестирования, 2002 г. - 240 с.

2. Методические рекомендации по составлению тестов для рубежного контроля знаний студентов. - Центр информационных технологий.               Москва -2002 г.

3. V Всероссийская научно-техническая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых "Наука и молодежь − 2008". Секция «Информационные и образовательные технологии». Подсекция «Инженерная педагогика». / Алт. гос. техн. ун-т им. И.И.Ползунова. – Барнаул: изд-во АлтГТУ, 2008. – 35 с