ПИР НА ВЕСЬ МИР

Горбатых Елена Михайловна

Проект конкурса профессионального мастерства по профессии "Повар"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_pir_na_ves_mir.doc196 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №30»

ПРОЕКТ

ПИР НА ВЕСЬ МИР

(праздник русской кухни, конкурс профессионального мастерства по профессии «Повар»)

Выполнили: учащиеся ОГОУ НПО «ПУ-30»

групп №247, 237,228.

Руководитель: Горбатых Елена Михайловна –

педагог дополнительного образования

Не порицая ни немецкой, ни французской

 кухонь думаю, что для нас во всех отношениях

здоровее и полезнее наше, русское, родное,

то к чему мы привыкли, с чем свыклись,

 что извлечено опытом столетий, передано

от отцов к детям и оправдывается климатом,

 образом жизни..."

Ручная книга русской опытной хозяйки. 1843 г.

               

с. Зырянское

  2009

Оглавление

I. Пояснительная записка……………………………………………………..с.2

II.Обоснование возникшей проблемы и потребности…………………… ...с.3

III.Определение конкретной идеи и ее формулировка……………………...с.3

IV. Анализ идей и выбор  оптимального варианта………………………….с.3

V.Исследование, выявление традиций, истории русской кухни:

    1) Холодное блюдо русской кухни........................................................ ……с.4

         а)технологическая карта приготовления  салата «Мимоза»……….….с.4

         б) технологическая карта приготовления  салата «Триколор»…….….с.5

         в) технологическая карта приготовления  щуки фарш. «От Емели» ....с.6

     2) Горячее блюдо русской кухни…………………………………    ……...с.7

          а) технологическая карта приготовления  котлет «Пожарских»……..с.7

          б) технологическая карта приготовления  курицы фарш. «Семейная       идиллия»…………………………………………………………………………с.8

          в) технологическая карта приготовления  окорочков  фарш. «От Рябы».....................................................................................................................с.9

      3) Блюдо-сюрприз (мучные изделия)…………………………………….с.10

          а) технологическая карта приготовления  блинов фарш. «Яблочко».с.10

          б) технологическая карта приготовления  расстегая «Закусочного».с.11

          в) технологическая карта приготовления  пирожков «От бабули» ..с.12

VI. Сценарий праздника………………………………………………………с.13

VII. Экономическое обоснование:

  1. расчёт себестоимости блюд для праздника………………………….с.22

        2)сводная таблица затрат на организацию праздника………………..с.23

VIII. Оценка творческого проекта…………………………………………...с.23

IХ.Литература……………     ………………………………………………...с.24

Х. Приложение…………………………………………………………………с.25

     1)оценочная ведомость……………………………………………………..с.26

     2) иллюстрации для презентации…………………………………………с.27

     3) лучшие фото после проведения праздника…………………………….с.30

     4) Выдержки из выступлений команд………………………………….....с.31

-1-

Пояснительная записка

Цели: 

1)Совершенствование своих возможностей в области проектной деятельности.

2)Разработка и выполнение творческого проекта.

3)Расширение знаний по истории русской кухни.

4)Реклама профессии «Повар» как одной из профессий ОГОУ НПО «ПУ-30».

5)Оценка и самооценка проделанной работы.

Последовательность выполнения проекта:

1.Обоснование возникшей проблемы и потребности;

2.Определение конкретной идеи и ее формулировка;

3. Анализ идей и выбор  оптимального варианта;

4. Исследование, выявление традиций, истории русской кухни;

5.Выбор необходимых продуктов, приспособлений;

6.Работа групп по направлениям (исторический материал, презентация, оформление зала);

7.Составление сценария праздника;

8.    Экономическое обоснование;

9.    Оформление проекта;

10.    Самооценка.

                -2-

Обоснование возникшей проблемы и потребности

На 19 марта в нашем училище был запланирован  день открытых дверей. Как только мы узнали о проведении этого дня,  сразу решили провести праздник русской кухни, который бы познакомил всех гостей училища и с нашей профессией, и с традиционной русской кухней. Праздник мы решили назвать «Пир на весь мир». А почему бы и нет? Душа русская простору требует: если Масленица- то широкая, если свадьба – то на всё село, если пир – то на весь мир

Определение конкретной идеи и ее формулировка

        Для организации праздника мы разбились на три группы:

Первая отвечала за музыкальное сопровождение и оформление зала: учащиеся из первой группы нарисовали повара, вырезали буквы, развесили по залу высказывания о поварах, расставили на сцене столы для участников;

Вторая группа отправилась в библиотеку и занялась поиском особо интересных фактов из истории русской кухни, которые потом были вставлены в сценарий.

Третья группа подбирала нужные фотографии, сканировала их и готовила мультимедийную презентацию, которая будет сопровождать праздник.

Для большей яркости мероприятия было решено не просто рассказать об исконных традициях русской кухни, а сделать это в виде соревнования между тремя группами поваров.

        Анализ идей и выбор  оптимального варианта

        Методом «мозгового штурма» мы набросали несколько десятков вариантов заданий для команд-участниц. Ведь то, что будут делать команды во время праздника-конкурса должно и красиво смотреться со сцены, и быть интересным зрителям. В результате обсуждения  было решено дать командам следующие задания:

      1) приготовить визитную карточку команды;

2)подготовить выступление на тему «Хороша моя профессия!»

3)приготовить и презентовать холодное блюдо русской кухни;

4)презентовать горячее блюдо;

5)приготовить блюдо-сюрприз, которым можно было бы угостить зрительный зал.

6) приготовить самодеятельный номер, связанный с профессией повара.

Для того, чтобы между конкурсами зрители тоже не остались без внимания, для них  было решено подготовить интересные вопросы о продуктах питания с отдельной презентацией, которая называлась «А у нас в лукошке…».

        -3-

Исследование, выявление традиций, истории русской кухни

        Для полноценного сценария необходимо было подобрать материал и иллюстрации из истории русской кухни, рецепты блюд для команд. Этим занималась отдельная группа, которая работала в библиотеке и  музее училища.

1.Холодное блюдо русской кухни.

Кушанья, какие подают в охлажденном виде, относятся к холодным блюдам, а также закускам. Их пода ют к столу впредь до приема горячих блюд.  Без холодных блюл сложно обойтись как  в будние дни, так и в праздники. Данные блюда лакомны, ароматны а также возбуждают голод. Они разнообразят, а также украшают любое застолье. Неко торые из них готовятся просто, другие проблематично, а также со стоят из внушительного набора продуктов. К ним дозволено отнести овощные, мясные, а также рыбные блюда вместе с гар нирами,  салаты, а также винегреты, бутерброды.

Технологическая карта приготовления  салата «Мимоза» (команда «Властелины вкуса», 1 курс) 

Расчёт на одну порцию        таблица 1

Наименование продукта

Количество продукта (в граммах)

Последовательность приготовления

Посуда и инвентарь

Сайра консервированная

37

Рыбу размять вилкой. Картофель и морковь варят, нарезают кубиком, зелень промывают. Продукты укладывают в миску, чередуя слои и промазывая их майонезом. На блюдо с зеленью вынимают салат, перевернув миску. Украшают салат зеленью, морковью, лимоном.

Весы, электрическая плита, кастрюля, миска, лопатка, нож, разделочная доска.

картофель

35

морковь

35

Лук репчатый

15

майонез

10

лимон

18

зелень

2

выход

150

-4-

Технологическая карта приготовления  салата «Триколор» (команда «Русский смак», 2 курс)                                                                                                            таблица 2

Наименование продукта

Количество продукта (в граммах)

Последовательность приготовления

Посуда и инвентарь

картофель

495

Картофель и морковь отварить, порезать ломтиком. Салат выкладывается слоями: 1 слой – рыба, порезанная ломтиком; 2 – картофель; 3- грибы маринованные; 4- морковь натёртая; 5 – яйца отварные натёртые; 6 – помидоры ломтиком; 7 – нарезанные креветки; 8 – сыр на тёрке. Поверхность салата оформляется икрой в виде российского флага.

Кастрюли, миски, доски разделочные, ножи разделочные, тёрка, блюдо для выкладки салата.

морковь

214

яйца

3 ¾

Грибы маринованные

366

Сыр

71

Креветки

140

Икра белая

50

Икра красная

50

Майонез

450

Рыба красная

625

Помидоры

294

                  Выход        2000


-5-

Технологическая карта приготовления  щуки фаршированной «От Емели»  (команда «Кренделя», 3 курс) 

        Таблица 3

Наименование продукта

Количество продукта (в граммах)

Последовательность приготовления

Посуда и инвентарь

маргарин

200

Щуку промыть, отбить, снять кожу «чулком». Мякоть пропускают через мясорубку с луком, соединяют с яйцами, солят. Кожу наполняют приготовленной массой так, чтобы она приняла форму рыбы. Укладывают на противень и запекают. Украшают зеленью, лимоном, майонезом. оливками и т.д.

Жарочный шкаф, миски, доски разделочные, ножи разделочные, блюдо для выкладки (зеркало)

Лук репчатый

200

Огурцы свежие

300

Помидоры свежие

400

яйца

5 штук

лимон

200

маслины

185

оливки

185

Огурцы маринованные

300

Щука свежая

2000

Масло растительное

100

майонез

125

Заменитель красной икры

200

яблоки

400

зелень

50

Выход

2500


        -6-

2. Горячее блюдо русской кухни.

Первенствующее значение в истории русской кухни сохраняли и первые жидкие блюда - супы. Предпочтение, оказываемое русскими людьми жидким и полужидким блюдам, наглядно отразилось в том, что ложка была всегда главным столовым прибором русских, без нее нельзя было обойтись. В меньшей степени, чем супы, сохранили свое преимущество на русском столе к началу XX века рыбные блюда. Они заметно уступили место мясным блюдам, но об их былом значении и сегодня свидетельствует разнообразный ассортимент.
         В сходном положении с рыбными блюдами оказались и такие характерные для русской национальной кухни продукты, как
грибы и дичь.

Технологическая карта приготовления  котлет «Пожарских» (команда «Властелины вкуса», 1 курс) 

Расчёт на одну порцию                                                                                    таблица 4

Наименование продукта

Количество продукта (в граммах)

Последовательность приготовления

Посуда и инвентарь

Куриный окорочок

40

Мякоть отделяют от костей и кожи, пропускают через мясорубку, добавляют замоченный в молоке хлеб, соль. Всё снова пропускают через мясорубку, взбивают. Котлетную массу разделяют на порции, панируют в сухарях и обжаривают. Подают с гарниром: картофелем, помидорами, огурцами, зелёным горошком.

Весы, электроплита, миски, сковорода, лопатка, порционное блюдо, соусник, нож, мясорубка, разделочная доска.

хлеб

14

молоко

22

соль

0,6

Сухари панировочные

4

Масса полуфабриката

56

Масло сливочное

10

Масса жареных котлет

40

гарнир

150

соус

50

выход

240

        

-7-

Технологическая карта приготовления  курицы фаршированной «Семейная идиллия» (команда «Русский смак», 2 курс)                                              таблица 5

Наименование продукта

Количество продукта (в граммах)

Последовательность приготовления

Посуда и инвентарь

птица

1630

Птица фаршируется отварным рисом и черносливом, запекается в жарочном шкафу.

Оформляется композиция: птица в виде курицы-наседки, рядом цыплята из яиц, зелень.

Тарелки, миски, доски разделочные, ножи, блюдо для подачи.

Фарш:

Крупа рисовая

Чернослив

50

200

Выход        1400


-8-

Технологическая карта приготовления  окорочков  фаршированных «От Рябы»  (команда «Кренделя», 3 курс) 

        Таблица 6

Наименование продукта

Количество продукта (в граммах)

Последовательность приготовления

Посуда и инвентарь

маргарин

200

Окорочок размораживают, отделяют мясо от кости ,снимают кожу. Мясо с луком крутят на мясорубке. Солят. Перчат. Наполняют снятую кожу фаршем, панируют в сухарях, запекают до золотистой корочки.

Подают со сложным гарниром, украсив оливками, зеленью, лимоном и т.д.

Жарочный шкаф, миски, доски разделочные, ножи разделочные, блюдо для выкладки.

Лук репчатый

200

Огурцы свежие

300

Помидоры свежие

400

яйца

5 штук

лимон

200

маслины

370

окорочка

2500

Огурцы маринованные

300

Масло растительное

100

майонез

125

Заменитель красной икры

200

зелень

100

выход

4000


-9-

3.Блюдо-сюрприз (мучные изделия).

Основу русской кухни составляли хлебные, мучные изделия и зерновые блюда. Уже в IX в. появляется тот кислый, ржаной черный хлеб на квасно-тестяной закваске.
Все древнейшие мучные изделия создавались исключительно на основе кислого ржаного теста, под воздействием грибковых культур. Так были созданы мучные кисели — ржаной, овсяный, гороховый, а также блины и ржаные пироги. Русские методы закваски и применение теста из привозной (а затем и местной) пшеничной муки и ее сочетание с ржаной дали позднее, в XIV—XV вв., новые разновидности русских национальных хлебных изделий: оладьи, шаньги, пышки (жаренные на масле), баранки, бублики (из заварного теста), а также калачи — основной национальный русский белый печеный хлеб.

Особое развитие получили пироги, т. е. изделия в тестяной оболочке, с самой разнообразной начинкой из рыбы, мяса, домашней птицы и дичи, грибов, творога, овощей, ягод, фруктов, из различного зерна в сочетании с рыбой, мясом и грибами.

Технологическая карта приготовления  блинов фаршированных «Яблочко» (команда «Властелины вкуса», 1 курс)  на 10 штук                                                  таблица 7

Наименование продукта

Количество продукта ( в граммах)

Последовательность приготовления

Посуда и инвентарь

Мука пшеничная

416

На обжаренную сторону блина кладут яблочный фарш, заворачивают трубочкой, панируют в льезоне. Обжаривают и посыпают сахарной пудрой.

Миски -3, сковорода,электроплита,взбивалка, порционное блюдо.

молоко

1040

яйца

83

сахар

25

соль

8

Масса теста

1538

жир

16

выход

1000

-10-

Технологическая карта приготовления  расстегая «Закусочного» (команда «Русский смак», 2 курс)                                                                                              таблица 8

Наименование продукта

Количество продукта (в граммах)

Последовательность приготовления

Посуда и инвентарь

мука

2950

Замесить дрожжевое тесто безопарным способом. Разделить его на кусочки. В середину каждого кусочка теста поместить фарш из рыбы и лука. Прищипнуть, оставив в середине отверстие.

выпекать 8 минут при температуре 240 градусов.

В оставленное отверстие можно вставить розочку из красной копчёной рыбы.

Миски – 3, жарочный шкаф,сковорода, нож.

маргарин

150

сахар

110

меланж

350

соль

30

дрожжи

90

вода

1000

Масса теста

4500

Фарш рыбный:

судак

3207

Масса готовой рыбы

1261

Лук репчатый

225

Масса пассированного лука

95

мука

15

маргарин

150

соль

18

Выход фарша

1500

Выход готовых расстегаев

100 штук по 50 грамм

        

        

                

        

-11-

Технологическая карта приготовления  пирожков «От бабули»  (команда «Кренделя», 3 курс) 

        Таблица 9

Наименование продукта

Количество продукта (в граммах)

Последовательность приготовления

Посуда и инвентарь

мука

799

Замесить дрожжевое тесто безопарным способом. Разделить его на кусочки. В середину каждого кусочка теста поместить фарш из грибов ( обжаренных с луком). Края пирожков защипнуть и выпекать 8 минут при температуре 240 градусов.

Миски – 3, жарочный шкаф, нож, разделочная доска, сковорода.

сахар

50

маргарин

20

соль

9

дрожжи

20

вода

300

меланж

30

Грибы маринованные

850

Лук репчатый

42

перец

0,15

выход

1500

-12-

Сценарий праздника

Оформление сцены:

- по залу развешены изречения о поварах:

«Земля ещё и потому щедра, что в мире существуют повара»,

«Добрый повар доктора стоит»,

«Повар- инженер человеческих желудков»,

«Повар мыслит порциями»;

- на сцене изображение повара и надпись «Пир на весь мир»; столики и стулья для команд.

Мероприятие состоит из двух этапов:

  1. практическая часть (приготовление блюд из предложенных продуктов в рамках темы «русская кухня» в мастерских училища);
  2. творческая часть-представление в актовом зале училища.

Ход творческой части:

Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады вас видеть на нашем празднике -празднике русской кухни. Неотъемлемой частью культуры каждого народа является кухня. Недаром этнографы начинают исследование жизни любого народа с изучения его кухни, ибо в ней в концентрированном виде отражается история, быт и нравы народа. Русская кухня в этом смысле не исключение, она так же является частью нашей культуры, нашей истории.

На фоне мелодии звучит стихотворение

Слагаю русской печке Оду ! Что испокон так служит роду. Причина популярности ясна - в универсальности она.
Сушили в ней дары лесов, одежду, валенки, подушки, а также мылись всей семьёй - из трав готовя все отдушки.
 
При свете лишь одной лучины варили щи, пекли хлеба и, даже, в годы горестной кручины, хозяйки умудрялись
как в "Огниво" сварганить кашу, применяя метод "топора".
Ушли в небытие те времена, когда в печи, всю ночь, томилась репа.
Название старинных блюд: сливуха, тюря и затирка сейчас звучат почти нелепо.

Снискала славу Кухня русская давно и повсеместно, а в иностранных кухнях закрепилось,
охотно, слово милое "закуска" - знать это лестно.

С глубокой древности, до наших дней, хранится богатейший перечень заправочных супов:
похлёбок и солянок, рассольников, борщей; подумать только - шестьдесят одних лишь щей!
Своеобразным вкусом отличаются холодные супы : свекольники, ботвиньи и окрошки.
Едят их со сметаной, в жаркий день; желательно из миски, деревянной ложкой.

Особо хочется отметить русскую уху, что не имеет себе равных в европейской кухне.
Какой секрет? Скажу как на духу! Готов ответ: она из маленьких ершей и окуней, которых за границей и в помине нет!


                                                                   -13-

А кроме этого: уха рыбацкая, ростовская, бурлацкая, на берегу, что на костре, из котелка, помимо, наваристая из налима:
что варят в глиняном горшочке, добавив печень, обязательно, морковкою окрасив масло, лимона яркого, кружочки.
Отдельно - кулебяки с расстегаем.

А винегрет, что на Руси готовили в большой лишь праздник!
С говядиной, телятиной, нежирною бараниной, свининой и грибами; всё сдобрив свежим маслом,
украсив огородными, зелёными дарами.

Неимоверное число блюд в славной Кухне Русской, а опыт тот я почерпнула с прославленной сторонки Курской.
Науке той отдам я честь! А кто способен перечесть все блюда из картошки?
Картошка фри, тушёная и просто запечёная... Не хватит пальчиков у Вас на ручках и на ножках!

Да что там говорить! Не зря всемирно славен Русский пир, где праздничная трапеза всегда, от пиршества любого, к пирогу вела.
На свадьбе, издавна, был курник и стилизованными украшали его фигурками или цветами.
На Масленицу, в праздничный день "жаворонка", пекли блины, оладушки, дарили близким пряники.
И поклониться, в пояс, Самовару надо, до самого, до краника!
Всегда я рада угостить друзей и близких пирогами, отличным чаем и медовым тульским пряником !

Ведущий:     Мы  собрались с вами поговорить о профессии,  нужной всем.  Нет

такого места на Земле, где люди не пользовались бы услугами кулинаров.

     Профессий на земле, что звезд на небе, точнее  -  сорок тысяч, а

самых распространенных - около тысячи.  Многим из них повезло,  они у

всех на виду.       Заботы поварские обычные:  в хлопотах о еде всегда вкусной, сытой

и дешевой и в то же время важной, повар дарит всем людям самое большое

богатство.

Стоит заметить, что щедрый душой русский человек издавна славился своим хлебосольством. Зайдите к нему на часок – из-за стола не выберетесь! Все вкусно, сытно, а главное – полезно и продукты вполне доступны.

Давайте же вспомним, чем был богат традиционный русский стол, и не просто вспомним, но и отведаем приготовленные нашими поварами наиболее распространенные русские кушанья: крестьянский суп и щи, пироги, блины и каши, всевозможные варения и соления, квасы и медовухи.

Чтоб вы могли, придя домой, сказать: “И я там был, мед, пиво пил, по усам текло и в рот попало!”

        -14-

К нам  на праздник пришли уважаемые гости.  Это

директор училища, зам.директора по УПР, директор предприятия, выпускники нашего училища. Они одновременно являются и членами жюри.

     Приглашаем Вас, уважаемые гости, занять почетные места. (музыка)

К древнейшим русским кушаньям можно отнести каши, изделия из пресного и сдобного теста,  пшеничные кисели. Кстати, русским киселям  не менее 1000 лет. История о том, как кисель спас город, занесена в летопись, известную под названием «Повесть временных лет». Вот о чем поведал летописец Нестор.

X век на Руси выдался тяжелым: шла великая беспрерывная война с кочевыми племенами, которые совершали постоянные набеги на русские земли. Однажды печенеги осадили Белгород. Долго длилась осада, и начался в городе сильный голод. Тогда собралось народное вече, и порешили горожане: лучше сдаться печенегам, чем всем умирать с голода. Но сказал один старец: «Не сдавайтесь еще три дня и сделайте то, что я вам велю». Велел старец собрать со всего города остатки овса, пшеницы и отрубей, приготовить из них раствор для   киселя, да поискать меду и сделать из него сладкий напиток сыть . Затем приказал выкопать два колодца и поставить в них кадушки вровень с землей. В первую кадушку налили кисельный раствор, а во вторую медовый напиток. На другой день пригласили горожане нескольких печенегов и привели их к колодцам. Почерпнули ведром из первого колодца, сварили кисель, стали его есть сами, да запивать медовым напитком из второго колодца и угощать печенегов. Подивились те и решили, что кормит русских сама земля. Вернувшись, поведали печенеги своим князьям, все что было, те сняли осаду и пошли от города восвояси.

Находчив русский народ, а уж как изобретателен в приготовлении различных блюд!

1 Конкурс «ВИЗИТКА»  Я приглашаю на эту сцену команды, которые помогут нам погрузиться в мир русской кухни, а также покажут насколько профессия повара нужная, интересная и творческая:

Итак, команда …….. (названная команда презентует себя зрителям)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Нет такого места на земле, где бы  ни пользовались услугами поваров. Труд повара тесно связан с трудом других профессий по простой, но жизненно важной причине – всем нужна пища, так как она – основа жизни. Раскопки древних поселений говорят о том, что отдельное место в жизни предков  отводилось очагу, месту приготовления  пищи. Богам преподносили в дань тоже пищу. В настоящее время поварской профессии отводят особое место: более 30%  населения Земли страдает различными заболеваниями, связанными с неправильным питанием. И вот такую ответственную задачу,  как сохранение здоровья людей решают люди, занятые приготовлением пищи – повара. Недаром  говорят: Хороший повар стоит доктора». А у народов Востока принято при встрече говорить: «Как вы кушаете?», а не «Как ваше здоровье?»

-15-

Профессию повара называют искусством. И кому, как не нашим будущим поварам знать об этом.

2 конкурс «ХОРОША МОЯ ПРОФЕССИЯ!»(представители от команд высказываются о профессии )

Примерные тексты высказываний:

"Эй, ты, профессор кислых щей!" - иногда в шутку говорят о поваре.

Да,  профессор,  и  не только щей,  а такой важной и нужной науки, как

технология приготовления пищи. Это наука о рациональном питании, осно-

ванная на долголетнем опыте поваров-практиков.

     Чтобы  стать  хорошим поваром, надо много знать, многому учиться.

Кулинарные секреты - не таблица умножения, их вызубрить нельзя.  Нужно

уметь  отлично  приготовить разные кушанья, в том числе и щи суточные,

кислые, ленивые и зеленые.

     Многим кажется, что профессия повара - немудренная, изучать в ней

нечего: свари, поджарь, подай - велика ли наука? Оказывается велика. И

чем больше изучаем технологию, приглядываемся на практике к работе ку-

линаров, тем яснее понимаем, что быть поваром нелегко, но увлекательно

и ответственно.  Это потому, что нет такого места, где люди не пользо-

вались бы услугами поваров.  На  заводе  и  в школе, в театре и в доме

отдыха,  на  борту  самолета  и  океанического лайнера,  под землей, в

угольной шахте и в просторах космоса.  От  нашей  работы зависит труд,

отдых,  учеба,  здоровье миллионов людей.  А это значит. Что наша профессия – почти золотая!

            Почему я пошла учиться на повара

     Любовь к делу, к профессии...Это чувство никогда не возникает на

пустом месте, из ничего. В основе его всегда лежит заинтересованность.

     В школьные годы мы любим таинственные и опасные приключения.  Мы

видим себя в мечтах космонавтами, геологами, капитанами дальнего пла-

вания, врачами,  педагогами.  Мальчишки и девчонки об этих профессиях

знают буквально все. Ну, а что они знают о кулинарной профессии?  Как

правило - или ничего, или очень мало. Очень мало знала и я, больше от

своей мамы, которая так хорошо умела готовить и меня привлекла к себе

на помощь.

     Настоящую профессию, настоящее мастерство повара я впервые увиде-

ла в детском лагере. Как светилось радостью лицо повара, когда дети скандировали дружно: "Спа-си-бо!" Приносить людям радость и радо-

ваться самой за них, за свой успех, что может быть прекраснее. Я реши-

ла посвятить себя этой профессии и не жалею.  Путь  к  мастерству еще

долог,  будут  радости  и  огорчения, трудности и разочарования. Но я

твердо знаю,  что хоть наша профессия не из легких, от нее всем людям

польза.

     "Повар должен не просто "стряпать", а готовить вкусную, здоровую

пищу на радость людям, быть высоко эрудированным, хорошим организато-

ром, а для этого надо быть мастером".

                 

                                        -16-

 Профессия наша теперь индустриальная,

                        экономическая, электронная

     Что и говорить...  У многих представление о кухне  -  столовой,

ресторане, как о кухне дома.  Это  представление  глубоко  ошибочно.

Современные предприятия - это настоящая кулинарная индустрия,  осно-

ванная на достижениях науки и техники.  Труд повара намного облегчен

внедрением новейшего оборудования и аппаратов.

    Новая  техника  приходит  на  производство. Для обработки овощей

используются химический,  термический способы.  Для  размораживания,

разогрева  и  приготовления  блюд  и  кулинарных изделий применяются специальные аппараты. Для того, чтобы управлять этой техникой нужны знания

физики, механики, химии, биологии и даже кибернетики. Повар современ-

ного предприятия - это техник-технолог.

     Жизнь  настоятельно  выдвигает требование  -  четко планировать

качество кулинарной продукции, управлять им. Качество готовой продук-

ции, блюд и кулинарных изделий складывается из многих факторов. Это -

- качество сырья и степень оснащенности предприятия, качество труда и

состояние технологической дисциплины, уровень подготовки кадров  и их

заинтересованности в результате труда и многое другое. Наша задача, обучаясь

отлично овладеть своей специальностью,  по крупицам впитывать знания,

которые дают преподаватели, умения и навыки,  которыми щедро делятся

с  нами  мастера  производственного обучения и мастера производства -

наставники.

 (команды рассаживаются за столами на сцене)

 

               

 "О, царство кухни! Кто не восхвалял

                 Твой синий чад над жарящимся мясом,

                 Твой легкий пар над супом золотым!"   - эти слова принадлежат поэту Эдурду Багрицкому.

А как красиво говорил Антон Павлович Чехов о кулебяке:

     "Подмигнешь на нее глазом, отрежешь этакий кусище ...  Станешь ее есть, а с нее

масло,  как слезы,  начинка жирная, сочная, с яйцами, с потрохами, с

луком.  Как только завершишь с кулебякой, так сейчас же, чтоб аппетита

не перебить, велите щи подавать...

     Щи должны быть горячие, огневые. Великолепно также рассольник из

потрохов и молоденьких почек, а ежели любите суп, то из супов наилуч-

ший,  который  засыпается  кореньями и зеленью:  морковкой,  спаржей,

цветной капустой и всякою тому подобной юриспруденциею".

      Знаток и ценитель русской кухни Иван .Андреевич.Крылов так описывал уху: "Что за уха, да как жирна, как будто янтарем подернута она".

     Так же вкусно о вкусном писали Пушкин и Дюма, Гоголь, Твардовс-

кий и другие.

Наши будущие повара не менее живописно могут описать блюда, которые приготовили специально для сегодняшнего конкурса. Прошу отметить, что всем командам был выдан одинаковый набор продуктов для приготовления. Каждая команда должна была приготовить из этих продуктов горячее блюдо, холодное и блюдо на выбор. Все блюда должны принадлежать русской кухне.

-17-

Дайте повару продукты:
Мясо птицы, сухофрукты,
Рис, картофель... И тогда
Ждёт вас вкусная еда.

3 конкурс «ХОЛОДНОЕБЛЮДО РУССКОЙ КУХНИ»

(по очереди команды представляют горячее; после представления блюдо ставится на стол жюри)

Своеобразие блюд русской национальной кухни связано не только набором продуктов, из которых готовили еду, но и особенностями их приготовления в русской печи.
Еда, приготовленная в русской печи, отличалась отменным вкусом. Этому способствовали форма посуды, температурный режим и равномерный нагрев со всех сторон. В русской печи пищу готовили в глиняных горшках и чугунках. Те и другие имели узкую горловину, маленькое донышко и большие выпуклые бока. Узкая горловина уменьшала испарение и контакт с воздухом, способствуя тем самым лучшему сохранению витаминов, питательных и ароматических веществ. Поэтому особенно вкусными получались каши,  супы, щи из квашеной капусты.

Русская печь, отслужив верой и правдой не менее 3000 лет, в настоящее время полностью ушла из городского быта и постепенно уходит из сельских домов. На смену ей пришли газовые и электрические плиты, электрогрили, микроволновые печи. Но с нами остались рецепты горячих блюд русской кухни, которыми  с нами поделятся наши будущие повара.
 4 конкурс «ГОРЯЧЕЕ  БЛЮДО РУССКОЙ КУХНИ»

(по очереди команды представляют холодное; после представления блюдо ставится на стол жюри)

Особой пышностью, помпезностью и обилием блюд отличались царские пиры. Число блюд на них достигало до 150—200, увеличивались и размеры блюд, и продолжительность застолья: как правило, оно начиналось с обеда и продолжалось до глубокой ночи.
Вот как описывает А. К. Толстой в романе «Князь Серебряный» пир, устроенный Иваном Грозным для 700 опричников.

«Множество слуг, в бархатных кафтанах фиалкового цвета, с золотым шитьем, стали перед государем, поклонились ему в пояс и по два в ряд отправились за кушаньем. Вскоре они возвратились, неся сотни две жареных лебедей на золотых блюдах...
Отличилися в этот день царские повара. Никогда так не удавались им  верченые почки и караси с бараниной. Особенное удивление возбуждали исполинские рыбы, пойманные в Студеном море и присланные в Слободу из Соловецкого монастыря. Их привезли живых, в огромных бочках; путешествие продолжалось несколько недель. Рыбы эти едва умещались на серебряных и золотых тазах, которые вносили в столовую несколько человек разом. Затейливое искусство поваров выказалось тут в полном блеске.

Хороши и вкусны были также зайцы в лапше, и гости, как уже ни нагрузились, но не пропустили ни перепелов с чесночною подливкой, ни жаворонков с луком и шафраном. Но вот, по знаку стольников, убрали со столов соль, перец и уксус и сняли все мясные и рыбные яства. Слуги вышли по два в ряд и возвратились в новом убранстве ,они внесли в палату сахарный кремль, в пять пудов весу, и поставили его на царский стол. Кремль этот был вылит очень искусно. Зубчатые стены и башни, и даже пешие и конные люди, были тщательно отделаны

-18-

 Вслед за кремлями внесли около сотни золоченых и крашеных деревьев, на которых вместо плодов висели пряники, коврижки и сладкие пирожки. В то же время явились на столах львы, орлы и всякие птицы, литые из сахара. Между городами и птицами возвышались груды яблокв, ягод и  орехов. Но плодов никто уже не трогал, все были сыты.».
Да, умели повара тех времён удивить гостей… Думаю, что и наши современники ничем не хуже!

5 конкурс «Блюдо-сюрприз  РУССКОЙ КУХНИ» (блюдо на выбор)

(по очереди команды представляют ; после представления блюдо ставится на стол жюри)

В былые времена на Руси праздничных дней было немало — от 174 до 190 в году. Можно сказать, что жизнь в России была в ожерелье праздников. А какой же праздник без развлечений!

 6 конкурс: самодеятельный номер, рассказывающий о профессии.

Основная часть конкурса завершена. Жюри удаляется для подведения итогов.

Зрителям предлагается игра «А у нас в лукошке…»

 (угадать продукт по описанию):

-1. Мед - это сладкая вязкая жидкость с приятным запахом. Содержит в себе сахарозу, глюкозу, фруктозу и много других веществ. Это биологически активный продукт довольно сложен, но все, что он содержит, необходимо для человека. В нём определяется множество веществ, благотворно влияющих на обменные процессы в организме. Так, в нем содержатся сахара: 39% фруктозы, 31% глюкозы, 5% декстринов и 1,5-3% сахарозы. Кроме того,  имеется 0,1-2,3% протеинов, 0,1-0,2% минеральных веществ, 0,03-0,2% органических кислот (соли яблочной, молочной, щавелевой, лимонной и винной органических кислот), почти все известные в природе микроэлементы (железо, фосфор, магний, кальций, медь, сера, калий, кобальт, германий, золото и др.), ферменты — вещества, которые в очень малых количествах значительно ускоряют реакции обмена (инвертаза, диастаза, амилаза, гликогеназа, фосфотаза и др.), в небольших количествах витамины (B1, В2, Вз, В5, В6, Н, К, С,Е, РР, провитамин А), антибактериальные, противогрибковые, антидиабетические, гормональные, ароматические, красящие и другие вещества, некоторые биогенные стимуляторы , повышающие жизнедеятельность организма, а также до 18—20% воды. Возможно колебание этих компонентов в ту или другую сторону. Калорийность  315—335 ккал.

-2. Виноград (Vitis). Известно около 70 видов, распространённых главным образом в зонах тёплого и умеренного климата Северного полушария

  используют для еды в свежем и замороженном (без сиропа и в сиропе) виде и как сырьё для переработки (вино, шампанское, коньяк, сок, компот, варенье, маринады, желе и др.). Химический состав  В. (в %): вода (65-85), сахара (10-33), органические кислоты (0,5-1,4), белковые (0,15- 0,9), пектиновые (0,3-1,0), минеральные (0,3-0,5) вещества, а также витамины С, B1 и В2, провитамин А (каротин). Кроме этого содержатся дубильные и красящие вещества, энин и другие, а также эфирные масла. Семена содержат 4-19% жиров, 1,8-8,0% дубильных веществ.  Продукт имеет диетическое значение и применяются как лечебное средство. До 80%  В. идёт на переработку, 5% - на сушку, 15% потребляется в свежем виде. 

-19-


Известно около 4 тыс. сортов, из которых около 2 тыс. возделываются в России. Наука о сортах и видах в. называется ампелографией. 

- 3. Яблоко (pomum), невскрывающийся сочный, обычно многосемянный плод . При созревании  ткань околоплодника  сочная. Многие виды съедобны.

-4. Гречка - это ценный диетический белковый продукт с высоким содержанием аминокислот, богатый железом, фосфором и медью, что способствует восстановлению гемоглобина в крови. Г. содержит витамины В1, В2, РР, Р, а также витамин рутин, снижающий вредное воздействие радиации на организм.

Название г. уходит корнями в ее византийское прошлое. А если заглянуть еще дальше вглубь веков, то окажется, что родина г. – лесные поляны в Гималаях, где в диком виде её можно встретить и сейчас на высоте более 3500 метров.
Блюда из г. рекомендуют при атеросклерозе, болезнях печени, гипертонии, при отеках различного происхождения. Продукт уменьшает хрупкость и проницаемость кровеносных сосудов, ускоряют заживление ран, благотворно действуют при заболеваниях верхних дыхательных путей, скарлатине, кори, лучевой болезни. Такое разнообразное действие продукта ученые объясняют не только богатым химическим составом, но и большим содержанием рутина, обладающего Р-витаминоподобным действием.

-5
.Морковь. Наличие в моркови каротина - вещества, которое в организме переходит в витамин А, - витаминов группы В, а также значительного количества сахаров обусловливает пищевую ценность этого овоща. Основной показатель кулинарного качества - цвет корнеплода, а также объем сердцевины и состояние поверхности корня. Наилучшими качествами отличается ярко-оранжевая морковь, так как интенсивность окраски зависит от наличия в ней большого количества красящего вещества - каротина. Морковь обладает большой питательной ценностью, которая обусловлена высоким содержанием в ней Сахаров, пищевых волокон, минеральных веществ и оранжевого пигмента - каротина, из которого в организме образуется витамин А. Чем морковь ярче окрашена, тем больше в ней содержится каротина. 

Ярко-оранжевая морковь содержит и наибольшее количество сахаров.
Чем светлее морковь, тем грубее ее мякоть. Сердцевина моркови - наиболее жесткая и грубая ее часть содержит много клетчатки и мало сахара. У хороших сортов моркови сердцевина небольшая, почти не отличающаяся по цвету от окружающей ее мякоти. 

Кулинары используют морковь для подкрашивания супов, так как каротин окрашивает жир, в котором обжаривается измельченная морковь, в красивый оранжевый или янтарный цвета.
Очищенная морковь от соприкосновения с воздухом почти не меняет цвета, но быстро вянет. До тепловой обработки очищенную морковь можно хранить в течение непродолжительного времени в посуде без воды, прикрыв сверху чистой влажной тканью. 

Как хранить морковь, чтобы все перечисленные вещества не разрушались? Небольшое количество моркови следует вымыть, высушить, положить в целлофановый мешочек и хранить в холодильнике, а большое - в деревянном ящике для овощей. На садово-огородном участке морковь хранят, засыпав сухим просеянным песком. 

        -20-

Огурец

Хотя считается, что пищевая ценность весьма низкая — 95–98 процентов их массы приходится на воду, — они повышают аппетит и улучшают всасывание белков и жиров. К тому же в них содержатся ферменты, необходимые для лучшего усвоения витаминов группы В, и щелочные соли, снижающие кислотность желудочного сока. Поэтому свежие овощи  полезны при заболеваниях желудка, печени и почек. В плодах мало хлористого натрия, удерживающего в организме воду, много фосфора, кальция и калия, который необходим при сердечно-сосудистых заболеваниях. 

Овощ -источник микроэлементов, в том числе йода. Они также обладают желчегонным и мочегонным действием, поэтому их полезно есть при отеках, связанных с заболеваниями сердца. В лечебном питании  применяют при ожирении и сахарном диабете. В этом случае назначают «огуречные» разгрузочные дни: 1,5 килограмма о. и два стакана простокваши. В Индии о. (Cucumis sativus) как пищевую культуру выращивали еще свыше 3000 лет назад. О. питались также рабы, строившие пирамиды в Египте. Император Тиберий имел теплицы, в которых он разводил о., а затем консервировал по особым рецептам. Апиций отваривал о. вместе с мозгами, тмином, медом, семенами сельдерея и маслом.

Картофель, многолетнее (в культуре – однолетнее) растение семейства пасленовых (Solanaceae), широко возделываемое ради его съедобных частей . насчитывает ок. 2000 видов.
О.  выращивают в 130 странах, где проживает 75% населения планеты. Это пятый по значению после пшеницы, кукурузы, риса и ячменя источник калорий в рационе современного человека. Средний урожай этой культуры – ок. 150 ц/га. Ведущими производителями  являются Россия, Китай, Польша, США и Индия. 

В мире 50% производимого картофеля идет в пищу, 35% – на корм скоту и ок. 10% оставляется на посадочный материал. В США на продовольственные нужды расходуется 92% продукции, причем 57% ее перерабатывается промышленностью и 35% продается в сыром виде для домашнего приготовления. Пищевая промышленность выпускает картофель жареный (чипсы), сушеный, быстрозамороженный, в виде дегидратированных ломтиков для жарки, картофельных хлопьев для пюре и т.п. 

История. Родина о. – Перу и Боливия, где он был окультурен примерно 2500 лет назад. Зависимость населения от этой культуры была столь велика, что когда в 1845 и 1846 весь урожай о. в стране погиб), наступил страшный голод, из-за которого умерло около миллиона человек и еще столько же эмигрировало, главным образом в США. 

-21-

Экономическое обоснование

Расчёт себестоимости блюд для праздника

        Таблица 10

№ п/п

Наименование продукта

Единица измерения

Условная цена за единицу (в рублях)

Необходимое количество

Стоимость (в рублях)

1.

мука

килограмм

25

4,165

104,13

2.

сахар

килограмм

28

0,210

58,80

3.

Грибы консервированные

килограмм

145

1,216

176,32

4.

Рыба консервированная

банка

34

2

68

5.

Щука свежая

килограмм

85

2,0

170

6.

яйца

штука

4

25

100

7.

картофель

килограмм

45

0,635

28,60

8.

морковь

килограмм

50

0,354

17,70

9.

Лук репчатый

килограмм

28

0,707

19,80

10.

майонез

килограмм

60

0,690

41,40

11.

лимон

килограмм

90

0,418

37,62

12.

зелень

килограмм

300

0,152

45,60

13.

сыр

килограмм

220

0,071

15,62

14.

креветки

килограмм

187

140

26.18

15.

Икра «белая»

банка

56 (100 гр.)

0,5

28,0

16.

Заменитель красной икры

килограмм

350

450

157,50

17.

Горбуша свежая

килограмм

86

625

53,75

18.

Помидоры свежие

килограмм

130

1094

142,22

19.

Огурцы свежие

килограмм

140

600

84,0

20.

маслины

банка

42

4

168,0

21.

маргарин

килограмм

100

0,710

71,0

22.

Огурцы маринованные

банка

56

2

112

23.

Растительное масло

килограмм

74

0,200

14,80

24.

яблоки

килограмм

64

0,400

25,60

25.

Окорочка куриные

килограмм

82

2760

226,32

26.

Рис. крупа

килограмм

42

0,050

2,10

27.

чернослив

килограмм

130

200

26,0

28.

Курица свежая

килограмм

170

1630

277,10

29.

молоко

килограмм

40

1040

41,60

30.

дрожжи

килограмм

80

110

8,80

31.

Судак свежий

килограмм

120

3207

384,84

        ИТОГО

2733,40

-22-

Сводная таблица затрат на организацию праздника

        Таблица 11

№ п/п

Наименование затрат

Сумма ( в рублях)

1

Ватман – 4 штуки по 10 рублей

40

2

Объявление в газету о проведении праздника

90

3

Салфетки

26

4

Одноразовая посуда

56

5

Диск с русской народной музыкой

100

        ИТОГО

312

Оценка творческого проекта

Результат работы над проектом мы показали всем учащимся училища, гостям из школ района, преподавателям и мастерам. Они оценили нашу работу и были благодарны за интересно и познавательно проведённое время

        Во время подготовки к празднику учащиеся много узнали о истории русской кухни, прочитали много интересного, просмотрели много книг и журналов.

Фотографии и видеофильм с праздника пополнили архив музея училища «Эпоха». Эти материалы станут историей училища.

Большая часть из тех, кто собирался поступать в училище, после мероприятия написала заявления на профессию «Повар». Это стало высшей оценкой проекта.

-23-

        Литература

.

1.Золотая книга этикета/ сост. В.Ф. Андреев. – М.: Вече, 2004. – 400с.

2. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М: Знание,1981.-96с.-(Новое в жизни, науке, технике. Сер.»Педагогика и психология»;№10)

3. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной техно-логии обучения// Директор школы, 1995 - №4.

4. Макарова Л.Н., Шаршов . А.Технологии профессионально-творческого саморазвития учащихся.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 96 с.

5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.-М.: Аркти, 2003.2 с.  

6.Культура питания (энциклопедический справочник) под ред. Чаховского И.А. Минск,1993.-335с.

7.Журнал «Гастроном» (1-12 номера за 2008 год)

8.серия ПОЛЕЗНАЯ И ВКУСНАЯ КУХНЯ.Авторы-сост. Т.Воробьёва, Т.Гаврилова.-Харьков.2008.-96с.

9.Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания. Под ред Ф.Л. Марчука. Хлебпродинформ.-Москва.1996.

-24-