мастер-класс

Данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, учителей технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для детей

 Тема: «Изготовление самолёта».  

Посвящён 75-летию первого беспосадочного перелёта Москва - Северный полюс – Ванкувер. 

Цель: Популяризация начального технического моделирования среди учащихся начальных классов в районе.

Задачи:

  1. Развивать стремление и желание трудиться над созданием технических объектов.
  2. Способствовать воспитанию трудолюбия, дружелюбного отношения к товарищам.
  3. Соблюдать правила безопасности обращения с инструментами и материалами.
  4. Создавать рабочую атмосферу и установить контакт с каждым учащимся.

Материально-техническое обеспечение: бумага для черчения, простые карандаши, линейки, ластики, клей, цветная бумага, ножницы, презентация.

Ход мероприятия.

     Вступительное слово:

 Педагог: Добрый день! Ребята, я рада приветствовать Вас на нашем мастер-классе по начальному техническому моделированию, посвященному 75-летию перелёта В.П.Чкалова по маршруту Москва – Северный полюс – Ванкувер.

Прежде  чем начать изготовление орбитального корабля «Буран», мне бы хотелось вам показать презентацию, которая называется:

 «Валерий Чкалов – легендарный лётчик-испытатель».

(слайд 2) Дорогие ребята, в этом году исполняется 75 лет со дня легендарного беспосадочного перелета Чкалова по маршруту «Москва – Северный полюс-Ванкувер». Валерий Чкалов – это наш земляк. Мы сегодня узнаем с вами, почему он так знаменит.

Валерий Павлович Чкалов — это целая эпоха в истории нашего воздушного флота. Он был не только непревзойдённым лётчиком, но создателем школы высшего пилотажа, разработчиком методик испытания новых самолётов. Чкаловское лётное наследие прошло суровую проверку в воздушных боях Великой Отечественной войны, тем самым подтвердив своё право на жизнь.

Валерий Павлович Чкалов родился 2 февраля 1904 года в слободе Василево Нижегородской губернии, в семье мастера-котельщика. Окончил сельскую школу, затем техническое училище в Череповце.

В 1919 году вступил в ряды Красной армии, где был мастером по ремонту самолетов. В 1921-1924 годах обучался в Егорьевской, а затем в Борисоглебской школе военных летчиков. После этого проходил обучение в Серпуховской высшей школе стрельбы, бомбометания и воздушного боя и Московской военной авиационной школе высшего пилотажа. В 1924 году начал службу в авиации.

(слайд 3)  В.П. Чкалов работал летчиком-испытателем на  Московском авиационном заводе им. Менжинского. Он являлся шеф пилотом замечательного авиаконструктора Н.Н. Поликарпова. Здесь, на заводе, Чкалов испытывал лучшие самолеты-истребители.
При испытании истребителей Чкалов добивался от них высоких летных качеств и в особенности большей скорости. В.П. Чкалов принимал участие в испытаниях истребителей танков "ВИТ-1", "ВИТ-2", а также тяжелых бомбардировщиков "ТБ-1", "ТБ3". Творческая деятельность летчика-испытателя В.П. Чкалова принесла свои плоды, позволила значительно улучшить качество советских самолетов.

              (слайд 4) Чкалов летчик такой, каких еще на всей земле не бывало. И если о его самолете не поступало никаких известий несколько часов, было ясно, что у Чкалова просто кончился бензин где-то вдалеке от человеческого жилья.

8 ноября 1927, всего через три года после окончания летной школы, Чкалов демонстрировал достижения Советской авиации в Москве, перед членами правительства. Кроме всего прочего он показал 15 фигур высшего пилотажа собственного изобретения, в том числе восходящий штопор и полет вверх колесами. Вечером того же дня Валерий писал жене: “Лёлик, представь себе, то, за что я сидел на гауптвахте, здесь отмечено денежной премией!”

 (слайд 5) Чкалову фантастически повезло с женой: Ольга Эразмовна всегда и все понимала правильно.

Они собирались завести шестерых детей. Получилось только троих. 1 января 1928 года Ольга родила сына. В мае 1933 года родилась дочь, которую в честь отца назвали Валерией. А младшая девочка родилась летом 1938 года, через полгода после смерти Валерия. Ее назвали Ольгой, в честь матери…

(слайд 6) С 1930 года работал летчиком-испытателем. Утром 1-го мая 1935 года Валерий Чкалов принимал участие в авиапараде, где Ворошилов представил его Иосифу Виссарионовичу Сталину.

(слайд 7)…Через три дня после знакомства со Сталиным Чкалова наградили орденом Ленина, а к нему в придачу выделили автомобиль с водителем и еще - личный самолет!

слайд 8) 20-22 июля 1936 года Чкалов совместно с Г. Ф. Байдуковым и А. В. Беляковым совершил первый беспосадочный перелет через Северный Ледовитый океан из Москвы в Петропавловск-на-Камчатке. За выполнение этого полета был удостоен звания Героя Советского Союза. 18-20 июня 1937 года с тем же экипажем совершил беспосадочный перелет из Москвы в США через Северный полюс. Это был мировой рекорд беспосадочного полета на расстояние более 12000 км. Сев в Ванкувере на военном аэродроме. Штурман Беляков сделал в бортовом журнале последнюю запись: “20 июня 1937 года. Всего пробыли в воздухе 63 часа 16 мин. Израсходовано горючего 5658 килограммов, остаток горючего 77 килограммов. Средняя скорость полета – 200 километров в час”…

Вскоре над Арктикой пролетел еще один советский самолет под командованием летчика Громова. Следующим был Сигизмунд Александрович Леваневский – без малого через два месяца после Чкалова он полетел тем же маршрутом. Над Ледовитым океаном самолет исчез, о судьбе экипажа до сих пор ничего не известно. Больше подобных попыток никто не предпринимал. И даже сейчас, когда со скоростью 200 километров в час передвигаются разве что автомобили, но никак не самолеты, Чкаловским маршрутом никто летать не отваживается…

 (слайд 9) Валерий Павлович Чкалов неоднократно бывал в Н.Новгороде, был избран депутатом в Верховный Совет по Горьковской (ныне Нижегородской) области. Любимым местом Валерия Павловича был Нижегородский откос (Верхне-Волжская набережная). В 1938 году, после гибели лётчика, горьковчане обратились к властям города с ходатайством об установлении памятника Чкалову. Монумент решили установить на Верхне-Волжской набережной, у Георгиевской башни кремля. Проект памятника разработал друг В.П. Чкалова, скульптор И.А. Менделевич.

(слайд 10) На трех высоких ступенях, облицованных черным гранитом, цилиндрический пьедестал, на котором высится бронзовая фигура летчика. Голова чуть откинута назад, правая рука натягивает перчатку на левую руку. В облике пилота - мужество, решительность. На полированной поверхности пьедестала нанесены контуры карты северного полушария. Трассы перелетов героического экипажа на Дальний Восток и через Северный полюс в Америку изображены никелированными пластинками.

Вот таким был наш земляк Валерий Павлович Чкалов. Он прожил всего 34 года, но за этот короткий жизненный путь он совершал героические поступки, благодаря которым он заслужил всемирную славу.

(слайд 11) В заключении ответьте, пожалуйста, на вопросы о легендарном нашем земляке Валерии Павловиче Чкалове.

   

       А сейчас я предлагаю Вам  начать изготовление самолёта Буран, где нужно будет обвести шаблоны самолёта, перенести линии сгиба, раскрасить и склеить детали самолёта. На изготовление модели вам дается 60 минут.

На вашем рабочем месте есть ножницы, бумага, линейка, клей в количестве 1 на двоих, и конверт с шаблоном модели.

Пока вы работаете над своей моделью, мне бы хотелось рассказать вам небольшую историю орбитального корабля «Буран» и показать несколько слайдов.

                         

               

Многоразовый орбитальный корабль "Буран"

 

"Буран" - советский крылатый орбитальный корабль многоразового использования. Предназначен для решения ряда оборонных задач, выведения на орбиту вокруг Земли различных космических объектов и их обслуживания; доставки модулей и персонала для сборки на орбите крупногабаритных сооружений и межпланетных комплексов; возврата на Землю неисправных или выработавших свой ресурс спутников; освоения оборудования и технологий космического производства и доставки продукции на Землю; выполнения других грузопассажирских перевозок по маршруту Земля-космос-Земля.

 

Внешняя конфигурация. Орбитальный корабль (ОК) "Буран" выполнен по самолетной схеме: это "бесхвостка" с низкорасположенным треугольным крылом двойной стреловидности по передней кромке; аэродинамические органы управления включают элевоны, балансировочный щиток, расположенный в хвостовой части фюзеляжа, и руль направления, который, "расшепляясь" по задней кромке (рис. справа), выполняет также функции воздушного тормоза; посадку "по-самолетному" обеспечивает трехопорное (с носовым колесом) выпускаюшееся шасси.

 

Внутренняя компоновкаконструкцияВ носовой части "Бурана" расположены герметичная вставная кабина объемом 73 кубических метров для экипажа (2 - 4 чел.) и пассажиров (до 6 чел.), отсеки http://www.buran.ru/images/jpg/hchf2lit.jpgбортового оборудования и носовой блок двигателей управления.

Среднюю часть занимает грузовой отсек с открывающимися вверх створками, в котором размещаются манипуляторы для выполнения погрузочно-разгрузочных и монтажно-сборочных работ и различных                   операций по обслуживанию космических объектов. Под грузовым отсеком расположены агрегаты систем энергоснабжения и обеспечения температурного режима. В хвостовом отсеке (рис. справа) установлены агрегаты двигательной установки, топливные баки, агрегаты гидросистемы. В конструкции "Бурана" использованы алюминиевые сплавы, титан, сталь и другие материалы. Чтобы противостоять аэродинамическому нагреванию при спуске с орбиты, внешняя поверхность ОК имеет теплозащитное покрытие, рассчитанное на многоразовое использование.

На менее подверженную нагреву верхнюю поверхность устанавливается гибкая теплозащита, а другие поверхности покрыты теплозащитными плитками, изготовленными на основе волокон кварца и выдерживающими температуру до 1300ºС. В особо теплонапряженных зонах (в носках фюзеляжа и крыла, где температура достигает 1500º - 1600ºС) применен композиционный материал типа углерод-углерод. Этап наиболее интенсивного нагревания ОК сопровождается образованием вокруг него слоя воздушной плазмы, однако конструкция ОК не прогревается к концу полета более чем до 160ºС. Каждая из 38600 плиток имеет конкретное место установки, обусловленное теоретическими обводами корпуса ОК. Для снижения тепловых нагрузок выбраны также большие значения радиусов затупления носков крыла и фюзеляжа. Расчетный ресурс конструкции - 100 орбитальных полетов.

Подведение итогов о проделанной работе. Молодцы ребята, у вас получились замечательные модели самолётов.

А сейчас мне хотелось бы пригласить вас на чаепитие.



Предварительный просмотр: