Главные вкладки

    Рабочая программа по дисциплине Базы данных

    Рабочая программа по дисциплине Базы данных для специальности Прикладная информатика

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon bd.doc140.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Содержание программы

    1.

    Выписка из ГОС СПО

    2.

    Пояснительная записка

    3.

    Цели и задачи дисциплины

    4.

    Требования к уровню освоения содержания дисциплины

    5.

    Объем дисциплины и виды учебной работы

    6.

    Разделы (темы) дисциплины

    7.

    Учебно – методическое обеспечение дисциплины

    8.

    Материально-техническое обеспечение дисциплины

    9.

    Формы контроля, перечень выносимых на зачет вопросов


    1.Выписка из ГОС СПО

    ОПД.00

    Общепрофессиональные дисциплины

    ОПД.08

    Базы данных:

    основы теории баз данных; основные понятия и определения; модели данных: иерархическая, сетевая и реляционная; дальнейшее развитие способов организации данных; постреляционные модели данных; атрибуты и ключи; нормализация отношений; реляционная алгебра; проектирование баз данных; основные принципы проектирования; описание баз данных; логическая и физическая структура баз данных; обеспечение непротиворечивости и целостности данных; средства проектирования структур баз данных; системы управления базами данных (СУБД); классификация и сравнительная характеристика СУБД; базовые понятия СУБД; примеры организации баз данных; принципы и методы манипулирования данными (в том числе хранение, добавление, редактирование и удаление данных, навигация по набору данных; сортировка, поиск и фильтрация (выборка) данных); построение запросов к СУБД

    2. Пояснительная записка

    Рабочая программа учебной дисциплины «Базы данных» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровня подготовки выпускников по специальности Прикладная информатика среднего профессионального образования для очной формы обучения.

    Учебная дисциплина является общепрофессиональной, формирующей базовые знания, необходимые для освоения специальных дисциплин. Преподавание дисциплины имеет практическую направленность и проводится в тесной взаимосвязи с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами: «Операционные системы и среды», «Основы алгоритмизации и программирования», «Технология разработки программных продуктов», «Инструментальные и программные средства вычислительных систем»

    Изучение теоретического материала построено по спиралевидной системе. На первом этапе излагаются базовые понятия теории современных баз данных и СУБД на примере СУБД MySQL. Следующий этап – закрепление, обобщение и расширение полученных знаний по всем разделам и темам. Для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых навыков и умений программой дисциплины предусматривается выполнение практических работ.

    С целью систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений в программе предусмотрена самостоятельная работа студентов по проектированию базы данных по индивидуальному заданию. В ходе самостоятельной работы студенты выбирают тему, выполняют сбор необходимых данных, проектируют структуру базы, тестируют ее на проверочных данных, разрабатывают интерфейс и подсистему выборки данных, выполняют контрольное тестирование на реальных данных. Работа завершается оформлением отчета и публичной защитой на практическом занятии. Данная работа является обязательной и приравнивается к контрольной работе, которая предусмотрена учебным планом.

    Изучение данного предмета заканчивается экзаменом.

    3. Цели и задачи дисциплины

    Целью данной дисциплины является обучение студентов концептуальному и логическому проектированию баз данных, защите данных, алгоритмам обработки и анализа данных на основе реляционной СУБД MS ACCESS.

    Задачи изучения дисциплины

    1. проектировать структуру БД с учетом требований  нормализации отношений и ограничений предметной области;
    2. овладеть навыками программирования в среде СУБД ACCESS.

    4.Требования к уровню освоения содержания дисциплины

    В результате изучения дисциплины студент должен:

    иметь представление:

    1. о роли и месте знаний по дисциплине «Базы данных» при освоении смежных дисциплин по выбранной специальности и в сфере профессиональной деятельности

    знать:

    1. состав информационной модели;
    2. типы логических моделей;
    3. этапы проектирования базы данных
    4. общую теорию проектирования базы данных

    уметь:

    1. построить информационную модель для конкретной задачи;
    2. подобрать наилучшую систему управления базами данных;
    3. проектировать прикладную программу

    5. Объем дисциплины и виды учебной  работы

    Вид учебной работы

    Всего часов

    Семестры

    5

    6

    Общая трудоемкость дисциплины

    124

    74

    50

    Аудиторные занятия

    92

    58

    34

    Теоретическое обучение

    62

    38

    24

    Лабораторные и практические занятия

    30

    20

    10

    Самостоятельная работа

    32

    16

    16

    Подготовка к зачету

    Подготовка к занятиям

    Вид итогового контроля


    6. Разделы (темы) дисциплины)

    № темы

    Наименование темы

    Аудиторные занятия

    Самостоятельная работа

    Всего часов по курсу

    Теоретическое обучение

    Лабораторные и практические занятия

    Комбинированные

    5-й семестр

    1

    Основные понятия

    8

    8

    6

    32

    2

    Реляционный подход.

    16

    8

    6

    28

    3

    Теория проектирования баз данных.  

    14

    8

    4

    26

    Итого за 5-й семестр

    38

    20

    16

    74

    6-й семестр

    4

    Организация sql запросов к субд mysql

    12

    5

    8

    25

    5

    Организация интерфейса

    12

    5

    8

    25

    Итого за 6-й семестр

    24

    10

    16

    50

    Тема 1. Основные понятия.

    1. Основы теории баз данных. Основные понятия и определения.

    Характеристика дисциплины и ее связь с другими дисциплинами учебного плана. Понятие базы данных. Модели данных: иерархическая, сетевая и реляционная. Дальнейшее развитие способов организации данных. База данных как основа информационных систем. Определение базы данных, назначение, примеры БД. Ручные и компьютерные базы данных, сравнительный анализ. Свойства БД требования к БД. Виды компьютерных баз данных. Три уровня архитектуры. Отображения. Администратор базы данных. Система управления передачей данных. Утилиты. Система управления базой данных. Информационная модель предприятия, информационная модель данных, ее структура. Концептуальная, логическая и физическая одели данных. Типы логических моделей: Реляционная модель. Иерархическая модель, сетевая модель. Последовательный, прямой и индексно-последовательный методы доступа. Навигационный и реляционный способы доступа к данным. Построение информационной модели и определение сущностей. Определение взаимосвязей между сущностями. Задание ключей. Приведение модели к требуемому уровню нормальной формы. Физическое описание модели. СУБД, основные функции и возможности. Обзор современный СУБД сравнительный анализ СУБД. Причины перехода на использование СУБД.

    Тема 2. Реляционный подход.

    Основные типы, совместимость типов. Типы переменных и полей. Хранение данных в таблице, структура таблицы. Поля, записи. Понятие ключа, необходимость использование первичного ключа. Понятие и применение генератора. Назначение индексов, структура индекса. Преимущества использования индексов. События, приводящие к нарушению ссылочной целостности. Виды ограничений Назначения представлений, использование представлений. Понятие отчета. Необходимость использования.

    Тема 3. Теория проектирования баз данных.  

    1. Постреляционные модели данных Классификация и сравнительная характеристика СУБД. Базовые понятия СУБД. Примеры организации баз данных

    Функциональные зависимости в теории реляционных баз данных. Понятие нормализации и нормальной формы. Атрибуты и ключи. Нормализация отношений. Уровни нормализации. Введение в реляционную алгебру. Основы реляционного исчисления. Реляционная алгебра. Проектирование баз данных.

    Тема 4. Организация sql запросов к субд mysql.

    1. Сортировка, поиск и фильтрация (выборка) данных), построение запросов к СУБД

    Общая характеристика СУБД MySQL, основные компоненты, ограничения применения.

    Принципы и методы манипулирования данными, в том числе хранение, добавление, редактирование и удаление данных, навигация по набору данных. Таблица как основа базы данных. Типы данных. Определение первичного ключа. Создание таблиц в режиме мастера и в режиме конструктора. Модификация таблиц. Приемы редактирования таблиц. Схема данных.

    Форма как основа интерфейса. Назначение формы, виды, возможности, режимы, элементы управления. Разработка сложных форм, настройка форм.

    Фильтры и запросы. Запрос–выборка. Запрос-действие. SQL-запрос Возможности при использовании запросов.

    Возможности импорта, экспорта и присоединения объектов MySQL.

    Отчеты: назначение, возможности, виды. Основные принципы проектирования.

    Макросы и модули. Этапы проектирования приложений баз данных.

    Области применения СУБД MySQL. Примеры использования баз данных в различных областях деятельности

    Тема 5. Организация интерфейса

    Назначение СУБД, основные возможности, области применения. Сравнение с другими СУБД. Описание баз данных. Получение СУБД. Способы установки и настройки. Типы серверов, поддерживаемы ОС. Логическая и физическая структура баз данных. Особенности настройки в конкретной ОС. Назначение и применение библиотеки Qt. Достоинства и недостатки. Утилита qmake. Возможности Qt для работы с базами данных. Обеспечение непротиворечивости и целостности данных. Назначение сред kDevelop и Qt Designer. Создание приложения, создание интерфейса приложения. Слоты и сигналы. Подключение к БД MySQL и выполнение SQL запросов. Создание и удаление таблиц. Запросы на выборку, изменение и вставку данных. Изменение структуры БД. Рассматриваются классы, используемые для доступа к данным, описывается механизм доступа к БД посредством ATL, приводится алгоритм реализации выборки данных, их отображения, и редактирование результирующего набора. Системы управления базами данных (СУБД). Перспективы развития БД и СУБД.

    7.Учебно – методическое обеспечение дисциплины

    Основная литература

    1. Информационные системы и базы данных: организация и проектирование: учебное пособие. Пирогов В.Ю. БХВ-Петербург, 2009 г.
    2. Базы данных: Учебное пособие. Федоренко Е.В., Антонова Е.И., Самардак А.С. Институт технологии и бизнеса, 2006 г.

    Дополнительная литература

    1. Рефакторинг SQL-приложений. Фаро С., Паскаль Л.: Символ-Плюс, 2009 г.
    2. Безопасность систем баз данных: Учебное пособие. Соловьев В.П., Пуцко Н.Н., Гуренко В.В. МИИТ, 2007 г.
    3. Базы данных. Язык SQL для студента Дунаев В.В.: БХВ, 2006 г.

    8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

    Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета для проведения теоретических занятий и компьютерного учебного кабинета для проведения практических работ. 

    Оборудование учебного кабинета:

    1. столы и стулья для обучающихся;
    2. рабочее место преподавателя (ПК, принтер, стол, стул);
    3. маркерная доска;

    Оборудование компьютерного учебного кабинета:

    1. персональные компьютеры  для обучающихся;
    2. Мультимедийный проектор;
    3. Экран;
    4. Маркерная доска;
    5. рабочее место преподавателя (ПК, принтер, стол, стул);

    Программные средства обучения:

    1. Операционная система GNU/Linux;
    2. Интерпретатор Python;
    3. Web Браузер;
    4. СУБД MySQL 5.1;
    5. Набор компиляторов gcc;
    6. Текстовый редактор;
    7. Среда разработки QtCreator;
    8. Библиотека Qt4;

    9. Формы контроля, перечень выносимых на зачет вопросов

    Текущий контроль. Основной формой текущего контроля уровня теоретических знаний являются устные опросы на семинарских занятиях, формой текущего контроля уровня практических знаний и навыков являются контрольные и самостоятельные работы по отдельным темам, включая задачи и упражнения, предназначенные для самостоятельного внеаудиторного выполнения.

    Вопросы к экзамену 5-й семестр

    1. БД: определение, свойства, требования
    2. СУБД. Назначение, возможности
    3. Локальные и удаленные БД
    4. Логические модели
    5. Виды связей между таблицами
    6. Нормализация. Приведение к 3-й нормальной форме
    7. Индексы и ключи
    8. СУБД MySQL
    9. Язык SQL, MySQL
    10.  Запуск MySQL. Подключение к БД
    11. Создание и удаление таблиц и баз данных
    12. Заполнение таблиц. Удаление записей
    13. Выбор и сортировка данных
    14. Извлечение данных из нескольких таблиц
    15. Использование подзапросов
    16. Левостороннее объединение
    17. Псевдонимы и конструкция LIMIT
    18. Группировка и агрегирование данных
    19. Изменение данных в таблице
    20. Изменение структуры таблицы
    21. Пользователи и привилегии.
    22. Типы данных в MySQL, функции MySQL
    23. Понятие дампа. Создание дампа и базы данных из дампа
    24. Внешние ключи и ссылочная целостность
    25. Типы таблиц MySQL
    26. Механизм транзакций

    Вопросы к экзамену 6-й семестр

    1. Что такое данные?
    2. Что такое автоматизированная информационная система (АИС)?
    3. Из каких компонентов состоит АИС?
    4. Какие функции выполняет АИС?
    5. Дайте определение базе данных.
    6. Дайте определение банку данных.
    7. Сформулируйте требования, предъявляемые к БнД.
    8. Какие компоненты входят в БнД?
    9. Укажите последовательность действий СУБД при обработке запросов.
    10. Перечислите функции администратора БнД.
    11. Что подразумевается под независимостью данных?
    12. Для чего служит словарь данных?
    13. Что такое предметная область?
    14. Как выделяются объекты в предметной области для создания БД?
    15. Какая информация хранится в полях БД?
    16. Какое поле называют ключевым?
    17. Какую модель данных называют внешней?
    18. Какую информацию содержит концептуальная модель данных?
    19. Как построена внутренняя модель данных?
    20. Какие типы связей между объектами вы знаете?
    21. Приведите пример связи один к одному.
    22. Приведите пример связи один ко многим.
    23. Приведите пример связи многие ко многим.
    24. Что такое запись в БД?
    25. Укажите основные характеристики иерархической модели данных.
    26. Укажите основные характеристики сетевой модели данных.
    27. Какие ограничения существуют в иерархической модели данных?
    28. Укажите основные характеристики реляционной модели данных.
    29. Что такое отношение?
    30. Что такое функциональная зависимость?
    31. Что такое полная функциональная зависимость?
    32. Что такое транзитивность?
    33. Дайте определение кортежей и доменов в реляционной модели.
    34. Для чего используется нормализация отношений?
    35. Сколько существует нормальных форм и как они взаимосвязаны между собой?
    36. Приведите пример нормализации отношений.
    37. Что такое декомпозиция схем отношений?
    38. Поясните основные положения инфологического подхода к проектированию информационных систем.
    39. Охарактеризуйте основные конструкции модели сущность-связь.
    40. Для чего используется модель сущность-связь?
    41. Приведите пример модели локального представления.
    42. Приведите пример использования операции агрегации и обобщения.
    43. Приведите пример устранения противоречий при объединении моделей локальных представлений.
    44. Какие современные СУБД вы знаете?
    45. На какие этапы делится процесс проектирования БД?
    46. Поясните основные положения даталогического подхода к проектированию информационных систем.
    47. Приведите пример идентификации и подтверждения подлинности при обращении к системе.
    48. Охарактеризуйте существующие подходы для организации защиты данных.
    49. Каковы основные виды ограничений целостности данных, которые должны поддерживать СУБД?
    50. Какие существуют способы физической защиты данных?

    3. Учебно – методические материалы для студентов

    Методические рекомендации и материалы по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов

    Рабочей программой дисциплины «Базы данных» предусмотрены аудиторные занятия в виде аудиторных занятий объеме 92 часа, а также самостоятельная работа студентов в объеме 32 часа.

    Работа на теоретических занятиях. На теоретических занятиях студенты получают самые необходимые данные, во многом дополняющие учебник. Умение сосредоточено слушать лекции, активно, творчески воспринимать излагаемые сведения является непременным условием их глубокого  прочного усвоения, а также развития умственных способностей.

    Внимательное слушание и конспектирование материала предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Слушая лекции, надо отвлечься от посторонних мыслей и думать только о том, что излагает преподаватель. Краткие записи лекций, конспектирование их помогает усвоить материал.

    Внимание человека неустойчиво. Требуются волевые усилия, чтобы оно было сосредоточенным. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное. Это должно быть сделано самим студентом. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Некоторые студенты просят иногда лектора «читать помедленнее». Но лекция не может превратиться в лекцию-диктовку. Это очень вредная тенденция, ибо в этом случае студент механически записывает большое количество услышанных сведений, не размышляя над ним.

    Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: «важно», «особо важно», «Хорошо запомнить» и т.п.  Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращение слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда следует использовать не только основную литературу, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

    Лабораторные и практические занятия.  Лабораторные и практические занятия подразумевает решение практических задач, подготовку сообщения на заданную тему и участие в осуждении проблемы, затронуто сообщением. Сообщение должно занимать по времени не более 3 – 5 минут. Основной вид работы на семинаре – решение расчетно-графических задач.

    Подготовка к практическому (лабораторному) занятию начинается с тщательного ознакомления с условиями предстоящей работы, т.е. с обращения к планам семинарских занятий. Определившись с проблемой, привлекающей наиболее внимание, следует обратиться к рекомендуемой литературе. Следует иметь в виду, что в семинаре участвует вся группа, а потом задание к практическому занятию следует распределить на весь коллектив. Задание должно быть охвачено полностью и рекомендованная литература должна быть освоена группой в полном объёме.

    Для полноценной подготовки к практическому занятию чтения учебника недостаточно – в учебных пособиях излагаются только принципиальные основы, в то время как в монографиях и статьях на ту или иную тему поднимаемый вопрос рассматривается с разных ракурсов или ракурса одного, но в любом случае достаточно подробно и глубоко. Тем не менее, для того, чтобы должным образом сориентироваться в сути задания, сначала следует ознакомиться с соответствующим текстом учебника – вне зависимости от того, предусмотрена на лекциях в дополнение к данному семинару или нет. Оценив задание, выбрав тот или иной сюжет, и подобрав соответствующую литературу, можно приступать собственно к подготовке к семинару.

    Тщательная подготовка к лабораторным и практическим занятиям, как и к лекциям, имеет определяющее значение: семинар пройдет так, как аудитория подготовилась к его проведению. Самостоятельная работа – столп, на котором держится вся подготовка по изучаемому курсу. Готовясь к практическим занятиям, следует активно  пользоваться справочной литературой: энциклопедиями, словарями, альбомами схем и др.  Владение понятийным аппаратом изучаемого курса является необходимостью.

    Правила поведения на лабораторных и  практических занятиях:

    1. на занятия  желательно являться с запасом сформулированных идей и знаниями методик для расчетно-аналитического анализа.
    2. если вы что-то решили произнести на семинаре, то пусть это будет нечто стоящее – не следует сотрясать воздух пустыми фразами;
    3. выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными, не занимайте эфир надолго. Старайтесь не перебивать говорящего, это некорректно; замечания, возражения и дополнения следуют обычно по окончанию текущего выступления.

    На семинаре идет не проверка подготовки к занятию (подготовка есть необходимое условие), но степень проникновения в суть материала, обсуждаемой проблемы или методики решения задачи. Поэтому беседа идти не по содержанию прочитанных работ; преподаватель будет ставить проблемные вопросы, не се из которых могут прямо относиться к обработанной литературе.

    Самостоятельная работа. Студент в процессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы. Самостоятельная работа студентов играет важную роль в воспитании сознательного отношения самих студентов к овладению теоретическими и практическими знаниями, привитии им привычки к направленному интеллектуальному труду. Очень важно, чтобы студенты не просто приобретали знания, но и овладевали способами их добываниями.

    Самостоятельная работа проводиться с целью углубления знания по дисциплине и предусматривает:

    1. изучение отдельных разделов тем дисциплины;
    2. чтение студентами рекомендованной литературы и усвоение теоретического материала дисциплины;
    3. подготовку к практическим занятиям;
    4. работу с Интернет-источниками, базами данных;
    5. подготовку к различным формам контроля;
    6. решение расчетно-графических работ;
    7. написание реферата по выбранной тематике.

    Последовательность всех контрольных мероприятий изложена в календарном плане, который доводится до сведения каждого студента в начале семестра.

            Планирование времени на самостоятельную работу, необходимого на изучение настоящей дисциплины, студентам лучше всего осуществлять на весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Материал, законспектированный на лекциях, необходимо регулярно дополнять сведениями из литературных источников, представленных в рабочей программе.

            Для расширения знаний по дисциплине необходимо использовать Интернет ресурсы и специализированные базы данных: проводить поиск в различных системах и использовать материалы сайтов, рекомендованных преподавателем на лекционных занятия.

            Подготовка к сессии. Каждый учебный семестр заканчивается аттестационными испытаниями: зачетно-экзаменационной сессией

            Подготовка к экзаменационной сессии и сдача зачетов и экзаменов является ответственейшим периодом в работе студента. Серьезно подготовиться к сессии и успешно сдать все экзамены – долг каждого студента. Рекомендуется так организовать учебную работу, чтобы перед первым днем начала сессии были сданы и защищены все практические работы, предусмотренные графиком учебного процесса.

            Основное к подготовке к сессии – это повторение всего материала, курса или предмета, по которому необходимо сдать зачет. Только тот успевает, кто хорошо усвоил учебный материал.

    Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции и семинары, слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь материал. А это зачастую, оказывается невозможно сделать из-за нехватки времени. Для такого студента подготовка к экзаменам будет трудным, а иногда и непосильным делом, а финиш – отчисление из учебного заведения.

    При подготовке к сессии следует весь объем работы распределять равномерно по дням, отведенным для подготовки, контролировать каждый день выполнения работы. Лучше, если можно перевыполнить план. Тогда всегда будет резерв времени.


    4. Методические рекомендации для преподавателя

    Преподавание учебной дисциплины «Базы данных» осуществляется с учетом уже имеющихся у студентов знаний по философии, социологии. Практическую направленность дисциплины определяет знакомство с теоретическими и практическими методами оценки эффективности проектов. Основными формами проведения занятий с целью осмысления дисциплины являются аудиторные занятия. Для организации эффективного процесса усвоения материала студентами возможно использование различных форм: лекций, дискуссий, решение расчетных заданий, игровых форм, современных мультимедийных технологий и др.

    Внеаудиторные занятия осуществляются путем организации и руководством самостоятельной работы студентов.

    Для более глубокого изучения предмета преподаватель предоставляет студентам информацию о возможности использования по разделам дисциплины Интернет – ресурсов.

    При наличии академических задолженностей по практическим занятиям, связанных с их пропусками преподаватель должен выдать задание студенту в виде контрольных заданий по пропущенной теме занятия.

    Для контроля знаний студентов по данной дисциплине необходимо проводить текущий и промежуточный контроль.

    Текущий контроль проводиться с целью определения качества усвоения лекционного материала. Наиболее эффективным является его проведение в письменной форме – по контрольным вопросам, тестам, расчетным заданиям и т.п. Контроль проводиться в виде сдачи всеми без исключения студентами контрольных заданий. В материалы письменных опросов студентов включаются и темы, предложенные им для самостоятельной подготовки. В течение работы над освоением дисциплины студенты, руководствуясь календарным планом, выполняют контрольные работы и практические задания.

    Система оценки успеваемости

    Рекомендуется использование бальной накопительной системы, которая предусматривает постепенное накопление баллов студентами в результате участия в различных формах занятий.

    Данная система базируется, во-первых, на праве преподавателя самостоятельно определять содержание и методику своего курса и, во-вторых, на праве студента выбирать свой путь достижения желаемого результата.

    Подразумевается, что научная работа студента является неотъемлемой частью образовательного процесса, смыслом становится не столько его ориентирование на усвоение готовых истин, а совместный с преподавателем и другими студентами поиск решения реальных жизненных проблем. Что в значительной степени определяет содержание и методы процесса обучения.

    Может предусматриваться сначала входной тестовый контроль базовых знаний студентов и им же может заканчиваться курс обучения. Таким образом, определяется результативность обучения.


    5. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущего контроля и промежуточных аттестаций.

    Вопросы к экзамену 5-й семестр

    1. БД: определение, свойства, требования
    2. СУБД. Назначение, возможности
    3. Локальные и удаленные БД
    4. Логические модели
    5. Виды связей между таблицами
    6. Нормализация. Приведение к 3-й нормальной форме
    7. Индексы и ключи
    8. СУБД MySQL
    9. Язык SQL, MySQL
    10. Запуск MySQL. Подключение к БД
    11. Создание и удаление таблиц и баз данных
    12. Заполнение таблиц. Удаление записей
    13. Выбор и сортировка данных
    14. Извлечение данных из нескольких таблиц
    15. Использование подзапросов
    16. Левостороннее объединение
    17. Псевдонимы и конструкция LIMIT
    18. Группировка и агрегирование данных
    19. Изменение данных в таблице
    20. Изменение структуры таблицы
    21. Пользователи и привилегии.
    22. Типы данных в MySQL, функции MySQL
    23. Понятие дампа. Создание дампа и базы данных из дампа
    24. Внешние ключи и ссылочная целостность
    25. Типы таблиц MySQL
    26. Механизм транзакций

    Вопросы к экзамену 6-й семестр

    1. Что такое данные?
    2. Что такое автоматизированная информационная система (АИС)?
    3. Из каких компонентов состоит АИС?
    4. Какие функции выполняет АИС?
    5. Дайте определение базе данных.
    6. Дайте определение банку данных.
    7. Сформулируйте требования, предъявляемые к БнД.
    8. Какие компоненты входят в БнД?
    9. Укажите последовательность действий СУБД при обработке запросов.
    10. Перечислите функции администратора БнД.
    11. Что подразумевается под независимостью данных?
    12. Для чего служит словарь данных?
    13. Что такое предметная область?
    14. Как выделяются объекты в предметной области для создания БД?
    15. Какая информация хранится в полях БД?
    16. Какое поле называют ключевым?
    17. Какую модель данных называют внешней?
    18. Какую информацию содержит концептуальная модель данных?
    19. Как построена внутренняя модель данных?
    20. Какие типы связей между объектами вы знаете?
    21. Приведите пример связи один к одному.
    22. Приведите пример связи один ко многим.
    23. Приведите пример связи многие ко многим.
    24. Что такое запись в БД?
    25. Укажите основные характеристики иерархической модели данных.
    26. Укажите основные характеристики сетевой модели данных.
    27. Какие ограничения существуют в иерархической модели данных?
    28. Укажите основные характеристики реляционной модели данных.
    29. Что такое отношение?
    30. Что такое функциональная зависимость?
    31. Что такое полная функциональная зависимость?
    32. Что такое транзитивность?
    33. Дайте определение кортежей и доменов в реляционной модели.
    34. Для чего используется нормализация отношений?
    35. Сколько существует нормальных форм и как они взаимосвязаны между собой?
    36. Приведите пример нормализации отношений.
    37. Что такое декомпозиция схем отношений?
    38. Поясните основные положения инфологического подхода к проектированию информационных систем.
    39. Охарактеризуйте основные конструкции модели сущность-связь.
    40. Для чего используется модель сущность-связь?
    41. Приведите пример модели локального представления.
    42. Приведите пример использования операции агрегации и обобщения.
    43. Приведите пример устранения противоречий при объединении моделей локальных представлений.
    44. Какие современные СУБД вы знаете?
    45. На какие этапы делится процесс проектирования БД?
    46. Поясните основные положения даталогического подхода к проектированию информационных систем.
    47. Приведите пример идентификации и подтверждения подлинности при обращении к системе.
    48. Охарактеризуйте существующие подходы для организации защиты данных.
    49. Каковы основные виды ограничений целостности данных, которые должны поддерживать СУБД?
    50. Какие существуют способы физической защиты данных?